Содержание
Введение. 3
1.Текст. Стили речи. 4
2. Синтаксис. 9
3. Научный стиль. 10
4. Публицистическое выступление. 15
Заключение. 18
Список литературы.. 19
Введение
В наше время мы очень часто сталкиваемся с проблемой связанной со стилистикой. Стилистика – это наука о высоком уровне речевой культуры, правильном употреблении слов и связей между ними . Предметом стилистики является стиль языка . Основная стилистическая единица – слово . С этой проблемой мы сталкиваемся при устройстве на работу , сдаче экзаменов , когда хотим выразить свой мысли , знакомства с новыми людьми и так далее .
Целью работы является рассмотрение культуры речи. В работе поставлены следующие задачи: рассмотрение текста и стилей речи, изучение синтаксиса русской речи, изучение научного стиля на примере научной статьи, а также составление публицистического выступления.
Рассматривая эти пункты, попытаемся раскрыть многие вопросы касающиеся культуры речи.
1.Текст. Стили речи
Текст, или сложное синтаксическое целое, - это сочетание нескольких взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений , служащих для более полного развития мысли.
Выделяют четыре способа построения текста:
1 Повествование – содержит рассказ о событиях, которые излагаются в хронологической последовательности. Этот способ используется в различных жанрах журналистики и в художественной литературе ;
2 Описание применяется для подробного изображения состоянии действительности с перечислением субъектов и их признака,; (портрет, пейзаж, интерьер). При описании, как правило, используются однотипные формы сказуемого. Описание широко распространено в научной и художественной литературе, в некоторых газетных жанрах (очерк, статья, репортаж, заметка, фельетон);
3 Рассуждение — вид текста, в котором рассматриваются предметы или явления, раскрываются их признаки, доказываются определенные положения. Описание отличается логичностью и последовательностью;
4 Определение — вид текста, который раскрывает содержание понятия, называет его родовые и видовые признаки. Определение должно быть построено четко и логически последовательно.
Выделяют следующие способы связи между предложениями в тексте:
1. цепная связь отражает последовательность движения, развитие мысли. Цепная связь проявляется в структурной соотнесенности двух предложений, которая выражается с помощью лексического повтора, местоимений, синонимов;
2. параллельная связь заключается в определенной соотнесенности соединяемых предложений. При параллельной связи построение предложений практически одинаково, то есть предложения однотипны по грамматической структуре, имеют одинаковый порядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами. Предложения, соединенные с помощью параллельной связи, самостоятельны по содержанию и менее зависят от контекста;
3. присоединительная связь — способ соединения предложений, при котором синтаксическая связь между ними осуществляется по смыслу. Этот тип связи отличается отсутствием структурной соотнесенности между соединяемыми предложениями. При таком, типе связи все предложения присоединяются друг к другу без союзов.
При построении текста должны учитываться две характеристики: тематичность и связность. В результате нарушения этих условий могут возникать следующие ошибки:
1. смещение плана изложения заключается в том, что при построении текста автор отклоняется от темы и перескакивает на другую;
2. пропуск логических связей между предложениями, входящими в текст, приводит к отсутствию между ними причинной связи. В таком случае требуется восстановление пропущенного логического элемента:
3. неверное членение на абзацы затрудняет восприятие текста. Правильное абзацное членение текста способствует восприятию его содержания и авторской мысли.
Стили речи представляют собой типологию речи на основании эмоционально – психологической окраски. Выделяют: высокий; средний; простой стили[1].
Теория трех стилей существует с античных времен. Для русской речевой культуры теорию трех стилей разработал М.В. Ломоносов. Деление на три стиля характерно для: ораторской практики; художественной литературы; устной разговорной речи; научной речи; официально-деловой речи.
