Содержание

Введение. 3

Термины и понятия, применяемые в целях открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов. 5

Порядок открытия и ведения лицевых счетов по учету внебюджетных средств. 8

Порядок применения приказа Минфина РФ от 21 июня 2001г. №46н. 13

Порядок открытия и ведения лицевых счетов. 20

Заключение. 27

Список литературы.. 28

Приложение. 31


Введение

В соответствии со ст.126 Федерального закона от 24.12.2002 N 176-ФЗ "О федеральном бюджете на 2003 год" средства, полученные федеральными учреждениями от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, учитываются на счетах, открытых им в органах федерального казначейства.

На основании разд.2 п.5 Приказа Минфина России от 21.06.2001 N 46н "О порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов" лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются клиентам в органах федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателей средств для учета операций со средствами федерального бюджета.

Если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган федерального казначейства открывает клиенту, в первую очередь, лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Основанием для открытия получателям средств лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, являются генеральные разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства (далее - генеральные разрешения), выданные Министерством финансов Российской Федерации главным распорядителям средств федерального бюджета (далее - главные распорядители средств) и разрешения на открытие в органах федерального казначейства лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности (далее - разрешения), выдаваемые главными распорядителями средств и распорядителями средств федерального бюджета (далее - распорядители средств) получателям средств.

В соответствии с вышеизложенным федеральное государственное учреждение обязано открыть лицевой счет получателя средств федерального бюджета в порядке, установленном Приказом Минфина России от 21.06.2001 N 46н.

Цель данной курсовой работы рассмотреть порядок применения и основополагающие понятия, введенные в действие на основании Приказа № 46н от 21.06.2001г., а также дать целостную картину действия данного приказа в свете последних изменений и дополнений действующих на дату написания курсовой работы.


Термины и понятия, применяемые в целях открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Минфина РФ лицевых счетов

Клиент - получатель средств, которому в органе федерального казначейства в установленном порядке открыты лицевые счета для учета операций со средствами федерального бюджета и средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.

Если получатель средств наделяет созданные им структурные и территориально обособленные подразделения, в соответствии с положениями об этих подразделениях, правом ведения бухгалтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, на них распространяется понятие получатель средств.

Средства, полученные от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - средства, полученные клиентами из внебюджетных источников, образование и расходование которых установлено законодательными актами, решениями Президента Российской Федерации и Правительства Российской Федерации, а в отдельных случаях - нормативными правовыми актами федеральных органов исполнительной власти и учредительными документами (уставами) получателей средств гражданско-правовыми договорами.[1]

Смета доходов и расходов по внебюджетным средствам - документ, составляемый клиентом на текущий финансовый год, утверждаемый в порядке, установленном главным распорядителем средств федерального бюджета (далее - главный распорядитель средств), и определяющий объемы поступлений внебюджетных средств с указанием источников образования и направлений использования этих средств в структуре показателей ведомственной и экономической классификаций расходов бюджетов Российской Федерации.

Счет органа федерального казначейства - лицевой счет, открытый органу федерального казначейства на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" с отличительным признаком "1" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета в учреждении Банка России или кредитной организации по месту открытия ему счета по учету средств федерального бюджета.

Лицевой счет для учета операций со средствами, полученными клиентом от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности - регистр аналитического учета органа федерального казначейства, предназначенный для отражения в учете операций по поступлению и расходованию внебюджетных средств (далее - лицевой счет по учету внебюджетных средств).

Кассовый расход - операция по списанию средств с лицевого счета по учету внебюджетных средств в оплату принятых клиентом денежных обязательств, подлежащих оплате за счет внебюджетных средств.

Операции, отраженные на лицевых счетах по учету внебюджетных средств, являются объектами бухгалтерского учета исполнения смет доходов и расходов по внебюджетным средствам клиентов. Указанные операции производятся в валюте Российской Федерации на основании расчетно - денежных документов.

Учет операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств осуществляется нарастающим итогом с начала финансового года в структуре показателей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

Нумерация лицевых счетов по учету внебюджетных средств осуществляется в порядке, установленном пунктом 8 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 106н.

При нумерации лицевых счетов по учету внебюджетных средств используется код 06 - лицевой счет по учету внебюджетных средств.

Органы федерального казначейства при открытии клиентам лицевых счетов по учету внебюджетных средств используют учетный номер, присвоенный им в реестре получателей средств при открытии лицевых счетов для учета операций со средствами федерального бюджета.


