Содержание

Введение. 3

1. Сущность, цели и задачи  планирования в управлении предприятием. 5

2. Пример планирования производственной программы реализации на предприятии. 7

3. Восьмиэтапная схема планирования производственной программы предприятия. 12

4. Используемые методы планирования производственной программы.. 16

Заключение. 18

Список литературы.. 20





















Введение

Финансы предприятий занимают ведущее место в воспроизводственном процессе и формировании собственных денежных средств. В последние годы произошли серьезные изменения в экономике России. В результате реформ появился развитый негосударственный сектор экономики, новые формы собственности, банковская система, рынки товаров, услуг, капитала. Изменились условия государственного регулирования, была введена система налогообложения. Все это привело к повышению роли распределительных отношений.

Эффективное управление финансами предприятия возможно лишь при планировании всех финансовых потоков хозяйствующего объекта. Необходимы тщательная оценка и контроль всех процессов и отношений предприятия.

Если ранее при командно-административной системе финансовой службе отводилась роль исполнителя, то теперь в более сложных рыночных условиях предприятие само несет ответственность за все негативные последствия и просчеты планов ухудшением своего финансового положения, а зачастую и банкротством.

Таким образом, важно заметить не только необходимость тщательного планирования, но также профессионального подхода предприятия к этому планированию. Это значит, что возросла роль образования и опыта в сфере финансового планирования.

Однако нельзя забывать о ряде факторов, ограничивающих его использование на предприятиях. Прежде всего, это – нестабильность на отечественном рынке. Политическая неустойчивость приводит к шаткому положению в российской экономике, так как отсутствует эффективная нормативно-правовая база отечественного бизнеса, очень тяжелая налоговая система, а также затрудняется возможность получить кредит от зарубежных инвесторов, которые боятся потерять свои деньги.

Доля предприятий, которые располагают финансовыми возможностями для осуществления серьезных финансовых разработок крайне мала. Только крупные компании имеют возможности для осуществления эффективного финансового планирования и привлечения высококвалифицированных специалистов, хотя мелкие фирмы чаще нуждаются в привлечении заемных средств для обеспечения своей хозяйственной деятельности, а, значит, потребность в планировании больше. Внешняя среда больше влияет на небольшие предприятия и менее поддается анализу.

Планирование связано, с одной стороны, с предотвращением ошибочных действий в области финансов, с другой стороны – предприятие уменьшает число неиспользованных возможностью путем анализа. Это возможно благодаря воплощению выработанных стратегических целей в конкретные финансовые показатели. Планирование позволяет определить жизнеспособность проекта в условиях конкуренции.




















1. Сущность, цели и задачи  планирования в управлении предприятием

Цель финансового планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.

Финансовый план оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

Во-вторых, статьи финансового плана связаны со всеми экономическими показателями работы предприятия и увязаны с основными разделами предпринимательского плана: производством продукции и услуг, научно-техническим развитием, совершенствованием производства и управления, повышением эффективности производства, капитальным строительством, экономическим стимулированием и так далее. Таким образом, финансовое планирование может оказывать влияние на все стороны деятельности хозяйствующего субъекта.

Важным фактором является также контроль за соблюдением интересов акционеров и инвесторов.

Сущность планирования представляется двумя аспектами[3, с. 55]:

- общий или экономический аспект:  планирование – это  упорядоченный основанный на обработке информации  процесс по разработке проекта, который определяет параметры для достижения целей в будущем;

- управленческий аспект: план- это результат упорного , основанного на обработке процесса по разработке проекта, который определяет параметры для достижения конечных целей.

         Таким образом, сущность планирования выражается в его конечной цели. Высшая цель планирования - быть действенным механизмом и инструментом для достижения целей предприятия, то есть своевременно выявлять средства,  альтернативы, шансы  и риски достижения целей и выбирать  соответствующие мероприятия.

         С экономической точки зрения планирование- механизм, который заменяет цены и рынок. С управленческой точки зрения планирование- часть менеджмента, которую можно определит как  умение предвидеть цели организации, результаты ее деятельности и ресурсы, необходимые для достижения целей.

