Содержание



Введение. 3

1. Элементы системы маркетинга, влияющие на поведение  потребителей. 5

1.1. Воздействие культуры на мотивацию потребителя. 5

1.2. Персональное влияние. 10

1.3. Влияние семьи  и ведение домашнего хозяйства. 16

2. Управление поведением потребителя. 20

2.1.  Факторы, определяющие поведение потребителей. 20

2.2.  Результаты изучения мотивации поведения потребителей. 24

3. Экономическая характеристика АО «АгроКом» и его рынков сбыта. 28

3.1. Общая характеристика предприятия. 28

3.2. Исследование поведения потребителей на рынке зерна. 35

Заключение. 39

Библиографический список. 40

 

Введение

Важность исследований мотивации и поведения потребителей известна во всем мире. За последние 30 лет возникла крупная и быстро развивающаяся  междисплинарная область исследований – поведение потребителей. Главная забота и предпринимателей и маркетологов состоит в том, чтобы повлиять на это самое поведение. В результате наука о потребителе приобретает первостепенную важность, чем и обусловлена актуальность выбранной темы исследования.

Поведение потребителя – это деятельность, направленная непосредственно на получение, потребление и распоряжение продуктами и услугами, включая процессы принятия решений, которые предшествуют этим действиям и следуют за ними.

Но, для того, чтобы знать, что предложить, необходимо выяснить наиболее интересующие потребителя области. В любой из них вниманию потребителя предлагается огромное количество товаров и услуг. Однако он не имеет возможности удовлетворить все свои запросы. Он стоит перед выбором. Теория потребительского выбора исследует компромиссы, без которых невозможно представить жизнь потребителя.

Многие люди с удовольствием увеличили бы потребление высококачественных товаров и услуг. Разве кто-нибудь будет возражать против продолжительного отпуска, покупки автомобиля последней модели или посещения престижного ресторана? Однако мы вынуждены потреблять меньше чем хотелось бы, поскольку наши расходы ограничены доходами.

Цель курсовой работы – раскрытие вопроса связанного с покупательским поведением.

Задачи работы:

-       Описать элементы системы маркетинга предприятия, влияющие на поведение потребителя;

-       Выделить факторы, управляющие поведением потребителя;

-       Дать технико-экономичекую характеристику деятельности зернопроизводственного предприятия АО «АгроКом»;

-       Исследовать поведение потребителя на рынке зерна на материале анализа маркетинговой стратегии предприятия АО «АгроКом».


1. Элементы системы маркетинга, влияющие на поведение  потребителей

1.1. Воздействие культуры на мотивацию потребителя

Культура передается из поколения в поколение, прежде всего такими общественными институтами, как семья, школа, религия. Предшествующий опыт и общение со сверстниками также являются источниками культурных ценностей. Прогнозирование ценностей, которые в будущем станут определяющими в поведении потребителя, основано на понимании направления развития важнейших человеческих институтов.

Влияние культуры на принятие решения о покупке очень велико. Культура воздействует как на выбор отдельного потребителя, так и на структуру потребления общества в целом.

Покупая товар, потребитель думает о его функции, форме и содержании. Продавцам следует обратить внимание на все три аспекта, обусловленные культурным контекстом потребления.

Потребитель ожидает, что купленное им изделие выполнит некую функцию — вычистит одежду, если это пятновыводитель, или утолит голод, если это продукт питания. Лишь в случае полного оправдания ожиданий можно говорить о высоком уровне удовлетворения потребителя и надеяться, что он станет приверженцем данной торговой марки. Как следствие, сегодня фирмы выделяют значительные средства на повышение качества изделий. Необходимо также раз­рабатывать программы, направленные на налаживание контактов с клиентами, что позволит выяснить, в какой мере купленный товар удовлетворил их ожидания в функциональном отношении.

Изделия, пользующиеся успехом у потребителя, также должны соответство­вать определенным ожиданиям относительно формы. Требования к питатель­ности продукта могут быть самыми разными, но в том, что касается формы, у потребителей вполне конкретные представления — пища должна быть «горя­чей» или «холодной», «хрустящей», «мягкой» или «предназначенной для ра­зогревания в микроволновой печи». Суши -  блюдо из сырой рыбы, является традиционным для Японии, но чрезвычайно редко встречается на рынке Север­ной Америки. Многие американцы — недавние выходцы из Европы — очень любят телятину, а калифорнийские приверженцы вегетарианства предали ее анафеме. Все эти особенности определены культурой потребителя.

Товары также обладают неким символическим содержанием. К примеру, шпинат олицетворяет силу, что, возможно, соблазнит ребенка, который иначе не стал бы есть эту малопривлекательную траву. Часто тот или иной продукт питания выступает символом семейных ценностей: «бабушкин» рецепт переда­ется из поколения в поколение. Иногда продукты используются в ритуальном поведении, например, некоторые блюда подаются к столу лишь в особых случа­ях (в дни религиозных или иных праздников). Нередко продукты приобрета­ют такую символическую нагрузку, что становятся частью культа, как в случае употребления пищи в религиозных обрядах (в христианской литургии вкуше­ние хлеба и вина как крови и плоти Христа). Порой форма изделия является символическим выражением его функции, так, в моющее средство добавляют «голубые кристаллы», которые «делают одежду белее».

Важность культурных ценностей и норм для понимания психологии поку­пателя представлена учеными Шетом, Ньюманом и Гросс в концепции ценно­стей потребления. Согласно этой теории, на выбор потребителя влияет целый ряд ценностей: функциональная, условная, социальная, эмоциональная и эпистемическая. Все эти ценности не зависят друг от друга и воздействуют на выбор продукта, торговой марки и другие элементы принятия решения.

Культура наряду с другими элементами окружающей среды воздействует на все стадии принятия решения потребителем. Например, американская культура особое значение придает индивидуальности и конкурентоспособности, в то вре­мя как для японской культуры важнее согласованность сфер производства и потребления. Ценности такого рода влияют на выбор потребителя и могут затрагивать как осознание потребности, так и поиск путей ее удовлетворения.

Во многом именно культура — через рекламу, моду, розничную торговлю и другие области, не подвластные продавцам, но важные для потребителей на стадиях осознания потребности или поиска, — определяет значимость продукта. Отдельный потребитель владеет изделием, обменивает его, заботится о нем или лишается его, и тем самым развивает его значение. Г. Мак-Крекен объясняет;

Культура формирует мир явлений двумя способами. Во-первых, культу­ра — это «линза», сквозь которую явление предстает индивидууму; как таковая, культура определяет то, как явление будет понято и усвоено, Во-вторых, она представляет собой как бы «план», координирующий всю человеческую — социальную и производительную — деятельность и обусловливающий цели и поведение, соответствующие этим видам дея­тельности.

Оценивая разные продукты, потребитель отдает предпочтение одному из них. В какую сторону склонится чаша весов — нередко зависит от той культурной среды, к которой принадлежит индивидуум. Например, состоятельный человек может предпочесть более дешевый товар, но не из-за недостатка денег, а потому, что на его выбор влияют определенные культурные ценности. Наоборот, небога­тый человек в силу каких-то личных или групповых ценностей может купить пару дорогих ботинок.

Культурными традициями обусловлена и возможность обсуждения цены про­давцом и покупателем. Например, в Греции и некоторых средиземноморских странах считается уместным поторговаться относительно цены услуг даже с врачом.

