Содержание


Введение. 3

1. Определение понятия «политический режим». 5

2. Типы политических режимов. 7

2.1 Демократический политический режим.. 7

2.2 Авторитарный режим (авторитаризм). 10

2.3 Тоталитарный режим (тоталитаризм). 12

3. Оценка эффективности политического режима. 20

Заключение. 23

Список литературы.. 24


Введение

Государственная система обеспечивает не только стабилизацию и формализацию политических отношений. Государство одновременно является и ареной острой борьбы за власть политических партий и группировок. Государственная политика отражает определенные идеологические ориентиры, связана с теми или иными социальными интересами. Решение задач государственной политики может достигаться совершенно разными методами, на основе тесного взаимодействия с институтами гражданского общества или, напротив, вопреки их влиянию. Для характеристики всех этих аспектов функционирования государственной системы служит понятие "политический режим".

Политическая режим не зависит напрямую от формы правления или способа территориально-политической организации власти. Он характеризует политическую культуру общества, общую направленность и природу политического процесса. В то же время каждый тип политического режима предполагает определенные способы организации государственного управления, установления прерогатив органов государственной власти, форм и степени вовлеченности в политический процесс народных масс.

Политический режим каждой страны не только влияет на политическое  развитие общества, на его социально-классовую ситуацию, но и сам определяется прежде всего социальной сущностью соответствующего государства. В рабовладельческом обществе политический режим любого государства так или иначе был связан с делением людей на свободных и рабов, что определяло их статус в политической системе и отношения к ним со стороны государственной власти; при феодализме тот же статус вытекал из крепостнических,  внешнеэкономических  отношений; в условиях демократии политический режим обуславливается фактом признания равенства всех людей перед законом при одновременном признании из неравенства по отношению к собственности;  в социалистическом обществе конституировалось формальное равенство всех его членов не только в политической, но и социально-экономической и духовной сферах.

Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей политического режима.


1. Определение понятия «политический режим»


В учебной и научной литературе отсутствует единый подход к термину «политический режим». Одни авторы отождествляют его с формой государства, управления  и устройства политической системы в целом. Именно в такой трактовке данное понятие давалось в общественных науках конца XIX - начала XX в.

         Режим - управление, совокупность средств и методов осуществления экономической и политической власти господствующего класса.

Политический режим - это система методов, приемов, форм осуществления политических отношений в обществе, т.е. способ функционирования всей политической системы общества, особая политическая атмосфера, которая создается в ходе взаимодействия государственной власти со всеми другими политическими силами и институтами гражданского общества. В узком смысле под политическим режимом можно иметь в виду государственный режим, т.е. совокупность приемов и методов осуществления государственной власти. Политический режим может почти полностью определяться государством и, таким образом, практически совпадать с государственным режимом, либо в большей степени зависеть от деятельности институтов гражданского общества[1].

В политическом режиме действительно проявляется функциональная сторона государственной власти и других институтов политической системы. Именно через политический режим государство оказывает воздействие на общество.  Но и сам политический режим по отношению к формам функционирования государственной власти обладает самостоятельностью. С его помощью можно определить различные периоды жизнедеятельности основных институтов политической системы общества, развития или эрозии демократии, степень участия масс в формировании органов власти[2].

Исторические типы государств, как правило, не совпадали с типами политических режимов. В рамках одного и того же типа государства и одной и той же формы правления могли существовать разные политические режимы. Афинское и Римское государства в Древнем мире были рабовладельческими республиками, но по характеру политических режимов существенно отличались друг от друга: если в Афинах активное участие в политической жизни принимали все свободные граждане, то в Римской республике фактическая власть была сосредоточена в руках рабовладельческой верхушки.

         В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга.

                   Античный философ Аристотель дает два критерия, по которым можно провести классификацию:

·        по тому, в чьих руках власть

·        по тому, как эта власть используется

Типология политических режимов определяется не только социальными факторами соответствующего государства, но и нравственными, моральными, мировоззренческими устоями общества. Так, более широкая и разнообразная нравственная  природа демократического режима предполагает признание таких общегуманистических ценностей, как  свобода совести, убеждений, слова, политический плюрализм и т.д.