         Основные принципы планирования[1, 4 и др.]:

1)    Принцип единства предполагает, что планирование в экономической организации должно иметь систематичный характер;

2)    Принцип участия означает, что каждый член экономической организации становится участником плановой деятельности независимо от должности и  выполняемой функции;

3)    Принцип непрерывности означает, что  процесс планирования на предприятиях должен осуществляться постоянно  и в рамках установленного цикла;

4)    Принцип гибкости заключается в придании планам и процессу планирования способности менять свою  направленность в связи с  возникновением непредвиденных обстоятельств;

5)    Принцип точности означает, что план должен быть составлен с такой степенью точности, какая только совместима с нависшей над судьбой фирмы неизвестностью.

2. Пример планирования производственной программы реализации на предприятии

В процессе разработки планов сбыта продукции опреде­ляется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам.

Таблица 1

Исходные данные для составления плана реализации

Показатели

Значение

ПРОДУКЦИЯ 1


Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м пог.


1 кв

50

2 кв

200

3 кв

220

4 кв

280

Цена реализации,  руб / тыс. м пог.

45000

ПРОДУКЦИЯ 2


Объем реализации СМР,  тыс. руб


1 кв

17000

2 кв

18000

3 кв

20200

4 кв

18300


Таблица 2

План реализации  трубной заготовки

Показатель

Нормативы

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Годовой  объем

Объем реализованной трубной заготовки, тыс. м пог.


50

200

220

280

750

Цена реализации,  руб / тыс. м пог.


45000

45000

45000

45000


Нормативная прибыль, руб.

0,25

562500

2250000

2475000

3150000

8437500

Себестоимость продукции, руб.  в т . ч.


1687500

6750000

7425000

9450000

25312500

материальные расходы

0,5

843750

3375000

3712500

4725000

12656250

Расходы на оплату труда

0,25

421875

1687500

1856250

2362500

6328125

Амортизация

0,17

286875,0

1147500,0

1262250,0

1606500,0

4303125

прочие расходы

0,08

135000,0

540000,0

594000,0

756000,0

2025000

Операционные расходы (за вычетом амортизации), руб.


1400625,0

5602500,0

6162750,0

7843500,0

21009375,0


Таблица 3

План реализации СМР

Показатель

Норматив

1 кв

2 кв

3 кв

4 кв

Годовой  объем

Объем реализации СМР,  тыс.руб.

17000

18000

20200

18300

73500

Нормативная прибыль,  тыс. руб.

1258

1332

1494,8

1354,2

5439

Себестоимость реализации СМР, тыс. руб.

15742

16668

18705,2

16945,8

68061

Себестоимость продукции, тыс. руб.

15742

16668

18705,2

16945,8

68061

В том числе






материальные затраты

0,5

7871

8334

9352,6

8472,9

34030,5

Затраты на оплату труда

0,25

3935,5

4167

4676,3

4236,45

17015,25

амортизация


2676,14

2833,56

3179,884

2880,786

11570,37

прочие


1259,36

1333,44

1496,416

1355,664

5444,88

Операционные расходы

13065,86

13834,44

15525,316

14065,014

56490,63

Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.

        План производства желательно приводить в перспективе на 2-3 года. Очень полезной здесь может быть схема производственных потоков, которая наглядно покажет откуда и как будут поступать все виды сырья и комплектующих изделий, в каких цехах и как они будут перерабатываться в продукцию, как и куда эта продукция будет поставляться. Важно уточнить, каким образом будет осуществляться контроль за качеством продукции.

План производства и реализации продукции для промышленного предприятия определяет его производственную программу и является ведущим разделом в планировании деятельности.

План производства и реализации продукции- центральный раздел плана деятельности всего предприятия в целом. Все остальные разделы разрабатываются на основе этого плана.

Планирование производства промышленного предприятия обеспечивает неуклонный рост выпуска продукции, улучшение ее структуры (что характеризуется изменением удельных весов отдельных изделий и их групп в общем объеме продукции), повышение качества продукции, наиболее полное удовлетворение спроса потребителей, возможно и более полное использование производственной мощности предприятия.

