Содержание
Введение. 3
1. Теоретические основы бизнес-планирования. 4
1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей. 4
1.2 Цели и функции бизнес-плана. 5
1.3 Структура бизнес – плана. 9
2. Разработка бизнес-плана по производству грибов. 14
2.1 Резюме. 14
2.2 Информация о предприятии. 15
2.3 Информация о продукции. 15
2.4 Организационный план. 17
2.5 Производственный план. 19
2.6 Финансовый план. 22
2.7 План маркетинга. 24
2.8 Оценка риска. 25
2.9 Оценка эффективности проекта. 26
Заключение. 27
Список литературы.. 28
Введение
В рыночной экономике бизнес-план является рабочим инструментом, используемым во всех сферах предпринимательства. Этот план дает характеристику процесса функционирования фирмы, показывает, каким образом ее руководители собираются достичь выполнения поставленных задач, в первую очередь - повышения прибыльности компании. Хорошо разработанный план помогает фирме расти, завоевывать новые позиции на рынке, где она функционирует, составлять более глубокие перспективные планы своего развития, концепции производства новых товаров и услуг и выбирать рациональные способы их реализации.
Первоочередной задачей при разработке бизнес-планов должно быть изучение и знание рынка своей продукции. Прежде чем начинать производство предприятие должно получить надежные гарантии того, что продукция будет реализована на условиях, выгодных для продавца и приемлемых для покупателя. Кроме того, при разработке бизнес-плана определяется такой ключевой момент как источники финансирования запланированного мероприятия.
Поэтому в современных рыночных условиях бизнес – план является одним из важнейших инструментов планирования работы любого хозяйствующего субъекта.
Цель данной работы – рассмотреть теоретические основы бизнес – планирования и применить их на практике, разработав бизнес план для организации производства грибов. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:
· исследовать функции бизнес-планирования;
· определить этапы разработки бизнес-плана;
· охарактеризовать структуру бизнес-плана;
· применить на практике полученные знания в области бизнес – планирования.
1. Теоретические основы бизнес-планирования
1.1 Понятие бизнес-плана. Классификация его разновидностей
Бизнес-план – это программа осуществления бизнес-операций, действия фирмы, содержащая сведения о фирме, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности[1].
Многообразие бизнес-планов, с которыми приходится сталкиваться в реальной жизни, чрезвычайно велико. Они могут существенно различаться сферой приложения, составом предметной области, масштабом, деятельностью, составом участников, степенью сложности, влиянием результатов и т.д.
Множество разнообразных бизнес-проектов может быть классифицировано по различным основаниям:
· тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
· класс проекта – по составу и структуре проекта и его предметной области;
· масштаб проекта – по размерам самого проекта, количеству участников и степени влияния на окружающий мир;
· длительность проекта – по продолжительности периода осуществления проекта;
· сложность проекта – например, по степени финансовой, технической или другой сложности;
· вид проекта – по характеру предметной области проекта.
По предложенным основаниям можно выделить основные разновидности бизнес-планов:
· тип проекта – технический, организационный, экономический, социальный, смешанный;
· класс проекта – моно-, мульти-, мегапроект.
Как следует из названия каждого из трех классов проектов:
монопроект – это отдельный проект различного типа, вида и масштаба;
мультипроект – это комплексный проект, состоящий из ряда монопроектов и требующий применения многопроектного управления;
мегапроект – целевые программы развития регионов, отраслей и других образований, включающие в свой состав ряд моно и мультипроектов.
Масштабы проекта могут быть мелкими, средними, крупными и очень крупными. Это деление проектов очень условное. Масштабы проектов можно рассматривать в более конкретной форме – межгосударственные, международные, национальные, межрегиональные и региональные, межотраслевые и отраслевые, корпоративные, ведомственные, проекты одного предприятия.
Бизнес-план является основной составляющей делового проекта. Он составляется для принятия обоснованного решения и плана действий, что и когда нужно сделать, чтобы оправдались ожидания относительно эффективности бизнес-проекта. Бизнес-план является главным документом для кредиторов и основным инструментом для исполнителей. От правильности составления этого документа зависят получение одобрения проекта и его жизнеспособность.[2]
При составлении бизнес-плана даются ответы на вопросы:
· Так ли уж хороша идея?
· На кого рассчитан новый продукт, услуга?
· Найдет ли этот продукт, услуга своего покупателя?
· С кем придется конкурировать?
Таким образом, бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять организацией.
1.2 Цели и функции бизнес-плана
Основной целью разработки бизнес-плана является планирование хозяйственной деятельности фирмы на ближайший и отдаленные периоды в соответствии с потребностями рынка и возможностями получения необходимых ресурсов. Другие цели разработки плана бизнеса могут быть различными, например:
- уяснить степень реальности достижения намеченных результатов;
- доказать определенному кругу лиц целесообразность реорганизации работы уже существующей фирмы или создания новой;
- убедить сотрудников компании в возможности достижения качественных или количественных показателей, намеченных в проекте и др.
