Содержание


Введение. 3

1. «Ярмарка тщеславия» - роман без героя. 4

2. Воплощение романтизма в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия». 9

Заключение. 13

Список литературы.. 14


Теккерей сегодня - ведущая культурная

       сила в нашей стране.

 Мэтью Арнолд

Введение

 

Одним из самых известных имен как в английской, так и в мировой литературе является имя Уильяма Теккерея. Он вошел в мировую литературу со своим романом «Ярмарка Тщеславия».

Это произведение стало вершиной творчества писателя. «Ярмарка Тщеславия» вобрала в себя все то, что было сделано Теккереем-художником за десять предшествующих лет.

Уильям Мейкпис Теккерей (1811-1863) давно занял свое заслуженное место среди классиков мировой литературы, и сегодня уже никто не сомневается в силе его дарования и значении его наследия.

Но слава пришла к Теккерею поздно, и признание далось ему не легко.

О Теккерее как крупнейшей литературной силе, единственном сопернике Диккенса в Англии, заговорили только тогда, когда вышла его знаменитая «Ярмарка тщеславия». А вышла она на половине творческого пути большого мастера, когда тяжелая болезнь уже подтачивала его силы и жить ему оставалось не так много[1].

Цель работы – рассмотреть основные эстетические принципы романтизма и их воплощение в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

Задачи работы – проанализировать роман «Ярмарка тщеславия» с точки зрения того, о чем думал и что выражал, что наблюдал и обобщал великий У. Теккерей; рассмотреть воплощение романтизма в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия».

 

 

1. «Ярмарка тщеславия» - роман без героя

 

Все творчество Теккерея до опубликования им в 1847-1848 годах романа «Ярмарка тщеславия» многие исследователи рассматривают как подготовку его знаменитого шедевра.

Роман этот заканчивает один этап в развитии мысли и искусства Теккерея и начинает второй - и последний. Нельзя пройти мимо того, что, обобщая многие темы, положенные им в основу его ранних сатирических повестей и эссе, решая характеры, эскизы к которым мы находим в этих ранних его творениях,

Теккерей выработал новую манеру письма, новые формы отражения жизни.

Теккерея перестает удовлетворять гиперболизированный рисунок, шарж и обобщение, не оставляющие места для индивидуализации портретов. Он ищет новые, более выразительные, как ему представляется  теперь,  средства реалистического письма. Он ощущает потребность  глубже  заглянуть  во внутренний мир изображаемых им людей, показать их уже не с одной стороны и не как воплощение определяющего их порока, а с противоречиями, живущими в их сознании, чувствах и поведении. В  «Ярмарке  тщеславия»  окончательно складывается мастерство индивидуализированных портретов.

Новая тенденция к более полному и совершенному изображению типического, к индивидуализации его проявлений у разных людей  и  при  различных обстоятельствах в сочетании с большей полнотой видения окружающего мира определили характер творчества писателя в 1847-1852 годах, в пору создания им «Ярмарки тщеславия» (1847-1848).

Общепризнанно, что в первом крупном романе Теккерея «Ярмарка тщеславия» сила сатирического обличения особенно значительна. Хотя здесь изображено не все английское общество середины века, а лишь его привилегированные слои - различные представители землевладельческой аристократии и «средние классы» - коммерсанты, биржевики, предприниматели, - но они изображены в свете законов, которые управляют всем строем общественной Жизни.

Главная мысль Теккерея, положенная в основу всех образов книги, как и ее композиции, - власть денег в обществе, где победила буржуазия, глухая ко всему, кроме наживы, заразив при этом эгоизмом и своекорыстием и тех аристократов, которым стремилась подражать в манерах, поведении, образе жизни. В изображаемом мире царят законы «базара житейской суеты», на котором все продается и все покупается, включая совесть людей, их лучшие побуждения и чувства. Заглавие книги и тот символический образ, к которому Теккерей неоднократно обращается в тексте романа, заимствован из широко популярного в Англии произведения Бэньяна «Путь паломника» (1678). На «ярмарке (или базаре) житейской суеты», которую рисовал Бэньян, продается решительно все: «любые товары... жены, мужья, дети... все, что угодно». В русских переводах 1853 и 1873 годов роман выходил под названьем «Базар житейской суеты».

