Содержание
Введение…….……………………………………………………………..2
1.1. Сущность понятия «финансовая система»………………………………...4
1.2. Состав и структура национальной финансовой системы…………………6
II. Анализ динамики основных звеньев финансовой системы РФ.......17 2.1. Федеральный бюджет………..………………………………………...….17
2.2. Региональный бюджет……….……………………………………………19
2.3. Внебюджетные фонды……………………………………………………..22
III. Основные направления совершенствования национальной финансовой системы …………………………………………………………24
3.1. Реформа системы управления финансами………………………………..24
3.2. Проблемы системы финансов на примере Тульской области………….25
3.3. Основные направления реформирования системы финансов на примере Тульской области………………………………………………………............26
Заключение……………………..……………………………………………34
Список использованных источников…………………………..…………..36
Приложение………………………………………………………………….37
ВВЕДЕНИЕ
Надежная финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции. Следовательно, хотя структурный переход от централизованно планируемой и контролируемой экономики к экономике, функционирующей в соответствии с рыночными принципами, включает в себя многие элементы, самое важное - создать надежную финансовую систему. После того, как создана надежная финансовая система, могут развиваться рынки денег и капитала, особенно первичный и вторичный рынки национальных государственных ценных бумаг.
Актуальность темы исследования заключается в том, что в последние годы вопросам создания надежной финансовой системы и проведения государственной финансовой политики уделяется особенно много внимания. Финансовая система является стержнем в развитии и успешного функционирования рыночной экономики и необходимой предпосылкой роста и стабильности экономики в целом. Эта система является основой, мобилизующей и распределяющей сбережения общества и облегчающей его повседневные операции.
Цели и задачи курсовой работы. Целью исследования является раскрытие сущности и структуры современной финансовой системы в рыночной экономике и тенденции ее развития. Цель исследования определяет постановку следующих задач:
- раскрытие основных звеньев финансовой системы;
- рассмотрение главного звена финансовой системы – государственного бюджета на примере Российской Федерации;
- выявить основной принцип формирования финансовой политики государства;
Объектом исследования данной курсовой работы является сама финансовая система как единое целое.
В свою очередь, предметом изучения является способ организации финансовой системы государства и существующие между ее отдельными звеньями связи.
Для достижения поставленных задач был произведен анализ учебной и общеэкономической литературы. Необходимо отметить, что указанные вопросы детально освещены и в финансовой периодике. Для более глубокого раскрытия вопросов данной темы в этой работе использовались и фактические данные статистических сборников.
Первая часть курсовой работы посвящена рассмотрению понятия «финансовая система», изучению ее отдельных звеньев, подробному исследованию состава и структуры национальной финансовой системы, изучению бюджетов различных уровней.
Во второй части курсовой работы представлена система показателей, характеризующая динамику финансовой системы и статистические данные, описывающие как состояние финансовой системы в целом, так и каждого ее элемента в отдельности.
В третьей части курсовой работы сформулированы основные проблемы и задачи, которые стоят перед государством на пути к грамотному и эффективному способу управления финансами, а также основные направления реформирования финансовой системы на примере Тульской области.
При написании работы были использованы учебники и учебные пособия, журналы периодической печати, всемирная сеть Интернет, справочно-правовая система Консультант Плюс.
1. 1. Понятие финансовой системы
Финансы являются одной из важнейших экономических категорий, отражающей экономические отношения в процессе создания и использования денежных средств. Их возникновение произошло в условиях перехода от натурального хозяйства к регулярному товарно-денежному обмену и было тесно связано с развитием государства и его потребностей в ресурсах.
По своему материальному содержанию финансы - это целевые фонды денежных средств, в совокупности, представляющие финансовые ресурсы страны. Главным материальным источником финансовых ресурсов является национальный доход.
Движение потоков финансовых ресурсов по многочисленным каналам обращения в процессе общественного воспроизводства формируют финансовую систему народного хозяйства.
Финансовая система – это совокупность различных фондов денежных средств всех субъектов хозяйственной деятельности, а также механизмы их формирования и использования. По природе своей финансовые отношения являются распределительными, причем распределение стоимости осуществляется, прежде всего, по субъектам. Субъекты формируют денежные фонды целевого назначения в зависимости от того, какую роль они играют в общественном производстве: являются ли непосредственными его участниками, организуют ли страховую защиту или осуществляют государственное регулирование. Именно роль субъекта в общественном производстве выступает в качестве первого объективного критерия классификации финансовых отношений. В современных условиях роль и значение государства во всех странах возрастают, вследствие чего возрастают и затраты общества на его содержание. Как показывает практика современной рыночной экономики, основной причиной этой тенденции является изменение содержания функций государства в обществе.
Если причина создания государства – стремление человека к разделению труда, то становится ясно, что главная задача государства та, ради чего оно первоначально создавалось: оно должно обеспечить наиболее эффективное разделение труда. Оно должно создать систему, обеспечивающую удобное и эффективное разделение труда с низкой долей затрат на осуществление товарообмена. Доля затрат на осуществление товарообмена называется издержками обращения. В издержки обращения можно включить все непроизводственные доходы, возникающие с момента производства товара до того, как он был потреблен.
Наиболее известная и эффективная форма реализации системы, обеспечивающей разделение труда, есть система товарообмена при помощи денег.
В качестве проблем современного общества, которые призвана решать финансовая система, можно назвать:
· недостаточные темпы развития экономики;
· диспропорции развития экономической системы;
· отставание в адаптации к изменениям к изменениям на внешних товарных и финансовых рынках;
· излишнюю социальную напряженность, отрицательно влияющую на воспроизводственный процесс;
· низкий уровень удовлетворения потребностей индивидуума и др.
В условиях рыночной экономики главной целью финансовой системы является обеспечении при помощи своих специфических методов и инструментов макроэкономической стабильности, или другими словами, создание таких финансовых условий, при которых воспроизводство национального продукта будет осуществляться при полной занятости населения и низком уровне инфляции.
В процессе достижения этой стратегической цели финансовая система должна решать следующие задачи:
· осуществлять эффективный обмен товаров и услуг;
· создавать капитал в денежной форме, соответствующий потребностям экономики;
· способствовать превращению потребностей в реальные блага.
Для реализации своих функций финансовая система должна создавать и внедрять финансовые инструменты, использование которых позволит эффективно распределять и перераспределять потоки финансовых ресурсов в стране.
1.2. Состав и структура национальной финансовой системы
Для каждой страны, исходя из особенностей ее политического и экономического устройства, присуща своя специфическая структура финансовой системы.
При рассмотрении финансовой системы той или иной страны обычно выделяют два уровня: микро- и макро-уровень.
