Содержание


3. Факторы, влияющие на качество продукции. 3

24. Международная и региональная стандартизация: органы и функции. 10

38. Международные метрологические службы.. 13

45. Способы информирования о соответствии продукции требованиям безопасности  15

Список литературы.. 21


 

3. Факторы, влияющие на качество продукции



В начале 70-х годов специалисты Госстандарта в сотрудничестве с организациями различных министерств и ведомств провели анализ, изучение и обобщение передового опыта предприятий в управлении качеством продукции.

Результатом проведенных исследований стало создание единых принципов построения комплексной системы управления качеством продукции предприятия (КС УКП) на базе стандартов предприятия. 

КС УКП – это совокупность мероприятий, методов и средств, при помощи которых целенаправленно устанавливается, обеспечивается, поддерживается на основных стадиях жизненного цикла (планирование, разработка, производство, эксплуатация или потребление) уровень качества продукции, соответствующий потребностям народного хозяйства и населения.

При функционировании КС УКП решались следующие задачи:

·        создание и освоение новых видов высококачественной продукции, соответствующих лучшим мировым образцам;

·        повышение удельного веса продукции высшей категории в общем объеме производства;

·        улучшение показателей качества выпускаемой продукции и перевод ее в более высокую категорию качества;

·        своевременное снятие, замена или модернизация продукции второй категории;

·        планомерное повышение качества работы коллективов и исполнителей;

·        обеспечение выпуска продукции в строгом соответствии с требованиями нормативно-технической документации, т.е. запланированного, заданного уровня качества.

КС УКП является основной частью общей системы управления предприятием и функционирует одновременно со всеми другими видами деятельности на предприятии, согласуясь и взаимодействуя с ними.      Взаимодействие осуществляется на пяти уровнях:

1. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне руководства предприятия (директор, главный инженер, их заместители).

2. Организация работ по управлению качеством продукции на уровне главных специалистов, обеспечивающих решение задач комплексной программы обеспечения качества продукции.

3. Организация работ по УКП на уровне руководителей цехов и отделов, которые реализуют мероприятия по КС УКП в рамках своих подразделений.

4. Организация работ по УКП на уровне руководителей бюро, бригад, участков, которые обеспечивают организацию бездефектного изготовления продукции и работу исполнителей по качеству.

5. Организация работ непосредственных исполнителей по обеспечению высокого качества продукции, которые в своей деятельности осуществляют организацию личной работы неукоснительного исполнения и соблюдения требований нормативно - технической документации и обеспечивающих достижение высоких показателей качества продукции[1].

Объектами управления в системе УКП являются условия и факторы, влияющие на обеспечение качества выпускаемой продукции. К их числу относятся:

·        состояние конструкторской, технической, нормативно-технической документации;

·        качество оборудования, оснастки, инструмента, средств измерения, контроля;

·        качество сырья, материалов, полуфабрикатов, покупных комплектующих изделий;

·        качество организации и управления производством;

·        качество процессов производства и ритмичность работы;

·        хозяйственный механизм и его элементы (план, ценообразование, экономическое стимулирование);

·        качество управления персоналом.

Внедрение КС УКП на отечественных предприятиях имело большой положительный опыт по повышению качества продукции. Но при этом, следует учитывать, что при практическом использовании методов КС УКП проявились и недостатки, которые в современных условиях уже не позволяют изготавливать конкурентоспособную продукцию.      Среди недостатков, свойственных КС УКП следует отметить:

·        слабое методическое руководство со стороны отраслевых, головных и базовых организаций по УКП и стандартизации;

·        пассивность руководителей предприятий в вопросах создания и совершенствования систем УКП, а также в вопросах создания и комплектования подразделений по УКП подготовленными и инициативными работниками;

·        формальное отношение к организации систем УКП;

·        поверхностный анализ состояния дел в области качества продукции и такой же подход к созданию и наделению соответствующими функциями КС УКП, пренебрежение важнейшими принципами управления качеством продукции;

·        громоздкость системы, вызванная созданием большого количества стандартов предприятия, зачастую дублировавших друг друга;

·        недооценка роли учёбы по УКП, что ведет к непониманию работниками необходимости проведения работ в области качества продукции, важности соблюдения и исполнения стандартов предприятия;

