Содержание
1. Теоретическая часть. 3
1.1. Предпосылки (необходимость и возможность) использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения. 3
1.2. Задача определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории. 6
2. Практическая часть. 9
2.1. Задание 3. 9
2.2. Уровень логистического сервиса. 9
2.3. Место расположения распределительного склада. 10
Список литературы.. 13
1. Теоретическая часть
1.1. Предпосылки (необходимость и возможность) использования логистического подхода к управлению материальными потоками в сферах производства и обращения
Актуальной задачей совершенствования управления материально-техническим снабжением предприятий является использование современного логистического подхода. Данный подход предполагает использование концепции интегрированного управления материально-техническими ресурсами (МТР) на всех стадиях основных производственно-технологических процессов, реализуемых предприятиями.
Основными компонентами предлагаемого логистического подхода к управлению МТР являются[1, с. 145]:
· сквозное планирование потребностей в МТР на всех этапах производственной и коммерческой деятельности;
· реализация концепции снабжения “точно во-время”;
· организация поставок МТР предприятиям на основе создания специального логистического центра.
Использование логистического подхода в деятельности снабженческих органов позволяет обеспечить необходимую детализацию и своевременное выполнение планов материально-технического снабжения, эффективное управление материально-техническими ресурсами при организации производственных процессов и при выполнении различных видов ремонта основного оборудования.
Реализация концепции “точно во-время” позволяет избавиться от долговременного хранения внутренних запасов МТР на всех участках производства, неизбежно возникающих при традиционном управлении, а также от корректировки производственных планов.
Организация поставок МТР предприятиям на основе создаваемого логистического центра обеспечивает существенное снижение затрат на организацию материально-технического обеспечения у предприятий, снижение затрат на хранение производственных запасов, а также исключает образование сверхнормативных запасов.
Перед рассмотрением системы, построенной, исходя из логистических принципов, отметим подразделение систем продвижения материальных потоков (МРП) на два вида: толкающий и тянущий.
Толкающая система представляет собой систему подачи материалов, или узлов в производственный процесс или с предыдущей технологической операции на последующую независимо от того, нужны ли они в данное время и в данном количестве на последующей технологической операции. Толкающая система характерна для традиционной организации: она менее способна к гибкой перестройке, к реагированию на колебания спроса. В системе толкающего типа каждый агрегат связан центральным органом управления.
Первой системой, остававшейся по своей сути толкающей, но уже использовавшей принципы логистики, была система МРП (планирование потребности в материалах). В толкающей системе формулируется перечень необходимых материалов для производства определенного количества готовой продукции в соответствии с прогнозом рыночной конъюнктуры, затем производится формирование заказов поставщикам. МРП располагает широким набором машинных программ, которые обеспечивают согласование оперативное регулирование снабженческих, производственных и сбытовых функций в масштабе фирмы в режиме реального времени.
Для осуществления этих функций в системе МРП используются[2, с. 58]:
· Данные плана производства
· Файл материалов
· Файл запасов
Формализация процессов принятия решений в системе МРП производится с помощью различных методов исследования операций. Имеется возможность решать задачи расчета потребностей в сырье и материалах, формирования графика производства; выдавать на печать или дисплей формы. Использование МРП позволяет снизить уровни запасов, ускорить их оборачиваемость, сократить количество случаев нарушения сроков поставок.
Определение потребности в материалах предполагает решение ряда задач, в их числе прогнозирование, управление запасами, управление закупками и пр. При решении задач прогнозирования осуществляются: разработка прогноза потребности в сырье и материалах раздельно по приоритетным и неприоритетным заказам, анализ возможных сроков выполнения заказов и уровней страховых запасов с учетом затрат на их содержание и качества обслуживания заказчиков, ретроспективный анализ хозяйственных ситуаций с целью выбора стратегии прогнозирования по каждому виду сырья и материалов.
При решении задач управления запасами производится обработка и корректировка всей информации о приходе, движении и расходе сырья, материалов, комплектующих изделий, учет запасов по месту их хранения, выбор индивидуальных стратегий пополнения и контроля уровня запасов по каждой позиции номенклатуры сырья и материалов, контроль скорости оборачиваемости запасов и т.д.