Преуспевающие розничные продавцы знают, что оборот и получение прибыли, а также привлекательность магазина для постоянных покупателей обеспечивают­ся, главным образом, за счет всего нескольких наименований изделий. Они назы­ваются основными товарами. По аналогии, существует группа так называемых основных ценностей. Эти ценности играют ключевую роль в понимании поведе­ния людей, что во многих отношениях немаловажно для специалистов по марке­тингу.

Основные ценности показывают, как продукт используется в обществе. Этими ценностями обусловлены не только, например, употребление в пищу тех или иных продуктов, но и сочетаемость одних продуктов с другими, способы их приготовления, время приема пищи.

Постоянство и изменение ценностей объясняется существованием двух ти­пов сил. Первый источник ценностей - это триада общественных институтов: семья, церковь, школа. Второй источник - суровая, правда, жизни, а именно: войны, борьба за выживание и гражданские права. На ценности влияют, без сомнения, правительства и средства массовой информации. Внутренние цен­ностные установки человека формируются под воздействием его личной жиз­ненной позиции, образования, а также представителей его поколения.

  Смену общественных ценностей можно прогнозировать, основываясь на поня­тиях жизненного цикла: ценности человека меняются с возрастом. Следователь­но, молодежь, обладая некими собственными, присущими только ей, ценностями, через несколько десятилетий поменяет свои ориентиры, и общественные ценности будущего не будут отличаться от сегодняшних, поскольку молодые люди, стано­вясь старше, усваивают ценности своих родителей. Это — теория поведенческой ассимиляции. В противоположность ей, постепенная замена существующих ценно­стей объясняется сменой поколений: молодые люди, представляющие на данный момент «ведущее» поколение, внедряют собственные ценности. Взрослея, они сохраняют ценности своей юности, которые заменяют общественные установки пожилых потребителей.

Ценности одного поколения прививаются следующему, прежде всего в семье, школе и с помощью религии. Эта культурная формирующая триада играет — при участии средств массовой информации — ключевую роль в усвоении обще- ственных ценностей. Относительная устойчивость передаваемых ценностей оп- ределяется стабильностью элементов триады. Если эти социальные институты перестраиваются быстро, то ценности потребителей меняются, обусловливая  тем самым необходимость изменений в коммуникативных и маркетинговых про-граммах. Хотя изменения, о которых пойдет речь, относятся к США, подобные тенденции наблюдаются и во многих других странах.

В большинстве культур семья является важнейшим фактором в формировании общественных ценностей.

Некоторые компании стали уделять больше внимания воп­росам семьи; создаются центры по уходу за детьми служащих; поощряются со­вместные загородные поездки семей служащих и руководителей; супруги служа­щих привлекаются к подготовке семинаров и информационных бюллетеней компании; дети служащих обеспечиваются стипендиями; создаются консультатив­ные центры по вопросам семьи и брака и т. д.

 В формировании ценностей западных культур исторически важная роль при­надлежала иудео-христианским религиозным институтам. В последние годы эти институты претерпели существенные изменения.

Хотя религия и потеряла былое влияние в амери­канском обществе, для многих она все еще имеет очень важное значение. Жен­щины, например, в большей степени, чем мужчины, склонны определять успех с помощью религиозных понятий..

В ближайшие годы ценности потребителей станут более разнообразными, индивидуальными и плюралистичными. Снижение роли ре­лигиозных учреждений привело к тому, что работники больше не считают воровство грехом. В результате, как свидетельствует практика, резко возросло количе­ство хищений, например, в магазинах самообслуживания. Нельзя не учитывать разрушение традиционной иудейско-христианской системы ценностей: компании должны более строго подходить к набору персонала и разрабатывать специальные программы, культивирующие у служащих необходимые ценности,

  Третий по важности социальный институт, с помощью которого осуществляет­ся передача ценностей потребителям, — это образование. Отчасти его роль возра­стает из-за особой тяги американцев к образованию вообще. Кроме того, остается вакуум, не заполненный семьей и религией.

Потребители, получившие образование по новой системе обучения, не ограни­чены жесткими рамками понятий «правильно» или «неправильно». Люди, особен­но молодые, предпочитают осмысленно контролировать собственную жизнь. Это ведет к агрессивному консьюмеризму, что заставляет маркетинговые организации, вынужденные отвечать на вопросы потребителей, пересматривать свои коммер­ческие программы и способы предоставления информации о товаре. Потребители если и не пожалуются на некачественный товар торговой фирме или производи­телю, то обязательно поделятся негативными впечатлениями с родственниками и друзьями. Фирмам необходимы программы по работе с жалобами, позволяющие искать пути решения проблем. Возможно, в обществе, испытывающем серьезный недостаток новых потребителей, во избежание потери клиентов выгодно удовлет­ворять их претензии, даже если расходы на компенсацию будут превышать маржу прибыли.

Итак, эти три института — семья, религия и школа — вносят огромный вклад в передачу и усвоение традиционных ценностей и готовят почву для гармоничного восприятия новых реалий.[1]


1.2. Персональное влияние

Персональное влияние выступает, как правило, в двух формах. Прежде всего, это референтные группы, т. е. те окружающие нас люди, к которым мы себя относим и которые часто представляют собой своеобразное зеркало, показывающее, какой выбор является приемлемым, а ка­кой нет. Иногда такое воздействие имеет ограничивающий характер, и тогда оно называется нормативным. В противном случае оно имеет лишь сравнительный характер и служит еще одним источником информации к размышлению.

Персональное влияние может передаваться и в процессе непосредственного общения, инициированного или поддерживаемого человеком, которого называ­ют «компетентным лицом» (opinion leader). Как правило, информация из этого источника считается очень надежной. Часто под ее мощью рушатся (или, на­оборот, строятся) целые маркетинговые стратегии.

Степень воздействия персонального влияния напря­мую зависит от заинтересованности (вовлеченности) в объекте. Заинтересован­ность усиливается, когда выбор человека влияет, по его мнению, на его соци­альный статус и образ в глазах общества. Именно при таких обстоятельствах персональному влиянию уделяют особо пристальное внимание.

Влияние референтных групп на выбор человека принимает три формы:

1) нормативное;

2) ценностно-ориентированное;

3) информационное.

Влияние референтных групп в виде требования подчиняться групповым нор­мам или соглашаться с ними называется нормативным влиянием. Требования подчинения особенно сильны при следующих условиях: 1) существует сильное нормативное давление и 2) покупка и/или потребление товара или услуги проис­ходит на виду у остальных.

Мотивация присутствует у человека и тогда, когда осязаемые результаты его поступков не зависят от поощрения или наказания со стороны других людей. В ходе ставшего классическим исследования Мейсона Хайра (1950) было обнаружено, что люди, употребляющие обычный молотый кофе, оценивались их окружением в целом положительно, в то время как покупатели растворимого (в то время он был в новинку) считались ленивыми и неумелыми.

Дальнейшие исследования показали, что одной мотивации недостаточно для того, чтобы стимулировать определенное поведение. Для этого товар или услу­га должны приобретаться и потребляться открыто, на глазах у общества. Бо­лее того, потребление продуктов, попадающих в категорию дорогих и роскош­ных, более подвержено социальному влиянию, чем потребление продуктов первой необходимости.

