Проект д.э.н., проф. Я.М.Миркина

(редакция на 1 июля 2004 г.)

 

            Проект подготовлен и внесен для обсуждения председателем Экспертного Совета по законодательству о финансовом рынке (Государственная Дума РФ) проф., д.э.н. Я.М.Миркиным.

Документ является стартовым для обсуждения в Экспертном совете. Направлен в ФСФР (июль 2004 г.), обсужден на Совете СРО «Национальная фондовая ассоциация».

Аналитическая часть, характеризующая состояние и развитие фондового рынка России, и часть предложений по развитию рынка в данную редакцию не включены.



Стратегия

развития рынка ценных бумаг России

на 2004 – 2008 гг.


I. Основные цели


Количественные цели

 

Приоритетной задачей является значительное увеличение объемов денежных ресурсов, направляемых в реальный сектор российской экономики через рынок ценных бумаг, в т.ч.


            -привлечение ежегодно через внутренний рынок ценных бумаг инвестиций в реальный сектор в объеме, составляющем несколько десятков млрд. долл. США;


            - устойчивый рост капитализации российского рынка акций до 50 - 60% ВВП при не менее чем 2-кратном снижении рыночного риска и волатильности, являющихся в настоящее время одними из самых высоких в мире;


            -российский рынок акций должен занимать не менее чем 8 - 10 - процентную долю в совокупном объеме формирующихся рынков мира;


            -рост объемов рынка корпоративных облигаций, выпускаемых предприятиями реального сектора, до 25 -30 млрд. долл. США, создание рынка коммерческих бумаг реального сектора, обеспечивающего привлечение в реальный сектор инвестиций на сумму до 10 млрд. долл. США;

           

            -должно быть обеспечено существенное превышение объемов сделок на внутреннем рынке акций над внешними рынками депозитарных расписок, предотвращен уход торговой активности на зарубежные рынки;


            -должна быть усилена роль внутренних розничных инвесторов, их доля на рынке должна быть доведена до не менее 20 - 30% объемов рынка, а с учетом институциональных инвесторов (пенсионных и инвестиционных фондов, страховых компаний) – до 30-40% объемов рынка:


-на рынок корпоративных ценных бумаг должны быть привлечены не менее 15-20% сбережений, находящихся внутри страны в наличной иностранной валюте.

Качественные цели

            -Обеспечение роста внутреннего спроса на долгосрочные вложения в ценные бумаги, прежде всего за счет сбережений населения;

            -сокращение зависимости внутреннего рынка ценных бумаг от действий спекулятивных инвесторов, в т.ч. крупных иностранных участников;

            -переход к более эффективному, чем в истекшее десятилетие, рынку ценных бумаг, обеспечивающему один из самых высоких для формирующихся рынков уровень информационной прозрачности, честности и справедливости ценообразования, защиты инвесторов;

            -снижение уровня риска фондового рынка, повышение его ликвидности, обеспечение его устойчивого функционирования при предупреждении финансовых кризисов и вызванных ими макроэкономической нестабильности;

            -реструктурирование отрасли ценных бумаг, направленное на создание эффективной архитектуры рынка, преодоление его фрагментарности, обеспечение финансовой устойчивости в функционировании его институтов;

            -диверсификация собственности в российской экономике, переход к массовой модели инвестирования в процессе формирования среднего класса;

            -рост конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг в сравнении с зарубежными формирующимися рынками – конкурентами, снижение регулятивных издержек, повышение роли государства и саморегулирования в стимулировании развития рынка как инструмента долгосрочных инвестиций для модернизации экономики.


II. Механизм  реализации целей

           

Программа действий, разработанная с учетом международной практики, содержит первоочередные меры, направленные на рост инвестиционного потенциала рынка ценных бумаг, на расширение внутреннего спроса на ценные бумаги как инструмент долгосрочных инвестиций, на снижение рисков и обеспечение устойчивого функционирования рынка ценных бумаг как элемента макроэкономической стабильности.


Управление программой – МЭРТ РФ, ФСФР.


1.Завершение законодательной программы 2001 – 2004 гг.

1.

Доработка и принятие проектов законодательных актов, разработанных и рассмотренных Государственной Думой в 2000 – 2003 гг.