Порядок открытия и ведения лицевых счетов по учету внебюджетных средств

Лицевые счета по учету внебюджетных средств открываются клиентам в органах федерального казначейства по месту открытия им лицевых счетов получателей средств для учета операций со средствами федерального бюджета.

Если на момент открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиенту не открыт лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, орган федерального казначейства открывает клиенту в установленном порядке вначале лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Каждому клиенту может быть открыт только один лицевой счет по учету внебюджетных средств.

Для оформления открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиент представляет в орган федерального казначейства следующие документы:[2]

а) подлинник разрешения на открытие лицевого счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органе федерального казначейства (далее - разрешение), оформленного в установленном порядке;

б) заявление на открытие лицевого счета по форме согласно приложению N 1 к Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 106н;

в) карточку образцов подписей и оттиска печати, оформленную и заверенную в порядке, установленном пунктами 24 - 31 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 106н;

Представленные документы хранятся в деле по оформлению лицевого счета (далее - юридическое дело). Единое юридическое дело оформляется по всем открытым данному клиенту лицевым счетам и хранится у главного бухгалтера органа федерального казначейства или у другого уполномоченного руководителем органа федерального казначейства работника.

Открытие клиенту лицевого счета по учету внебюджетных средств осуществляется по разрешительной надписи руководителя и главного бухгалтера (лиц, их замещающих) органа федерального казначейства на заявлении об открытии лицевого счета по учету внебюджетных средств после представления в орган федерального казначейства документов.

Лицевые счета по учету внебюджетных средств регистрируются органом федерального казначейства в Книге регистрации лицевых счетов в порядке, установленном пунктом 14 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 г. N 106н.

Для учета операций на лицевом счете по учету внебюджетных средств клиент представляет в орган федерального казначейства смету доходов и расходов по внебюджетным средствам на текущий финансовый год (квартал). Утвержденная смета доходов и расходов по внебюджетным средствам в течение финансового года может уточняться в порядке, установленном главным распорядителем средств, и представляться в орган федерального казначейства.

В случаях, когда клиентом составляются раздельные сметы доходов и расходов по видам внебюджетной деятельности, в орган федерального казначейства представляется сводная смета доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Операции с внебюджетными наличными денежными средствами территориально обособленных подразделений, не наделенных правом ведения бухгалтерского учета и собственной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам, учитываются на счете органа федерального казначейства, открытого в учреждении Банка России или кредитной организации на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н "Об утверждении Правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".[3]

Орган федерального казначейства осуществляет аналитический учет операций на этом счете в разрезе вышеуказанных территориально обособленных подразделений с представлением им выписки со счета N 40302 по мере поступления на счет органа федерального казначейства предназначенных для них внебюджетных средств.

Органы федерального казначейства в пятидневный срок после открытия лицевого счета по учету внебюджетных средств в установленном порядке сообщают об этом территориальным органам Министерства Российской Федерации по налогам и сборам (далее - налоговые органы) по месту регистрации клиента.

Лицевые счета по учету внебюджетных средств закрываются органом федерального казначейства:[4]

а) по заявлению клиента в связи с отзывом генерального разрешения;

б) при отзыве в установленном настоящим Приказом порядке ранее выданного разрешения;

в) по окончании финансового года, если в течение данного финансового года операции на лицевом счете по учету внебюджетных средств не производились и остатка внебюджетных средств не имеется;

г) по заявлению клиента в связи с реорганизацией, изменением подчиненности, завершением работы ликвидационной комиссии;

д) передачей клиента на обслуживание в другой орган федерального казначейства;

е) в иных случаях, предусмотренных нормативными правовыми актами Министерства финансов Российской Федерации.

На дату закрытия лицевого счета по учету внебюджетных средств орган федерального казначейства должен произвести с клиентом сверку движения и остатков сумм внебюджетных средств с начала финансового года по день закрытия счета включительно. Результаты сверки оформляются актом, который составляется в трех экземплярах и подписывается руководителями органа федерального казначейства и клиента.

При передаче клиента на обслуживание в другой орган федерального казначейства клиент представляет в принимающий его на обслуживание орган федерального казначейства оформленные в установленном порядке акт сверки и подлинник разрешения. В юридическое дело клиента, остающееся в органе федерального казначейства по прежнему месту обслуживания, подшивается копия разрешения.