Исходными данными для разработки производственной программы промышленного предприятия являются[2, с. 204]:

1)    данные расчетов  производственной мощности предприятия;

2)    договора с заказчиками и другими предприятиями;

3)    протоколы согласований объемов работ;

4)    титульные списки;

5)    графики выдачи проектно-сметной документации:

а) проект организации производства;

б) проект производства работ;

в)  смета затрат производства;

6)    графики выдачи в монтаж оборудования и материалов, поставляемых заказчиком;

7)    ве6домость объемов работ;

8)    распределение объемов работ по исполнителям.

В плане производства содержатся следующие основные показатели[1, с. 45]:

-         объем реализации продукции;

-         объем товарной продукции;

-         номенклатура продукции (план производства продукции в натуральном выражении).

Таким образом, наиболее значимыми показателями производственной программы промышленного предприятия выступают[4, с. 156]:

1)    ввод в действие производственных мощностей. Это показатель характеризует конечные результаты;

2)    объем продукции, подлежащей реализации.

Показатель реализованной продукции складывается из составляющих по формуле (1):


,                           (1)

где    -  полная стоимость продукции, расчеты которой производятся в плановом году, тыс. руб.

         - стоимость продукции, расчеты по которой производятся ежеквартально, тыс. руб.

         d – доля стоимости j – ой продукции, расчеты по которой производятся по окончании периода

         -  стоимость товаров, реализуемых в плановом году, по которым в предыдущие годы проводились промежуточные расчеты и объем продукции, оплаченной в предыдущие годы, тыс. руб.












Таблица 4

Производственная программа предприятия

Ассортимент хлебных изделий


1 квартал





2 квартал




3 квартал

квартал

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

План сбыта в натуральном выражении

Цена, руб

План сбыта ,  руб.

тыс. м пог

удельный вес в итоге

тыс. м пог

удельный вес в итоге

тыс. м пог

удельный вес в итоге

тыс. м пог

удельный вес в итоге

Трубные заготовки № 1

10

20

45000

450000

50

25

45000

2250000

52,8

24

45000

2376000

81,2

29

45000

3654000

Трубные заготовки № 2

18,5

37

45000

832500

70

35

45000

3150000

72,6

33

45000

3267000

109,2

39

45000

4914000

Трубные заготовки № 3

10,5

21

45000

472500

48

24

45000

2160000

48,4

22

45000

2178000

56

20

45000

2520000

Трубные заготовки № 4

11

22

45000

495000

32

16

45000

1440000

46,2

21

45000

2079000

33,6

12

45000

1512000

ИТОГО

50

100

-

2250000

200

100

-

9000000

220

100


9900000

280

100


12600000

Полуфабрикаты собственного производства




410230




490800




500600




520690

Услуги сторонним организациям




78900




90580




100450




110250

Товарная продукция




2739130




9581380




10501050




13230940

Изменение незавершенного производства за год




35400




34700




38700




40580

Валовая продукция




2774530




9616080




10539750




13271520






Товарная продукция определяется по формуле (2):

Т = ГИ+ПФ +У,                     (2)

Где    ГИ – план сбыта продукции, млн. руб.

         ПФ – полуфабрикаты своего производства, реализованные на сторону, млн. руб.

         У – услуги сторонним организациям, млн. руб.

Валовая продукция определяется по формуле (3):

В = Т + Δ О2  ,                        (3)

В = 359 - 2,5 = 356,5 (млн. руб.)

3. Восьмиэтапная схема планирования производственной программы предприятия

Начинается  составление производственной программы  с разработки  номенклатурного  плана производства.

Годовая  производственная программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия. При составлении годовой программы должен быть учтен ряд требований. Прежде всего,  эта программа должна быть увязана с платежеспособным спросом населения и потребителей. Изделий, которые останутся нереализованными, в плане производства быть не должно ( в том числе и изделий, предусмотренных планом новой техники). Программа должна  быть обеспечена материальными, трудовыми и финансовыми ресурсами, соответствовать  производственным возможностям промышленного предприятия, учитывать его  специализацию[5, с. 222].