1. В высоком стиле используются: самые высокие, неупотребительные слова (взирать, доблестный); слова и выражения из состава церковнославянской лексики (величие, оплот, во истину); фразеологические старославянизмы (беречь как зеницу ока); стилистически нейтральные слова; восклицательные предложения, придающие речи торжественность и возвышенность (Да восторжествует правда!); периоды — особые структурно организованные и ритмизированные длинные фразы.
Для высокого стиля также характерно использование следующих фигур речи: перифраз - описательное обозначение чего-либо, даваемое вместо однословного названия (Петра творенье — Петербург); риторический вопрос — вопрос, не требующий немедленного ответа; апостроф - обращение не к непосредственному слушателю или читателю, а к постороннему, отсутствующему лицу, к Богу, к отвлеченному понятию пли явлению природы; градация — нарастание смысла от одного слова к другому в их однородном ряду: анафора — длинное синтаксическое построение, части которого начинаются одним и тем же словом.
Выделяют следующие жанры, ориентированные на высокий стиль: трагедия; ода; героическая поэма; гимн; переложение в стихи библейского текста; праздничная речь; речь в честь павших за Отечество; военно-патриотическая речь; речь защитника в суде; речь на митинге.
Высокий стиль делится на следующие подстили: величественный стиль — речь в торжественном, важном тоне (проповедь, духовная беседа священника); филиппики — стиль высокого обличения, больше всего политического характера; панегирик — речь или художественное произведение, содержащие восторженную и неумеренную похвалу кому-либо или чему-либо.
2. Средний стиль характеризуется средним уровнем эмоционально-психологической оценки. Для среднего стиля характерны следующие лексические особенности: используются стилистически нейтральные, эмоционально окрашенные слова, а также исконно русские (имя, можно, пошлый, толкать); слова церковнославянского происхождения (нелепый, отрицать); слова, заимствованные из тюркских и других восточных языков, не имеющих эмоциональной окраски (товар , магазин); слова западноевропейского происхождения (антипатия, аплодировать); интернациональные термины (фрустрация); стилистически окрашенные церковнославянские выражении (злачное место, на сон грядущий); фразеологические кальки — дословные 'переводы французских выражений (горячие головы, между нами говоря).
Для среднего стиля характерны следующие фигуры речи: простой повтор; аллюзия в разных видах; некоторые виды игры слов; эвфемизм; именительные представления; синонимические вариации; сравнение; парадокс; гипербола; литота.
Выделяют следующие жанры, ориентированные на средний стиль: поэзия (элегия, мадригал, лирическое стихотворение); жанры прозы (роман, повесть, рассказ, драма); жанры ораторства (дипломатическая речь, речь на собрании, совещании и парламентская речь);[2] жанры публицистики ( газетная статья, обзор, информационное сообщение, репортаж); научная и официально-деловая речь.
3. Простому стилю свойственны следующие лексические и синтаксические особенности: слова с оттенком обыденности, непритязательности (нужно, сердиться); стилистически нейтральные разговорные исконные русские слова; вульгаризмы и жаргонизмы (поднатореть, сшиваться); короткие предложения не громоздкой структуры; много эмоциональных высказываний.
В простом стиле используются следующие фигуры речи: грубые виды иронии; каламбуры; элементы рифмы в прозаической речи; деформация идиомы (перефразировка).
Простой стиль используется в бытовой, отчасти художественной сфере.
Выделяют следующие подстили художественного стиля:
Бурлеск – стиль существенность которого состоит в том, что “высокий” предмет изображается “низким” стилем и наоборот;
Иронически насмешливый стиль – стиль, в котором применяются грубые средства юмора;
Стиль балагурства – стиль, напоминающий стиль народного театра.
2. Синтаксис
Синтаксис – это связанные по смыслу словосочетания.