Орган федерального казначейства перечисляет денежные средства, поступившие на счет органа федерального казначейства после закрытия лицевого счета по учету внебюджетных средств клиента в соответствии с реквизитами, указанными в заявлении, а в случае их отсутствия возвращает отправителю.

Переоформление и закрытие лицевых счетов по учету внебюджетных средств осуществляются в порядке, установленном пунктами 32, 33, 34 (абзац первый), 37, 38 (абзац первый), 39, 40 Инструкции, утвержденной Приказом Минфина России от 30 декабря 1999 года N 106н.

Органы федерального казначейства отражают операции с внебюджетными средствами на лицевых счетах по учету внебюджетных средств нарастающим итогом с начала финансового года в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации.

На лицевом счете по учету внебюджетных средств подлежат отражению:

объем поступлений внебюджетных средств и направлений использования этих средств в соответствии с утвержденной сметой доходов и расходов по внебюджетным средствам нарастающим итогом с начала финансового года;

остаток внебюджетных средств на начало текущего финансового года;

суммы внебюджетных средств, поступившие в течение текущего финансового года в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации, в том числе суммы средств без права расходования;

кассовые расходы, произведенные за счет внебюджетных средств в течение текущего финансового года в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;

восстановление кассовых расходов, произведенных за счет внебюджетных средств в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации;

прочие платежи - платежи в уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней в соответствии с классификацией доходов бюджетов Российской Федерации и иные предусмотренные разрешением и не относящиеся к расходам перечисления;

остаток внебюджетных средств на отчетную дату.

Органы федерального казначейства по окончании отчетного месяца брошюруют экземпляры лицевых счетов по учету внебюджетных средств на бумажном носителе в пачки в возрастающем порядке номеров лицевых счетов и подшивают их в дело.


Порядок применения приказа Минфина РФ от 21 июня 2001г. №46н

Комментируя изменения, внесенные Приказом Минфина России от 23 июля 2002 г. N 70н, в Инструкцию о порядке открытия и ведения территориальными органами федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации лицевых счетов для учета операций со средствами, полученными от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, получателей средств федерального бюджета, финансируемых на основании смет доходов и расходов, утвержденную Приказом Минфина России от 21 июня 2001 г. N 46н, следует обратить внимание на следующее.

В первую очередь пункт 2 Инструкции, которым установлено новое понятие "клиент", применяемое в целях настоящей Инструкции. В отличие от прежней формулировки под клиентом понимается получатель средств, которому в органе федерального казначейства в установленном порядке открыт не только лицевой счет по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, но и лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета.

Более того, пункт 5 Инструкции обязывает орган федерального казначейства открыть клиенту в первую очередь лицевой счет для учета операций со средствами федерального бюджета, если клиент не имеет его на момент открытия внебюджетного лицевого счета. Указанная норма не распространяется на лицевые счета, открытые в органах федерального казначейства в порядке, установленном Приказом Минфина России от 30 ноября 2001 г. N 103н.

Следует подчеркнуть, что отныне не требуется представление отдельных пакетов документов, необходимых для открытия различных видов лицевых счетов, так как в целях упрощения процедуры открытия счета, согласно пункту 6 Инструкции, по всем лицевым счетам, открытым клиенту в этом органе федерального казначейства, оформляется единое юридическое дело.

Инструкция изменяет также процедуру присвоения номера лицевого счета, открытого в органе федерального казначейства. На основании пункта 4 в нем должен присутствовать учетный номер, присвоенный клиенту в реестре получателей средств федерального бюджета.

В связи с новым способом нумерации лицевых счетов (и как следствие, изменение реквизитов этого счета) от клиента потребуется внесение соответствующих дополнений в заключенные им ранее договоры гражданско-правового характера. Поэтому казначейству предоставлено право перейти на новую процедуру нумерации счетов в сроки, оговоренные с получателями средств, но не позднее 1 января 2003 года.

Структурные и территориально обособленные подразделения получателя средств условно разделены на два вида, исходя из наличия у них таких признаков, как право ведения бухгалтерского учета и собственная смета доходов и расходов по внебюджетным средствам.

Обладающие этими признаками обособленные подразделения попадают под понятие "клиент" и получают право на открытие им в органах федерального казначейства лицевых счетов по учету внебюджетных средств.

Обязательным условием должно быть включение указанных подразделений в реестр получателей средств федерального бюджета.

