Содержание

Введение. 3

Вопрос 4. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка. 5

Задача 1. 9

Задача 2. 10

Вопрос 8. Операции коммерческих банков с ценными бумагами. 11

Задача 1. 14

Задача 2. 15

Вопрос 11. Валютный рынок и валютные операции. 16

Задача 1. 20

Задача 2. 22

Вопрос 12. Прибыль коммерческого банка, система налогообложения коммерческих банков. 23

Задача 1. 26

Задача 2. 26

Заключение. 27

Список используемой литературы.. 28

Введение

Общая социально-экономическая и политическая обстановка в России привела к крайней неустойчивости финансового рынка, что породило все разрастающийся процесс банкротства банков. События последнего времени на финансовом рынке России подтверждают правильность выводов специалистов Всемирного банка, которые еще в 1992-1993 г.г. предупреждали, что коммерческие банки в России неизбежно столкнуться с двумя проблемами: ликвидностью и качеством активов.

Так, в настоящее время около 30 % банков имеют уставной капитал менее 500 млн. рублей, что в создавшихся условиях явно недостаточно для устойчивой работы. Отмечается резкое падение прибыльности банковских операций, более 800 банков (примерно 36 % от их общего количества) закончили год с убытками. Доля убыточных банков превысила соответствующую долю промышленных предприятий. За последние три года Центральный банк отозвал лицензии на совершение банковских операций у 312 банков, что составляет 12,5 % от общего количества кредитных учреждений. Особенно интенсивно лишались банки лицензий в 1995 году, когда были отозваны 225 лицензий.

Ситуация на финансовом рынке осложняется тем, что все нарастающая неспособность коммерческих банков осуществлять платежи, выдавать долгосрочные кредиты для развития реального капитала неизбежно отразиться на платежеспособности предприятий и спровоцирует дальнейший спад производства.

В этих условиях особо остро встает проблема оценки финансовой устойчивости коммерческих банков: разработки системы критериев, определяющих надежность банка, и методик проведения анализа по указанным критериям.

Одним из основных условий устойчивого развития каждого банка и банковской системы в целом является совершенствование подходов к управлению финансами коммерческих банков. Важным необходимым элементом в правильной эффективной работе банка является еще и квалифицированный персонал.

Задачами данной работы являются: определение ликвидности, нормативов ликвидности баланса коммерческого банка и особенностей определения показателей ликвидности баланса банка; рассмотрение разновидностей операций коммерческого банка с ценными бумагами; раскрытие понятие валютного рынка и валютных операций банков; изучение классификации расходов, доходов, прибыли и системы налогообложения коммерческого банка. Целью данной работы является изучение различных сфер деятельности коммерческих банков и рассмотрение современных проблем связанных с данными видами деятельности.

Вопрос 4. Ликвидность и платежеспособность коммерческого банка.

Понимание банковской ликвидности в современной экономической литературе и практике не является однозначным. Что же такое ликвидность вообще и банковская ликвидность в частности? Термин “ликвидность” происходит от латинского “liquidus”, что в переводе означает текучий, жидкий, т.е. ликвидность дает тому или иному объекту характеристику легкости движения, перемещения.

«В современной экономической литературе термин “ликвидность” имеет широкий спектр применения и характеризует совершенно разные объекты экономики. Помимо уже приведенных определений он используется в сочетаниях с другими понятиями, касающимися как конкретных объектов экономической жизни (товар, ценная бумага), так и субъектов национальной экономики (банк, предприятие, рынок), а также для определения характерных черт деятельности экономических субъектов (баланс предприятия, баланс банка).»[1]

Под ликвидностью понимается способность банков своевременно погашать свои обязательства в денежной форме с учетом не только кредитных, но и кассовых возможностей коммерческих банков. Банковская ликвидность зависит, во-первых, от характера, величины и структуры депозитов, во-вторых, от возможности банка срочно получить заем на кредитном рынке, в-третьих, от соответствия структуры активов (кредитных вложений) по сроку и характеру структуры пассивов (ресурсов), поскольку, например, повышение удельного веса государственных ценных бумаг (облигаций, казначейских обязательств) в активах банка в условиях постоянного бюджетного дефицита значительно ослабляет ликвидность банковской системы, в-четвертых, от экономической конъюнктуры, так как, например, застой в экономике побуждает клиентов изымать свои вклады из банков, что не только ухудшает их ликвидность, но и становится часто причиной краха банков, в-пятых, от нарушения оборота наличных денег, вызванных устойчивыми диспропорциями в экономике, в-шестых, от роста денежных резервов банка, поскольку максимальной ликвидностью обладает тот банк, сумма депозитов которого превышает объем представленных кредитов (в этом случае уменьшается прибыль банка).

