№ заказа

№ 826.1

Статус работы и дисциплина

Курсовая работа, «КП РФ»

Тема или вариант работы

№ 3 Порядок выборов Президента Российской Федерации

Фамилия исполнителя

Веселовская А.
































ПЛАН:


Введение. 3

1. Развитие законодательства о выборах Президента России. 4

2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации. 6

3. Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов. 9

4. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации. 13

а) Избирательные комиссии. 13

б) Информирование избирателей и предвыборная агитация. 15

в) Финансирование выборов. 19

5. Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации. 23

Заключение. 29

Список литературы: 31






















Введение.


В нашей стране действует принцип разделения властей, что закреплено в ст. 10 Конституции РФ: «Государственная власть в Российской Федерации осуществляется на основе разделения на законодательную, исполнительную и судебную. Органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны». Суть его заключается в недопустимости соединения в одном лице или государственном органе всех видов государственной власти.

Как глава государства Президент РФ не включен в систему разделения властей. В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президенту принадлежит право определять основные направления внутренней и внешней политики государства, в том числе в области правоохранительной деятельности.

На главу государства возложена функция обеспечения единства государственной власти, осуществляемой законодательными, исполнительными, судебными органами. В случае разногласий между ними Президент РФ имеет возможность инициировать согласительные процедуры и даже передать решение спора на рассмотрение соответствующего суда (ст. 85 Конституции), однако в процессе согласования он не представляет интересы какой-либо стороны.

Такая роль Президента РФ в управлении государством предопределяет и порядок вступления его в должность. Он не назначается каким либо органом, а избирается.

Общие положения об избрании Президента РФ содержаться в Конституции РФ и детально конкретизированы в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации».

Вопросу о порядке выборов Президента РФ и посвящена данная курсовая работа.

В работе будут рассмотрены вопросы, которые определяют содержание ее пунктов:

  1. Развитие законодательства о выборах Президента РФ.
  2. Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента РФ.
  3. Назначения выборов Президента РФ. Выдвижение и регистрация кандидатов.
  4. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента РФ.
  5. Голосование и определение результатов выборов Президента РФ.

1.   Развитие законодательства о выборах Президента России.


«В системе высших органов власти зарубежных стран глава государства занимает юридически первое место, хотя его фактическая роль в большинстве случаев отнюдь не соответствует этому положению. Он возглавляет всю государственную машину, обладает по букве конституции обширными полномочиями, наделен такими качествами как нейтральность, несменяемость. Обычно глава государства рассматривается как носитель исполнительной власти и высший представитель государства в сфере международных отношений. Он «возглавляет» и «представляет» государство, находясь вдалеке от суетной повседневной политики с ее партийными сделками, парламентскими скандалами, избирательскими треволнениями.

Повсеместно в зарубежных странах существует индивидуальный глава государства, но есть отдельные исключения, когда функции главы государства осуществляются коллегиально (например, Швейцария)»1.

Правовое положение главы государства зависит от формы правления страны.

В странах с монархической формой правления главой государства является монарх.

В странах с республиканской формой правления главой государства является Президент, который, как высшее должностное лицо республики, всегда избирается, за исключением тех случаев, когда этот пост занимается в результате государственного переворота.

В зависимости от вида республики и особенностей конституции можно выделить три системы избрания президента.

- прямые выборы – применяются во многих президентских республиках, где как правило, глава государства занимает свой пост согласно процедуре, не предусматривающей участие парламента (Мексика, Панама и др.);

- косвенные выборы, когда избиратели выбирают коллегию выборщиков, которая затем избирает президента (США);

- многостепенные выборы, когда воля избирателей опосредуется в основном общенациональным представительным учреждением – парламентом.

В нашей стране Президент избирается путем прямых выборов.

Необходимо отметить, что в Российской Федерации институт президента появился сравнительно недавно. «Советской республике, какой Россия была в течение трех четвертей 20 века, такого рода институт был органически чужд. Конституционно провозглашаемое полновлас­тие Советов, соединение в них законодательной и исполнительной власти были несов­местимы с принципом разделения властей, одним из выражений которого является наличие в системе органов власти президента…….

….Первый президент Российской Федерации был избран путем прямых всенародных выборов 12 июня 1991 г. На этот пост был избран Б.Н. Ельцин. Повторно он был избран в 1996 г. В 1999 г. он досрочно ушел в отставку.

26 марта 2000 г. на должность Президента РФ был избран В.В. Путин.

Постановлением Совета Федерации от 10 декабря 2003 г. в связи с окончанием срока полномочий Президента были назначены выборы Президента на 14 марта 2004 г. На должность президента был избран В.В. Путин»1.

Законодательство о выборах Президента России за время существования этой должности неоднократно изменялось. Так, до настоящего времени были приняты четыре закона о выборах Президента: ФЗ «О выборах Президента РСФСР» 1991г. (в соответствии с ним был избран первый президент России – Б.Н.Ельцин); ФЗ «О выборах президента Российской Федерации» 1995г.; ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации» 1999г.; ФЗ «О выборах Президента российской Федерации» 2003г.

В настоящее время выборы президента регламентируются Конституцией РФ, Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003г., а также  Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2002г.

Существенные различия имеют конституционные положения, закрепленные в Конституциях 1978 и 1993 гг.

По Конституции 1978 года «Президентом Российской Федерации может быть избран только гражданин Российской Федерации не моложе 35 и не старше 65 лет, обладающий избирательным правом.

Президент Российской Федерации избирается сроком на пять лет. Одно и то же лицо не может быть Президентом Российской Федерации более двух сроков подряд» (ст. 1211, 1212).

