СОДЕРЖАНИЕ



Введение. 3

1.Кривые спроса и предложения как отражение простейших принципов математических моделей в экономике. Уравнение кривых. 5

2.Пример построения гистограммы для распределения издержек предприятия по неделям. 11

3.Понятие эластичного спроса, математический и экономический смысл. Привести примеры эластичного и неэластичного спроса. 13

Заключение. 17

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ.. 17

Введение

Экономическая наука призвана определять, как максимально эффективно использовать ограниченные ресурсы - природные запасы, капиталы, трудовые резервы. Подробно всем другим отраслям знаний, экономика включает набор аксиом и доказательств, пригодных для анализа в любых конкретных условиях. И в этом узком смысле она не может быть национальной, также как не может существовать американской физики или немецкой математики. Цены товаров повсюду определяются соотношением спроса и предложения, с ростом дохода происходит уменьшение потребляемой его части и возрастание накопляемой.

Но у экономики есть принципиальное отличие от точных и естественных наук: она имеет дело не с отдельным человеком на необитаемом острове, но с членом общества, подверженного воздействию традиций, национального менталитета и политических институтов. Инструментарий экономиста имеет поэтому национальную специфику.

Наука формируется примерно также, как растет дерево или строится здание. Великие экономисты прошлого заложили фундамент, создали теорию, называемую микроэкономикой. В качестве исходного пункта для анализа здесь берется деятельность предпринимателя. Микроэкономика изучает отношения между предпринимателями (конкуренция), предпринимателями и наемными работниками, продавцами и покупателями. Она формулирует законы: спроса и предложения, редкости, убывающей доходности, предельной производительности труда или капитала. Микроэкономика непосредственно связана с предпринимательской деятельностью, является как бы справочником, руководством для бизнеса.

Рынок — это инструмент, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (поставщиков) отдельных товаров и услуг, Одни рынки являются локальными, тогда как другие носят международный или национальный характер. Некоторые отличает личный контакт между предъявителем спроса и поставщиком, а другие являются безличными — на них покупатель и продавец никогда не видят или вовсе не знают друг друга.

Состояние рынка определяется соотношением величины спроса и предложения.

Чтобы понять рыночную экономику во всей ее полноте, необходимо хорошо усвоить два фундаментальных понятия: спрос и предложение, эластичность спроса, издержки производства и их составляющие.

Спрос и предложение — взаимозависимые элементы рыночного механизма, где спрос определяется платежеспособной потребностью покупателей (потребителей), а предложение — совокупностью товаров, предложенных продавцами (производителями); соотношение между ними складывается в обратно пропорциональную зависимость, определяя соответствующие изменения в уровне цен на товары.

Затраты производственных факторов, используемых для производственной и реализационной деятельности, называются издержками производства.

1.Кривые спроса и предложения как отражение простейших принципов математических моделей в экономике. Уравнение кривых.

Спрос—это платежеспособная потребность покупателей в данном товаре при данной цене. Иными словами, спросом является не всякая потребность в данном товаре, а только такая, которая обеспечена наличием платежных средств (деньгами) у покупателей. Человеческие потребности кажутся беспредельными. Но если потребность может быть удовлетворена только за некоторую плату—т.е. путем отказа от удовлетворения других потребностей—мы сдерживаем наши желания и соглашаемся на меньшее, чем хотелось бы.

Итак, спрос—это объем возможной купли товара в зависимости от установившейся цены на него.

Спрос—это потенциальная купля, но состоится она или нет, зависит от множества факторов. Бизнесмены и коммерсанты для достижения успеха в своей деятельности изучают специальную науку «маркетинг», где раскрываются методы, помогающие спросу превратиться в реальную «куплю».

Можно выделить ряд основных факторов, влияющих на желания практически всех покупателей приобрести какое-то количество товара X. К ним относятся:

1. цена самого товара Х (обозначим ее Рх);

2. цены других товаров, взаимосвязанных с товаром Х (Pi, i=l, 2,.....n, где N—число товаров, взаимосвязанных с товаром X);

3. вкусы потребителей (Т);

4. средний доход потребителей (Y);

5. распределение дохода между потребителями (Y*);

6. количество покупателей (N);

7. ожидания изменений цен товаров или вкусов потребителей (Е).