Применительно к балансу банка ликвидность означает способность активов последнего превращаться в денежные средства. Банк считается ликвидным, если суммы его наличных средств и других ликвидных активов, а также возможности быстро мобилизовать средства из иных источников достаточны для своевременного погашения долговых и финансовых обязательств. Статьи активов любого коммерческого банка располагаются в балансе в порядке убывания ликвидности, т.е. возможности их обращения в наличность для производства платежей.

Основным показателем ликвидности банковской системы является величина остатка средств на корреспондентских счетах коммерческих банков в Центральном банке. Регулируется путем изъятия излишних или предоставления дополнительных денежных средств банкам посредством различных финансовых инструментов: норма резервирования, депозитные операции (сделки РЕПО, ломбардное кредитование под залог ГКО), сделки СВОП.

«Для оценки ликвидности банка (его баланса) используется система показателей (нормативов, коэффициентов), определяющих желательные или допустимые с точки зрения регулирующих органов соотношения отдельных активных и пассивных статей баланса, а также структурные соотношения внутри активной и пассивной частей баланса банка.

Такая система обычно включает в себя показатели текущей, кратко- и долгосрочной ликвидности, характеризующие устойчивость пассивов, подвижность активов, соответствие между пассивными и активными операциями по срокам их проведения, способность банка выполнять свои обязательства.

В России после более чем 60-летнего перерыва также было решено ввести нормы ликвидности балансов коммерческих банков.

1. Норматив текущей ликвидности (Н2) - характеризует степень покрытия ликвидными  активами  обязательств  кредитной  организации  до востребования и на срок до 30 дней:

Н2=Лат/Овт*100%

ЛАт - ликвидные активы - наличность и быстрореализуемые активы (денежные средства в кассе, в пути, прочие денежные средства, драгоценные металлы, иностранная валюта, средства на счетах "ностро" в иностранных банках стран - членов ОЭСР, остатки денежных средств на корсчете в Центральном Банке, вложения в государственные ценные бумаги, суммы краткосрочных ссуд (срок погашения которых наступает в ближайшие 30 дней) и аналогичных платежей в пользу банка.»[2]

0Вт - обязательства до востребования и на срок до 30 дней - остатки средств на расчетных и текущих счетах клиентов банка, остатки средств местных бюджетов и на счетах бюджетных учреждений и организаций;

остатки средств на счетах "лоро"; вклады и депозиты с истекающим сроком до одного месяца и выпущенные собственные векселя со сроками предъявления до 30-ти дней; кредиты, полученные от других кредитных организаций (включая кредиты Центрального Банка РФ), а также юридических лиц-нерезидентов, срок погашения которых наступает в ближайшие 30 дней; остатки средств, полученных от прочих кредиторов для текущих операций капитального характера; гарантии и поручительства, выданные банком, со сроком исполнения обязательств в течение ближайших 30 дней.

Минимально допустимое значение норматива Н2 устанавливается в размере:

с баланса на 1.07.96 г. - 20 %;

с баланса на 1.02.97 г. - 30 %;

с баланса на 1.02.98 г. - 50 %;

с баланса на 1.02.99 г. - 70 %.

2. Норматив мгновенной ликвидности (НЗ) представляет собой отношение суммы высоколиквидных активов кредитной организации к сумме обязательств кредитной организации по счетам до востребования:

Н3=Лам/Овм*100%

ЛАм - высоколиквидные активы - денежные средства в кассе, в пути, прочие денежные средства, драгоценные металлы, иностранная валюта, средства на счетах "ностро" в иностранных банках стран - членов ОЭСР;

остатки денежных средств на корсчете в Центральном Банке, вложения в государственные ценные бумаги.

ОВм - обязательства до востребования - в расчет включаются 20 % от остатков средств по счетам до востребования (остаткам средств на расчетных и текущих счетах клиентов банка, остаткам средств местных бюджетов и на счетах бюджетных учреждений и организаций, остаткам средств на счетах "лоро", вкладам и депозитам до востребования и выпущенным банком собственным векселям до востребования).

Минимально допустимое значение норматива НЗ устанавливается в размере:

с баланса на 1.07.96 г. - 10 %;

с баланса на 1.02.97 г. - 20 %.

3. Норматив долгосрочной ликвидности (Н4) представляет собой отношение выданных кредитной организации кредитов сроком погашения свыше года к капиталу кредитной организации, а также к обязательствам кредитной организации по депозитным счетам, полученным кредитам и другим долговым обязательствам на срок свыше года:

Н4=Крд/К+ОД*100%

Крд - кредиты, выданные банком, в рублях и иностранной валюте, с оставшимся сроком до погашения свыше года, а также 50 % гарантий и поручительств, выданных банком сроком действия свыше года (часть внебалансового сч. 9925);

ОД - обязательства банка по депозитным счетам, кредитам, полученным банком, и обращающиеся на рынке долговые обязательства сроком погашения свыше года (в рублях и иностранной валюте);

К - собственные средства (капитал) банка.

