Содержание
Введение. 3
Глава 1 «Характеристика гостиничного комплекса». 4
1.1. Общая характеристика гостиничного комплекса. 4
1.2. Требования к оснащению гостиничного комплекса. 6
Глава 2 «Разработка концепции строительства». 8
2.1. Определение целевой направленности объекта проектирования. 8
2.2. Расчет технических параметров проектируемого помещения. 9
2.3. Интерьер проектируемого объекта. 12
2.4. Финансовые аспекты строительства объекта. 18
Глава 3 «Формирования системы управления гостиничным комплексом». 19
3.1. Организационная структура управления гостиничным комплексов. 19
3.2. Определение состава служб гостиницы.. 20
Заключение. 24
Список используемых источников. 25
Введение
С XV века в больших русских городах появляются гостиные дворы, отличающиеся от постоялых тем, что, помимо размещения и питания, здесь имелись возможности для совершения коммерческих операций, т.е. в них объединялись меблированные комнаты, торговые ряды, лавки, склады.
Гостиный двор – древнерусское название помещений преимущественно для оптовой торговли, отводившихся в городах первоначально только для инсотранных или приезжих купцов-гостей. Образцами служили однородные объекты размещения в Западной Европе.
Первые места массового размещения в России после Октябрьской революции были созданы в Крыму, на Кавказе, на юге Украины и на Алтае. Для этих целей использовались бывшие помещичьи усадьбы и загородные дачи.
В начале 90-х годов развитие гостиничной индустрии во многих странах заметно замедлилось. Причины этого явления кроются в серьезном экономическом спаде, затронувшем все практически все развитые страны мира.
Поэтому целью написания данной работы является разработка проекта по планированию бунгало:
В этом помогут рассматриваемые ниже задачи работы:
1. Характеристика гостиничного комплекса
2. Описание требований, предъявляемых к проектированию, строительству и оснащению данного предприятия
3. Цель деятельности предприятия
4. Расчет техниченских параметров проетируемых помещений
5. Финансовые аспекты проектирования
6. Организационная структура предприятия
7. Состав служб предприятия
Глава 1 «Характеристика гостиничного комплекса»
1.1. Общая характеристика гостиничного комплекса
Объектом проектирования должно стать бунгало на морском побережье. Основной функциональной направленностью бунгало должно стать обеспечение максимального комфорта отдыхающих во время нахождения в нем и создание атмосферы уюта.
Многие проектировщики старались найти такую форму здания, чтобы она резко выделялась среди остальных и имела архитектурное своеобразие. С этой целью проектировались высотные гостиничные здания. Такое решение имеет ряд функциональных достоинств: горизонтальные коммуникации на этажах относительно коротки; все движение по вертикали организовано при помощи лифтов; размещение номеров высоко над улицей изолирует их от шума, а также от воздуха, загрязненного испарениями. Это невыгодно с экономической точки зрения из-за высокой стоимости конструкций и лифтов, но вместе с тем полностью отвечает требованиям урбанистического характера как основного признака городской застройки, что, безусловно, в отдельных случаях может оправдать увеличение расходов на строительство и эксплуатацию[1].
Гостиницы, расположенные в живописных местах, чаще всего имеют небольшую этажность. Это создает возможность для тех, кто ими пользуется, быть в непосредственном контакте с окружающей природой. Конечно, выбор такой формы здания удлиняет горизонтальные коммуникации на этажах и увеличивает количество лестничных клеток, однако позволяет легко и быстро выбраться из здания на природу. Кроме того, низкая постройка в меньшей степени изменяет ландшафт, чем многоэтажные здания, тем более что трехэтажный отель еще может быть скрыт деревьями.
К этой категории гостиничных зданий относятся рассматриваемый в работе проект по созданию бунгало на морском побережье. Бунгало проектируются почти исключительно в виде низких построек с учетом как можно более тесного увязывания жилых помещений со стоянкой автомашин или гаражом.
