Федеральное агентство по образованию
филиал
Государственного образовательного учреждения
высшего профессионального образования -
Всероссийского заочного финансово-экономического института
в г.Туле
КОНТРОЛЬНАЯ РАБОТА
по дисциплине: «Социология»
на тему: «Социология как наука»
Вариант 1
Выполнил: студент 4 курса
Факультета финансово-кредитного
Специальности Ф и К
Группа вечерняя
№ личного дела 06ФФБ03164
Акимов С. Б.
Преподаватель: к.ф.н., доцент,
Бормотов И.В.
Тула –
ПЛАН
Введение.......................................................................................................................2
1. Социология как наука, ее объект, предмет. Структура
социологического знания.......................................................................................3
2. Система категорий, законы и основные функции социологии...........................8
3. Практическое задание...........................................................................................14
Заключение.................................................................................................................15
Список использованной литературы.......................................................................16
Введение
Каждая из отраслей науки имеет предмет, раскрываемый в содержании, системе теорий, законов, категорий, принципов и т.п. и выполняет особые функции по отношению к практике, исследует определенную сферу общественных отношений, те или иные явления, процессы. Существует определенная взаимозависимость между предметом, содержанием и функциями науки.
Актуальность данной темы обусловлена потребностью на каждом этапе жизни общества выдвигаются новые требования к гуманитарному знанию в целом и отдельным его отраслям. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и является социология — наука об обществе.
Современная социология — это множество течений и научных школ, которые по-разному объясняют ее предмет и роль, по-разному отвечают и на вопрос что такое социология.
Целью данной работы является изучение социологии как науки, ее объекта и предмета, а также раскрытие структуры социологического знания.
В ходе исследования необходимо решить следующие задачи.
- Дать определение социологии как науки, определить ее объект и предмет.
- Раскрыть особенности структуры социологического знания.
- Охарактеризовать систему категорий и законы социологии.
- Рассмотреть основные функции социологии.
Теоретическая часть основана на анализе учебников, монографий, статей таких авторов, как В.Н.Лавриненко, Н.А.Нартова, О.А.Шабановой, Г.С.Лукашовой и других авторов.
1. Социология как наука, ее объект, предмет.
Структура социологического знания.
Социология (фр. sociologie, латин. Societas — общество и греч. — Logos — наука об обществе) — наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т.п.), процессах и общественных социальных общностях людей.
Можно дать такое определение социологии - это наука о закономерностях развития и функционирования социальных систем как глобальных (общество в целом), так и частных (социальных групп, институтов и т.д.), а также закономерностях социального поведения людей [8, с.7].
Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии.
Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации, стала социология.
Социология изучает общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее внутреннюю неоднородность.
Существуют различные определения социологии как науки об обществе. “Краткий словарь по социологии” дает определение социологии как науки о законах становления, функционирования, развития общества, социальных отношений и социальных общностей. “Социологический словарь” определяет социологию как науку о законах развития и функционирования социальных общностей и социальных процессов, о социальных отношениях как механизме взаимосвязи и взаимодействия между обществом и людьми, между общностями, между общностями и личностью. В книге “Введение в социологию” отмечается, что социология — это наука, в центре внимания которой находятся социальные общности, их генезис, взаимодействие и тенденция развития. Каждое из определений имеет рациональное зерно.
Совпадают ли объект и предмет социологии? Нет, не совпадают. Объект любой науки есть то, на что направлен процесс исследования, а сфера предмета — те стороны, связи и отношения, составляющие объект изучения. Объект социологии, как и других общественных наук — социальная реальность, а поэтому социология — наука об обществе. Но этого еще недостаточно для определения предмета социологии. Это лишь определение объекта исследования, который часто совпадает с объектом других общественных наук (история, этнография, право, философия и др.). Социология наука о целостности общественных отношений, обществе как целостном организме, о социальной системе.
Общество состоит из различных социальных общностей людей, слоев и групп, индивидов, и поэтому крайне важным становится анализ отношений между ними и внутри их. Деятельность личности, социальных общностей, групп в общественной жизни и есть предмет исследования социологии. В современных условиях, когда усиливаются процессы социальной, политической и хозяйственной деятельности и концентрации, возрастает многовариантность развития личности и социальных систем, проблема рациональной деятельности становится актуальной.