В экспрессивной речи широко используются различные синтаксические фигуры. К ним относятся:
1 эмфаза - это эмоциональное, взволнованное построение ораторской и лирической речи. Эмфатическая интонация в основном свойственна поэзии;
2 риторические восклицания усиливают напряженность речи;
3 риторический вопрос — утверждение, оформленное в виде вопроса, не требующего ответа;
4 анафора - повторение первых слов предложения;
5 эпифора - повторение последних слов предложения;
6 смешение синтаксических конструкций - один из способов нарушения замкнутости предложения;
7 присоединительные конструкции - конструкции, благодаря которым фразы соединяются друг с другом;
8 именительный представления - присоединительная конструкция, стоящая на первом месте и называющая тему последующей фразы;
9 эллипсис — фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста;
10 умолчание — оборот речи, состоящий в том, что автор сознательно не досказывает мысль, предоставляя возможность догадаться, какие слова не произнесены;
11 многосоюзие - фигура, использующаяся для интонационного и логического подчеркивания;
12 градация — расположение слов, при котором каждое последующее усиливает значение предыдущего;
13 период — сложная синтаксическая конструкция, характеризующаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей[3].
3. Научный стиль
Рассмотрим научную статью « «Мыльные пузыри перерабатывают нефть» д. х. н. Семеновой Н.Н. и покажем, что статья написана в научном стиле (приложениеьные пузыри перрология и др. жении.ья написана в научном стите.в - ТД ).
Лексико-фразеологический состав научного стиля с точки зрения семантики можно разделить на три группы. К первой относятся слова и выражения, свойственные общенациональному русскому литературному языку и используемые в книжной речи с тем же значением, которое закрепилось в языке. Они составляют основу лексики и фразеологии книжного стиля, но не создают его своеобразия. Например: затратить, получить, ученые, построены и т.д. (приложение).
Ко второй группе относятся слова и выражения общенационального русского литературного языка, которые в научном стиле изменили свою семантику и стали терминами. Поэтому не само их наличие в тексте, а специфика значения может служить указанием на принадлежность текста к научному стилю, например употребление слов ускорять, нефть, стенки в выражениях: «Ускорять или замедлять окислительные реакции»; «Жидкофазное окисление углеводородов позволяет превратить нефть в органические кислоты, эфиры, мономеры»; «В мицеллах стенки подвижные и легко подстраиваются под геометрию реакции».
К третьей группе принадлежат специальные слова и сочетания, которые нигде, кроме как в научной речи, не употребляется. Сюда относится узкоспециальная и общенаучная терминология, например: мицеллы, микрореакторы, полимеры, красители, катализаторы, и др.
Характерная особенность научного стиля – его обобщенно – абстрагирующий характер – проявляется в последовательном устранении таких морфологических форм, которые служат выражению конкретности. Так, глагол используется главным образом в форме настоящего времени несовершенного вида со значением постоянного (вневременного) действия: такая переработка нефти требует высоких температур, а значит много энергии, и дорогих катализаторов, получают смесь различных веществ, которую в дальнейшем приходится разделять и др.
Характерно отсутствие форм 1-ого и 2-ого лица, что также связано с устранением конкретности.
Наиболее употребительными в научной речи являются имена существительные. Категория числа существительных здесь имеет свои особенности, связанные с необходимостью обозначать множество через один предмет (в нефти образуются стабильные "мыльные пузыри", наполненные водой), а также обозначать разновидные признаки, названные одним словом (органические кислоты, эфиры, мономеры).
Частотны существительные, обозначающие абстрактные понятия: температура, энергии и др.
По употребительности прилагательных научный стиль превосходит все остальные стили: в научном стиле прилагательные составляют около 13%, в деловом – около 10%, в художественном – около 7%, в разговорном – около 3,5%. Частотность прилагательных связана с использованием их в составных терминах: поверхностно-активные вещества, мыльные пузыри, жидкофазное окисление.
В научном стиле частотны причастия всех видо – временных форм.
Специфической чертой научного стиля является использование полнознаменательных слов в роли предлогов[4]: в дальнейшем.