В отличие от прежней, Конституция 1993 года не устанавливает предельный возраст,  срок полномочий определен в четыре года. А также, Конституция РФ устанавливает условие, согласно, которому Президентом Российской Федерации может быть избран гражданин Российской Федерации, постоянно проживающий в Российской Федерации не менее 10 лет.

2.   Активное и пассивное избирательное право на выборах Президента Российской Федерации.


Термин «избирательное право» используется не только для обозначения одного из конституционно-правовых институтов, но и как название одного из субъективных прав российских граждан. В этом случае различается активное избирательное право – право избирать, т.е. право граждан РФ участвовать в выборах в органы государственной власти и выборные органы местного самоуправления; пассивное избирательное право – право избираться, т.е. право граждан РФ быть избранными в органы государственной власти и в выборные органы местного самоуправления».

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

«Всеобщее избирательное право означает, что избирательными правами в России может пользоваться достаточно широкий круг лиц в соответствии с концепцией отрицания избирательных цензов. При этом допускаются естественные разумные ограничения, признаваемые в любом демократическом государстве и не рассматриваемые как дискриминационные или ущемляющие представительный характер выборных органов власти. В ряде зарубежных стран встречались и встречаются избирательные цензы, которые часто характеризуются как недемократические. Например, ценз пола, исходя из которого к выборам не допускаются женщины; образовательный ценз, предполагающий участие в выборах лиц, обладающих определенным набором знаний; имущественный ценз, который ограничивает избирательные права в зависимости от наличия имущества и уплаты налогов не ниже определенной суммы.

Принцип равного избирательного права заключает в своем содержании три составляющих.

Во-первых, он означает, что все субъекты избирательного процесса наделяются равным объемом прав и обязанностей.

Во-вторых, каждый избиратель обладает на выборах одинаковым количеством голосов. Это положение может звучать еще и так: один избиратель - один голос или ни один избиратель не может иметь большее количество голосов, чем другой избиратель.

В-третьих, на выборах должно обеспечиваться равное представительство граждан. Это достигается путем образования приблизительно равных по количеству избирателей избирательных округов на основе единой нормы представительства.

Принцип прямого избирательного права означает, что каждый гражданин, обладающий активным избирательным правом, лично участвует в выборах, т.е. путем непосредственного волеизъявления определяет представителя своих интересов. В случае если избиратель по причинам, связанным, например, с физическими недостатками, не в состоянии самостоятельно заполнить бюллетень для голосования, он может воспользоваться помощью другого избирателя в порядке, установленном законом. В данном случае это не будет нарушением принципа прямого избирательного права.

При тайном голосовании исключается возможность какого-либо контроля за волеизъявлением избирателей. Тайна результатов голосования избирателя обеспечивается заполнением избирательного бюллетеня в кабине или ином специально оборудованном месте, где присутствие других лиц недопустимо.

Принцип свободы выборов и добровольности участия в них граждан означает, что каждый избиратель беспрепятственно реализует свои избирательные права, самостоятельно приходит голосовать на избирательные участки, голосует за того или иного кандидата, исходя из собственного убеждения. Не допускается любое принуждение гражданина к участию в выборах. В ряде государств, например в Турции, Греции, Бельгии, Италии, Австралии, предусматривается юридическая обязанность избирателей принять участие в голосовании, за неисполнение которой устанавливается ответственность. Например, в Турции неучастие в голосовании грозит гражданину штрафом в размере около 10 долларов США.

В России избирательные права рассматриваются с точки зрения возможного, а не должного. Ответственность за неучастие в выборах не устанавливается.

Препятствия свободному волеизъявлению граждан РФ могут создаваться лицами, нарушающими правила предвыборной агитации, осуществляющими подкуп избирателей. Ответственность за названные правонарушения устанавливается в ст. ст. 5.8 - 5.14, 5.16 Кодекса об административных правонарушениях Российской Федерации.

В статье 141 Уголовного кодекса Российской Федерации предусмотрена широкая диспозиция - воспрепятствование осуществлению избирательных прав. В данном случае привлечение к уголовной ответственности возможно за существенные нарушения принципа свободы выборов и добровольности участия в них граждан»1.

Участие гражданина Российской Федерации в выборах Президента Российской Федерации является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах Президента Российской Федерации, а также препятствовать его свободному волеизъявлению.

Избирательные права граждан Российской Федерации при выборах Президента закреплены в ст. 3 Федерального закона «О выборах Президента Российской Федерации»: «Гражданин Российской Федерации, достигший на день голосования 18 лет, имеет право избирать Президента Российской Федерации, участвовать в выдвижении кандидатов на должность Президента Российской Федерации, предвыборной агитации, наблюдении за проведением выборов Президента Российской Федерации, работой избирательных комиссий, включая установление итогов голосования и определение результатов выборов, а также в осуществлении других избирательных действий в порядке, установленном настоящим Федеральным законом, иными федеральными законами».

В соответствии с Конституцией и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Не имеет права быть избранным Президентом Российской Федерации гражданин Российской Федерации, занимающий на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации должность Президента Российской Федерации второй срок подряд.

Гражданин Российской Федерации, в отношении которого вступил в силу приговор суда о лишении его права занимать государственные должности в течение определенного срока, если такое наказание предусмотрено федеральным законом, не может быть зарегистрирован в качестве кандидата на должность Президента Российской Федерации, если голосование на выборах Президента Российской Федерации состоится до истечения установленного судом срока.

3.   Назначение выборов Президента Российской Федерации. Выдвижение и регистрация кандидатов.

 

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» назначение выборов Президента Российской Федерации производится Советом Федерации РФ.