    

      -Федеральный закон “О двойных и простых складских свидетельствах”

      -Федеральный закон “О деривативах”

    -Федеральный закон “Об инсайдерской информации”   (либо включение соответствующих положений в структуру закона “О рынке ценных бумаг”)

Норма-тивные акты



Проек-ты

ФЗ

Ответ-ствен-ные испол-нители


Гос. Дума РФ



2.Налоговое стимулирование инвесторов

2.

Создать в 2004 - 2006 гг. систему налогового стимулирования отечественных и долгосрочных (прямых и портфельных) иностранных инвесторов по вложению средств в российские акции, долговые ценные бумаги, выпускаемые для финансирования инвестиций в сфере науки, производства и обращения продукции. Использовать международный опыт, имеющийся в этой области. Система налогового стимулирования должна предусматривать значительное сокращение налоговых ставок или отмену налогов по дивидендам и другим доходам, получаемым от ценных бумаг, выпущенным предприятиями приоритетных отраслей или групп бизнеса:

Норма-тивные акты, в кото-рые должны быть внесены измене-ния

Ответ-ствен-ные испол-нители


2.1.

Обложение дивидендов, полученных от юридических лиц – резидентов акционерами, владеющими менее 1% акционерного капитала, по ставке 0% налога на прибыль и подоходного налога, если акции имеют рыночную котировку на внутренних организованных рынках и сроки владения ими на конец отчетного года составляют не менее девяти месяцев

Нало-говый кодекс

Минфин РФ, ФСФР


2.2

Обложение процентного дохода, полученного от корпоративных облигаций, выпущенных резидентамив, по ставке 0% налога на прибыль и подоходного налога, если облигации имеют рыночную котировку на внутренних организованных рынках и сроки владения ими на конец отчетного года составляют не менее девяти месяцев

Нало-говый кодекс

Минфин РФ, ФСФР


2.3

Обложение положительных курсовых разниц по ставке 0% налога на прибыль и подоходного налога по ценным бумагам, выпущенным резидентами, если они имеют рыночную котировку на внутренних организованных рынках и сроки владения ими к моменту реализации составляли не менее девяти месяцев

Нало-говый кодекс

Минфин РФ, ФСФР


2.4

Обложение дивидендов, полученных от акционерных инвестиционных фондов – резидентов, по ставке 0% налога на прибыль и подоходного налога

Нало-говый кодекс

Минфин РФ, ФСФР


2.5

Введение льготных (пониженных на 50%) ставок налога на прибыль профессиональных участников рынка ценных бумаг, сформированную операциями с физическими лицами - резидентами, услугами по корпоративному финансированию, оказываемыми компаниям - резидентам

Нало-говый кодекс

Минфин РФ, ФСФР



3.Развитие акционерной собственности работников, создание новых классов институциональных инвесторов, стимулирование труда и индивидуальных пенсионных накоплений



3.

Создать новый класс институциональных инвесторов - внутрикорпоративные пенсионные, опционные, компенсационные и инвестиционные планы в интересах работников коммерческих организаций, обеспечивающих рост доли работников в акционерных капиталах своих предприятий и стимулирующих повышение эффективности труда персонала. Использовать международный опыт, имеющийся в этой области. Обеспечить налоговое стимулирование коммерческих организаций, создающих внутрикорпоративные пенсионные, компенсационные и другие планы в интересах своих работников, а также других участников планов при вложении ими средств в акции своих предприятий. В рамках пенсионной реформы обеспечить возможности открытия физическими лицами личных пенсионных счетов в банках, пользующихся налоговыми льготами, для целевого инвестирования средств счетов на российском рынке ценных бумаг


Норма-тивные акты

Ответ-ствен-ные испол-нители


3.1

Создать в 2004 – 2005 гг. нормативную базу для учреждения коммерческими организациями внутрикорпоративных пенсионных, опционных, компенсационных (оплата труда ценными бумагами работодателя) и инвестиционных планов в интересах своих работников, имея в виду, что данные планы могут включать в свои активы собственные ценные бумаги работодателя только в случае, если они имеют рыночную котировку на внутренних организованных рынках


ФЗ “о фондах поощ-рения работ-ников в комме-рческих органи-зациях”