Анализ различными школами политологов более ранних и нынешних политических режимов свидетельствует, что ни один из них не существовал в чистом виде. Существуют и многочисленные «промежуточные» политические режимы. В мире происходит постоянная эволюция политических режимов. Существенное обновление или коренная смена политических режимов разрешается либо массами посредством революционных мер, либо правящими политическими элитами через проведение реформ и военных переворотов[3].

Далее рассмотрим типы политических режимов.

2. Типы политических режимов

Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

Типология политических режимов:

·        демократический политический режим;

·        авторитарный политический режим;

·        тоталитарный политический режим.


2.1 Демократический политический режим


Он основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений. Характеризуется следующими чертами[4]:                     

1. Источником власти в государстве является народ. Он избирает власть и наделяет ее правом решать любой вопрос, опираясь на собственное мнение. Законы страны защищают народ от про­извола власти и власть от произвола отдельных людей.

2. Политическая власть носит легитимный характер и осущест­вляет свои функции в соответствии с принятыми законами. Ос­новной принцип политической жизни демократического общест­ва — "гражданам разрешено все, что не запрещено законом, а представителям власти — только та деятельность, которая предусмотрена соответствующими подзаконными актами".       

3. Для демократического режима характерно разделение вла­стей (отделение друг от друга законодательной, ис­полнительной и судебной власти). Парламент наделен исключительным правом изда­вать законы. Выс­шая исполнительная власть (президент, правительство) имеет право законодательной, бюджетной, кадровой инициативы. Высший судебный орган наделен правом оп­ределять соответствие издаваемых законов конституции страны. В условиях демократии три ветви власти уравновешивают друг друга.

4. Демократический режим характеризуется правом народа вли­ять на выработку политических решений (путем одобрения или критики в средствах массовой ин­формации, демонстраций или лоббистской деятельности,  участия в предвыборных кампаниях). Политическое участие на­рода в выработке принимаемых решений гарантируется консти­туцией страны, а также международными правовыми нормами.

5. Важной характеристикой демократического политического режима является политический плюрализм, предполагающий воз­можность образования двух- или многопартийной системы, конкуренция политических партий и их влияние на народ, существование на законных основаниях политической оп­позиции как в парламенте и вне его.

6. Демократический политический режим характеризуется высо­кой степенью реализации прав человека. К ним относятся нормы, правила и принципы взаимоотношений государства и граждан.

         Демократический режим предполагает признание за гражданами широких прав и свобод, легально действующие оппозиционные партии, формирование правительства теми партиями, которые одержали победу на соответствующих выборах и т.д.

В качестве одной из важнейших задач,  связанной с формированием демократического государства,  следует рассматривать развитие и совершенствование  законодательства,  формирование новой по существу правовой системы.

В течении долгих десятилетий в  нашей  стране  действовала однопартийная система, которая исключала возможность создания и функционирования легальных оппозиционных  партий.  Официальной, государственной идеологией являлся марксизм-ленинизм. Современное демократическое правовое государство предполагает  развитое гражданское  общество,  в котором взаимодействуют различные общественные организации,  политические партии, в котором никакая идеология не может устанавливаться в качестве официальной государственной идеологии.  Политическая жизнь в правовом государстве строится на основе идеологического,  политического многообразия (плюрализма),  многопартийности.  Поэтому одним из  путей формирования  правового государства,  одним из направлений этой работы является  развитие  гражданского  общества,  выступающим важным звеном между личностью и государством,  в котором реализуется большая часть прав и свобод человека;  утверждение принципов политического плюрализма.

Необходимым фактором,  определяющим во многом успех многих преобразований  в  государственной  и политической жизни нашего общества,  является уровень политической и правовой культуры  в обществе.  Необходимо  избавляться от того правового нигилизма, который особенно отчетливо проявился в последнее время не только у граждан,  но и у представителей государственного аппарата. Уважение и соблюдение конституции,  закона всеми членами, всеми должностными лицами - неотъемлемая черта демократического государства.