Открытость потребления не является неотъемлемой характеристикой про­дукта, а зависит от ситуации и способа его использования. Например, норма­тивное влияние на выбор марки пива оказывается важным тогда, когда оно покупается для друзей, а не когда потребляется в одиночестве.

Уменьшению влияния нормативного подчинения, по нашему мнению, во мне том способствовала всемирная урбанизация, которая неизменно приводит к росту социальной изолированности и индивидуализму. Между дедушками, бабушками, тетями, дядями и прочими членами расширенных семей происходит гораздо меньше личных контактов, а значит, они меньше влияют друг на друга. Кроме того условия городской жизни — как правило, в многоэтажных домах, — также сводя социальное взаимодействие к минимуму (по сравнению с жизнью за городом или в деревне).

Наконец, роль окон в мир теперь играют телевидение и другие средства массовой информации, которые способствуют расширению горизонтов и интересов людей за рамки их обычного социального окружения. Можно даже сказать, что телевидение и прочие СМИ настолько сильно представляют социальную реальность, что могут считаться основными источниками нормативного влияния на убеждения и поведение людей.

Есть еще одна причина для уменьшения нормативного подчинения. Это осла­бевшее, если не исчезнувшее полностью, уважение к социальным нормам. Социо­логи называют это явление аномией. Люди выполняют с неохотой, а то и не выполняют вовсе некоторые социальные требования, что очень сильно сказыва­ется на межличностных отношениях.

Референтные группы выполняют также роль носителей ценностей. Таким об­разом, признаком психологической ассоциации человека с группой является при­нятие ее норм, ценностей или правил поведения. Вследствие этого возникает подчинение группе, хотя стимулов стать ее членом может и не быть. Одним из желаемых результатов становится усиление собственного имиджа в глазах дру­гих людей. Другим — отождествление себя с людьми, которых общество уважает и которыми все восхищаются. Очевидно, именно этим объясняется быстрое распространение и рост западных торговых марок по всему миру.

Потребители часто принимают мнения других людей как заслуживающие до­верия и необходимые сведения о действительности. Особенно явно это проявля­ется тогда, когда не представляется возможным узнать достаточно о продукте или марке с помощью простого наблюдения. В таких случаях велика вероятность того, что рекомендации или мнения других людей будут считаться разумными и надежными. Это то, что Циальдини назвал принципом социального доверия.

Как уже было отмечено, люди часто обращаются к окружающим, особенно друзьям и членам семьи, за советом в отношении товаров и услуг. Того, кто передает такую информацию, называют влиятельным лицом (оказывающим вли­яние). Вербальное влияние обычно происходит по несколько иной схеме.

Персональное влияние будет особенно сильным, когда:

• потребитель — в стремлении сделать обоснованный выбор — испытыва­ет недостаток информации, однако когда внутреннего поиска информа­ции вполне достаточно, вербальное влияние сводится к минимуму;

• продукт сложный и его трудно оценить, используя объективные критерии, в этом случае опыт других людей служит для того, чтобы снять с себя ответственность за выбор;

• человеку недостает способности оценить товар или услугу вне зависимо­сти от объема имеющейся информации и способа ее представления;

• все источники, кроме устной информации, считаются ненадежными, не за­служивают доверия;

• информированный человек доступнее, чем другие источники информации, а потому его консультации отнимают меньше времени и сил;

• между передающим информацию и принимающим ее существуют тесные социальные связи;

• человек испытывает сильную потребность в общественном одобрении.

Существуют три основные модели распространения персонального влияния: 1) «перетекание» сверху вниз; 2) двухэтапное распространение и 3) многоэтап­ное взаимодействие.

В старейшей из теорий о персональном влиянии утверждается, что представи­тели низших классов зачастую копируют поведение людей из высших классов5. Иными словами, влияние распространяется вертикально по социальным классам, особенно, когда дело касается новой моды или стиля. Считается, что люди из высших классов демонстрируют свое богатство посредством «показательного потребления» и их поведение повторяется — по возможности — в более низких слоях общества.

Обширные исследования по вопросу распространения нововведений про­демонстрировали несостоятельность теории двухэтапного распространения. Было доказано, что те, кто оказывает влияние, и те, кто ищет информацию, в равной степени подвержены воздействию средств массовой информации. Дей­ствительно, с подачи СМИ у человека может возникнуть желание обратиться к кому-либо за советом или, наоборот, передать кому-либо свои знания. Лицо, оказывающее влияние, редко является посредником между СМИ и ищущим информацию.

Одно время считалось, что реклама становится гораздо эффективнее, если ориентируется на оказывающих влияние людей. Предполагалось, что послед­ние будут передавать остальным то, что узнали сами. Согласно современным взглядам, и оказывающие влияние, и ищущие информацию представляют собой одинаково важные цели для рекламы.

По вопросу характеристик людей, оказывающих влияние, было проведено немало исследований. Можно с уверенностью сказать, что источник и получатель информации сходны в плане демографических характеристик и стиля жизни (т. е. однородны). Существуют также свидетельства того, что тот, кто в одних ситуациях предос­тавляет информацию, в других сам ее ищет.

Одним из важных аспектов является характер влияния: связано ли оно только с конкретным продуктом (мономорфное) или захватывает и другие товарные категории (полиморфное). Ранее в литературе поддерживался толь­ко мономорфный характер вербального влияния, однако сейчас считается, что оно является полу обобщенным, т. е. люди, оказывающие такое влияние, затра­гивают не все и не один продукт, а некоторую их группу.

Вообще говоря, люди не станут делиться своим опытом в отношении товаров и услуг до тех пор, пока такое общение не принесет им какого-либо удовлетво­рения или вознаграждения. Все мотивирующие факторы, которые побуждают людей к подобному взаимодействию, попадают в одну из следующих катего­рий: 1) заинтересованность (вовлеченность); 2) самоутверждение; 3) забота о других (альтруизм); 4) развлечение; 5) прекращение споров.

Информация может передаваться как в вербальной (словесной), так и в визуальной форме. Визуальная информация — наблюдение или демонстрация продукта — способствует большей осведомленности о продукте и стимулирует больший к нему интерес. Однако информация, передаваемая в словесной фор­ме, сильнее влияет на мышление и оценку человека. Идеальным считается со­четание вербальной и визуальной форм.                            

Положительная информация о продукте — важнейший актив фирмы. То же самое можно сказать и об отрицательных сведениях, если сам предмет об­суждения имеет негативный характер. Компания не может напрямую контро­лировать персональное влияние, однако у нее есть несколько способов его сти­мулировать и направлять в нужное русло.

Персональное влияние может использоваться в маркетинговых целях. Для  этого производится контроль за вербальной передачей информации и сдержи­вание ее в случае, если она принимает негативный характер. К другим страте­гиям можно отнести создание новых «влиятельных людей», стимулирование поиска устной информации, использование исключительно межличностного влияния для продукта, борьбу с отрицательной информацией.[2]


1.3. Влияние семьи  и ведение домашнего хозяйства

На выбор продукта влияют различные переменные семьи или домашнего хозяйства. К числу структурных переменных такого рода относятся возраст главы семьи или домохозяйства, то, состоит ли он (она) в браке, наличие детей и занятость. Например, средний доход семьи выше, чем средний доход домашнего хозяйства, потому что в семьях больше человек имеют работу.

Семьи напоминают корпорации; это организации, сформированные для бо­лее эффективного, чем поодиночке, выполнения конкретных функций. Самая очевидная из них — рождение детей.