Гос. Дума РФ, ФСФР, Минфин РФ


3.2

Создать в 2004 – 2005 гг.  систему налогового стимулирования для учреждения внутрикорпоративных пенсионных, опционных, компенсационных (оплата труда ценными бумагами работодателя) и инвестиционных планов в интересах своих работников, имея в виду такие формы стимулирования, как вычет из налогооблагаемой базы по налогу на прибыль начальных средств, направляемых организациями на формирование внутрикорпоративных планов, налоговые льготы коммерческим банкам, предоставляющим кредиты на формирование внутрикорпоративных планов, налоговые льготы работникам компании по доходам от акций, распределяемых им в рамках компенсационнных планов, и другие


Нало-говый кодекс

(изме-нения)

Минфин РФ, ФСФР


3.3.

Создать в 2004 – 2005 гг. нормативную базу для открытия физическими лицами личных пенсионных счетов в кредитных организациях, предусмотрев возможность добровольного перевода на них части доходов физических лиц с последующим их инвестированием в ценные бумаги и использованием накопленных средств при получении права на пенсию. Сформировать систему налогового стимулирования личных пенсионных накопленй граждан, исключив из налогооблагаемой базы по подоходному налогу суммы инвестиций, делаемых на личные пенсионные счета, и предусмотрев льготное налогообложение доходов, получаемых гражданами от вложений в ценные бумаги и другие финансовые активы, делаемые с личных пенсионных счетов

Нало-говый кодекс

(изме-нения),

ФЗ “Об индивидуаль-ных пенси-онных счетах”

Минфин РФ, ФСФР


3.4

Создание в 2004 – 2005 гг. институциональных основ отрасли венчурного финансирования, системы  налоговых льгот для инвесторов, в тч. институциональных, осуществляющих вложение средств в высокотехнологичные рискованные проекты на основе инструментов рынка ценных бумаг

Нало-говый кодекс

(изме-нения),

ФЗ “О венчур-ном финан-сирова-нии”

Минфин РФ, ФСФР



4.Укрепление института акционерной собственности и поддержка предприятий в выводе своих ценных бумаг на внутренний организованный рынок



4.

Содействовать диверсификации и урегулированию структуры акционерной собственности, росту акционерных капиталов. Создать механизм, формирующий интерес предприятий к выходу за денежными ресурсами на внутренний рынок ценных бумаг, обеспечивающий информационную открытость  и оценку бизнеса на этом рынке. Содействовать переориентации рынка ценных бумаг на обслуживание инвестиций в производство


Норма-тивные акты

Ответ-ствен-ные испол-нители


4.1

Установление обязательности и завершение в течение 2004 – 2005 гг. выпуска коммерческими организациями дополнительных акций под добавочный капитал, образовавшийся в связи с переоценкой основных фондов.

Поста-новле-ние

Прави-тельст-во РФ


4.2

Установить в 2004 – 2005 гг. обязательный порядок раскрытия аффилированными лицами и инсайдерами любых сделок за собственный счет с ценными бумагами эмитентов, аффилированными лицами и инсайдрами которых они состоят


Акты ФСФР,

Банка России

ФСФР, Банк России


4.3

Установить с 2004 г. обязательный листинг на фондовых биржах, находящихся на территории РФ, акционерных обществ, имеющих собственные средства в размере свыше 10 млн. долларов США


Поста-новле-ние

Прави-тельст-во РФ


4.4

Реализовать в 2004 – 2005 гг. программу мер по снижению регулятивных издержек эмитентов на основе облегчения и ускорения процедур регистрации для небольших эмиссий, не предназначенных для обращения на организованных рынках, введения “полочной” регистрации акций и корпоративных облигаций, сокращения требований по публичному раскрытию информации для небольших эмитентов (с величиной собственных средств меньше 1 млн. долл. США)

ФЗ “О рынке ценных бумаг”

(изме-нения)

Акты ФСФР,

Банка России


Гос. Дума РФ,

ФСФР, Банк России


4.5

Разрешить с 2004 г. допуск ценных бумаг резидентов, включая депозитарные расписки, к обращению на иностранных рынках только при условии получения ими рыночных котировок по акциям и облигациям на внутренних организованных рынках


Акты ФСФР,

Банка России

ФСФР, Банк России


4.6

Введение обязательности совершения сделок с блоками акций, конвертируемых облигаций и производных, базисными активами которых являются акции (от 0.5% акционерного капитала компании), через организованные рынки ценных бумаг, находящиеся на территории РФ, с обязательным раскрытием информации о ценах и объемах сделок

Поста-новле-ние

Прави-тельст-во РФ




5.Поддержка инвестирования в ценные бумаги

корпоративного сектора


5.