Основными исходными расчетами, которые выполняются при  разработке плана производства, являются расчеты ожидаемого выполнения плана текущего (базисного) года, расчеты величины производственной мощности и коэффициенты ее использования, расчеты величины трудоемкости  производственной программы и коэффициента сменности использования оборудования.

Все плановые задания определяются в виде абсолютных величин, характеризующих работу в плановом году (объем продукции в  тыс. руб., выпуск литья в тоннах и так далее). При этом разработка  плановых заданий происходит до того, как  получен отчет предыдущего года. В связи с этим  одной из важнейших задач при составлении и разработке производственной программы на промышленном предприятии является определение величины ожидаемого выполнения плана по всем основным показателям.

Ожидаемое выполнение плана может быть определено тем достовернее, чем меньше времени осталось до конца года. Поэтому  в процессе  проработки и уточнения проекта плана величина ожидаемого выполнения плана неоднократно подвергается уточнению.

При определении и уточнении величины ожидаемого выполнения учитываются итоги выполнения плана за прошедший период (достигнутые процент выполнения плана и  абсолютная величина перевыполнения).

Следующим основным расчетом, без которого  не может быть обосновано определен план производства промышленного предприятия, является расчет величины трудоемкости производственной программы. В силу различий в уровнях материалоемкости и рентабельности изменение величины стоимости продукции далеко не всегда характеризует действительное изменение объемы производственной деятельности промышленного предприятия. Фактически же объем деятельности определяется не стоимостью изготовленной продукции, а трудоемкостью этой продукции.

Задача расчета трудоемкости состоит в том, чтобы определить, как повлияет  изменение номенклатуры на величину трудоемкости. Содержание его состоит в том, что трудоемкость по отчету предыдущего года, ожидаемому выполнению  текущего года и проекту программы на планируемый год рассчитывается в одних и тех же нормах.

Для того, чтобы влияние изменений было выявлено более точно, при расчете должны быть использованы средние плановые нормы планируемого периода. При использовании норм отчетного периода величина структурных сдвигов может получиться завышенной.

В том случае если производственная программа промышленного предприятия включает большое число типоразмеров изделий, расчет обычно ведется не по каждому изделию, а по их группам. При этом исходят из  средней удельной трудоемкости изделий каждой группы.

Зачастую в проект производственной программы включаются  новые изделия, по которым  техническая подготовка производства в период проработки плана еще не закончена. Трудоемкость таких изделий определяется приближенно. На практике используются преимущественно два метода  такого приближенного определения трудоемкости. Если имеются уже освоенные на данном предприятии аналогичные изделия, то трудоемкость нового изделия берется по аналогии  ранее освоенным. Обычно в этих целях устанавливается (на основе анализа конструкции или состава изделия) коэффициент приравнивания. При этом необходимо  следить, чтобы коэффициент приравнивания правильно отражал сложность новых изделий. Как правило, один и тот же коэффициент должен применяться  при определении оптовой цены и трудоемкости нового изделия.

Если метод аналогии применить не представляется возможным, то по всем  новым изделиям берется средняя трудоемкость на 1000 рублей, сложившаяся по новой продукции в предшествующие периоды.

В конечном счете,  расчет трудоемкости показывает, каковы темпы и величина изменения трудоемкости. Этот показатель очень важен для оценки уровня напряженности плановых заданий на промышленном предприятии. Нередко в результате проведения  таких расчетов в величину плановых заданий вносят существенные корректировки.

Определенное  контрольное и аналитическое  значение имеют также расчет величины коэффициента сменности работы оборудования и расчет использования основных фондов (величины фондоотдачи). План должен  ориентировать предприятия на улучшение этих показателей.

После того, как определилось задание по номенклатуре продукции, уточняются объемные показатели производства. Задача  здесь состоит в том, чтобы определить абсолютную величину реализуемой продукции.