Решение о назначении выборов должно быть принято не ранее чем за 100 дней и не позднее, чем за 90 дней до дня голосования. Днем голосования на выборах Президента Российской Федерации является второе воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации и в котором четыре года тому назад был избран Президент Российской Федерации. Решение о назначении выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит выборы Президента Российской Федерации, выборы назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в третье или четвертое воскресенье месяца, в котором проводилось голосование на предыдущих общих выборах Президента Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о назначении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении выборов.

В случае прекращения Президентом Российской Федерации исполнения своих полномочий до истечения конституционного срока в случаях и порядке, предусмотренных Конституцией Российской Федерации, Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий назначает досрочные выборы Президента Российской Федерации.

Днем голосования в этом случае является последнее воскресенье перед днем, когда истекают три месяца со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации.

Решение о назначении досрочных выборов подлежит официальному опубликованию в средствах массовой информации не позднее чем через пять дней со дня его принятия.

Если Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации не назначит досрочные выборы Президента Российской Федерации выборы Президента Российской Федерации назначаются и проводятся Центральной избирательной комиссией Российской Федерации в первое или во второе воскресенье по истечении трех месяцев со дня досрочного прекращения исполнения своих полномочий Президентом Российской Федерации. Решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о проведении выборов публикуется не позднее чем через семь дней со дня истечения установленного срока официального опубликования решения о назначении досрочных выборов.

Кандидаты на должность Президента могут быть выдвинуты политическими партиями, избирательными блоками или в порядке самовыдвижения.

1) Выдвижение кандидата политической партией, избирательным блоком производится после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть только одного кандидата.

Политическая партия, избирательный блок вправе выдвинуть кандидатом лицо, не являющееся членом данной политической партии, политических партий, иных общероссийских общественных объединений, входящих в избирательный блок.

Решение о выдвижении кандидата политической партией принимается на съезде политической партии в соответствии с Федеральным законом «О политических партиях» и уставом политической партии.

При выдвижении кандидата избирательным блоком лицо, намеченное к выдвижению кандидатом от избирательного блока, должно быть поддержано на съезде политической партии, съезде (конференции) иного общероссийского общественного объединения, входящих в избирательный блок, тайным голосованием и с соблюдением иных требований, предъявляемых Федеральным законом «О политических партиях» к выдвижению кандидата. Решение о выдвижении кандидата от избирательного блока принимается на указанном съезде (указанной конференции).

Решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении кандидата оформляется протоколом (иным документом).

Уполномоченные представители политической партии, избирательного блока не позднее чем через 25 дней после официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации представляют в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации решение съезда (конференции) политической партии, избирательного блока о выдвижении кандидата. При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный срок не применяется.

Кандидат может дать согласие баллотироваться только одной политической партии или одному избирательному блоку. Политической партией, избирательным блоком не может быть выдвинут кандидат, выдвинувший свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов (указанных в Законе) принимает решение о регистрации уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.

Основаниями для отказа в регистрации уполномоченных представителей политической партии, избирательного блока могут служить отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, отсутствие у политической партии права выдвигать кандидатов на данных выборах, отсутствие регистрации избирательного блока, несоблюдение требований Закона.

В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченному представителю политической партии, избирательного блока не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

2) Для поддержки самовыдвижения кандидата необходимо создать группу избирателей в количестве не менее 500 граждан Российской Федерации, обладающих активным избирательным правом. Избиратель может входить только в одну группу избирателей, созданную для поддержки самовыдвижения кандидата.

Кандидат, выдвинувший свою кандидатуру, не позднее чем через 20 дней со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации обращается в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации с ходатайством в письменной форме о регистрации группы избирателей (и всеми необходимыми документами, указанными в ФЗ «О выборах Президента Российской Федерации»). При проведении досрочных выборов Президента Российской Федерации указанный срок не применяется.

Кандидат, выдвинутый политической партией, избирательным блоком, не может выдвинуть свою кандидатуру в порядке самовыдвижения.

Группа избирателей вправе поддержать самовыдвижение только одного кандидата.

 Центральная избирательная комиссия Российской Федерации в течение пяти дней со дня поступления документов, принимает решение о регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей и выдает уполномоченным представителям регистрационные свидетельства либо мотивированное решение об отказе в их регистрации.

Основаниями для отказа в регистрации группы избирателей и ее уполномоченных представителей могут служить отсутствие либо ненадлежащее оформление документов, отсутствие у кандидата пассивного избирательного права, невыполнение требований Федерального Закона «О выборах Президента Российской Федерации».

В случае отказа в регистрации мотивированное решение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации об отказе выдается уполномоченным представителям группы избирателей не позднее дня, следующего за днем принятия данного решения. Данное решение может быть обжаловано в Верховный Суд Российской Федерации, который обязан рассмотреть жалобу не позднее чем в трехдневный срок.

4. Организационное обеспечение и подготовка выборов Президента Российской Федерации.

а) Избирательные комиссии.


Подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации организуют избирательные комиссии.

Систему избирательных комиссий составляют следующие комиссии, перечисленные в порядке от вышестоящих к нижестоящим:

- Центральная избирательная комиссия Российской Федерации;

- избирательные комиссии субъектов Российской Федерации;

- территориальные (районные, городские и другие) избирательные комиссии;

- участковые избирательные комиссии.

Полномочия и порядок деятельности избирательных комиссий по выборам Президента Российской Федерации устанавливаются Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», а также Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Решения вышестоящей избирательной комиссии, принятые ею в пределах своей компетенции, обязательны для нижестоящих избирательных комиссий.