Осуществление системы мер административного и экономического характера, направленных на расширение внутреннего спроса на ценные бумаги отечественных предприятий, средства от размещения которых  используются эмитентами на  инвестиции в производство


Норма-тивные акты

Ответ-ствен-ные испол-нители


5.1

Поддержать внутренний корпоративный спрос на ценные бумаги, связанные с инвестициями, на основе установления с октября 2004 г. обязательной минимальной доли вложений кредитных организаций (5% активов), страховых компаний и пенсионных фондов (10% активов),  паевых инвестиционных фондов и других коллективных инвесторов в акции и корпоративные облигации, обращающиеся на организованных рынках

Акты ФСФР,

Банка России

ФСФР, Банк России


5.2

С целью преодоления фрагментарности рынка и обеспечения условий для справедливого рыночного ценообразования, прекратить в 2004 – 2005 гг. ограничения  на  свободное обращение акций РАО “Газпром” в различных торговых системах внутреннего организованного рынка


Поста-новле-ние

Прави-тельство РФ






6.Поддержка долгосрочного спроса иностранных инвесторов на корпоративные ценные бумаги резидентов


6.

Осуществление программы мер, направленных на рост преимущественно долгосрочных вложений иностранных инвесторов в корпоративные ценные бумаги резидентов, предупреждение кризисных явлений, вызванных спекулятивными потоками “горячих денег”


Нор-матив-ные акты

Ответ-ствен-ные испол-нители


6.1

Запретить с 2004 г. выражение номинала и рыночной стоимости ценных бумаг резидентов в валютном эквиваленте при их обращении внутри страны, использования организаторами торговли иностранной валюты для вычисления рыночных цен, сумм сделок и иных индикаторов, относящихся к выпуску и обращению ценных бумаг российских резидентов на внутренних организованных рынках


Акты ФСФР

Банка России

ФСФР Банк России


6.2

Либерализовать с 2005 г. доступ иностранных инвесторов на внутренние организованные рынки корпоративных ценных бумаг, выпущенных резидентами. Обеспечить свободный ввод нерезидентами валютных денежных средств, предназначенных для операций с корпоративными ценными бумагами резидентов, на внутренний рынок, конвертацию указанных валютных средств в российские рубли без ограничений, с одновременным заключением срочных контрактов с Банком России на срок не менее 6 месяцев, обеспечивающих возможности свободного вывода средств нерезидентами на основе обратной покупки иностранной валюты по валютному курсу, действующему на дату заключения срочного контракта. Разрешить свободный вывод нерезидентами валютных средств из России по истечении сроков и исполнении срочных контрактов, заключенных с Банком России. Обеспечить свободное совершение нерезидентами сделок с корпоративными ценными бумагами на внутренних организованных рынках в пределах сроков срочных контрактов, заключенных ими с Банком России. Осуществлять перезаключение срочных контрактов с Банком России по желанию нерезидентов на срок не менее 6 месяцев по валютному курсу, действующему на дату перезаключения срочного контракта


ФЗ “О валют-ном регули-рова-нии и валют-ном кон-троле”

(изме-нения)



Акты ФСФР

Банка России

Гос. Дума РФ,

Пра-витель-ство РФ,

ФСФР Банк России





ФСФР Банк России



6.3

Запретить с 2004 г. проведение денежных расчетов в валюте по счетам за границей по сделкам с ценными бумагами резидентов, заключенным на организованных рынках внутри России

Акты ФСФР, Банк России

ФСФР, Банк России


 

 

 

 

 

 

7.Увеличение объема инвестиционных ресурсов на основе создания в Москве международного рынка ценных бумаг


7.