Социология изучает не человека вообще, а его конкретный мир — социальную среду, общности, в которые он включен, образ жизни, социальные связи, социальные действия. Не уменьшая значения многочисленных отраслей обществознания, все же социология уникальна способностью раскрывать мир как целостную систему.
Структура любой науки всегда обусловлена теми задачами, которые она ставит и теми функциями, которые она выполняет в обществе. Структура социологии обусловлена, во-первых, тем, что она решает научные проблемы, связанные с формированием знания о социальной действительности, описанием, объяснением и пониманием процессов социального развития, разработкой социологических концепций, методологии и методов, приемов социологического исследования, анализа. Теории и концепции, разработанные в сфере формирования знаний о социальной действительности, и образуют теоретическую, фундаментальную социологию. Во-вторых, социология изучает проблемы, связанные с преобразованием социальной действительности, анализом путей и средств планомерного, целенаправленного воздействия на социальные процессы. Данные проблемы решаются в рамках прикладной социологии. Следовательно, теоретическая и прикладная социология различаются не по объекту и методу исследования, а по той цели, которую они ставят, решают ли научные или практические проблемы.
Социологические знания — единство теории и практики. Теоретические исследования объясняют социальную реальность на уровне общих и специфических тенденций ее функционирования и развития. Ориентирует на выявление механизмов действий законов, форм их проявления. Эмпирические социологические исследования связаны с конкретной развернутой информацией относительно тех или иных явлений и процессов, опираются в отличие от теоретических исследований, проводимых с помощью общенаучных методов, на статистический анализ, методы конкретных социологических исследований (опросы, социологические наблюдения, изучение бюджета времени и т.п.). Между теоретическим и эмпирическим знанием нет абсолютной грани.
Эмпирические исследования подразделяются на фундаментальные и прикладные.
Фундаментальные социологические исследования ставят цели развития и совершенствования научных представлений об изучаемом предмете.
Прикладные исследования посвящаются разрешению какой-либо конкретной социологической проблемы.
На основе теоретического и эмпирического изучения различных социальных систем социология может давать ценные практические рекомендации и обоснованные прогнозы. Теоретическая и прикладная социология, базируясь на конкретных социологических исследованиях, не противостоят одна другой, а составляют единство, взаимное обогащение.
Теоретическая социология — совокупность многообразных концепций, разрабатывающих аспекты социального развития общества и дающие им интерпретацию.
Специальные социологические теории — это отдельные сферы социологического знания, которые имеют предметом исследования относительно самостоятельные, специфические подсистемы общественного целого и социальных процессов. Изучая те или иные основные закономерности развития общества, теоретическая социология может и не формулировать то, каким образом в тех или иных условиях развиваются различные социальные общности, социальные институты и социальные процессы. Именно, поэтому-то в структуре социологии огромное значение имеет ее средний уровень, то есть относительно самостоятельные теоретические подсистемы.
Относительно самостоятельные теоретические подсистемы призваны, во-первых, установить объективные взаимосвязи предметной сферы (труд, семья, социальные группы, слои и т.п.) с целостностью общественной системы; во-вторых, выявить специфические для предметной сферы внутренние взаимосвязи и закономерности. Специальные социологические теории дают ответы на актуальные проблемы современности.
В современном мире существует большое разнообразие специальных социологических теорий. Идея их разработки и сам термин принадлежат американскому социологу Роберту Мертону. Но возникли теории значительно раньше. Они изложены в трудах классиков социологии Макса Вебера, Эмиля Дюркгейма и др. Развитие специальных социологических теорий в XX веке связано с именами крупнейших социологов Карла Ман-Гейма, Теодора Адорно, Толкотта Парсонса, Поля Лазарсфельда и др.
В современной социологии выделяется несколько групп социально-психологических теорий. Во-первых, специальные социологические теории, изучающие основные формы и виды человеческой деятельности (социология досуга, труда, быта и т.п.). Во-вторых, специальные теории, возникшие на стыке социологии и гуманитарных наук. Это — социология права, экономическая социология, социология политики, социология культуры, социология религии и т.п. В-третьих, теории, характеризующие социальную структуру общества, ее элементы и взаимодействие между ними. Это социологические теории классов и социальных групп, социология города и деревни и т.п. В-четвертых, специальные социологические теории, которые изучают деятельность социальных институтов. Это социология управления, организации, социология семьи, социология образования, науки и т.д. В-пятых, теории отклонения поведения и аномальные явления и т.п.
Социология — наука многоуровневая, представляющая единство абстрактных и конкретных форм, макро- и микротеоретических подходов, теоретического и эмпирического знания.