Избирательные комиссии обязаны в пределах своей компетенции рассматривать поступившие к ним в ходе избирательной кампании обращения о нарушениях настоящего Федерального закона, иных федеральных законов в части, регулирующей подготовку и проведение выборов, проводить проверки по этим обращениям и давать лицам, направившим обращения, письменные ответы в пятидневный срок, но не позднее дня, предшествующего дню голосования, а по обращениям, поступившим в день голосования или в день, следующий за днем голосования, - немедленно. Если факты, содержащиеся в указанных обращениях, требуют дополнительной проверки, решения по ним принимаются не позднее чем в десятидневный срок. Если в обращении содержатся факты нарушений закона кандидатом, политической партией, избирательным блоком, то кандидат, политическая партия, избирательный блок или их уполномоченные представители должны быть незамедлительно оповещены о поступлении такого обращения. Кандидат или его уполномоченный представитель, уполномоченные представители политической партии, избирательного блока вправе давать объяснения по существу обращения. В случае нарушения кандидатом, политической партией, избирательным блоком Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» соответствующая избирательная комиссия вправе вынести этому кандидату, этой политической партии, этому избирательному блоку предупреждение, которое доводится до сведения избирателей через средства массовой информации либо иным способом.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.

Решение избирательной комиссии, противоречащее федеральным законам либо принятое с превышением пределов ее компетенции, подлежит отмене вышестоящей избирательной комиссией или судом. При этом вышестоящая избирательная комиссия вправе принять решение по существу вопроса или направить соответствующие материалы на повторное рассмотрение избирательной комиссией, решение которой было отменено.

Государственные органы, государственные учреждения, их должностные лица обязаны оказывать избирательным комиссиям содействие в реализации их полномочий, в частности предоставлять на безвозмездной основе необходимые помещения, в том числе для хранения избирательной документации до передачи ее в архив либо до ее уничтожения по истечении сроков хранения, установленных законодательством Российской Федерации, обеспечивать охрану этих помещений и указанной документации, а также предоставлять транспортные средства, средства связи, техническое оборудование.

Государственные организации, осуществляющие теле- и (или) радиовещание, и редакции государственных периодических печатных изданий обязаны предоставлять избирательным комиссиям бесплатное эфирное время для информирования избирателей, а также бесплатную печатную площадь для опубликования решений и актов избирательных комиссий, размещения иной печатной информации. При этом расходы указанных организаций телерадиовещания и редакций периодических печатных изданий осуществляются в порядке, установленном Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

Государственные органы, органы местного самоуправления, общественные объединения, организации всех форм собственности, в том числе организации телерадиовещания, редакции периодических печатных изданий, а также должностные лица указанных органов и организаций обязаны предоставлять избирательным комиссиям необходимые сведения и материалы, давать ответы на обращения избирательных комиссий в пятидневный срок, а на обращения, поступившие за пять и менее дней до дня голосования и в день голосования, - немедленно. Указанные сведения и материалы предоставляются избирательным комиссиям бесплатно.

Порядок формирования  избирательных комиссий определяется в соответствии с Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

б) Информирование избирателей и предвыборная агитация.


Информационное обеспечение выборов Президента Российской Федерации включает в себя информирование избирателей и предвыборную агитацию, способствует осознанному волеизъявлению избирателей, гласности выборов Президента Российской Федерации.

Избирательные комиссии обеспечивают информирование избирателей о сроках и порядке осуществления избирательных действий, кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о ходе избирательной кампании.

Информирование избирателей осуществляют органы государственной власти, органы местного самоуправления, избирательные комиссии, организации, осуществляющие выпуск средств массовой информации, физические и юридические лица в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральным законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации». Органы государственной власти, органы местного самоуправления не вправе информировать избирателей о кандидатах, политических партиях, об избирательных блоках.

Информационные материалы, размещаемые в средствах массовой информации или распространяемые иным способом, должны быть объективными, достоверными, не должны нарушать равенство кандидатов.

Информирование избирателей, в том числе через средства массовой информации, о подготовке и проведении выборов Президента Российской Федерации, сроках и порядке совершения избирательных действий, политических партиях, об избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, о кандидатах, группах избирателей, законодательстве о выборах Президента Российской Федерации осуществляют избирательные комиссии.

В день голосования до момента окончания голосования на территории Российской Федерации запрещается опубликование (обнародование) данных о результатах выборов, в том числе размещение таких данных в информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования (включая сеть «Интернет»).

Разновидностью информирования является опубликование результатов опроса общественного мнения. При опубликовании (обнародовании) результатов опросов общественного мнения, связанных с выборами Президента Российской Федерации, средства массовой информации, граждане и организации, публикующие (обнародующие) их, обязаны указывать организацию, проводившую опрос, время его проведения, число опрошенных (выборку), метод сбора информации, регион, где проводился опрос, точную формулировку вопроса, статистическую оценку возможной погрешности, лицо (лиц), заказавшее (заказавших) проведение опроса и оплатившее (оплативших) указанную публикацию (обнародование).

В течение пяти дней, предшествующих дню голосования, а также в день голосования запрещается опубликование (обнародование) результатов опросов общественного мнения, прогнозов результатов выборов, иных исследований, связанных с проводимыми выборами Президента Российской Федерации, в том числе их размещение в информационно - телекоммуникационных сетях общего пользования.