Гостиницы для отдыхающих – особый сегмент индустрии гостеприимства. В данном проекте предполагается создание сети достаточно изолированных бунгало, объединенных общей системой управления и сервиса[2].
1.2. Требования к оснащению гостиничного комплекса
Техническое оснащение гостиниц в России определяется СНиПами. Они регулируют строительство гостиничных комплексов и их техническое оснащение.
Например: пожарная и электро безопасность, естественное освещение номеров, шумовой режим – это один из существенных факторов, определяющих бытовые качества гостиничного комплекса. Шум в номерах – серьезный недостаток, снижающий комфорт проживания. Особенно вреден шум большой громкости и частоты, а также непрерывное продолжительное и однообразное звучание.
Кроме СНиПов техническое оснащение регламентируют также и другие нормативные документы, такие как, санитарная инструкция.
В отелях категории бунгало предусматривается:
§ охранная сигнализация или электронные средства контроля за безопасностью номера;
§ выключатель дистанционного управления всех источников света у изголовья кровати;
§ электророзетки разнопазовые;
Информационные материалы в номере на иностранных языках, рекламные материалы (буклеты, брошюры и пр.) с туристской и другой информацией, а также набор письменных принадлежностей (конверты, почтовая бумага, ручка, карандаш).
В санитарном узле предусмотрены
– зеркала большого размера, а также косметическое зеркало для бритья и макияжа,
– занавес над ванной,
– полотенца не менее пяти,
– мыло в фирменной упаковке,
– салфетки бумажные и махровые,
– соль для ванны,
– пакеты для предметов гигиены,
– прачечной и химчистки.
В зоне отдыха общественных помещений предусматриваются ковры или ковровое покрытие пола, декоративное озеленение, художественные композиции, музыкальное вещание, газеты, журналы.
Предусматриваются:
§ уборка помещений предусматривается с контролем за его состоянием в течение дня,
§ смена белья и полотенец — ежедневная;
§ персонал должен работать в форменной одежде, дифференцированной по службам, со служебными значками;
Только при удовлетворении всех общих и индивидуальных требований возможно присвоение гостинице определенной категории.[3]
Выбор места расположения гостиницы играет большую роль в проектировании. В данной работе основными факторами при выборе места расположения являлись:
– наличие близлежащего морского побережья,
– наличие безлюдного тихого места для достижения наибольшего эффекта от отдыха,
– наличие рядом находящегося леса, который способствует очищению воздуха,
– сравнительно недорогая стоимость земли, на которой будет построено бунгало.
Это основные факторы, которые влияют на выбор места строительства.
Глава 2 «Разработка концепции строительства»
2.1. Определение целевой направленности объекта проектирования
Как уже раньше упоминалось гостиничный комплекс представляет собой изолированные бунгало, имеющие единую сеть обслуживания.
По замыслу гостиничный комплекс должен стать местом спокойствия, уединения и идиллии с природой. При этом позволяя отдыхающим воспользоваться возможности и активного отдыха за пределами комплекса.
В проектируемой гостинице отдыхающие смогут восполнить утраченную энергию, расслабиться и отдохнуть со всем удовольствием. Гостям курортной гостиницы будут предоставлены всевозможные средства отдыха и лечения. Они смогут пройти курс оздоровительного массажа, принять солевые и грязевые ванны, позагорать в солярии и отдохнуть, плавая в огромном бассейне. Все это можно будет найти здесь, в этом райском месте.
Но эту гостиницу можно считать таким местом не только потому, что предоставляются всевозможные услуги лечения и отдыха. Решающим фактором является внешний вид гостиницы и окружающая его живописная природа. С первой минуты нахождения здесь это место заставит вас полюбить его всем сердцем за красоту пейзажа, за чистый воздух, за тишину и еще много-много разных прелестей, которые можно увидеть только если посетить это прекрасное место.