Сейчас на  территории распавшегося СССР происходят сложные процессы в развитии государства и права - становление в новых "независимых  государствах" государственных и правовых систем, соответствующих  требованиям современного гражданского демократического общества.  Это развитие все более осложняется из-за  того,  что общество переживает жесточайший экономический и социальный кризис,  существенно отразившийся на уровне жизни  людей  и  резко высветивший те негативные последствия, которые породила тоталитарная система за долгие десятилетия своего господства.

Суровая закономерность,  а может быть трагическая неизбежность в том, что человеческая природа и социальная жизнь все еще  далеки  от совершенства.  Реалистичнее не мечтать о полном искоренении зла,  а стремиться к его ограничению. Более того, возможно ли это совершенство? Естественно нет, ибо такова природа человека.


2.2 Авторитарный режим (авторитаризм).


         Авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры. В роли диктатора  выступает  индивидуальный политический деятель из элитарной среды или правящая элитарная группа. Если эти лицом является королевская семья – в этом случае авторитарный режим называется абсолютной монархией.

Сохраняются такие режимы с помощью аппарата принуждения и насилия армии. В отличии от демократического режима власти, где репрессивный аппарат действует в рамках закона, в авторитарном государстве средства насилия, наоборот,  держатся на виду.

Власть, подчинение и порядок ценятся при авторитарном режиме правления больше, чем свобода, согласие и участие в политической жизни народа. В таких условиях рядовые граждане вынуждены повиноваться законам, платить налоги без личного участия в их обсуждении.

Существующие в авторитарных государствах для ширмы демократические институты реальной силы в обществе не имеют. Легализуется политическая монополия одной партии, поддерживающей режим. При этом режиме исключается деятельность других политических партий и общественных организаций. Отрицаются принципы конституционности и законности. Игнорируются разделения властей. Происходит строгая централизация всей государственной власти. Главой государства и правительства пожизненно становится лидер правящей авторитарной партии. Вождизм превращается в официальный государственный принцип. Теория и практика авторитарного правления были выражены в афоризме «Государство – это я», высказанном Людовиком XIV[5].

 Представительные органы на всех уровнях, даже если и сохраняются, превращаются в декорацию, прикрывающую авторитарную власть. Господствующую роль играют вертикальные, иерархическо-бюрократические связи между институтами государства. Чаще всего наделена особой политической ролью армия.

Авторитарный режим обеспечивает власть индивидуального  или коллективного диктата любыми средствами, в том числе прямым насилием. Им не допускается никакой конкуренции политических субъектов. Монополия на власть – принцип авторитаризма. Вместе  с тем авторитарная власть не вмешивается в те области жизни, которые непосредственно не связаны с политикой. Относительно независимыми могут оставаться (но не обязательно остаются) экономика, культура, межличностные отношения. В известных пределах допускается также независимость личности. Короче говоря, государство дифференцировано от общества, в ограниченных рамках функционируют институты гражданского общества.

         В мировом обществе в XX веке имели место различные  виды авторитарных режимов: полуфашистский, военно-диктаторский (частое явление в странах Латинской Америки), конституционно-авторитарный, а иначе сказать монократический режим (характерный для некоторых стран Африки и отдельных государств Азии). Отмечаются  также конституционно-патриархальные, клерикальные и расистские режимы.

         Авторитарные режимы утверждаются в условиях кризисных ситуаций или на основе не развитой политической и социальной структур общества. Возможность возникновения авторитарного режима в переходном периоде от тоталитаризма к демократии заложена в психологической реакции людей на кризисную ситуацию, в стремлении к социальной упорядоченности, надежности, предсказуемости. Они могут решать прогрессивные задачи, связанные с выходом страны из кризиса. Так, до второй мировой войны, во время кризиса в некоторых странах Западной Европы парламентский демократический режим оказался неспособным решать напряженные социальные конфликты. В этих условиях возникли авторитарные системы, переросшие даже в фашизм. Авторитаризм был желаемым режимом и после второй мировой войны под влиянием существовавших острых экономических и социальных противоречий.