Бизнес-план, также, призван помочь предпринимателю решить следующие основные задачи, связанные с функционированием фирмы:
- определить конкретные направления деятельности, перспективные рынки сбыта и место фирмы на этих рынках;
- оценить затраты, необходимые для изготовления и сбыта продукции, соизмерить их с ценами, по которым будут продаваться товары, чтобы определить потенциальную прибыльность проекта;
- выявить соответствие кадров фирмы и условий для мотивации их труда требованиям по достижению поставленных целей;
- проанализировать материальное и финансовое положение фирмы и определить, соответствуют ли материальные и финансовые ресурсы достижению намеченных целей;
- просчитать риски и предусмотреть трудности, которые могут помешать выполнению бизнес-плана.
В современной практике бизнес-план выполняет четыре функции.[3]
Первая из них связана с возможностью его использования для разработки стратегии бизнеса. Эта функция жизненно необходима в период создания предприятия, а также при выработке новых направлений деятельности.
Вторая функция - планирование. Она позволяет оценить возможности развития нового направления деятельности, контролировать процессы внутри фирмы.
Третья функция позволяет привлекать денежные средства - ссуды, кредиты. В современных российских условиях без кредитных ресурсов практически невозможно осуществить какой-либо значительный проект, однако получить кредит непросто. Главная причина заключается не столько в проблеме высоких процентных ставок, сколько в возросшей невозвратности кредитов. В этой ситуации банки принимают целый комплекс мер по обеспечению возврата денежных средств, среди которых следует отметить требования банковских гарантий, реального залога и другие, но решающим фактором при предоставлении кредита является наличие проработанного бизнес-плана.
Четвертая функция позволяет привлечь к реализации планов компании потенциальных партнеров, которые пожелают вложить в производство собственный капитал или имеющуюся у них технологию. Решение вопроса о предоставлении капитала, ресурсов или технологии возможно лишь при наличии бизнес-плана, отражающего курс развития компании на определенный период времени. Таким образом, внутрифирменное планирование является неотъемлемой частью любого предприятия, независимо от его размера.
Бизнес-план – это обоснование деятельности предприятия в рыночных условиях и рабочий инструмент, который при умелом использовании поможет управлять предприятием. [4]
Бизнес – планы разрабатываются в различных модификациях в зависимости от назначения: по бизнес – линиям (продукция, работы, услуги, технические решения), по предприятию в целом (новому или уже действующему). Бизнес – план может быть нацелен как на развитие предприятия, так и на его финансовое оздоровление.
Процесс бизнес-планирования от возникновения экономического замысла до получения и распределения прибыли между его участниками приведен на рисунке 1.[5]
Рисунок 1. Процесс бизнес-планирования |
При разработке бизнес-планов необходимо соблюдать основополагающие принципы планирования, которые создают предпосылки для успешной деятельности предприятия в конкретной экономической среде.[6]
1) Необходимость. Обязательное применение планов в любой сфере деятельности является рациональным поведением людей. Прежде чем действовать, каждый должен знать, что хочет и может.
2) Непрерывность. Процесс планирования должен осуществляться постоянно путем последовательной разработки новых планов по окончании действия планов предыдущих периодов и скользящего планирования.
3) Эластичность и гибкость. Приспособление первоначальных планов к изменяющимся условиям осуществляется путем введения плановых резервов по основным показателям, применение эвентуального (на случай) планирования для различных ситуаций и распределения данных, использование оперативных планов для учета возникающих изменений среды; использование альтернативных планов.
4) Единство и полнота (системность). Системность достигается тремя основными способами: наличием единой экономической цели, составлением общего сводного плана социально-экономического развития, включением в план всех факторов, которые могут иметь значение для принятия решений.
5) Точность и детализация. Любой план должен быть составлен с достаточно высокой степенью точности для достижения поставленной цели.
6) Экономичность. Расходы на планирование должны соизмеряться с получаемыми от него выгодами. Вклад планирования в эффективность определяется улучшением качества принимаемых решений.
7) Оптимальность. На всех этапах планирования должен обеспечиваться выбор наиболее эффективных вариантов решений. Оптимальность выражается в максимизации прибыли и других результативных показателей фирмы и минимизации затратных, при прогнозируемых ограничениях.
8) Связь уровней управления. Достигается тремя способами: детализацией планов «сверху - вниз», укрупнением планов «снизу-вверх», частичным делегированием полномочий.
9) Участие. Активное участие персонала в процессе планирования усиливает его мотивацию поведения. Планирование для себя психологически и экономически эффективнее, чем для других.
1.3 Структура бизнес – плана
Структура бизнес-плана зависит от различных факторов:[7]
- размеров предприятия;
- полноты составных частей (укрупненный или детализированный);
- назначения (для внутреннего использования, для инвесторов, для банков в целях получения кредита);
- периода планирования (на один год или несколько лет);
- квалификации составителе.
Но в целом любой бизнес-план должен содержать разделы, приведенные ниже.
Резюме.
