Содержание
1.Сущность и значение распределительной логистики. 3
2.Системы управления запасами. 8
Список использованной литературы.. 14
1.Сущность и значение распределительной логистики
Термин «распределение», использованный в названии изучаемой функциональной области логистики, имеет широкое применение, как в науке, так и в практике.
В логистике под распределением понимается физическое, ощутимое, вещественное содержание этого процесса. Закономерности, связанные с распределением прав собственности, здесь также принимаются во внимание, однако не они являются основным предметом исследования и оптимизации. Главным предметом изучения в распределительной логистике является рационализация процесса физического распределения имеющегося запаса материалов. Как упаковать продукцию, по какому маршруту направить, нужна ли сеть складов (если да, то какая?), нужны ли посредники — вот примерные задачи, решаемые распределительной логистикой.
Логистика изучает и осуществляет сквозное управление материальными потоками, поэтому решать различные задачи распределительного характера, то есть делить что-либо между кем-либо, здесь приходится на всех этапах:
· распределяются заказы между различными поставщиками при закупке товаров;
· распределяются грузы по местам хранения при поступлении на предприятие;
· распределяются материальные запасы между различными участками производства;
· распределяются материальные потоки в процессе продажи и т. д.
Для того чтобы очертить границы распределительной логистики, необходимо рассмотреть схему процесса воспроизводства капитала, который, как известно, имеет три стадии (см. рис.).
Рисунок. Процесс воспроизводства капитала и функциональные области логистики
Как видно из рис.1, материальные потоки становятся объектом распределительной логистики на стадии распределения и реализации готовой продукции.
Понятие распределительной логистики легко сформировать на основе общего определения понятия логистики. Вспомним, что логистика определяется как наука (деятельность) о сквозном управлении материальными потоками, включающими в себя:
1. Доведение материального потока до производства:
2. Управление процессом прохождения потока внутри производства;
3. Управление процессом доведения готовой продукции до потребителя.
Специфика логистики заключается в объединении управления материальным потоком на названных трех участках, а также внутри каждого из них, в «одних руках».[1]
Распределительная логистика изучает последний этап (не в отрыве, а в глубокой системной взаимосвязи с предыдущими этапами), то есть представляет собой науку (деятельность) о планировании, контроле и управлении транспортированием, складированием и другими материальными и не материальными операциями, совершаемыми в процессе доведения готовой продукции до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего, а также передачи, хранения и обработки соответствующей информации.
Принципиальное отличие распределительной логистики от традиционных сбыта и продажи заключается в следующем:
· подчинение процесса управления материальными и информационными потоками целям и задачам маркетинга;
· системная взаимосвязь процесса распределения с процессами производства и закупок (в плане управления материальными потоками);
· системная взаимосвязь всех функций внутри самого распределения.[2]
Определение распределительной логистики формулируется следующим образом: распределительная логистика — это комплекс взаимосвязанных функций, реализуемых в процессе распределения материального потока между различными оптовыми покупателями, то есть в процессе оптовой продажи товаров.
Процесс розничной продажи в логистике, как правило, не рассматривается. Эффективность этого процесса в основном зависит от факторов, лежащих за пределами логистики, например, от знания психологии покупателей, от умения оформить торговый зал, организовать рекламу и т. п. Рациональная организация материальных потоков в процессе розничной продажи, конечно же, необходима, но здесь значимость ее гораздо ниже, чем на более ранних стадиях движения материального потока.
Необходимо уточнить, что сказанное выше относится не к процессу розничной торговли в целом, который включает в себя и оптовую закупку и розничную продажу, а только к розничной продаже, то есть к обслуживанию покупателя.
Объект изучения в распределительной логистике — материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю. Предмет изучения — рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю.
Распределение материального потока уже достаточно давно является существенной стороной хозяйственной деятельности, однако положение одной из наиболее важных функций оно приобрело лишь сравнительно недавно. В странах с развитой рыночной экономикой в 50-х — начале 60-х годов системы распределения развивались в значительной степени стихийно. Вопросы выбора каналов распределения, упаковки товаров, подготовки их к транспортировке и доставки получателю; вопросы производства и закупок материалов решались в слабой взаимосвязи друг с другом. Отдельные подфункции, которые в совокупности образуют функцию распределения, трактовались как самостоятельные функции управления. Интегрированный взгляд на функцию распределения получил развитие в 60-х — начале 70-х годов. В этот период пришло понимание того, что объединение различных функций, касающихся распределения произведенного продукта в единую функцию управления, несет в себе большой резерв повышения эффективности.
Результатом интегрированного подхода к реализации различных функций распределения стало включение распределения в структуру функционального управления организаций и предприятий.
В торговле примером интеграции различных подфункций распределения может служить выделение и развитие специальных структур, занимающихся снабжением магазинов. В странах с развитой рыночной экономикой такие структуры распределения в 70-е годы стали создавать и развивать крупные цепи розничной торговли. Отечественный опыт представлен организацией централизованной доставки товаров в магазины экспедиционными подразделениями торговых оптовых баз.
Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке поставщик — потребитель, начиная от момента постановки задачи реализации и заканчивая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес занимают задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю.
Состав задач распределительной логистики на, микро- и макроуровне различен.
На уровне предприятия, то есть на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи:
1. планирование процесса реализации;
2. организация получения и обработки заказа;
3. выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке;
4. организация отгрузки продукции;
5. организация доставки и контроль за транспортированием;
6. организация послереализационного обслуживания.
На макроуровне к задачам распределительной логистики относят:
1. выбор схемы распределения материального потока
2. определение оптимального количества распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории;
3. определение оптимального места расположения распределительного центра (склада) на обслуживаемой территории;
4. ряд других задач, связанных с управлением процессом прохождения материального потока по территории района, области, страны, материка или всего земного шара.[3]
2.Системы управления запасами
Для ситуации, когда отсутствуют отклонения от запланированных показателей и запасы используются равномерно, в теории управления запасами разработаны две основные системы управления запасами:
1.Система управления запасами с фиксированным размером заказа.
2.Система управления запасами с фиксированным интервалом времени между заказами.
Использование той или иной системы управления запасами зависит от следующих обстоятельств:
1. Если издержки управления запасами значительнее и их можно вычислить, то следует применять систему с фиксированным размером заказа.
2. Если издержки управления запасами незначительные, то более предпочтительной оказывается система с постоянным уровнем запасов.
При заказе товаров поставщик налагает ограничения на минимальный размер партии. В этом случае желательно использовать систему с фиксированным размером заказа, поскольку легче один раз скорректировать фиксированный размер партии, чем непрерывно регулировать его переменный заказ.
Однако если налагаются ограничения, связанные с грузоподъемностью транспортных средств, то более предпочтительной является система с постоянным уровнем запасов.
Система с постоянным уровнем запасов более предпочтительна и в том случае, когда поставка товаров происходит в установленные сроки.
Система управления запасами с фиксированным размером заказа часто выбирается тогда, когда необходимо быстро реагировать на изменение сбыта.
Данная система ориентирована на ситуацию, когда затраты на учет запасов и издержки на оформление заказа настолько значительны, что становятся соизмеримы с потерями от дефицита запасов.
Как и в системе с фиксированным интервалом времени между заказами, здесь используется постоянный интервал времени между заказами. Но в данной системе заказы производятся не через каждый заданный интервал времени, а только при условии, что запасы на складе в этот момент оказались равными или меньше установленного минимального уровня.
В случае выдачи заказа его размер рассчитывается так, чтобы поставка пополнила запасы до максимально желательного уровня. Таким образом, данная система работает лишь с двумя уровнями запасов – минимальным и максимальным.
Исходные данные для расчета параметров системы таковы: потребность в заказываемом продукте (физ. ед.), интервал времени между заказами (дни), время поставки (дни), возможная задержка поставки (дни).
Пороговый уровень запаса в системе с фиксированным размера заказа играет роль минимального уровня. Если в установленный момент времени этот уровень пройден, т.е. наличный запас равен пороговому уровню, или не достигает его, то заказ оформляется. В противном случае заказ не выдается, и отслеживание порогового уровня, а также выдача заказа будут произведены только через определенный интервал времени. Величина порогового уровня рассчитывается таким образом, что поступление заказа на склад происходит в момент снижения текущего запаса до гарантийного уровня. При расчете порогового уровня задержка поставки не учитывается.
Максимальный желательный запас в данной системе играет роль максимального уровня. Его размер учитывается при определении размера заказа. Он косвенно (через интервал времени между заказами) связан с наиболее рациональной загрузкой площадей склада при учете возможных сбоев поставки и необходимости бесперебойного снабжения потребления. Максимально желательный запас не оказывает непосредственного воздействия на функционирование системы в целом. Этот уровень запаса определяется для отслеживания целесообразной загрузки площадей с точки зрения критерия минимизации совокупных затрат.
Гарантийный (страховой) запас позволяет обеспечивать потребность на время предполагаемой задержки поставки. При этом под возможной задержкой поставки подразумевается максимально возможная задержка.
Восполнение гарантийного запаса производится в ходе последующих поставок через использование второго расчетного параметра данной системы – порогового уровня запаса. [4]
Таким образом, в системе с фиксированным размером заказа основополагающий параметр – размер заказа, который не меняется ни при каких условиях работы системы. Определение размера заказа является, поэтому первой задачей, которая решается при работе с данной системой управления запасами.
В системе с фиксированным размером заказа объем закупки должен быть оптимальным, причем критерием оптимизации должен быть минимум совокупных затрат на хранение запасов и повторение заказа. Данный критерий учитывает три фактора, действующих на величину названных совокупных затрат:
· Стоимость оформления заказа,
· Используемая площадь складских помещений,
· Издержки на хранение запасов.
