Содержание
Введение. 3
1. США - родина первой в мире конституции. 4
2. "Билль о правах" и основы правого статуса личности. 5
3. Конгресс США. Структура, порядок избрания, полномочия. 6
4. Порядок выборов президента США.. 7
5. Полномочия президента. Институт импичмента. 9
6. Двухпартийная система. 11
7. Судебная система США.. 12
8. Органы местного управления и самоуправления США. 13
9. США - федеративное государство. 14
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Правовая система – это целостный комплекс правовых явлений, обусловленный объективными закономерностями развития общества, осознанный и постоянно воспроизводимый людьми и их организациями (государством) и используемый ими для достижения своих целей.
Правовое своеобразие стран позволяет говорить об их самобытности, о том, что каждая из них образует свою правовую систему - совокупность всех правовых явлений (норм, учреждений, отношений, правосознания), существующих в ее рамках (правовая система в узком смысле). Однако наряду с особенностями, отличиями, в этих правовых системах можно заметить и общие черты, элементы сходства, которые позволяют их группировать в “правовые семьи” (правовые системы в широком смысле), объединяющие несколько родственных в правовом отношении стран.
Существует несколько критериев объединения, классификации правовых систем различных государств.
1. Общность исторической судьбы и исторических корней.
2. Общность источников, форм закрепления и выражения норм права.
3. Структурное единство, сходство.
4. Общность принципов регулирования общественных отношений.
5. Единство терминологии, юридических категорий и понятий, а также техники изложения и систематизации норм права
Цель работы – рассмотрение вопроса, связанного с конституционным правом США.
1. США - родина первой в мире конституции
Конституционное право США представляет собой сложную систему, которая представляет собой совокупность федерального конституционного права и конституционного права штатов, обладающего значительным своеобразием.
Федеральная Конституция невелика по объему, проста по конструкции и чрезвычайно емка и эластична по содержанию. Она включает лишь 7 статей. Следует, однако, оговориться, что статьи американской конституции гораздо объемнее статей современных конституций и в действительности являются разделами (с точки зрения сегодняшнего понимания структуры конституции). Эти качества обусловили стабильность Конституции как правового документа. Она относится к числу "сверхжестких". Для принятия поправок необходимо, чтобы за нее проголосовали не менее 2/3 членов обеих палат Конгресса, а затем она должна быть ратифицирована законодательными собраниями штатов. Принятые поправки не изменяют самого текста конституции, а присоединяются к ее тесту и размещаются после основного текста под соответствующим номером. (За время ее существования было принято всего 27 поправок).
Однако лаконичная писаная конституция США - это еще не вся американская конституция. Более 200 лет конституционные пробелы, не охваченные писанной конституцией, заполнялись огромным количеством нормативно-правовых актов:
- Законами Конгресса;
- Решениями Верховного суда;
- Актами Президента;
- Решениями законодательных собраний штатов;
- Судебными прецедентами.
Данная совокупность нормативно-правовых актов, развивающих, дополняющих, конкретизирующих положения писанной Конституции 1787 г., получила название "живой конституции" , которая реально регулирует разнообразные сферы жизни американского общества и государства.
Конституция США главным образом регулировала вопросы организации государственной власти США:
устройство, полномочия, порядок выборов Конгресса США;
статус, полномочия президента республики и порядок его избрания;
структуру, порядок формирования и полномочия Верховного суда;
вопросы организации федерации.
2. "Билль о правах" и основы правого статуса личности
Первые 10 поправок, именуемые "Билль о правах", были приняты Конгрессом и ратифицированы штатами в 1789-1791 гг. Они касались регулирования основ правового статуса личности. Однако, Конституция США 1787 г. (а точнее - ряд поправок к ней) регулирует лишь самые основные, с точки зрения американского законодателя, права и свободы человека:
- свободу слова;
- свободу печати;
- свободу петиций;
- свободу собраний;
- личную свободу (с запретом рабства);
- свободу совести;
- право на неприкосновенность жилища;
- право на скорый и публичный суд присяжных;
- право не свидетельствовать против себя;
- запрет жестоких и необычных наказаний;
- право носить оружие;
- право собственности.