Максимально допустимое значение норматива Н4 устанавливается в размере 120 %.

4. Соотношение ликвидных        активов и суммарных        активов         кредитной организации (Н5).

Н5=Лат/А*100%

А - общая сумма всех активов по балансу банка за минусом дебетовых остатков балансовых счетов: 019, 145, 18, 681, 816, 817, 820, 89, 948, 950, 951, 970, 971, 979,980,981.

Минимально допустимое значение норматива Н5 устанавливается в размере:

с баланса на 1.07.96 г. - 10 %;

с баланса на 1.02.97 г. - 20 %.

Задача 1.

Решим задачу способом дисконтирования по формуле:

S(0) = S/ (1+i*n/m)

Где S(0) – искомая сумма по которой банк учел вексель;

i – учетная ставка в коммерческом банке по учету векселей;

n – срок погашения векселя;

m – количество дней в году.

Таким образом получим данные:

S(0) = S/ (1+0,3*25/365) = 489 932 900 руб. – сумма по которой был учтен вексель коммерческим банком.

Аналогично посчитаем сумму по которой был переучтен вексель Центральным банком.

S(1) = S/ (1+0,25*15/365) = 494 915 280 руб.

Определяем доход, полученный коммерческим и центральным банком.

1) 494 915 280 – 489 932 900 = 4982380 руб.- сумма полученная коммерческим банком.

2) 500 000 000 – 494 915 280 = 5 084 720 руб.

Задача 2.

Согласно прежней классификации ставок резервирования проценты по которым были следующими:

- средние остатки привлеченных ресурсов со сроком до востребования и до 30 дней: 18%;

- средние остатки привлеченных ресурсов со сроком от 31 до 90 дней: 14%;

- средние остатки привлеченных ресурсов со сроком свыше 91 дня: 1,25%;

Согласно условиям задачи и данным ставкам имеется возможность рассчитать сумму резервных требований по состоянию на 1.07.99 г.

Решение:

1) 2 118 000 000 руб. * 0,18% = 381 240 000 руб.

2) 1 200 000 000 руб. * 0,14% = 168 000 000 руб.

3) 20 000 000 000 руб. * 0,0125% = 250 000 000 руб.

Сумма резервных требований по состоянию на 01.07.99 г. будет равна:

381 240 000 руб. + 168 000 000 руб. + 250 000 000 руб. = 799 240 000 руб.

что меньше в 30 раз по сравнению с требованиями на 01.06.99 г.

Вопрос 8. Операции коммерческих банков с ценными бумагами

Банки осуществляют на рынке ценных бумаг деятельность в качестве финансовых  посредников и профессиональных участников.

Как финансовые посредники банки приобретают ценные бумаги с целью извлечения доходов по ним или управления другими компаниями при приобретении контрольного пакета акций этих компаний, а также осуществляют собственные эмиссии ценных бумаг с целью получения дополнительных собственных средств.

Как профессиональные участники банки осуществляют брокерскую и дилерскую деятельность; деятельность по размещению и управлению ценными бумагами; депозитарную деятельность. Порядок и условия осуществления профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг в настоящий момент устанавливается федеральным законом от 22 апреля 1996 года «О рынке ценных бумаг» и регулируется «Положением о порядке лицензирования различных видов профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг РФ»,утвержденным Постановлением ФКЦБ России №26 от 19 сентября 1997 года.

В большинстве стран банки играют на рынке ценных бумаг важнейшую, ключевую роль. В целом операции коммерческих банков можно представить следующим образом:

Банки Российской Федерации осуществляют эмиссионную деятельность. По российскому законодательству банки могут эмитировать акции, облигации, депозитные и сберегательные сертификаты, векселя, производные ценные бумаги.

На основе эмиссии акций и облигаций формируется собственный, заемный капитал банка. Среди акций банков наибольшее распространение имеют обыкновенные акции. Привилегированные акции выпускаются реже. В гражданском кодексе РФ налагаются ограничения на выпуск привилегированных акций, доля которых в общем объеме не должна превышать 25%.Банковские облигации пользуются еще меньшей популярностью, чем привилегированные акции, хотя в мировой практике облигации банков занимают значительное место на финансовом рынке.[3]

Банки, выпуская собственные акции и облигации, должны руководствоваться инструкцией ЦБ РФ №8 «О правилах выпуска и регистрации ценных бумаг коммерческими банками на территории РФ» от 17 сентября 1996 года.

