Контрольная работа по ценообразованию

Вариант 8

      

БАРНАУЛ, 2008

Содержание

Особенности формирования цен на рынках разных типов………………..3

Классификация цен в зависимости от порядка возмещения

потребителем транспортных расходов……………………………………..7

Задача 1……………………………………………………………………….8

Задача 2……………………………………………………………………….9

Особенности формирования цен на рынках разных типов

Ценовая политика предприятия зависит от конкурентной струк­туры рынка.

Структура рынка — это основные характерные черты рынка, к числу которых относятся: количество и размер фирм, находящихся на рынке, степень сходства или различия товаров разных фирм, лег­кость входа на рынок новых продавцов и выхода из него, доступность рыночной информации.

Обычно выделяют четыре типа рынка: совершенная (чистая) кон­куренция, монополистическая конкуренция, олигополия, чистая монополия (таблица 1). Совершенная конкуренция и чистая монополия представляют собой «идеальные» (абстрактные) модели рыночных структур, которых в реальной практике не существует.

Монополистическая конкуренция и олигополия характерны для большинства рынков.

Таблица1

Характерные черты основных моделей рынка

Характерные черты

Совершенная конкуренция

Несовершенная конкуренция



Чистая кон- куренция

Монополисти­ческая конку­ренция

Олигополия

Чистая монополия

Число фирм

Очень много

Много

Несколько

Одна

Тип продукта

Однородный

Разнород-ный

Разнородный или однородный

Уникальный

Контроль за ценами


Отсутствует

Присутс-твует, но в довольно узких рамках

Ограниченный взаимной за­висимостью, значительный при сговоре

Значительный

Условия всту­пления в рынок

Отсутствие препятствий

Сравнительно легкие препятствия

Существенные препятствия

Вступление блокировано

Неценовая конкуренция

Отсутствует

Значительный упор сделан на рекламу, торговые знаки, марки и т.д.

Очень типична

Значительный упор сделан на рекламу, связь фирмы с об­щественными организациями

Пример

Сельское хозяйство

Розничная тор­говля, произ­водство одеж­ды, обуви

Производство стали, автомо­билей, сельхоз-инвентаря, бы­товых приборов

Местные пред­приятия об­щественного пользования


Рынок чистой конкуренции характеризуется следующими показа­телями:

• наличием множества фирм, ни одна из которых не может ока­зать значительного влияния на уровень текущих цен, поскольку каж­дой принадлежит небольшая доля рынка;

ров;

•  отсутствием ценовых ограничений.

В условиях чистой конкуренции для фирмы спрос полностью элас­тичен от цены. Это объясняется тем, что на рынке действует большое количество фирм, причем ни одна из них не контролирует достаточ­но заметной доли рынка. При расширении объема производства фир­ма, как правило, цену не меняет. Зависимость между спросом и ценой на рынке свободной конкуренции для отрасли - обратно пропорцио­нальная, т.е. снижение цены способствует увеличению спроса, а кри­вая спроса монотонно убывает. Если предложение товаров в отрасли возрастет, то цена снизится, причем для всех фирм, независимо от объема их производства.

Таким образом, в условиях чистой конкуренции ни одна фирма на рынке не играет в ценообразовании заметной роли, а цены складывают­ся под воздействием спроса и предложения.

Рынков чистой конкуренции очень много: сюда, помимо сельско­го хозяйства, следует отнести международный рынок пшеницы, леса, руд цветных металлов.

Рынок монополистической конкуренции состоит из многих фирм, предлагающих свои товары по ценам, колеблющимся в большом ди­апазоне. Продукция не вполне взаимозаменяема и различается не только по физическим характеристикам, качеству, оформлению, но и по потребительским предпочтениям. Разница между изделиями оправдывает широкий диапазон цен. Рынку монополистической кон­куренции присущи три характерные черты: острая конкурентная борьба между фирмами; дифференциация товаров, выпускаемых фир­мами-конкурентами за счет различий как по потребительским свой­ствам, так и по предоставляемым неодинаковым дополнительным услугам; сравнительная легкость проникновения на рынок.