Исследовать характер влияния всех этих факторов сразу невозможно.

Целесообразно воспользоваться методом, в соответствии, с которым для выявления характера изменения какой-то величины Z, зависящей от нескольких неизвестных (факторов, в нашем случае), необходимо сначала зафиксировать значение всех переменных, кроме одной, и изучить взаимосвязь Z с этой неизвестной переменной. Затем считать переменной следующую неизвестную и выявить зависимость Z от этой переменной и т. д. Полный перебор неизвестных и позволит выявить характер изменения Z под влиянием всех переменных факторов. Подобный метод означает, что мы исследуем зависимость Z от каждой переменной при прочих равных условиях.

Количество товара X, которое желают купить потребители (QD), является функцией нескольких переменных:

QD=QD (Px, Pi, Т, Y, Y*, N, Е).

Задача нашего исследования состоит в том, чтобы выявить закономерности формирования цены товаров и услуг. В этой связи экономисты основное внимание уделяют изучению зависимости количества товара, которое желают приобрести потребители, от цены самого товара, т. е. зависимость QD товара Х от Px при прочих равных условиях.

Спрос (demand-D)—это вся совокупность значений QD товара X, соответствующих возможным различным величинам цены товара Px, при прочих равных условиях.

Алгебраически функция спроса представляется формулой

QD=QD(Px)

Pi, Т, Y, Y*, N, E= const.

Таким образом, чтобы исследовать зависимость QD от цены Px мы должны зафиксировать все остальные факторы и изучить функцию QD=QD(Px).

Из данного выше определения спроса следует, что каждой цене товара соответствует определенная величина спроса. Здравый смысл подсказывает людям при более высоких ценах покупать меньше, при более низких—больше. Такую обратную зависимость между количеством какого-либо блага, которое люди будут покупать, и ценой (жертвой), которую они должны платить для его приобретения, выражает закон спроса.[1]

Значение закона спроса:

• он придает поведению покупателей и продавцов объективную экономическую логику, а это позволяет прогнозировать их реакцию на изменение цены;

• он показывает достижение экономикой данной страны высокого уровня развития, так как спрос может «нормально» себя проявлять—уменьшаться при росте цены и увеличиваться при снижении цены только при отсутствии дефицита. В дефицитной экономике все диктует производитель, игнорируя мнение покупателя. Отсюда неудовлетворительное количество и качество товаров, низкий жизненный уровень населения и другие известные негативные последствия.

Закон спроса формально может быть изложен следующим образом: на любом рынке, при прочих равных условиях, существует обратная зависимость между ценой товара и величиной спроса, предъявляемого покупателями на этот товар. Таким образом, величина спроса имеет тенденцию расти при падении цены и уменьшаться при ее повышении.  Закон спроса имеет в экономической и экономико – математической теориях графическое изображение представленное на рисунке 1.

цена (р)              рост спроса

                        кривая спроса     величина спроса

                            

 

                                  падение спроса

             0                           

                                           величина спроса (Q d )                         

Рисунок 1. Кривая спроса

Это происходит по двум причинам.

Во-первых, если цена одного товара падает, а цены других товаров остаются прежними, то покупатель стремится замещать дешевым товаром те товары, которые он использовал ранее.

Во-вторых, когда цена одного товара падает при постоянстве цен других товаров и неизменных доходах покупателей, то люди начинают чувствовать себя более богатыми. Они используют свою возросшую покупательную способность, приобретая больше различных вещей, и, чаще всего, покупая больше именно того товара, который подешевел.

Предложением называется количество товара или услуги, которое производители готовы продать по определенной цене за определенный период.

Если спрос является качественной характеристикой потребления, то предложение—категория, с помощью которой можно ответить на вопрос: что же определяет количество любого товара, которое будет произведено фирмами и предложено ими на продажу?

Закон предложения гласит: предложение, при прочих равных условиях, изменяется в прямой зависимости от изменения цены. Рассмотрим эту зависимость, покажем, какие факторы на нее влияют.

Количество товара X, которое производители хотели бы выпустить и продать называется количеством предложенного товара (quantity suppliedQSx). QSx может отличаться от количества товара X, реально проданного потребителям. Величина QSx также зависит от промежутка времени как и QDx, поэтому предложение будем рассматривать за тот же неизменный период (год).