         Механизм утверждения авторитарных режимов включает как незаконные, насильственные методы ликвидации и замены прежних политических институтов и правителей, так и формально – демократические процедуры (например, приход к власти диктаторов в Индонезии или Бангладеш). Главные типы легитимности режима: традиционная, идеологическая (теологическая) и персональная легитимности. Непременная духовная база авторитаризма – господствующая идеология. В качестве таковой могут выступать революционная, реакционная, националистическая, религиозная и иные виды идеологий[6].


2.3 Тоталитарный режим (тоталитаризм).


         Крайняя форма авторитарного режима – тоталитаризм. Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и  тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

         Не следует рассматривать данный термин лишь как негативно оценочный. Это научное понятие, требующее соответствующего теоретического определения. Первоначально понятие «тотальное государство» имело вполне позитивное значение. Оно обозначало самоорганизующееся государство, тождественное с нацией, государство, где ликвидируется разрыв между политическим и общественно-политическим факторами. Нынешняя интерпретация понятия впервые предложена для характеристики фашизма. Затем она была распространена на советскую и родственные ей модели государства.

         Первые тоталитарные режимы  были сформированы после  первой мировой войны в странах, относившихся ко «второму эшелону индустриального развития» (Италия, Германия, Россия)[7].

         Идейные истоки, отдельные черты тоталитаризма уходят своими корнями в древность. Изначально его трактовали как принцип построения целостного едино действующего общества. В VII-IV  вв. до н. э. теоретики рационализации  китайской политико-правовой мысли (легисты) Цзы Чань, Шан Ян, Хань Фэй и другие, отвергая конфуцианство, выступали с обоснованием доктрины сильного, централизованного государства, регулирующего  все стороны общественной и частной жизни.  В том числе за наделение административного аппарата экономическими функциями, установления круговой поруки среди населения и чиновничества (наряду с принципом ответственности чиновника за свои дела), систематический контроль государства за поведением и умонастроением граждан и т.п. При этом государственный контроль ими рассматривался в виде постоянной борьбы правителя с подданными.

         Близким к легистам Китая тип тоталитарного государственного режима предложил Платон. В его более поздних диалогах («Полития», «Законы») нарисована социально-экономическая характеристика второго, более совершенного и отличного от Афинского общества, изображенного в «Государстве». Свое втрое по достоинству государство Платон наделил такими чертами: безусловное подчинение всех граждан и каждого индивидуума в отдельности государству; государственная собственность на землю, жилые дома и культурные строения, которыми пользовались граждане на правах владения, а не частной собственности;  насаждения коллективистских  начал и единомыслия в быту; государственное регламентирование законами воспитания детей; единая для всех сограждан религия, политическое и правовое равноправие женщин с мужчинами, исключая занятие должностей в высших органах власти.

         Платоновский закон запрещал лицам до 40 лет выезжать по частным вопросам за пределы государства и ограничивал въезд иностранцев; предусматривал очищение общества от неугодных лиц с помощью смертной казни или изгнания из страны.

         Платоновская модель государственного режима для большинства современных стран неприемлема, но в каком общественном строе лучше жить, понятнее после Платона. Либеральные демократы, философы, Б.Рассел, К.Поппер, в цело пришли к заключению, что именно к Платону восходят как средневековый авторитаризм, так и современный тоталитаризм.

         Понятие тоталитарного режима было разработано в творчестве ряда немецких мыслителей XIX в.: Г. Гегеля, К. Маркса, Ф. Ницше, О.Шпенглера и некоторых других авторов. И тем не менее  как законченное, оформленное политическое явление тоталитаризм вызрел в первой половине XX в[8].

         Политическое значение ему впервые придали руководители идеологи фашистского движения в Италии. В 1925 году Бенито Муссолини был первым, кто пустил в оборот термин «тоталитаризм» для характеристики итало-фашистского режима.  В конце 20-х годов английская газета «Таймс» также высказалась о тоталитаризме как негативном  политическом явлении, характеризующем не только фашизм, но и политический режим в Советском Союзе.