В условиях монополистической конкуренции фирма определяет цену на производимую продукцию, учитывая структуру потребитель­ского спроса, цены, устанавливаемые конкурентами, а также соб­ственные издержки производства. При этом используются разные стратегии ценообразования.

Наиболее распространенная стратегия - установление цен по гео­графическому принципу, когда продукция, изготовляемая фирмой, реализуется потребителям в различных частях страны по разным це­нам. Для этого используются разные варианты установления цены. От этой стратегии отличается стратегия определения цен в рамках товарной номенклатуры.

Стратегия цен «выше номинала» может быть использована при сильном дифференцированном покупательском спросе. Покупателям с высоким уровнем доходов фирма предлагает товары категории «люкс» по очень высоким ценам. Для прочих покупателей выпуска­ются обычные товары, реализуемые по сниженным ценам. Эта стра­тегия требует от фирмы, использующей ее, строгого контроля за кон­курентами.

Олигополистическая конкуренция возникает между немногими крупными фирмами, товары которых могут быть как однородными и взаимозаменяемыми (сталь, одежда, пластмассы), так и отличными друг от друга (электротехника, автомобили). На такой рынок новой фирме проникнуть крайне сложно. В этих условиях каждый участник чутко реагирует на маркетинговую деятельность конкурентов и очень осторожно относится к изменению цены на свою продукцию.

В условиях олигополистической конкуренции применяется множе­ство стратегий ценообразования. Одна из них - координация действий при установлении цен; эта стратегия существует в двух формах: при­нятие «соглашения о ценах» и осуществление «параллельной ценовой политики». В некоторых странах заключение соглашения о ценах зап­рещено законом. «Параллельная ценовая политика» - это по суще­ству та же координация цен. Она заключается, например, в том, что компании калькулируют издержки производства по унифицирован­ным статьям и затем, прибавляя определенную норму прибылей, уста­навливают цену. Под действием рыночных факторов цены всех ком­паний меняются в одной и той же пропорции и в том же направлении.

На рынке чистой монополии господствует только один продавец. Это может быть частная фирма или государственная, организация. Используя государственную монополию, можно резко увеличить по­требление товара теми группами населения, которые не в состоянии его купить за полную стоимость (цена устанавливается ниже себестоимости), или установить высокую цену для ограничения потребления продукта.

Частная фирма-монополист сама устанавливает цены на свою про­дукцию, нисколько не ориентируясь на ценовую политику других фирм.

Обладая большой свободой в установлении цен, фирма все же оп­ределяет оптимальный уровень цены, исходя из спроса на свою про­дукцию. Ценовые стратегии, осуществляемые фирмой, строятся на принципе ценовой дискриминации. Следуя этому принципу, фирма продает товар или услугу по разным ценам, независимо от различий в издержках. Дискриминационные цены существуют в разных фор­мах. Их дифференцируют:

•  по группам покупателей — разным группам покупателей один и тот же товар или услуга продается по разным ценам (иногда предос­тавляется бесплатно);

•  по варианту товара или услуги — разные варианты товаров и услуг продаются по различным ценам без учета разницы в затратах;

•  по территориальному принципу — товар реализуется в разных местах и по разным ценам, несмотря на то, что издержки, связанные с доставкой, одинаковы;

•  по времени — цены на товар и услуги различны по сезонам, ме­сяцам, дням недели и даже времени суток; так, плата за междугород­ные телефонные переговоры в ночное время ниже, чем в дневное, в выходные дни ниже, чем в рабочие.

Стратегия множественных цен основана на том, что фирма-моно­полист назначает для каждой группы покупателей максимально вы­сокую цену. Однако в некоторых развитых странах эта стратегия зап­рещена законом.

Фирме-монополисту не всегда выгодно прибегать к установлению высокой цены; этим она может привлечь конкурентов или вызвать государственное регулирование цен, что приведет к потери части по­купателей.