Бизнес-план начинается с раздела, называемого резюме. Этот раздел содержит основные сведения о предполагаемых мероприятиях и является преамбулой к основной части документа. Желательно, чтобы он занимал не более двух машинописных страниц. Этот раздел важен потому, что он должен произвести благоприятное впечатление на предполагаемых инвесторов. Прочитав резюме, инвестор или начнет изучать бизнес-план дальше, или отклонит проект сразу, не вдаваясь в детали.
Резюме содержит следующие сведения[8]:
· что именно предполагается сделать (суть проекта);
· за счет чего осуществляется проект (каковы источники финансовых и других ресурсов);
· чем данный вид продукции или услуг лучше других;
· основные финансовые результаты на период планирования: прогноз объема реализации в натуральных единицах, выручка от реализации продукции, общая стоимость проекта или затраты, прибыль, рентабельность вложений, сроки возврата заемных средств.
Обеспечение конкурентоспособности.
Основная часть бизнес-плана начинается с раздела, посвященного описанию товаров или услуг, для производства которых задумывается проект. Теория и практика рыночного хозяйства свидетельствует о том, что наиболее правильным является подход, при котором в основу выбора заложен критерий обеспечения конкурентоспособности.
Во втором разделе бизнес-плана содержатся такие сведения как:
· какие потребности может удовлетворить данный товар или вид услуг;
· каковы особенности товара, чем он отличается от других, уже существующих;
· насколько долго этот товар будет новинкой на рынке;
· какие патенты или лицензии следует приобрести для производства этого товара;
· образец товара, а если это возможно, то эскиз, фотография, рисунок, макет;
· предложения по сервисному послепродажному обслуживанию;
· оценка цены;
· оценка затрат;
· оценка прибыли на единицу товара
Наличие сервисного послепродажного обслуживания должно быть продумано. С одной стороны, это делает проект более дорогим и сложным. С другой – для завоевания такого конкурентного преимущества, как репутация фирмы, необходимо, чтобы покупатель не оказался один на один со сложным в техническом отношении изделием; он должен всегда знать, что ему помогут в затруднительной ситуации.
Оценка рынка сбыта
Первый этап оценки рынка – это оценка потенциальной его емкости, т. е. Определение общей стоимости аналогичных товаров, которые потребители данного региона могут купить в течение того или иного периода. Емкость рынка зависит от социальных, климатических, национальных и, главное, экономических факторов. Среди последних выделяются уровень дохода потенциальных покупателей, структура расходов их бюджетов, темпы инфляции и т. п.
Второй этап – оценка доли рынка, которую может охватить данное предприятие. Таким образом, оценивается максимально возможный объем реализации.
Третий этап оценки рынка сбыта – прогноз объема продаж и примерной цены, по которой покупатели могут приобретать товар. В данном разделе рассматриваются такие данные:
· кто будет покупать товар;
· когда будут покупать товар;
· сколько будут покупать;
· по какой цене.
Необходимо прогноз изменения этих данных на весь период планирования, как правило, на три года.
Сведения о конкурентах.
При оценке конкурентов необходимо уделить внимание достоинствам и недостаткам производимой ими продукции. Недостатки могут дать реальный шанс выиграть в борьбе с ними, находя более рациональные решения. Обычно принять использовать два направления конкурентной борьбы: ценовую конкуренцию и конкуренцию качества. Однако, в конечном итоге, ориентиром должны служить потребности клиента. Направления конкурентной борьбы должны быть продуманы на стадии планирования, поскольку такие вопросы должны быть проработаны заранее.
План маркетинга
К основным элементам плана маркетинга относятся:
· схема распространения товара;
· ценообразование;
· реклама;
· методы стимулирования продаж;
· организация послепродажного обслуживания;
· формирование общественного мнения о фирме и товарах.
Полный план маркетинга – это отдельный, очень важный документ. В бизнес-плане его рекомендуется изложить в сжатом виде, не вдаваясь в детали.
План производства.
Шестой раздел бизнес-плана – план производства – необходим только для тех проектов, в которых предусматривается производство какой-либо продукции. Данные разделы должны быть обоснованы на длительную перспективу – два – три года, для крупных проектов – на четыре – пять лет. Раздел включает следующую информацию:
· где будет организовано производство: на действующем или на новом предприятии;
· какие необходимы производственные мощности и каков их рост по годам;
· какие сырье, материалы, комплектующие изделия необходимы, где и когда их приобретать, по какой цене;
· возможна ли производственная кооперация: с кем, на каких условиях;
· какое оборудование потребуется, когда, где его предполагается приобрести, по каким ценам;
· схема производственных потоков, включая точки контроля качества.
Каждый из этих подразделов содержит расчет расходов на производство, на основе которых осуществляется оценка издержек и их динамика по годам.
Организационный план.
Содержание этого раздела посвящено организации производства и кадрам. В частности важно решить следующие кадровые вопросы:
· какие специалисты нужны, каким должно быть их образование, квалификация, опыт работы;
· заработная плата, условия труда и условия найма на работу;
· способы привлечения специалистов.
Оценка риска и страхование.