С целью повышения конкурентоспособности российского рынка ценных бумаг, увеличения объема обращающихся на нем инвестиционных ресурсов и возврата вывезенного из России капитала реализовать программу мер, направленных на формирование в Москве крупного международного рынка для финансовых инструментов, выпускаемых в странах СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы, а  также в других странах


Нор-матив-ные акты

Ответ-ственные испол-нители


7.1

Разработать и реализовать в 2004 – 2005 гг. правительственную концепцию «Финансовая площадка Россия» в качестве политики создания регионального финансового центра, специализирующегося на операциях с акциями и другими финансовыми инструментами, выпускаемыми в странах СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы, а также в других странах

Заключить и реализовать соглашение государства (в лице МЭРТ, ФСФР. Минфина РФ, Банка России, ФАС), саморегулируемых организаций, Московской межбанковской валютной биржи и Российской торговой системы, группы профессиональных участников рынка ценных бумаг и иностранных финансовых институтов о совместной деятельности по развитию международных финансовых операций в Москве и содействию реализации правительственной концепции «Финансовая площадка Россия»



Поста-новле-ние


либо ФЗ «О меж-дународ-ном фи-нансовом обороте на терри-тории РФ»


Акты МЭРТ,

ФСФР, Минфин РФ, ФАС, Банк России


Гос. Дума РФ,

Прави-тельство РФ


МЭРТ,

ФСФР, Минфин РФ, ФАС, Банк России


7.2

Создание в 2004 – 2005 гг. Московского международного рынка по операциям «нерезидент-нерезидент» с финансовыми инструментами, номинированными в иностранной валюте и выпущенными нерезидентами, еврооблигациями российских резидентов на основе российского организатора торговли (ММВБ, РТС)

Освобождение от налогов финансовых институтов-нерезидентов, их постоянных представительств, по операциям, ведущимся на Московском международном рынке

Обеспечение свободного ввода – вывода валютных средств нерезидентами, их постоянными представительствами по операциям, ведущимся на Московском международном рынке



Поста-новле-ние


либо ФЗ «О меж-дународ-ном фи-нансовом обороте на терри-тории РФ»


Нало-говый кодекс

(изме-нения)


Акты МЭРТ,

ФСФР, Минфин РФ, ФАС, Банк России


Гос. Дума РФ,

Прави-тельство РФ


МЭРТ,

ФСФР, Минфин РФ, ФАС, Банк России


7.3

Осуществление в 2004 – 2005 гг. программы мер по интеграции рынков ценных бумаг стран СНГ, обеспечивающих возможности их консолидации и увеличения объемов обращающихся на них инвестиционных ресурсов, включающих:

     -унификацию законодательства стран СНГ по рынку ценных бумаг и акционерных обществах

     -взаимное признание государственной регистрации ценных бумаг;

      -разрешение на вывоз и допуск к обращению ценных бумаг, выпущенных в какой-либо стране, для обращения в других государствах-участниках соглашения;

      -признание лицензий, аттестатов и иных разрешений, выданных для ведения деятельности на фондовом рынке государственными органами одной страны, на всей территории СНГ;

     -распространение национального режима регулирования на деятельность лиц-резидентов одной страны при их деятельности в качестве инвесторов в ценные бумаги, в том числе в качестве акционеров, на территории других стран СНГ;

     -осуществление программы секъюритизации признанной взаимной задолженности стран СНГ и вывода выпущенных на этой основе ценных бумаг на организованные рынки стран-участниц.


Межгосу-дарствен-ные соглаше-ния,

измене-ния ФЗ,

ведомст-венные акты

Гос. Дума РФ,

Прави-тельство РФ

ФСФР, Банк России, Минфин РФ, ФАС, Минис-терство иностран-нх дел


8.Расширение операционной способности и финансовое оздоровление институтов ценных бумаг



8.

Осуществление программы мер по реструктурированию, финансовому оздоровлению и снижению рисков брокерско – дилерских компаний и других институтов ценных бумаг

Нор-матив-ные акты

Ответ-ственные испол-нители


8.1

Поэтапное увеличение с 2005 г. минимальных требований достаточности капитала, предъявляемым к брокерско – дилерским компаниям, до суммы, эквивалентной 3 - 5 млн. долл. США

Акты ФСФР

ФСФР


8.2

Создание в 2004 – 2005 гг. системы пруденциального надзора за финансовым состоянием брокерско – дилерских компаний, с выделением проблемных компаний и публичным раскрытием информации о них

