Содержание

10. Информационные системы в торговой логистике. 3

11. Прогнозирование в логистике. 10

Список литературы.. 14

10. Информационные системы в торговой логистике

Виды и особенности информационных потоков.

Логистическая информационная система - это размещение информации и средств обработки информационных потоков между собой и по отношению к другим предметам логистики с целью выполнения задач планирования, управления и контроля в системах.

Информационный поток может быть обеспечен следующими средствами:

· техникой сбора данных;

· техникой передачи данных;

· техникой выдачи данных;

· техникой обработки данных и расшифровки.

Важную роль среди информационных потоков играют сообщения документального характера, оформляемые чаще всего на бумажных носителях определенной формы, заполненных в установленном порядке и заверенных подписями и печатью отправителя сообщения. Такие сообщения называются документальными.

В информационных потоках документальные сообщения занимают большую долю.

В логистике информационный поток часто является сопровождающим (попутным) по отношению к материальному потоку и содержит информацию о материальном потоке, необходимую для управления его движением.

Часть информационных потоков в логистике обслуживает не материальные потоки, а процесс их формирования, хранения ресурсов на складе, процесс внутризаводского и внутрискладского перемещения материальных ресурсов.

Поскольку логистика имеет дело с большими массами материальных ценностей, документальные сообщения в ней играют большую роль.

    Потоки документов, используемые в логистике, разнообразны по форме, содержанию, назначению, периодичности заполнения, пути движения, методам и срокам хранения и другим признакам. В каждой логистической системе они подбираются в соответствии с установленными в ней правилами учета, планирования и контроля приемки расхода материальных ресурсов и их запасов на складах.

Документальное обеспечение логистического процесса - важная задача логистики.

Создание и поддержание в надлежащем состоянии материально- технической базы, обеспечивающей движение информационных потоков, - капиталоемкий и длительный процесс.[1]

Взаимодействие информационных потоков с материальными.

Чаще всего логистический процесс начинается с информационного обеспечения и формирования информационных потоков, предопределяю­щих создание и перемещение материальных потоков. Нередко первые информационные потоки складываются из протоколов о намерениях сто­рон (называемых также рамочными контрактами) стать партнерами в процессе купли-продажи какой-либо продукции.

Второй информационный поток, следующий за названными, - согласованный сторонами контракт-договор о торговой сделке. Такой информационный поток в рыночной экономике предваряет материальный поток и является юридическим основанием для формирования потока матери­альных ресурсов. После этого информационного потока в согласованные сторонами сроки формируется и отгружается материальный поток либо несколько потоков, предусмотренных контрактом, в соответствии с условиями сделки. Когда материальный поток отгружен, информация об этом отсылается партнеру. После приемки материального потока его покупателем информация о поступлении передается поставщику материальных ресурсов. Подобный обмен информацией между ними осуществляется также в течение всего времени движения потока.

Управление информационными потоками при логистике не самоцель, а средство управления материальными потоками, их формированием, перемещением, приемкой.

При умелом управлении информационными потоками снижаются затраты на их формирование, передачу, приемку и хранение информаци­онных массивов, ускоряется информационный обмен, скорость их приемки, не допускается несоответствие скорости работ передатчика и приемника, учитывается пропускная способность средств связи на каждом участке информационного пути и квалификация операторов, занятых на них.

Планирование информационных потоков позволяет заранее определить пропускную способность средств связи, потребную для обслуживания данных потоков в пунктах передачи, координации, приемки информации.

При проектировании информационных потоков выбирается их рациональный путь и режим обслуживания средствами свези. В результате обеспечивается надежность материально-технического обеспечения ин­формационных потоков. Без этого надлежащее информационное обеспечение материальных потоков создать не удается.[2]

Внешние и внутренние информационные потоки.

Внутренние информационные потоки - это потоки информации между различными службами и уровнями предприятия.

Особенности внутренних информационных потоков

Обычно оформляются  упрощенно

Меньше штампов и печатей, заверяются подписями должностных лиц

Внутри отдельных производственных подразделений(цехов и участков) как правило, мало документированы, часто состоят из устных сообщений


Количество внутренних информационных потоков должно быть оптимальным. Ниже перечислены основные данные, образующие внутренние потоки информации.