В девятом разделе бизнес-плана требуется оценить, каким типам рисков подвержено будущее предприятие, каков возможный ущерб от наступления неблагоприятных событий, в какой момент они могут произойти.
2. Разработка бизнес-плана по производству грибов
2.1 Резюме
Искусственное разведение грибов известно достаточно давно, но особый интерес к грибоводству проявлен в последнее десятилетие. Причина проста – чрезвычайно высокая отдача культивирования грибов. Имеющиеся технологии, часть оборудования, посадочный материал, производственные площади и накопленный опыт позволяют перейти к промышленному производству и переработке данного вида продукта. Грибы приносят с 1 га за год 12 000 центнеров. Искусственному культивированию грибов отдают предпочтение потому, что слишком часты случаи пищевого отравления дикорастущими видами грибов. Кроме того, в настоящее время в Сибири небезопасно собирать грибы в естественных условиях в связи с ростом инфекционного энцефалита, приводящему к летальному исходу.
Наше общество «Грибник» займется реализацией проекта, что позволит осуществить производство и переработку высококачественных, обладающих ярко выраженными целебными свойствами, видов грибной продукции.
Договоренность и согласие потенциальных заказчиков на поставку нашей продукции уже имеется. «Ноу-хау» предпринимательской идеи состоит в следующем: грибы будут выращиваться в экологически чистых условиях, а также реализовываться как полуфабрикаты, что значительно упрощает процесс приготовления и увеличивает срок хранения. В г. Новосибирске около 2 млн. человек, многие из которых любят грибные блюда, но не имеют времени и возможности собирать их и заготавливать впрок на весь год. И мы поможем им в этом. Ведь все культивированные нами виды грибов можно сушить, солить, мариновать, употреблять для приготовления холодных закусок, первых и вторых блюд и т.д.
В нашем городе выращиванием грибов занимаются в основном в домашних условиях частные лица, в основном гриба «Вешенка», естественно они полностью не удовлетворяют спрос на эту продукцию. Гриб «Шампиньон», в основном представлен иностранными фирмами или фирмами, производящими этот продукт за пределами Новосибирской области. Что немаловажно, они не выращивают грибы в экологически чистых условиях и предлагают их покупателям без дополнительной обработки, то есть свежесобранными. Еще одна наша инновационная идея: новая упаковка в 0,5 кг, что значительно удобнее, чем упаковка весом в 1 кг. Новая упаковка будет содержать максимум информации о товаре и рецепты приготовления блюд из нашего продукта. Учитывая все эти условия, мы не сомневаемся в успехе нашего дела.
2.2 Информация о предприятии
Полное наименование предприятия ООО «Грибник».
Организационно-правовая форма собственности: общество с ограниченной ответственностью.
Учредителями являются физические лица: Степанов Б.Ф., Петров М.Б., Иванова Л.А.
Уставный капитал составляет 45 тыс. руб., который внесен учредителями равными долями по 15 тыс. руб.
Руководство обществом осуществляет директор Степанов Б.Ф., имеющий высшее экономическое образование и общий стаж работы на руководящих должностях более 10 лет.
Главный бухгалтер Иванова Л.А., имеет высшее экономическое образование, стаж работы в должности главного бухгалтера – свыше 5 лет.
Основной вид деятельности – производство грибов с целью извлечения прибыли.
Миссия предприятия – насыщение продуктового рынка высококачественными грибными продуктами.
2.3 Информация о продукции
ООО «Грибник» будет выращивать 2 вида грибов: Ouster типа «Вешенка» и фламулина бархатистая (зимний опенок), а также производить их первичную переработку – очистка, заморозка, фасовка в полиэтиленовые пакеты весом 0,5 кг. Данные виды грибов имеют превосходные вкусовые качества. Товар будет предложен покупателям как экологически чистый продукт, готовый к тепловой обработке (полуфабрикат).
В наше время экологических катастроф эта проблема является очень актуальной, и нет ничего удивительного в том, что люди предпочитают покупать продукты, выращенные в экологически чистых условиях, тем более полуфабрикаты, позволяющие экономить время для их приготовления.
Экологически чистые условия выращивания грибов заключаются в следующем:
- экологически чистые субстрактные блоки;
- использование воды из источника, расположенного рядом с теплицей, а не водопроводной;
- использование экологически чистых упаковочных материалов.
Производство грибной продукции практически безотходно. Использованные субстрактные блоки – прекрасный материал для производства экологически чистых удобрений для овощей и фруктов, которые можно реализовывать садоводам.
Анализ рынка показывает, что спрос на грибную продукцию существует и он стабилен, но не удовлетворяется в полном объеме. Нашими потенциальными потребителями являются: домохозяйки, рестораны, кафе, столовые, пицерии.
Оценка и анализ сильных и слабых сторон конкурентов и нашего предприятия приведен в таблице 1.