Операции с внебюджетными наличными денежными средствами обособленных подразделений, не наделенных вышеуказанными признаками, учитываются на счете органа федерального казначейства, открытом ему в учреждении Банка России или кредитной организации на балансовом счете N 40302 "Средства, поступающие во временное распоряжение бюджетных организаций" в порядке, установленном Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н "Об утверждении Правил оформления и выдачи в 1999 году разрешений на открытие счетов организаций, финансируемых из федерального бюджета, по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности".

Орган федерального казначейства в целях контроля за соответствием операций на своем счете N 40302 к каждой выписке учреждения банка составляет оборотную ведомость по операциям с указанными средствами с отражением входящих и исходящих остатков, оборотов за день и соответствующих данным операциям сумм (без разбивки по кодам экономической классификации бюджетов расходов Российской Федерации) в разрезе вышеназванных обособленных подразделений.

При поступлении внебюджетных средств, предназначенных обособленным подразделениям, на счет N 40302 и при списании средств на основании чеков на получение наличных денег орган федерального казначейства на основании выписки учреждения банка представляет обособленным подразделениям выписки по установленной форме.

Возврат неиспользованных наличных денежных средств осуществляется путем их сдачи обособленным подразделением в учреждение банка на основании объявления на взнос наличными ф. 0402001 на счет органа федерального казначейства N 40503 по месту открытия бюджетному учреждению - учредителю лицевого счета по учету внебюджетных средств.

В целях контроля за восстановлением кассового расхода учредителя обособленного подразделения орган федерального казначейства в объявлении на взнос наличными в поле "Назначение платежа" отражается номер и дата платежного поручения, которым возвращаемые средства были ранее зачислены на счет N 40302, и соответствующие показатели экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В бухгалтерском учете органа федерального казначейства зачисление средств на счет органа N 40302 оформляется записью по дебету счета 1091 "Прочие средства" и кредиту счета 6015 "Расчеты по прочему финансированию". Операция по списанию средств отражается бухгалтерской записью по дебету счета 6015 и кредиту счета 1091.

В разделе 3 "Учет операций на лицевых счетах по учету внебюджетных средств" Приказом Минфина России от 23 июля 2002 г. N 70н уточнены правила заполнения платежных поручений на зачисление средств, регламентирована процедура осуществления учета органом федерального казначейства кассовых расходов по внебюджетным средствам.

Расчетно - денежные документы, по которым производится кассовый расход, проверяются уполномоченным работником на соответствие указанных в них кодов экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации содержанию проводимой операции и смете доходов и расходов по внебюджетным средствам.

При представлении клиентом сметы доходов и расходов осуществляется ее проверка на соответствие разрешению на открытие лицевого счета по учету внебюджетных средств в части направлений использования средств, причем контроль производится без привязки к конкретным источникам образования внебюджетных средств.

Обращаем особое внимание, что проверка сметы доходов и расходов на ее соответствие разрешению в части источников образования внебюджетных средств осуществляется исключительно в тех случаях, когда смета, согласно указаниям главного распорядителя средств, в чьем ведении находится клиент, составляется в разрезе источников образования внебюджетных средств.

Не менее важным является уточнение порядка отражения на лицевом счете операций по возврату дебиторской задолженности. Суммы возврата дебиторской задолженности, образовавшейся у клиента в процессе исполнения сметы доходов и расходов по внебюджетным средствам текущего года, учитываются на лицевом счете по учету внебюджетных средств как восстановление кассового расхода с отражением по тем показателям экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации, по которым был произведен кассовый расход. Суммы дебиторской задолженности прошлых лет отражаются на лицевом счете по учету внебюджетных средств в доходах клиента. При этом включение в разрешение указанного источника образования внебюджетных средств не требуется.[5]

Благодаря изменениям, внесенным в пункты 22 и 23, значительно упрощен порядок зачисления внебюджетных средств на лицевой счет клиента, если в платежных документах отсутствуют некоторые реквизиты. В частности, клиенту предоставлено право на основании письменной информации, заверенной подписями руководителя и главного бухгалтера клиента, уточнять наименование получателя средств или источник образования внебюджетных средств, если в платежном документе на их зачисление указанные реквизиты отсутствуют.