Акты ФСФР

ФСФР


8.3

Разработка и реализация в 2004 – 2005 гг. обязательных требований к системам управления рисками и финансового менеджмента брокерско – дилерских компаний

Акты ФСФР

ФСФР


8.4

Разработка и введение в 2006 г. системы страхования и гарантирования рисков инвесторов на внутреннем рынке ценных бумаг

ФЗ “О рынке ценных бумаг”

(изме-нения)

Акты ФСФР,

Банка России


Гос. Дума РФ,

Прави-тельст-во РФ

ФСФР, Мин-фин РФ, Банк России


8.5

Создание системы публичного раскрытия ежеквартальной информации о финансовом состоянии и операционной способности профессиональных участников рынка ценных бумаг

Акты ФСФР

ФСФР



9.Расширение способности внутренних организованных рынков к привлечению инвестиций в экономику



9.

Содействие росту конкурентоспособности внутренних организованных рынков в сравнении с зарубежными, расширение их способности к направлению денежных ресурсов в корпоративные ценные бумаги, снижение рыночных и других рисков организаторов торговли

Нор-матив-ные акты

Ответ-ственные испол-нители


9.1

Заключить в 2004 г. и реализовать соглашение государства (в лице ФСФР, Банка России), саморегулируемых организаций, Московской межбанковской валютной биржи, Российской торговой системы  и региональных бирж о политике и программе повышения конкурентоспособности и консолидации организаторов торговли, имея в виду:

     -обеспечение честного и справедливого механизма ценообразования на основе преодоления фрагментарности рынков

     -унификацию торговых платформ, систем раскрытия информации, торговых мест и других технологий обращения ценных бумаг,  введение кросс – листингов, создание межбиржевых рынков

     -поощрение организаторов торговли и инфраструктурных организаций к добровольной консолидации

     -поощрение создания в рамках существующих организаторов торговли специализированных торговых систем для операций розничных клиентов, торговли блоками, акциями молодых компаний роста, акциями высокотехнологичных компаний, а также других систем в соответствии с потребностями рынка


     -поощрение создания организаторами торговли рынка первичных публичных размещений, прежде всего для средних и малых компаний роста, для сектора высокотехнологичных компаний


Согла-шения

ФСФР, Банк России, МАС


9.2

Сформировать в 2004 г. нормативную базу и обеспечить проведение эксперимента по созданию в структуре организованных рынков ценных бумаг торговых систем для прямой, без участия финансовых посредников интернет - торговли розничных инвесторов между собой, на основе обращения созданных с этой целью розничных долговых ценных бумаг корпоративных эмитентов, обладающих высокой кредитной надежностью


Акты ФСФР

ФСФР


9.3

Разработка и реализация в 2004 – 2005 гг. обязательных требований к системе управления финансовыми и операционными рисками организаторов торговли ценными бумагами и взаимодействующих с ними систем клиринга и расчетов


Акты ФСФР

ФСФР


9.4

Разрешить с 2004 г. профессиональным участникам рынка ценных бумаг создание в качестве аффилированных лиц альтернативных торговых систем, являющихся коммерческими организациями, при условии соблюдения принципов честного и справедливого ценообразования

Разработать облегченные регулятивные требования к альтернативным торговым системам, имея в виду покрытие их рисков учредителями

Акты ФСФР

ФСФР



10.Создание стимулов к инвестициям в экономику на основе укрепления  регулирования фондового рынка и защиты инвесторов, предупреждения рисков финансового кризиса



10.

Развить систему регулирования рынка ценных бумаг и защиты инвесторов, имея в виду стимулирование инвестиций в реальный сектор через рынок ценных бумаг, ограничение рисков, обеспечение честного и справедливого механизма ценообразования


Норматив-ные акты

Ответ-ственные испол-нители


10.1

Ввести в практику, начиная с 2005 г., разработку и утверждение ФСФР совместно и по согласованию с Банком РФ и Минфином РФ ежегодных «Основных направлений государственной политики на рынке ценных бумаг» на следующий год, а также  ежегодных отчетов ФСФР о привлечении инвестиций через рынок ценных бумаг и обеспечении его эффективного функционирования


ФЗ “О рынке ценных бумаг”

(изме-нения)