Эти факторы тесно взаимосвязаны между собой, причем само направление их взаимодействия неодинаково в разных случаях. Желание максимально сэкономить затраты на хранение запасов вызывает рост на оформление заказов. Экономия затрат на повторение заказа приводит к потерям, связанным с содержанием излишних складских помещений, и кроме того снижает уровень обслуживания потребителя. При максимальной загрузке складских помещений значительно увеличиваются затраты на хранение запасов, более вероятен риск появления неликвидных запасов.
Использование критериев минимизации совокупных затрат на хранение запасов и повторный заказ не имеют смысла, если время исполнения заказа чересчур продолжительно, спрос испытывает существенные колебания, а цены на заказываемые сырье, материалы, полуфабрикаты и т.д. сильно колеблются. В таком случае нецелесообразно экономить на содержании запасов. Это, вероятнее всего приведет к невозможности непрерывного обслуживания потребителя, что не соответствует цели функционирования системы управления запасами. Во всех других ситуациях определение оптимального размера заказа обеспечивает уменьшение издержек на хранение запасов без потери качества обслуживания.
Издержки выполнения заказа на единицу товара определяют по формуле:
Со/q,
где Со – издержки выполнения заказа,
q - размер партии.
Для определения годовых затрат выполнения заказа издержки выполнения заказа, приходящиеся на единицу товара, необходимо умножить на количество товара S, реализованного за год, т.е.
Со * S/q,
Издержки выполнения заказа включают следующие элементы: стоимость транспортировки заказа, затраты на разработку условий поставки, стоимость контроля исполнения заказа, затраты на информирование, стоимость форм документов.
Годовые издержки выполнения заказа уменьшаются при увеличении размера партии, так же изменяются издержки выполнения заказа, приходящиеся на единицу товара.
Издержки хранения запасов включают в себя расходы, связанные с физическим содержанием товаров на складе, и возможные проценты на капитал, вложенный в запасы. Эти издержки, выражаются в процентах от закупочной цены за определенное время. Годовые издержки хранения товара определяются по формуле:
Си*i*q,
где Си – закупочная цена единицы товара,
i - издержки хранения, выраженные как доля этой цены.
Издержки хранения определяются средним уровнем запасов. При постоянной интенсивности закупок 9сбыта) годовые издержки хранения запасов составляют
Си*i*q/2 .
Общие годовые издержки управления запасами (С) – это сумма годовых издержек выполнения заказов и годовых издержек хранения запасов, т.е.
С = (Со*S)/q + (Си*i*q)/2
Значение размера партии q, минимизирующее годовые издержки управления запасами, называется наиболее экономичным размером заказа и обозначается qопт. Оптимальный размер заказа по критерию минимизации совокупных затрат на хранение запаса и повторение заказа рассчитывается по формуле Уилсона
qопт = (Со*S*2)/i ,
где Со – издержки выполнения заказа,
S - количество товара, реализованного за год,
i – издержки хранения.
Данный вариант формулы Уилсона ориентирован на мгновенное пополнение запаса на складе.
В случае если пополнение заказа на складе производится за некоторый промежуток времени, используется коэффициент k, учитывающий скорость пополнения запаса на складе. При этом формула Уилсона приобретает вид:
qопт = (Со* S*2)/i*k
Величина qопт округляется до целого числа в большую сторону и/или может быть увеличена до размеров, согласованных с поставщиком.
Таким образом, ознакомившись с двумя видами систем управления запасами, можно сказать об их преимуществах и недостатках. Сведем их в таблицу.[5]
Таблица
Сравнение систем управления запасами
Система |
Преимущества |
Недостатки |
С фиксированным размером заказа |
1.Меньший уровень максимального желательного запаса 2.Экономия затрат на содержание запасов на складе за счет сокращения площадей под запасы. |
Введение постоянного контроля за наличием запасов на складе. |
С фиксированным интервалом времени между заказами |
Отсутствие постоянного контроля за наличием запасов на складе. |
1.Высокий уровень максимального желательного запаса 2.Повышение затрат на содержание запасов на складе за счет увеличения площадей под запасы. |
Таким образом, мы видим, что преимуществ больше у системы с фиксированным размером заказа, а недостатков у системы с фиксированным интервалом времени между заказами. Именно поэтому первая система является предпочтительнее в управлении запасами.
Список использованной литературы
1. Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – 220с.
2. Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие/ГАС. – Ростов н/Д, 1992. – 316с.
3. Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие/СГУ. – Саратов, 1993. – 224с.
4. Логистика: Учебное пособие/Под ред. проф. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – 286с.
5. Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – 318с.
[1] Родников А.Н. Логистика: Терминологический словарь. – М.: Экономика, 1995. – с.183.
[2]Залманова М.Е. Сбытовая логистика: Учебное пособие/СГУ. – Саратов, 1993. – с.37.
[3] Логистика: Учебное пособие/Под ред. проф. Б.А. Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997. – с.104.
[4] Гаджинский А.М. Основы логистики: Учебное пособие. – М.: Маркетинг, 1996. – с.110.
[5] Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга: Учебное пособие/ГАС. – Ростов н/Д, 1992. – с.119.