По закупкам:

По производству продукции:

По маркетингу:

Пофинансам и учету:

·         заказы на закупку продукции

·         условия поставки и крайний срок поставки

·         цены поставщиков и ценовые скидки

·         альтернативные источники поставок и цены альтернативных поставщиков

·         информация об общих издержках материально-технического обеспечения при осуществлении закупок у альтернативных поставщиков

·         требования по выбору маршрута траспортировки груза

·         вид транспортировки продукции от поставщиков

·         требования, предъявляемые к поставщикам в отношении условий доставки продукции покупателям

·         производственные мощности

·         альтернативные издержки производства, основанные на различных планах производства

·         требования отгрузки

·         нововведения в производстве

·         новые или пересмотренные планы упаковки продукции

·         нововведения в системе материально-технического обеспечения

·         требования системы оптового распределения

·         мощность складских помещений

·         планирование производства

·         складская система по обработке материалов

·         альтернативные издержки материально-технического обеспечения, основанные на различных производственных программах

·         вид движения сырья и материалов

·         уровень обслуживания покупателей

·         ценовые скидки и планируемые пересмотры цен

·         требования специального обслуживания покупателей

·         положения, регулирующие продажи и специфические регионы

·         продажа нового продукта и реклама

·         прогнозы объема продаж

·         показатели деятельности фирмы по соблюдению стандартов обслуживания покупателей

·         издержки материально-технического обеспечения, относящиеся к альтернативным уровням обслуживания покупателей

·         жалобы и претензии покупателей

·         потенциальные изменения в уровне издержек материально-технического обеспечения, которые могут повлиять на выполнение будущих программ по увеличению объема сбыта продукции

·         издержки материально-технического обеспечения у фирм-конкурентов


·         оценка кредитоспособности покупателя

·         ведение счетов

·         смета издержек материально-технического обеспечения

·         планируемые инвестиции капитала

·         определение финансового положения предприятия, оценка его деятельности

·         осуществление кредитных операций

·         определение размеров наличия капитала

·         установление статуса потребностей в капитале

·         ведение операций по контролю за счетами по транспортировке грузов

·         система обработки заказов(для обеспечения согласованности между счетами на закупленную продукцию и кредитом)


Внешние информационные потоки – это потоки информации между данным предприятием и объектами, находящимися вне его пределов.


Особенности внешних информационных потоков

Чаще всего позволяют отслеживать и направлять, координировать, исправлять, улучшать логистический процесс

В ряде случаев имеют нескольких адресатов

Отличаются от внутренних по тщательности оформления носителей информации, заверяются подписью и печатью

    

Потоки внешней информации и материально-техническом обеспечении включают в себя заказы покупателей на продукцию фирмы, данные о конкурентах, инструкции предприятиям оптовой торговли, информацию о технологических новинках, изменениях в законодательстве, а также об условиях рынка труда и продукции.

Основные информационные системы и подсистемы.

В таблице показаны основные виды информационных систем, обеспечивающих представление плановой, оперативной и контрольной информации лицам, ответственным за принятие решений. Но информационные системы не являются отдельными или самостоятельными. Они объединяют, обеспечивают взаимодействие, связывают вместе подсистемы фирмы с помощью информационных потоков. Основные информационные системы и подсистемы предназначены для интеграции главных функций планирования, оперативного управления и контроля и большинство из них построены и применяются преимущественно для выполнения одной или двух из указанных выше функций.


Системы и подсистемы

Основная сфера применения

Планирование

Оперативное управление

Контроль

Финансовая




Кассовый баланс

+

+


Баланс капитальных средств

+


+

Учет издержек производства

+


+

Планирование прибыли

+

+

+

Учет заказов

+

+

+

Учет прибыльности

+

+


Производственная/оперативная




Планирование производства

+

+

+

Материально-производственные запасы

+

+

+

Закупки

+

+

+

Распределение

+

+

+

Рыночная




Планирование сбыта

+



Сбыт и выписка накладных


+


Анализ сбыта

+


+

Контроль кредитов



+

Изучение рынка

+



Кадровая




Личные дела работающих на фирме

+

+


Заработная плата


+


Занятость


+


Расстановка кадров


+


Профессионально-техническая подготовка


+


Материалы и содержание


+


Руководство осуществлением проектов




Затраты, время и т.д.