На количество товара X, которое фирмы желают произвести, влияют многие факторы. Основные из них:

1) цена самого товара Х (обозначим Рх);

2) цены ресурсов (Рг), используемых в производстве X;

3) уровень технологии (L);

4) цели фирмы (А);

5) величины налогов и субсидий (Т);

6) цены на иные товары (Pi);

7) ожидания (Е);

8) количество производителей товаров (N).

Чтобы раскрыть категорию предложения целесообразно сначала исследовать зависимость QSx от Рх при прочих равных условиях, т. е. полагая неизменными иные факторы, влияющие на QS.

Количество товара, предлагаемого фирмами к продаже, является функцией нескольких переменных:

QSx=QS

(Рх, Рг, L, А, Т, Pi, Е, N).

Нас в случае предложения товара Х интересует характер зависимости QSx от цены самого товара Х при прочих равных условиях.

Мы исследуем функцию:

QS=QS(Px)

Рг, L, А, Т, Pi, E, N= const.

Всю совокупность значений QSx товара X, соответствующих различным возможным величинам цены Рх при прочих равных условиях, называют предложением (supplyS) товара X.

На рисунке 2 изображена кривая предложения товара N, показывающая зависимость между ценой товара Рх и количеством товара, которое продавцы намерены продать. Кривые предложения как и кривые спроса, строятся, исходя из допущения «при прочих равных».

Р

          Величина предложения

             

                падение предложения

                         кривая предложения                 рост предложения

    0

                                                                    Qs

Рисунок 2. Кривая предложения

Кривая предложения имеет положительный наклон.

Положительный наклон кривой предложения выражает реакцию производителей на рыночные стимулы. Чем выше цена товара N, тем больше смысла вкладывать время и силы в ее добычу и переработку.

Положительный наклон кривой предложения выражает растущие затраты на производство добавочной продукции при фиксированных производственных возможностях. Производитель товара N, пытающийся увеличить его производство.

Положительный наклон кривой предложения может быть объяснен при помощи понятий границы производственных возможностей и альтернативной стоимости. Допустим, что возможно производство только двух товаров— товара N и товара М. Каждый товаропроизводитель имеет сравнительное преимущество в производстве одного из этих товаров. В ситуации, когда производятся только товар М, товаропроизводители, имеющие наибольшее сравнительное преимущество в производстве товара N, начнут производить товар N, даже если ее рыночная цена низка. По мере движения точки вдоль кривой цена товара N должна возрастать, чтобы те товаропроизводители, у которых альтернативная стоимость относительно высока также переключились на производство товара N. Наклон кривой в каждой точке равен альтернативной стоимости производства добавочного количества товара N для товаропроизводителя, который находит целесообразным переключиться с производства товара М на производство товара N именно в этой точке границы производственных возможностей.[2]

2.Пример построения гистограммы для распределения издержек предприятия по неделям.

Любое производство связано  с издержками на него. Задача предпринимателя с точки зрения состоит в минимизации издержек и максимизации доходов фирмы. Замещение факторов производства осуществляется исходя из этого же принципа. Издержки производства в наиболее общем виде представляют собой затраты на факторы производства (C + V) – по К.Марксу. Современная экономическая теория значительно углубила и конкретизировала, даже детализировала, анализ издержек производства. Согласно ей издержи бывают следующие.

Постоянные издержки (FC) представляют собой затраты фирмы, не зависящие от количества производимой продукции (оплата административно – управленческого персонала, содержание зданий, сооружений и оборудования).

Переменные издержки (VC) есть затраты, не посредственно зависящие от количества производимой продукции (затраты на покупку сырья,  материалов, электроэнергии, рабочей силы и т.д.).

Общие издержки (ТС) представляют собой сумму постоянных и переменных издержек, или совокупные издержки фирмы, на приобретение всех факторов производства и организацию их функционирования. Очень важно в динамике знать средние издержки (АС) фирмы – издержки на производство одной единицы продукции. Они исчисляются делением общих издержек на всю произведенную продукцию (Q). Средние издержки конкретизируются в средние постоянные издержки (AFC)  и средние переменные издержки (AVC), которые соответственно исчисляются: FC/Q и VC/Q.