Микро уровень финансовой системы предполагает изучение деятельности финансовых институтов (организаций), закономерностей финансовых рынков и способов управления теми и другими.
Макро уровень включает в себя изучение крупномасштабных финансовых процессов таких, как, например, цели и методы проведения кредитно-денежной и налогово-бюджетной политики.
В современной западной экономической литературе под финансовой системой чаще всего понимается совокупность финансовых институтов и органов, контролирующих и регулирующих их деятельность.
В условиях перехода к рыночной экономике всем институтам финансовой системы придается большое значение, т. к., они вносят определенный вклад в развитие экономики государства.
В современных условиях финансовая система состоит из следующих звеньев – федерального бюджета, региональных бюджетов, местных бюджетов, внебюджетных фондов, финансов предприятий и финансов домашних хозяйств. В совокупности они и составляют своеобразную финансовую основу социально-экономической деятельности государства. (рис. 1.).
|
|
|
|
|
||||
|
|
||||
|
|||||
|
Рис. 1. Финансовая система.[1]
В любой системе важен любой фактор, влияющий на ее устойчивость. Если мы хорошо изучим конкретную финансовую систему, то мы можем найти в ней слабое звено. Оно может быть, на первый взгляд, весьма незначительным. Если мы воздействуем на него, мы можем порвать в цепи слабое звено, дестабилизировать систему и достигнуть разрушения всей системы.
Разные звенья финансовой системы обслуживают разные виды финансового распределения.
Главное место в финансовой системе занимает федеральный бюджет- самый крупный денежный фонд, который использует правительство для финансирования своей деятельности. Именно федеральный бюджет является главным средством перераспределения национального дохода и валового внутреннего продукта, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств Российской Федерации.[2] Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России.
По существу федеральный бюджет является главным законом экономической жизни государства, в котором фиксируются не только цифры доходов и расходов казны, но и все остальные параметры экономического развития.
В силу своего особого положения государственный бюджет взаимодействует с другими звеньями финансовой системы, оказывая им при необходимости помощь. Она производится путем передачи денежных средств из центрального государственного фонда муниципальным финансовым фондам, фондам государственных предприятий и специальным правительственным фондам.
Необходимость формирования централизованных фондов госбюджета обусловлена, прежде всего, потребностями, возникающими у государства в связи с выполнением своих экономических, политических, национальных, экологических, внешнеэкономических и других функций. Финансовые отношения, возникающие у государства с предприятиями, учреждениями и населением в целом называются бюджетными. Им присущ объективный характер, т.к. исторически и логически финансовые средства всегда формируются в руках государства для выполнения своих непосредственных функций - обеспечения существования государства.
С помощью государственного бюджета государственные власти получают финансовые ресурсы для содержания государственного аппарата, армии, осуществления социальных мероприятий, реализации экономических задач, т. е. для выполнения государством возложенных на него функций.
Государственный бюджет, являясь основным финансовым планом государства, дает органам власти реальную экономическую возможность осуществления властных полномочий. Бюджет отражает размеры необходимых государству финансовых ресурсов и определяет тем самым налоговую политику в стране. Бюджет фиксирует конкретные направления расходования средств, перераспределение национального дохода и внутреннего валового продукта, что позволяет ему выступать в качестве эффективного регулятора экономики.
Государственный бюджет состоит из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности государства, какие слои общества отчисляют на содержание государства больше всего из своих доходов. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые государством средства.
Профицит бюджета – это превышение доходов над расходами.[3]
Дефицит бюджета – это превышение расходов над доходами.[4]
В каждой стране структура бюджета имеет свои особенности. Она определяется экономическим потенциалом страны, масштабностью задач, решаемых государством на данном этапе развития, ролью государства в экономике, состоянием международных отношений и рядом других факторов.
На уровне субъекта РФ действует региональный бюджет - форма образования и расходования денежных средств в расчете на финансовый год, предназначенных для исполнения расходных обязательств соответствующего субъекта Российской Федерации.[5]
Региональный бюджет так же, как и госбюджет, состоят из двух взаимосвязанных и взаимодополняющих частей: доходной и расходной. Региональные бюджеты — центральное звено территориальных бюджетов.
В современных условиях все в большей степени региональные органы власти призваны обеспечить комплексное развитие регионов, пропорциональное развитие производственной и непроизводственной сфер на подведомственных территориях. Значительно возрастает их координационная функция в экономическом и социальном развитии территорий.
Через региональные бюджеты государство активно проводит экономическую политику. На основе предоставления региональным органам власти средств для увеличения их бюджетов осуществляется финансирование промышленности, сельского хозяйства, строительства и содержания дорог, охраны окружающей среды. При этом круг финансируемых мероприятий расширяется.
С помощью региональных бюджетов государство осуществляет выравнивание уровней экономического и социального развития территорий, которые в результате исторических, географических, военных и других условий отстали в своем экономическом и социальном развитии от других районов страны. Для преодоления такой отсталости разрабатываются региональные программы, финансируемые из региональных бюджетов.
На уровне городов и районов действуют местные органы власти. Их деятельность финансируется за счет местных денежных фондов – местных финансов. Как правило, они не являются составной частью государственного бюджета, относительно самостоятельны.
Экономическая сущность местных бюджетов проявляется в их назначении. Они выполняют следующие функции:
· формирование денежных фондов, являющихся финансовым обеспечением деятельности местных органов власти;
· распределение и использование этих фондов между отраслями народного хозяйства;
· контроль за финансово-хозяйственной деятельностью предприятий, организаций и учреждений, подведомственных этим органам власти.
В современных условиях во всех странах наблюдается тенденция опережающего роста местных финансов по сравнению с финансами центральных правительств, что свидетельствует о возрастающей роли местных органов власти как в экономических, так и политических процессах общества.
Составными частями местных финансов являются: местные бюджеты, местные фонды специального назначения и финансы муниципальных предприятий.
Местный бюджет имеет такую же структуру, как и центральный. Он включает доходы и расходы местных органов власти, действует на территории административных единиц, органы которых его принимали.
Доходная часть местного бюджета формируется за счет налоговых поступлений, являющихся собственностью местных органов власти, субсидий и дотаций из центрального бюджета и муниципальных займов.
Доходная часть местных бюджетов недостаточна для финансирования деятельности местных органов власти. Поскольку их деятельность связана не только с выполнением местных задач, но и участием в выполнении общегосударственных программ, правительство из государственного бюджета выделяет им финансовую помощь в виде субсидий и субвенций. И субсидия, и субвенция – это государственная дотация местному бюджету.
Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основе.[6]
Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.[7]
Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.[8]
Расходная часть местных бюджетов наиболее ярко отражает последствия экономических и социальных процессов в стране. Главные стороны деятельности местных органов власти — разработка и осуществление планов экономического и социального развития на подведомственной им территории. Увеличение числа поселений, особенно в новых районах освоения, осуществление мероприятий по развитию жилищно-коммунального хозяйства и улучшению благоустройства населенных мест, влекут расширение расходов местных бюджетов.
Важное значение имеют местные бюджеты в осуществлении общегосударственных экономических и социальных задач – в первую очередь в распределении государственных средств на содержание и развитие социальной инфраструктуры общества. Осуществление государством социальной политики требует больших материальных и финансовых ресурсов.
Внебюджетные фонды – важное звено финансовой системы современных государств. Государственный внебюджетный фонд – это форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.[9] Государственные внебюджетные фонды предназначены для реализации конституционных прав граждан на пенсионное обеспечение, социальное страхование, социальное обеспечение в случае безработицы, охрану здоровья и медицинскую помощь и имеют строгое целевой назначение.
Формируются государственные внебюджетные фонды в основном за счет обязательных отчислений, уплачиваемых юридическими и физическими лицами. Ранее. В настоящее время принципы формирования, расходования, управления внебюджетными фондами регламентируются БК РФ. Порядок составления, утверждения бюджетов государственных внебюджетных фондов, составления и утверждения отчетов об их исполнении регулируется нормами бюджетного процесса РФ. Исполнение бюджетов государственных внебюджетных фондов осуществляется Федеральным казначейством Российской Федерации.
В зависимости от цели использования внебюджетные фонды подразделяют на следующие:
· научно-исследовательские;
· экономические;
· социальные фонды;
· фонды личного и имущественного страхования;
· военные фонды;
· инвестиционные фонды.
БК РФ включает в число государственных внебюджетных фондов РФ:
· Пенсионный фонд Российской Федерации;
· Фонд социального страхования Российской Федерации;
· Федеральный фонд обязательного медицинского страхования;
· Государственный фонд занятости населения Российской Федерации.
Важнейший среди социальных фондов – Пенсионный фонд, средства которого формируются за счет страховых взносов работодателей и работающих, дотаций из федерального бюджета и ресурсов, получаемых от собственных инвестиций фонда. К социальным фондам также относятся Фонд социального страхования, Федеральный и территориальный фонды обязательного медицинского страхования.
Реформирование системы внебюджетных фондов РФ идет в двух направлениях: часть внебюджетных фондов утрачивают свою самостоятельность, их средства включаются в состав бюджета, а сами фонды передаются в состав финансовых органов, вторая часть фондов сохраняет юридическую самостоятельность, но включается в состав бюджетной системы Российской Федерации. Таким образом происходит процесс централизации финансовых средств в руках государства, устраняется излишняя полицентричность финансовой системы.
Федеральный бюджет, региональные, местные бюджеты и внебюджетные фонды относятся к централизованным фондам финансовой системы государства. Далее будут рассмотрены децентрализованные фонды, а именно: финансы предприятий и финансы домашних хозяйств.
Финансы предприятий - являются системой отношений, которые связаны с их денежными платежами и возникают в процессе индивидуальных кругооборотов средств предприятий и источников этих средств. Другими словами, финансовые процессы предприятий заключаются в формировании их денежных доходов и расходов. Финансы предприятий обслуживают кругооборот огромных фондов денежных средств, которые находятся под строгим контролем финансового управления.[10] Финансовые отношения имеют место между:
· предприятиями при оплате разнообразных поставок, работ, услуг, реализации продукции, уплате и взыскании штрафных санкций;
· предприятиями при взаимных финансовых вложениях (долевое участие, приобретение ценных бумаг, предоставление займов);
· предприятиями и индивидуальными акционерами при распространении акций и выплате дивидендов по ним;
· предприятиями и трудовыми коллективами в процессе расчетов по оплате труда;
· предприятиями и подотчетными лицами, персоналом предприятий по операциям, не относящимся к расчетам по оплате труда , а также разными дебиторами и кредиторами;
· предприятиями, арендаторами, вышестоящими организациями по арендным платежам;
· предприятиями и государственным бюджетом при начислении и уплате налогов и санкций, целевом бюджетном финансировании, предоставлении налоговых льгот;
· предприятиями и органами социального страхования, внебюджетными фондами при начислении и уплате страховых взносов, отчислений в Пенсионный фонд, Фонд занятости и т.д.;
Финансы предприятий обслуживают непрерывный кругооборот средств предприятия и источников их формирования, заключающийся в снабжении, производстве, сбыте, получении и распределении финансовых результатов (выручки, прибыли), привлечении и возврате заемных средств.
Не менее важное место в системе децентрализованных финансов занимают домашние хозяйства.
Домашнее хозяйство – это субъект экономической деятельности, который участвует во всех экономических процессах и представляет собой хозяйственную деятельность, которая ведется одним или несколькими людьми, ведущими общее хозяйство, проживающими совместно и имеющих общий бюджет.
Финансы домашнего хозяйства в современных условиях становятся важным участником процесса воспроизводства. Они формируют платежеспособный спрос страны и принимают активное участие на рынках товаров и услуг, труда, а также на финансовом рынке.[11]
Сущность финансов домашних хозяйств проявляется в их функциях:
· обеспечение жизненных потребностей семьи, удовлетворение которых финансируется из средств семейного бюджета;
· распределение национального дохода на микроуровне и создание фондов денежных средств домашнего хозяйства.
Формы финансовых отношений домашних хозяйств:
· финансовые отношения между данной хозяйственной единицей и другими звеньями финансовой системы, т.е. бюджетными и внебюджетными фондами, а также коммерческими и некоммерческими организациями, предприятиями и их объединениями;
· отношения между участниками домашних хозяйств.
Финансовые ресурсы домашних хозяйств – это часть национального дохода общества, представляющая собой совокупность фондов денежных средств, находящихся в распоряжении семьи.
Финансовые ресурсы домашних хозяйств объединяются в виде следующих фондов:
· фонд потребления;
· фонд накопления.
Источники финансовых ресурсов домашних хозяйств:
· собственные средства (заработная плата, прибыль от коммерческой деятельности);
· мобилизованные на рынке (% по депозитам, доходы от ценных бумаг, банковские и потребительские кредиты);
· средства, полученные в порядке перераспределения (трансферты).
Бюджет домашнего хозяйства – это форма образования и использования фонда денежных средств домашнего хозяйства, которая объединяет совокупные доходы членов домашнего хозяйства и расходы на обеспечение потребностей участников домашнего хозяйства.
Доходы домашнего хозяйства – это денежные доходы, представляющие часть национального дохода, предназначенные для удовлетворения материальных и духовных потребностей членов домашнего хозяйства.
