О новых подходах к обучению детей с интеллектуальными нарушениями.

Макеев Игорь Викторович, 

МОУ «Специальная (коррекционная VIII вида)

 школа №25 г. Йошкар-Олы»

E-mail: school25@marsu.ru


За последние десятилетия произошло качественное ухудшение здоровья школьников. В настоящее время в школах России обучается лишь 10% здоровых детей, 50% учащихся имеют многофункциональные отклонения, а 40% - хронические патологии. Восемьдесят процентов систематической школьной неуспеваемости детей связано с интеллектуальной недостаточностью и задержками психического развития. Каждый десятый ребенок имеет недоразвитие познавательных интересов.[1]

Модернизация системы образования, которую ждут и родители, и дети,- это в первую очередь изменение приоритетов ценностей в образовательной политике, изменение миропонимания и мироощущения самого педагога, медико-психологическое сопровождение и специальные условия для обучения детей со специальными образовательными потребностями, приоритет воспитательной роли школы.[2] Для успешной организации учебно-воспитательного процесса и постановки работы на качественно новом уровне необходимо решить для коррекционной  школы эти проблемы.

Сложившаяся система работы коррекционных школ предусматривает личностно-ориентированный и индивидуально-дифференцированный подход к обучению детей со специальными образовательными потребностями. Весь образовательный процесс строится в такой логике – от ребенка к программе, а не наоборот, и ведется дифференцированными методами обучения. Плюс к этому осуществляется психолого-медицинское сопровождение ребенка и усиливается значение вариативного образования.

В настоящее время наша школа нуждается как в повышении квалификации педагогических кадров, так  и в новых подходах к обучению и воспитанию детей. Учителя и воспитатели школы делают все возможное, по коррекции дефектов развития и подготовке ребят к жизни, чтобы они могли стать конкурентоспособными в ней. Школа имеет стабильные положительные результаты по трудовой подготовке учащихся и спортивные достижения по системе Special Olympic. Учащиеся всегда (на протяжении более 10 лет) являются призерами Республиканских конкурсов “Лучший по профессии”, а бадминтонисты  неоднократно становились чемпионами России. В этом году трое наших воспитанников включены в сборную России для участия во Всемирных летних Специальных Олимпийских Играх 2003 года в Ирландии.

На современном этапе развития теории и практики специальной психологии и коррекционной педагогики бесспорна необходимость компетентности педагогов в области применения компьютерных технологий в изучении и обучении детей с нарушениями в развитии.

К большому сожалению, мы не имеем возможности, в должной мере использовать в своей работе данные современные технологии, ввиду отсутствия в школе в достаточном количестве компьютерной техники и неподготовленности педагогов к этой работе. Если вопросы компетентности педагогов можно решить через их курсовую подготовку  (практическое освоение конкретных специализированных компьютерных технологий, Интернет-технологий и методик их применения для изучения, обучения и реабилитации детей со специальными потребностями в обучении), то организовать квалифицированную коррекционную помощь детям можно только при наличии определенной материальной базы. Наши дети с особыми образовательными потребностями   оказались вне государственной программы компьютеризации российской школы. В нашей стране нет также и единой государственной программы информатизации и интернетизации специальных (коррекционных) образовательных учреждений. В силу этих обстоятельств имеющиеся компьютерные обучающие и коррекционно-развивающие программы не находят должного применения в практике работы дефектологов, остаются невостребованными. Отлученность детей с особыми образовательными потребностями от компьютеров и неподготовленность педагогов к работе с информационными технологиями  - это  отсутствие возможности для  полноценной социальной  реабилитации детей со специальными потребностями.

В 2002-2003 учебном году, при финансовой поддержке «Прожект Хармони Инк.», мы  постарались  в какой-то степени решить проблему подготовки педагогов. Для достижения этих целей в школе разработана программа, по которой прошли обучение сотрудники школы и педагоги некоторых других коррекционных учебных заведений нашей Республики. Она состояла  из трех блоков, которые связаны между собой по целям, содержанию и результатам.

Ä         Первый блок - «Основы компьютерной грамотности» (курсовая подготовка педагогов) ставила своей целью расширение знаний и представлений педагогов о возможностях современных информационных технологий и формирование необходимых пользовательских навыков работы на компьютере.

Ä        Второй блок - «Использование информационных технологий (Интернет-технологий) при изучении и обучении аномальных детей»(курсовая подготовка педагогов). На этом этапе у педагогов вырабатывалось понимание того, что результаты развития и образования детей благодаря компьютерным технологиям и Интернет-технологиям достигнут более высокого уровня, а также умение определять роль этих технологий в образовании и коррекции детей.

Ä        Третий блокСтавил своей целью добиться практического освоения  конкретных специализированных компьютерных технологий, Интернет-технологий и методик их применения для изучения, обучения и реабилитации детей со специальными потребностями в обучении. Этот блок тесно связан с расширением знаний педагогов в области современной коррекционной педагогики и психологии, что достигалось через систему психолого-педагогических семинаров, конференций, открытых уроков всех педагогов, участвующих в этой работе.