Название гостиничного комплекса: «Морской приют» отражает основное функциональное назначение самого комплекса.
2.2. Определение местоположения и расчет технических параметров проектируемого помещения
Место расположение гостиничного комплекса – это живописное место на Камчатском полуострове
Камчатка представляет собой полуостров, расположенный на северо-востоке Азиатского материка и вытянутый в меридиональном направлении на 1200 км.
Площадь полуострова составляет 370 тыс. кв. км. Это второй по величине после Таймыра полуостров в России. У Парапольского дола узким Камчатским перешейком от соединен с материком. Западная береговая линия его прямолинейна и однообразна – низкие берега сложены рыхлыми песчано-глинистыми отложениями. Восточные берега сильно расчленены и имеют крупные гористые полуострова, глубоко вдающиеся заливы
Климат Камчатки очень своеобразен. Во всей России и даже во всем мире вряд ли найдется для него аналог. Он обусловлен редким сочетанием различных климатических зон - морской, резко континентальной, высокогорной - и характеризуется частой изменчивостью погоды, сильными ветрами, значительным количеством осадков и долгой многоснежной зимой.
На климат Камчатки оказывают влияние Охотское и Берингово моря и холодное Камчатско-Курильское течение, омывающее восточные берега полуострова. Камчатку называют краем циклонов. В среднем за год проходят над её поверхностью более 100 циклонов и около 30 антициклонов[4].
В целом климат полуострова суровый с холодной длительной зимой и с коротким прохладным летом. Средняя годовая температура на севере – 4 0С, а на юге 0 0С. Средний температурный режим по месяцам:
Май: + 8 – 10 0С (46 - 50оF)
Июнь: + 10 – 15 0С (50 - 59оF)
Июль: +15 – 25 0С (59 - 77оF)
Август: +15 – 25 0С (59 - 77оF)
Сентябрь: +10 – 15 0С (50 - 59оF)
Октябрь: +5 – 10 0С (41 - 50оF)[5]
Несомненными достоинствами планируемого участка является прекрасный вид на океан, старый лес, сложный ландшафт. Минусом – достаточная близость железнодорожного полотна с южной стороны. Одновременно относительно близкое расположение к железнодорожному полотну значительно улучшает транспортную обеспеченность комплекса и является также и позитивным фактором при проектировании комплекса.
Рельеф участка потребовал сделать фундамент монолитный, а не сборным, чтобы исключить возможность деформации фундамента при движении грунта.
При проектировании бунгало необходимо правильно ориентировать дом по сторонам света. Идеальным считается расположение на возвышенном месте. Окна должны выходить на юго-восток, юг и юго-запад. Необходимость защиты проживающих от шума проходящих поездов стала причиной разворота дома на северо-запад. Планировка рассчитана таким образом, чтобы стена южной стороны, выходящая на железную дорогу была глухая и с этой стороны были размещены помещения, не требующие естественного освещения (гардеробная, санузел).
В данном случае нет никаких сложностей с определением стилевой основой проекта – это неоклассицизм.
Классические принципы композиционной целостности, ясности и завершенности определили стилистику как интерьерного, так и экстерьерного решения. Простота и лаконизм лежат в основе художественного образа этого проекта. На фасаде будут преобладать горизонтальные членения над вертикальными, выделена будет ось симметрии. Ордерный декор будет играть скорее декоративную, чем конструктивную роль.
Техническое оснащение гостиничного комплекса имеет единую сеть. Сюда входит создание сети пожарной и охранной сигнализации, связанной с центральной диспетчерской службой комплекса и постом охраны.
Каждый дом подключен к единой системе электроснабжения, водоснабжения и системе канализации.
Каждое бунгало имеет свою систему вентилирования и кондиционирования марки Samsung.
Тип конструкции бунгало – одноэтажный облегченный дом
Состав помещений и их площади – 70 кв.м.
1. Жилые помещения – 57 кв.м.
