Содержание

1. Виды маркетинга. 3

2. Ролевые статусы фирм на рынке. 6

Задачи. 11

Список литературы.. 14

 1. Виды маркетинга

Дифференцированный маркетинг – выступление в нескольких сегментах рынка с разработкой отдельного предложения для каждого из них.

Так, корпорация «Дженерал моторс» стремится выпускать автомобили «для любых кошельков, любых целей, любых лиц». Предлагая разнообразные товары, она надеется добиться роста сбыта и более глубокого проникновения на каждый из осваиваемых ею сегментов рынка. Она рассчитывает, что благодаря упрочению позиции в нескольких сегментах рынка ей удастся идентифицировать в сознании потребителя фирму с данной товарной категорией. Более того, она рассчитывает на рост повторных покупок, поскольку именно товар именно товар фирмы соответствует желаниям потребителей, а не наоборот.

Недифференцированный маркетинг – обращение ко всему рынку сразу с одним и тем же предложением в противовес сосредоточению усилий на одном сегменте. В этом случае фирма концентрирует усилия не на том, чем отличаются друг от друга нужды клиентов, а на том, что в этих нуждах общего. Она разрабатывает товар и маркетинговую программу, которые покажутся привлекательными возможно большему числу покупателей. Она полагается на методы массового распределения и массовой рекламы. Она стремится придать товару образ превосходства в сознании людей.

Фирма, прибегающая к недифференцированному маркетингу, обычно создает товар, рассчитанный на самые крупные сегменты рынка.

Концентрированный маркетинг – концентрация маркетинговых усилий на большой доле одного или нескольких субрынков в противовес сосредоточению их на небольшой доле большого рынка.

Можно привести несколько примеров такого концентрированного маркетинга. Фирма «Фольксваген» сосредоточила свои усилия на рынке малолитражных автомобилей, фирма «Хьюлет Паккард» – на рынке дорогих калькуляторов, а издатель этой книги, фирма «Ричард Д Ирвин», – на рынке учебников по экономике и предпринимательской деятельности. Благодаря концентрированному маркетингу фирма обеспечивает себе прочную рыночную позицию в обслуживаемых сегментах, поскольку она лучше других знает нужды этих сегментов и пользуется определенной репутацией. Более того, в результате специализации производства, распределения и мер по стимулированию сбыта фирма добивается экономии во многих сферах своей деятельности.[1]

Товарно-ориентированный маркетинг – маркетинг, ориентированный на продукт (изделие или услугу). Если ваше предприятие выпустило прекрасный продукт или может предоставить потребителям превосходный по качеству вид услуг, то можно считать работу сделанной лишь наполовину, но не более того. Внедрение нововведения на рынок можно считать завершенным только в том случае, когда кто-то другой, за пределами вашего предприятия, высоко оценит сделанное вами, посчитает изготовленный товар или услугу ценной и значимой для своих нужд. Такое отношение к вашей работе может проявиться только в том, что этот кто-то купит изделие вашей фирмы. Купить же можно только то, о чем, по крайней мере, знаешь; в чем разбираешься; чьи достоинства тебе известны; что ты знаешь, как можно применить или использовать; от чего ты получишь удовлетворение, сможешь отблагодарить самого себя.

Всегда нужно следовать правилу: во всех случаях продукт должен попасть туда, где потребитель его более всего ждет и потому скорее всего купит.

Маркетинг, ориентированный на продукт (сегодня более подходит для некоторых товаров непроизводственного назначения).

Потребительно-ориентированный маркетинг – маркетинг, ориентированный на потребителя. Сегодня вы должны всегда знать запросы и чаяния потребителей только из «первых рук», встречаясь лицом к лицу с вашими клиентами, каждый из которых – неповторимая личность, со своими собственными, только ему присущими чертами характера, темпераментом, вкусами, привычками и т.п. Когда речь идет о маркетинге, об изучении нужд и запросов потребителей, мы имеем дело с тем, что не поддается измерению или оценке традиционными, всем известными способами.

