Содержание
Введение. 3
1. Производственно-сетевые показатели общеобразовательной школы.. 4
2. Планирование расходов по основным статьям сметы доходов и расходов 5
Заключение. 14
Список литературы.. 15
Введение
В законе Российской Федерации “Об образовании” содержаться те основные принципы и положения, на основе которых будет строиться и стратегия и тактика реализации законодательно закрепленных идей развития образования в России. Центральным звеном системы образования в Российской Федерации является общее среднее образование, включающее средние общеобразовательные школы, школы с углубленным изучением отдельных предметов, гимназии, лицеи, вечерние школы, образовательные учреждения интернатного типа, специальные школы для детей с отклонениями в физическом и психическом развитии, внешкольные образовательные учреждения. Существующие проблемы в успешном решении стоящих перед школой задач обусловлены рядом противоречий, которые в значительной степени связаны с существенными изменениями концепции развития нашего общества, с вхождением в рыночные отношения, происходящими изменениями в ценностных ориентациях, образовательных и деятельностных потребностях человека. В этой связи особую тревогу вызывает состояние здоровья детей и подростков.
Главными задачами общеобразовательных учебных заведений являются: создание благоприятных условий для умственного, нравственного, эмоционального и физического развития личности; выработка научного мировоззрения; освоение учащимися системы знаний о природе, обществе, человеке, его труде и приемов самостоятельной деятельности.
Но реализация всех этих гуманистических принципов упирается в проблему финансирования общеобразовательных школ.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей планирования расходов на содержание общеобразовательной школы.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Перечислить производственно-сетевые показатели школы;
- Рассмотреть особенности расходов по основным статьям сметы доходов и расходов.
1. Производственно-сетевые показатели общеобразовательной школы
К основным производственно-сетевым показателям работы общеобразовательной школы относят следующие:
1. Выполнение закона РФ «Об образовании» и закона об образовании в Хабаровском крае.
2. Стабильность роста успеваемости и качества знаний учащихся.
3. Увеличение числа учащихся – победителей олимпиад, конкурсов и соревнований на уровне района и области.
4. Успешное поступление и обучение выпускников школы в вузах и колледжах страны (100% от общего числа выпускников средней школы).
5. Введение в учебный план школы нетрадиционных курсов.
6. Количество классов;
7. Число учащихся;
8. Качество педагогического состава.[1]
Расходы на организацию образовательной деятельности школ в соответствии с бюджетной классификацией состоят из затрат на текущее содержание, приобретение оборудования, на капитальный ремонт и капитальное строительство.
Количество классов в школе зависит от количества обучающихся и условий, созданных для осуществления образовательного процесса с учетом санитарных норм.
Наполняемость классов и групп продленного дня устанавливается в количестве не более 25 обучающихся.Расходы бюджета на текущее содержание рассчитываются на основе числа учащихся и количества школ.[2]
Число учащихся определяется в среднем за год, на начало и конец учебного года, поскольку учебный и финансовый год не совпадают по срокам.
2. Планирование расходов по основным статьям сметы доходов и расходов
Вопрос организации системы образования в государстве является одним из центральных.
Конституция Российской Федерации установила, что каждый имеет право на образование. Гарантируется бесплатность и общедоступность дошкольного, основного общего и среднего профессионального образования в государственных и муниципальных образовательных учреждениях.
Конституцией также определено, что каждый вправе на конкурсной основе получить бесплатно высшее профессиональное образование в государственном или муниципальном образовательном учреждении.
Понятие бесплатности для граждан означает, что расходы на обеспечение образования берет на себя государство, т.е. такие расходы должны быть предусмотрены в соответствующем бюджете.
Нормативные основы организации образования составляют федеральные законы «Об образовании» и «О высшем и послевузовском образовании». Данные законы также содержат ряд общих норм, регламентирующих вопросы финансирования.[3]
Финансирование расходов на образование осуществляется из бюджетов всех трех уровней бюджетной системы, причем для каждого уровня определена своя компетенция.
За счет федерального бюджета финансируются федеральные образовательные учреждения, как правило, это учреждения высшего и среднего профессионального образования. Также из федерального бюджета финансируются расходы по финансированию целевых образовательных программ и проведение научных исследований в области образования.
Региональные бюджеты финансируют содержание образовательных учреждений, находящихся в ведении субъекта РФ, региональные целевые образовательные программы, а также финансирование приобретения учебников и учебного оборудования для образовательных учреждений субъекта.