Таблица 1
Анализ сильных и слабых сторон конкурентов и ООО «Грибник»
В чем нуждается потребитель |
Отечественный аналог (шампиньоны) |
Импортный аналог (шампиньоны) |
Наше предложение (вешенка, зимние опята) |
Употребление в пищу без опасности для здоровья |
неопределенность |
неопределенность |
Экологически чистый продукт |
Экономия времени при приготовлении пищи |
трата времени на очистку |
полуфабрикат |
Полуфабрикат |
Получение максимума информации о продукте |
отсутствует |
отсутствует |
Информация на упаковке |
Сопутствующие услуги |
отсутствует |
отсутствует |
на упаковке указаны несколько рецептов грибных блюд |
Цена товара |
$ 4,16 / кг |
$ 4,5 / кг |
$ 2,3 / (0,5 кг) |
2.4 Организационный план
Необходимы производственные ресурсы.
Производственные и складские помещения находятся на территории личного подсобного хозяйства Степанова Б.Ф.
Организационные расходы на первый месяц
Производственные ресурсы |
Стоимость, $ |
1. Офис, производственные и складские помещения. Аренда офисного помещения |
300 |
2. Ремонт и обустройство производственных и складских помещений |
6000 |
3. Оборудование для офиса, 2 морозильные установки для складского помещения |
10000 |
4. Автопарк - 1 грузовая машина грузоподъемностью 2 т; - 1 рефрежератор грузоподъемностью 1,5 т |
3000 3500 |
5. Транспортно-заготовительные расходы сырья и материалов на 1-месяц работы |
16510 |
6. Расходы на рекламу |
540 / мес. |
Итого расходов на первый месяц |
39850 |
Формирование работников общества производится на основании штатного расписания, утвержденного директором (Таблица 2).
Оплата труда повременно-премиальная. Премия в размере тарифного оклада будет выплачиваться при выполнении плана продаж.
Таблица 2
Штатное расписание ООО «Грибник» на 2005 год
|
Должность |
Кол-во |
Тарифный |
Месячная |
Поясной |
Месячный |
Годовой |
|
|
единиц, |
оклад, руб. |
премия, |
коэф-т,25% |
ФЗП, руб. |
ФЗП, руб. |
|
|
чел. |
|
руб. |
(гр.4+гр.5)*25% |
гр.4+5+6 |
гр.7*12 |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
1 |
Генеральный директор |
1 |
4 500 |
4 500 |
2 250 |
11 250 |
135 000 |
2 |
Коммерческий директор |
1 |
4 200 |
4 200 |
2 100 |
10 500 |
126 000 |
3 |
Главный бухгалтер |
1 |
4 000 |
4 000 |
2 000 |
10 000 |
120 000 |
4 |
Главный технолог |
1 |
4 000 |
4 000 |
2 000 |
10 000 |
120 000 |
5 |
Секретарь |
1 |
2 500 |
2 500 |
1 250 |
6 250 |
75 000 |
6 |
Рабочий в теплице |
4 |
11 200 |
11 200 |
5 600 |
28 000 |
336 000 |
7 |
Водитель |
2 |
5 200 |
5 200 |
2 600 |
13 000 |
156 000 |
8 |
Охранник |
2 |
4 000 |
4 000 |
2 000 |
10 000 |
120 000 |
9 |
Уборщица |
1 |
1 900 |
1 900 |
950 |
4 750 |
57 000 |
|
Итого |
14 |
41 500 |
41 500 |
20 750 |
103 750 |
1 245 000 |
|
В $ при 1$=30 руб. |
3 458,3 |
41 500 |
Отчисления в социальные фонды: 1245000*35,6% = 443 220 руб.
443 220/30 = $ 14 774
Должностные обязанности работников ООО «Грибник».
Генеральный директор – осуществляет общее руководство, заключает договора, ведет переговоры, осуществляет прием и увольнение персонала, осуществляет стратегическое планирование.
Коммерческий директор – организует производственную и сбытовую деятельность, проводит маркетинговые исследования, участвует в стратегическом планировании.
Главный бухгалтер – осуществляет управление финансами общества, организует и ведет бухгалтерский учет и отчетность, проводит анализ финансово-хозяйственной деятельности общества, принимает участие в стратегическом планировании общества.
Главный технолог – организует технологически грамотное и бесперебойное культивирование грибной продукции.
Секретарь – организует делопроизводство и кадровую работу.
Рабочие в теплице – осуществляют выгонку грибной продукции и ее расфасовку.
Водители – осуществляют обработку снятой грибной продукции и ее транспортировку.
Охранники – осуществляют охрану предприятия и производят обработку продукции.
Уборщица – осуществляет уборку помещений и расфасовку продукции.
2.5 Производственный план
Для производства грибов необходимо подготовить уже имеющиеся теплицы в личном подсобном хозяйстве Степанова Б.Ф. Там же будет осуществляться подготовка субстрата и выгонка (выращивание) самого продукта, а также его переработка.
Субстратом для выращивания данных видов продукта являются различные растительные отходы: солома, кора, щепа, лузга подсолнечника, хлопковый очес, стержни початков и стебли кукурузы и т.п.