При построении программы маркетинга иногда бывает полезно обратиться к исследованиям феномена семьи. Например, в последние годы основным объек­том социологических исследований являлись «крепкие семьи», т. е. те, что ока­зались лучше других подготовленными к различным переменам и трагедиям жизни. Так вот, «крепкой» чаще всего становится та семья, в которой внима­тельно относятся к семейным праздникам и традициям, повседневным обязан­ностям и свободному времени.

Понятно, что важность семейных праздников не только в том, что они помо­гают переживать кризисные ситуации, но и в увеличении спроса на многие продукты. В розничной торговле более 50 % продаж и еще больший процент прибыли приходится на покупки, совершаемые в канун рождественских празд­ников. Дух семейного праздника проявляется не только при подношении по­дарков, но и в таких делах, как украшение жилища. Можно попытаться создать атмосферу семейного праздника, как это делается, например, при украшении торговых центров.

Маркетинговые коммуникации чаще всего направлены на отдельных людей. Однако Чайлдерс и Рао предупреждают, что перед выбором вида коммуника­ции и методов рекламы специалистам по маркетингу следует изучить обстоя­тельства, в которых происходит потребление продукта, и структуру семьи. На отдельного человека всегда оказывают влияние члены его семьи.

Специалисты по маркетингу, разрабатывая стратегию коммуникации, долж­ны учитывать распределение ролей в семье. Дети, например, являются пользо­вателями кукурузных хлопьев, игрушек, одежды и многого другого, однако не являются их покупателями. Один или оба родителя могут быть как принимаю­щими решение, так и покупателями, хотя роль детей как оказывающих влияние и как пользователей тоже немаловажна. Родители могут выступать в роли кон­тролеров, запрещая детям смотреть определенные телепередачи или отрицая их влияние. Зачастую продавцы пытаются добиться согласия между родителями и их детьми в отношении своих продуктов. Например, кукурузные хлопья «Kix» подаются как «Проверенные детьми, одобренные матерями».

Наиболее влиятельная роль принадлежит тому, у кого больше всего знаний или опыта. Скажем, решение о покупке машины может принимать отец, но последнее слово остается за детьми (если они достаточно взрослые), которые больше знают о характеристиках, функциях, общественной репутации и других особенностях автомобилей, да и других товаров тоже.

Стадия поиска информации отличается большей автономностью по сравне­нию с принятием окончательного решения. Следовательно, это необходимо учесть в плане маркетинга при выборе соответствующих средств информации, Например, это могут быть журналы, которые читают в основном либо мужчины, либо женщины, но не издания, предназначенные и для тех, и для других. Одна­ко при разработке дизайна магазина или продукта необходимо уже учитывал мнения обоих супругов, потому что при выборе товара они объединяются. Для некоторых товаров, особенно тех, покупки которых планируются долго, можно соответствующим образом подобрать время проведения маркетинговых мероп­риятий, направленных на одного из супругов.

 Со временем в структуре семьи происходят изменения, которые приводят к тому, что муж с женой все чаще принимают решения совместно. Стремление женщин к равноправию приводит к тому, что все больше решений в отношении «рискованных» товарных категорий принимается совместно. И наоборот, не­хватка времени в семьях, где оба супруга работают, может вызвать более авто­номные решения о покупке товаров с малой степенью риска.

Постепенно уменьшается «половая принадлежность» различных товаров. В связи с этим специалисты по маркетингу ищут новые способы представления товаров, которые долгое время считались предназначенными либо исключи­тельно для мужчин, либо исключительно для женщин. Однако исследователям потребителей не стоит забывать о том, что половые различия, пусть и не так явно, но все же характерны для определенных товаров и ситуаций. В рекламе по-прежнему делается упор на доминирование представителей одного пола в отношении различных продуктов.

С течением жизни семьи меняются, проходя несколько стадий развития. Этот процесс традиционно называют жизненным циклом семьи (ЖЦС). В связи с будущими изменениями в обществе эту концепцию, возможно, придется несколько видоизменить, чтобы отразить жизненный цикл домохозяйства (ЖЦД) и отдельного потребителя (ЖЦП).

В традиционном ЖЦС отражаются изменения в структуре семьи, происходящие по мере того, как люди женятся, заводят детей, покидают дом, теряют супругов и уходят на пенсию. В других вариантах жизненного циклах семьи учитываются такие современные «изобретения», как развод, уменьшение размера семьи, поздние браки.

Маркетинговым организациям иногда требуется изменять традиционный жизненный цикл, подстраивая его под свои аналитические потребности. Например, добавление социоэкономических данных, особенно уровня дохода, увеличивает точность прогнозов выбора таких продуктов, как одежда. При этом поведение потребителей описывается с помощью все того же ЖЦС.

Примером модифицированной модели жизненного цикла семьи, отражаю­щей современные веяния жизни, является матрица потребительского рынка, со­ставленная в компании Management Horizons. В данной матрице учитывает­ся взаимосвязь между жизненной стадией поведения потребителей и их доходом. Кроме того, учтено и то важное обстоятельство, что в целом население стареет, а женщины стремятся либо заводить детей в более позднем возрасте, либо не иметь их вообще.

В методах маркетинговых исследований, связанных с семьями и домашними хозяйствами, особое внимание уделяется временным рамкам процесса приня­тия решения, методам проведения опроса, категориям ролей и относительному влиянию, а также воздействию интервьюера и отбору респондентов. В плане методологии существует одна проблема. Она связана с тем, что мужья и жены зачастую совершенно по-разному отвечают на вопросы о том, как их семьи приобретают товары и услуги.[3]

2. Управление поведением потребителя

2.1.  Факторы, определяющие поведение потребителей

Любой человек, которому нужно продать какой-либо продукт, услугу или идею, осознанно или неосознанно стремится понять истинные мотивы поведения потребителей, выявить скрытые механизмы этого поведения, поэтому он обращается к. изучению мотивации.

Потребности и мотивы. Мы начинаем действовать потому, что мы должны удовлетворить наши потребности. Мы преодолеваем стадию первоочередных потребностей, как только нам удается получать достаточно пищи, иметь одежду и жилье.

Некоторые авторы перечисляют другие потребности, которые человек стремится удовлетворить: в безопасности, в уважении, в самореализации, в принадлежности какой-либо социальной группе. Речь идет о тех потребностях, которые человеку не всегда удается удовлетворить.

Но наряду с этими "понятными" потребностями существуют комплексные причины, которые получили название «мотивов». Именно они подталкивают нас к тому, чтобы что-то предпринять, купить, куда-то пойти;  таким   образом,      снимается   напряжение,  

вызванное возникновением подобных желаний.

Эти мотивы подчинены нашим отношениям, т.е. нашей постоянной психологической предрасположенности действовать определенным образом, воспринимать нечто заданное в любых

условиях: мы что-то принимаем, и что-то не принимаем (шерстяные галстуки, снятое молоко, поездки на самолете и т.д.).

Отношения представляют собой результат взаимодействия самых различных влияний, во власти которых мы постоянно находимся с раннего детства: семья, окружение (все микросоциальные структуры, в которые мы входим: школа, спортивный клуб и т.п.), общественный класс, к которому мы принадлежим, определенные социальные группы, с которыми мы себя идентифицируем и которые выполняют функции модели, лидера общественного мнения, разнообразных наставников.