Расходы домашнего хозяйства – это фактические затраты на приобретение материальных и духовных ценностей, необходимых для поддержания жизнедеятельности человеческого организма, а также для удовлетворения высших потребностей.
Таким образом сферы и звенья финансовых отношений взаимосвязаны, образуя в совокупности единую финансовую систему.
II. Анализ динамики основных звеньев
финансовой системы РФ
2.1. Федеральный бюджет
Сфера централизованных финансов РФ играет особенно важную роль в национальной системе финансов. Она представлена совокупностью федерального, региональных, местных бюджетов и внебюджетных фондов. Четкий контроль над данными звеньями финансовой системы страны осуществляется на всех уровнях власти, так как от этого зависит благосостояние государства в целом.
Федеральный бюджет как экономическая категория представляет собой сложную систему социально-экономических отношений, развивающихся в обществе в процессе формирования, распределения и использования централизованных финансовых ресурсов, создаваемых на различных уровнях управления народного хозяйства и предназначенных для обслуживания общественных потребностей.
Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.
Для решения многочисленных задач федеральный бюджет наделен федеральными налогами и неналоговыми доходами.
Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и функций государства и местного самоуправления.
Расходы бюджетов в зависимости от их экономического содержания делятся на текущие расходы и капитальные расходы, а также средства от возврата государственных кредитов, бюджетных кредитов и бюджетных ссуд.
Далее в таблице 1 представлены основные показатели динамики федерального бюджета.
Таблица 1.
Основные показатели федерального бюджета
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Доходы, млн. руб. |
1 193 482,90 |
2 125 718,20 |
2 562 606,90 |
3 273 844,60 |
4 979 756,60 |
5 046 137,50 |
Расходы, млн. руб. |
1 193 482,90 |
1 947 386,30 |
2 414 352,20 |
2 768 085,80 |
3 539 450,60 |
4 270 114,72 |
Уровень инфляции в % |
12% |
12% |
10-12% |
10% |
10-11% |
7,0 - 8,5 |
Дефицит бюджета, млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Профицит бюджета, млн. руб. |
- |
178 331,90 |
148 254,70 |
505 758,80 |
1 440 306,00 |
776 022,78 |
В таблице 2 представлена информация о структуре и динамике доходов Федерального бюджета РФ.
Таблица 2.
Структура и динамика доходов федерального бюджета РФ
Доходы |
2005 год |
2006 год |
||||||
удельный вес |
Сумма, млрд. руб. |
структура |
динамика |
|||||
Сумма, млрд. руб. |
в доходах, % |
в ВВП, % |
в доходах, % |
в ВВП, % |
номин., % |
реальн., % |
||
Доходы, всего: |
3326,04 |
100 |
17,77 |
5046,06 |
100 |
22,7 |
51,7 |
61,2 |
в том числе: налоговые доходы |
2232,64 |
67,13 |
11,93 |
3167,83 |
62,78 |
12,99 |
41,89 |
50,76 |
налог на прибыль |
259 |
7,79 |
1,38 |
344,84 |
6,83 |
1,41 |
33,14 |
41,46 |
НДС |
1120,75 |
34 |
5,99 |
1123,72 |
22,27 |
4,6 |
0,27 |
6,53 |
прочие налоговые доходы |
852,89 |
25,64 |
4,56 |
1699,27 |
33,68 |
6,97 |
99,24 |
111,69 |
неналоговые доходы, в том числе: |
1093,4 |
32,87 |
5,84 |
1878,23 |
37,22 |
7,7 |
71,78 |
82,5 |
доходы от использования государственного имущества |
73 |
2,19 |
0,39 |
85,77 |
1,7 |
0,35 |
17,49 |
24,84 |
доходы от ВЭД |
919,09 |
27,63 |
4,9 |
1662,92 |
32,96 |
6,82 |
80,94 |
92,24 |
прочие неналоговые доходы |
101,31 |
3,05 |
0,54 |
129,54 |
2,57 |
0,53 |
27,86 |
35,85 |
ВВП |
18720 |
- |
100 |
24380 |
- |
100 |
30,24 |
38,37 |
Инфляция, % |
8,5 |
- |
- |
8 |
- |
- |
- |
- |
2.2. Региональный бюджет
Региональные бюджеты в свою очередь предназначены для финансового обеспечения задач, возложенных на государственные органы управления субъекта Российской Федерации.
На примере Тульской области представлены основные показатели динамики доходов и расходов регионального бюджета (Приложение 1).
В таблице 3 представлены основные показатели бюджета Тульской области за последние 6 лет. Таблица 3.
Основные показатели бюджета Тульской области |
||||||
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Доходы, млн. руб. |
5 027,28 |
8 008,15 |
8 989,22 |
10 900,28 |
14 290,20 |
16 517,66 |
Расходы, млн. руб. |
5 354,77 |
8 425,65 |
9 343,19 |
11 238,00 |
15 119,87 |
18 059,17 |
Дефицит бюджета, млн. руб. |
327,49 |
417,50 |
353,97 |
337,72 |
829,67 |
1 541,51 |
Профицит бюджета, млн. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Доходная часть показывает, откуда поступают денежные средства для финансирования деятельности региона. Расходная часть показывает, на какие цели направляются аккумулируемые областью средства.
Основные направления использования средств региональных бюджетов:
· обеспечение функционирования органов законодательной (представительной) и исполнительной власти субъектов Российской Федерации;
· обслуживание и погашение государственного долга субъектов Российской Федерации;
· проведение выборов и референдумов субъектов Российской Федерации;
· обеспечение реализации региональных целевых программ;
· осуществление международных и внешнеэкономических связей субъектов Российской Федерации;
· формирование государственной собственности субъектов Российской Федерации;
· содержание и развитие предприятий, учреждений и организаций, находящихся в ведении органов государственной власти субъектов Российской Федерации;
· обеспечение деятельности средств массовой информации субъектов Российской Федерации;
· оказание финансовой помощи местным бюджетам;
· обеспечение осуществления отдельных государственных полномочий, передаваемых на муниципальный уровень;
· компенсация дополнительных расходов, возникших в результате решений, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, приводящих к увеличению бюджетных расходов или уменьшению бюджетных доходов местных бюджетов.
В последнее десятилетие наблюдается регионализация экономических и социальных процессов. Все в большей мере функции регулирования этих процессов переходят от центральных уровней государственной власти к региональным. Поэтому роль региональных бюджетов усиливается, а сфера их использования расширяется.
В таблице 4 представлен анализ консолидированного бюджета Тульской области за 2006-2007 годы.
Таблица 4.