В период проведения избирательной кампании предвыборной агитацией признаются:

- призывы голосовать за или против кандидата;

- выражение предпочтения кому-либо из кандидатов, какой-либо политической партии, какому-либо иному общероссийскому общественному объединению (если оно входит в избирательный блок), какому-либо избирательному блоку, в частности указание, за какого кандидата будет голосовать избиратель;

- описание возможных последствий избрания или не избрания кандидата;

- распространение информации с явным преобладанием сведений о каких-либо кандидатах, политических партиях, об иных общероссийских общественных объединениях (если они входят в избирательный блок), избирательных блоках, выдвинувших кандидатов, в сочетании с позитивными либо негативными комментариями;

- распространение информации о деятельности кандидата, не связанной с его профессиональной деятельностью или исполнением им своих служебных (должностных) обязанностей;

- деятельность, способствующая формированию положительного или отрицательного отношения избирателей к кандидату, политической партии, иному общероссийскому общественному объединению (если оно входит в избирательный блок), к которым принадлежит данный кандидат, к выдвинувшим кандидата политической партии, избирательному блоку;

- иные действия, имеющие целью побудить или побуждающие избирателей голосовать за или против кандидата, против всех кандидатов.

Предвыборная агитация может проводиться:

- на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях;

- посредством проведения массовых мероприятий (собраний, встреч с гражданами, митингов, демонстраций, шествий, публичных дебатов и дискуссий);

- посредством выпуска и распространения печатных, аудиовизуальных и других агитационных материалов;

- иными не запрещенными законом методами.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в форме публичных дебатов, дискуссий, «круглых столов», пресс - конференций, интервью, выступлений, показа телеочерков, видеофильмов о зарегистрированном кандидате и в иных не запрещенных законом формах.

При этом кандидат, политическая партия, избирательный блок вправе самостоятельно определять содержание, формы и методы своей предвыборной агитации, самостоятельно проводить ее, а также привлекать к ее проведению иных лиц в установленном законодательством Российской Федерации порядке.

Запрещается проводить предвыборную агитацию, выпускать и распространять любые агитационные материалы:

- федеральным органам государственной власти, органам государственной власти субъектов Российской Федерации, иным государственным органам, органам местного самоуправления;

- лицам, находящимся на государственной или муниципальной службе, в том числе военнослужащим, лицам, замещающим государственные должности категории «А» или выборные муниципальные должности, при исполнении ими своих должностных или служебных обязанностей и (или) с использованием преимуществ своего должностного или служебного положения;

- воинским частям, военным учреждениям и организациям;

- благотворительным организациям и религиозным объединениям, учрежденным ими организациям, а также представителям религиозных объединений при совершении обрядов и церемоний;

- избирательным комиссиям, членам избирательных комиссий с правом решающего голоса;

- иностранным гражданам, лицам без гражданства, иностранным юридическим лицам;

- представителям организаций, осуществляющих выпуск средств массовой информации, при осуществлении ими профессиональной деятельности.

Запрещается прямое или косвенное привлечение к предвыборной агитации лиц, не достигших возраста 18 лет на день голосования.

Агитационный период начинается со дня выдвижения кандидата и создания соответствующего избирательного фонда и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования.

Предвыборная агитация на каналах организаций телерадиовещания и в периодических печатных изданиях проводится в период, который начинается за 30 дней до дня голосования и прекращается в ноль часов по местному времени за сутки до дня голосования, а в случае проведения повторного голосования - в агитационный период.

Проведение предвыборной агитации в день голосования и в предшествующий ему день запрещается.

Агитационные печатные материалы (листовки, плакаты и другие), ранее вывешенные вне помещений для голосования, зданий и помещений избирательных комиссий в установленном федеральным законом порядке на расстоянии не менее 50 метров от входа в них, сохраняются в день голосования на прежних местах.

в) Финансирование выборов.


В соответствии со ст. 9 Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» «расходы на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации производятся за счет средств федерального бюджета.

Кандидаты обязаны создавать собственные избирательные фонды для финансирования своей избирательной кампании».

В десятидневный срок со дня официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации средства на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, предусмотренные федеральным бюджетом, поступают в распоряжение Центральной избирательной комиссии Российской Федерации.

В случае проведения досрочных либо повторных выборов Президента Российской Федерации объем средств, выделенных из федерального бюджета на их подготовку и проведение, не может быть меньше суммы, содержащейся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов Президента Российской Федерации (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда на день официального опубликования (публикации) решения о назначении предыдущих выборов Президента Российской Федерации).

Если на финансирование выборов Президента Российской Федерации, в том числе досрочных либо повторных, не выделен достаточный объем средств из федерального бюджета, а также в случае несвоевременного или неполного перечисления средств, выделенных из федерального бюджета, Центральная избирательная комиссия Российской Федерации имеет право получить кредит на конкурсной основе в банках. При этом общий объем средств на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации не может превышать сумму, содержащуюся в отчете Центральной избирательной комиссии Российской Федерации о расходовании средств при подготовке и проведении предыдущих выборов Президента Российской Федерации (с учетом изменения минимального размера оплаты труда, установленного федеральным законом для регулирования оплаты труда на день официального опубликования (публикации) решения о назначении предыдущих выборов Президента Российской Федерации). Аналогично может осуществляться финансирование повторного голосования на выборах Президента Российской Федерации в случае, если первоначально выделенные на проведение выборов денежные средства оказываются исчерпанными. Правительство Российской Федерации обязано в десятидневный срок со дня обращения Центральной избирательной комиссии Российской Федерации выдать ей государственную гарантию исполнения обязательства возврата кредитных средств, включая начисляемые на них проценты.

Возврат полученного кредита и уплата процентов за пользование им осуществляются за счет средств федерального бюджета. Объем расходов на погашение данного долгового обязательства утверждается федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год целевым назначением.