Истинные причины покупки не всегда носят осознанный характер. Первостепенным для производителя является понимание мотивов его потенциальных клиентов. Производитель заинтересован в информации о том, какими должны быть товары, упаковка, реклама, способные вызвать акт покупки, чему предшествует акт восприятия, "живое отношение, сводящееся к структурированию объективных данных", посредством которого индивид "заново придумывает" объект и вписывает его в свои потребности или желания либо не принимает его; акт покупки представляет собой ряд позитивных восприятий, которые необходимо вызвать.

Важно отметить, что каждый человек, находящийся под влиянием данных механизмов, не всегда осознает их роль. Итак, нужно тщательнейшим образом различать тот смысл, который мы сами придаем нашим поступкам, т.е. причины, которые мы выдвигаем в стремлении объяснить рациональным образом наше поведение, и их реальное значение. Нужно также учитывать конфликты, причиной которых являемся мы сами; один и тот же поступок содержит и положительные, и отрицательные стороны, он может стать источником неудовлетворенности (желание выпить, но страх опьянеть, желание съесть пирожное, не боязнь поправиться) или угрызении совести (если я куплю этот предмет, я лишу чего-нибудь детей,  так    как   мой   бюджет    ограничен). Понятие конфликта имеющее важное значение в коммерческой психологии, объясняет поведение, сводящееся к замене продукта или к поиску альтернативного продукта, а также   отказ и псевдореализацию в определенной ситуации покупки и, следовательно, выбора.

Все эти исследования дали возможность сделать ряд выводов достаточно общего характеру, что позволяет представить их в качестве теории акта покупки, основные положения которой состоят в следующем: предметы (блага и услуги) являются символами; непринятие или принятие их символического значения для самого себя (благодаря этому я кажусь серьезным человеком, благодаря этому меня можно принять за нувориша) влечет за собой покупку или отказ от нее; существует глубинная связь между тем, кем мы хотим быть (или казаться), и тем, что мы можем купить (белье фирмы "Джеймс Бонд" или "Черный пояс", огромный мотоцикл, на котором из осторожности мы не будем ездить на большой скорости, часы или платье, придуманные песенным "идолом");  купить что-либо означает возможность выразить себя. Что бы мы ни дела,  мы стремимся повысить свой престиж в глазах окружающих. Для себя и недорого мы купим прекрасный галстук у уточного торговца, но тот же самый галстук мы преподнесем кому- либо в подарок, если на нем есть этикетка законодателя мод;  покупка  создает дискомфорт: действительно, выбрать что-либо означает отказаться от чего-либо. Это является причиной сожаления, даже сомнения: правильно ли был сделан выбор; трата денег порождает зачастую скрываемые угрызения совести более или менее нравственного порядка (здесь мы сталкиваемся с понятием конфликта), которые являются следствием определенного типa воспитания

Модели поведения покупателя. Исследователи (Скиннер, Ховард, Шет, Никозия, Энгель, Колла, Блэквел) предложили несколько моделей, в которых учитывается влияние многочисленных внешних переменных, а также самой личности покупателя на принятие им решения о покупке.

А Составляющие общей упрощенной модели:

переменные маркетинга, являющиеся иногда мощными стимулами, но недостаточными, чтобы предопределить окончательный выбор;

факторы социальной среды, выражающие отношения каждого с этой средой, из которой человек происходит и в которой он живет, став взрослым;

ситуационные факторы, такие, как обстоятельства покупки (предметы повседневного или эксклюзивного потребления, например подарки), место и время покупки (во время отдыха или в период работы); .

индивидуальные факторы, самые трудные для изучения, для определения их связи с другими факторами, а именно с переменными маркетинга, с факторами социальной среды, с ситуационными факторами;

базовые факторы: индивидуальность, стиль жизни, мотивы, приобретенный опыт (например, как результат процесса "проб—ошибок—возмещений"), восприятие (выборочное), интерпретация с учетом перечисленных факторов;

отношения, которые представляют собой результат взаимодействия всех возможных влияний, приобретающих колоссальное значение в маркетинге в силу того, что непосредственно определяют намерение или нежелание приобрести какой-либо продукт.

Б. Процесс принятия решения. В силу всех возможных влияний и взаимодействий поведение индивида, который совершает покупку или отказывается от нее, может быть двух типов, сочетающихся в различных пропорциях:     

а)рациональнее  поведение,   направленное  на  максимальное удовлетворение при минимальных денежных, временных, энергетических затратах; такой тип поведения встречается редко;

б)адаптационное поведение. Оно проявляется в трех основных формах:

автоматический или обычный процесс, в котором воспроизводится ранее принятое решение без каких-либо изменений. Это может быть инерционный процесс вследствие небольшой заинтересованности в покупке или же процесс приобретения опыта с положительным эффектом;                            

процесс принятия решения, ограниченный существующими знаниями, в котором критерии, предопределяющие выбор, не претерпевают никаких изменений;

широкий процесс принятия решения, который сопровождается поиском дополнительной информации, необходимой, чтобы составить конкретное мнение, особенно когда речь идет о новом продукте, или когда риск, связанный с приобретением чего-либо, воспринимается как достаточно высокий.

Анализ мотивации. Изучение мотивации сводится к интерпретации фактических данных с целью выявления скрытого смысла того, как каждый объясняет свое собственное поведение и в чем он видит причины такого поведения. Приходится анализировать все без исключения слова и выражения того, кто подвергается тестированию, — его верования, мнения, "приобретенные идеи"... и даже его молчание, так как все это имеет какой-то смысл. Это и есть совокупность признаков, за которыми скрываются истинные мотивы, определяющие поступки: покупать или не покупать, использовать или не использовать.[4]


2.2.  Результаты изучения мотивации поведения потребителей

В отношении клиентов можно выявить:

мотивы покупки, препятствия осуществлению покупки;

процесс получения информации и процесс принятия решения;

существование лидеров, определяющих общественное мнение, степень их влияния, а также воздействие торговых фирм;

условия и время использования товаров и услуг;

поведение покупателя (покупка хорошо обдуманная или импульсивная); отношение к пунктам сбыта; приобщение к другим видам покупок, степень важности обладания каким-либо благом и наличия какого-либо блага;

типологизация клиентов, построенная на основе психосоциологических критериев, характеризующих личность;

изменение вкусов и привычек различных групп клиентов в результате изучения определенного типа продукта или услуги; перемещение к другим источникам удовлетворения потребностей в зависимости от моды, от изменения образа жизни).

В отношении рекламы изучение мотивации приобретает особое значение во время подготовки рекламных кампаний. Оно позволяет рекламодателю:

разработать позицию при составлении текста рекламы и аргументацию; работать с каждым сегментом потенциальных покупателей и влиять на каждый тип потребителей (рекламные направления, рекламные темы);     

выявить то, чего не следует касаться;

определить, какой тип рекламы надо использовать: информативную, престижную, с упором на всеобщую известность, в виде беседы, выяснить, не "перенасыщены" ли клиенты рекламой какого-нибудь товара или услуги,

 В  отношении предлагаемых товаров анализ  мотивации дает возможность: быть в курсе тех жизненных фаз, в которых находятся эти товары, чтобы предвидеть (в условиях конкуренции, пока еще есть время) возможные модификации на случай изменения вкусов клиентов, модификации, обеспечивающие иное использование данного товара, или значительный спрос, который, если он остается неудовлетворенным, переносится на конкурирующие товары или на другой тип товара;

изучать имидж товара, чтобы знать, каков его имидж в условиях конкуренции и как он развивается во времени (в том случае, если подобные исследования осуществляются периодически), чтобы определить, предлагают ли потребителям тот товар и те услуги, в которых они нуждаются, т.е. определить, правильная ли ведется политика в области торговли, сбыта, продвижения на рынке или нужно пересмотреть коммерческую

 политику по одному или нескольким пунктам (цена, набор товаров, аргументация, расширение клиентуры). В отношении новых товаров изучение мотивации позволяет до создания и выпуска товара на рынок уменьшить вероятность неудачи, изучить вкусы и образ жизни возможных клиентов, а также вероятные тенденции в ориентировании рынка, выявить плохо или недостаточно использованные сегменты рынка, на которых можно совершить "прорыв" и, воспользовавшись эффектом внезапности, внедриться, может быть, надолго.