Если придерживаться маркетинга, ориентированного на потребителя, не следует слишком заботиться об обязательном получении заключения технической экспертизы относительно того, что надо и не надо производить, в чем нуждаются люди. Потребители не очень-то склонны оценивать достоинства и недостатки изделий по каким-либо нормативным документам. Маркетинг, ориентированный на потребителя (сегодня более подходит для некоторых товаров потребительского назначения).[2]

Интегрированный маркетинг – маркетинг, ориентированный и на продукт, и на потребителя одновременно, на всемерное снижение риска для предприятия. Сегодня и в будущем на рынке будут все более и более преуспевать только те фирмы, для которых потребитель стал первопричиной их бизнеса.

Ориентиры современного бизнеса находятся между поиском причинно-следственных связей и умением видеть все многообразие взаимодействующих здесь, часто разнонаправленных факторов. Потребитель должен получать продукцию для удовлетворения, даже тех свих нужд, которые он еще не успел в полной мере осознать. В этом сущность концепции интегрированного маркетинга. Массовый маркетинг – массовое производство, массовое распространение и массовое стимулирование сбыта одного и того же товара для всех покупателей. Массовый маркетинг ориентирован на продажу максимального количества однотипного товара по доступной цене. Главная цель массового маркетинга – максимальный сбыт. Массовый маркетинг создает у потребителя определенный образ фирмы-производителя, что при качестве товара способствует последующему продвижению новых товаров.

2. Ролевые статусы фирм на рынке

Согласно «Экономиксу», рынок – это институт, или механизм, сводящий вместе покупателей (предъявителей спроса) и продавцов (тех, кто обеспечивает предложение) отдельных товаров, услуг или ресурсов.[3] При этом рынки принимают самые разные формы.

Что же касается структуры рынка, то о ней можно сказать следующее: рыночная структура – сложное понятие, имеющее множество аспектов. Она может определяться характером объектов рыночных сделок. Существуют рынки факторов производств (земля, труд, капитал), рынки продуктов и услуг, рынки товаров длительного (более года) и не длительного (до года) пользования и т. д. Классификация структуры рынка базируется на определении количества продавцов и природы продукта.

Рассмотрим подробнее каждый элемент структуры рынка, который указывает нам на статус фирмы.

Сперва рассмотрим такой статус фирмы как монополия, рынку данного типа присущи следующие признаки: единственный продавец; тип товара уникален – нет близких заменителей; контроль над ценой; вступление в отрасль заблокировано.

Чистая монополия – это когда одна фирма является единственным продавцом уникального товара, когда существует единственный продавец товара, который не имеет близких заменителей.

Естественная монополия – это отрасль, где товар может быть произведён одной фирмой с меньшими средними издержками, чем, если бы его производило несколько фирм. Легальная монополия – это фирма, обладающая патентами или лицензиями, которые устанавливает барьеры, для входа в отрасль других фирм, тем самым предотвращающая конкуренцию.

Существует некоторые барьеры для входа в отрасль: действие эффекта масштаба производства; финансовые барьеры; контроль над ресурсами; наличие лицензии или патента; прямое вмешательство государства; нечестная конкуренция.

Олигополия - это рыночная структура, при которой в реализации какого-либо товара  доминируют очень немного продавцов, а появление новых продавцов затруднено или  невозможно. Товар, реализуемый олигополистическими фирмами, может быть и дифференцированным и стандартизированным. Примером олигополии, при которой продукт  является стандартизированным, служит рынок алюминия. На этом рынке в продажах в  США  доминируют "Alcoa", "Reynolds" и "Kaiser". Автомобили, сигареты и пиво являются  примерами дифференцированных товаров, чьи рыночные структуры - олигополистические.[4]

Обычно на олигополистических рынках господствует от двух до десяти фирм, на  которые приходится половина и более общих продаж продукта. На восемь крупнейших  фирм, выпускающих фотографические оборудование и принадлежности в США, приходится, например, более 85% выпуска. Конечно же, господствует на рынке "Kodak". Он, однако, не является единственным продавцом. Рынок фотографического оборудования и принадлежностей можно рассматривать как олигополистический.

