1.Официально-деловой стиль речи, сферы его функционирования

Официально-деловой текст используются в официально-деловом стиле, чаще всего существуют в письменной форме; характеризуются наличием предложений, сложных по своему составу, обилием именных частей речи и специфической лексикой;

Стандартизация деловой документации – одна из наиболее приметных  черт официально-деловой речи.

Деловой стиль – это совокупность языковых средств, функция которых – обслуживание сферы официально-деловых отношений.


Надпись: Письмо-напоминаниеНадпись: Гарантийное письмоНадпись: Письмо-подтверждениеНадпись: Информационное письмоНадпись: Сопроводительное письмоНадпись: Письмо-предупреждение

Письма, не требующие письма-ответа


 

Письма, требующие письма-ответа

 
1.1.Основные жанры официально-делового стиля

Деловые письма

 
 

Переписка

 



1.2.Языковые особенности текстов официально-делового стиля

Различие между научной и деловой речью: в первой однозначность необходима, а во второй просто недопустима неоднозначность. В текстах документов не должно быть разнобоя. Все требования к оформлению документов предусмотрены в ГОСТах. Основные сокращения, применяемые в документах:

·             Почтовые сведения (г., обл., р-н, п.я., ст., отд.);

·             Наименование должностей и званий (проф., канд.техн.наук, зав.);

·             Названия отдельных документов (ГОСТ, техплан, ТЗ, спецзаказ);

·             Слово год (г., гг.);

·             Денежные единицы (2000 руб., 80 коп., 200 р. 80к., 4тыс.);

·             Текстовые обозначения (т.д., т.п., см., пр., напр., др.)

2.Публицистический стиль, сферы его функционирования

Публицистический - используются в средствах массовой информации и их основная цель - привлечение интереса читателей или слушателей, а также информирование их; существуют как в письменной, так и в устной форме; характеризуются живостью, разнообразием, отбор лексических средств происходит в зависимости от цели и содержания текста.

 









Под информацией понимается вся совокупность данных, фактов, сведений о физическом мире и обществе, вся сумма знаний – результат познавательной деятельности человека, которая в том или ином виде используется обществом в различных целях.


Надпись: Информационная (сообщение о положении дел, разного рода фактов и событиях)Надпись: Комментарийно-оценочную (часто изложение фактов сопровождается комментариями к ним)Надпись: Познавательно-просветительную (передавая многообразную культурную, историческую, научную информацию, СМИ способствуют пополнению фонда знаний слушателей)Надпись: Функцию воздействия (СМИ не случайно называют 4 властью: их влияние на взгляды и поведение людей достаточно очевидно)Надпись: Гедонистическую (развлекательная информация)

2.1. Языковые и речевые особенности публицистического стиля

Надпись: Объективизация – это вопрос, на который автор отвечает сам, это языковое средство, служащее для высвечивания отдельных сторон вопроса по мере развертывания текста.Надпись: Дубитация – это ряд вопросов к воображаемому собеседнику, служащих для постановки проблемы и обоснования формы рассуждения. Надпись: Риторический вопрос – экспрессивное утверждение или отрицание, сформулированное в виде вопроса.Надпись: Коммуникация – это мнимая передача трудной проблемы на рассмотрение слушателя.Надпись: Умолчание – указание в письменнм тексте графическими средствами на невысказанность части мыслиНадпись: Парантеза – самостоятельное, интонационно и графически выделенное высказывание добавочного сообщения, разъяснения или авторской оценки

Надпись: Аппликация – вкрапление общеизвестных выраженийНадпись: Сегментация – вынесение важного для автора момента в начало фразы и превращение его в самостоятельное предложениеНадпись: Парцелляция – в письменном тексте отдельной точкой одного или нескольких элементов высказывания для привлечения к ним читателяНадпись: Эпифраз – добавочное уточняющее предложение или словосочетание, присоединяемое к уже законченному предложению




 







Штамп – изначально образное, но в силу своего постоянного употребления утратившее свою экспрессию выражение.

Клише – положительные конструктивные единицы, которые представляют собой не претендующие на образность и экспрессивность обороты, служащие для экономии мыслительных усилий.