·        выхолащивание и исключение из разрабатываемых документов ценных и необходимых положений для работы в области качества продукции при согласовании их с заинтересованными службами;

·        работу по УКП в рамках системы возглавляли отделы технического контроля, а не первые руководители предприятия, что создавало противоречия между руководителями и ОТК при работе «на план» и «за качество»;

·        недостаточный уровень прослеживаемости материалов, деталей, узлов и продукции в случаях наличия у них дефектов и отказов;

·        забвение основополагающих принципов УКП на некоторых предприятиях в реальных условиях;

·        недостаточность стимулирования производства высококачественной продукции;

·        неполный охват управлением условий и факторов, влияющих на качество продукции;

·        неполное взаимоувязывание системы УКП с другими системами управления;

·        в системах УКП не нашло должного отражения значение и роль персонала в обеспечении качества продукции;

·        недостаточный уровень материально-технического, технологического и метрологического обеспечения производства

Главным же недостатком следует считать то, что механизм УКП не сориентирован на потребителя, не направлен на выпуск конкурентоспособной продукции высокого уровня качества со стабильными показателями.

Для эффективной организации управления качеством продукции необходимо, чтобы был не только ясно выделен объект управления, но и чтобы четко были определены категории управления, то есть явления, позволяющие лучше осознать и организовать весь процесс.

В отношении управления качеством продукции следует выделить как минимум следующие категории: Объект управления – качество продукции. Иногда в качестве объекта выступает конкурентоспособность, технический уровень или какой либо другой показатель, характеристика. Как объект управления может выступать либо вся совокупность свойств продукции, либо какая то их часть, группа или отдельное свойство.

Цель управления – уровень и состояние качества продукции с учетом экономических интересов производителя и потребителя, а также требований безопасности и экологичности продукции.

Речь идет о том, какую совокупность свойств и какой уровень качества следует задать, а потом достигнуть и обеспечить, чтобы данная совокупность и данный уровень соответствовали характеру потребности. При этом возникают вопросы эффективности производства и потребления, доступности цены для потребителя, уровень себестоимости и прибыльности продукции для её разработчика и производителя.

Нельзя также упускать из виду сроки разработки продукции, развертывания ее производства и доведения до потребителя, что напрямую связано с конкурентоспособностью.

Субъект управления – управляющие органы всех уровней и лица, призванные обеспечить достижение и содержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Методы и средства управления – способы, которыми органы управления воздействуют на элементы производственного процесса, обеспечивая достижение и поддержание планируемого состояния и уровня качества продукции.

Управление качеством использует следующие четыре типа методов:

1) экономические методы, обеспечивающие создание экономических условий, побуждающих коллективы предприятий, конструкторских, технологических и других организаций изучать запросы потребителей, создавать, изготавливать и обслуживать продукцию, удовлетворяющую эти потребности и запросы. К числу экономических методов относятся правила ценообразования, условия кредитования, экономические санкции за несоблюдение требований стандартов и технических условий, правила возмещения экономического ущерба потребителю за реализацию ему некачественной продукции;

2) методы материального стимулирования, предусматривающие, с одной стороны, поощрение работников за создание и изготовление высококачественной продукции (к числу этих методов относятся: создание систем премирования за высокое качество, установление надбавок к заработной плате и др.), а с другой – взыскание за причиненный ущерб от ее некачественности;

3) организационно – распорядительные методы, осуществляемые посредством обязательных для исполнения директив, приказов, указаний руководителей. К числу организационно распорядительных методов управления качеством продукции относятся также требования нормативной документации;

4) воспитательные методы, оказывающие влияние на сознание и настроение участников производственного процесса, побуждающие их к высококачественному труду и четкому выполнению специальных функций управления качеством продукции. К их числу относятся: моральное поощрение за высокое качество продукции, воспитание гордости за честь заводской марки и др.

Выбор методов управления качеством продукции и поиск их наиболее эффективного сочетания – один из самых творческих моментов в создании систем управления, так как они оказывают прямое воздействие на людей, участвующих в процессе создания и изготовления продукции, то есть на мобилизацию человеческого фактора.