Социально-экономические и культурные права согласно американской доктрине не относятся к числу основных и не нашли своего отражения в конституции, да и вряд ли они могли быть туда включены: конституционное закрепление данных прав повсеместно вошло в мировую практику лишь после второй мировой войны (в новых и новейших конституциях).[1]
3. Конгресс США. Структура, порядок избрания, полномочия
Согласно Конституции США государственную власть делится на законодательную, исполнительную и судебную.
Высшим органом законодательной власти является Конгресс США , состоящий из двух палат: Палаты представителей и Сената.
Палата представителей представляет интересы народа в целом. Конституционный состав палаты - 435 депутатов ( именуемых "конгрессменами"). Срок полномочий 2 года. Выборы в Палату представителей проходит в первый вторник после первого понедельника ноября каждого четного года.
Члены Палаты представителей избираются по мажоритарной системе относительного большинства без требования кворума. Каждый штат избирает число представителей, пропорциональное численности населения штата, с учетом, чтобы 1 представитель избирался примерно от равного числа избирателей, причем каждый штат, как минимум, имел в конгрессе 1 представителя. Выборы проходят в одномандатных округах.
Палата представителей не может быть досрочно распущена.
Членом Палаты представителей может быть избран:
- гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 7 лет;
- достигший 25 лет;
- постоянно проживающий в штате, не территории которого находится избирательный округ.
Сенат - "верхняя" палата конгресса, представляет интересы штатов. Он состоит из 100 сенаторов, избираемых по 2 от каждого штата на 6-летний срок. Каждые 2 года проходят выборы 1/3 сенаторов. Как и Палата представителей, Сенат избирается по мажоритарной системе относительного большинства.
Сенатором США может быть избран:
- гражданин США, состоящий в американском гражданстве не менее 9 лет;
- достигший 30 лет;
- постоянно проживающий на территории штата, от которого он баллотируется.
Основное полномочие Конгресса США (обеих палат) - принятие законов. Сенат помимо этого участвует в назначение министров, судей Верховного Суда, принимает окончательное решение по вопросу импичмента.
Палата представителей избирает своего председателя - спикера. Спикер Палаты представителей - 3-е должностное лицо в стране. В случае невозможности занятия освободившегося президентского поста вице-президентом, президентом США становится спикер.
Председателем Сената по должности является вице-президент США.
И Палата председателей, и Сенат создают комитет и комиссии, которые играют важную роль в работе палат (и порой в жизни страны).[2]
4. Порядок выборов президента США
Высшим должностным лицом страны, а также главой исполнительной власти является президент США .
Президент США избирается на 4-летний срок путем двухступенчатых косвенных выборов. В ходе выборов формируется особый орган - коллегия выборщиков, которая затем избирает президента.
В данную коллегию входит число выборщиков, равное количеству конгрессменов (представителей) и сенаторов. Каждый штат избирает столько выборщиков, сколько от штата в сумме избирается сенаторов и представителей.
Число выборщиков от каждого штата различно. Например, штаты Род-Айленд, Аляска избирают наименьшее число выборщиков - 3 (поскольку штаты представлены в Конгрессе 2 сенаторами и 1 представителем), штат Арканзас - 6; Пенсильвания - 23, Техас -32. Наибольшее число выборщиков избирает Калифорния - 54.
Каждая партия в каждом штате выдвигает единый список выборщиков. Голосование идет за список в целом. Если партия набирает относительное большинство голосов в рамках одного штата, в Коллегию выборщиков избирается весь ее список (то есть победившая в штате партия получает сразу все голоса выборщиков от данного штата). Например, партия, за которую проголосовал 51 % избирателей Калифорнии, получает все 54 голоса выборщиков от Калифорнии, а партия, набравшая 49 % голосов избирателей этого штата, не получает ничего.