Объем средств на проведение выборов Президента Российской Федерации Центральная избирательная комиссия Российской Федерации не позднее, чем за 60 дней до дня голосования распределяет избирательным комиссиям субъектов Российской Федерации, которые распределяют эти средства территориальным избирательным комиссиям не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.

В случае проведения досрочных или повторных выборов Президента Российской Федерации, а также в случае несвоевременного или неполного финансирования выборов Президента Российской Федерации избирательные комиссии распределяют средства по мере их поступления. Средства на проведение выборов Президента Российской Федерации на избирательных участках, образованных в порядке, установленном Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» Центральная избирательная комиссия Российской Федерации распределяет государственным органам, в ведении которых находятся вопросы регистрации и учета избирателей на указанных участках, не позднее, чем за 30 дней до дня голосования.

Председатели избирательных комиссий распоряжаются денежными средствами, выделенными на подготовку и проведение выборов Президента Российской Федерации, и несут ответственность за соответствие финансовых документов решениям избирательных комиссий по финансовым вопросам и за представление отчетов о расходовании указанных средств в порядке и сроки, которые установлены Федеральным законом.

Не израсходованные избирательными комиссиями средства, полученные из федерального бюджета, после окончания выборов Президента Российской Федерации остаются на счетах избирательных комиссий, действующих на постоянной основе (за исключением территориальных избирательных комиссий), для использования на цели, предусмотренные Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Неизрасходованные кредитные средства возвращаются Центральной избирательной комиссией Российской Федерации банку, предоставившему соответствующий кредит, не позднее чем через три месяца со дня официального опубликования общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

Финансирование выборов Президента Российской Федерации осуществляется и за счет избирательных фондов кандидата. В соответствии со ст. 58 Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» избирательные фонды кандидатов могут формироваться только за счет следующих денежных средств:

1) собственных средств кандидата, которые в совокупности не могут превышать 10 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, а для кандидатов, по которым назначено повторное голосование, - 15 процентов;

2) средств, которые выделены кандидату выдвинувшей его политической партией, политическими партиями и иными общероссийскими общественными объединениями, входящими в выдвинувший его избирательный блок, и которые в совокупности не могут превышать 50 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации»;

3) добровольных пожертвований граждан и юридических лиц в размере, не превышающем соответственно 1,5 % и 7 % от предельной суммы всех расходов из средств избирательного фонда кандидата, установленной в соответствии с Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации», для каждого гражданина, юридического лица.

Предельная сумма всех расходов кандидата из средств его избирательного фонда не может превышать 250 мил. рублей.

Предельная сумма всех расходов кандидата, по которому назначено повторное голосование, не может превышать 300 мил. рублей.

Запрещается вносить пожертвования в избирательные фонды кандидатов: иностранным государствам и иностранным юридическим лицам; иностранным гражданам; лицам без гражданства; гражданам Российской Федерации, не достигшим возраста 18 лет на день голосования; российским юридическим лицам с иностранным участием, если доля иностранного участия в их уставном (складочном) капитале превышает 30 % в на день официального опубликования (публикации) решения о назначении выборов Президента Российской Федерации (для открытых акционерных обществ - на день составления списка акционеров за предыдущий год); международным организациям и международным общественным движениям и другим, указанным в Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации» лицам.

Право распоряжаться средствами избирательного фонда принадлежит создавшему этот фонд кандидату. Средства избирательного фонда имеют целевое назначение и могут использоваться только на:

1) финансовое обеспечение организационно - технических мероприятий, направленных на сбор подписей избирателей в поддержку выдвижения кандидата, в том числе на оплату труда лиц, привлекаемых для сбора подписей избирателей;

2) предвыборную агитацию, а также на оплату работ (услуг) информационного и консультационного характера. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» установлено, что расходы на проведение предвыборной агитации осуществляются только за счет средств избирательных фондов зарегистрированных кандидатов, за исключением случаев предоставления зарегистрированным кандидатам, политическим партиям, избирательным блокам бесплатного эфирного времени и бесплатной печатной площади. Агитация за кандидата, оплачиваемая из средств избирательных фондов других кандидатов, запрещается.

3) оплату других работ (услуг), выполненных (оказанных) гражданами Российской Федерации или юридическими лицами, а также иных расходов, непосредственно связанных с проведением кандидатами своей избирательной кампании.

Кандидату запрещается использовать иные денежные средства для оплаты работ, связанных с его избирательной кампанией, кроме средств, поступивших в его избирательный фонд. При этом кандидат имеет право использовать только те денежные средства, которые перечислены отправителями на специальный избирательный счет его избирательного фонда до дня голосования.

5.   Голосование и определение результатов выборов Президента Российской Федерации.


Порядок голосования определен Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

В соответствии со ст. 69 голосование проводится с 8 до 20 часов по местному времени. О дне, времени и месте голосования территориальные и участковые избирательные комиссии обязаны оповестить избирателей не позднее чем за 20 дней до дня голосования через средства массовой информации или иным способом, а при проведении досрочного голосования  - не позднее, чем за пять дней до дня досрочного голосования.

В 8 часов в день голосования председатель участковой избирательной комиссии объявляет помещение для голосования открытым и предъявляет к осмотру членам участковой избирательной комиссии, присутствующим, пустые переносные и стационарные ящики для голосования, которые затем опечатываются печатью участковой избирательной комиссии (пломбируются).

Председатель участковой избирательной комиссии предъявляет также опечатанные переносные ящики для голосования с избирательными бюллетенями, заполненными досрочно проголосовавшими избирателями, если таковые имеются.