Подготовка субстрата и выгонка грибов не требует больших энергетических затрат, позволяет использовать приспособленные площади и оборудование. Имеющиеся в нашем распоряжении технологии позволяют получить собственно продукт (плодовые тела) через 30-40 суток с момента инокуляции.
Для организации базового производства на существующих площадях подсобного хозяйства имеются:
- специалисты;
- производственные площади для размещения цеха по производству субстрата;
- теплицы полезной площадью 600 кв. м для приспособления в качестве производственного цеха по выгонке грибов;
- необходимые условия для осуществления технологического процесса по переработке грибной продукции (консервирование, соление, сушка, перемолка и т.д.).
Расход сырья и вспомогательных материалов в количественном выражении согласно технологическим расчетам при полной загрузке стандартной теплицы площадью 600 кв. м.
Транспортно-заготовительные расходы приняты в размере 20% от общей суммы затрат на материалы.
Таблица 3
Расчет материальных затрат на месяц
№ |
Материалы |
Количество, |
Цена за |
Сумма затрат |
|
п/п |
|
тонн |
1 тн, руб. |
руб. |
$ |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
1 |
Лузга подсолнечника |
20 |
225 |
4 500 |
150 |
2 |
Отруби |
10 |
185 |
1 850 |
62 |
3 |
Мякина, опилки |
8 |
150 |
1 200 |
40 |
4 |
Мицелий |
2 |
25 000 |
50 000 |
1 667 |
5 |
Расходные материалы |
|
|
25 000 |
833 |
|
(полиэтиленовая пленка, |
|
|
|
|
|
шпагат, проволока и др.) |
|
|
|
|
7 |
Итого |
|
|
82 550 |
2 752 |
8 |
Транспортно-заготовительные |
|
|
16 510 |
550 |
|
расходы (стр.7*20%) |
|
|
|
|
9 |
Тепловая энергия |
|
|
40000 |
1 333 |
10 |
Вода |
|
|
10000 |
333 |
Итого материальных затрат (стр.7+стр.8+стр.9+стр.10) |
149 060 |
4 969 |
В теплице площадью 600 кв. м при загрузке субстрата 40 т выход грибной продукции составляет – 35% от объема субстрата, т.е. 14 тонн.
График объемов производства грибной продукции на первый год:
Январь 01.01.05 на выгонку в теплицу
15.01.05 10 тн
25.01.05 10 тн
Февраль 01.02.05 на выгонку в теплицу
10.02.05 10 тн
20.02.05 10 тн
Март 01.03.05 на выгонку в теплицу
10.03.05 10 тн
20.03.05 10 тн
30.03.05 10 тн
Апрель 01.04.05 на выгонку в теплицу
10.04.05 10 тн
30.04.03 10 тн
Май 01.05.05 на выгонку в теплицу
10.05.05 10 тн
20.05.05 10 тн
30.05.05 10 тн
Июнь 01.06.05 на выгонку в теплицу
10.06.05 10 тн
20.06.05 10 тн
30.06.05 10 тн
Июль 01.07.05 на выгонку в теплицу
10.07.05 10 тн
20.07.05 10 тн
30.07.05 10 тн
Август 01.08.05 на выгонку в теплицу
10.08.05 10 тн
20.08.05 10 тн
30.08.05 10 тн
Сентябрь 01.09.05 на выгонку в теплицу
10.09.05 10 тн
20.09.05 10 тн
30.09.05 10 тн
Октябрь 01.10.05 на выгонку в теплицу
10.10.05 10 тн
20.10.05 10 тн
30.10.05 10 тн
Ноябрь 01.11.05 на выгонку в теплицу
10.11.05 10 тн
20.11.05 10 тн
30.11.05 10 тн
Декабрь 01.12.05 на выгонку в теплицу
10.12.05 10 тн
20.12.05 10 тн
30.12.05 10 тн
Итого: 330 тн
Таблица 4
Расчет годовой себестоимости продукции
Затраты |
Сумма |
|
|
руб. |
$ |
Переменные издержки |
|
|
Заработная плата основных производственных рабочих |
669 000 |
22 300 |
Начисления на заработную плату |
238 164 |
7 939 |
Транспортно-заготовительные расходы |
198 120 |
6 604 |
Сырье и материалы |
990 600 |
33 020 |
Тепловая и электро- энергия |
480 000 |
16 000 |
Вода |
10 000 |
333 |
Итого переменные издержки |
2 585 884 |
86 196 |
Постоянные издержки |
|
|
Заработная плата |
57 600 |
1 920 |
Начисления на заработную плату |
205 056 |
6 835 |
Управленческие расходы |
500 000 |
16 667 |
Коммерческие расходы |
600 000 |
20 000 |
Аренда |
21 600 |
720 |
Амортизация |
26 280 |
876 |
Расходы на рекламу |
194 400 |
6 480 |
Налоги |
100 000 |
3 333 |
Итого постоянные издержки |
1 704 936 |
56 831 |
Операционные расходы |
4 500 000 |
150 000 |
Полная себестоимость за год |
8 790 820 |
293 027 |
2.6 Финансовый план
Бюджет на 2005 год
Показатели |
Сумма, руб. |
Выручка от продажи продукции |
16 500 000 |
Себестоимость |
8 790 820 |
Валовая выручка |
7 709 180 |
Управленческие расходы |
500 000 |
Коммерческие расходы |
600 000 |
Выручка от продаж |
6 609 180 |
Операционные расходы |
4 500 000 |
Прибыль до налогообложения |
2 109 180 |
Налог на прибыль (24%) |
506 203 |
Чистая прибыль |
1 602 977 |
Баланс предприятия
АКТИВ |