Если же источник образования внебюджетных средств не соответствует источникам, отраженным в разрешении, орган федерального казначейства зачисляет сумму поступлений на лицевой счет клиента без права ее расходования до внесения в установленном порядке соответствующих дополнений в разрешение или до перечисления указанных сумм платежным поручением клиента в соответствии с их назначением (к примеру, в доход соответствующего бюджета, если в текущем финансовом году указанные платежи являются источниками формирования доходов бюджетов различных уровней) либо их отправителю.

Положение пункта 25 Приказа предоставляет органу федерального казначейства возможность учесть отраслевую специфику отдельных получателей средств при установлении им единого лимита остатка кассы, определив его как сумму:

наличных денежных средств, полученных клиентом из учреждения банка, в том размере, который необходим ему для обеспечения нормальной работы на весь установленный период (например, на 10 дней), без использования доходов, поступающих в кассу от осуществления платной деятельности;

планируемой к поступлению в кассу выручки от внебюджетной деятельности, подлежащей сдаче в учреждение банка в полном объеме.

В доходах клиента по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации учитываются поступления от всех видов деятельности (в том числе суммы средств без права расходования), дебиторская задолженность прошлых лет, а также поступления распорядителю средств от нижестоящих получателей средств. Если распорядитель средств перераспределяет указанные средства между нижестоящими подведомственными получателями средств, суммы перечислений отражаются в учете как уменьшение его доходов (со знаком "минус").

Операции по использованию внебюджетных средств согласно утвержденной в установленном порядке смете доходов и расходов текущего финансового года отражаются в соответствии с экономической классификацией расходов бюджетов Российской Федерации, включая расходы по оплате налогов, напрямую относимых на расходы клиента (налог на доходы физических лиц - по соответствующим кодам, на которые отнесены расходы по оплате труда; налог на пользователей автодорог - код 111040; налоги, уплачиваемые в местные бюджеты, и др.), а также восстановление кассовых расходов текущего финансового года (со знаком "минус").[6]

На лицевом счете по учету внебюджетных средств обособленно учитываются по кодам классификации доходов бюджетов Российской Федерации платежи в уплату налогов и сборов в бюджеты различных уровней, не относимые напрямую на расходы учреждения (налог на прибыль, налог с продаж и др.), иные перечисления, предусмотренные разрешением на открытие внебюджетного счета, которые невозможно классифицировать по кодам экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации (например, перечисление части доходов главному или вышестоящему распорядителю средств, перечисление средств на депозитные счета и др. Суммы от продажи приобретенных ценных бумаг и возврата средств с депозитных счетов отражаются в этом разделе со знаком минус.).

При этом следует иметь в виду, что в разрешениях на открытие внебюджетного счета и сметах доходов и расходов оплата налогов и иных обязательных платежей в бюджет может не предусматриваться.

Также не требуется включения в разрешение такого направления использования средств, как исполнение взысканий на основании исполнительных листов, производимых с внебюджетных лицевых счетов.

Порядок открытия и ведения лицевых счетов

Организации, финансируемой из федерального бюджета, для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, на балансовом счете N 40503 открывается лицевой счет с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета в общеустановленном порядке при наличии разрешения соответствующего органа федерального казначейства по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (Приложение 4 к Правилам, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н). Указанный лицевой счет открывается, как правило, в том же учреждении Банка России или кредитной организации, в которой данной организации или соответствующему органу федерального казначейства открыт счет по учету средств федерального бюджета (лицевые счета с символом отчетности банка 01 на балансовом счете N 40105 "Средства федерального бюджета").[7]

Для открытия счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, организация, финансируемая из федерального бюджета, представляет в учреждение Банка России или кредитную организацию документы, необходимые для открытия счета в соответствии с установленными банковскими правилами, а также три экземпляра разрешения на открытие указанного счета, подписанные руководителем и главным бухгалтером соответствующего органа федерального казначейства или их заместителями, заверенные печатью этого органа федерального казначейства. В указанных экземплярах разрешения органом федерального казначейства должна быть заполнена строка: "Срок действия разрешения: с _________ по ________ (включительно)".

Банк открывает счет организации, финансируемой из федерального бюджета, на основании договора банковского счета. Разрешение органа федерального казначейства на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, является условием для открытия и ведения банком счетов данного вида. Срок действия договора на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, не может превышать срока действия разрешения.

Досрочный отзыв органом федерального казначейства разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, является прекращением действия вышеупомянутого разрешения и означает сокращение срока действия договора банковского счета до даты отзыва органом федерального казначейства разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности. При продлении или выдаче нового разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, срок договора банковского счета может быть продлен.