Члены участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса получают от председателя участковой избирательной комиссии избирательные бюллетени для выдачи избирателям и расписываются в их получении. После этого председатель участковой избирательной комиссии приглашает избирателей приступить к голосованию.

Избирательные бюллетени выдаются избирателям, включенным в список избирателей, по предъявлении паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, а если избиратель голосует по открепительному удостоверению, - по предъявлении также открепительного удостоверения.

Каждый избиратель имеет право получить один избирательный бюллетень.

Перед выдачей избирательного бюллетеня член участковой избирательной комиссии обязан удостовериться в том, что избиратель не проголосовал досрочно.

При получении избирательного бюллетеня избиратель проставляет в списке избирателей серию и номер (номер) своего паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина. С согласия избирателя либо по его просьбе серия и номер (номер) предъявляемого им паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, могут быть проставлены в списке избирателей членом участковой избирательной комиссии с правом решающего голоса. Избиратель проверяет правильность произведенной записи и расписывается в получении избирательного бюллетеня. Член участковой избирательной комиссии, выдавший избирателю избирательный бюллетень, также расписывается в соответствующей графе списка избирателей. В случае голосования по открепительному удостоверению в списке избирателей делаются соответствующие дополнительные отметки.

Голосование проводится путем внесения избирателем в избирательный бюллетень любого знака в квадрат, относящийся к кандидату, в пользу которого сделан выбор, либо к позиции «Против всех кандидатов».

Каждый избиратель голосует лично. Голосование за других избирателей не допускается, за исключением случаев, когда избиратель  не может самостоятельно расписаться в получении избирательного бюллетеня или заполнить избирательный бюллетень. В данном случае он вправе воспользоваться для этого помощью другого избирателя, не являющегося членом избирательной комиссии, зарегистрированным кандидатом, его доверенным лицом либо уполномоченным представителем по финансовым вопросам, уполномоченным представителем политической партии, избирательного блока, выдвинувших зарегистрированного кандидата, наблюдателем, иностранным (международным) наблюдателем. В таком случае избиратель устно извещает избирательную комиссию о своем намерении воспользоваться помощью другого лица. При этом в соответствующей (соответствующих) графе (графах) списка избирателей указываются фамилия, имя, отчество, серия и номер (номер) паспорта или документа, заменяющего паспорт гражданина, лица, оказывающего помощь избирателю.

Если избиратель считает, что при заполнении избирательного бюллетеня совершил ошибку, он вправе обратиться к члену избирательной комиссии, выдавшему избирательный бюллетень, с просьбой выдать ему новый избирательный бюллетень взамен испорченного. Член избирательной комиссии выдает избирателю новый избирательный бюллетень, делает соответствующую отметку в списке избирателей против фамилии данного избирателя и расписывается. Испорченный избирательный бюллетень, на котором член избирательной комиссии с правом решающего голоса делает соответствующую запись и заверяет ее своей подписью, незамедлительно погашается.

Заполненный избирательный бюллетень избиратель опускает в опечатанный (опломбированный) стационарный ящик для голосования.

Председатель участковой избирательной комиссии следит за порядком в помещении для голосования. Распоряжения председателя участковой избирательной комиссии, отданные в пределах его компетенции, обязательны для всех присутствующих в помещении для голосования. В отсутствие председателя участковой избирательной комиссии его полномочия исполняет заместитель председателя участковой избирательной комиссии, а в его отсутствие - секретарь участковой избирательной комиссии или иной член данной комиссии с правом решающего голоса, уполномоченный ею.

Член участковой избирательной комиссии немедленно отстраняется от участия в ее работе, а наблюдатель и иные лица удаляются из помещения для голосования, если они нарушают законодательство о выборах Президента Российской Федерации.

Зарегистрированным кандидатам, их доверенным лицам и уполномоченным представителям по финансовым вопросам, политическим партиям, избирательным блокам, выдвинувшим зарегистрированных кандидатов, и их уполномоченным представителям, а также организациям, учредителями, собственниками, владельцами и (или) членами органов управления или органов контроля которых являются указанные лица и организации, иным физическим и юридическим лицам, действующим по просьбе или поручению указанных лиц и организаций, запрещается предпринимать любые действия, направленные на обеспечение доставки избирателей для участия в голосовании.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации не состоявшимися в одном из следующих случаев:

1) если в выборах приняли участие менее половины избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

2) если число голосов избирателей, поданных за зарегистрированного кандидата, набравшего наибольшее число голосов избирателей по отношению к другому зарегистрированному кандидату (другим зарегистрированным кандидатам), меньше, чем число голосов избирателей, поданных против всех кандидатов;

3) если в избирательный бюллетень на общих выборах были включены два кандидата и ни один из них не получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании;

4) если все кандидаты выбыли до проведения повторного голосования.

Центральная избирательная комиссия Российской Федерации признает выборы Президента Российской Федерации недействительными:

1) если допущенные при проведении голосования или установлении итогов голосования нарушения не позволяют с достоверностью определить результаты волеизъявления избирателей;

2) если итоги голосования признаны недействительными на части избирательных участков, списки избирателей на которых на момент окончания голосования в совокупности включают в себя не менее чем одну четвертую часть от общего числа избирателей, включенных в списки избирателей на момент окончания голосования;

3) по решению суда.

Повторное голосование назначается Центральной избирательной комиссией в случае, если в избирательный бюллетень было включено более двух зарегистрированных кандидатов и ни один из них по результатам общих выборов не был избран на должность Президента Российской Федерации. При этом повторное голосование назначается  по двум зарегистрированным кандидатам, получившим наибольшее число голосов избирателей. Повторное голосование по зарегистрированному кандидату назначается при наличии письменного заявления зарегистрированного кандидата о согласии на проведение по его кандидатуре повторного голосования.