Акты ФСФР,

Банка России


Гос. Дума РФ, Прави-тельство РФ, МЭРТ,

ФСФР, Банк России, Минфин РФ


10.2

Усилить независимость финансового регулятора (ФСФР) при сохранении его подчетности Правительству РФ, расширение его операционной способности, принципов коллегиального руководства, создание инансовой ресурсной базы, необходимой для осуществления функций финансового мегарегулятора


Создать в 2005 г. Национальный совет по рынку ценных бумаг при Председателе Правительства РФ, имея в виду согласование действий государства, отдельных министерств и ведомств, профессионального сообщества по расширению инвестиций в реальный сектор экономики через рынок ценных бумаг, по обеспечению роста капитализации отечественных компаний и по расширению операционной способности и снижению рисков отечественного рынка ценных бумаг


ФЗ “О рынке ценных бумаг”

(изме-нения)

Акты ФСФР,

Банка России


Гос. Дума РФ, Прави-тельство РФ, МЭРТ,

ФСФР, Банк России, Минфин РФ, МАС


10.3

Осуществить поэтапную передачу части функций государственного регулирования, связанных с лицензированием, аттестацией, раскрытием информации на рынке ценных бумаг саморегулируемым организациям при усилении надзора за деятельностью СРО и профессиональных участников рынка ценных бумаг

ФЗ “О рынке ценных бумаг”

(изме-нения)

Акты ФСФР,

Банка России,

Согла-шения с СРО


Гос. Дума РФ, Прави-тельство РФ, МЭРТ,

ФСФР, Банк России, МАС


10.4

Разработать в 2004 г. совместно с профессиональным сообществом концепцию развития отечественного финансового рынка «Финансовая площадка Россия», имея в виду формирование в стране нового регионального финансового центра, специализирующегося на обращении финансовых инструментов, выпущенных в странах СНГ, Балтии, Центральной и Восточной Европы


Ввести в практику разработку средне-  и долгосрочных программ и политик развития рынка ценных бумаг, в т.ч. целевых программ и проектов. Создать в  государственных органах, регулирующих рынок ценных бумаг, штатные подразделения, управляющие проектами и программами развития инвестиций в экономику через рынок ценных бумаг

Концеп-ция, целевые програм-мы

Гос. Дума РФ, Прави-тельство РФ, МЭРТ,

ФСФР, Банк России, Минфин РФ, МАС


10.5

Разработать в 2004 – 2005 гг. программу мер и совместных действий государства и профессионального сообщества по организации мониторинга и предупреждения рыночного риска, по снижению волатильности рынка ценных бумаг, а также организации совместных антикризисных действий в моменты “специальных ситуаций” (рыночных шоков, вызванных внешними и внутренними факторами)


Разработка и введение в действие с 2004 - 2005 гг. механизма интервенций государства и поддержки ликвидности дилеров на рынке корпоративных ценных бумаг, с целью обеспечения стабилизации рынка и противодействия кризисным ситуациям

Разработка механизма использования средств Банка России и Стабилизационного фонда для предупреждения кризисов на рынке ценных бумаг и связанных с ним валютных кризисов, кризисов неплатежей и других.


ФЗ “О рынке ценных бумаг”

(изме-нения)


ФЗ “О централь-ном банке РФ (Банке России)” (изме-нения)



Бюджет-ный ко-декс (из-менения)


Акты ФСФР,

Банка России


Гос. Дума РФ, Прави-тельство РФ, МЭРТ, Минфин РФ,

ФСФР, Банк России, МАС


10.6

Заключить и реализовать соглашение государства (в лице ФСФР, Банка России), саморегулируемых организаций, Московской межбанковской валютной биржи и Российской торговой системы, крупнейших профессиональных участников рынка ценных бумаг о соблюдении Кодекса честного ведения бинеса на рынке ценны бумаг, об усилении надзора за соблюдением принципов честного и справедливого ценообразования на рынке ценных бумаг, включая упрощенные в сравнении с действующим законодательством процедуры расследования нечестных торговых и клиентских практик, случаев манипулирования и использования служебной информации


Создать до 2005 г. регулятивную базу для эффективного и действенного надзора за соблюдением принципов честного и справедливого ценообразования на рынке ценных бумаг