Банк после открытия в установленном порядке счета организации, финансируемой из федерального бюджета, заполняет на трех экземплярах разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, раздел "Отметки учреждения Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации". Два экземпляра разрешения с отметкой банка возвращаются клиенту, один экземпляр разрешения остается в банке и подшивается в юридическое дело организации.

Операции по счету с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета на балансовом счете N 40503 производятся в установленном порядке в пределах остатка средств на этом счете. Выдача наличных денег с этого счета производится по денежным чекам в установленном порядке.

Банк не контролирует целевое использование средств с лицевых счетов с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета, открытых организациям, финансируемым из федерального бюджета, на балансовом счете N 40503.

Закрытие счета с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде номера лицевого счета на балансовом счете N 40503, открытого в соответствии с настоящим Указанием, производится в установленном порядке на основании заявления организации о закрытии счета, в случае отзыва разрешения в порядке, установленном настоящим Указанием, а также по истечении срока действия договора.

В случае отзыва территориальными органами федерального казначейства разрешений на открытие указанных счетов, согласно п. 7 Правил, утвержденных Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н, для досрочного закрытия счета организация, финансируемая из федерального бюджета, представляет в банк уведомление соответствующего органа федерального казначейства об отзыве разрешения на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, по форме, установленной Министерством финансов Российской Федерации (приложение 8 к Правилам, утвержденным Приказом Министерства финансов Российской Федерации от 2 февраля 1999 г. N 9н), если такое условие предусмотрено договором банковского счета, или одновременно с заявлением на закрытие счета указанное уведомление. [8]

Уведомление об отзыве представляется в банк в трех экземплярах (каждый экземпляр должен быть подписан руководителем и главным бухгалтером соответствующего органа федерального казначейства или их заместителями и заверен печатью этого органа федерального казначейства).

После закрытия счета в установленном порядке банк во всех экземплярах уведомления в разделе "Отметки учреждения Центрального банка Российской Федерации или кредитной организации" заполняет строки: наименование учреждения Банка России или кредитной организации, БИК, дата получения от организации, финансируемой из федерального бюджета, указанного уведомления, номер закрытого лицевого счета на балансовом счете N 40503 с отличительным признаком "2" в четырнадцатом разряде, дата закрытия счета, подпись главного бухгалтера или его заместителя и место печати. Два экземпляра уведомления с отметкой банка возвращаются клиенту, один экземпляр уведомления остается в банке и подшивается в юридическое дело организации. Разрешение на открытие текущего счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, также остается в юридическом деле.



Организации, финансируемые из федерального бюджета, закрывают действующие до введения настоящего Указания счета (специальные средства, суммы по поручениям, другие внебюджетные средства), открытые на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" - в порядке, установленном Гражданским кодексом Российской Федерации, в соответствии с Правилами ведения бухгалтерского учета в Центральном банке Российской Федерации (Банке России) от 18 сентября 1997 года N 66, Правилами ведения бухгалтерского учета в кредитных организациях, расположенных на территории Российской Федерации от 18 июня 1997 года N 61.

По получении настоящего Указания банк, в котором открыты счета организаций, финансируемых из федерального бюджета, на балансовом счете N 40503 "Счета предприятий, находящихся в федеральной собственности. Некоммерческие организации" уведомляет клиентов о необходимости закрытия в установленном порядке вышеназванных счетов.

В случае, если по истечении месяца с момента уведомления клиентом не закрыты вышеназванные счета, банк информирует соответствующие органы федерального казначейства Минфина России и организацию, выдавшую разрешение на открытие счета, о незакрытии счетов сумм по поручениям, специальных средств, по учету других внебюджетных средств для принятия мер по закрытию этих счетов.

Операции по открытым до введения настоящего Указания счетам по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, осуществляются организациями, финансируемыми из федерального бюджета, до отдельных указаний Министерства финансов Российской Федерации о сроке и порядке их закрытия. Учреждения Банка России или кредитные организации не осуществляют контроль за своевременным закрытием счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.