Инструкцией регламентируется эмиссия ценных бумаг, которую акционерный банк может осуществлять в 3 случаях:

·     при своем учреждении;

·     при увеличении размеров первоначального уставного капитала банка путем выпуска акций;

·     при привлечении банком заемного капитала путем выпуска облигаций или других долговых обязательств.

Действующими нормативными документами предусматривается, что при учреждении акционерного банка, а также при ее преобразовании из паевого в акционерный, все акции первого выпуска распределяются среди учредителей банка. Причем первый выпуск акций банка должен состоять из обыкновенных именных акций.

В случае когда одновременно с преобразованием банка из паевого в акционерный увеличивается уставный фонд банка, его рост может происходить исключительно за счет дополнительных взносов учредителей.

Повторный выпуск акций с целью увеличения уставного капитала акционерного банка  разрешается лишь после оплаты акционерами всех ранее выпущенных акций. Он может содержать как обыкновенные так и привилегированные акции

Привилегированные акции одного типа предоставляют их владельцам одинаковый объем прав и имеют одинаковую номинальную стоимость. Владельцы привилегированных акций участвуют в общем собрании и имеют право голоса: при решении о реорганизации и ликвидации общества; при решении вопросов о внесении изменений в устав общества. Размещение акций повторного выпуска может осуществляться путем подписки(открытой или закрытой), путем распределении среди акционеров общества и путем конвертации.

Количество фактически реализованных банком акций и облигаций не должно превышать их количества, предполагаемого к выпуску и указанного в регистрационных документах выпуска. В отношении акций действует правило, согласно которому их выпуск может быть признан состоявшимся лишь в том случае, если реально оплаченный прирост уставного фонда банка составляет не менее 50 процентов суммы предполагавшегося вначале выпуска увеличения уставного фонда.

Отчет об итогах выпуска эмиссионных ценных бумаг должен содержать следующую информацию:

- даты начала и окончания размещения ценных бумаг;

- количество размещенных ценных бумаг;

- фактическую цену размещения ценных бумаг(по видам ценных бумаг в рамках данного выпуска);

- общий объем поступлений за размещенные ценные бумаги.

Банки, регистрация выпуска ценных бумаг которых сопровождалась регистрацией проспекта эмиссии ежегодно в течение 2-х недель после проведения общего годового собрания акционеров, представляют в регистрирующий орган отчет, содержащий данные о банке, о его финансовом положении, а также сведения об эмитированных банком акциях и облигациях, информацию о других видах ценных бумаг, выпущенных банком.

Известно, что рыночный курс акций отражает положение банка на рынке, его устойчивость и рентабельность. Падение курса служит сигналом наметившихся неблагоприятных тенденций в развитии данного банка и может спровоцировать не только сброс его акций акционерами, но и массовый отток вкладов из банка, что окажет на него пагубное воздействие. Поэтому, в случае снижения курса акций, банки не непосредственно, а через инвестиционные компании активно скупают их на вторичном рынке, что приводит к искусственному росту их курса и создает видимость укрепления рыночных позиций банка.

Ежедневный объем торгов этими облигациями составляет порядка 100 млн. руб. Доходность ОБР на вторичном рынке в сентябре-октябре составляла около 70 годовых, а к середине ноября снизились до 35 процентов. ОБР являются одним из немногих ликвидных, надежных и сравнительно доходных инструментов на российском финансовом рынке.

Российские банки активно осваивают выпуск векселей как краткосрочных долговых обязательств. Следует отметить, что хотя выпуск векселей и является эмиссионной операцией, сами векселя выписываются без регистрации эмиссионного проспекта, поэтому, данную операцию правомерно характеризовать как выпуск векселей. Банки используют выпуск векселей в основном с целью привлечь средства для активных операций банка по возможности за более низкую плату и с наименьшими накладными расходами по сравнению с использованием традиционных кредитно-депозитных форм вложения средств. Привлекая средства путем выпуска векселей, банки должны отчислять определенный процент от их суммы в фонд обязательных резервов ЦБ РФ(в настоящее время этот процент составляет 7%). Таким образом, выпуская процентный вексель, банк сразу получает в свое распоряжение сумму, эквивалентную номиналу векселя, от которой и осуществляется резервирование. При выпуске дисконтного векселя банк получает сумму меньше номинала, но обязан выполнять резервирование от полной суммы своего обязательства.

Задача 1.

Рассчитаем сумму выплаченных дивидендов по каждому году согласно ежегодному росту на 10% по отношению к номиналу. Т.к. необходимо определить доход от покупки по номиналу и последующей продажи через 5 лет 10 акций, то все расчеты соответственно будем вести учитывая данное количество акций.