Анализ консолидированного бюджета Тульской области за 2006 - 2007 годы (тыс. руб.) |
||||||
|
|
|
|
|
|
|
Наименование показателя |
Утверждено в 2006 году |
Исполнено в 2006 году |
Проект на 2007 год |
2007 год (проект) к 2006 году (исполнение), тыс. руб. |
2007 год (проект) к 2006 году (исполн.), % |
|
Д О Х О Д Ы |
17 741 403,5 |
17 745 340,1 |
19 446 698,6 |
1 701 358,5 |
109,6 |
|
НАЛОГИ НА ПРИБЫЛЬ, ДОХОДЫ |
10 467 002,4 |
11 152 112,1 |
12 196 332,0 |
1 044 219,9 |
109,4 |
|
НАЛОГИ НА ТОВАРЫ (РАБОТЫ, УСЛУГИ), РЕАЛИЗУЕМЫЕ НА ТЕРРИТОРИИ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ |
2 670 314,7 |
2 215 231,8 |
2 398 644,0 |
183 412,2 |
108,3 |
|
НАЛОГИ НА СОВОКУПНЫЙ ДОХОД |
853 965,2 |
911 697,4 |
946 618,0 |
34 920,6 |
103,8 |
|
НАЛОГИ НА ИМУЩЕСТВО |
2 587 106,1 |
2 234 365,4 |
2 748 609,0 |
514 243,6 |
123,0 |
|
НАЛОГИ, СБОРЫ И РЕГУЛЯРНЫЕ ПЛАТЕЖИ ЗА ПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
28 900,7 |
53 775,0 |
56 350,4 |
2 575,4 |
104,8 |
|
ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОШЛИНА, СБОРЫ |
102 565,4 |
93 806,8 |
95 700,7 |
1 893,9 |
102,0 |
|
ЗАДОЛЖЕННОСТЬ И ПЕРЕРАСЧЕТЫ ПО ОТМЕНЕННЫМ НАЛОГАМ, СБОРАМ И ИНЫМ ОБЯЗАТЕЛЬНЫМ ПЛАТЕЖАМ |
28 530,6 |
53 744,3 |
100 939,2 |
47 194,9 |
187,8 |
|
ДОХОДЫ ОТ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ИМУЩЕСТВА, НАХОДЯЩЕГОСЯ В ГОСУДАРСТВЕННОЙ И МУНИЦИПАЛЬНОЙ СОБСТВЕННОСТИ |
607 023,8 |
678 492,4 |
655 711,5 |
- 22 780,9 |
96,6 |
|
ПЛАТЕЖИ ПРИ ПОЛЬЗОВАНИИ ПРИРОДНЫМИ РЕСУРСАМИ |
46 292,8 |
63 700,4 |
56 166,0 |
- 7 534,4 |
88,2 |
|
ДОХОДЫ ОТ ОКАЗАНИЯ ПЛАТНЫХ УСЛУГ И КОМПЕНСАЦИИ ЗАТРАТ ГОСУДАРСТВА |
73 088,2 |
53 867,1 |
56 867,1 |
3 000,0 |
105,6 |
|
ДОХОДЫ ОТ ПРОДАЖИ МАТЕРИАЛЬНЫХ И НЕМАТЕРИАЛЬНЫХ АКТИВОВ |
181 175,7 |
128 542,3 |
72 241,4 |
- 56 300,9 |
56,2 |
|
АДМИНИСТРАТИВНЫЕ ПЛАТЕЖИ И СБОРЫ |
2 634,4 |
2 473,9 |
2 405,9 |
- 68,0 |
97,3 |
|
ШТРАФЫ, САНКЦИИ, ВОЗМЕЩЕНИЕ УЩЕРБА |
53 537,2 |
57 496,9 |
57 048,5 |
- 448,4 |
99,2 |
|
ПРОЧИЕ НЕНАЛОГОВЫЕ ДОХОДЫ |
39 266,3 |
46 034,3 |
3 064,9 |
- 42 969,4 |
6,7 |
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ |
3159708,0 |
3888664,8 |
3 748 565,5 |
- 140 099,3 |
96,4 |
|
БЕЗВОЗМЕЗДНЫЕ ПОСТУПЛЕНИЯ ОТ ДРУГИХ БЮДЖЕТОВ БЮДЖЕТНОЙ СИСТЕМЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ, КРОМЕ БЮДЖЕТОВ ГОСУДАРСТВЕННЫХ ВНЕБЮДЖЕТНЫХ ФОНДОВ |
3156781,3 |
3886981,8 |
3 748 565,5 |
- 138 416,3 |
96,4 |
|
ДОХОДЫ ОТ ПРЕДПРИНИМАТЕЛЬСКОЙ И ИНОЙ ПРИНОСЯЩЕЙ ДОХОД ДЕЯТЕЛЬНОСТИ |
1066877,6 |
1066877,6 |
1 134 791,6 |
67 914,0 |
106,4 |
|
ВСЕГО ДОХОДОВ |
21 967 989,1 |
22 700 882,5 |
24 330 911,0 |
1 630 028,5 |
107,2 |
|
РАСХОДЫ |
|
|
|
|
|
|
ОБЩЕГОСУДАРСТВЕННЫЕ ВОПРОСЫ |
2 453 420,7 |
2 382 429,4 |
2 210 247,1 |
- 172 182,3 |
92,8 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ОБОРОНА |
17 121,3 |
23 116,6 |
15 136,5 |
- 7 980,1 |
65,5 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ БЕЗОПАСНОСТЬ И ПРАВООХРАНИТЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ |
1 120 865,4 |
1 102 575,5 |
1 192 924,6 |
90 349,1 |
108,2 |
|
НАЦИОНАЛЬНАЯ ЭКОНОМИКА |
2 509 430,8 |
2 457 462,9 |
2 817 226,4 |
359 763,5 |
114,6 |
|
ЖИЛИЩНО-КОММУНАЛЬНОЕ ХОЗЯЙСТВО |
2 323 222,1 |
2 323 222,1 |
2 752 920,8 |
429 698,7 |
118,5 |
|
ОХРАНА ОКРУЖАЮЩЕЙ СРЕДЫ |
10 006,5 |
9 002,4 |
23 026,4 |
14 024,0 |
255,8 |
|
ОБРАЗОВАНИЕ |
6 493 139,7 |
6 377 365,3 |
6 921 804,9 |
544 439,6 |
108,5 |
|
КУЛЬТУРА, КИНЕМАТОГРАФИЯ И СРЕДСТВА МАССОВОЙ ИНФОРМАЦИИ |
786 784,1 |
776 487,9 |
797 181,8 |
20 693,9 |
102,7 |
|
ЗДРАВООХРАНЕНИЕ И СПОРТ |
5 237 078,0 |
5 198 327,5 |
5 409 122,3 |
210 794,8 |
104,1 |
|
СОЦИАЛЬНАЯ ПОЛИТИКА |
3 981 160,7 |
3 964 164,9 |
4 264 822,3 |
300 657,4 |
107,6 |
|
|
|
|
|
- |
|
|
ВСЕГО РАСХОДОВ |
27 932 229,3 |
24 614 154,5 |
26 404 413,1 |
1 790 258,6 |
107,3 |
|
ДЕФИЦИТ (ПРОФИЦИТ) |
-2 964 240,2 |
-1 913 272,0 |
-2 073 502,1 |
- 160 230,1 |
108,4 |
2.3. Внебюджетные фонды РФ
Расходы и доходы государственных внебюджетных фондов утверждаются законодательными (представительными) органами в форме закона (решения) аналогично закону (решению) об утверждении государственного бюджета. Средства государственных внебюджетных фондов находятся в государственной собственности.