         Западная концепция тоталитаризма, в том числе  и направления его критиков, складывалось на основе анализа и обобщения режимов фашистской Италии, нацистской Германии, франкистской Испании и в СССР в годы сталинизма. После первой мировой войны предметом дополнительного изучения политических режимов стали Китай, страны Центральной и Юго-Восточной Европы некоторых государств «третьего мира»[9].

         Это далеко не полный перечень свидетельствует о том, что  тоталитарные режимы могут возникать на различной социально-экономической базе и в многообразных культурно-идеологических средах. Они могут быть следствием военных поражений или революций, появляться в результате внутренних противоречий или быть навязанными извне.

         Западные политологи К. Фридрих и З. Бжезинский в работе «Тоталитарная диктатура и автократия» первыми выделили шесть признаков, отличающих все тоталитарные государственные режимы от демократии и авторитаризма:

всеобщая государственная идеология;

- одна массовая партия, возглавляемая харизматическим лидером, то есть исключительно одаренным и наделенным особым даром;

монополия государства на средства массовой информации;

монополия государства на все средства вооружения;

- особо организованная система насилия, террора как специфического средства контроля в обществе;

жестко централизованный контроль над экономикой.

Отдельные из приведенных признаков  того или другого  тоталитарного государственного режима сложились, как уже отмечалось, еще в глубокой древности. Но большинство их не могло окончательно сформироваться в доиндустриальном обществе. Лишь  в XX в. они приобрели качества всеобщего характера и в совокупности давали возможность пришедшим к власти диктаторам в Италии 20-х годов, в Германии и Советском Союзе 30-х годов превращать политические режимы власти (но не «общество» и не «мышление») в тоталитарные.

Существенные признаки тоталитаризма выявляются при сравнении его с авторитарным режимом. Главное заключается не в том, насколько часто практикуется здесь прямое насилие (террор). Иные авторитарные системы им также не пренебрегают. Не может служить достаточным критерием однопартийность, поскольку она встречается и при авторитаризме. Суть различий прежде всего – в отношениях государства с обществом. Если при авторитаризме сохраняется определенная автономность общества по отношению к государству, то в условиях тоталитаризма она игнорируется, отвергается. Государство стремится к глобальному господству над всеми сферами общественной жизни. Устраняется из социально-политической жизни плюрализм. Насильственно демонстрируются социально-классовые барьеры.  Власть претендует представлять некий всеобщий «сверхинтерес» населения, в котором исчезают, обезличиваются социально-групповые, классовые, этнические, профессиональные и  региональные интересы. Утверждается тотальное отчуждение индивида от власти.

Следовательно, тоталитаризм принудительным образом снимает проблемы: гражданское общество – государство, народ – политическая власть. Государство полностью идентифицирует себя с обществом, лишая его своих социальных функций саморегуляции и саморазвития. Отсюда особенности организации тоталитарной системы государственной власти:

- глобальная централизация публичной власти во главе с диктатором;

господство репрессивных аппаратов;

упразднение представительных органов власти;

-  монополия правящей партии и интеграция ее и всех других общественно-политических организаций непосредственно в систему государственной власти и превращение последних в своеобразные «приводные ремни» (средства) тоталитарной диктатуры.

Легитимация власти основывается на прямом насилии, государственной идеологии и личной приверженности граждан вождю, политическому лидеру (харизме). Правда и свобода личности фактически отсутствуют. Весьма важным признаком тоталитаризма является его социальная база и обусловленная ею специфика властвующих элит. По мнению многих исследователей марксистской и иных ориентаций тоталитарные режимы возникают на базе антагонизма средних классов и даже широких масс по отношению к господствующей ранее олигархии.

Рассмотрим подробнее сущностные черты и принципы функционирования тоталитарных политических режимов.

Прежде всего, об «идейном абсолютизме» тоталитарной власти. С ним связано во первых, распространение в таких странах мессианской моноидеологии – социальной или национальной, призванной воодушевить, собрать под знамени режимов широкие массы. Во-вторых, духовная подготовка населения к определенным жертвам во имя решения «возвышенных героических задач», идеологическое прикрытие корыстных интересов правящей номенклатуры.