Все эти блоки тесно взаимосвязаны и реализовывывались во взаимосвязи. В результате всей проделанной работы педагогические работники школы получили доступ к дополнительной информации и новые знания, а также навыки работы с компьютером и использованием компьютерных технологий (в том числе Интернет-технологий), что, надеемся, повысит качество их работы. Но, к большому сожалению, дети смогут получить более квалифицированную помощь в коррекции недостатков развития только при решении вопросов  создания определенной материальной базы, В настоящее время в нашей стране имеется  ограниченное количество специализированных компьютерных программ и специальных педагогических технологий, ориентированных на коррекционное обучение и изучение детей, нуждающихся в особой помощи. Вся проделанная работа, надеемся, сможет в какой-то мере расширить эти ресурсы. Мы надеемся также, что проделанная педагогами школы работа в рамках полученного гранта, также позволит привлечь внимание органов власти,  руководителей образования Республики и города к нуждам детей с особыми образовательными потребностями, которые пока находятся вне государственной программы компьютеризации российской школы.

Что же может дать компьютер и компьютерные технологии детям с интеллектуальными нарушениями? Чтобы ответить на этот вопрос необходимо вспомнить некоторые вопросы психологии умственно отсталых детей.

 Вопросы особенностей познавательной деятельности, эмоционально-волевой сферы и личности умственно отсталых учащихся хорошо разработаны в дефектологии. Отмечается, что для умственно отсталых детей характерно недоразвитие познавательных интересов (Н.Г.Морозова[3]), которое выражается в том, что они меньше, чем их нормальные сверстники испытывают потребность в познании. Использование компьютера  и компьютерных технологий вызывают живой интерес у учащихся и служат фактором активизации  познавательной деятельности.

Известно, что при умственном недоразвитии оказывается дефектной уже первая ступень познания – восприятие. Исследования психологов (В.Г.Петрова[4], Ж.И.Шиф[5]) указывают, что главным недостатком является нарушение обобщенности восприятия, его замедленный темп и узость восприятия, что сказывается на возможностях понимания материала. Восприятие тесно связано с мышлением. Если ученик воспринял только внешние стороны материала, не уловил главное, внутренние зависимости, то понимание, усвоение и выполнение задание будет затруднено. Как показывают исследования (В.Г.Петрова[6], Б.И.Пинский[7], И.М.Соловьев[8] и др.)  операции анализа, синтеза, сравнения, обобщения, абстракции, конкретизации у умственно отсталых недостаточно  сформированы и имеют своеобразные черты, в связи с тем, что их развитие идет в условиях неполноценного чувственного познания, речевого недоразвития, ограниченной практической деятельности.

В процессе обучения необходимо активизировать умственную деятельность детей, подводя их к самостоятельному определению причин и следствий. Для этого необходимо умелое сочетание наглядных и словесных средств обучения; больше ставить перед детьми конкретных практических задач; вовлекая их в практическую деятельность.

Особенности восприятия и осмысления умственно отсталыми детьми учебного материала неразрывно связаны с особенностями их памяти. Необходимым условием преднамеренного запоминания является осмысливание материала, установление существенных  связей между отдельными приемами запоминания. Надо сравнивать сходные между собой объекты, расчленять материал на составные части, устанавливая связь между ними, вырабатывать умение сопоставлять результаты своей работы  с оригиналом.

У детей с умственной отсталостью отмечаются трудности и в воспроизведении образов восприятия – представлений. При проведении коррекционной работы надо иметь ввиду, что на сохранение образа положительное влияние оказывает сочетание словесного описания и наглядных средств.

Использование компьютерных технологий в образовательном процессе коррекционной школы VIII вида сможет стать не только новым средством обучения, но важным средством коррекции психических функций аномального ребенка. Их использование обеспечит:

ü  мотивацию учащихся и активизацию их познавательной и умственной деятельности;

ü  усилит визуализацию восприятия учебного материала;

ü  предоставит каждому ученику свободу выбора темпа, средств и форм деятельности;

ü  сможет показать уровень и виды необходимой помощи учащимся в процессе решения учебных задач;

ü  даст умение находить существенно более эффективные способы решения традиционных задач специального обучения;

Использование компьютера и компьютерных технологий в работе школьного психолога и логопеда (изучение и коррекция недостатков развития), учителя (обучение и коррекция), воспитателя (использование коррекционно-развивающих компьютерных игр) обеспечит реализацию личностно-ориентированного подхода в организации  учебной деятельности ребенка, что в свою очередь скажется на перспективах роста возможностей социальной адаптации, коммуникации, доступа к образованию и расширении сфер будущей трудовой деятельности детей с нарушениями в развитии.



[1]Данные международного фонда охраны здоровья матери и ребенка.

[2] Концепция модернизации российского образования.- «Вестник образования», 2002 г., №6

[3] Морозова Н.Г. Формирование познавательных интересов у аномальных детей. М., 1969.

[4] Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников, - Красноярск, 1994.

[5] Психололгические вопросы коррекционной работы во вспомогательной школе /под.ред.Ж.И.Шиф.-М., 1972.

[6] Петрова В.Г. Психология умственно отсталых школьников, - Красноярск, 1994.

[7] Пинский Б.И. Психологические особенности деятельности умственно отсталых школьников.-М.,1962

[8] Соловьев И.М. Психология познавательной деятельности нормальных и аномальных детей. – М.,1966