Далее представлены основные показатели внебюджетных фондов РФ Таблица 5.
Основные показатели бюджета федерального фонда обязательного медицинского страхования |
||||||
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Доходы, тыс. руб. |
2 690 000,00 |
3 970 000,00 |
5 314 330,00 |
6 406 200,00 |
86 491 678,90 |
113 380 467,10 |
Расходы, тыс. руб. |
2 680 000,00 |
3 960 000,00 |
5 314 330,00 |
6 391 200,00 |
86 491 678, 90 |
113 340 467,10 |
Дефицит бюджета, тыс. руб. |
- |
- |
- |
- |
- |
- |
Профицит бюджета, тыс руб. |
10 000,00 |
10 000,00 |
- |
15 000,00 |
- |
40 000,00 |
Таблица 6.
Основные показатели бюджета пенсионного фонда РФ |
||||||
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Доходы, млн. руб. |
564 208,00 |
783 477,70 |
822 841,40 |
1 000 316,60 |
1 330 783,00 |
1 566 443,10 |
Расходы, млн. руб. |
504 929,50 |
739 556,60 |
864 898,30 |
946 640,20 |
1 295 595,80 |
1 489 468,00 |
Дефицит бюджета, млн. руб. |
- |
- |
42 056,90 |
- |
- |
- |
Профицит бюджета, млн. руб. |
59 278,50 |
43 921,10 |
- |
53 676,40 |
35 187,20 |
76 975,10 |
Таблица 7.
Основные показатели фонда социального страхования РФ |
||||||
|
2001 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
Доходы, тыс. руб. |
86 324 300,00 |
127 102 100,00 |
134 525 900,00 |
159 989 700,00 |
188 014 700,40 |
207 037 205,60 |
Расходы, тыс. руб. |
84 740 000,00 |
123 779 600,00 |
143 185 400,00 |
158 935 000,00 |
193 298 642,60 |
212 987 313,20 |
Дефицит бюджета, тыс. руб. |
- |
- |
8 659 500,00 |
- |
5 283 942,20 |
5 950 107,60 |
Профицит бюджета, тыс руб. |
1 584 300,00 |
3 322 500,00 |
- |
1 054 700,00 |
- |
- |
III. Основные направления совершенствования финансовой системы
3.1. Реформа системы управления финансами
Финансовая система состоит из совокупности сфер и звеньев финансовых отношений, связанных с ними денежных фондов и органов управления финансами. Поэтому изменение какого-либо звена финансовой системы может повлечь за собой изменение всей системы в целом, так как все звенья взаимосвязаны между собой.
Подходы к бюджетной реформе на федеральном уровне закреплены в Концепции повышения эффективности межбюджетных отношений и качества управления государственными и муниципальными финансами в Российской Федерации на 2006-2008 годы, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 03.04.2006 № 467-р Данная Концепция развивает подходы к реформированию, заложенные в Постановлении Правительства Российской Федерации от 15.08.2001 №584 «О программе развития бюджетного федерализма в Российской Федерации на период до 2005 года» и в Постановлении Правительства Российской Федерации от 22.05.2004 №249 «О мерах по повышению результативности бюджетных расходов».
Актуальность реформирования вызвана необходимостью внесения изменений в существующие подходы к планированию и осуществлению функционирования органов государственной власти в связи с происходящими изменениями в экономике и социальной сфере, а также проводимыми реформами государственного управления на федеральном уровне.
Основными целями реформ, намеченных в рамках реформирования, является обеспечение:
· повышения эффективности использования бюджетных ресурсов при выполнении задач, стоящих перед органами исполнительной власти;
· повышения удовлетворенностью граждан деятельностью государства;
· роста качества жизни населения.
Способом достижения поставленных целей станет практическая реализация принципов ответственной бюджетной политики и выполнение мероприятий, запланированных в рамках программы реформирования.
3.2. Основные проблемы системы финансов на примере Тульской области.
Оценка текущего состояния системы управления финансами области показывает, что в ней есть ряд существенных проблем, которые требуют решения. Переход на управление по результатам является ключевым направлением проводимых реформ, что требует определения ключевых целей и задач, которые необходимо решить области, чтобы повысить качество управления финансами области и создать необходимую базу для перехода на бюджетирование, ориентированное на результат.
При проведении мероприятий по реформированию финансов области необходимо сконцентрироваться на следующих направлениях:
1) Система целеполагания и постановки задач, для решения которых расходуются бюджетные средства.
2) Система стимулирования субъектов бюджетного процесса, ориентированная на результат.
3) Оценка потребностей и предпочтений получателей бюджетных услуг.
4) Контроль качества предоставляемых бюджетных услуг.
5) Система размещения заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд.
6) Реализация инвестиционных проектов в объекты социальной инфраструктуры за счет средств бюджета области.
7) Управление государственным долгом.
8) Повышение объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты.
9) Создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты.
10) Автоматизация бюджетного процесса.
Необходимо провести комплексное реформирование системы управления финансами области, сделав при этом особый упор на разработке механизмов:
· формирования стратегических целей и задач развития области;
· трансформации этих целей и задач в цели, задачи и ожидаемые результаты деятельности органов исполнительной власти области;
· планирования деятельности органов исполнительной власти области на среднесрочную (до трех лет) и текущую перспективу (на предстоящий год);
· контроля степени выполнения поставленных перед органами исполнительной власти области целей и задач, достижения целевых значений показателей результата деятельности;
· оценки эффективности бюджетных расходов.
3.3. Основные направления реформирования системы финансов на примере Тульской области
Основной целью реформы финансов области является создание необходимой базы для перехода на управление по результатам.
Для достижения данной комплексной цели, а также учитывая недостатки системы управления финансами области, перечисленные выше, необходимо произвести реформу следующих основных составляющих системы управления финансами области:
· бюджетного процесса и управления расходами;
· системы управления долгом;
· инвестиционных процессов;
· системы закупок:
· системы по развитию доходной базы;
· информационной системы по автоматизации бюджетного процесса, объединяющей бюджет области и местные бюджеты.