1.1. Комната отдыха (спальня) – 9 кв.м.
1.2. Гостевая комната – 8 кв.м.
1.3. Холл – 25 кв.м.
1.4. Терраса – 15 кв.м.
2. Подсобные помещения – 12 кв.м.
2.1. Прихожая – 3 кв.м
2.2. Санузел – 7 кв.м.
2.3. Гардеробная – 3 кв.м.
2.3. Интерьер проектируемого объекта
Интерьер решен в едином стиле, ориентированном на классические строгие формы. Деревянные конструкции, как технические, так и декоративные, цвета махагон, объединяют пространство всего дома.
Требования к предметам оборудования устанавливаются в соответствии с категорией гостиницы исходя из ГОСТ Р-50644 – 94.[6]
На меблировке прежде всего отражается характер пространственного решения архитектуры интерьера, построенного на сочетании гладких больших поверхностей. Чтобы максимально раскрыть пространство небольшой комнаты номера, надо освободить площадь посередине, придвинув по возможности все предметы к стенам. Так предметы менее заметны, кажутся плоскими, как бы сливающимися с гладкой поверхностью стены. Этот принцип меблировки вызвал развитие новых типов и видов изделий мебели. В гостиницах благодаря этому уменьшилась площадь, занимаемая мебелью, и количество предметов в наборах.
Относительно ограниченное количество предметов также нелегко разместить в номере, так как предметы эти (кровать, стол, шкаф) — различны по величине, высоте и форме. Это мешает расстановке, загромождает пол и усложняет эксплуатацию помещения, особенно уборку. Поэтому одной из основных задач стало максимальное освобождение площади пола и применение встроенной, пристроенной и прикрепленной к стене навесной мебели. Количество предметов в номере уменьшают за счет тех, функции которых можно перенести в другие помещения.
Чтобы лучше решить композицию меблировки комнаты, нужно уравнять предметы по высоте. Для этого следует вынести из номера в шлюз-переднюю единственный высокий предмет — платяной шкаф. Чтобы сократить количество предметов, своим видом разбивающих композицию, их блокируют в большие по размерам агрегаты. Так, можно соединить кровать с ночным столиком, сделав последний в виде связанной с кроватью полочки, шкафчика или ящика; объединить в один предмет письменный стол и подставку для чемодана, при этом нижняя полка будет служить местом для чемодана, а верхняя доска с ящиком — для покупок. Совмещают также диван со столиком и тумбой для постели.
Очень важно, чтобы каждый предмет мебели гостиницы был высококачественным, прочным, удобным и красивым. Красота мебели в целесообразности ее конструкции, в соответствии ее художественной формы функциональному назначению, масштабности по отношению к человеку и помещению, в тщательной отделке, качестве изготовления. Красота изделия не в украшении формы лепной или резной деталью, а в проработке рисунка и силуэта предмета в целом, его пластичности, пропорциях, цвете.
В номенклатуру жесткого оборудования, кроме мебели, входят приборы общего и местного освещения, зеркало и другие предметы малых форм.
В номере основным предметом как по своему назначению, так и по занимаемой площади является кровать. Расположение кровати (или кроватей) определяет размещение остальных предметов обстановки, а значит, и характер всего интерьера.
Способ размещения кроватей параллельно окну, торцами к стене, одна против другой и разделенных небольшим проходом удобен в эксплуатации (во время уборки номера). Такой способ целесообразен для спален гостиниц, где двухместные номера заняты преимущественно супружескими парами или вместе путешествующими близкими друзьями или родными.
Поскольку расстановка мебели зависит, как уже сказано, от ширины комнаты и расположения дверного проема, можно по самой конфигурации комнаты, ее ширине и длине, размещению окна и двери определить наиболее рациональный прием расстановки мебели[7].