Для избрания президента необходимо набрать270 голосов выборщиков или больше, то есть больше половины от их общего числа. Система косвенных выборов президента США достаточно сложна и запутана и может сильно исказить волю народа. Например, на выборах 1992 года Б. Клинтон набрал 43 млн. голосов избирателей, но получил 75% голосов выборщиков, Д. Буш - 37 млн. голосов, но 25% выборщиков, Р. Перо - 19 млн. голосов и 0 выборщиков. Но это устоявшаяся традиция. В конце 60-х гг. ХХ столетия выдвигались предложения отменить выборы через Коллегию выборщиков и перейти по примеру других стран к прямым выборам президента. Это предложение вызвало резкое сопротивление мелких и средних штатов, которых большинство и для которых сегодняшняя система - возможность штата решить судьбу выборов.
В том случае если ни один из кандидатов не наберет большинства голосов членов коллегии выборщиков (то есть 270 и более), президента США из трех лучших по результатам выборов кандидатов избирает Палата представителей Конгресса, а вице-президента - Сенат.
Президентом США может быть избран:
- гражданин США по рождению;
- достигший 36 лет;
- обладающий избирательным правом;
- проживший в стране не менее 14 лет.
В одной паре с президентом избирается вице-президент . Он должен отвечать тем же требованиям, что и кандидат в президенты. Вице-президент председательствует в Сенате и помогает президенту в его деятельности. В случае смерти или отставки президента вице-президент автоматически становится президентом до окончания текущего 4-летнего срока. Если стал вакантным пост вице-президента, то нового вице-президента назначает президент, после чего его должны утвердить обе палаты Конгресса большинством голосов. Одно и то же лицо не может быть президентом более 2 сроков. (Данная норма была установлена XX I I поправкой к конституции в 1951 году после того, как Ф. Рузвельт стал президентом США четырежды и умер на своем посту).
Выборы президента США проходят в четко определенный срок - в первый вторник после первого понедельника ноября високосного года, а вступление в должность 20 января следующего года.
5. Полномочия президента. Институт импичмента
Президент США обладает значительным объемом полномочий:
- назначает министров с последующим их утверждением Сенатом;
- непосредственно руководит работой Кабинета министров, который ответственен исключительно перед президентом (Конгресс не может вынести вотум недоверия Кабинету министров);
- в любой момент может освободить любого министра от должности;
- самостоятельно назначает (и освобождает) многочисленных чиновников на федеральном уровне;
- назначает послов в зарубежных государствах с последующим их утверждением Сенатом;
- является главнокомандующим вооруженных сил страны;
- руководит внешней политикой, подписывает международные договоры;
- осуществляет руководство внутренней политикой, издает указы и исполнительные приказы;
- назначает членов Верховного суда с последующим их утверждением Сенатом;
- обращается с посланиями к стране.
Важнейшим полномочием президента в сфере законодательного процесса является право вето . Президент имеет право в 10-дневний срок наложить вето на любой закон, принятый Конгрессом. Вето может быть преодолено 2/3 голосов депутатов каждой из палат Конгресса. В условиях США преодолеть вето президента практически невозможно. Обычно вето преодолевается примерно в 10 % случаях.
Конституция США предусматривает возможность особой процедуру - импичмента - парламентского суда с возможным освобождением от должности президента и других должностных лиц.
Процедура импичмента состоит из следующих стадий:
- юридический комитет палаты представителей Конгресса выдвигает инициативу импичмента;
- после прений Палата представителей простым большинством голосов от общего числа членов Палаты принимает решение о выдвижении обвинения против должностного лица и предании его суду Сената, при этом формулируются конкретные пункты обвинения - "статьи импичмента";
- дело об импичменте слушается в Сенате как обычное судебное дело;
- сенат выступает в качестве суда присяжных;
- без обсуждения Сенат принимает решение о виновности должностного лица по каждому пункту обвинения;
- решение о виновности принимается большинством в 2/3 от общего числа сенаторов;
- если хоть один из пунктов обвинения наберет голоса 67 сенаторов, импичмент считается состоявшимся и должностное лицо покидает свою должность.
За годы существования США судом импичмента были осуждены только 4 судей. Трижды к суду импичмента привлекались следующие президенты США: в 1868 г. - Э. Джонсон, в 1974 г. - Р. Никсон, в 1999 г. - Б. Клинтон.