Макросоциологический уровень означает ориентацию на анализ социальных структур, общностей, больших социальных групп, слоев, систем и процессов в них происходящих. Социальная общность, выступающая объектом макросоциологического анализа, — это цивилизация и наиболее крупные ее образования. Макросоциологический подход не требует детального рассмотрения конкретных проблем и ситуаций, а нацелен на их комплексный охват. Макросоциологический подход к явлениям связан с общественными мировыми системами и их взаимодействием, с различными типами культур, с социальными институтами и общественными структурами, с глобальными процессами. В отличие от макро- микросоциология анализирует социальные процессы в отдельных сферах общественной жизни и социальных общностях. Микросоциология обращена к социальному поведению, межличностному общению, мотивации действий, стимулам групповых, общностных поступков и т.п.
2. Система категорий, законы и основные функции социологии
Основой изучения социальных отношений, то есть сведения индивидуального к социальному, может служить изучение объективно сформировавшейся структуры социальных связей и фактов, включенных в связи, их типы и т.п. В обществе имеется бесконечное множество различных социальных систем. Значительная часть таких связей носит случайный и временный характер. Особенность социологии как науки состоит в том, что социальные связи и отношения изучаются на уровне социальных законов и закономерностей.
В социологии выделяют пять категорий социальных законов:
1. законы, констатирующие сосуществование социальных явлений. Согласно таким законам, если есть явление А, то должно быть и явление Б. Так, процессы индустриализации и урбанизации общества определяют сокращение числа занятых в сельском хозяйстве людей.
2. Законы, устанавливающие тенденции развития. Они обусловливают изменение структуры социального объекта, переход от одного порядка взаимоотношений к другому. Изменение характера производительных сил требует изменения отношений производства.
3. Законы, устанавливающие связь между социальными явлениями. Законы функциональные. Они выражают связь между основными элементами социального объекта, что определяет характер его функционирования.
4. Законы, фиксирующие причинную связь между социальными явлениями. Важнейшим и необходимым условием социальной интеграции выступает рациональное сочетание общественных и личных интересов.
5. Законы, утверждающие возможность или вероятность связи между социальными явлениями. Пример: уровень бракоразводов в различных странах повышается и колеблется вместе с экономическими циклами.
Социальные законы — более или менее полное отражение явлений, присущих окружающему миру. Социальный закон — это выражение существенной, всеобщей и необходимой связи социальных явлений и процессов, прежде всего, связей социальной деятельности людей или их собственных социальных действий. Социальные законы складываются в различных сферах деятельности человека и, прежде всего, в сфере материальной деятельности и осуществляется через посредство деятельности людей. Существуют общие и специфические законы в социологии.
Общие законы социологии — предмет изучения философии. Специфические законы социологии изучаются именно социологией и составляют ее методологическую основу. Но если раньше исследователи считали, что социология — наука о законах развития и функционирования общества, а социальный закон — это независящая от субъекта повторяющаяся и типичная связь, характер которой определяет содержание и направление социального развития на любом уровне социальной организации, формирования, то теперь социологи склонны полагать, что законов истории, законов природы не существует. То, что называлось ранее законами, в действительности лишь описание вероятных тенденций развития. Всеобщий социальный закон в прежнем понимании всеобщ, повторяем и однонаправлен и придает обществу скрытую мистическую сущность. Прежние представления социологии о том, что общество развивается на основе раз и навсегда установленных законов, не выдержали проверки.
Объективность социального закона в том, что новые поколения застают готовые отношения связи, тенденции, сложившиеся без их участия. Объективность социального закона — это ряд совокупных действий миллионов людей. Но когда говорят, что законы общества проявляются через деятельность людей — это ошибка. Возникает представление, что закон есть некая существенная связь, которая имеет самостоятельное бытие и обнаруживается в деятельности людей. Но все дело в том, что эта сущность не проявляется — она и есть деятельность. Вот она то и не зависит от индивида, потому что есть результат перекрещивающейся деятельности масс.
Социальный закон реализуется и воплощается в жизнь не вообще, а в конкретной форме — в деятельности людей. А каждый отдельный человек осуществляет свою деятельность в конкретных условиях общества, в условиях конкретной социально-политической или производственной деятельности, в системе которых он занимает определенное производственное и социальное положение.