+

+

+

Прочие системы




Научные исследования и разработки

+



Стратегическое планирование

+


+

Моделирование

+




Интеграция подсистем с помощью потоков информации в систему оперативного управления производством.

  Значение системы оперативного управления производством и ее воздействие на другие системы в рамках фирмы можно увидеть на следующей схеме:


                                           

              Закупка

 

Финансовая служба

 

Средства производства и оперативного управления


 

Контроль запасов и планирование

 

Подсистема оперативного управления

 

Анализ сбыта продукции

 

Реализация продукции

 

Решение технических проблем

 
     












    На схеме показано, каким образом подсистема оперативного управления производством взаимодействует со всеми главными функциями, выполняемыми фирмами обрабатывающей промышленности.

1- Анализ сбыта продукции.

2- Решение технических проблем.

3- Контроль материально-производственных запасов и оперативное производственное планирование

4- средства производства и оперативного управления.

5- Закупка.

6- Финансовая служба.

7- Реализация продукции.

Производственная/оперативная система является наиболее важным типом систем с точки зрения оперативного управлении. Она пересекает границы всех подсистем и оказывает воздействие на все подразделения фирмы.[3]


11. Прогнозирование в логистике

Логистическая функция – это укрупненная группа логистических операций, направленных на реализацию целей логистической системы.

С современными задачами логистики различают два вида функций: оперативные и координационные.

Оперативный характер функций связан с непосредственным управлением движением материальных ценностей в сфере снабжения, производства и распределения.

К функциям в сфере снабжения относятся управление движения продукции от поставщика или пункта их приобретения к производственным предприятиям, складам или торговым хранилищам.

В фазе производства функцией логистики становится управление запасами, включающее контроль движения полуфабрикатов и компонентов через все стадии производственного процесса, а также перемещение готовой продукции на оптовые склады и розничные рынки сбыта.

Функция управления распределением продукции охватывают оперативную организацию потоков конечной продукции от предприятия-производителя к потребителям.

К числу функций логистической координации относятся: выявление, анализ потребностей в материальных ресурсах различных фаз и частей производства; анализ рынков, на которых действует предприятие, и прогнозирование поведения других источников этих рынков; обработка данных, касающихся заказов и потребностей клиентуры. Перечисленные функции логистики заключаются в координации спроса и предложения на товар. В этом смысле маркетинг и логистика тесно взаимосвязаны, а утвердившаяся формула – «маркетинг формирует спрос, а логистика его реализует» - имеет под собой весомое отношение. В известной степени формула применима и к координации взаимоотношений логистики и производства.

В рамках координационных функций логистики выделилось еще одно из ее направлений – оперативное планирование, продиктованное стремлением сократить запасы, не снижая эффективности производственной и сбытовой деятельности фирм. Суть его состоит в том, что на основании прогноза спроса, корректируемого позднее при поступлении реальных заказов, разрабатываются графики перевозок и в целом порядок управления запасами готовой продукции, которые в итоге и определяют планирование производства, разработку программ снабжения его сырьем и комплектующими изделиями.[4]

Менеджер по логистике в своей работе должен знать сущность планирования в логистике. Планирование в логистике будет эффективным, когда будет выполняться следующие разделы:

1. Основы прогнозирования в логистике

Должен знать:

Определение прогноза.

Типы прогнозов.

Факторы, влияющие на качество прогноза.

Основные этапы составления прогноза.

2. Основы стратегического планирования логистики

Должен знать:

Определение стратегического планирования.

Стратегия: определение.

Этапы разработки стратегии.

13 заповедей разработки успешной стратегии.

Основные составляющие правильных стратегических установок.

Основные проблемы разработки стратегических планов.

Ситуации, побудившие руководство к рассмотрению проблем в стратегической перспективе. 

3. Основы планирования логистики

Должен знать:

Виды планирования в логистике.

Специфику стратегического планирования.

Особенности тактического уровня планирования.

Особенности оперативного уровня планирования.

Способы влияния на главные цели логистических операций.

Особенности различных уровней планирования.

Способы влияния на главные цели логистических операций.

Отличительных свойств логистической системы.