Повторные выборы назначаются в случаях, если выборы Президента Российской Федерации признаны несостоявшимися или недействительными, либо если на день проведения повторного голосования оба зарегистрированных кандидата, по которым назначено повторное голосование, сняли свои кандидатуры или выбыли по иным обстоятельствам, либо если при повторном голосовании ни один зарегистрированный кандидат не был избран на должность Президента Российской Федерации, В отличие от повторного голосования повторные выборы назначает Совет Федерации Федерального Собрания Российской Федерации. Сообщение о проведении повторных выборов Президента Российской Федерации публикуется в средствах массовой информации не позднее чем через три дня после принятия соответствующего решения.


Президент Российской Федерации, избранный в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента РФ», вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации, а при проведении досрочных выборов, а также в случае, если ко дню истечения четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах, назначены повторные выборы Президента Российской Федерации, - на тридцатый день со дня официального опубликования Центральной избирательной комиссией Российской Федерации общих результатов выборов Президента Российской Федерации.

При вступлении в должность Прези­дент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ, ст. 82, ч. 1: «Клянусь при осуществлении полномочий Президента Российской Федерации уважать и охранять права и свободы человека и гражданина, соблюдать и защищать Конституцию Российской Федерации, защищать суверенитет и независимость, безопасность и целостность государства, верно служить народу».

Присяга приносится в торжественной обстановке в присутствии членов Совета Федерации, депутатов Государственной Думы и судей Кон­ституционного Суда РФ. С момента принесения присяги Пре­зидент приступает к исполнению своих обязанностей.





 Заключение.


Выборы Президента Российской Федерации являются одним из главных политических событий в жизни государства с президентской формой правления. В нашей стране выборы становятся ведущей темой политической жизни.

В России создана достаточно солидная правовая база, обеспечивающая проведение выборов Президента на демократической основе. Прежде всего, основополагающие положения содержаться в Конституции РФ, которые конкретизированы в федеральном законодательстве – Федеральном законе «О выборах Президента Российской Федерации», Федеральном законом «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации».

В нашей стране институт Президента появился сравнительно недавно. Законодательство о выборах Президента России за время существования этой должности неоднократно изменялось. Так, до настоящего времени были приняты четыре закона о выборах Президента: Федеральный закон «О выборах Президента РСФСР» 1991г.; Федеральный закон «О выборах президента Российской Федерации» 1995г.; Федеральный закон «О выборах Президента Российской Федерации» 1999г.; Федеральный закон «О выборах Президента российской Федерации» 2003г.

Существенные различия имеют и конституционные положения, закрепленные в Конституциях 1978 и 1993 гг.

В настоящее время выборы Президента достаточно четко проработаны в Российском законодательстве.

Активным избирательным правом обладают все граждане Российской Федерации, достигшие возраста 18 лет к моменту голосования.

Президентом может быть избран гражданин Российской Федерации не моложе 35 лет, постоянно проживающий в России не менее 10 лет.

Назначение выборов Президента Российской Федерации производится Советом Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации и Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации».

Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» регламентируется подготовка и проведение выборов Президента Российской Федерации, порядок голосования.

Президент Российской Федерации избирается гражданами Российской Федерации на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании.

Избранным считается зарегистрированный кандидат, который получил более половины голосов избирателей, принявших участие в голосовании. Число избирателей, принявших участие в голосовании, определяется по числу избирательных бюллетеней установленной формы, обнаруженных в ящиках для голосования.

Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» установлены случаи, когда выборы признаются несостоявшимися или недействительными.

Избранный Президент Российской Федерации вступает в должность по истечении четырех лет со дня вступления в должность Президента Российской Федерации, избранного на предыдущих выборах Президента Российской Федерации.

При вступлении в должность Прези­дент приносит народу присягу, текст которой содержится в Конституции РФ.

С момента принесения присяги Пре­зидент приступает к исполнению своих обязанностей.















Список литературы:



  1. Конституция РФ.
  2. Федеральным законом «О выборах Президента Российской Федерации» от 10.01.2003г.
  3. Федеральный закон «Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации» от 12.06.2004г.
  4. .А.Окуньков «Президент Российской Федерации», М., изд. «ИНФРА», 1996г.
  5. Е.И.Козлова «К истории становления института президента в Российской Федерации» // Библиотечка Российской газеты, выпуск № 3.
  6. Научно-практический комментарий к Конституции РФ под ред. В.В.Лазарева, М., изд. «Спарк», 2001г.
  7. Научно-практический комментарий к Конституции РФ под ред. Б.Н.Топоркина, М, 1997г.
  8. Р.В.Енгибарян Конституционное право (учебник для вузов), М., изд. «Юристъ», 2000г.
  9. М.В.Баглай Конституционное право Российской Федерации (учебник для вузов), М., изд. «НОРМА», 2001г.
  10. Конституционное право (учебник) под ред. А.Е.Козлова, М., изд. «БЕК», 1997г.
  11. А.А.Мишин Конституционное право зарубежных стран, М., изд. «Белые Альвы»
  12. Е.И.Колюшкин Конституционное (государственное) право России (курс лекций), М., изд. МГУ, 1999г.


1 А.А.Мишин Конституционное право зарубежных стран, М., изд. «Белые Альвы», стр. 155

1 Е.И.Козлова «К истории становления института президента в Российской Федерации» // Библиотечка Российской газеты, выпуск № 3., стр. 6-7

1 .А.Окуньков «Президент Российской Федерации», М., изд. «ИНФРА», 1996г.