В соответствии с установками тоталитарных режимов все граждане призваны были выражать поддержку официальной государственной идеологии, тратить время на ее изучение. Инакомыслие и выход научной мысли официальной идеологии преследовались.

Без понимания всего этого невозможно вскрыть причины утверждения гитлеровского и сталинского политических режимов, объяснить их связь с массами, их поддержку с народами этих стран.

Особую роль при тоталитарном режиме играет его политическая партия. Только одна партия имеет пожизненный статус правящей (руководящей), выступает либо в единственном числе, либо «возглавляет» блок партий или иных политических сил, существование которых разрешено режимом. Такая партия, как правило, создается до возникновения самого режима и играет решающую роль в его установлении – тем, что однажды приходит к власти. При этом приход ее к власти происходит не обязательно насильственными мерами. Например, нацисты в Германии оказались у власти вполне парламентским путем, после назначения их лидера А. Гитлера на пост рейхсканцлера. Придя к власти, такая партия становится государственной партией, партийные и государственные структуры объединяются и сливаются, и сама власть становится партийно-государственной.

Специфическими чертами тоталитарного режима является организованный террор и тотальный контроль, применяемые для обеспечения приверженности масс партийной идеологии. Аппарат тайной полиции и служб безопасности с помощью крайних методов воздействия вынуждает общество жить в состоянии страха. В таких государствах конституционные гарантии либо не существовали, либо нарушались, вследствие чего становились возможными тайные аресты, содержание людей под стражей без предъявления обвинения и применения пыток.

         На гитлеровское гестапо и советские органы НКВД не распространялись никакие  правовые и судебные ограничения. Действия их направлялись режиссерами власти не только против отдельных граждан, но и против целых народов, классов и политических партий. В зависимости от конкретной страны такими врагами общества, режима могли быть объявлены евреи, коммунисты, капиталисты и т.п.

         Массовое истребление целых групп населения во время Гитлера и Сталина показывает огромную власть государства и беспомощность рядовых граждан.

         Для тоталитарных режимов характерно монополия власти на информацию, полный контроль за средствами информации. С помощью СМИ и институтов духовной сферы обеспечиваются политическое мобилизация и почти стопроцентная поддержка правящего режима.

         Жесткий централизованный контроль над экономикой – важная черта тоталитарного режима. Здесь контроль служит двоякой цели. Во-первых, возможность распоряжаться производительными силами общества создает необходимую политическому режиму материальную базу и опору, без которой тоталитарный контроль в остальных сферах вряд ли возможен. Во-вторых, централизованная экономика служит в качестве средства политического управления. Например, люди насильно могут быть перемещены для работы в те области народного хозяйства, где не хватает рабочей силы[10].

         Леворадикальные политические режимы для повышения производительности труда в экономике использовали различные программы, побуждающие работников к интенсивному труду. Советские пятилетки и экономические преобразования в Китае являются примерами мобилизации трудовых усилий народов этих стран, и их результаты нельзя отрицать.

         Задача историков и политологов объяснить, не фальсифицируя действительность, феномен леворадикального тоталитаризма, не только поднявшего две мировые державы, но и на десятилетия сковавшего мир страхом ракетно-ядерной катастрофы.

         Леворадикальные тоталитарные  политические режимы приживаются в среднеразвитых и развивающихся странах (Россия, Китай и другие), где смена существовавших ранее социальных и политических структур, форм собственности на совершенно новые осуществлялось через рабоче-крестьянские революции, направляемые компартиями. То, что мы знаем о советском обществе в сталинские годы,  и было леворадикальным тоталитарным политическим режимом.

         Праворадикальные тоталитарные режимы в Италии и Германии решали задачи тотального контроля над экономикой и другими сферами жизни разными методами. В гитлеровской Германии и фашистской Италии не прибегали к национализации всей экономики, но вводили свои действенные способы и формы партийно-государственного контроля над частным  и акционерным бизнесом, равно как и над профсоюзами и над духовной сферой производства.