4. Система планирования на предприятии

Должен знать: 

Структуру системы планирования.

Определение системы планирования.

Виды планирования на предприятии.

Уровни систем планирования. 

5. Методы и модели проектирования бизнеса предприятий

Должен знать:

Формы организационных структур управления.

Структурная схема системы управления.

Основные характеристики открытых систем.

Главная цель предприятия.

Требования клиента.[5]

Управление материальными потоками на предприятии  предполагает выполнение следующих функций:

- координация действий участников логистического  процесса;

- организация материальных потоков в производстве;

- планирование материальных потоков;

 - контроль за ходом процесса товародвижения в рамках внутрипроизводственной логистической системы;

- регулирования хода выполняемых работ.

Координация действий заключается в формулировании и доведения целей управления материальными потоками до отдельных подразделений, в согласовании отмеченных целей с глобальными целями предприятия  и обеспечения на этой основе совместной  слаженной работы всех звеньев логистической цепи.

Организация предполагает формирование материальных потоков  и установление пространственных и временных связей  между  участников  товародвижения, а также создания  системы  управления  материальными потоками  на предприятии.

Планирование включает  выполнение таких подфункций, как  научно-техническое и экономическое  прогнозирование, разработка программы  действий и детализация планов.

Прогнозирование предшествует собственно разработке планов и составлению  программы действий. Оно выполняет задачу по оценке будущих тенденций состояния  внутрипроизводственной  логистической системы.

Контроль как функция  управления  материальными потоками  осуществляется  по каналам,  определяемым организационной  структурой предприятия , и состоит в непрерывном  наблюдении за ходом  процесса  товародвижения  по установленным параметрам.

Для этого осуществляется сбор и обработка информации о состоянии материальных потоков, выявляются и анализируются  отклонения от плановых заданий по выполнению производственных  заказов, делаются выводы  о степени соответствия  проведенных работ  поставленным задачам. Устранение выявленных отклонений обеспечивается  путем  регулирования.

Регулирование включает в себя следующие  операции: анализ нарушения графика работ  по  выполнению  производственных заказов и вызвавших их причин, разработку программы отклонений  и мер, обеспечивающих ее реализацию. Отмеченные операции осуществляются  одновременно и в единстве составляют механизм  регулирования материальных потоков.[6]


 

Список литературы





1.                     Гаджинский А.М. Основы логистики. - М.: Маркетинг, 2002.  -344 с.

2.                     Гончаров П.П., Местешов Г.С., Спицын А.И. Основы логистики. – Оренбург: ОГАУ, 2000.  -352 с.

3.                     Дегтяренко В.Н. Основы логистики и маркетинга. – Ростов-на-Дону: ГАС, 2002. - 328с.

4.                     Залманова М.Е. Логистика. -  Саратов: Саратовский государственный технический  университет, 2003. – 388 с.

5.                     Информационное обеспечение интегрированных производственных комплексов./Под ред. В.В. Александрова. – СПб.: Нева, 2001. – 390 с.

6.                     Информационные системы в управлении производством./Под. ред. Ю.П. Васильева.- М.: Прогресс, 2003. – 327 с.

7.                     Леншин И.А., Смоляков Ю.И. Логистика. - М.: Бизнес, 2002. – 385 с.

8.                     Логистика: Учебное пособие./Под. Ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003. - 327 с.

9.                     Неруш Ю.М. Коммерческая логистика. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 271 с.

10.                Ханенко В.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2003. – 348 с.




[1] Информационное обеспечение интегрированных производственных комплексов./Под ред. В.В. Александрова. – СПб.: Нева, 2001. – С. 129


[2] Информационные системы в управлении производством./Под. ред. Ю.П. Васильева.- М.: Прогресс, 2003. – С.82


[3] Ханенко В.Н. Информационные системы. – СПб.: Питер, 2003. –  С. 163


[4] Залманова М.Е. Логистика. -  Саратов: Саратовский государственный технический  университет, 2003. – С. 106.


[5] Логистика: Учебное пособие./Под. Ред. проф. Б.А. Аникина. - М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 184


[6] Гончаров П.П., Местешов Г.С., Спицын А.И. Основы логистики. – Оренбург: ОГАУ, 2000.  -177