Средства управления – включают оргтехнику (в том числе, компьютеры) , средства связи, словом, все то, что используют органы и лица, управляющие выполнением специальных функций в системах управления качеством. в состав средств управления качеством продукции также включаются:

·        банк нормативной документации, регламентирующей показатели качества продукции и организующей выполнение специальных функций управления качеством;

·        метрологические средства, включающие (в зависимости от уровня системы) государственные эталоны физических величин, образцовые и/или рабочие средства измерений;

·        государственная система обеспечения единства измерений (ГСИ);

·        государственная служба стандартных справочных данных о свойствах веществ и материалов (ГССД).

Управленческие отношения, то есть отношения субординации (подчинения) и координации (сотрудничества)[2].


24. Международная и региональная стандартизация: органы и функции


В области международной стандартизации работают Международная организация по стандартизации (ИСО), Международная электротехническая комиссия (МЭК) и Международный союз электросвязи (МСЭ)[3].

Международная организация по стандартизации (ИСО) функционирует с 1947 года. Сфера деятельности ИСО охватывает стандартизацию во всех областях, за исключением электроники и электротехники, которые относятся к компетенции МЭК. По состоянию на 1 января 2001 года в работе ИСО участвуют 138 стран. СССР был одним из основателей организации. Денежные фонды ИСО составляются из взносов стран-членов, от продажи стандартов и других изданий, пожертвований. Органами ИСО являются Генеральная ассамблея, Совет ИСО, комитеты Совета, технические комитеты и Центральный секретариат; высший орган ИСО – Генеральная ассамблея.

В период между сессиями Генеральной ассамблеи работой организации руководит Совет, в который входят представители национальных организаций по стандартизации. При Совете создано исполнительное бюро, которое руководит техническими комитетами ИСО.

Проекты международных комитетов разрабатываются непосредственно рабочими группами, действующими в рамках технических комитетов.

Технические комитеты (ТК) подразделяются на общетехнические и комитеты, работающие в конкретных областях техники. Общетехнические ТК (в ИСО их насчитывается 26) решают общетехнические и межотраслевые задачи. К ним, например, относятся ТК 12 «Единицы измерений», ТК 19 «Предпочтительные числа», ТК 37 «Терминология». Остальные ТК (количеством около 140) действуют в конкретных областях техники (ТК 22 «Автомобили», ТК 39 «Станки» и др.).

К задачам ИНФКО относятся: руководство деятельностью информационной сети ИСО (ИСОНЕТ); координация деятельности членов организации в области информационных услуг; консультирование Генеральной Ассамблеи ИСО по разработке политики в области гармонизации стандартов.

Деятельность информационной системы ИСО (ИСОНЕТ) направлена на достижение следующих приоритетных целей: обеспечение обмена информацией о международных и национальных стандартах, других документах и литературе по стандартизации; установление контактов с информационными системами других международных организаций (ООН, ЮНЕСКО и др.); создание тезауруса.

Актуальной задачей ИСО является совершенствование структуры фонда стандартов.

Международная электронная комиссия (МЭК) разрабатывает стандарты в области электротехники, радиотехники, связи. Она была создана в 1906 г., т.е. задолго до образования ИСО. Разновременность образования и разная направленность МЭК и ИСО определили факт параллельного существования двух крупных международных организаций. С учетом общности задач ИСО и МЭК, а также возможности дублирования деятельности отдельных технических органов между этими организациями заключено соглашение, которое направлено, с одной стороны, на разграничение сферы деятельности, а с другой – на координацию технической деятельности.

В настоящее время разработано более 3 тыс. МС МЭК.

В перспективе, по прогнозу отдельных специалистов, деятельность МЭК и ИСО будет постепенно сближаться: на первом этапе – это разработка единых правил подготовки МС, создание совместных ТК (такой опыт имеется по вопросам информационной технологии), а на втором этапе – возможное слияние, тем более что большинство стран представлено в ИСО и МЭК одними и теми же органами – национальными организациями по стандартизации.

Международный союз электросвязи – МСЭ – это международная организация, координирующая деятельность государственных организаций и коммерческих организаций по развитию сетей и услуг электросвязи в мире. Большим достижением МСЭ является принятие в 1999 г. Рекомендаций по системе телевидения высокой четкости.