Во всех трех случаях импичмент с юридической точки рения оказался безрезультатным. За всю американскую историю ни один американский президент не был смещен с должности в порядке импичмента. В 1974 году со своего поста добровольно с целью избежать импичмента ушел президент Р. Никсон.[3]
6. Двухпартийная система
В США исторически сложилась двухпартийная система, в результате чего на выборах всех уровней соперничают друг с другом кандидаты о двух партий - демократической и республиканской. В прошлом демократическая партия, основанная в 1828 г., представляла интересы рабовладельческого Юга, а республиканская партия, основанная в 1854 г., - интересы промышленного Севера.
В настоящее время республиканская партия имеет сильные позиции на Северо-востоке страны и ее поддерживают, как правило, средние и обеспеченные слои населения. Демократическая партия имеет отношение к Югу.
Партии не имеют фиксированного членства, членских билетов, но зато имеют разветвленный партийный аппарат в каждом штате и в столице. Деятельность партий и их партийных аппаратов мобилизуется по мере приближения выборов. Практически не возможно стать членом Палаты представителей, сенатором, губернатором штата, президентом США без поддержки партии и ее организационных структур.
Все выборы в США делятся на две стадии - праймериз (первичные выборы) и непосредственно выборы . Во время первой стадии идет борьба внутри каждой партии за право стать ее официальным кандидатом. Окончательно вопрос о кандидате решают рядовые члены партии путем голосования.
Когда от каждой партии окончательно определяется единственный кандидат на выборную должность, начинается второй этап, во время которого борьбу уже непосредственно за должность ведут 2 кандидата - от демократической партии и от республиканской.
В США предпринималась попытки создать другие партии помимо выше названных, выдвинуть "третьего кандидата", но все эти попытки закончились провалом.[4]
7. Судебная система США
Ее специфика заключается в том, что в стране существуют параллельно 50 судебных систем и федеральная судебная система .
Каждый штат самостоятельно устанавливает свою судебную систему, порядок наделения полномочиями судей (они избираются либо населением, либо легислатурой, либо должностными лицами), свою систему наказаний. Во главе судебной системы каждого штата стоит Верховный суд штата. Одновременно (в том числе и на территории каждого штата) действует федеральная судебная система, в структуру которой входят :
- Окружные суды - 94;
- Апелляционные - 12;
- Верховный суд США.
В каждом штате в зависимости от количества населения действует несколько окружных судов. Территория округа не совпадает с территорией штата. Территория 1 аппеляционного суда охватывает территорию 3-5 штатов.
Высшей судебной инстанцией США является Верховный суд США, состоящий из 9 судей. Судьи назначаются пожизненно президентом США с согласия Сената.
Важной особенностью Верховного суда США является то, что он правомочен осуществлять и осуществляет на практике конституционный контроль. Начиная с 1803 г. господствует доктрина, согласно которой конституция и любой закон при необходимости подлежат толкованию и данное толкование осуществляют суды и судьи.
8. Органы местного управления и самоуправления США.
В США сложилось три модели местного самоуправления:
1) На уровне села (тауны или таунши), сельских округов, единственным органом самоуправления является таун-мининг, это сход всех взрослых граждан села, они сами принимают решения и сами их исполняют, это эффективная система управления, и американцы воспитанные в духе демократизма, охотно ходят на таун-митинги. Они решают все вопросы местного самоуправления, но не могут принимать решения, противоречащие более высоким законам.
2) Муниципалитет - город, поселок, районы сельские и районы в крупных городах. Здесь модели следующие:
Мэр - совет, при такой системе мэр и совет формируются независимо друг от друга, и действуют на принципах разделения властей. Совет как представительный орган обладает минимальными контрольными полномочиями.
Совет - управляющий, суть системы в том, что избирается только представительный орган (совет), а он по контракту нанимает управляющего, это выдающийся менеджер которому платят высокую зарплату, если будет обеспечено комплексное развитие муниципального образования и если оно достигнет определенных успехов.
Совет - коллегия, формируется совет (представительный орган, который выбирается гражданами) и абсолютно все лица исполнительного органа (коллегия) избираются населением. При такой системе членов коллегии немного. Коллегия называется исполкомом. Такая система недостаточно эффективна.