Олигополии присущи следующие признаки:

- всего несколько фирм снабжают весь рынок (продукт, который они поставляют, может быть как стандартизированным, так и дифференцированным);

- по крайней мере, некоторые фирмы в олигополистической отрасли обладают  крупными рыночными долями (следовательно, некоторые фирмы на рынке обладают способностью влиять на цену товара, варьируя его наличие на рынке);

- фирмы в отрасли сознают свою взаимозависимость (продавцы всегда считаются  с реакцией своих конкурентов, когда устанавливают цены, ориентиры по объемам продаж,  размер рекламных расходов или принимают другие деловые меры).

К признакам монополистической конкуренции можно отнести следующие:

- относительно большое число фирм;

- товар, которым они торгуют дифференцирован;

- дифференцирование по качеству продукта;

- дифференцирование по сервису;

- размещение фирмы продавца;

- основной упор на не ценовую конкуренцию;

- лёгкое вступление в отрасль.

Монополистическая конкуренция осуществляется тогда, когда много продавцов конкурируют, чтобы продавать дифференцированный продукт на рынке, где возможно появ­ление новых продавцов.

Товар каждой фирмы, торгующей на рынке, является несовершенным замените­лем товара, реализуемого другими фирмами. Продукт каждого продавца обладает исключительными качествами или характеристиками, которые служат тому, чтобы некоторые  покупатели предпочли его товар конкурирующим фирмам. Покупатели, например, будут  готовы уплатить высокую цену за туфли, произведенные одним продавцов, если они  полагают, что эти туфли более удобны. Таким же образом некоторые потребители готовы  платить повышенные цены за одежду, произведенную одним модельером, потому что им  нравится ее покрой или качество отделки. Ярким примером здесь может быть рынок одежды зарубежных производителей (такие марки как “Nike”, “Reebok”, “Adidas” и пр.), которые стремятся как можно больше захватить рынок спортивной одежды предлагая свой стильный дизайн.[5]

Продавцы на рынке не считаются с реакцией своих соперников, когда выбирают, какую установить цену на свои товары или когда выбирают ориентиры по объему годовых продаж. Например, если отдельный производитель туфель, чтобы продать больше, товара, сокращает свою цену на 20% за пару  обуви, то, вероятно, что прирост в объеме его продаж происходит за счет многих, а не  нескольких продавцов. Как следствие, маловероятно, что какой-то отдельный конкурент понесет достаточно значительные потери своей доли на рынке, из-за уменьшения продажной цены любой другой фирмой. Следовательно, у конкурентов нет причин, чтобы отреагировать на это изменением своей политики, поскольку решение первой фирмы изменить  цену не воздействует в значительной степени на их возможности извлекать прибыль.  Фирма знает это и, следовательно, не учитывает какой-либо возможной реакции конкурентов, когда выбирает свою цену или цель по продажам.

На рынке есть условия для свободного входа и выхода. При монополистической конкуренции легко основать новую фирму или покинуть рынок. Выгодная конъюнктура на рынке с монополистической конкуренцией привлечет новых продавцов. Однако вход на рынок не настолько легок, как он был бы при совершенной конкуренции, поскольку новые  продавцы часто испытывают трудности со своими новыми для покупателей торговыми  марками и услугами. Следовательно, уже существующие фирмы с устоявшейся репутацией могут сохранять свое преимущество над новыми производителями. Монополистическая конкуренция похожа на ситуацию монополии, поскольку отдельные фирмы обладают способностью контролировать цену своих товаров. Она похожа и на совершенную конкуренцию, поскольку каждый товар продается многими фирмами, и на рынке существует свободный вход и выход.