Местные бюджеты осуществляют финансирование общеобразовательных школ, учреждений дошкольного и дополнительного образования, целевых образовательных программ. Также за счет местного бюджета финансируются мероприятия по защите прав несовершеннолетних детей.
В консолидированном бюджете Российской Федерации расходы на образование составляют около 12% всех расходов.
В федеральном бюджете на 2004 г. данные расходы составили 117,8 млрд. рублей или 4,4%. В бюджете субъекта РФ –249 млн. рублей или 4,9%, в бюджете муниципального образования 203 млн. рублей или 38% от всех расходов. Приведенные данные наглядно свидетельствуют, что основные затраты на образование связаны с муниципальным уровнем управления.[4]
Организация финансирования расходов на образование основана на нормативах в расчете на 1 одного обучающегося, с учетом специфики предоставляемых образовательных услуг.
Расходы на организацию образовательной деятельности школ в соответствии с бюджетной классификацией состоят из затрат на текущее содержание, приобретение оборудования, на капитальный ремонт и капитальное строительство.
Расходы бюджета на текущее содержание рассчитываются на основе числа учащихся и количества школ.
Число учащихся определяется в среднем за год, на начало и конец учебного года, поскольку учебный и финансовый год не совпадают по срокам.
Прием в первые классы планируется исходя из численности детей, которым на начало года исполняется 6 (или 7) лет, в зависимости от принятой на данной территории схемы обучения в начальной школе - 3 или 4 года.
Прием в десятые классы планируется с учетом поступления части учеников в начальные или средние профессиональные учебные заведения – лицеи, колледжи, техникумы, училища.
Наполняемость классов определяется по нормативам, согласно которым в 1-9 классах должно быть не более 30 учащихся, 10-11 классах – не более 25 учащихся. При этом допускается отклонение с учетом фактического числа учеников данного возраст.
Например, при наличии в школе 84 учеников 10 класса может создаваться три класса по 28 человек.
Количество классов и количество школ является основой для расчета основной статьи расходов – оплаты труда.
Фонд оплаты труда общеобразовательной школы включает:
- Заработную плату за проведение уроков.
- Доплаты за проведение дополнительных работ – проверку тетрадей, классное руководство, организацию работы предметного кабинета.
- Заработную плату административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.[5]
Фонд оплаты рассчитывается на основе среднегодового количества ставок и средней ставки учителя в месяц по каждой школе.
Норма часов педагогической работы за ставку заработной платы для всех типов учебных заведений установлена постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191.
Для учителя 1-4 классов норма часов за ставку составляет 20 часов в неделю, для учителей 5-12 классов 18 часов в неделю.
Общий объем нагрузки учителя рассчитывается в соответствии с учебными планами по предметам и количества часов в неделю по каждой дисциплине, с учетом факультативов.
При планировании объема нагрузки учитывается предельное количество часов в неделю для учащихся. Так, для учеников 1-4 классов в неделю не может быть более 24 часов занятий, для 5-6 – 30 часов, для 7-8 –34 часа и для 9-11 – не более 36 часов в неделю.
Для школ с углубленным изучением предметов и школ инновационных форм возможно увеличение недельной нагрузки на 10-15% на основании решения Совета школы.
На основании количества классов и объема часов по учебным дисциплинам рассчитывается общее количество ставок по конкретной школе.
Ставки заработной платы устанавливаются на основании Единой тарифной сетки (ЕТС), которая включает 18 разрядов (таблица 9). Ставки учителей могут быть от 7 до 14 разряда ЕТС и зависят от образования, стажа работы, аттестации в соответствии с профессиональными достижениями.
Тарификация учителей осуществляется ежегодно на 1 сентября. В результате получается свод ставок. Например, 7 разряд – 8 ставок, 8 разряд – 6, 9 разряд – 11 ставок. С учетом количества ставок и оплаты по ним определяется фонд оплаты труда учителей.
Фонд оплаты труда административно-управленческого аппарата также так же определяется по ЕТС. Например, ставка директора школы устанавливается 16-17 разрядом, ставки заместителей на 1 разряд ниже.
Нормативные документы Министерства образования предусматривают, что фонд оплаты труда может быть увеличен до 20% учредителем на оплату работ, не входящих в обязанности учителя.
После определения фонда оплаты труда планируются расходы на выплату единого социального налога в размере 35,6% от фонда оплаты труда.