Специфика словоупотребления научной речи отражает ее интернациональный характер: в ней частотны иноязычные корни, приставки, суффиксы: органические кислоты, микрореакторы, мицелл….
В синтаксисе наиболее отчетливо проявляются такие качества научной речи, как подчеркнутая логичность и связность изложения мысли. Эти качества находят отражение и в монтаже всего текста, и в использовании различных средств связности[5].
В научной речи многочисленны и разнообразны по составу средства связи самостоятельных предложений, абзацев, разных по величине отрезков текста. Для связи предложений и абзацев используются: лексический повтор, указательные и личные местоимения 3-го лица, вводные слова таким образом; наречия однако. Для связи частей текста употребляются специальные синтаксические конструкции: трудно представить; интересно, что; в результате; в дальнейшем.
4. Публицистическое выступление
Кто такой Путин?
Данное выступление посвящено действующему Президенту РФ В.В. Путину и имеет целью «познакомить» слушателей с самым известным человеком страны.
Родился Владимир Владимирович Путин 7 октября 1952 года в Ленинграде. Учился в обычной питерской школе на канале Грибоедова. Там его теперь никто не помнит.
Конкурс на юрфак Ленинградского государственного университета, да еще на отделение международного права был бешеный - 40 человек на место.
Но Володя поступил с первого раза, сдав все экзамены на отлично. В ЛГУ его тоже помнят смутно. Все свободное время проводил в библиотеке. А с четвертого курса Путин вообще решил обучаться по индивидуальному плану.
Типичная студенческая молодость карьериста.
В ЛГУ нынешний и.о. президента России познакомился с будущим патроном - у студента Володи Путина некоторое время занятия вел ассистент кафедры хозяйственного права Толя Собчак. Это непримечательное событие потом определило весь жизненный путь ВВ.
На последнем курсе Путин попал на карандаш "покупателям" из КГБ. Все его однокурсники мечтали о карьере следователей, только Володя пошел своим путем. Многие недоумевали, почему именно Путину предложили после университета перейти на работу в органы, ведь он был такой неприметный.
В 1975 году Путин успешно закончил юридический факультет ЛГУ. В этом же 1975 году поступил в школу КГБ СССР.
По распределению его потом направили в УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области. Работал в подразделении, которое занималось научно-технической разведкой, активно контактировал с прибывающими в Ленинград иностранными спецами и фирмачами. Женился на сестре своего однокурсника.
Затем Путину повезло - его отправили в служебную загранкомандировку в ГДР. По утверждению газеты "Франкфуртер Рундщау" в восточно-германской резидентуре ВВ осуществлял контроль за секретарем дрезденского обкома СЕПГ Хансом Модровым и отслеживал антикоммунистические акции протеста. Но хорошего знания немецкого оказалось недостаточно для успешной карьеры разведчика.
За время работы в ГДР ничем особенным ВВ себя не зарекомендовал, конкретных результатов в оперативной работе не добился. В коллективе вел себя замкнуто, авторитетом не пользовался. Серьезными, глубокими знаниями ни в одной области не обладал. Часто свое незнание и боязнь принять решение пытался скрыть под маской "глубокомысленного молчания". Старался четко придерживаться простого принципа: не спешить в принятии решений, выяснить обстановку и мнение всех заинтересованных лиц. Был готов выполнить любое указание и сослаться потом на приказ. Получив карт-бланш, старался добиваться поставленных целей, не взирая на нормы морали и этики.
Говоря сухим языком служебных характеристик, в оперативном плане ВВ оказался посредственным сотрудником. Впрочем, те качества, которые были бесполезными в работе опера, очень пригодились Путину в бытность его чиновником, а затем и в карьерном взлете политика.
Заключение
В данной контрольной работе на тему: ”Культура речи и современный русский язык”, были рассмотрены пункты : текст, стили речи, синтаксис и научный стиль.