Предельные (маржинальные)  издержки  (МС) представляют собой дополнительные издержки, необходимые для обеспечения прироста продукции. Их исчисления крайне важно, так как предприниматель обязан знать, с каким приростом издержек будет связан желаемый прирост продукции. Их сочетание дает ему в конечном итоге сигнал, где необходимо остановить расширение производства. Предельные издержки записываются как МС = ∆ VC/∆Q, так как постоянные издержки не меняются с изменением выпуска продукции.

Трансакционные издержки – это издержки фирмы на поиск информации, ведение переговоров, представительские расходы. Главной отличительной чертой трансакционных издержек является то, что они как бы и не имеют отношения к непосредственному процессу производства. Но современная фирма не может обойтись без трансакционных издержек  - они мощное средство в конкурентной борьбе.[3]

Изобразим выше сказанное в графическом виде. Для этого в таблице 1 представим структуру издержек фирмы в течении 4 недель.

Таблица 1. Структура издержек

Недели

Количество продукции

Издержки

FC

VC

TC

MC

AC

1

0

256

0

256

64

велико

2

1

256

64

320

20

320

3

2

256

84

340

15

170

4

8

256

224

480

73

60


Рисунок 3. Распределение издержек предприятия по неделям


3.Понятие эластичного спроса, математический и экономический смысл. Привести примеры эластичного и неэластичного спроса.    

В экономике широко распространено использование процентного исчисления для выражения способности одной переменной реагировать на изменение другой. Для обозначения подобных зависимостей, выраженных как отношение их процентных изменений, используется термин эластичность (метафора, пришедшая в экономику из физики).

Спрос и предложение разных товаров по-разному чувствительны к изменению факторов, их определяющих. Эластичность—это степень чувствительности спроса и предложения к различным факторам.

Рассмотрим эластичность спроса. Главным фактором, влияющим на спрос, является цена. Эластичность спроса по цене (прямая эластичность спроса)—это степень чувствительности спроса на какой-нибудь товар к изменению цены на этот товар. Прямая эластичность спроса по цене показывает, на сколько процентов увеличится (уменьшится) спрос при уменьшении (увеличении) цены на данный товар на один процент.

Математически прямая эластичности может быть выражена в виде коэффициента эластичности:

Относительное (процентное) изменение объема спроса = ld

Относительное (процентное) изменение цены

Процентное изменение называется относительным, т. к, показывает, насколько изменилась данная величина по отношению к прежнему, настоящему или среднему значению данной величины. На рисунке 4 показано графическое изображение эластичного спроса.

Р

100

50

 0           1            2                                     Q

          Рисунок 4. Эластичность спроса                                   

Формула средней точки, иначе называемая дуговой эластичностью, не единственная, позволяющая вычислить эластичность, и имеет свой недостаток: она может ввести в заблуждение, если ее применять к очень широким интервалам изменений цены и величины спроса. Поэтому ее рекомендуют применять к относительно небольшим интервалам изменений величины спроса и цен. Существует иная возможность вычисления коэффициента эластичности для одной точки на кривой спроса. Для линейной зависимости спроса приемлема следующая формула:

q=a—Ьр,

где q—величина спроса,

р—цена, а и b—константы.

Тогда коэффициент эластичности в точке для эластичности спроса будет выглядеть так:

Эластичность = bp / (а — bp).

Представляемый горизонтальной кривой спроса, численно не может быть определен, т. к. по мере приближения кривой спроса к линии, параллельной оси абсцисс, знаменатель формулы эластичности стремится к нулю, а само численное значение эластичности стремится к бесконечности. Иначе говоря, любое сколь угодно малое повышение цены приводит к падению спроса до нуля, а любое сколь угодно малое понижение цены приводит к увеличению спроса до бесконечности. Спрос абсолютно чувствителен к цене.  На рисунке 5 представлено графическое изображение неэластичного спроса.

Р


4



0                       10              20                Q

Рисунок 5. Неэластичный спрос

 Чем больше у товара заменителей (субститутов) и чем ближе их полезные свойства, тем выше эластичность спроса на этот товар.

Классический пример самых неэластичных товаров—соль, которую невозможно ничем заменить. Величина спроса на нее не изменится при любой цене. А спрос на оливковое масло имеет тенденцию быть относительно эластичным, т. к. при повышении цены на него потребители переключатся на потребление подсолнечного, кукурузного и других растительных масел, пригодных для приготовления пищи. Другое дело—та категория потребителей, для которых нет альтернативы лечебным свойствам оливкового масла. В этом случае спрос будет относительно неэластичным.