1) 10000 * 1,25% = 12500 руб.;

2) 10000 * 1,35% = 13500 руб.;

3 10000 * 1,45% = 14500 руб.;

4) 10000 * 1,55% = 15500 руб.;

5) 10000 * 1,65% = 16500 руб.;

Сложив полученные дивиденды за каждый код мы найдем ожидаемый доход от покупки по номиналу и последующей продажи через 5 лет 10 таких акций.

12500 + 13500 + 14500 + 15500 + 16500 = 72500 руб.

Задача 2.

82500 = 10000*(1+i)

i – искомая эффективная ставка сложных процентов;

82500 – сумма дивидендов с номиналом акций.

(1+i)5 = 82500/10000

i = 5  50,7%

Таким образом эффективной ставкой сложных процентов будет 50,7%.

Вопрос 11. Валютный рынок и валютные операции

Существующая система нормативно-правовых актов представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное значение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, то есть создание предпосылок для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса, его эволюционирования и изменения.

Основным нормативным актом валютного законодательства является Закон РФ от 9 сентября 1992 года «О валютном регулировании и валютном контроле. Несмотря на всю значимость этого Закона для урегулирования валютных отношений в России, нельзя не отметить тот факт, что практически он не выступает как нормативный акт прямого действия. В пятнадцати статьях Закона содержится 20 бланкетных норм, то есть норм, отсылающих к другим нормативным актам, и на практике им почти невозможно руководствоваться. Общественные отношения, урегулированные нормами валютного законодательства, входят преимущественно в предмет трех отраслей права: финансового, предпринимательского (хозяйственного) и гражданского. Таким образом, валютное законодательство – комплексная отрасль законодательства, и в той части, в которой валютное законодательство регулирует предпринимательскую деятельность, оно является частью предпринимательского права.

Все участники валютных операций с точки зрения российского законодательства подразделяются на «резидентов» Российской Федерации и «нерезидентов» Российской Федерации. К резидентам относятся физические лица, имеющие постоянное место жительства в России, в том числе временно находящиеся за пределами РФ; юридические лица и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством РФ, с местонахождением в РФ; дипломатические и иные официальные представительства Российской Федерации, находящиеся за ее пределами; находящиеся за ее пределами филиалы и представительства резидентов – юридических лиц и резидентов – организаций, не являющихся юридическими лицами.

Под нерезидентами понимаются физические лица, имеющие постоянное место жительства за пределами России, в том числе временно находящиеся в РФ; юридические лица, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; предприятия и организации, не являющиеся юридическими лицами, созданные в соответствии с законодательством иностранных государств, с местонахождением за пределами РФ; находящиеся в РФ иностранные дипломатические и иные официальные представительства, международные организации, их филиалы и представительства; находящиеся в РФ филиалы и представительства юридических лиц – нерезидентов, а также предприятий, организаций – нерезидентов, являющихся юридическими лицами.

Кроме того, участники валютных операций в зависимости от того, обладают ли они индивидуальным разрешением компетентного государственного органа на совершение валютных операций или же могут совершать только те валютные операции, для выполнения которых не требуется соответствующего индивидуального разрешения, могут быть разделены на «уполномоченных» и «неуполномоченных» участников валютных операций. Причем такое разделение может считаться корректным только в том случае, если речь идет о валютных операциях, совершение которых осуществляется в разрешительном порядке.

Действующее валютное законодательство РФ не содержит легального определения понятия валютных операций. Законодатель лишь выделяет те или иные виды операций, которые он относит к валютным. Так, согласно Закона РФ «О валютном регулировании и валютном контроле», под валютными операциями понимаются:[4]

а) операции, связанные с переходом права собственности и иных прав на валютные ценности, в том числе с использованием в качестве средства платежа иностранной валюты и платежных документов в иностранной валюте;

б) ввоз и пересылка в Российскую Федерацию, а также вывоз и пересылка из Российской Федерации валютных ценностей;

в) осуществление международных денежных переводов;

г) расчеты между резидентами и нерезидентами в валюте РФ.

Дополнение перечня валютных операций расчетами между резидентами и нерезидентами в валюте РФ, на наш взгляд, является скорее конъюнктурным, чем концептуальным решением, обусловленным кризисом валютного рынка, разразившимся после 17 августа 1998 г. Нет сомнений, что операции нерезидентов с валютой РФ должны охватываться валютным регулированием, поскольку предоставление нерезидентам осуществлять операции с национальной валютой предполагает предоставление им возможности приобретать иностранную валюту за российские рубли. Таким образом, наличие в составе данных операций «иностранного элемента» создает потребность в их специальном регулировании в целях обеспечения устойчивости национальной валюты. Однако это не дает оснований относить операции нерезидентов с валютой РФ к валютным операциям. Представляется более правильным говорить о валютных операциях только в тех случаях, когда совершаются операции с валютными ценностями. При такой позиции в предмет валютного регулирования будут включаться как операции с валютными ценностями (собственно валютные операции), так и операции нерезидентов на территории России с валютой РФ и ценными бумагами в валюте РФ (операции с «иностранным элементом»).