В отношении функционирования каналов сбыта исследования, проведенные совместно с розничными торговцами, дают возможность определить:

почему одни товары пользуются спросом, а другие — нет;

какое представление торговцы имеют о поставщиках;

как они выбирают товары и производителей товаров;

какое мнение они имеют о различных товарах (достоинства, недостатки, возможности применения);

каково влияние на потребителей;

в чем заключается деятельность розничных торговцев, с какими трудностями они сталкиваются; их желание, насколько это возможно, занимать лучшее положение, чем конкурирующая фирма.

Мы опять возвращаемся к системе сбыта, в отношении которой изучение мотивации клиентов позволяет исследовать соответствие  торговых точек определенному типу товара, качество обслуживания после продажи, снабжение магазинов, влияние торговых фирм. Можно также определить, что мешает совершить покупку, выявить помехи, не имеющие ничего общего с качеством продукта: отрицательное отношение к торговым предприятиям (например, наличие различных групп клиентов, требующих дифференциации торговых предприятий).

Используются  методы, не требующие толкований психологов, например уровни отношения, самым известным из которых является "семантический дифференциатор" Осгуда. Опрашиваемый должен определить положение изучаемого товара, услуга или торговой марки по направлениям, крайние точки которых соответствуют противоположным характеристикам.

Г. Использование результатов изучения мотивации. Содержание полученной информации анализируется в первую очередь специалистами по социальной психологии. Именно они должны выявить (прослушав и записав свободные беседы и групповые обсуждения) ключевые элементы в отношениях, которые будут оцениваться в экстенсивных тестах второй стадии. Данный анализ одновременно является вертикальным — каждая беседа изучается досконально — и горизонтальным, поскольку проводится изучение вопросов, свойственных всей совокупности или какой-либо части выборки.

Только после экстенсивной стадии исследования можно выделить данные, полезные для специалистов по маркетингу, которые будут применяться: б ходе разработки новых товаров или приспособления к рынку существующих товаров; в процессе изучения способов хранения, выработки названий товаров или различных марок; при разработке аргументации, направлений и тем рекламной кампании и т.д.[5]


3. Экономическая характеристика АО «АгроКом» и его рынков сбыта

3.1. Общая характеристика предприятия

АО «АгроКом» находится в Ванинском районе Хабаровского края, на возвышенности. Высота над уровнем моря – 100-150 км. Годовое количество осадков 450-500 мм, средняя температура воздуха +35 –350С.

Количество имеющихся ресурсов (площадь сельхозугодий, численность фондовых ресурсов, стоимость основных и оборотных средств) характеризует размер предприятия.

Размер производства характеризуется количеством валовой продукции, которая фактически производится в среднем за 3-5 лет.

Размер сельскохозяйственных предприятий во многом зависит от площади сельхозугодий. Она как бы определяет количество основных и оборотных средств, затраты труда. В незначительной степени эти показатели зависят от используемой технологии и трудоемкости культуры, но все же основным фактором является площадь земли, а поскольку этот показатель ограничен, то ограничен и размер предприятия.

Размер производства, напротив, может изменяться во времени вследствие внедрения новых технологий, использования лучших сортов семян и пород животных, т.е. он определяется количеством переменных ресурсов.

Анализируя размер предприятия, необходимо отметить, что данное хозяйство является типичным для данного района. Площадь сельхозугодий и пашни незначительно меньше среднерайонной. Их размер за период с 2002 по 2003 гг. увеличился: сельхозугодий - на 4,42%, пашни - на 11,43%, что было связано с присоединением к району новых земель. Среднегодовая стоимость основных средств незначительно ниже, чем в среднем по району и за рассматриваемый период практически не изменилась, ее прирост составил 1%, зато значительно возросло потребление оборотных средств (выросло на 23% и превысило среднерайонную на 5742 тыс.руб.), что, возможно было повлечено увеличением площади обрабатываемых земель. Среднегодовая численность работников, занятых в сельском хозяйстве превышает их численность в среднем по району на 49 чел. и за рассматриваемый период уменьшилась незначительно (на 2 чел.).

Отклонения от среднерайонных данных в большинстве основных показателей, характеризующих размер предприятия  незначительны, что подтверждает типичность АО «АгроКом» в сравнении с другими предприятиями Ванинского района.

Показатели, характеризующие размер предприятия не дают полного представления о работе данного предприятия. Для этого необходимо иметь данные, характеризующие объем валовой и товарной продукции, как в натуральных, так и в стоимостных показателях, ведь именно они характеризуют размер производства. Эти данные приведены в таблице 3.1.


Таблица 3.1. Размер производства в АО «АгроКом» Ванинского района.

Показатели

Всего

В расчете на 100 га земли


по хозяйству

В среднем по району

по хозяйству

В среднем по району


2002 г.

2003 г.


2002 г.

2003 г.


на 100 га пашни

Зерно, ц

28917

27548

15174

705

599

330

Сахарная свекла, ц

109477

43375

16438

2670

943

357

Подсолнечник, ц

2878

708

2196

70

15

48

на 100 га сельхозугодий

Молоко, ц

5581

5114

3261

121

107

64

Прирост живой массы КРС, ц

423

277

252

9

6

5

Стоимость продукции растениеводства, тыс. руб.

1145

1602

689

25

33

14

Стоимость продукции животноводства, тыс. руб.

332

373

228

7

8

5

Валовая продукция сельского хозяйства, тыс. руб

1477

3396

2650

32

71

50

Денежная выручка

8438

11280

5403

183

235

106


Анализируя размер производства в АО «АгроКом» Ванинского района, мы видим, что в 2003 году произошел значительный рост стоимости валовой продукции, причем стоимость валовой продукции по хозяйству превзошла среднерайонную на 746 тыс. руб., что на 100 га сельхозугодий составляет 21 тыс. руб. Если говорить о продукции растениеводства, то стоимость ее рассчитанная на 100 га сельхозугодий значительно возросла по сравнению с 2002 г. и превысила среднерайонную в 2,4 раза (на 14 тыс. руб.). Денежная выручка хозяйства, возросла на 52 тыс. руб. и превысила среднерайонную в 2 раза. Учитывая еще и превышающий среднерайонный уровень валового сбора основных сельскохозяйственных культур, можно заключить, что данное хозяйство по размерам производства является одним из передовых в Ванинском районе.[6]

Важным фактором для управления поведением потребителя является специализация предприятия. Специализация - это сосредоточение средств производства и рабочей силы на производстве наиболее выгодной и наиболее нужной продукции.