Выбирая ту или иную стратегию цен, фирма должна учитывать следующие факторы:

•  цены на продукцию часто приходится пересматривать;

•  в ценах недостаточно учитывается информация о спросе, конку­рентах, покупателях и т.п.;

•  большая часть товара реализуется на распродаже в конце сезона по сниженным ценам;

•  спрос на товары эластичен;

• большая часть покупателей чувствительна к цене и привлекает­ся низкими ценами конкурентов.

В реальной экономике не существует ни одного типа рынка в чис­том виде. Фирма может одновременно выступить с одним своим то­варом на рынке чистой монополии, а с другим — на высококонку­рентном рынке; в недрах олигополии возможно появление как моно­полий, так и свободной конкуренции. Сам по себе анализ типа рынка не может дать готовых рецептов установления цен. Однако такие ис­следования необходимы для определения принципов ценообразова­ния в зависимости от соотношения спроса и предложения.







Классификация цен в зависимости от порядка возмещения потребителем транспортных расходов

 Помимо издер­жек производства цена включает в себя издержки обращения, и в ча­стности, расходы по транспортировке товаров до покупателя. Таким образом, географический фактор играет значительную роль в фор­мировании цены.

Исходя из этого экономического признака различают несколько видов цен.

1. Цена в месте производства продукции. По этой цене товар пере­дается покупателю в том месте, где он был произведен, со всеми пра­вами на него и ответственностью. В этом случае покупатель оплачи­вает сверх цены все фактические расходы по транспортировке про­дукции до места назначения.

2. Единая цена с включением расходов по доставке. Этот метод установления цены предполагает формирование фирмой единой цены для всех покупателей, независимо от их местоположения, с включе­нием в нее одинаковой суммы транспортных расходов. Эта сумма рассчитывается как средняя стоимость всех перевозок. Единая цена особенно выгодна тем покупателям, которые удалены от места про­изводства товара и фактические транспортные расходы которых зна­чительно превышают средние.

3. Зональные цены. В соответствии с этим методом определения цен выделяется несколько географических зон и устанавливается еди­ная цена для клиентов, расположенных в границах одной зоны. Для каждой из зон эти цены являются различными, так как устанавлива­ются они в зависимости от величины транспортных расходов; по мере удаленности зоны цена возрастает.

4. Цены, определяемые на основе базисного пункта. Согласно это­му методу, предприятие (фирма) устанавливает в нескольких геогра­фических пунктах базисные цены на одну и ту же продукцию. Факти­ческие цены продажи рассчитываются путем прибавления к цене, ус­тановленной для ближайшего от заказчика базисного пункта, транспортных расходов по доставке товара к месту назначения.



Задача 1

Используя метод балловых оценок, определить розничную цену фотоаппаратов «Зоркий» и  «Зенит-М», если для расчета себестоимости одного балла был принят фотоаппарат «Зоркий», себестоимость которого 105 руб. Коэффициент классности фотоаппарата «Зенит-М» - 1,25. Балловая оценка параметров фотоаппаратов указанных марок:

Марка

Удобство пользования

Долговечность

Надежность

Дизайн

Сумма баллов

«Зоркий»

24

35

18

13

90

«Зенит-м»

26

40

15

14

95

Уровень рентабельности фотоаппарата «Зоркий» составляет 30% себестоимости, «Зенит-м» - 40% себестоимости; НДС – 20%; торговая надбавка – 15%.

Решение:

1. Средняя оценка балла рассчитывается как отношение себестоимости базового изделия фотоаппарата «Зоркий» к суммарной балльной оценке параметров базового изделия:  

105 : 90 = 1,2 (руб.)

2. Себестоимость фотоаппарата «Зенит-М» определяется путем умножения средней оценки балла на балловую оценку параметров фотоаппарата «Зенит-М»:

1,2 х 95 = 114 (руб.)