Задания по номенклатуре и по величине реализованной продукции должны быть строго увязаны между собой. При выполнении номенклатурной программы на 1100 % объем продукции также должен быть выполнен на 100 %. Недопустимы такие случаи, когда стоимость ( по оптовым ценам) плановой номенклатуры дает сумму большую, чем установленное плановое задание по объему продукции. По существу это означало бы, что планом предусмотрено невыполнение номенклатуры (так как трудовые и денежные ресурсы выделяются исходя из объемов производства, их было бы недостаточно для выпуска всей плановой номенклатуры). С другой стороны,  неправильно будет, если сумма, получающаяся при расчете стоимости всех изделий номенклатурного плана, будет меньше плановой суммы объема продукции. В этом случае то часть объема продукции, которая не обеспечена номенклатурой, не будут учитываться при расчете мощности, при определении потребности в материалах.

Таким образом, задача определения плановой  величины реализованной продукции сводится к определению оптовых цен всех изделий, предусмотренных номенклатурным планом производства и поставок и общей стоимости их выпуска.

После определения плановой величины объема производства рассчитывается темп роста объема производства. Для определения темпа роста продукция оценивается в неизменных ценах.

Однако при этом необходимо обеспечить сопоставимость самих неизменных цен. За неизменные цены могут приниматься принятые в плане разовые цены и временные цены. Поэтому  ежегодно при составлении плана отчет за предыдущий год (или ожидаемое выполнение плана этого года) пересчитывается в цены, принятые в плане на очередной год. В плановых органах  такой перерасчет называется  перерасчетом  объема продукции по методологии плана такого- то года. После этого определяется  темп роста объема реализованной продукции на планируемый год. Этот показатель,  в частности, используется  при начислении поощрительных фондов промышленного предприятия.

Основным расчетом, обосновывающим производственную программу промышленного предприятия, является расчет  производственных мощностей и их использования.

Под производственной мощностью понимают максимально возможный годовой выпуск продукции высокого качества ( в номенклатуре, установленной планом) при полном  использовании оборудования и наилучших организационно- технических условиях [6, с 98]. Так как производственная мощность определяется для обоснования программы, она выражается в тех же единицах, в которых установлен план.

Как правило, производственная мощность определяется в расчете на годовой выпуск продукции (годовая мощность). С развитием  производства величина  производственной мощности увеличивается в результате расширения парка оборудования, улучшения его состава, совершенствования конструкций изделий и технологии их изготовления. Вместе с тем имеются  факторы, уменьшающие величину производственной мощности. Главный из них – усложнение номенклатуры продукции.

Правильное определение производственной мощности имеет большое значение для обоснованного решения вопросов работы промышленного предприятию Расчет производственной мощности производится предприятием ежегодно.

Таким образом, производственная программа промышленного предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.

4. Используемые методы планирования производственной программы

         В процессе планирования производственной программы предприятия  могут быть использованы следующие основные методы:

1.      Метод прямого счета. Включает в себя показатели объема товарной продукции в натуральном выражении, цену реализации единицы продукции и полную себестоимость единицы продукции. Этот метод точный, простой, но имеет недостатки. Это трудоемкость при большой номенклатуре. И не позволяет выявить влиянии отдельных факторов на величину прибыли.

2.      Аналитический метод. В отличие от прямого счета может охарактеризовать влияние отдельных факторов на величину прибыли, используется при большом ассортименте изделий, когда невозможно использовать метод прямого счета. При этом методе неизвестна себестоимость, он менее точен. Недостаток этого метода в том, что определение прибыли рассматривается только по сравнимой товарной продукции, т.е. по такой продукции, которая выпускалась в предыдущем периоде. Суть: сначала рассчитывается базовая прибыль и базовая рентабельность. По показателю базовой рентабельности исчисляется прибыль планируемого года, исходя из объема товарной продукции планируемого года, но по себестоимости текущего периода. Выполняется расчет экономии от снижения себестоимости по сравнимой товарной продукции. Рассчитывается влияние на прибыль отдельных факторов (повышение качества продукции, снижение цен). Результаты расчетов оформляются сводной таблицей, в которой определяется итоговая сумма. Это прибыль от реализации продукции.