1. Техническое оснащение
Освещение:
- от потолочного (настенного) или напольного светильника
- прикроватный светильник
- настольная лампа
- светильник над умывальником
- выключатель дистанционного управления основного источника света у изголовья кровати
- выключатель освещения у входа в номер и у изголовья кровати
- фонарь карманный электрический
Телефонный аппарат:
- в номере
- в каждой комнате
- дополнительно в ванной комнате кнопка вызова обслуживающего персонала
Будильное устройство (таймер)
- телевизор цветной с пультом управления с приемом программ основных телекомпаний мира
- видеомагнитофон
Мини-бар (и мини холодильник)
Мини-сейф
2. Оснащение мебелью и инвентарем
- кровать двуспальная[8] 200х200 см
- комплект постельных принадлежностей и белья, матрац с наматрацником, две подушки, одеяло, дополнительное одеяло, пододеяльник, наволочки, из натуральных тканей (лен, хлопок, шелк)
- ковры или ковровое покрытие пола
- прикроватная тумбочка (столик)
- шкаф с полками с вешалкой и плечиками (не менее 5 шт./ место)
- вешалка для верхней одежды и головных уборов
- стулья (не менее 1 на человека)
- кресло (не менее 1 на человека)
- диван (на номер)
- стол / туалетный столик
- письменный стол с рабочим креслом
- журнальный столик
- полка (подставка для багажа)
- подставка под телевизор
- плотные занавески (жалюзи), обеспечивающие затемнение в помещении
- зеркало в полный рост или большого размера в прихожей[9]
- щетки (одежная, сапожная)
- ключ для открывания бутылок
- набор посуды для мини бара
- пепельница
- набор письменный принадлежностей (конверты, почтовая бумага, ручки, карандаши)
- информационные материалы в номере (телефонный справочник, перечень предоставляемых услуг рекламные материалы с туристской информацией, противопожарная инструкция, инструкция о действиях в экстремальных ситуациях, меню завтрака, анкета гостя)
3. Инвентарь и предметы санитарно-гигиенического оснащения номера
- умывальник, унитаз, ванна или душ
- дополнительный туалет
- зеркало (большого размера или зеркальная стена)
- косметические принадлежности для бритья и макияжа
- туалетный стол
- занавес над ванной
- ручка на ванне для страховки от падения
- коврик махровый
- фен для сушки волос
- полотенцедержатель, крючки для одежды
- полотенце не менее 4
- халат банный
- шапочка банная
- тапочки банные
- туалетные принадлежности на каждого гостя (мыло туалетное, в т.ч. в фирменной упаковке, зубная щетка, зубная паста, шампунь, лосьон, гель, салфетки махровые, бумажные, косметические, туалетная бумага с резервным рулоном, держатель для туалетной бумаги, крышка для унитаза, корзина для мусора, пакеты для предметов гигиены, пакеты для прачечной и химчистки.
Зонирование помещений и их обстановка
Прежде всего представление о бунгало дает терраса. Она представляет собой галерею длинное в 10 м и шириной в 1,5 м. Снабжена стационарными сидячими местами для отдыха. Кроме этого для создания чувства уединения терраса снабжена зелеными вьющимися насаждения.
В проекте прихожая представлена в калифорнийском варианте: выделение для этого помещения минимального пространства. Что вполне соответствует заданной цели – создать тихий уютный уголок для отдыха приезжающих.
Холл представляет собой квадратную комнату площадью 25 кв.м. В центре комнаты находится овальный стол, окруженный стульями. У стены располагается небольшой диванчик с журнальным столиком, кресло. Напротив них расположен тумба с теле-аудио техникой.
Комната для гостей, как и комната для отдыха имеют небольшие площади 8 и 9 кв.м. соответственно. Основной их функциональным назначением является предоставление проживающим и их гостям уютного проведения времени в жаркое время дня и для сна ночью.
В них находятся двуспальная кровать, бельевой шкаф, трюмо и тумбочкой.
Санузел оснащен ванной, раковиной и унитазом. Размещение показано на схеме в приложении.