Основные признаки совершенной конкуренции:

- большое число независимо действующих продавцов;

- стандартизированный товар;

- отсутствие контроля над ценой со стороны отдельного продавца;

- свободный вход и выход из отрасли;

- отсутствие не ценовой конкуренции.

Это рынок, где множество фирм продают товар и ни одна фирма, не обладает достаточно большой долей рынка, чтобы влиять на цену товара.

Совершенная (чистая) конкуренция характеризуется существованием множества продавцов, оперирующих однородными стандартными продуктами. Число фирм продавцов так велико, а доля каждой на рынке столь ничтожна, что ни одна из них не способна влиять на цены путём изменения объема производства. Цена навязана фирме – производителю рынком. Доступ в отрасль новым фирмам широко открыт. Экономика обычно в характерной чистой конкуренции включает идеальное знание рынка. Однако вряд ли последнее можно считать обоснованным. Когда продавцов множество и объёмы продаж незначительны, знать состояние рынка невозможно. В такой ситуации фирмы ничего не знают друг о друге и работают на неизвестный рынок.

Примером в данном случае могут быть пивоваренные заводы, которые так распространены ввиду растущего спроса на пиво. Выход на рынок не так уж затруднен как при условиях монополии.

Задачи

Задача 1. Определить примеры маркетинга-микса и выделить достоинства и недостатки.

Согласно таблице 2 данной в методических указаниях даны 2 маркетинг-микс лосьона «Идеал» для сегмента рынка «Мужчины до 30 лет» и для сегмента «Мужчины после 30». Обозначим данные сегменты вариантами А и Б соответственно.

Исходя из информации данной в таблице видно, что при варианте А компания ежемесячно планирует продавать 270 тыс. шт. в то время как во втором случае компания намерена продавать 350 тыс. шт. Вызвано это скорее всего тем, что предварительные маркетинговые исследования показали, что мужчины после 30 лет составляют большую часть от всей совокупности мужского населения.

В первом варианте сбыт планируется в розничных торговых сетях, посредством прямой поставки. В варианте Б компания планирует то же самое, но при этом использует довольно современные инструменты продвижения товара на рынок – торговых представителей и коммивояжеров. И это можно сказать логично, т.к. при таких объемах продажи (в варианте Б они равны 350 тыс. шт.) компания может себе позволить на начальном этапе оплачивать работу работников такого ранга как торговые агенты.

В варианте А не имеется торговых посредников, что может привести к «застаиванию» рынка. Т.е. компания не собирается занимать новые доли рынка а по всей видимости останется стоять на месте. Вариант Б предусматривает торговых посредников в своей деятельности. Таким образом фирма берет на себя дополнительные затраты, что несомненно скажется на цене лосьона «Идеал» для мужчин после 30 лет.

Что касается разработки продуктов то в обоих вариантах предусмотрены возрастные потребности. В варианте А приятный сильный запах для молодых и энергичных, в Б – устойчивый вкус для уверенных в себе сложившихся личностей. Здесь явных преимуществ или недостатков выделить сложно.

Маркетинговые исследования показали, что молодые люди до 30 лет предпочитают экстравагантные флаконы с угловатыми стильными формами. В то время как люди старше этого возраста любят гармоничные небольших емкостей лосьоны.

О ценовой политике можно сказать следующее: цена на флаконы в 50-100 мл. явно будет меньше, чем цена на флаконы в варианте Б. Последний вариант больше направлен на устоявшихся личностей с довольно высоким достатком. Используя агрессивную рекламу и перечисленные каналы сбыта компания при варианте Б будет иметь те продажи которые они изначально планировала.

Маркетинговая политика в варианте А не направлена на привлечение дополнительных клиентов, либо на увеличение продаж посредством скидок и различных бонусов. Политика варианта Б наоборот предусматривает дифференцированные скидки и бонус от суммы, на которую куплены товары в течение года. Однако ассортимент предприятия А больше в 2 раза. Это позволит наиболее полно удовлетворить вкусы потребителя.