Спрос на товар тем более эластичен, чем уже и конкретнее этот товар определен. Чем более агрегирован товар, тем ниже эластичность спроса.

Агрегирование—это объединение товара с другими товарами во все более и более расширяющиеся группы. Рассмотрим перечень товаров:

1) эксклюзивная модель норковой шубы производства АО «МЕЛИТА»;

2) шуба их меха норки производства АО «МЕЛИТА»;

3) шуба их меха норки;

4) шуба из натурального меха;

5) теплая одежда;

6) одежда.

Степень агрегированности конкретного товара возрастает при движении от первого пункта к пятому. Например, исходя из наших климатических условий и культурных традиций, спрос на одежду вообще (наиболее агрегированный товар) будет абсолютно неэластичным. В условиях российских зим мы привыкли носить теплую одежду и не считаем, что другими удовлетворительными способами согреться в морозы, по крайней мере для абсолютного большинства людей, могут стать передвижение по улице только в автомобиле с обогревающимся салоном или постоянное употребление «горячительных» напитков. Автомобиль и напитки не подойдут на роль субститутов по отношению к теплой одежде. В то же самое время спрос на каждый конкретный вид теплой одежды относительно эластичен. Если вырастет цена на шубы из меха норки при неизменных ценах на кроличьи, то мы увидим, как многие будут щеголять в «субститутах» из кролика. Подорожают все натуральные меха, повысится спрос на шубы из синтетического «зайца». Проанализируйте, как будет постепенно повышаться эластичность от конца к началу вышеприведенного перечня товаров. [4]

Товары, расходы на которые имеют значительный удельный вес в бюджете потребителя, обладают более высокой эластичностью, чем товары, требующие незначительных бюджетных расходов.

С этой точки зрения, 20% снижение цен на телевизоры окажет большее влияние на бюджет потребителя, чем такое же процентное понижение цены на зубные щетки. Спрос на телевизоры ощутимо возрастет, на зубные щетки—слабо. Невысокую эластичность имеет обычно спрос на предметы первой необходимости, т. к. не располагают близкими знаменателями, тогда как спрос на предметы роскоши отличается высокой эластичностью.[5]

Заключение



В данной работе представлены и обоснованны основные понятия микроэкономики, такие как  спрос и предложение, эластичность спроса, издержки производства.

Кривые спроса и предложение представлены в экономических и математических моделях. Раскрыто понятие эластичности и неэластичности спроса  приведены примеры и объяснения по эластичности определенного товара.

Приведен пример построение гистограммы распределения издержек предприятия по неделям с учетом изменения выпуска продукции.

Поставленные задачи в данной работе выполнены.

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ


1.           Бартенев С.А., Большакова И.И., Булатов А.С., Васильев В.В. Экономика: Учебник – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1997 – 785с.

2.           Баликов В.З. общая экономическая теория. Учебное пособие. – Н.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.- 528 с.

3.           Елецкий Н. Основы политической экономии: Учебник -   Ростов-на-Дону: РГАЭ, 1997.- 585 с.

4.           Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:  центр Владос, 2001. – 640 с.

5.           Муталимов М.Г. Основы экономической теории: учеб.-метод. пособие – Минск: Интерпрессервис: Экоперспектива, 2002. – 464 с.




[1] Бартенев С.А., Большакова И.И., Булатов А.С., Васильев В.В. Экономика: Учебник – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1997 – 785с.


[2] Бартенев С.А., Большакова И.И., Булатов А.С., Васильев В.В. Экономика: Учебник – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1997 – 785с.


[3] Баликов В.З. общая экономическая теория. Учебное пособие. – Н.: ООО «Издательство ЮКЭА», 2000.- 528 с.


[4] Бартенев С.А., Большакова И.И., Булатов А.С., Васильев В.В. Экономика: Учебник – 2-е  изд., перераб. и доп. – М.: БЕК, 1997 – 785с.

[5] Камаев В.Д. Экономическая теория: Учеб. для студ. высш. учеб. заведений – 7-е изд., перераб. и доп. – М.:  центр Владос, 2001. – 640 с.