Помимо ИСО, МЭК, МСЭ (как организаций, специализирующихся на работах по стандартизации), в работах по международной стандартизации участвуют другие организации.

Европейская экономическая комиссия ООН (ЕЭК ООН) широко известна своей деятельностью в области стандартизации требований безопасности механических транспортных средств.

Последней разработкой в области товаров народного потребления стали стандарты на мясо – говядину и свинину.

Международная торговая палата (МПТ) широко известная работой по унификации торговой документации. «Настольной книгой» специалистов внешней торговли является сборник «ИНКОТЕРМС» - Международные правила толкования торговых терминов.

В настоящее время наблюдается тенденция к интеграции экономики, созданию объединенных региональных рынков. Наибольшее развитие интеграции получила в рамках Европейского союза (ЕС), который сформировал единый внутренний рынок к 1 января 1993 года. Такой рынок обслуживает в общей сложности 400 млн жителей 25 стран – членов ЕС. При этом первоочередное значение в устранении национальных барьеров придается развитию европейской стандартизации[4].

38. Международные метрологические службы


Международные метрологические службы действуют с конца ХIХ в. А. В 1875 г. 17 государств, в число которых входила Россия, подписали в Париже Метриченскую конвенцию, которая, по существу, явилась первым международным стандартом. При этом было создано первое международное метрологическое учреждение – Международное бюро мер и весов (МБМВ), которое до сих пор активно функционирует, координируя деятельность метрологических организаций более чем 100 стран. МБМВ располагается во Франции, в г. Севр. МБМВ хранит международные прототипы метра и килограмма и некоторые другие эталоны, а также организует периодическое сличение национальных эталонов с международными. Руководство деятельностью МБМВ осуществляется Международным комитетом мер и весов (МКМВ)[5].

В среднем один раз в 4 года собирается Генеральная конференция по мерам и весам, принимающая  общие, наиболее важные для развития метрологии и измерительной техники решения.

В 1956 г. была учреждена Международная организация законодательной метрологии (МОЗМ), членами которой (на период 1998 г.) являются 85 стран мира. МОЗМ разрабатывает общие вопросы законодательной метрологии:

·        установление классов точности СИ;

·        обеспечение единообразия определенных типов, образцов и систем измерительных приборов;

·        рекомендаций по их испытаниям с целью установления единообразия метрологических характеристик СИ независимо от страны-изготовителя;

·        порядок поверки и калибровки СИ и др.

Метрологическими институтами Госстандарта осуществляется ведение 3 ТК и 12 ПК МОЗМ и ИСО. Этими ТК и ПК осуществлена разработка 16 проектов международных документов при авторстве России.

Россия участвует в Организации сотрудничества государственных метрологических учреждений стран Центральной и Восточной Европы (КООМЕТ). Организация России ведут или участвуют в реализации 60% тем КООМЕТ.

Итоги многолетней деятельности международных организаций очень результативны. Благодаря их усилиям в большинстве стран мира принята Международная система единиц физических величин, действует сопоставимая терминология, приняты рекомендации по способам нормирования метрологических характеристик СИ, по сертификации СИ, по испытаниям СИ перед выпуском серийной продукции[6].

45. Способы информирования о соответствии продукции требованиям безопасности

 

К объектам сертификации относится продукция, услуги, системы качества, персонал, рабочие места и пр.

Подтверждение соответствия - документальное удостоверение соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, перевозки, реализации и утилизации, выполнения работ или оказания услуг требованиям технических регламентов, положениям стандартам и условиям договора.

Форма подтверждения соответствия – определенный порядок документального удостоверения соответствия продукции или иных объектов, процессов производства, эксплуатации, хранения, реализации и утилизации, выполнения работ и оказания услуг требованиям технических регламентов или условиям договоров.

Подтверждение соответствия может носить добровольный или обязательный характер. Добровольное подтверждение соответствия осуществляется в форме добровольной сертификации. Обязательное подтверждение осуществляется в форме принятия декларации о соответствии и обязательной сертификации.

Во внешней торговле используются различные сертификаты: сертификаты происхождения, сертификаты инспектирования, сертификаты подтверждения доставки.