Для решения задач управления закупками используется файл заказов, в который вводится информация о заказах и их выполнении. Выдача информации может производиться с различной периодичностью. Она может выдаваться в разрезе поставщика, заказчика, вида сырья и материалов с указанием дополнительных данных.
Тянущая система подачи деталей осуществляется по мере необходимости. В системе тянущего типа управляющие воздействия центрального органа прилагаются только к последнему агрегату логистической системы на выходе готового продукта, а информационные связи, сигнализирующие о состоянии подсистем, направляются от выхода ко входу технологической цепи. Активность предыдущих блоков логистической системы проявляется лишь тогда, когда на следующей ступени уровень запаса материалов достигает минимального значения. Эти связи и обеспечивает реализацию принципа функционирования логистической системы.
Управление материальными потоками всегда являлось существенной стороной хозяйственной деятельности. Однако лишь сравнительно недавно оно приобрело положение одной из наиболее важных функций экономической жизни. Основная причина – переход от рынка продавца к рынку покупателя, вызвавший необходимость гибкого реагирования производственных и торговых систем на быстро изменяющиеся приоритеты потребителя.
1.2. Задача определения оптимального места расположения склада на обслуживаемой территории
Величина транспортных расходов может существенно меняться не только в зависимости от количества складов, но также и в зависимости от места расположения этих складов на обслуживаемой территории.
Если распределительный центр (склад готовой продукции) расположен в неудобном месте, например, на окраине города, то транспортные издержки посредников в этом случае достаточно высоки.
Даже если в системе распределения находится один склад, то его рациональнее разместить в центре обслуживаемой территории, а не на ее окраине:
а) б)
Рис. 1. Варианты размещения распределительного центра на обслуживаемой территории: а) нерациональный; б) рациональный
Задача размещения распределительных центров может формулироваться как поиск оптимального решения, или же как поиск субоптимального (близкого к оптимальному) решения
В данном случае при расширении распределительной сети предприятию наиболее целесообразно не строить новые склады, т.к. для этого требуются большие финансовые вливания, а воспользоваться уже существующими складами с налаженной инфраструктурой, оборудованными подъездными путями и т.д. Т.е., рациональнее будет либо приобрести склады желательно в центре города, либо снять их в аренду.
При выборе участка под распределительный центр уже после того, как решение о географическом месторасположении центра принято, также влияют следующие факторы[3,с . 149]:
1. Размер и конфигурация участка. Большое количество транспортных средств, обслуживающих входные и выходные материальные потоки, требует достаточной площади для парковки, маневрирования и проезда. Отсутствие таких площадей приведет к заторам, потере времени клиентов (возможно, и самих клиентов). Необходимо принять во внимание требования, предъявляемые службами пожарной охраны: к складам, на случай пожара, должен быть обеспечен свободный проезд пожарной техники.
2. Транспортная доступность местности. Значимой составляющей издержек функционирования любого распределительного центра являются транспортные расходы. Поэтому при выборе участка необходимо оценить ведущие к нему дороги, ознакомиться с планами местной администрации по расширению сети дорог. Предпочтение необходимо отдавать участкам, расположенным на главных (магистральных) трассах. Кроме того, требует изучения оснащенность территории другими видами транспорта, в том числе и общественного, от которого существенно зависит доступность распределительного центра как для собственного персонала, так и для клиентов.
3. Планы местных властей. Выбирая участок, необходимо ознакомиться с планами местной администрации по использованию прилегающих территорий и убедиться в отсутствии факторов, которые впоследствии могли бы оказать сдерживающее влияние на развития распределительного центра.
Кроме перечисленных факторов при выборе конкретного участка под распределительный центр необходимо ознакомиться с особенностями местного законодательства, проанализировать расходы по облагораживанию территории, оценить уже имеющиеся на участке строения (если они есть), учесть возможность привлечения местных инвестиций, ознакомиться с ситуацией на местном рынке рабочей силы.