При наличии в банке картотеки не оплаченных в срок расчетных документов, учитываемых на внебалансовом счете N 90902 "Расчетные документы, не оплаченные в срок", к лицевым счетам организаций, финансируемых из федерального бюджета, указанным в пункте 1.5 настоящего Указания, счета которых закрываются, расчетные документы из картотеки по вышеуказанному внебалансовому счету подлежат возврату в соответствии с Положением Банка России "О безналичных расчетах в Российской Федерации" от 12.04.2001 N 2-П.

В случае отсутствия средств на корреспондентском счете кредитная организация извещает организацию, финансируемую из федерального бюджета, о закрытии счетов и помещении платежного поручения организации на перечисление остатка средств на вновь открытый этой организации счет в банке, в картотеку неоплаченных документов к корреспондентскому счету (внебалансовый счет N 90903 "Расчетные документы клиентов, не оплаченные в срок из-за отсутствия средств на корреспондентских счетах кредитной организации").

 Указанный порядок не распространяется:[9]

- на текущие счета, открытые в соответствии с законодательством Российской Федерации в иностранной валюте.

Положения раздела 1 "Порядок открытия в учреждениях Банка России или кредитных организациях организациям, финансируемым из федерального бюджета, счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности" распространяются только на воинские части Министерства обороны Российской Федерации, не переведенные на финансирование за счет средств федерального бюджета через лицевые счета, открытые им в органах федерального казначейства.

Порядок открытия в банках счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности бюджетным организациям, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов

Организациям, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, за исключением образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, для учета средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в банках счета открываются соответственно на балансовых счетах N 40603 "Счета предприятий, находящихся в государственной (кроме федеральной) собственности. Некоммерческие организации" и N 40703 "Счета негосударственных предприятий.

При этом указанные организации представляют в банк разрешение соответствующего финансового органа на открытие счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в порядке, предусмотренном соответствующим исполнительным органом субъекта Российской Федерации и местного самоуправления.

Расчетно - кассовое обслуживание организаций, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, которым открыты лицевые счета на балансовых счетах N 40603 и N 40703 соответственно, банками осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 1.3 настоящего Указания.

Закрытие лицевых счетов на балансовых счетах N 40603 и N 40703, открытых в соответствии с настоящим Указанием, осуществляется в соответствии с порядком, установленным пунктом 1.4 настоящего Указания.

Счета по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, ранее открытые организациям, финансируемым из бюджетов субъектов Российской Федерации или местных бюджетов, за исключением образовательных учреждений, финансируемых из бюджетов субъектов Российской Федерации, до введения настоящего Указания на балансовых счетах N 40603 и N 40703, закрываются в соответствии с установленным порядком.[10]

При этом в случае, если по истечении месяца с момента уведомления клиентом не закрыты вышеназванные счета, учреждение Банка России или кредитная организация информирует о данном факте финансовый орган субъекта Российской Федерации или местного бюджета, выдавший разрешение на открытие счета для принятия мер по закрытию этих счетов. Учреждения Банка России или кредитные организации не осуществляют контроль за своевременным закрытием счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности.



Заключение

Средства от предпринимательской деятельности и использования государственной собственности бюджетного учреждения зачисляются на единый счет федерального бюджета в соответствующем территориальном органе Федерального казначейства. Территориальный орган Федерального казначейства обязан отразить указанные средства на лицевом счете бюджетного учреждения не позднее дня, следующего за днем зачисления их на единый счет федерального бюджета. С этого момента бюджетное учреждение вправе распоряжаться этими средствами.

Бюджетное учреждение вправе распоряжаться средствами, зачисленными на его лицевой счет, только в том размере, который отражен на лицевом счете бюджетного учреждения.

Обращение взыскания на внебюджетные средства, находящиеся на лицевых счетах, открытых в органах федерального казначейства, по обязательствам, принятым бюджетными учреждениями, производится в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.

Органы федерального казначейства осуществляют учет операций по исполнению требований, содержащихся в исполнительных листах судебных органов, в разрезе показателей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации.

В данной курсовой работе рассмотрен порядок применения и основополагающие понятия, введенные в действие на основании Приказа № 46н от 21.06.2001г., а также дана целостная картина действия данного приказа в свете последних изменений и дополнений, действующих на 01 января 2005г.

 


Список литературы

1.        ПРИКАЗ Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н (ред. от 23.07.2002) "О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ ДЛЯ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ФИНАНСИРУЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ СМЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 N 2809)

2.        "Российская газета", N 145, 01.08.2001,

3.        "Бюллетень нормативных актов федеральных органов исполнительной власти", N 32, 06.08.2001.

