Контрольная работа по ценообразованию
Вариант 8
БАРНАУЛ, 2008
Содержание
Особенности формирования цен на рынках разных типов………………..3
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения
потребителем транспортных расходов……………………………………..7
Задача 1……………………………………………………………………….8
Задача 2……………………………………………………………………….9
Особенности формирования цен на рынках разных типов
Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной структуры рынка.
Структура рынка — это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, легкость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.
Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) конкуренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (таблица 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.
Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.
Таблица1
Характерные черты основных моделей рынка
Характерные черты |
Совершенная конкуренция |
Несовершенная конкуренция |
||
|
Чистая кон- куренция |
Монополистическая конкуренция |
Олигополия |
Чистая монополия |
Число фирм |
Очень много |
Много |
Несколько |
Одна |
Тип продукта |
Однородный |
Разнород-ный |
Разнородный или однородный |
Уникальный |
Контроль за ценами |
Отсутствует |
Присутс-твует, но в довольно узких рамках |
Ограниченный взаимной зависимостью, значительный при сговоре |
Значительный |
Условия вступления в рынок |
Отсутствие препятствий |
Сравнительно легкие препятствия |
Существенные препятствия |
Вступление блокировано |
Неценовая конкуренция |
Отсутствует |
Значительный упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки и т.д. |
Очень типична |
Значительный упор сделан на рекламу, связь фирмы с общественными организациями |
Пример |
Сельское хозяйство |
Розничная торговля, производство одежды, обуви |
Производство стали, автомобилей, сельхоз-инвентаря, бытовых приборов |
Местные предприятия общественного пользования |
Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показателями:
• наличием множества фирм, ни одна из которых не может оказать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каждой принадлежит небольшая доля рынка;
ров;
• отсутствием ценовых ограничений.
В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью эластичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточно заметной доли рынка. При расширении объема производства фирма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорциональная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кривая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.
Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складываются под воздействием спроса и предложения.
Рынков чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельского хозяйства, следует отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.
Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом диапазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической конкуренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фирмами-конкурентами за счет различий как по потребительским свойствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок.
В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребительского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также собственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.
Наиболее распространенная стратегия - установление цен по географическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным ценам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.
Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпускаются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стратегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за конкурентами.
Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.
В условиях олигополистической конкуренции применяется множество стратегий ценообразования. Одна из них - координация действий при установлении цен; эта стратегия существует в двух формах: принятие «соглашения о ценах» и осуществление «параллельной ценовой политики». В некоторых странах заключение соглашения о ценах запрещено законом. «Параллельная ценовая политика» - это по существу та же координация цен. Она заключается, например, в том, что компании калькулируют издержки производства по унифицированным статьям и затем, прибавляя определенную норму прибылей, устанавливают цену. Под действием рыночных факторов цены всех компаний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении.
На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная, организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить потребление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.
Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою продукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм.
Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же определяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою продукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных формах. Их дифференцируют:
• по группам покупателей — разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда предоставляется бесплатно);
• по варианту товара или услуги — разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;
• по территориальному принципу — товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;
• по времени — цены на товар и услуги различны по сезонам, месяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугородные телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, в выходные дни ниже, чем в рабочие.
Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-монополист назначает для каждой группы покупателей максимально высокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия запрещена законом.
Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены; этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное регулирование цен, что приведет к потери части покупателей.
Выбирая ту или иную стратегию цен, фирма должна учитывать следующие факторы:
• цены на продукцию часто приходится пересматривать;
• в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конкурентах, покупателях и т.п.;
• большая часть товара реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам;
• спрос на товары эластичен;
• большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекается низкими ценами конкурентов.
В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чистом виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим товаром на рынке чистой монополии, а с другим — на высококонкурентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как монополий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие исследования необходимы для определения принципов ценообразования в зависимости от соотношения спроса и предложения.
Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов
Помимо издержек производства цена включает в себя издержки обращения, и в частности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в формировании цены.
Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.
1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар передается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми правами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачивает сверх цены все фактические расходы по транспортировке продукции до места назначения.
2. Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включением в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места производства товара и фактические транспортные расходы которых значительно превышают средние.
3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается единая цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавливаются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.
4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно этому методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких географических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Фактические цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, установленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.
Задача 1
Используя метод балловых оценок, определить розничную цену фотоаппаратов «Зоркий» и «Зенит-М», если для расчета себестоимости одного балла был принят фотоаппарат «Зоркий», себестоимость которого 105 руб. Коэффициент классности фотоаппарата «Зенит-М» - 1,25. Балловая оценка параметров фотоаппаратов указанных марок:
Марка |
Удобство пользования |
Долговечность |
Надежность |
Дизайн |
Сумма баллов |
«Зоркий» |
24 |
35 |
18 |
13 |
90 |
«Зенит-м» |
26 |
40 |
15 |
14 |
95 |
Уровень рентабельности фотоаппарата «Зоркий» составляет 30% себестоимости, «Зенит-м» - 40% себестоимости; НДС – 20%; торговая надбавка – 15%.