Согла-шения

ФСФР, Банк России, МАС


10.7

Создать «горячую линию» для жалоб инвесторов в ФСФР, обеспечив действенный механизм оперативного рассмотрения и расследования жалоб инвесторов на нарушения их прав в рамках корпоративного управления, а также при нарушениях принципов честного и справедливого ценообразования на рынке ценных бумаг, при реализации нечестных торговых и клиентских практик профессиональными участниками рынка


Акты ФСФР

ФСФР


10.8

Разработать в 2004 – 2005 гг. совместно с профессиональным сообществом регулятивную базу и единые стандарты выпуска и организации обращения ценных бумаг, раскрытия информации с применением интернет – технологий, обеспечения безопасности и управления финансовыми рисками при использовании современных средств коммуникаций, вычислительной техники и интернет – технологий на рынке акций

Создать систему мониторинга и предпринять меры к прекращению в Интернете обращения суррогатов ценных бумаг и ведения нелицензированной профессиональной деятельности на рынке ценных бумаг. Обеспечить публичное раскрытие информации о рисках инвесторов, связанных с участием в нелицензированной интернет-финансовой деятельности

Акты ФСФР, ФАС, ФАПСИ при участии Банка России

ФСФР, ФАС, ФАПСИ при участии Банка России


10.9

Создать в 2004 - 2005 гг. систему статистических публикаций о выпуске и обращении акций и других ценных бумаг, деятельности брокерско – дилерских компаний, организаторов торговли и инфраструктурных организаций, сопоставимую с ведущейся Банком России системой информации о кредитных организациях


Акты ФСФР, статорга-нов

ФСФР, статорганы


10.10

Создать в 2004 –2005 гг. регулятивную базу для формирования специализированных судов для ведения дел, связанных с применением акционерного законодательства

Акты Минюст РФ, ФСФР

Минюст РФ, ФСФР



11.Информационная и образовательная поддержка инвестициям в реальный сектор через рынок ценных бумаг


11

Осуществить систему мер по информационной и образовательной поддержке инвестиций в реальный сектор через рынок ценных бумаг, имея в виду формирование культуры инвестирования и корпоративного управления, полное раскрытие информации о рисках рынка, более полную реализацию этических принципов ведения бизнеса на рынке ценных бумаг

Норматив-ные акты

Ответ-ственные испол-нители


11.1

Введение обязательного национального кредитного рейтинга корпоративных облигаций, векселей и коммерческих бумаг, привилегированных акций с номинальным объемом выпуска более 1 млрд. рублей. Создание системы обязательного раскрытия информации векселедателями о своем финансовом состоянии и выдачах векселей.

Заключить и реализовать соглашение государства (в лице ФСФР) с организациями, обладающими необходимой ресурсной базой, именем и опытом работы с финансово–экономической информацией, с целью организации национального рейтинга, предусмотрев платность и государственное регулирование тарифов в этой области

Акты и согла-шения  ФСФР

ФСФР


11.2

Создать в 2004-2005 гг. систему государственной информационной поддержки внутреннего рынка ценных бумаг и инвестиций в производство, обеспечивая раскрытие позитивных сведений о российских предприятиях и организациях, быстро растущих компаниях, эмитентах, успешно работающих в сфере высоких технологий,  в мировых и отечественных информационных системах.

Заключить и реализовать соглашение государства (в лице ФСФР), саморегулируемых организаций, Московской межбанковской валютной биржи и Российской торговой системы, крупными эмитентами, профессиональными участниками рынка ценных бумаг об информационной поддержке инвестиций в экономику через рынок ценных бумаг


Акты, согла-шения ФСФР, МЭРТ РФ, Минис-терства культуры и массо-вых комму-никаций

ФСФР, МЭРТ РФ, Минис-терства культу-ры и массо-вых комму-никаций


11.3

Разработка и реализация федеральной целевой программы по образовательной поддержке инвесторов, формированию культуры инвестирования и корпоративного управления, укреплению этики ведения бизнеса на финансовом рынке

ФЦП МЭРТ, Министерство ку-льтуры и массовых коммуни-каций,  Министе-рство образо-вания и науки РФ, Минэко-ном-развития РФ, ФСФР

МЭРТ, Министе-рство ку-льтуры и массовых коммуни-каций,  Министе-рство образо-вания и науки РФ, Минэко-ном-развития РФ, ФСФР