         Праворадикальные тоталитарные режимы с правым уклоном появились впервые в промышленно развитых странах, но с относительно неразвитыми демократическими традициями. Итальянский фашизм строил свою модель общества на корпоративно-государственной основе, а германский  национал-социализм – на рассово-этнической.

         Праворадикальный тоталитаризм ставит своей целью укрепить в либеральном обществе существующий порядок без коренной его ломки, посредством возвеличивания роли государства, упразднения отдельных общественных институтов и элементов, подобно тому как Гитлер прилагал все усилия, чтобы уничтожить коммунистов, социал-демократов и проживавших на территории Германии евреев, цыган; создать некое новое общество.

         Тоталитарные политические режимы, следовательно, создаются власть имущими элитами для реализации идеологических доктрин и корыстных экономических интересов господствующих классов. И поэтому все тоталитарные режимы рано или поздно распадаются, а страны, где они имели место, переходят либо к либерально-демократическим системам (Германия, Испания, Италия и др.), либо к социалистической демократии (Китай и др.).


3. Оценка эффективности политического режима


В условиях интенсивно протекающих обществен­ных трансформаций (реформ) от стабильности поли­тической системы (политической стабильности) зави­сит эффективность намеченных изменений во всех других сферах общественной жизнедеятельности. В этой связи приобретают особую актуальность, с од­ной стороны, разработка теоретико-методологического инструментария оценки реального состояния политической системы с точки зрения ее стабиль­ности и, с другой стороны, решение научно-практиче­ских задач, связанных с функционированием политической системы (в первую очередь полити­ческого режима), ее основных элементов, характером их взаимодействия с различными социальными груп­пами и институтами, а также выявление детерминирующих политическую стабильность факторов.

«Эффективность политического режима — система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функ­ции (функциональность)»[11]

Поддержка политического режима осуществляется на двух уровнях: элитном и массовом. Основным фак­тором элитной поддержки выступает степень социаль­но-экономического развития, которая в конечном счете определяет объем ресурсов, подлежащих пере­распределению между различными объединениями людей. Поддержка властей массами состоит в приня­тии большинством населения ценностей (свобода слова, плюрализм мнений, независимость средств мас­совой информации и т. д.), на которые имплицитно или эксплицитно опирается конкретная политическая система социальных и политических норм (конститу­ционных, правовых, нравственных и т. д.), определяю­щих поведение политических лидеров и структур власти. К числу основных условий, влияющих на под­держку массами существующего режима, относятся долговременность и устойчивость демократических преобразований в обществе, степень участия государ­ства в управлении экономикой, социальная защищен­ность личности, национальное равноправие, постоян­ный рост уровня жизни разных групп населения, ре­альная безопасность личности.

Важное значение в оценке эффективности политического режима приобретает учет диалектики объективного и субъек­тивного в любых политических процессах, участни­ками которых являются разные группы населения. Особенностью российского менталитета является персонализация политической жизни, означающая ориентацию россиян не столько на политические программы и партии, сколько на личности полити­ческих лидеров (государственных руководителей). От­сюда и критика последних воспринималась порою как критика политической системы в целом и, всячески преследовалась, а усиление личной власти не вызы­вало активного протеста. Выдающийся немецкий со­циолог Карл Манхейм отмечал, что современный за­падный «буржуазный интеллектуализм» «стремится исключить человека с его конкретными стремлениями из политической сферы и свести политическую дис­куссию к некоему общему сознанию, определяемому «естественным правом». Власть «естественного права» есть по существу власть закона, а не всевластие лич­ности, попавшей наверх. Что касается деятельности политических партий, то они тоже формировались вокруг личностей, обладающих, как правило, харизматическими свойствами»

«Эффективность» — категория более сложная, она включает комплексную оценку характера взаимодей­ствия (и возможных последствий) совокупности вза­имосвязанных и взаимовлияющих элементов. В оцен­ке эффективности политического режима важно со­поставить функционирование системы с ее реальными возможностями, формирующими «регу­лирующий» и «саморегулирующий» потенциал по­следней. Существует несколько различных видов возможностей системы:

— экстракционная (извлекающая) возможность, т. е. извлечение (мобилизация) материальных и люд­ских ресурсов (финансы, поддержка, привлечение та­лантов и т. д.);