Текст - это сочетание нескольких взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений, служащих для более полного развития мысли.
Выделяют четыре способа построения текста:
1 Повествование
2 Описание
3 Рассуждение
4 Определение
Стили речи представляют собой типологию речи на основании эмоционально – психологической окраски. Выделяют:
- высокий;
- средний;
- простой стили.
Синтаксис – это связанные по смыслу словосочетания .
Научный стиль — это язык науки. Научную речь отличают следующие особенности:
подчеркнутая информативность;
обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;
отвлеченность и обобщенность;
точность, однозначность и единообразие высказывания;
экономное использование образных и эмоционально-экспрессивных средств;
Список литературы
1 . Столярова Е.А. Стилистика русского языка .Конспект лекций . М- 2004 г . -146 с.
2 .Голуб И.Б. Стилистика русского языка .Издание 3-е , исправленное . – М . Рольф , 2001 . – 448 с .
3 . Кожина Н. М. Стилистика русского языка . – М . “Просвещение “ , 1977 – 300 с .
4 . Романова Н.Н. Филиппов А . В . Стилистика и стили . Московский государственный университет сервиса , 2001 . – 168 с .
5 . Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1987. С. 33
6 Культура русской речи. - М.: НОРМА , 2001. С. 195
7. www.chemistry.narod.ru
Приложение
д. х. н. Семенова Н.Н. «Мыльные пузыри перерабатывают нефть»
Как переработать нефть, чтобы затратить минимум энергии и получить максимум полезных веществ? Московские ученые предлагают использовать для этой цели микрореакторы, или мицеллы, представляющие собой, по сути, мыльные пузыри. Исследование поддержано грантом РФФИ.
Трудно представить, что обыкновенное мыло может ускорять или замедлять окислительные реакции, то есть играть роль катализаторов. А между тем ученые московского Института химической физики РАН одни из первых выяснили, что некоторые поверхностно-активные вещества (ПАВ) могут выступать именно в этой роли.
Чтобы превратить нефть в различные материалы, необходимые человечеству, ее приходится перерабатывать. Так называемое жидкофазное окисление углеводородов позволяет превратить нефть в органические кислоты, эфиры, мономеры. Именно из этих веществ потом получают полимеры, красители, лекарства и многое другое. Однако такая переработка нефти требует высоких температур, а значит много энергии, и дорогих катализаторов. Кроме того, в результате всех этих премудростей получают смесь различных веществ, которую в дальнейшем приходится разделять. Все это долго и дорого.
А что будет, если в уже очищенную нефть добавить воды и ПАВ? Эти вещества всегда находятся на поверхности раздела фаз: между органической и водной средой. Поэтому в нефти образуются стабильные "мыльные пузыри", наполненные водой. Стенки таких пузырьков состоят из молекул ПАВ. Оказалось, что в таких пузырьках, которые ученые назвали "мицеллами", могут происходить различные химические реакции. Ученые сконструировали такие "микрореакторы" для окислительной переработки углеводородного сырья. Стенки микрореакторов построены из ПАВ и соединений переходных металлов. Интересно, что в этом случае высокая температура не требуется: в мицеллах стенки подвижные и легко подстраиваются под геометрию реакции. А чтобы ускорить реакцию, ученые используют ультразвук.
Таким образом, ученые предложили новый промышленный метод переработки нефти, который использует низкие температуры, обладает высокой селективностью и оставляет минимум нетоксичных отходов[6].
[1] Кожина Н. М. Стилистика русского языка . – М . “Просвещение “ , 1977 – 300 с .
[2] Столярова Е.А. Стилистика русского языка .Конспект лекций . М- 2004 г . -146 с.
[3] Культура русской речи. - М.: НОРМА , 2001. С. 195
[4] . Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1987. С. 33
[5] Столярова Е.А. Стилистика русского языка .Конспект лекций . М- 2004 г . -146 с.
[6] www.chemistry.narod.ru