2.4. Финансовые аспекты строительства объекта
Бунгало будет строиться из изделий из дерева, так как это все-таки будет летняя гостиница.
Для этого необходимо закупить уже готовые срубы.
Дом уже с отделкой по оценкам экспертов обойдется в 290 USD за 1 кв.м.
Разработка проектной документации – 1500 USD
Строительство объекта – 290 * 70 = 20300 USD
Техническое оснащение комплекса – 5000 USD
При расчете технического оснащения в расчет берется тот факт, что общие коммуникации распределяются в расчете на количество бунгал.
Обустройство бунгало – 3000 USD
Итого сметная стоимость проекта – 29800 USD
Глава 3 «Формирования системы управления гостиничным комплексом»
3.1. Организационная структура управления гостиничным комплексов
3.1. Организационная структура гостиницы
Рис. 1. Структура управления гостиницы
3.2. Определение состава служб гостиницы
Отдел обслуживания включает в себя: офис главного администратора, стол резервирования, административно-хозяйственное подразделение, связь, обслуживающий персонал, служба безопасности, служба по маркетингу и сбыту, ночной аудитор
Главный администратор.
Обязанность главного администратора состоит в том, чтобы улучшать обслуживание гостей, постоянно совершенствуя Службы в целях лучшего удовлетворения потребностей гостей. Среди должностных обязанностей главного администратора три следующих:
— Руководить сбытом номеров
— Вести балансовые гостевые счета
— Предлагать услуги типа доставки почты, факсов, посланий, а также местных и гостиничных новостей.
Под руководством главного администратора находится также автоматизированная система управления. Она состоит из набора компьютерных программ, с помощью которых можно собирать использовать информацию, актуальную для работы офисов управления и поддержки. Четыре программы из этого набора особенно важны, потому что обеспечивают администраторов необходимой информацией по следующим направлениям:
— Управление службой резервирования
— Управление обслуживанием гостей
— Управление расчетами с гостями
— Общие вопросы управления отелем
Отдел резервирования возглавляется менеджером, который подчиняется директору отдела обслуживания. Отдел резервирования работает с 8.00 до 18.00. Задача его служащих продать все свободные номера отеля за максимально высокую цену, и поэтому они должны бороться за каждого потенциального, клиента, убеждая его в том, что их отель не только соответствует его ожиданиям, но даже их превосходит, однако у клиента не должно возникать впечатления, что с него пытаются «содрать лишнего».
Средства связи включают внутреннюю связь для служебного пользования, связь с клиентами (включая пейджеровую и радио), звукозаписывающие автоответчики, факсы, службу передачи сообщений и аварийный центр. Центр связи работает круглосуточно.
Административно-хозяйственная служба самое крупное подразделение, в нем работает до 50% всех служащих. Важность административно-хозяйственной службы подчеркивается всеми опросами, проведенными среди гостей, постоянно указывающими в системе приоритетов на чистоту и порядок как их требование номер один. Служба безопасности занимается следующими проблемами:
— Разработка процедур реагирования на чрезвычайные происшествия
— Повседневная безопасность гостевых комнат
— Контроль ключей
— Предотвращение краж, контроль за замками
— Контроль доступа в здание гостиницы
— Система сигнализации тревоги
— Контроль территории
— Наружное освещение
— Система наблюдения с помощью телемониторов
— Сейфы
— Сбор и хранение информации
Ночной аудитор начинает работу около часа ночи, проверяет и подытоживает кредиторскую задолженность гостей.
Отдел кадров выполняет следующие функции:
— Набор, обучение и оценка персонала
— Регулирование труда и зарплаты
— Вопросы премирования
— Дисциплинарные меры взыскания
— Недопущение случаев незаконного увольнения
|
Бухгалтерия выполняет следующие функции:
— Составление бюджета
— Контроль за расходами, себестоимостью, оплатой труда и т.д.