Выбор покупателей будет проводиться во всех розничных торговцах на территории сбыта в варианте А и в розничных торговцах с плановым оборотом свыше 5 млн. руб. в месяц в варианте Б.

Демонтсративно-рекламный материал в розничной торговле явно недостаточен при современных условиях и взглядах на рекламу. Вариант А не предполагает явную рекламную политику ограничиваясь только демонстрациями. Что касается варианта Б, то здесь тоже недостаточно серьезно подходят к данному вопросу, забывая о таком важном и эффективном средстве продвижения товара на рынок как бесплатные пробные образцы либо тестирование лосьонов различных вкусовых гамм. Отсутствие рекламы не позволит покупателям хоть как-то узнать о товаре. А появившийся новый товар на прилавках будет не заметен той частью потенциальных клиентов, на которую рассчитывает предприятие А. Во втором случае все как раз таки наоборот. Реклама практически во всех существующих средствах массовой информации позволит наиболее полно раскрыть привязанность данного вида парфюма к определенной группе лиц.

Подводя итог можно сделать общий вывод о том, что успех предприятия Б налицо. Хотя и есть какие либо препятствия для захвата наибольшей доли рынка все равно возможности данного предприятия позволят в дальнейшем расширить ассортимент и даже может быть выйти на новые ниши рынка лосьонов и других подобных товаров. Предприятие А скорее всего не долго продержится на рынке и займет незначительную долю с таким планируемым объемом реализации и с такой рекламной политикой. И хотя низкие цены и ассортимент составляют конкурирующую сторону данной фирмы, все равно отсутствие модернизма прочно привяжется к данному виду продукта. Модернизма, без которого сейчас так не обходится сильная половина человечества до 30 лет.

Задача 2. Доля предприятия на рынке составит отношение оборота предприятия к общему объему продукции, т.е.: 5/14*100% = 35,7%.

Объем рынка будет равен общему объему продукции 14 млрд. руб. Емкостью рынка будет тот оборот который мы можем получить при увеличении общей доли рынка. Емкость рынка отсюда = 20 млрд. руб. Что касается Потенциала то рынок может увеличиться на 6 млрд. руб. И потенциальная доля предприятия в нем составит: 20 млрд. руб. * 0,357% = 7,14 млрд. руб. Соответственно при увеличении оборота на 20 млрд. руб. общий оборот предприятия увеличится с 5 млрд. руб. до 7,14.


Список литературы


1.  А. А. Браверман "Маркетинг в российской экономике переходного периода", М., "Экономика", 1997.- 462 с.

2.  Дж. М. Эванс, Б. Берман "Маркетинг", М., "Экономика", 1993.

3.  Е. Дихтль, Х. Хершген "Практический маркетинг", М., "Высшая школа".-  1995.

4.  Завьялов П.С., Демидов В.Е. “Формула успеха - маркетинг”, - М., “Международные отношения”, 1991г.

5.  «Маркетинг» Дж. Р. Эванс, Б. Берман, М.," Экономика".-  1990.

6.  Мамедов О.Ю. "Современная экономика", Учебное пособие, Ростов-на-Дону «Феникс», 1996.- 356 с.

7.  Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М, 2002.- XXXVI.- .

8.  Основы маркетинга Ф. Котлер, М.-1995.- 702 с.


[1] Дж. М. Эванс, Б. Берман "Маркетинг", М., "Экономика", 1993.


[2] «Маркетинг» Дж. Р. Эванс, Б. Берман, М.," Экономика".-  1990.

[3]  Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М, 2002.- XXXVI.- С. 46.

[4] Основы маркетинга Ф. Котлер, М.-1995.

[5] Макконнелл К.Р., Брю С.Л. Экономикс: принципы, проблемы и политика: пер. с 14-го англ. Изд.- М.: ИНФРА-М, 2002.- XXXVI.- С. 47.