Заключение

         В ходе выполнения  работы был достигнута ее основная цель и решены все задачи. Сделаем несколько выводов по работе.

Цель  планирования заключается в обеспечении предприятия необходимыми финансовыми ресурсами производственной, инвестиционной и финансовой деятельности. В связи с этим нужно определить пути эффективного вложения капитала, оценить степень рационального его использования, выявить внутрихозяйственные резервы увеличения прибыли за счет экономного использования денежных средств и установление рациональных финансовых отношений с бюджетом, банками и контрагентами. Важно также соблюсти интересы акционеров и других инвесторов. И как следствие всего финансовое планирование выполняет контрольную функцию по изучению финансового состояния предприятия, его платеже- и кредитоспособностью.

План оказывает большое влияние на экономику предприятия. Это обусловлено целым рядом обстоятельств. Во-первых, в финансовых планах происходит соизмерение начальных затрат для осуществления деятельности с реальными возможностями, и в результате корректировки достигается материально-финансовая сбалансированность.

         В процессе разработки планов сбыта продукции опреде­ляется общий объем поставок готовой продукции в целом по предприятию и каждому потребителю в плановом году и поквартально с распределением по месяцам.

 Немалое место отводится производственному планированию. Основной целью производственного плана является предоставление информации по обеспеченности с производственной стороны выпуска продукции и разработка мер по поддержанию и развитию производства. Содержание производственного плана может меняться в зависимости от отрасли, в которой действует фирма.

Годовая  производственная программа  предприятия разрабатывается  на основе уточнения и  конкретизации соответствующих показателей перспективного плана промышленного предприятия.

Производственная программа промышленного предприятия является наиболее главным и самым значимым разделом при планировании деятельности всего предприятия в целом. Она лежит в основе разработки всех последующих планов, как краткосрочных, так и долгосрочных.






















Список литературы

1)    Алексеева М.М. Планирование деятельности фирмы: Учеб. пособ.- М.: Финансы и статистика, 1997.- 456с.

2)    Баканов М.И., Шеремет А.Д. Теория экономического анализа. – 4-е изд. – М.: Финансы и статистика, 1997. – 352 с.

3)    Бухалков М.И. Внутрифирменное планирование: Учеб. – М.: Инфра- М, 1999. – 392 с.

4)    Ефимова О.В. Финансовый анализ. - 3 изд., переаб., доп. – М.: Бух. учет, 1999. – 351 с.

5)               Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. – 2-е изд., испр. И доп. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 344 с.

6)    Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.

7)    Ковалев А.И., Привалов В.П. Анализ финансового состояния предпрития. – 2 изд., пераб., доп. – М.: Центр экономика и маркетинга, 1998. – 188 с.

8)    Кожинов В.Я. Бухгалтерский учет: Прогнозирование финансового результата: Учебно- метод. пособ. –М.: Экзамен, 1999. – 319 с.

9)    Кошкина Г.М. Финансы предприятия: Тексты лекций. – Новосибирск: НГАЭиУ, 1998. – 150 с.

10)                      Крейнина М.Н. Финансовый менеджмент: Задачи, деловые ситуации и тесты. – М.: Дело и сервис, 1999. – 111с.

11)          Любушин Н.П., Лещева В.Б., Дькова В.Г. Анализ финансово-экономической деятельности предприятия. – М.: ЮНИТИ – ДАНА, 2002. –    471 с.

12)          Панкратов Ф.Г., Серегина Т.К. Коммерческая деятельность, -М.: ИКЦ. «Маркетинг», 2002.

13)                      Справочник финансиста предприятия/ Баранникова Н.П., Бурмистрова Л.А., Винслав Ю.Б. – 2 изд., доп., переаб. – М.: Инфра- М, 1999. – 558с.

14)                      Финансовый менеджмент: Теория и практика: Учеб./Под ред. Е.М. Стояновой. – М.: Перспектива, 1999. – 656 с.

15)                      Финансы: Учеб. пособие / Под ред. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2001. – 384 с.