— Проверка документации/ ревизия
— Контроль за кредиторской/ дебиторской задолженностью
— Контроль за выручкой
— Соблюдение положений контрактов
— Управление наличностью/ банковские операции
Инженерная служба возглавляется главным инженером.
Служба ТБ выполняет следующие функции:
— Инструктаж по ТБ
— Контроль за выплатой пособий по нетрудоспособности
— Ежемесячное инструктирование/ проверки
— Контроль за сметой расходов, связанных с производственными травмами
Служба эксплуатации номерного фонда отвечает за ремонт и эксплуатацию номерного фонда (освещение, отопление, вентиляция, сантехника, мебель и т.д.).[10]
Заключение
Строительство такого помещения частично ликвидирует нехватку мест в гостиницах в летний период. Всем понятно, что эта ликвидация составит ничтожную толику всей массы туристов, но это только начало. В дальнейшем планируется расширение сети гостиниц через строительство таких вот миленьких и маленьких домиков, как проектируемое бунгало.
Возможно, пройдет несколько лет и этот проект воплотится в жизнь и , может быть даже вы посетите этот благословенный райский уголок. Кто знает может быть этот день не так далек. И кто-нибудь уже собирается заняться строительством подобного бунгало. Но пока этот проект находится на уровне разработки и в реальности пока неосуществим. Но поэтому он и называется проектом в расчет на будущее его исполнение.
В настоящий момент остается только довольствоваться уже существующими гостиницами, а об этом тихом местечке только мечтать.
Список используемых источников
1. Давыдова М.И. «Физическая география России» М: Инфра-М, 2002,
2. Джон Уокер. Введение в гостеприимство. - М.: ЮНИТИ, 1999.
3. Байлик С.И. Гостичное хозяйство. Проблемы, перспективы, сертификация. – Киев: ВИРА-Р, 2001.
4. Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме современный опыт управления. – М., 1999.
5. Линн Ван Дер Ваген Гостиничный бизнес Серия «Учебное пособие», Ростов н/Д: Феникс, 2001.
6. Малюк Л.П., Гостиничные услуги, услуги общественного питания. Сборник информационно-методических и нормативных документов. – Х., 1999.
7. Чудновский А.Д Гостиничный и туристический бизнес – М., ассоциация авторов и издателей «ТАДЕМ». Издательство ЭКМОС, 1998.
8. Энциклопедия для детей. Т.12. Россия: природа, население, экономика/ Глав. ред. М.Д.Аксенова. – М.: Аванта+, 1998.
9. Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
10. ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
11. ГОСТ Р 51185-98 «Туристские услуги. Средства размещения. Общие требования».
[1] Линн Ван Дер Ваген Гостиничный бизнес Серия «Учебное пособие», Ростов н/Д: Феникс, 2001.
[2] Линн Ван Дер Ваген Гостиничный бизнес Серия «Учебное пособие», Ростов н/Д: Феникс, 2001.
[3] Малюк Л.П., Гостиничные услуги, услуги общественного питания. Сборник информационно-методических и нормативных документов. – Х., 1999.
[4] Давыдова М.И. «Физическая география России» М: Инфра-М, 2002,
[5] Давыдова М.И. «Физическая география России» М: Инфра-М, 2002,
[6] ГОСТ Р 50645-94 «Туристско-экскурсионное обслуживание. Классификация гостиниц».
[7] Волков Ю.Ф. Интерьер и оборудование гостиниц и ресторанов/ Серия «Учебники, учебные пособия». – Ростов н/Д: Феникс, 2003.
[8] Зубков А.А., Чибисов С.И. Справочник работника гостиничного хозяйства. – М.: Высшая школа, 1988.
[9] Малюк Л.П., Гостиничные услуги, услуги общественного питания. Сборник информационно-методических и нормативных документов. – Х., 1999.
[10] Квартальнов В.А. Стратегический менеджмент в туризме современный опыт управления. – М., 1999.