Социология исследует отношения социальных общностей, слоев, личностей, что позволяет не только выявить формы проявления социальных тенденций в различных сферах общества, дисфункциональные элементы в социальном механизме, но и устранять их.
Социология как самостоятельная отрасль знаний реализует все присущие общественной науке функции: теоретико-познавательную, критическую, описательную, прогностическую, преобразовательную, информационную, мировоззренческую. Вообще функции гуманитарных наук принято делить на две группы: гносеологические, то есть познавательные и собственно социальные.
Гносеологические функции социологии проявляются в наиболее полном и конкретном познании тех или иных сторон социальной жизни. Социальные функции раскрывают пути и способы их оптимизации. Существуют и действуют функции только во взаимосвязи и взаимодействии.
Основные из гносеологических функций социологии — теоретико-познавательная, критическая. Речь идет об оценке познаваемого мира с позиций интересов личности. С одной стороны показывает, что можно и нужно сохранить, упрочить, развить — ведь не все надо менять перестраивать и т.п. С другой стороны выявляет то, что действительно требует радикальных преобразований. Теоретико-познавательная, критическая функция, естественно, состоит в том, что социология накапливает знания, систематизирует их, стремится составить наиболее полную картину социальных отношений и процессов в современном мире. К теоретико-познавательной функции социологии относятся объективные знания об основных социальных проблемах развития современного общества. Что же касается прикладной социологии, то она призвана обеспечить надежную информацию о различных процессах, происходящих в разных социальных сферах общества, а именно, о изменении социальной структуры, семьи, национальных отношений и т.п. Очевидно, что без конкретных знаний о процессах, происходящих внутри отдельных социальных общностей или объединений людей, обеспечить эффективное социальное управление невозможно. Степень системности и конкретности знаний социологии определяет эффективность реализации ее социальной функции.
Описательная функция социологии — это систематизация, описание исследований в виде аналитических записок, различного рода научных отчетов, статей, книг и т.п. В них имеются попытки воссоздать идеальную картину социального объекта, его действие, взаимосвязи т.п. При исследовании социального объекта требуется высокая нравственная чистота и порядочность ученого, потому что на основе данных, фактов и документов делаются практические выводы и принимаются управленческие решения. Эти материалы являются точкой отсчета, источником сравнения для будущих поколений человечества. Социология не только познает мир, она позволяет человеку внести в него свои коррективы. Познавательная функция социологии находит продолжение в прогнозах и преобразовательной функции.
Прогностическая функция социологии — это выдача социальных прогнозов. Обычно социологические исследования завершаются образованием краткосрочного или долгосрочного прогноза изучаемого объекта. Краткосрочный прогноз опирается на вскрытую тенденцию развития социального явления, а также на зафиксированную закономерность в открытии фактора, который решающе воздействует на прогнозируемый объект. Открытие такого фактора — сложный вид научного исследования. Поэтому в социологи ческой практике чаще всего используются краткосрочные прогнозы.
Суть преобразовательной функции социологии в том, что выводы, рекомендации, предложения социолога, его оценка состояния социального субъекта служит основанием для выработки и принятия определенных решений. Уже всем ясно, что при реализации крупных инженерных проектов требуется не только технико-экономическое, но и социально-экономическое обоснование. Но социология лишь наука, ее функция — разработка практических рекомендаций. Что же касается их внедрения, реализации — это прерогатива органов управления, конкретных руководителей. Именно так и объясняется то обстоятельство, что многие весьма ценные и полезные рекомендации, разработанные социологами по преобразованию современного общества, так и не нашли на практике реализации. Более того, нередко органы управления поступают вопреки рекомендациям ученых, что приводит к тяжелым последствиям в развитии общества.
Информационная функция социологии представляет сбор, систематизацию и накопление информации, полученной в результате исследований. Социологическая информация — самый оперативный вид социальной информации. В крупных социологических центрах она концентрируется в памяти ЭВМ. Ее могут использовать социологи, руководители объектов, где проводились исследования. В установленном порядке информацию получают государственные и другие управленческие и хозяйственные учреждения.
Мировоззренческая функция социологии вытекает из того, что она объективно участвует в социально-политической жизни общества и своими исследованиями содействует прогрессу общества. Мировоззренческая функция социологии выражается в использовании действительно корректных выверенных количественных данных, фактов, которые способны в чем-либо убедить современного человека. На основе социологического исследования тех или иных фактов складываются определённые системы знаний, обнаруживаются различные тенденции развития общества и социальных явлений.