Исходя из выше приведенного перечня, валютные операции в «узком смысле» можно рассматривать как действия резидентов и/или нерезидентов, направленные на установление, изменение или прекращение их прав и обязанностей в отношении валютных ценностей. Данное определение близко к определению гражданско-правовой сделки, отличаясь от него только наличием объекта с особым правовым режимом, которым являются валютные ценности. Поэтому его скорее можно рассматривать как определение валютной сделки, позволяющее отметить общие признаки валютных операций и гражданско-правовых сделок, но не дающее возможности выделить специфические особенности деятельности с валютными ценностями.

Следовательно, валютная операция представляет собой совокупность юридических и фактических действий участников валютных отношений, регламентированных частно-правовыми и публично-правовыми нормами и направленных на возникновение, изменение или прекращение прав и обязанностей относительно валютных ценностей.

Уполномоченные банки, получившие генеральные лицензии Банка России на проведение валютных операций, осуществляют вывоз из Российской Федерации ценных бумаг в иностранной валюте без ограничения суммы и количества и без специальных разрешений Банка России. Уполномоченные банки, не имеющие генеральной лицензии, осуществляют вывоз из Российской Федерации фондовых ценностей в иностранной валюте при наличии разрешения Банка России на указанную операцию.

Вывоз из Российской Федерации платежных документов и долговых обязательств, выраженных в иностранной валюте, осуществляется всеми уполномоченными банками без ограничения суммы и количества и без специального разрешения Банка России. В целях оперативного регулирования на внутреннем валютном рынке Банк России имеет право вводить временные ограничения на вывоз из Российской Федерации уполномоченными банками отдельных видов иностранных валют и ценных бумаг в иностранной валюте.

Третий принцип предопределяется потребностью строгого соблюдения запрета на совершение валютных операций в нарушение порядка, установленного действующим законодательством, необходимостью выявления нарушителей валютного законодательства и привлечения их к ответственности.

Задача 1.

I. Исходные данные:

а) Собственные средства (капитал) банка – 23 500 000 000 руб.(по состоянию на первое число отчетного месяца)

б) Требования и обязательства банка по каждой иностранной валюте, отраженные в балансе банка (то есть истекшие валютированием на отчетную дату и незавершенные расчетами на даты, отстоящие от отчетной не более чем на два рабочих банковских дня), а также внебалансовые требования и обязательства банка (то есть истекающие валютированием в будущем за датой, отстоящей от отчетной более чем на два рабочих банковских дня) согласно перечню операций, установленному настоящей Инструкцией (См. Таблицу 1):

Таблица 1.Требования и обязательства банка по каждой иностранной валюте.

Иностранная валюта

Активы и требования банка в иностранной валюте

Пассивы и обязательства банка в иностранной валюте

Открытая валютная позиция по каждой иностранной валюте

Доллар США

Марка Германии

150 000

18 000

16 500

5 000

133 500

13 000

II. Расчет рублевого эквивалента открытых валютных позиций по каждой иностранной валюте и определение суммарной величины открытых валютных позиций уполномоченного банка.

1) Длинные и короткие открытые валютные позиции по каждой иностранной валюте переводятся в рублевый эквивалент по официальному курсу Банка России. Затем отдельно суммируются все короткие и все длинные открытые валютные позиции по всем иностранным валютам. Открытая позиция в российских рублях определяется расчетным путем как балансирующая статья (См. таблицу 2):

Таблица 2. Длинные и короткие открытые валютные позиции в иностранной валюте

 

Иностранная валюта

Длинная открытая валютная позиция

Короткая открытая валютная позиция

Доллар США

734 250 000

-

Марка Германии

46 800 000

-

Суммарная величина открытых валютных позиций

781 050 000

-

2) Соблюдение установленного в соответствии инструкциями определения лимита суммарной величины открытых валютных позиций и степень его использования определяются исходя из соотношения абсолютного значения рублевого эквивалента суммарной величины открытых валютных позиций к выраженному в рублях капиталу уполномоченного банка:

(781 050 000/ 23 500 000 000)х100% = 3,32%

3) Соблюдение установленного в соответствии с инструкциями определения лимита открытых валютных позиций по каждой иностранной валюте, лимит определяется исходя из соотношения абсолютной величины рублевого эквивалента позиции, открытой в какой-либо отдельной иностранной валюте или российских рублях, к собственному капиталу банка:

а) открытая позиция в долларах США (+ 734 250 000 руб. - длинная)

(734 250 000/ 23 500 000 000)х100% = 3,12%.

