Я.М.Миркин,

д.э.н., зав. кафедрой ценных бумаг и финансового инжиниринга

Финансовой академии при Правительстве РФ,

Член Совета НФА



Ключевые проблемы развития российского рынка

 ценных бумаг

            Российский рынок ценных бумаг 1999 – 2004 гг. является одним из самых успешных в мире с позиций его объемов и темпов роста капитализации рынка (один только биржевой рынок акций в 2003 г. преодолел рубеж в 100 млрд. долл. США, став одним из самых крупных формирующихся рынков (emerging markets) мира.

            Вместе с тем сохраняется ограниченная способность российского рынка ценных бумаг привлекать инвестиции в реальный сектор, перераспределять риски и информацию. Как и раньше, этот рынок является одним из наиболее рискованных и волатильных в мире, сохраняя в полной мере свой кризисный потенциал.

            Наиболее точно анализ фундаментальных проблем, стоящих перед российским рынком ценных бумаг, может быть дан в структуре «проблема – анализ проблемы – возможные ответы на вызовы, с ней связанные».



Проблема

Краткий анализ проблемы

Возможные решения

Неразвитость теории рынка капитала в переходных экономиках

Недостаток фундаментальных исследований в области теории рынка капитала, эклектическое соединение марксистских концепций фиктивного капитала и прагматических конструкций западной финансовой теории

Развитие фундаментальных исследований в области теории рынка капитала в переходных и развивающихся экономиках, взаимосвязи динамики рынка капитала с устойчивым экономическим ростом, преодоление «фиктивности» как основы понимания сущности процессов на рынке капитала

Отсутствие долгосрочной политики развития финансового рынка

Оказались безуспешными неоднократные попытки профессионального сообщества добиться признания государством различных вариантов концепций и программ развития рынка ценных бумаг и срочного рынка

Разработка официально признанной долгосрочной программы развития финансового рынка, согласованной со Стратегией развития банковского сектора, в увязке с долгосрочными аспектами макрофинансовой и денежной политики

Чрезмерная концентрация собственности

Российские компании, как правило, находятся под контролем узкой группы собственников. Как следствие, высоки риски социальных конфликтов, невозможно создание «народного капитализма», подавлены стимулы к оценке компаний на основе их капитализации, ограничен интерес населения к долевому владению бизнесом, преобладает долговой рынок, упрощена структура финансового рынка

Система мер, направленная на диверсификацию собственности, на создание стимулов к владению населением акциями на долгосрочной основе (в т.ч. налоговые стимулы, внутрикорпо-ративные планы, индивидуальные пенсионные счета)

Высокая волатильность фондового рынка, одни из самых высоких в мире риски

Вызвана суммой факторов (высокий страновой риск, низкая монетизация, открытость счета капитала при фиксированном валютном курсе, зависимость от иностранных инвесторов, отсутствие расширенной базы внутреннего спроса, прежде всего со стороны розничных инвесторов, низкая капитализация финансовых институтов, чрезмерная концентрация денежных ресурсов и рынков в столице, неустойчивая архитектура торговых систем,  слабость систем управления рисками и отсутствие надзора за финансовым состоянием профессиональных участников рынка ценных бумаг и др.)

Система мер, направленная на решение отдельных частных проблем, общий вектор которых формирует высокую волатильность финансового рынка.

Создание системы мониторинга угрозы финансовых кризисов, программ действий финансовых регуляторов при наступлении «специальных ситуаций»

Недостаточное доверие инвесторов к рынку, его преимущественно спекулятивный характер

Высока доля манипулятивных и инсайдерских сделок на рынке ценных бумаг, недостаточны эффективны система раскрытия информации и надзора за рынком, не в полной мере применены этические стандарты и меры по урегулированию конфликтов интересов, фактически отсутствует правоприменение по нарушению прав инвесторов на вторичном рынке ценных бумаг

Развитие регулятивной инфра-структуры, системы надзора за рынком, практики правоприме-нения, обычаев делового оборота, предупреждающих нарушения честности и справедливости механизма ценообразования на рынке ценных бумаг, перенос акцентов на саморегулирование и обычаи делового оборота


Чрезмерность регули-рования, слишком высокие регулятивные издержки для эмитентов и других участников рынка, неконкурентоспособ-ность продуктов и услуг рынка ценных бумаг в сравнении с другими сегментами финансового рынка

Неадекватность объема регулятивной инфраструктуры, буквально воспроизводящей практику США, размерам объекта регулирования, его природе (смешанная модель рынка ценных бумаг) при отсутствии освобождений и исключений, широко используемых в практике регулирования США и других развитых странах, чрезмерная централизация полномочий, наличие излишних административных барьеров, создающие основу для неравноправного положения профессиональных участников и предпосылки для нарушения этических принципов в деятельности финансовых регуляторов

Реформирование системы государственного регулирования финансовых рынков, снятие излишних полномочий и административных барьеров, перенос акцентов на саморегулирование, на надзор за финансовым состоянием участников рынка ценных бумаг, за честностью и справедливостью ценообразования, за уровнем рисков фондового рынка