Содержание

1. Формы и методы государственного управления. Формы и методы административной деятельности органов внутренних дел. 3

2. Понятие и юридическое значение правового акта управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Акты органов внутренних дел. 6

3. Поощрение в государственном управлении как один из способов убеждения. Поощрения сотрудников органов внутренних дел за успехи в служебной деятельности. 8

Задача 1. 9

Задача 2. 10

Список литературы.. 12

1. Формы и методы государственного управления. Формы и методы административной деятельности органов внутренних дел.

Осуществление исполнительной власти (государственное управление)

реализуется в конкретных формах исполнительно-распорядительной деятельности (формах государственного управления) органов исполнительной власти и их должностных  лиц. Категория «форма государственного управления» [1] связана с реализацией компетенции органа исполнительной власти, поскольку именно управленческие действия позволяют осуществить внешнее выражение компетенции (то есть обязанностей и полномочий) субъекта государственного управления.

Формы государственно-управленческой деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц определяются правом, закрепляются в законах и иных нормативных правовых актах определяющих деятельность указанных органов. Следовательно, в государственном управлении государственные органы и должностные лица должны использовать только те формы деятельности, которые установлены нормами административного права. Несоблюдение норм права влечет за собой недействительность действий органа исполнительной власти или должностного лица.

Таким образом, под административно-правовой формой государственного управления понимается определенное правом внешне выраженное действие органа исполнительной власти или его должностного лица, осуществленное в рамках его компетенции и вызывающее юридические последствия. Вид конкретной формы государственного управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также реализуемыми ими функциями.

Виды административно-правовых  форм государственного управления в административном праве классифицируется по содержанию и способу выражения.

По содержанию административно-правовые формы государственного управления можно классифицировать на правотворческую и правоприменительную [2].

Правотворческая форма государственного управления заключается в издании субъектами государственного управления подзаконных нормативных правовых актов управления, регулирующих общественные отношения в сфере их государственно-управленческой деятельности.

Правоприменительная форма государственного управления в свою очередь подразделяется на издание индивидуальных правовых актов управления (актов применения норм права), а также совершение действий юридического характера.

По своему содержанию правоприменительная форма государственного управления подразделяется на регулятивную правоохранительную [3].

Регулятивная форма используется в процессе государственного управления в различных сферах государственной деятельности (экономической, социально-культурной, оборонной, внешнеполитической и других).

Правоохранительная форма используется при применении мер принуждения к лицам, нарушающим нормы административного права, при осуществлении защиты субъективных прав граждан и организаций, а также разрешения споров, возникающих в сфере управления.

По способу выражения правовые формы государственного управления подразделяются на письменные и устные.

Основной формой государственного управления является письменная форма. Эта форма используется при решении управленческих вопросов, требующих письменного оформления действий субъекта государственного управления, что порождает юридические последствия.

Устная форма государственного управления применяется в предусмотренных правовыми нормами случаях при решении вопросов оперативного характера и состоит в отдании устных приказов, распоряжений и команд, которые также влекут юридические последствия.

Осуществление исполнительной власти (государственное управление) реализуется органами исполнительной власти и их должностными лицами посредством определенных административным правом конкретных методов исполнительно-распорядительной деятельности (административно-правовых методов государственного управления).

Административно-правовые методы государственного управления находятся в  единстве с формами государственного управления. Форма государственного управления обуславливает и выбор метода государственного управления, что обуславливается задачами управления [4].

Административно-правовые методы государственного управления обладают следующими основными признаками:

Они используются в процессе исполнительно-распорядительной деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц в целях решения задач государственного управления;

Они определены правом и закреплены в законодательных и иных нормативных актах, определяющих статус субъектов государственного управления. Этим административно-правовые методы государственного управления отличаются от экономических, социально-психологических и других методов, используемых в других сферах управленческой деятельности;

Они выражаются в конкретных приемах и способах реализации субъектами государственного управления задач в пределах своей компетенции субъектам, вызывающих юридические последствия;

Их выбор обусловлен компетенцией субъектов государственного управления.