3. Розничная цена фотоаппарата «Зоркий» включает себестоимость 105 руб., прибыль 31,5 руб. (105 : 100 х 30), НДС 27,3 руб. ((105 + 31,5) : 100 х 20), торговую надбавку 24,6 руб. ((105 + 31,5 + 27,3) : 100 х 15) и рассчитывается следующим образом:

105 + 24,6 + 27,3 + 31,5 = 188,4 руб.

4. Розничная цена фотоаппарата «Зенит-М» включает себестоимость 114 руб., прибыль 45,6 руб. (114 : 100 х 40), НДС 31,9 руб. ((114 + 45,6) : 100 х 20), торговую надбавку 28.7 руб. ((114 + 45,6 + 31,9) : 100 х 15) и рассчитывается следующим образом:

114 + 28,7 + 31,9 + 45,6 = 220,2 (руб.)

Вывод: Розничная цена фотоаппарата «Зоркий» составляет 188,4 руб., розничная цена фотоаппарата «Зенит-М» составляет 220,2 руб.

Задача 2

1. Составить калькуляцию себестоимости стиральной машины;

2. Определить прибыль завода от реализации этой стиральной машины;

3. Определить свободную розничную цену изделия, составить ее структуру, если известны следующие данные:

Затраты на производство данного изделия:

сырье и основные материалы – 1200 руб.,

полуфабрикаты – 150 руб.,

транспортные расходы по доставке сырья, материалов, полуфабрикатов – 132 руб., 

топливо и электроэнергия на технологические цели – 9 руб.,

основная заработная плата производственных рабочих – 300 руб.,

дополнительная заработная плата производственных рабочих – 15% к основной зарплате производственных рабочих;

отчисления на социальное страхование – 37% всей суммы основной и дополнительной заработной платы производственных рабочих;

расходы по содержанию и эксплуатации оборудования – 162% основной заработной платы производственных рабочих;

цеховые расходы – 142% основной заработной платы производственных рабочих;

общезаводские расходы – 125% основной заработной платы производственных рабочих;

прочие производственные расходы – 62% основной  заработной платы производственных рабочих;

Внепроизводственные расходы – 0,55% производственной себестоимости.

 Свободная отпускная цена предприятия (с НДС) – 4400 руб.,

  НДС – 20% к свободной отпускной цене без НДС.

  Торговая надбавка – 25% к  свободной отпускной цене.

Решение:

I.1. Дополнительная заработная плата производственных рабочих составляет 45 руб.(300 : 100 х 15)

2. Единый социальный налог равен 128 руб.((300 + 45) : 100 х 37)

3. Расходы по содержанию и эксплуатации оборудования составляют 486 руб. (300 : 100 х 162)

4.  Цеховые расходы – 426 руб. (300 : 100 х 142)

5. Общезаводские расходы – 375 руб. (300 : 100 х 125)

6. Прочие производственные расходы – 186 руб. (300 : 100 х 62)

7. Производственная себестоимость включает сумму приведенных выше затрат на производство данного изделия:

1200 + 150 + 132 + 9 + 300 + 45 +128 + 486 +426 +375 +186 = 3437 (руб.)

7. Внепроизводственные расходы составляют 19 руб.(3437: 100 х 0,55)

8. Полная себестоимость включает в себя сумму производственной себестоимости и внепроизводственных расходов:

3437 + 19 = 3456 (руб.);

9. Сумма НДС составит:

(4400 x 20: 120) = 733 (руб.)

II. Прибыль предприятия равна 211 руб. (4400-3456-733)

10. Торговая надбавка начисляется к отпускной цене предприятия :

(4400 – 211): 100x 25= 1047 руб.,

11. Розничная цена включает в себя отпускную цену предприятия и торговую надбавку:

4400 + 1047 = 5447 (руб.)

III. Структура розничной цены (доля элементов в розничной цене):      

1) себестоимость – 63% (3456 : 5447 х100);

2) прибыль – 4% (211 : 5447 х 100);

3) НДС – 14% (733 : 5447 х 100);

4) торговая надбавка – 19% (1047 : 5447 х 100);

Розничная цена составляет  100% (19 + 63 + 14 + 4).