3) Графства - самые крупные муниципальные образования, в графстве избирается совет, но федеральной властью назначается лицо, которое возглавляет всю исполнительную власть, чаще всего оно называется капитан-лейтенант, он является вторым лицом после губернатора. Здесь оптимальное сочетание местного самоуправления и управления государства.
В силу того, что народ любит управлять, существуют многочисленные органы территориального общественного самоуправления. Есть школьные советы, это органы территориального общественного самоуправления, они выполняют различные функции (организуют массовые мероприятия), церковные приходы оказывают помощь обездоленным, есть и иные органы территориального общественного самоуправления.[5]
9. США - федеративное государство
Составные части федерации - штаты - обладают многими признаками государства, поскольку имеют:
- свою конституцию;
- свои законы;
- собственную судебную систему во главе с Верховным судом штата;
- гражданство штата;
- свои органы государственной власти;
- символику.
Однако штаты в полном смысле этого слова государствами не являются. Они не имеют права:
- выходить из состава федерации;
- вводить внутреннюю таможню;
- вводить на своей территории собственную валюту;
- самостоятельно вести международную политику;
- иметь свои вооруженные силы.
В остальном штатам предоставлена полная свобода.
Каждый штат имеет свое законодательное собрание (легислатуру). Она во всех штатах, кроме Небраски, имеет двухпалатную структуру и, как Конгресс США, состоит из:
- Палаты представителей штата;
- Сената штата.
- Исполнительную власть осуществляет избираемый населением губернатор.
Срок полномочий легислатуры и губернатора штата обычно составляет 2 или 4 года.
В каждом штате имеется система местного самоуправления . Наиболее распространенными муниципальными единицами, на которые делится штат, являются графства и города. Местное самоуправление обычно осуществляется по одной из трех схем:
- управляющим, которого нанимает муниципальный совет;
- мэром (муниципальной главой) совместно с муниципальным советом;
- специальной комиссией, избираемой гражданами.
На сегодняшний день территорию США составляют 50 штатов, федеральный округ Колумбия (столица - г. Вашингтон) и 2 свободно присоединившихся государства (обладают ограниченным суверенитетом, не избирают своих депутатов в Конгресс, но имеют с США общую экономку и валюту) - Пуэрто-Рико и Гуам.
Заключение
В фундамент современной правовой системы США положено три основных политико-правовых принципа - разделение властей, федерализм и судебный конституционный надзор.
Принцип разделения властей, реализуемый через систему "сдержек и противовесов", предполагает организационную независимость трех "ветвей" государственной власти - законодательной, исполнительной, судебной - и разграничения между ними соответствующих функций. На федеральном уровне три "ветви" представлены конгрессом, президентом и Верховным судом.
Федерализм - конституционный принцип, предполагающий относительно жестко разграничение сфер компетенции федеральных властей и властей штатов, при этом значительная часть прав "суверенных" штатов передана федеральному правительству.
Судебный конституционный надзор - заключается в том, что суды имеют право признать не соответствующими конституции и тем самым недействительными законы конгресса и акты исполнительной власти.
Высшим органом конституционного надзора является Верховный суд США. Его решения по вопросам толкования конституции являются окончательными и обязательными для всех государственных органов.
Список литературы
1. Иванченко А. О. Конституции зарубежных государств.- М.: БЕК, 2000. – 586 с.
2. Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: Юридическая Литература, 1999. -391 с..
3. Мишин А.А. Государственное право США. - М.: Логос, 2002. – 373 с.
4. Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. – М., 1999. – 364 с.
5. Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 2002. - 428 с.
6. Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 1999. – 385 с.
[1] Черниловский З. М. Всеобщая история государства и права. – М., 2002. - С. 272-285
[2] Чиркин В.Е. Конституционное право зарубежных стран. - М.: Юрист, 1999. – С. 68
[3] Мишин А.А. Государственное право США. - М.: Логос, 2002. – С. 40
[4] Омельченко О. А. Всеобщая история государства и права. – М., 1999. – С. 70-79
[5] Мишин А.А., Власихин В.А. Конституция США. Политико-правовой комментарий. М.: Юридическая Литература, 1999. – С. 37