Сумма, руб. |
ПАССИВ |
Сумма, руб. |
I. Внеоборотные активы |
|
III. Капитал и резервы |
|
Основные средства |
768 720 |
Уставный капитал |
45 000 |
Итого по разделу I |
768 720 |
Нераспределенная прибыль |
852 977 |
II. Оборотные активы |
|
Итого по разделу III |
897 977 |
Запасы |
164 100 |
IV. Долгосрочные обязательства |
0 |
НДС |
29 500 |
V. Краткосрочные обязательства |
|
Дебиторская задолженность |
50 000 |
Кредиторская задолженность |
120 000 |
Денежные средства |
455 657 |
Резервы предстоящих расходов |
450 000 |
Итого по разделу II |
699 257 |
Итого по разделу V |
570 000 |
БАЛАНС |
1 467 977 |
БАЛАНС |
1 467 977 |
Расчет достижения точки безубыточности:
Точка безубыточности показывает, при каком объеме производства и реализации продукции выручка от реализации равняется затратам на производство.[9] Имеет смысл производить продукцию, если проект позволяет обеспечить производство и реализацию продукции в объеме, превышающем порог безубыточности. Только в этом случае проект начинает давать прибыль. При объемах выпуска меньше, чем порог безубыточности, предприятие будет приносить убытки. Порог безубыточности рассчитывается по формуле (Рисунок 2):
Б = П / (Ц-В) (1)
где Б – объем производства, при котором достигается безубыточность;
П – условно-постоянные затраты;
Ц – цена единицы продукции;
В - переменные затраты в расчете на единицу продукции.
Из наших расчетов известно, что:
- условно-переменные издержки составляют 2585884 руб.;
- условно-постоянные издержки составляют 1704936 руб.;
- цена продукции составляет 50 руб. за 1 кг;
- объем продукции 330000 кг.
Переменные затраты в расчете на 1 ед. продукции составят:
2585884/330000 = 7,8 руб.
Точка безубыточности составит:
1704936 / (50 – 7,8) = 40401 кг в натуральном выражении или
50 * 40401 = 2020050 руб.
Таким образом, с марта месяца 2005 г. проект начнет приносить доход.
Тыс. руб.
16500000 Зона прибыли
Точка безубыточности
2020050
Зона убытков
Переменные
затраты
1704936
Постоянные
затраты
40401 330000
Кг
Рисунок 2. График безубыточности производства грибов
2.7 План маркетинга
На рынке грибных продуктов г. Новосибирска и Новосибирской области присутствую грибы шампиньоны и вешенка, изготавливаемые, в основном, импортными производителями, стоимость которых довольна высока и достигает 100 руб. за 0,5 кг упаковку. Зимний опенок (фламулина) в продаже отсутствует. У фламулины выявлена способность к синтезу ферментов тромболитического действия. Выделен препарат белковой природы, останавливающий рост саркомы и опухолей нервной системы. Поэтому при определенной рекламе данный вид грибов должен пользоваться определенным спросом.
Реализацию грибов предполагается осуществлять через сеть магазинов «холидей классик» и «быстроном», а также посредством прямых продаж сети ресторанов, кафе, пиццерий.
Наша цель: наша цель – создать у потребителя образ фирмы –производителя экологически чистой продукции, который максимально заботится о своем потребителе. Лучшие грибы должны ассоциироваться у потребителя с нашей фирмой. За счет стимулирования и, соответственно, увеличения спроса планируется постепенно наращивать выпуск продукции и в дальнейшем поставить еще несколько теплиц.
Реализацию продукции планируется осуществлять: 50% - покупателям под реализацию, 50% - при наличии оплаты как в наличной, так и в безналичной форме.
В будущем мы собираемся организовать цех по углубленной переработке грибной продукции (сушка, соление, маринование).
Планируется реклама в средствах массовой информации «Ва-банк», «Метро», радио.
2.8 Оценка риска
С точки зрения природы рисков выделяют следующие их виды:[10]
1) Экономический (рыночный) риск – риск потери конкурентной позиции на рынке вследствие непредвиденных изменений в экономическом окружении предприятия, например, из-за роста цен на энергоносители, изменения таможенных тарифов, налоговых ставок и т.п.
2) Политический риск – риск прямых убытков и потерь или недополучения прибыли из-за неблагоприятных изменений политической ситуации в стране или действий местной власти.
3) Производственный риск – риск невыполнения производственного плана из-за нарушения контрактных обязательств, недостаточной квалификации сотрудников, сбоев в поставках сырья или в работе оборудования.