Сертификат происхождения подтверждает принадлежность  страны-экспортера к категории стран, которым предоставляются льготы по уплате таможенных платежей. Такими льготами пользуются страны СНГ и так называемые развивающиеся страны (например, Китай,                          Сингапур).

Сертификат инспектирования выдается международной контрольной организацией (на основании ее договора с организацией страны-получателя) по результатам проверки качества отгружаемого товара. Например, такая проверка осуществляется международной инспекционной организацией SGS в отношении фанеры, экспортируемой Россией в ряд стран.

Сертификат подтверждения доставки применяется в отношении «товаров двойного применения» - продукции, используемой для гражданских и военных целей, и оформляется таможенным органом РФ, проводящим оформление импортированного товара. Сертификатом подтверждается, что товар поставлен в РФ и принят под режим экспортного контроля. Цель контроля заключается в подтверждении того, что конкретный товар не был использован в целячх иных, чем указано в документе; не был передан другому субъекту хозяйственной деятельности на территории РФ; не был реэкспортирован без разрешения Минэкономразвития России.

Как видно из примеров, во всех трех случаях подтверждение осуществляется третьей стороной.

Сертификация в России начала проводиться в 1993 году в соответствии с Законом РФ от 07.02.92 № 2300-1 «О защите прав потребителей» (в ред. От 17.12.99), который установил обязательность сертификации безопасности товаров необходимого потребления..

Подтверждение соответствия направлено на достижение следующих целей:

·        удостоверение соответствия продукции и процессов ЖЦП, работ и услуг (или иных объектов) техническим регламентам, стандартам, условиям договоров;

·        повышение конкурентоспособности продукции, работ, услуг на российском и международном рынках;

·        содействие приобретателям в компитентном выборе продукции, работ, услуг;

·        создание условий для обеспечения свободного перемещения товаров по территории РФ, а также осуществления международной торговли.

Принципы подтверждения соответствия. При подтверждении соответствия необходимо руководствоваться следующими принципами:

·        доступность информации о порядке осуществления подтверждения соответствия заинтересованными лицами;

·        установление в соответствующем ТР перечня форм и схем обязательного соответствия по отношению к объектам, определенным видам продукции;

·        ориентация на уменьшение срока проведения процедуры обязательного подтверждения соответствия и затрат заявителя;

·        недопустимость принуждения к осуществлению добровольного подтверждения соответствия;

·        недопустимость подмены обязательного подтверждения соответствия добровольной сертификацией;

·        защита имущественных интересов заявителей, соблюдение коммерческой тайны в отношении сведений, полученных при проведении подтверждения соответствия;

·        недопустимость применения обязательного подтверждения соответствия к объектам, в отношении которых не установлены требования ТР (указанный принцип будет реализовываться в течение переходного периода по мере разработки ТР на соответствующие объекты);

·        презумпция соответствия продукции, маркированной знаком соответствия. Предполагаемое несоответствие должны доказывать инспекитирующие организации. В практике технического регулирования ЕС (откуда заимствован этот принцип) он означает следующее: пока не доказано противноен, изготовитель заявляет в декларации соответствия, что его продукция отвечает требованиям гармонизированного стандарта, а значит, и существенным требованиям директивы ЕС[7].

В основу работ по сертификации положена разветвленная иерархическая система документов, которые носят обязательный характер (за исключением рекомендаций).

1) Законодательные акты РФ. В соответствии с этими законами была введена обязательная сертификация конкретных объектов (продукции, услуг, рабочих мест и т.п.), определены федеральные органы исполнительной власти, организующие работы по сертификации этих объектов, созданы соответствующие системы сертификации, установлены перечни объектов обязательной сертификации. В перспективе обязательная сертификация будет вводиться исключительно техническими регламентами.

2) Подзаконные акты – постановления Правительства РФ. Они водят в действие перечни продукции, услуги и другие олбъекты, подлежащие сертификации; регламентируют другие вопросы сертификации, а также устанавливают правила выполнения отдельных видов работ и услуг (например, Правила оказания услуг общественного питания, Правила продажи отдельных видов товаров и пр.).