Таким образом, под методами государственного управления понимаются определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия. Выбор конкретных методов государственного управления определяется задачами, стоящими перед органом исполнительной власти или должностным лицом, а также их компетенцией.

2. Понятие и юридическое значение правового акта управления. Требования, предъявляемые к правовым актам управления. Акты органов внутренних дел.


       Правовой акт управления можно определить как основанное на законодательстве одностороннее юридически властное решение субъекта государственного управления, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения  в сфере государственного управления либо направленное  на возникновение, изменение  или прекращение конкретных  административно-правовых отношений.

       Издание правовых актов управления  является  одной  из основных административно-правовых форм государственного управления.

        Правовое регулирование  в Российской Федерации только законами не исчерпывается. Соответствующие  отношения  регулируются  актами Президента, Правительства, а также министерств и иных федеральных органов власти, то есть подзаконными актами.

        Правые акты  управления  имеют   следующие   характерные  черты:

1.     Подзаконность;

2.     Правовой характер;

3.     Авторитарность;

4.     Императивность [5].

      Таким образом, правовой акт управления можно определить как основанное на законодательстве одностороннее юридически властное решение субъекта государственного управления, изданное в пределах его компетенции, регулирующее общественные отношения  в сфере государственного управления либо направленное  на возникновение, изменение  или прекращение конкретных  административно-правовых отношений.

    Правовые акты управления следует отличать от служебных документов, которые не имеют правового характера (протоколов, актов, справок, докладов, рапортов и других).

    Служебные документы не устанавливают и не изменяют конкретные правовые отношения. Однако служебные документы могут выступать основанием для издания правовых актов управления.

    По своему юридическому содержанию правовые акты управления подразделяются на нормативные  и индивидуальные. 

    Нормативные правовые акты устанавливают в сфере управления соответствующие правила поведения (нормы) общего характера.

    Индивидуальные правовые акты вызывают юридические последствия в виде возникновения, изменения или прекращения конкретных  административно – правовых отношений.

    Правовые акты классифицируются    по органам, их  издающим,  по территории действия,    по характеру компетенции   органов, их  издающих.   

    Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти издаются на основе и во исполнение федеральных законов, указов и распоряжений Президента Российской Федерации, постановлений и распоряжений Правительства Российской Федерации, а также по инициативе федеральных органов исполнительной власти в пределах их компетенции.

 Нормативные правовые акты издаются федеральными органами исполнительной власти в виде постановлений, приказов, распоряжений, правил, инструкций и положений.

Правовой акт управления издается по установленной форме и подписывается  соответствующим  должностным лицом. Форма акта (структура, реквизиты, язык) должна соответствовать принятым требованиям.  

       Структура нормативного правового акта должна обеспечивать логическое развитие темы правового регулирования.

Государственная регистрация нормативных правовых актов осуществляется Министерством юстиции Российской Федерации, которое ведет Государственный реестр нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти.

    Правовой акт управления должен быть издан в соответствии  с законодательством  полномочным  органом  в пределах  его  компетенции.


3. Поощрение в государственном управлении как один из способов убеждения. Поощрения сотрудников органов внутренних дел за успехи в служебной деятельности.

В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям. Правильное понимание взаимосвязи методов государственного управления и их классификации важны для обеспечения эффективности государственного управления.

Так, в сфере государственного управления действуют два универсальных метода – убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и повеление людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.

С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и другие. 

 

Задача 1.


Капитан Викторов и его жена, находясь летом в выходной день в лесу, развели костер в хвойном молодняке. За это нарушение директор лесхоза подверг Викторова штрафу в размере 3 МРОТ и сообщил об этом командиру воинской части, который объявил Викторову строгий выговор. Законны ли  действия должностных лиц? Составьте проект протеста прокурора.


                                                Решение:

Капитан Викторов нарушил правила пожарной безопасности в лесу, согласно ст. 8.32 КоАП это влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от десяти до пятнадцати МРОТ. Действия командира воинской части неправомерны. Строгий выговор объявляется за дисциплинарный проступок, а не за административное правонарушение.