Основными экономическими показателями специализации является структура товарной продукции или денежной выручки. Дополнительными показателями являются производство продукции на 100 га сельхозугодий, структура валовой продукции и ряд других показателей, отражающих хозяйственную деятельность предприятия.

Специализация хозяйства дает конкретное представление о направлении производства, об основных видах товарной продукции. Направление специализации определяется по главной отрасли или по их совокупности. В зависимости от количества товарных отраслей выделяют ряд уровней специализации производства:

- многоотраслевые - без четко выраженной специализации;

- специализированные - имеющие 2-3 основных товарных отрасли и столько- же дополнительных;

- хозяйства с углубленной специализацией имеющие 1-2 крупных отрасли в рациональном сочетании с 1-2 дополнительными;

- узкоспециализированные, одна главная отрасль, или часть отрасли с незаконченным производственным циклом.

В отличие от промышленных отраслей сельское хозяйство характеризуется, как правило, комбинированным производством нескольких видов основной, сопряженной и побочной продукции. Рациональная специализация отдельных хозяйств в значительной степени зависит от сочетания отраслей внутри предприятия, что в свою очередь определяется специфическими особенностями сельского хозяйства. Но существует общее правило, согласно которому рациональной считается специализация, обеспечивающая получение в главной или комбинации основных отраслей максимально возможного количества высококачественной продукции при минимально возможных затратах.

Используя данные годовых отчетов, проведем анализ специализации АО «АгроКом» Ванинского района на основании данных по структуре денежной выручки.


Таблица 3.2. Структура денежной выручки АО «АгроКом» за 2002-2003гг.

Виды продукции и отрасли

2002 г.

2003 г.

 


тыс.руб.

% к итогу

тыс.руб.

% к итогу

Растениеводство, всего

5 737

71,1

8 027

75,4

в том числе: зерно

1 660

20,6

2 389

22,4

сахарная свекла

1 517

18,8

1 203

11,3

подсолнечник

178

2,2

243

2,3

Продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде

2 373

29,4

4 183

39,3

Прочая продукция

9

0,1

9

0,1

Животноводство всего

2 329

28,9

2 619

24,6

в том числе: молоко

1 346

16,7

1 317

12,4

Продано на мясо: КРС

252

3,1

911

8,6

Продукция животноводства, реализованная в переработанном виде

600

7,4

368

3,5

Прочая продукция

131

1,6

23

0,2

Всего по с/х (растениеводство+животноводство)

8 066

100,0

10646

100,0

Анализируя структуру денежной выручки АО «АгроКом» можно сделать вывод, что данное предприятие имеет зерно - молочное направление с развитым производством сахарной свеклы и развитой базой переработки сырья. Так, в структуре денежной выручки за 2 года преобладали продукция растениеводства, реализованная в переработанном виде, зерно, сахарная свекла и молоко. Необходимо отметить также, что в2003 году происходит увеличение доли продукции растениеводства, реализованной в переработанном виде, на 9,9%, увеличение доли зерна на 1,9% и  снижение доли сахарной свеклы на 7,5%. Высокая доля продукции, реализованной в переработанном виде свидетельствует о наличии в хозяйстве мощной перерабатывающей базы, что дает ему преимущество перед другими хозяйствами.

Специализация данного хозяйства характерна для многих хозяйств этой зоны и обусловлена подходящими природно - климатическими условиями и спросом на производимую продукцию.

На размер предприятия, размер производства и на специализацию в большой мере влияет обеспеченность предприятия производственными ресурсами, т.е. основными и оборотными средствами и рабочей силой на единицу площади.

Проанализируем обеспеченность ими данного хозяйства:


Таблица 3.3. Обеспеченность АО «АгроКом» производственными ресурсами.

Показатели

2002г.

2003г.

2003 в % к 2002

В среднем по району в2003г.

Обеспеченность основными и оборотными средствами, тыс.руб./га сельхозугодий

12

13

105,6

10,96

Обеспеченность тракторами, шт./100га пашни

0,9

0,9

100

0,6

Вооруженность труда основными средствами, тыс. руб./чел

201

204,1

101,5

256,3

Численность работников на 100га сельхозугодий, чел/100га

5

5,2

95,1

3,7

Анализируя данную таблицу,  мы видим, что в 2003 году обеспеченность хозяйства основными и оборотными средствами увеличилась на 5,6% и превысила среднерайонную на 2 тыс. руб./га сельхозугодий. Количество тракторов на 100 га пашни не изменилось и составило превышение над среднерайонным на 0,3 шт./100га пашни. Имеет место также небольшое повышение вооруженности труда основными средствами на 3 тыс.руб./чел., однако этот показатель ниже среднерайонного на 52 тыс.руб./чел., однако это связано с превышением численности работающих в рассматриваемом нами хозяйстве над средним по району на 1,5 раб/100га сельхозугодий.

На основе вышеизложенного можно сделать вывод, что обеспеченность АО «АгроКом» выше среднерайонной и продолжает по некоторым показателям увеличиваться.[7]

Для более полного представления о положении предприятия необходимо провести анализ его финансового состояния:


Таблица 3.4. Показатели рентабельности в целом по хозяйству.

Показатели

по хозяйству

В среднем по району в2003г.


2002г.

2003г.


Сумма прибыли по хозяйству, тыс. руб.

1 046

1016

-1 438,0

Прибыль в расчете на 1 га сельхозугодий

0,23

0,2

-0,3

на 1 среднегодового работника

4

4,1

-7,6

на 1 тыс.чел/час

2,230

2,238

-3,8

на 100 руб. производственных затрат

7,6

5,9

-12,6

Уровень рентабельности, %

14,2

9,9

-20,8

Уровень окупаемости затрат, %

114

109

79

При анализе данной таблицы, мы видим, что прибыль в 2003 году снизилась относительно 2002 года, однако, в отличие от большинства хозяйств района, данное хозяйство прибыльно, хотя уровень рентабельности за исследуемый период упал на 4,3% и уровень окупаемости затрат также, что не удивительно, также снизился на 5%. Но все же в отличие от среднерайонных данных уровень рентабельности положителен и уровень окупаемости затрат выше 100%.

Все вышеизложенное свидетельствует о довольно высоком уровне производства зерновых, а также других культур в  данном хозяйстве, а также эффективности сбыта товарной продукции.[8]


3.2. Исследование поведения потребителей на рынке зерна

Зерновая отрасль, по стратегической и социальной экономической значимости, размерам вовлекаемых в нее трудовых, материальных и финансовых ресурсов, является важнейшей в аграрной сфере.

А значение зерна, как товара в экономике государства, переоценить практически невозможно. Оно используется для выработки множества различных продуктов: муки, кондитерских и макаронных изделий, крахмала, спирта, пива, пищевых концентратов и др. Кроме того, зерно является основным компонентом комбикормов, занимающих существенную долю в кормовом рационе животных и птицы.

Продукты, получаемые из зерна, содержат почти все питательные компоненты, необходимые человеку. Они богаты углеводами (82-83%), белками (14-15%), жирами (2-2,5%), солями фосфора, калия, магния, кальция и другими, а также витаминами В1, В2, РР и Е.