Социологические исследования — инструмент познания социальной реальности. На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от теоретического к эмпирическому исследованию в социологии осуществляется с помощью операционализации теоретических понятий. В результате формируются определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию и классификации.
Довольно сложно в социологических исследованиях избавиться от идеологического исхода. Ведь, что такое идеология? Это один из уровней общественного сознания, система идей, выражающая интересы, мировоззрение какого-либо социального слоя, социальной общности. Стоит учитывать, что социолог, занимающийся исследованием той или иной проблемы, занимает определённое социально-классовое положение и может входить в какую-либо политическую партию. Он осмысливает исследуемые им социальные процессы, общественные отношения и деятельность различных субъектов с позиций определённого мировоззрения, формирование которого зависит от его социального положения.
К тому же, выводы и обобщения, сделанные социологом, по поводу той или иной стороны общественной жизни затрагивают интересы не только той социальной группы, к которой он принадлежит, но и интересы других социальных групп, в том числе классов. Таким образом, данные выводы и обобщения приобретают идеологическое содержание.
История свидетельствует,
что в большинстве социальных революций, реформ и реконструкций именно
социологические концепции того или иного рода выступали ведущими в общественном
развитии. Например, социологические взгляды Джона Локка сыграли важную роль в
революции
3. Практическое задание
В левой колонке таблицы даются понятия, в правой их определения в произвольном порядке. Необходимо дать правильное определение понятиям.
ПОНЯТИЯ |
ОПРЕДЕЛЕНИЯ |
Фундаментальная социология |
Направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни. |
Отраслевая социология |
Ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания. |
Эмпирическая социология |
Формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития. |
Ответ:
Фундаментальная социология ставит своей целью приращение научного знания путем построения теорий, раскрывающих универсальные закономерности и основополагающие принципы исследуемой области знания.
Отраслевая социология формирует научные основы анализа отдельных сфер общественной жизни и самостоятельных социальных институтов, разрабатывая систему понятий, принципов и законов их функционирования и развития.
Эмпирическая социология направлена на накопление, анализ и обработку фактических данных в той или иной области социальной жизни.
Заключение.
Социология тесно связана со многими другими гуманитарными науками, такими как история, философия, психология, политология и т.д. Как система знаний она не может развиваться и выполнять свои функции, не взаимодействуя с другими науками. И в то же время социология является самостоятельной наукой, имеющей свои особенности и систему знаний.
Таким образом, современная социология – это самостоятельная наука об обществе как целостной социальной системе, её подсистемах и отдельных элементах.
Структура социологического знания представляет собой взаимосвязь всех теоретических, а также прикладных положений социологии на том или ином этапе её развития. Главное содержание социологических концепций, школ и направлений составляют наиболее фундаментальные положения социологии. Основополагающую роль при этом играет тот круг общественных явлений, которые исследует социология, выявляя существующие между ними связи и отношения.
Основные функции социологии определяют не только задачи, но и место социологии в системе общественных наук.
Многообразие связей социологии с жизнью общества, ее общественное предназначение определяются, в первую очередь, функциями, которые она выполняет. Одной из важнейших функций социологии, как и всякой другой науки, является познавательная. Социология на всех уровнях и во всех своих структурных элементах обеспечивает, прежде всего, прирост нового знания о различных сферах социальной жизни, раскрывает закономерности и перспективы социального развития общества.
Список использованной литературы
1. Волков Ю.Г. Социология: Учебник для вузов / Ю. Г. Волков, И. В. Мостовая; Под ред. В.И.Добренькова. - М.: Гардарики, 2000. - 432с.
2. Социология. Учебник / Под ред. В.Н.Лавриненко. - 3-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2007. - 448с.
3. Социология: Учебник / ВЗФЭИ; Под ред. В.Н.Лавриненко. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: ЮНИТИ, 2003. - 407с
4. Социология. - М.: Мысль, 1990. - 446с.
5. Социология: Учебник / Ю.Г.Волков, В.И.Добреньков, В.Н.Нечипуренко и др. - М.: Гардарики, 2000. - 474с
6. Удальцова М.В. Социология управления: Учебное пособие / М. В. Удальцова. - М.: ИНФРА-М, 2000; Новосибирск: НГАЭиУ. - 144с.
7. Фролов С.С. Социология: Учебник / С. С. Фролов. - 2-е изд.; перераб. и доп. - М.: Логос, 1997. - 360с