2. Практическая часть
2.1. Задание 3
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ
Грузооборот склада равен 3000 т в месяц. Удельная стоимость работ в экспедициях -6 рублей за тонну. Стоимость внутрискладского перемещения грузов – 1 руб. за тонну. На какую сумму возрастет совокупная стоимость работ на складе, если груз начнет поступать ежедневно равными партиями? До этого груз поступал исключительно в рабочие дни. Склад работает 5 дней в неделю.
РЕШЕНИЕ
1) при поступлении груза только в рабочие дни:
- всего рабочих дней в месяце- 5*4 = 20 дней
- стоимость работ на складе: (6+1)*3000 = 21000 (руб.)
- количество грузооборота в один день: 3000/20 = 150 (т)
2) при поступлении грузов ежедневно:
- количество грузооборота в месяц всего: 150*28 = 4200 (т)
- стоимость работ на складе: 4200*7 = 29400 (руб.)
3) Рост стоимости работ на складе: 29400-21000 = 8400 (руб.)
ОТВЕТ: Совокупная стоимость вырастет на 8400 руб.
2.2. Уровень логистического сервиса
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ
Таблица 1
Общий список услуг, которые могут быть оказаны фирмой в процессе поставки товаров
Номер услуги |
Время, необходимое для оказания услуги, чел / ч |
4 |
2 |
8 |
0,5 |
20 |
2 |
21 |
0,5 |
23 |
1 |
24 |
0,5 |
30 |
1 |
РЕШЕНИЕ
Показатель уровня обслуживания можно определить по формуле:
, (1)
где N- количество услуг, которое теоретически может быть оказано
n- фактическое количество оказываемых услуг
ti- время на выполнение услуги
ОТВЕТ
Уровень логистического сервиса равен 15 %.
2.3. Место расположения распределительного склада
УСЛОВИЕ ЗАДАНИЯ
Таблица 2
Координаты магазинов (потребителей материального потока)
Номер магазина |
Х |
У |
Значение грузооборота, т/мес. |
1 |
55 |
20 |
45 |
2 |
80 |
65 |
65 |
3 |
40 |
15 |
15 |
4 |
10 |
30 |
20 |
5 |
65 |
45 |
30 |
6 |
45 |
45 |
15 |
7 |
25 |
25 |
30 |
8 |
25 |
10 |
20 |
РЕШЕНИЕ
В таблице 3 проводим расчет координат точки расположения склада по формулам, представленным ниже
(2)
Таблица 3
Расчет координат для расположения распределительного склада
Номер магазина |
Х |
У |
Значение грузооборота (Г), т/мес. |
Х*Г |
У*Г |
1 |
55 |
20 |
45 |
2475 |
900 |
2 |
80 |
65 |
65 |
5200 |
4225 |
3 |
40 |
15 |
15 |
600 |
225 |
4 |
10 |
30 |
20 |
200 |
600 |
5 |
65 |
45 |
30 |
1950 |
1350 |
6 |
45 |
45 |
15 |
675 |
675 |
7 |
25 |
25 |
30 |
750 |
750 |
8 |
25 |
10 |
20 |
500 |
200 |
ИТОГО |
|
|
240 |
12350 |
8925 |
Тогда для склада:
Х = 12350/240 = 51,5
У = 8925/240=37,2
На рисунке 2 точка С (52;37) и есть точка расположения распределительного склада.
Рис.2. Координаты магазинов и расположение склада
Список литературы
1) Гаджинский А.М. Основы логистики. – М.: ИВЦ Маркетинг, 1996.
2) Логистики: Учебное пособие / Под редакцией Б.А.Аникина. – М.: ИНФРА-М, 1997.
3) Практикум по логистике: Учеб. пособ / Под ред. Б.А. Аникина. – М.: Инфра- м, 1999. – 270 с
4) Рынок и логистика / Под редакцией М.П.Гордона. – М.: Экономика, 1993.
5) Семененко А.И. Предпринимательская логистика. – СПб.: Политехника, 1997.
6) Сергеев В.И. Менеджмент в бизнес- логистике. – М.: ФИЛИН, 1997. – 356 с.
7) Смехов А.А. Введение в логистику. – М.: Транспорт, 1993.