4.        http://www.businesspravo.ru/Docum/DocumShow_DocumID_24208.html 

5.        www.admin.tomsk.ru/DocBase/raspor.nsf/4dfa6373fad498dcc6256da30037fd4b/5e0c1a38bf65e

6.        www.kadis.ru/texts/pattern_texts1.html?/texts/s/26294

7.        www.gfu.ru/kazna/norm/007

8.        ”Экономика и статистика фирм” Под. ред. Ильенковой С.Д., М., 2003.

9.        ”Экономика предприятия” Под. ред.проф. В.Я. Горфинкеля, М.,2000.

10.   «Финансы предприятий» Е. И. Бородин, М.: Банки и биржи ЮНИТИ 2000.

11.   С. Брю, Макконел. Экономикс, т.2- М.:Юнити,2003,1200с.

12.   В.П.Грузинов. Экономика предприятия и предпринимательство- М.:Финстатинформ,1994, 620с.

13.   А. И. Руденко. Казначейская деятельность . - М.: УРСС,2003г, 480с.

14.   Финансы государства / Под ред. А. И. Руденко - Мн.:ФБК-Пресс,2004г, 400с.

15.   З. И. Петрова. Анализ бюджетного финансирования - М.:Юнити, 2000г, 448с.

16.   Макроэкономика. / Под ред. Яковлевой,  М.: Инфра-М, 1997г., 583с.

17.   Макконнелл Р., Брю Л.  «Экономикс», Таллинн.: Перспектива, 1993г., 1140с.

18.   Экономика. /  Под ред. Булатова, М.:Высш.шк., 1997г., 618с.

19.   Лисовицкий Н.В. Макроэкономика,- М.: Финансы и статистика, 2000г., 640с.

20.   Хоптян Д.Г. Основы казначейства в России, - М.: Инфра-М, 2004г., 840с.

Приложение

Приложение № 2 к Приказу Министерства финансов Российской Федерации от 21.06.2001 № 46н

Министерство финансов Российской Федерации

ЗАЯВЛЕНИЕ 1 на выдачу генерального разрешения на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности в органах федерального казначейства

Просим выдать генеральное разрешение на открытие лицевых счетов по учету средств, полученных от предпринимательской и иной приносящей доход деятельности, в органах федерального казначейства.

Руководитель





(подпись)


(расшифровка подписи)


Главный бухгалтер





(подпись)


(расшифровка подписи)




[1] ПРИКАЗ Минфина РФ от 21.06.2001 N 46н (ред. от 23.07.2002) "О ПОРЯДКЕ ОТКРЫТИЯ И ВЕДЕНИЯ ТЕРРИТОРИАЛЬНЫМИ ОРГАНАМИ ФЕДЕРАЛЬНОГО КАЗНАЧЕЙСТВА МИНИСТЕРСТВА ФИНАНСОВ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ ЛИЦЕВЫХ СЧЕТОВ ДЛЯ УЧЕТА ОПЕРАЦИЙ СО СРЕДСТВАМИ, ПОЛУЧЕННЫМИ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ, ПОЛУЧАТЕЛЕЙ СРЕДСТВ ФЕДЕРАЛЬНОГО БЮДЖЕТА, ФИНАНСИРУЕМЫХ НА ОСНОВАНИИ СМЕТ ДОХОДОВ И РАСХОДОВ" (Зарегистрировано в Минюсте РФ 19.07.2001 N 2809)


[2] Хоптян Д.Г. Основы казначейства в России, - М.: Инфра-М, 2004г., 481с.


[3] А. И. Руденко. Казначейская деятельность . - М.: УРСС,2003г, 118с.


[4] Хоптян Д.Г. Основы казначейства в России, - М.: Инфра-М, 2004г., 487с.


[5] Хоптян Д.Г. Основы казначейства в России, - М.: Инфра-М, 2004г., 510с.


[6] Хоптян Д.Г. Основы казначейства в России, - М.: Инфра-М, 2004г., 515с.


[7] www.kadis.ru/texts/pattern_texts1.html?/texts/s/26294


[8] "Российская газета", N 145, 01.08.2001,


[9] "Российская газета", N 145, 01.08.2001,


[10] www.kadis.ru/texts/pattern_texts1.html?/texts/s/26294


1 Оформляется на бланке федерального органа исполнительной власти или иного главного распорядителя средств федерального бюджета.