Решение:
1. Средняя оценка балла рассчитывается как отношение себестоимости базового изделия фотоаппарата «Зоркий» к суммарной балльной оценке параметров базового изделия:
105 : 90 = 1,2 (руб.)
2. Себестоимость фотоаппарата «Зенит-М» определяется путем умножения средней оценки балла на балловую оценку параметров фотоаппарата «Зенит-М»:
1,2 х 95 = 114 (руб.)
3. Розничная цена фотоаппарата «Зоркий» включает себестоимость 105 руб., прибыль 31,5 руб. (105 : 100 х 30), НДС 27,3 руб. ((105 + 31,5) : 100 х 20), торговую надбавку 24,6 руб. ((105 + 31,5 + 27,3) : 100 х 15) и рассчитывается следующим образом:
105 + 24,6 + 27,3 + 31,5 = 188,4 руб.
4. Розничная цена фотоаппарата «Зенит-М» включает себестоимость 114 руб., прибыль 45,6 руб. (114 : 100 х 40), НДС 31,9 руб. ((114 + 45,6) : 100 х 20), торговую надбавку 28.7 руб. ((114 + 45,6 + 31,9) : 100 х 15) и рассчитывается следующим образом:
114 + 28,7 + 31,9 + 45,6 = 220,2 (руб.)
Вывод: Розничная цена фотоаппарата «Зоркий» составляет 188,4 руб., розничная цена фотоаппарата «Зенит-М» составляет 220,2 руб.
Задача 2
1. Составить калькуляцию себестоимости стиральной машины;
2. Определить прибыль завода от реализации этой стиральной машины;
3. Определить свободную розничную цену изделия, составить ее структуру, если известны следующие данные:
Затраты на производство данного изделия:
сырье и основные материалы – 1200 руб.,
полуфабрикаты – 150 руб.,
транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов – 132 руб.,
топливо и электроэнергия на технологические цели – 9 руб.,
основная заработная плата производственных рабочих – 300 руб.,
дополнительная заработная плата производственных рабочих – 15% к основной зарплате производственных рабочих;
отчисления на социальное страхование – 37% всей суммы основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;
расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 162% основной заработной платы производственных рабочих;
цеховые расходы – 142% основной заработной платы производственных рабочих;
общезаводские расходы – 125% основной заработной платы производственных рабочих;
прочие производственные расходы – 62% основной заработной платы производственных рабочих;
Внепроизводственные расходы – 0,55% производственной себестоимости.
Свободная отпускная цена предприятия (с НДС) – 4400 руб.,
НДС – 20% к свободной отпускной цене без НДС.
Торговая надбавка – 25% к свободной отпускной цене.
Решение:
I.1. Дополнительная заработная плата производственных рабочих составляет 45 руб.(300 : 100 х 15)
2. Единый социальный налог равен 128 руб.((300 + 45) : 100 х 37)
3. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования составляют 486 руб. (300 : 100 х 162)
4. Цеховые расходы – 426 руб. (300 : 100 х 142)
5. Общезаводские расходы – 375 руб. (300 : 100 х 125)
6. Прочие производственные расходы – 186 руб. (300 : 100 х 62)
7. Производственная себестоимость включает сумму приведенных выше затрат на производство данного изделия:
1200 + 150 + 132 + 9 + 300 + 45 +128 + 486 +426 +375 +186 = 3437 (руб.)
7. Внепроизводственные расходы составляют 19 руб.(3437: 100 х 0,55)
8. Полная себестоимость включает в себя сумму производственной себестоимости и внепроизводственных расходов:
3437 + 19 = 3456 (руб.);
9. Сумма НДС составит:
(4400 x 20: 120) = 733 (руб.)
II. Прибыль предприятия равна 211 руб. (4400-3456-733)
10. Торговая надбавка начисляется к отпускной цене предприятия :
(4400 – 211): 100x 25= 1047 руб.,
11. Розничная цена включает в себя отпускную цену предприятия и торговую надбавку:
4400 + 1047 = 5447 (руб.)
III. Структура розничной цены (доля элементов в розничной цене):
1) себестоимость – 63% (3456 : 5447 х100);
2) прибыль – 4% (211 : 5447 х 100);
3) НДС – 14% (733 : 5447 х 100);
4) торговая надбавка – 19% (1047 : 5447 х 100);
Розничная цена составляет 100% (19 + 63 + 14 + 4).