б) открытая позиция в немецких марках (+ 46 800 000 руб. - длинная)

(46 800 000/23 500 000 000)х100% = 0,19%.

Ответ: 1) лимит суммарной величины открытых валютных позиций = 3,32%; 2) лимит открытых валютных позиций по каждой иностранной валюте:

А) по доллару США = 3,12%;

Б) по немецкой марке = 0,19%.

Задача 2.

На основе данных условий определим доход от сделки с учетом налогообложения.

Сначала определим полученную сумму включая проценты по векселю по истечению 3-х месяцев (S).

S = S(0) * (1+ i/m)

где S(0) – сумма финансового векселя;

i/m – отношение процентной ставки по векселю к сроку векселя.

S = 1 000 000 000 руб. * (1+0,35/4) = 1 087 500 000 руб.

Значит 87 500 000 руб. это прибыль полученная по векселю без уплаты налогов. Теперь рассчитаем сумму налогов Тах.

Тах = 87 500 000 * 0,13% = 11 375 000 руб.

Вычтем уплаченный налог из прибыли:

87 500 000 – 11 375 000 = 76 125 000 руб.

Ответ: 1) сумма налогов уплаченных от сделки по векселю составляет: 11 375 000 руб.;

2) доход от сделки с учетом налогообложения составляет: 76 125 000 руб.

Вопрос 12. Прибыль коммерческого банка, система налогообложения коммерческих банков

Доходы коммерческого банка можно наглядно увидеть на схеме 1. Согласно такой схеме, прибыль коммерческого банка можно подразделить на прибыль полученную от процентных доходов, от непроцентных доходов и не традиционные виды бизнеса, которые банк может осуществлять имея на то лицензию, полученную в установленном порядке.

Процентные доходы можно еще назвать ссудными доходами либо ссудным бизнесом, который в свою очередь подразделяется на кредитование юридических лиц, кредитование физических лиц и межбанковское кредитование.

Второй основной классификатор прибыли коммерческого банка – непроцентные доходы. К непроцентным доходам как видно из схемы можно отнести дисконтный бизнес, бизнес с ценными бумагами, гарантийная и охранная деятельность и др.

Схема 1. Классификация доходов коммерческого банка

Что же касается налогообложения, то здесь необходимо сказать следующее. Особенности определения налоговой базы по банкам установлены Налогового кодекса РФ.[5]

Анализ доходов и расходов банка дает возможность изучения результатов деятельности коммерческого банка, а следовательно, и оценки эффективности его как коммерческого предприятия. Анализ результативности банковской деятельности начинается с анализа доходов и расходов, а заканчивается исследованием прибыли. Анализ финансовой деятельности банка производится одновременно с анализом ликвидности баланса банка, и на основании полученных результатов делаются выводы относительно надежности банка в целом.

Все производственные расходы и полученные доходы учитываются  про результативным счетам банка, которые иначе называются счетами прибылей и убытков. Схема построения такого результативного счета, как правило, определяется контрольными государственными органами и различна в разных странах.

До 1991 года большинство банков, действовавших в Российской Федерации, принадлежало государству. Появившиеся к этому времени коммерческие и кооперативные банки были немногочисленны и не играли большой роли в экономике.

Действующее в настоящее время налоговое законодательство не предусматривает каких-либо специальных налогов на банки, рассматривая их в плане налогообложения как обычные предприятия, но с учетом тех или иных особенностей.

Таким образом, банки, как и любые другие предприятия, должны платить все федеральные налоги, налоги субъектов Федерации и местные налоги. Фактически некоторые налоги банки не платят, поскольку Законом "О банках и банковской деятельности" банкам запрещены любые операции по производству и торговле материальными ценностями.

Основными бюджетообразующими налогами в России являются налог на прибыль и налог на добавленную стоимость, дающие в сумме свыше 50 % доходов бюджета. Налогом на добавленную стоимость облагается только малая доля банковских услуг, как правило, менее 1 % всех доходов банка.

Налог на доходы банков платился в 1992-93 гг. по ставке 30 % от доходов банка (прибыль плюс зарплата работников банка). В период действия этого налога в банках получили широчайшее распространение разнообразные методы "неофициальной" выплаты зарплаты с выводом ее из-под налога: беспроцентные ссуды на длительный или неопределенный срок, вклады под 1 000 000 % годовых, льготная продажа валюты по курсу в 100 000 раз ниже рыночного и тому подобные. Некоторые из этих методов в настоящее время фактически легализованы и облагаются только подоходным налогом с физического лица, а некоторые формально запрещены, но продолжают использоваться благодаря нечетким формулировкам законодательства. Такие методы сохраняют эффективность и в условиях налога на прибыль в связи с высоким уровнем начислений на зарплату (Пенсионный фонд, соцстрах и т. п.).