4) Финансовый риск – риск, связанный с формированием состава источников финансирования и с проведением операций с его активами.
Разумеется, полностью избежать рисков невозможно, поскольку они присущи любой предпринимательской деятельности. Однако, разумная производственная и финансовая политика, проводимая на основе анализа деятельности предприятия, позволит, с одной стороны, уменьшить вероятность появления неблагоприятных ситуаций, а с другой стороны – свести к минимуму отрицательные последствия этих ситуаций, если они все-таки наступили.
Во избежание указанных рисков планируется страховка имущества, формирование запасного резерва, проведение систематического анализа финансово-хозяйственной деятельности предприятия.
2.9 Оценка эффективности проекта
1. Производство организуется на уже имеющихся в наличии площадях, что не потребует значительных капитальных вложений, а экономия капитальных затрат – это всегда для начинающего предпринимателя шанс в борьбе с конкурентами.
2. Наличие предварительных договоренностей с потенциальными оптовыми покупателями – хороший шанс для сбыта продукции.
3. В немалой степени эффективность проекта зависит от команды исполнителей, реализующей идею в жизнь. Мы имеем такую команду.
4. Практическая безотходность нашего производства, доступность сырьевых ресурсов, небольшие затраты электроэнергии увеличивают шансы на успех.
5. Наличие развитой сети магазинов, ресторанов, кафе, пицерий, не составят проблем со сбытом продукции.
6. Возможна реализация отходов производства фермерским хозяйствам и населению, занимающемуся животноводством.
Заключение
В данной работе рассмотрены теоретические основы бизнес – планирования и применены на практике при разработке бизнес план для организации производства грибов.
В работе выполнены следующие задачи:
· исследованы функции бизнес-планирования;
· определены этапы разработки бизнес-плана;
· охарактеризована структура бизнес-плана.
Из всего изложенного в работе можно сделать вывод, что бизнес – план позволяет проанализировать возможности деятельности предприятия и обосновать выбор приоритетных целей, т.е. определить стратегию его функционирования. Можно сказать, что бизнес-план – это программа осуществления бизнес - операции, действий предприятия, содержащая сведения о предприятии, товаре, его производстве, рынках сбыта, маркетинге, организации операций и их эффективности.
Приведенные расчеты бизнес-плана по организации производства грибов показали, насколько рентабельно данное производство. Первоначальные затраты окупается в течение трех месяцев. Стоимость исходного сырья невысокая, производство практически безотходное, и что очень важно – экологически чистое. Ассортимент предлагаемой продукции может быть бесконечно широким, поскольку грибы можно сушить, солить, мариновать, делать приправы и готовые начинки.
Разумеется, в данной работе произведен укрупненный расчет организации грибного производства, но, даже имея некоторую погрешность в расчетах, все равно ясно, насколько прибыльна деятельность подобного предприятия.
Список литературы
1. Бизнес-план. Методические материалы / Под ред. Р.Г. Маниловского. – 3-е изд. – М.: Финансы и статистика, 2000.
2. Бизнес – планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова.- М.: Финансы и статистика, 2000.
3. Блэквелл Э. Как составить бизнес-план: Пер. с англ.- М.: ИНФРА-М-Премьер, 1995.
4. Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки.- Ось-89, 2003.
5. Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Учебник. – М.: Проспект, 2004.
6. Любанова Т.П. и др. Бизнес-план: опыт, проблемы: Учебно-практическое пособие.- М.: ПРИОР, 1998.
7. Пелих А.С. Бизнес-план.- М.: Ось-89, 1997.
8. Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003
9. Справочник финансиста. 3-е изд. доп. и перераб.- М.: ИНФРА-М, 2003.
10. Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003.
11. Уткин Э.А. Бизнес-план компании.- М.: ЭКМОС, 2000.
12. Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: ЭКМОС, 1998
[1] Райзберг Б.А., Лозовский Л.Ш., Стародубцева Е.Б. Современный экономический словарь. 2-е изд., испр. М.: ИНФРА-М, 2003. с. 35
[2] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 153.
[3] Уткин Э.А., Кочеткова А.И. Бизнес-план. Как развернуть собственное дело. - М.: ЭКМОС, 1998.- с. 12.
[4] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 153.
[5] Бизнес-планирование: Учебник / Под ред. В.М. Попова и С.Я. Ляпунова.-М.: Финансы и статистика, 2000. с. 237
[6] Горемыкин В.А. Бизнес-план. Методика разработки. – М.: Ось-89, 2003. – с. 10.
[7] Суша Г.З. Экономика предприятия: Учебное пособие. – М.: Новое знание, 2003. – с. 153.
[8] Справочник финансиста предприятия. 3-е изд. доп. и перераб. М.: ИНФРА-М, 2003, с.317.
[9] Справочник финансиста предприятия. – М.: ИНФРА-М, 2003. – с. 329
[10] Ковалев В.В., Волкова О.Н. Анализ хозяйственной деятельности предприятия: Учебник. – М.: Проспект, 2004. – с. 381.