Кроме того, необходимо осуществить изменения в ряде других сфер управления финансами области (межбюджетные отношения, реформа государственной службы, повышение деловой активности), в результате реализации которых существенно повысится качество и эффективность управления финансами области.
Реформа бюджетного процесса и управления расходами
Главной целью реформирования финансов области является переход на управление по результатам, частью которого является бюджетирование, ориентированное на результат.
В рамках внедрения бюджетирования, ориентированного на результат необходимо:
1. Разработать и утвердить в рамках полномочий, закрепленных за субъектами Российской Федерации, перечень предоставляемых населению Тульской области бюджетных услуг.
2. Разработать отраслевые стандарты качества предоставления бюджетных услуг и использовать их для оценки деятельности органов исполнительной власти – субъектов бюджетного планирования и учреждений, предоставляющих бюджетные услуги населению.
3. Развить инструменты независимой публичной экспертизы законопроектов в области налогового и бюджетного законодательства.
Для этого планируется внести изменения в Закон Тульской области от 07.07.2004 №449-ЗТО «О бюджетном процессе в Тульской области» и в Закон Тульской области от 14.12.1994 №4-ЗТО «О законах области», что позволит, с одной стороны, повысить степень публичности обсуждения законопроектов, а с другой - максимально учитывать реальные потребности населения и бизнеса при принятии нормативных правовых актов области и последующем внесении в них поправок.
Реформа системы управления государственным долгом
Финансирование временных кассовых разрывов должно обеспечить, во-первых, оптимальную долговую нагрузку на бюджет, во-вторых, не способствовать приросту кредиторской задолженности, в-третьих, обеспечить непрерывное исполнение бюджета области.
Следует разработать и принять механизмы, которые не позволят бюджетным учреждениям и унитарным предприятиям области принимать на себя обязательства, не покрытые источниками финансирования. Необходимо разработать мероприятия, направленные на реструктуризацию существующей кредиторской задолженности, в т.ч. и просроченной, с тем, чтобы снизить долговую нагрузку на бюджет области и уменьшить расходы на обслуживание долга.
Планируется усовершенствовать нормативную правовую базу Тульской области в сфере управления кредиторской задолженностью, внедрить современные информационные технологии в бюджетный процесс.
Реформа инвестиционных процессов
Инвестиции являются одним из способов достижения результатов социально-экономического развития Тульской области, поэтому при переходе на бюджетирование, ориентированное на результат необходимо провести существенные преобразования в управлении инвестиционными проектами. Планируемые изменения будут направлены на решение следующих задач:
1. Внедрение инструментов оценки бюджетной и социальной эффективности реализуемых инвестиционных проектов.
2. Совершенствование инструментов оценки обеспеченности объектами социальной и инженерной инфраструктуры, сроков реализации проектов и приоритетов.
Планирование и реализация социальных инвестиционных проектов должно обеспечить население Тульской области соответствующими объектами, исходя из реальных нужд, с учетом утвержденных федеральных нормативов.
Увязывание социальных инвестиционных проектов с объемами бюджетных услуг позволит более точно планировать средства, направляемые из бюджета области на реализацию этих инвестиционных проектов и оценить их вклад в достижении целевых показателей деятельности администрации области.
Для повышения качества системы управления инвестиционными проектами (как коммерческими, так и социальными) следует активно развивать информационную систему, которая позволит в оперативном режиме отслеживать состояние и статус каждого инвестиционного проекта. Сегодня прототип такой системы запущен для коммерческих инвестиционных проектов и по прошествии определенного времени его функционал предполагается дополнить и расширить.
Реформирование системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд
Одним из основных направлений реформирования должны стать действия, направленные на формирование системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд, органично встроенной в систему бюджетирования, ориентированного на результат. В рамках внедрения системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд следует предпринять следующие меры:
1. Осуществить интеграцию системы управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд в бюджетный процесс области.
2. Обеспечить взаимосвязь между потребностями в номенклатуре и объеме закупаемой продукции (работах, услугах) с планируемыми объемами бюджетных услуг.
3. Создать интегрированную информационную систему управления размещением заказа на поставку товаров, выполнение работ, оказание услуг для областных нужд для областных нужд.
4. Расширить временной горизонт планирования закупочной деятельности.
Расширение временного горизонта планирования закупочной деятельности позволит более обоснованно подходить к формированию среднесрочного финансового плана.
Система по развитию доходной базы
В сфере формирования системы по развитию доходной базы планируется осуществить следующие мероприятия:
· разработка системы по развитию налоговой базы;
· проведение работ по повышению объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты;
· создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты.
Разработка системы по развитию налоговой базы должна обеспечить комплексный подход по повышению налогового потенциала муниципальных мероприятий. Основные элементы данной системы будут включать в себя следующие составляющие:
· проведение работ по повышению объема налоговых доходов, поступающих в бюджет области и местные бюджеты;
· создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты.
Реструктуризация задолженности перед бюджетом области по налогам и сборам.
В целях урегулирования кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом области путем ее реструктуризации и создания условий для их финансового оздоровления планируется провести следующие мероприятия:
· подготовка порядка проведения реструктуризации кредиторской задолженности юридических лиц по налогам и сборам, а также задолженности по начисленным пеням и штрафам перед бюджетом области;
· определение приоритетных отраслей, недоимщики которых имеют первоочередное право на проведение реструктуризации задолженности;
· разработка механизма обеспечения выполнения недоимщиком условий реструктуризации;
· разработка механизма управления реструктуризацией задолженности по налоговым платежам;
· определение механизма взаимодействия с налоговыми органами по осуществлению реструктуризации.
Создание стимулов для увеличения поступлений доходов в местные бюджеты.
Формирование фонда реформирования муниципальных финансов.
В составе бюджета области предполагается сформировать фонд реформирования муниципальных финансов, за счет которого планируется осуществлять стимулирование реформирования системы управления финансами на уровне муниципальных образований. В качестве основных направлений его использования могут быть:
· совершенствование бюджета и бюджетного процесса путем повышения обоснованности и точности бюджетного планирования, сокращения количества пересмотров параметров бюджета, обеспечения прозрачности бюджетного процесса;
· развитие налоговой базы местных бюджетов, в том числе: разработка системы по развитию налоговой базы, проведение комплекса мероприятий по повышению налогового потенциала; разработка и осуществление мер по сокращению налоговой недоимки, в том числе за счет банкротства должников бюджета; повышение доходов от использования имущества, находящегося в муниципальной собственности, учет доходов (прибыли) муниципальных унитарных предприятий;
· совершенствование управления муниципальным долгом: организация учета совокупного муниципального долга; соблюдение параметров дефицита бюджета, долговой нагрузки, предельного объема расходов на обслуживание муниципального долга;
· повышение качества управления бюджетными расходами, проведение паспортизации муниципальных услуг, внедрение инструментов оценки качества оказываемых муниципальных услуг, реструктуризация бюджетной сети, развитие системы муниципального заказа и закупок на конкурсной основе;
Внедрение комплексной автоматизированной информационной системы для обеспечения бюджетного процесса.