Наличие значительных льгот, а также полулегальных возможностей для уклонения от уплаты налога на прибыль привело к тому, что, например, в Нижегородской области среди филиалов московских банков платили налог на прибыль только некоторые из малых учреждений, а ни средние, ни крупные налог не платили.

Анализ показывает, что наиболее устойчивые банки являются одновременно наиболее крупными плательщиками налога на прибыль, а кандидаты в банкроты либо вообще не платят этот налог, либо платят в минимальных суммах.

К сожалению, предложения по совершенствованию налогового законодательства, как правило, остаются без ответа. До настоящего времени не принята разработанная несколько лет назад новая редакция Положения об особенностях определения налогооблагаемой базы для уплаты налога на прибыль банками и другими кредитными учреждениями, хотя и этот документ, по имеющимся сведениям, не позволяет полностью исключить все негативные моменты в сложившейся системе налогообложения банков.

Задача 1.

Согласно Налоговому кодексу России, не подлежат налогообложению на территории РФ гарантии банки и открытие расчетных счетов. Тогда сумма НДС будет составлять:

 ∑ НДС = (50 000 000 * 0,18%) + (380 000 000 * 0,18%) = 430 000 000 руб.

Ответ: банк должен будет уплатить в бюджет 430 000 000 руб. НДС.

Задача 2.

Финансовая операция обладает реальной убыточностью, которую можно выразить как отношение уровня инфляции к годовой номинальной ставке ссудных процентов: 80% - 50% = 30 %. Ответ: 30%.

Заключение

В настоящей работе был рассмотрен ряд важнейший и актуальных вопросов, без детального изучения которых не мыслимо получение высшего экономического образования. В вопросе 4 данной работы были рассмотрены вопросы касающиеся ликвидности и платежеспособности такого кредитного учреждения как коммерческий банк. Таким образом само понимание банковской ликвидности в современной экономической литературе и практике не является однозначным.

В вопросе 8 мы изучили некоторые операции коммерческих банков с ценными бумагами и выяснили, что как финансовые посредники, банки приобретают ценные бумаги с целью извлечения доходов по ним или управления другими компаниями при приобретении контрольного пакета акций этих компаний, а также осуществляют собственные эмиссии ценных бумаг с целью получения дополнительных собственных средств.

Что касается существующей системы нормативно-правовых актов, то она представляет собой юридический механизм регулирования валютных отношений, имеющий двойное функциональное значение. Во-первых, он выполняет статическую функцию, закрепляя уже сложившийся комплекс валютных отношений; во-вторых, ему присуща динамическая функция, то есть создание предпосылок для дальнейшего развития и трансформации данного комплекса.

В последнем вопросе речь шла о прибыли, расходах и особенностях налогообложения коммерческих банков как участников экономических отношений. В целом в работе были изучены довольно распространенные виды деятельности коммерческих банков и современные проблемы с некоторыми издержками. При решении задач были использованы материалы и знания полученные в ходе изучения таких предметов как: «Деньги, Кредит, Банки», «Финансовая математика» и пр.

Список используемой литературы

1.     ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 9 октября 1992 г.

2.     Гражданский кодекс РФ: части первая, вторая и третья (по состоянию на 1 февраля 2004 г.).- Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2004.- 495 с.

3.     Налоговый кодекс РФ: Части первая и вторая (по состоянию на 20 мая 2004 года).- Новосибирск: Сиб. Унив. изд-во, 2004.- 521 с.

4.     Аргунов И. А. «Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка» - М., «Банковский журнал» № 3, 1998 г.

5.     Банковское дело: Учебник для вузов/ Под ред. Проф. О.И. Лаврушина.- М. Финансы и статистика, 1998.

6.     Киселев В.В. Управление банковским капиталом (теория и практика).- М. ОАО «Изд-во Экономика», 1997.

7.     Полфреман Д., Форд Ф. Основы банковского дела.- М. ИНФРА-М, 1996.

8.     Товасиев А.М. «Банковское дело» - М., ЮНИТИ 2001 г. С. 47.


[1] А. М. Товасиев «Банковское дело» - М., ЮНИТИ 2001 г. С. 47.

[2] Аргунов И. А. «Прибыльность и ликвидность: анализ финансового состояния банка» - М., «Банковский журнал» № 3, 1998 г.

[3] П.4. ст. 102. Гражданского кодекса РФ, (с изменениями от  29 июля 2004 г.)

[4] П.7, ст. 1. ФЗ «О валютном регулировании и валютном контроле», от 9 октября 1992 г.

[5] Ст. 290-292 Налогового кодекса РФ, с изменениями от 01.12.05 г.