3) Основополагающие организационно-методические документы. Документы этой группы определяют требования к организации работ по сертификации, участников, работ по сертификации, единые принципы сертификации. Исходя из сферы действия, следует выделить документы двух уровней:

·        документы, действующие на национальном уровне и распространяющиеся на все системы сертификации;

·        документы, созданные федеральными органами исполнительной власти и действующие в рамках конкретной системы.

4) Организационно-методические документы, распространяющиеся на конкретные однородные группы продукции и услуг и выполняемые в виде правил и порядков. Например, в Системе сертификации ГОСТ Р действуют следующие документы: «Правила проведения сертификации пищевых продуктов и продовольственного сырья», «Услуги транспортные. Пассажирские перевозки» и пр.

5) Классификаторы, перечни и номенклатуры. В работах по сертификации используются:

«Общероссийский классификатор продукции» (ОКП) для обозначения и идентификации продукции с помощью 6-го разряда кода;

«Общероссийский классификатор услуг населению» (ОКУН) для обозначения и идентификации с помощью 6-разрядного кода работ и услуг;

международный классификатор «Товарная номенклатура внешней экономической деятельности (ТН ВЭД)» для обозначения и идентификации с помощью 9-разрядного кода импортной и экспортной продукции и пр.

Целью применения перечней является  обеспечение участников работ по сертификации необходимыми сведениями о продукции и услугах, подлежащих обязательной сертификации.

Как уже отмечалось выше, перечень товаров и услуг, подлежащих обязательной сертификации утверждается Правительством РФ. Для импортируемой продукции, подлежащей обязательной сертификации, действует документ, разработанный Госстандартом и Государственным таможенным комитетом, - «Перечень товаров, требующих их подтверждения при ввозе на территорию РФ».

На основе перечней, установленных Правительством РФ, Госстандартом совместно с Госстроем и Минздравом РФ, разрабатывается номенклатура объектов, подлежащих обязательной сертификации, которая обеспечивает всех участников работ по сертификации сведениями о развернутой номенклатуре продукции, о нормативных документах, на основе которых осуществляется сертификация.

С 1999 г. объектом постановлений Правительства РФ стали «Перечни продукции (товаров, услуг), соответствие которой может быть подтверждено декларацией о соответствии».

6) Рекомендательные документы. Развивают и конкретизируют вопросы организации сертификации, методы, формы для различных процедур сертификации с целью повышения эффективности работы              специалистов.

7) Справочные информационные материалы. Содержат расширенную информацию об объектах, зарегистрированных в Госреестре (о продукции, системах сертификации, об ОС, ИЛ, экспертах). В отличие от вышеперечисленных документов, являющихся полнотекстовыми, они представляют фактографические базы данных, содержащиеся в Госреестре на серверах Госстандарта России, ВНИИ сертификации. По любому реквизиту, касающемуся ОС, ИЛ, экспертов, стандартов, можно получить сведения в справочных информационных материалах[8].

Общепризнанные сведения о документах, используемых участниками работ по сертификации, представлены на рис. 1 (см. Приложение).
















Список литературы


1.     Петров И.П. Стандартизация и сертификация. М.: Приор, 2004.

2.     Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.

3.     Лукьянов Стандартизация, метрология, сертификация. М.: Издательство «ВЕЧЕ», 2000.

4.     Приморьев Д.Е. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

5.     Стандартизация, метрология, сертификация / Под ред. М.И. Измайлова. М.: ИНФРА-М, 2003.

Рис. 1 Структурная схема информационного обеспечения сертификации

 
Приложение 1


[1] Приморьев Д.Е. Управление качеством. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. С. 102-105.


[2] Стандартизация, метрология, сертификация / Под ред. М.И. Измайлова. М.: ИНФРА-М, 2003. С. 82-90.


[3] Петров И.П. Стандартизация и сертификация. М.: Приор, 2004. С. 48.


[4] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 86-95.


[5] Лукьянов Стандартизация, метрология, сертификация. М.: Издательство «ВЕЧЕ», 2000. С. 79-80.


[6] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 174-175.


[7] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004. С. 206-207.


[8] Лифиц И.М. Стандартизация, метрология и сертификация: Учебник. М.: Юрайт-Издат, 2004.  С. 221-223.