Таблица 1
Единая тарифная сетка по оплате труда работников организаций
бюджетной сферы
Разряды оплаты труда |
Тарифные коэффициенты |
Тарифные ставки (оклады) |
1 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 |
1,00 1,11 1,23 1,36 1,51 1,67 1,84 2,02 2,22 2,44 2,68 2,89 3,12 3,36 3,62 3,9 4,2 4,5 |
600 670 740 820 910 1010 1110 1220 1340 1470 1610 1740 1880 2020 2180 2340 2520 2700 |
Приведенные параметры Единой тарифной сетки действуют с 1 октября 2003 года.
С 2005 года в соответствии с законодательством о разграничении расходных обязательств, органы государственной власти и органы местного самоуправления получают право разрабатывать и вводить собственные схема оплаты труда работников бюджетной сферы.
Помимо оплаты труда Федеральный закон «Об образовании» предусматривает компенсационные выплаты на приобретение книгопечатной продукции в сумме одного минимального размера оплаты труда. Минимум для этих нужд определен законом в размере 100 рублей в месяц.
Последующие расходы охарактеризуем на основе экономической классификации с указанием кодов и методов расчетов.
1. Оплата труда 110100
2. ЕСН 110200
3. Приобретение материалов 110300 – планируется по нормативам с учетом сложившихся затрат.
4. Командировочные расходы 110400 – исходя из планового числа командировок для руководства и переподготовки учителей.
5. Транспортные расходы 110500 – исходя из планируемых затрат на доставку материалов, а также продуктов питания для школьных столовых.
6. Связь 110600 – на основании лимитов, установленных учредителем.
7. Оплата коммунальных расходов 110700
Содержание зданий 110710 – на основании смет.
Отопление 110720 – на основании установленных учредителем лимитов.
Электроэнергия 110730 – на основании лимитов.
Водоснабжение 110740 - на основании лимитов.
8. Оплата текущего ремонта 111020 на основании смет.
9. Капитальный ремонт зданий 240300 - на основании проекта.[6]
При формировании бюджетов муниципальных образований субъекты федерации могут использовать нормативный метод, согласно которому расходы местных бюджетов определяются, исходя из затрат на одного ученика и количества учащихся в городе или районе.
Расходы учреждений начального и среднего профессионального образования планируются исходя из среднегодового числа учащихся и количества групп. Число учащихся определяется учредителем в соответствии с планом на каждый год.
На основании количества групп, числа дисциплин, изучаемых на каждом курсе, объемов часов на каждую дисциплину определяется годовой фонд учебной нагрузки.
Объем учебной нагрузки за ставку заработной платы определяется в соответствии с постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 г. № 191 в объеме 720 часов в год.
На основании общего объема часов и объема часов за ставку рассчитывается необходимое количество ставок преподавателей.
Помимо ставок преподавателей в учреждениях профессионального образования предусматриваются ставки мастеров производственного обучения. В учреждениях начального профессионального образования, как правило, один мастер на каждую учебную группу. В учреждениях среднего профессионального образования, с учетом объема практических занятий по овладению рабочими специальностями.
Помимо преподавательского состава, планируются ставки административно-управленческого и учебно-вспомогательного персонала.
Ставки заработной платы работников профессиональных учреждений устанавливаются, так же как и в школах, в соответствии с Единой тарифной сеткой. Ставка отдельного преподавателя или управленческого работника устанавливается в соответствии со стажем работы и уровнем квалификации, определяемым на основе аттестации.
В учреждениях профессионального образования предусмотрена выплата стипендий учащимся. Объем стипендиального фонда устанавливается учредителем. Вопросы выплаты стипендий регулируются постановлением Правительства РФ от 2 июля 2001 г. № 487.
Также как и в школах, педагогическому составу выплачивается компенсация на книгопечатную продукцию из расчета 100 рублей в месяц.
Другие виды расходов планируются в соответствии с экономической классификацией по видам расходов, как уже было показано на примере школ.
Планирование расходов учреждений высшего профессионального образования имеют ряд особенностей, прежде всего в части оплаты труда.
Фонд оплаты труда в вузах рассчитывается исходя из численности студентов и норматива - количества студентов на одного преподавателя.
Численность студентов определяется учредителем ежегодно на основании федерального плана подготовки специалистов за счет средств бюджета.
Норматив количества студентов на одного преподавателя устанавливается федеральным органом исполнительной власти в области образования в зависимости от профиля вуза и составляет от 7 до 13 студентов на одного преподавателя. Например, численность студентов составляет 4800 человек, норматив 12 студентов на одного преподавателя, следовательно, вуз имеет 400 ставок профессорско-преподавательского состава.