15. 12. 04.

П Р О Т Е С Т

На решение командира

Воинской части № 6 от 10. 12. 04.

об объявлении строгого выговора


Решением командира воинской части № 6 от 10. 12. 04. был объявлен строгий выговор капитану Викторову. Данное решение является незаконным и подлежит отмене по следующим основаниям: строгий выговор объявляется за дисциплинарный проступок. Статьей 3.2. КоАП РФ данный вид наказания за административное правонарушение не предусмотрен. К тому же Викторов был подвергнут штрафу за нарушение пожарной безопасности.

Учитывая изложенное, руководствуясь ст. 23 Федерального закона «О прокуратуре Российской Федерации»,

Т Р Е Б У Ю:

Решение  командира воинской части № 6 от 10. 12. 04. отменить как незаконное.

Протест подлежит обязательному рассмотрению не позднее, чем в десятидневный срок с момента его поступления.

О результатах рассмотрения протеста незамедлительно сообщить прокурору г. Ленинска-Кузнецкого в письменной форме.

Прокурор г. Ленинска-Кузнецкого

Старший советник юстиции

О. А. Щербаков.


Задача 2.


Петренко встретил своего товарища Иванова, с которым вместе служил в армии. Решили отметить встречу. Купив бутылку вина, они зашли в сквер и, расположились на лавочке,  разложили закуску, налили в стаканы вино. Петренко выпил свое вино, а в это время, когда Иванов собрался выпить вино, к ним подошел работник милиции и предложил пройти в ОВД для составления протокола. Иванов стал объяснять милиционеру, что он не успел выпить, и просил его отпустить, так как может опоздать на поезд, показал проездные билеты. Работник милиции предупредил Иванова и отпустил, а на Петренко составил  административный протокол по ст. 20.20. Кодекса РФ об административных правонарушениях.

    Правомерно ли поступил сотрудник милиции?


                             Решение:

        Действия сотрудника милиции неправомерны. К ответственности по статье 20.20. «Распитие алкогольной и спиртосодержащей продукции либо потребление наркотических средств или психотропных веществ в общественных местах» должен быть привлечен и второй правонарушитель Иванов, так как он фактически принимал участие в совершении правонарушения, и его действия были пресечены по независящим от него обстоятельствам.


























Список литературы


1.     Кодекс Российской Федерации об  административных правонарушениях  от 30. 12. 2001 № 195 – ФЗ (ред.  от 20. 08. 2004), принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001. ( с изм.  и  доп., вступающими  в силу с 1 окт. 2004 г.);

2.     Федеральный закон от 25 мая 1994 г. (ред. 22. 10. 1999)  «О порядке опубликования и вступления в силу федеральных конституционных законов, федеральных законов, актов палат Федерального собрания».

3.     Указ Президента РФ от 23 мая 1996 г. «О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента РФ, Правительства РФ, нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти» // СЗ РФ. 1996. № 22. Ст. 2663; 1997. № 20. Ст. 2242; 1998. № 47. Ст. 577.

4.     Правила подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 13 августа 1997 г. № 1009 (ред. 30. 09. 2002) // Собрание законодательства Российской Федерации. 1997. № 33.

5.     Алехин А. А., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003.

6.     Бахрах Д. Н. Административное право. Часть Общая. М., 2001.

7.     Коренев А.П. Административное право. Учебник М.,  2002 г.

8.     Манохин В.Н., Адуликин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник, 2002 г.

9.     Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 608 с.



   


[1] Манохин В.Н., Адуликин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник,  2002 г. С. 172.


[2] Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. С. 173.

[3] Там же. С. 174.

[4] Алехин А. А., Кармолицкий А. А., Козлов Ю. М. Административное право Российской Федерации: Учебник. М., 2003. С. 190.


[5] Манохин В.Н., Адуликин Ю.С., Багишаев З.А. Российское административное право. Учебник, 2002 г. С. 213.