Зерно как товар имеет устойчивый спрос в любое время года во всех регионах страны, что говорит о его абсолютной ликвидности. Зерно может хорошо транспортироваться на большие расстояния и способно храниться до 9-11 лет, не теряя своих потребительских качеств, поэтому его можно закупать впрок и иметь стратегические запасы. Известно, что за счет экспорта зерна государство добивается устойчивости национальной валюты, а значительный импорт вызывает неустойчивость и даже кризис в национальной денежно-финансовой политике.

Однако становление зернового рынка ЦЧР происходит сложно, противоречиво и медленно. На его функционирование влияют такие факторы, как:

- развитие АПК, являющимся основным поставщиком и источником товарного предложения;

-         наличие нормативного спроса (потребностей) на зерно;

-         состояние системы сбыта и рыночной инфраструктуры;

-         участие государства в формировании и регулировании зернового рынка.[9]

Предложение зерновой продукции, спрос на зерно, и складывающиеся при этом цены, являются важными характеристиками  экономической конъюнктуры зернового рынка. При этом именно на зерновом рынке проявляются наиболее отчетливо закономерности развития любого товарного рынка в аграрной сфере. Отметим, что предложение продукции на рынке продовольствия представляет собой совокупность товаров, которые при заданном уровне цен могут быть предъявлены к реализации, включая продукты местного производства и ввезенные из других регионов и других стран.

Исследование рынка зерна целесообразно проводить по трем направлениям: спрос и предложение на зерно, организация сбытовой деятельности и конъюнктура рынка.

Существует целый ряд понятий спроса и предложения. Спрос характеризуется как потребительский, платежеспособный, производный, совокупный, реализованный, неудовлетворенный, и т.д. Поэтому исследование этих вопросов требует уточнения и унификации понятийного аппарата применительно к зерну.

Под спросом на зерно следует понимать потребность для удовлетворения продовольственных, фуражных и семенных целей в стране, технической переработки, а также создания и пополнения необходимых фондов и запасов.

Реализация спроса на зерно в условиях рыночных отношений определяется покупательной способностью потребителей: государства – как крупнейшего оптового покупателя зерна, заготовительных потребнических организаций и перерабатывающих предприятий, а также населения как конечного покупателя продуктов питания. Реализация спроса определяет потребительский спрос на зерно.

Предложение – это объем наличия зерна, которое может быть использовано в стране для удовлетворения потребности в нем. Основной его составляющей является объем производства зерна; две другие составляющие – это запасы на начало года и импорт. Их общий объем характеризует совокупное предложение.

Исследование спроса и предложения на зерно включает в себя следующие группы вопросов: сегментация рынка, определение спроса и предложения, выявление неудовлетворенного спроса и выявление соответствия материально-технической базы зернового производства возможности удовлетворения совокупного спроса на зерно.

Сегментация рынка зерна – это его деление на группы в соответствии с особенностями спроса или предложения, основанными на применении различных критериев. Ее цель – определить сегмент, для которого должна быть выработана своя стратегия и, и его емкость.

Сегментацию зерна по потребителям целесообразно проводить по следующим критериям: территориальному, видовому составу и направлениям использования, территориальная сегментация предполагает деление рынка на административные единицы, видовая – выявляет потребности в отдельных видах зерна. Сегментация по характеру использования делит рынок на потребителей зерна по используемого на продовольственные нужды, фураж, семена, техническую переработку и др.

Все эти сегменты взаимосвязаны между собой и должны рассматриваться в единстве. При этом видовая сегментация и сегментация по направлениям использования должна дифференцироваться более детально с учетом технологических качеств зерна. Например, в пшенице необходимо выделить твердую, сильную ценную; в кукурузе – сахарную, высоколизиновую, кремнистую. Продовольственная пшеница может использоваться для хлебопечения, производства крупы, изготовления кондитерских изделий и т.д.

По этим же показателям следует провести и сегментацию рынка зерна по производителям, с учетом их организационно правовых форм хозяйствования, а также биологических особенностей культур.

Спрос и предложение на зерно не являются стабильными. Они изменяются под влиянием целого ряда факторов, которые сами находятся в постоянном движении. По каждому сегменту рынка необходимо выявить эти факторы, тенденции и причины их поведения, количественные взаимосвязи, что позволит прогнозировать спрос и предложение, предлагать набор мер по их регулированию.[10]







Заключение

Овладеть умением понимать и управлять поведением потребителя, "узнать покупателя" не так просто. Потребитель нередко говорит о своих желаниях и потребностях одно, а, оказавшись в супермаркете, покупает нечто совершенно другое. Покупатель просто не осознает побудительных мотивов такой покупки, может передумать в последнюю минуту. Изучение потребительского поведения - сложная наука. В работе изложены основные  принципы теории потребительского поведения, однако, рассмотреть всю тему в одной работе невозможно. Более глубоким изучением стереотипов поведения целевого потребителя, его нужд, предпочтений, восприятия им товара занимаются маркетологи.

Итак, подводя итог нашей работе можно отметить:

-                       Поведение потребителей на рынке  зависит как от внешних факторов, к которым относятся: культура, социально-экономические классы, социальные группы, семьи, место и время покупки, а также продукт, упаковка, марка, цена, реклама, так и от индивидуальных: опыт, мотивы, восприятие, отношения, процесс принятия решения и т.д.

-                       Потребитель удовлетворяет свои потребности в соответствии с определенной иерархией: 1-физиологические потребности (голод, жажда) 2-потребности самосохранения (безопасность, защита) 3-социальные потребности (чувство духовной близости, любовь) 4-потребности в уважении (самоуважение, признание, статус) 5-потребности в самоутверждении (саморазвитие и самореализация).

В ходе анализа экономического состояния хозяйства, мы пришли к выводу, что зерновые возделываются в нем весьма эффективно. Сбыт зерновых производится довольно эффективно. Их доля в структуре денежной выручки преобладает над остальными культурами. Было выявлено также наличие мощной перерабатывающей базы в банном хозяйстве. Нами был также сделан вывод о том, что АО «АгроКом» является передовым в данном районе.


Библиографический список

 

 

1.     Басовский Л.Е. Маркетинг. -  М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с.

2.     Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2001. – 374 с.

3.     Джеймс Ф. Энджел, Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. Поведение потребителей. – СПб, 2002. - 759 с.

4.     Попов Е.В., Попова Л.Н. Искусство маркетинга.  - Екатеринбург: Терминал Плюс. 2002.  - 298 с.

5.     Эванс Дж. Р., Б.Берман. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2002.  - 463 с.













[1] Басовский Л.Е. Маркетинг. -  М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с.


[2] Попов Е.В., Попова Л.Н. Искусство маркетинга.  - Екатеринбург: Терминал Плюс. 2002.  - 298 с.


[3] Джеймс Ф. Энджел, Роджер Д. Блэкуэлл, Пол У. Миниард. Поведение потребителей. – СПб, 2002. - 759 с.


[4] Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2001. – 374 с.


[5] Басовский Л.Е. Маркетинг. -  М.: ИНФРА-М, 2003. – 412 с.


[6] Голубков Е.П. Маркетинг: стратегия, планы, структуры. – М.: ИНФРА-ДАНА, 2001. – С. 238


[7] Романов А.Н. – М.: Маркетинг, 2002. – С. 201


[8] Басовский Л.Е. Маркетинг. -  М.: ИНФРА-М, 2003. – С. 326


[9] Эванс Дж. Р., Б.Берман. Маркетинг. – М.: ИНФРА-М, 2002.  – С. 295


[10] Романов А.Н. – М.: Маркетинг, 2002. – 386 с.