Фонд оплаты труда рассчитывается с учетом структуры должностей – преподавателей, доцентов, профессоров, заведующих кафедрами, деканов факультетов, а также ректора и проректоров.
Объем учебных часов на ставку в вузах не устанавливается Положением об учреждении высшего профессионального образования определено, что объем учебной нагрузки не должен превышать 900 часов в год. Продолжительность рабочего времени профессорско-преподавательского состава постановлением Правительства РФ от 3 апреля 2003 года № 191 (приложение 2) установлена в объеме 36 часов в неделю. Конкретный объем учебных часов каждому преподавателю определяется кафедрой в соответствии с уставом вуза.
Оплата труда в вузе также осуществляется на основании ЕТС, предусматриваются доплаты за наличие ученой степени кандидата или доктора наук (в 2004 г. 900 и 1500 рублей соответственно) за ученое звание доцента или профессора (40 и 60% к окладу по тарифной сетке соответственно).
Профессорско-преподавательскому составу предусмотрены компенсационные выплаты на книгопечатную продукцию в размере 1,5 минимальных размеров оплаты труда (150 рублей).
Предусматривается также оплата труда научных сотрудников в соответствии с проводимыми за счет бюджетных средств исследованиями.
Другие виды расходов с учетом специфики и профиля вуза планируются по разделам экономической классификации, как это было показано выше.
Особенности планирования расходов учреждений дополнительного образования связаны, прежде всего, с тем, что в дошкольных учреждениях (детских садах), музыкальных, художественных школах, центрах творчества может предусматриваться или предусматривается частичная оплата расходов на обучение родителями. Доля родительской оплаты определяется учредителем в соответствии с федеральными нормативными актами.
Сметы расходов учреждений дополнительного образования состоит из доходов, получаемых в виде частичной оплаты и расходов по статьям, которые приведены выше. Бюджетные расходы складываются из разницы между сметой расходов по статьям и доходами, получаемые в виде родительской платы.
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены особенности планирования расходов на содержание общеобразовательной школы.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Перечислены производственно-сетевые показатели школы;
- Рассмотрены особенности расходов по основным статьям сметы доходов и расходов.
Деятельность образовательного учреждения финансируется его учредителем в соответствии с договором между ними. По договору между учредителем и образовательным учреждением последнее может функционировать на условиях самофинансирования. Финансирование образовательных учреждений осуществляется на основе государственных (в том числе ведомственных) и местных нормативов финансирования, определяемых в расчете на одного обучающегося, воспитанника по каждым типу, виду и категории образовательного учреждения. Федеральные нормативы финансирования образовательных учреждений ежегодно устанавливаются федеральным законом, принимаемым одновременно с федеральным законом о федеральном бюджете на очередной год, и являются минимально допустимыми. Региональные и местные нормативы финансирования должны учитывать специфику образовательного учреждения и быть достаточными для покрытия средних по данной территории текущих расходов, связанных с образовательным процессом и эксплуатацией зданий, сооружений и штатного оборудования образовательного учреждения. Образовательное учреждение независимо от его организационно-правовой формы вправе привлекать дополнительные финансовые средства за счет предоставления платных дополнительных образовательных и иных предусмотренных уставом образовательного учреждения услуг, а также за счет добровольных пожертвований и целевых взносов физических и (или) юридических лиц, в том числе иностранных граждан и (или) иностранных юридических лиц.
Список литературы
1. Закон «Об образовании» от 10 июля 1992 года N 3266-1 (ред. от 20.07.2004). – Справочная система Гарант.
2. Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004.
3. Илюшкин Н.М. Образовательные учреждения в России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003.
4. Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002.
5. Шимко В.В. Финансы образовательных учреждений. – М.: Дело, 2002.
[1] Илюшкин Н.М. Образовательные учреждения в России. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2003. – с. 118.
[2] Педагогика. Учебное пособие для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей/Под ред. П.И. Пидкасистого. – М.: Педагогическое общество России, 2002. – с. 344.
[3] Шимко В.В. Финансы образовательных учреждений. – М.: Дело, 2002. – с. 67.
[4] Государственные и муниципальные финансы: Учебник для ВУЗов / Под ред. проф. Л.А. Дробозиной.- М.: Финансы, ЮНИТИ, 2004. – с. 162.
[5] Шимко В.В. Финансы образовательных учреждений. – М.: Дело, 2002. – с. 91.
[6] Шимко В.В. Финансы образовательных учреждений. – М.: Дело, 2002. – с. 99.