Одним из приоритетных направлений при реформировании системы финансов области является внедрение автоматизированной системы управления бюджетным процессом с подключением к ней всех её участников.
Изменение принципов и схем работы участников бюджетного процесса предопределяет как развитие функционального наполнения используемых автоматизированных систем, так и расширение круга объектов автоматизации. В единое информационное пространство Тульской области должны быть вовлечены все муниципальные образования, государственные и муниципальные учреждения. Таким образом, задачи разработки единых стандартов работы всех участников бюджетного процесса и оснащения органов местного самоуправления единым программным обеспечением и необходимой компьютерной техникой для осуществления четкого и оперативного взаимодействия с департаментом финансов Тульской области в части планирования и исполнения бюджетов разных уровней являются наиболее актуальными.
Прочие направления повышения эффективности системы управления финансами области
Обязательным условием для осуществления поставленных задач реформирования является общее повышение качества управления финансами области.
В связи с этим Тульская область ставит перед собой и ряд задач, которые должны способствовать повышению эффективности системы управления финансами области. К числу подобных задач относятся:
· совершенствование межбюджетных отношений:
· реформа государственной службы:
· совершенствование политики в области работы с доходной базой бюджета.
Одной из причин сложившейся в области ситуации в сфере управления финансами области является отсутствие до последнего времени в деятельности органов исполнительной власти ориентиров, рекомендуемых на федеральном уровне, а также инструментов среднесрочного и долгосрочного планирования, применяемых на систематической основе.
Существовавшая до настоящего времени система управления финансами области была, в определенной мере, сдерживающим фактором, поскольку не предусматривает наличия в ней стратегических целей и задач развития области в целом, связанных с ними целей, задач и ожидаемых результатов деятельности органов исполнительной власти области.
Заключение
2005 год был годом кардинальных изменений всей финансовой системы государства. Это произошло в связи с изменениями в бюджете и межбюджетных отношениях, большое влияние окажет налоговая реформа и разграничения полномочий в некоторых округах РФ.
Законом "О внесении изменений в Бюджетный кодекс Российской Федерации в части регулирования межбюджетных отношений" установилась новая структура бюджетной системы Российской Федерации. Кроме того, проект закрепил распределение налогов между федеральными, региональными и местными бюджетами и описал механизм распределения финансовой помощи между территориями через 5 специальных фондов.
Сейчас Россия идет по сложному пути реформ. Несомненно, политика, проводимая правительством в области финансов, неоднозначна. Она содержит как положительные стороны, так и отрицательные моменты. Большое, зачастую негативное воздействие на нее оказывают политические аспекты экономических решений.
Однако, несмотря на трудности, всегда сопровождающие переходную экономику, проводимые реформы в бюджетной сфере, оказывают свое позитивное влияние на общее экономическое положение в стране и вкупе с другими с другими государственными регулирующими мероприятиями, наконец, поставят на ноги отечественную экономику. Мне также видится, что весомый вклад в укрепление экономической базы российского народного хозяйства окажет развивающийся частный сектор экономики, которому финансовая политика должна предоставить максимальные возможности для роста. Кроме этого, я полагаю, что посильную помощь в реформировании механизмов экономического регулирования экономики сможет внести новое поколение экономистов, не обремененное прошлыми стереотипами административно-командного управления государством.
В моей курсовой работе были рассмотрены основные вопросы состава и структуры финансовой системы РФ. Проанализированы системы, предложенные разными авторами. В заключении можно сказать, что все структурные элементы, которые авторы предлагали включить в состав финансовой системы, действительно являются её составляющими.
Также были рассмотрены изменения, которые влияют на финансовую систему. В связи с вступлением в действие большого количества новых законов в налоговой и бюджетной сферах, меняются финансовые отношения между различными экономическими субъектами, меняется сама структура субъектов, а значит, и финансовая система в целом.
Грамотная финансовая политика предполагает, в первую очередь, совокупность государственных мероприятий по стабилизации финансовых ресурсов, их распределению и использованию для осуществления государством его функций, указывая, что социальная направленность и эффективность воздействия финансовой политики на развитие производительных сил и производственных отношений определяются объективными закономерностями экономического развития, общественно-политическим строем страны.
Список использованных источников
1. Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ.
2. Федеральный закон от 15.08.1996. №115-ФЗ «О бюджетной классификации Российской Федерации». – Приложения 1-4.
3. Федеральный закон от 16.07.1999 №165-ФЗ «Об основах обязательного социального страхования».
4. Федеральный закон от 15.12.2001 №167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации».
5. Закон Тульской области от 29.12.2005, № 655-ЗТО «О бюджете Тульской области на 2006 год».
6. Закон Тульской области от 31.12.2004, № 500-ЗТО, «О бюджете Тульской области на 2005 год».
7. Закон Тульской области от 30.12.2005, № 667-ЗТО, «О бюджете Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2006 год».
8. Закон Тульской области от 11.01.2005, № 508-ЗТО, «О бюджете Тульского территориального фонда обязательного медицинского страхования на 2005 год».
9. Закон Тульской области от 3.11.2006, № 751-ЗТО, «Об областной целевой программе «Реформирование финансов Тульской области на 2006-2008 годы».
10. Приказ Министерства России от 01.10.1997 г.№118 «Методические рекомендации по реформе предприятий и организаций».
11. Проект закона Тульской области «О бюджете Тульской области на 2007 год».
12. Заключение контрольной комиссии Тульской областной Думы по проекту закона Тульской области «О бюджете Тульской области на 2007 год».
16. Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – 512 с. 17. http://www.duma.to/.
18. http://www.admportal.tula.ru/.
19. http://www.bankreferatov.ru/
20. Справочно-правовая система «Консультант плюс».
[1] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – стр.73
[2] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.16.
[3] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.6
[4] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.6
[5] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.15
[6] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.6
[7] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.6
[8] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.6
[9] Бюджетный Кодекс Российской Федерации от 31.07.1998 №145-ФЗ. – Ст.6
[10] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – стр.59
[11] Финансы. Денежное обращение. Кредит: Учебник для вузов/ Под ред. проф. Г.Б.Поляка. – М: ЮНИТИ-ДАНА, 2-е изд. 2001. – стр.59