Надпись: Метафора – перенос имени с одной реалии на другую на основании замеченного между ними сходстваНадпись: Каламбур – остроумное высказывание, основанное на одновременной реализации в слове прямого и перегносного значенийНадпись: Аллегория – способ повествования, при котором буквальный смысл целого текста служит для того, чтобы указать на переносный смыслНадпись: Метонимия – перенос имени с одной реалии на другую по логической смежностиНадпись: Синекдоха – перенос имени с целого на его частьНадпись: Антифразис – употребление слова, несущего в себе оценку, противоположную той, которая явствует из контекстаНадпись: Ирония – завышение оценки с целью ее понижения и мейозис – занижение оценки с целью ее повышенияНадпись: Аллюзия – намек на известные исторические обстоятельства 
























3.Устная публичная речь. Правила построения публичного выступления




Социально-политическое красноречие


Выступления                                                                     Отчетные

На социально-политические,    Выступления по вопросам       доклады,

политико-экономические,         научно-технического          парламентские 

социально-культурные,            прогресса                                       речи

этико-нравственные темы


Надпись: Академическое красноречие – род речи, помогающий формированию научного мирровозрения, отличающийся научным изложением, глубокой аргументированностью и научной культуройНадпись: Судебное красноречие – род речи, призванный оказывать целенаправленное и эффективное воздействие на суд, способствовать формированию убеждений судей и присутствующих в зале суда гражданНадпись: Социально-бытовое красноречие- это юбилейная речь, носящая торжественный характерНадпись: Духовное красноречие – древний вид красноречия, имеющий богатый опыт и традиции


Композиция текста – это закономерное, мотивированное содержанием и замыслом расположение всех частей выступления и целесообразное их соотношение, система организации  материала.

Когезия – это особые виды сцепления, связи, обеспечивающие последовательность и взаимозависимость отдельных частей ораторской речи, которые позволяют глубже проникнуть в ее содержание, понять и запомнить отдельные ее фрагменты, расположенные на некотором расстоянии друг от друга и в то же время связанные между собой.

Ретроспекция – это форма речевого выражения, отсылающая слушателей к предшествующей содержательной информации.

Проспекция – это один из элементов речи, относящих содержательную информацию к тому, о чем будет говориться в последующих частях выступления.

4.Разговорная разновидность литературного языка, ее формы




Надпись: БеседаНадпись: РазговорНадпись: ПросьбаНадпись: СпорНадпись: ЗапискаНадпись: ПисьмоНадпись: Замечание


Беседа – жанр речевого общения, в котором, при кооперативной стратегии, происходит:

А) обмен мнениями по каким-либо вопросам;

Б) обмен сведениями о личностных интересах каждого из участников – для установления типа отношений;

В) бесцельный обмен мнениями, новостями, сведениями. Разные виды беседы характеризуются соответствующими видами диалогической модальности.

Разговор – в этом жанре может реализоваться как кооперативная так и некооперативная стратегия. По целям общения различают:

А) информативный разговор;

Б) предписывающий разговор;

В) разговоры, направленные на выяснение межличностных отношений.

Целенаправленность – характерная черта разговора, в отличие от беседы, которая может быть праздноречевым жанром.

Спор – это обмен мнениями с целью принятия решения или выяснения истины. Различные точки зрения по тому или иному вопросу тем не менее имеют общую фазу, в явном виде не выраженную языковыми формами, - заинтересованность в общении.

Рассказ – это жанр разговорной речи, в котором преобладает монологическая форма речи внутри диалога или полилога.

История – этот жанр разговорной речи, так же как и рассказ, является по преимуществу монологической речью, которая учитывает все компоненты прагматической ситуации.

Письмо – необходимым условием этого жанра речевого общения является искренность, которая возможна при внутренней близости родственных или дружелюбно настроенных людей.

Записка – в отличие от письма, этот жанр в большей степени формируется общим миром чувства-мысли адресанта и адресата, актуальностью одних и тех же обстоятельств.

Дневник – дневниковые записи представляют собой тексты адресованной разговорной речи, а следовательно, имеют все стилистические особенности текстов, обусловленных многофакторным прагматическим пространством.

4.1. Параметры общения и их учет при анализе особенностей разговорного стиля