— контролирующая, т. е. удержание под контролем поведения и деятельности различных социальных групп и институтов;

— дистрибутивная (распределительная) возмож­ность, т. е. размещение и распределение имеющихся в обществе ресурсов в соответствии с действительны­ми потребностями;

— реагирующая возможность, т. е. своевременный учет многообразных требований (вызовов), идущих от общества в целом или от отдельных групп;

— коммуникационная возможность, т. е., используя популярные в обществе идеи, лозунги, символы, спо­собность повышать эффективность взаимодействия всех элементов системы.

Функционирование политического режима, обра­щенное вовне, адекватное актуальным потребностям развития мирового сообщества, делает ее более эффективной и придает ей дополнительный импульс стабильности, а значит, и безопасность стране, с кото­рой последняя связана теснейшим образом.


Заключение


Таким образом, в ходе работы были рассмотрены следующие вопросы:

1.     раскрыто понятие «политический режим»;

2.     рассмотрены типы политических режимов;

3.     рассмотрена оценка эффективности политического режима.

Политический режим - это система методов, приемов, форм осуществления политических отношений в обществе, т.е. способ функционирования всей политической системы общества, особая политическая атмосфера, которая создается в ходе взаимодействия государственной власти со всеми другими политическими силами и институтами гражданского общества.

         В современном мире можно говорить о 140-160 режимах, которые незначительно отличаются друг от друга. Одна из достаточно простых, широко распространенных, классификаций политических режимов - деление  их на тоталитарные, авторитарные и демократические.

·        демократический режим основывается на демократических методах и средствах властвования и политического участия народа в принятии властных решений.

·        авторитарный режим – это система правления, при которой власть осуществляется одним конкретным лицом при минимальном участии народа. Это одна из форм политической диктатуры.

·        тоталитаризм  – крайняя форма авторитарного режима.  Формирование политических тоталитарных режимов стало возможным на индустриальной стадии развития человечества, когда технически стали возможными не только всеобъемлющий контроль над личностью, но и  тотальное управление ее сознанием, особенно в периоды социально-экономических кризисов.

Эффективность политического режима — система связей между различными политическими субъектами, для которой характерны определенная целостность и способность эффективно реализовывать возложенные на нее функ­ции (функциональность).

Список литературы


1.     Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Феникс, 1993.

2.     Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996.

3.     Основы теории политической системы. – М.: Мысль, 1985.

4.     Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. -  Свердловск.: Книгомир, 1989.

5.     Цыганков А. Современные политические режимы. – М.: Логос, 1995

6.     Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право.  - М., Дрофа, 1996

7.     Белов Г. А. Политическая система // Кентавр, 1995 – №2

8.     Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8.

9.     Клямкин И.М. Какой политический режим возможен сегодня в России. Политичнские исследования. 1993- №5.

10.         Сумбатян Ю. Г. Политические режимы: генезис, сущность и основные формы // Кентавр, 1995 – №6



[1] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – с 41.

[2] Белов Г. А. Политическая система // Кентавр, 1995 – №2 – с 15.


[3] Основы теории политической системы. – М.: Мысль, 1985. – с 42.


[4] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Феникс, 1993. – с 23.


[5] Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право.  - М., Дрофа, 1996 – с 86.


[6] Шилобод М.И., Петрухин А.С., Кривошеев В.Ф. Политика и право.  - М., Дрофа, 1996 – с 88.


[7] Сумбатян Ю. Г. Политические режимы: генезис, сущность и основные формы // Кентавр, 1995 – №6- с 8


[8] Стародубский Б.А. Политические режимы европейских стран. -  Свердловск.: Книгомир, 1989. – с 37.

[9] Власть при переходе от тоталитаризма к демократии. Свободная мысль. 1993 - № 8. – с 12.


[10] Арон Р. Демократия и тоталитаризм. М.: Феникс, 1993. – с 73.


[11] Зеркин Д.П. Основы политологии. Курс лекций. - Ростов-на-Дону.: Феникс, 1996. – с 60.