Теккерей назвал «Ярмарку тщеславия» романом без героя, рассуждая, что в современном мире есть только один герой - деньги. Той же мысли подчинена в конечном счете и структура романа: в нем нет сюжета в общепринятом смысле слова, и действие развертывается в соответствии с ходом самой жизни - как будничная хроника, намеренно несколько отодвинутая в прошлое. Точнее даже говорить о двух хрониках, положенных в основу повествования: параллельно в нем развертывается два действия, в одном персонажи - помещики-землевладельцы (как Кроули) и столичные аристократы (как Стайн), в другом - банкиры - и коммерсанты, биржевики и дельцы Сити (как Осборн и Седли). Развертывая параллельно две хроники, Теккерей не противопоставлял, а скорее сопоставлял, добиваясь у читающего ощущения внутренней связи - единства сил, движущих всеми людьми вне зависимости от их принадлежности к той или другой общественной среде. Он хочет подчеркнуть: формы поведения могут быть разными, но суть всюду одна. Счастье Эмилии Седли зависит от положения дел ее отца на бирже, а Родон Кроули возлагает надежды на наследство богатой старой тетки. Старый Осборн в своих поступках руководствуется теми же принципами, что и маркиз Стайн, и в основе отношения к вещам того и другого, как бы различны они ни были, всегда в конечном итоге - расчет и денежныйинтерес.

Теккерей не делит своих персонажей на злых и добрых (как это, в особенности в ранних вещах, делал Диккенс). На том «базаре житейской суеты», который стремился показать писатель, большинство людей злы, некоторые смешны, а добрые, если они порой и встречаются, одурачены или растоптаны злыми. Теккерей любил делить всех людей на мошенников и одураченных, иными словами, на тех, что «живут по законам ярмарки», и тех, кого они вводят в заблуждение или так или иначе одурачивают (как доброго идеалиста Доббина). Сатира на всех участников этой грустной комедии (как одураченных, так и дурачащих) пропитана скептицизмом, поскольку Теккерей внушает читателю свой основной философский принцип – «такова жизнь».

Острота обличения в «Ярмарке тщеславия» определяется тем, что наиболее омерзительные автору персонажи романа (и их прототипы в жизни) - это те, кто, живя по законам буржуазного общества, пользуется его полным одобрением.

Так, маркиз Стайн - знатная особа и крупный политический деятель - по своему моральному облику одна из наиболее отталкивающих фигур в романе. Уважаемый всеми делец Осборн проявляет полнейшее бездушие к разорившемуся Седли, которому обязан в прошлом своим богатством и благополучием...

Порядочным человеком в понимании Теккерея мог остаться только тот, чьи интересы лежали за пределами власти денег. Но таких людей было мало, и если он их и встречал, то чаще всего они оказывались одураченными, как Доббин, много лет гнавшийся за ложным идеалом.

Эмилия Седли, долго воспринимавшаяся Доббином  как  совершенство, рисуется Теккереем с тонкой и скрытой иронией. Ее образ - пародия на положительных героинь Диккенса и других авторов английского романа XIX века, воплощавших добродетель. Верность памяти Джорджа Осборна, ветреника и обманщика, показывает не только неумение Эмилии разбираться в людях, но и большую ограниченность.

 Особое место в художественной системе романа занимает образ Бекки Шарп, недаром принимаемой порой за героиню книги. Характер Бекки решен в старой манере писателя - манере преувеличения и шаржа, причем рисует его Теккерей, подчеркивая эту гиперболизацию Бекки - обобщение всего того, что показано в романе во многих повторяющихся аспектах, - власти денег, циничной откровенности в охоте за различными формами удачи и обогащения. В этом смысле она воспринимается как реалистический символ всего показанного.

На протяжении романа Бекки плачет один только раз, и слезы ее пролиты по поводу того, что она просчиталась, выйдя замуж за молодого Родона Кроули, тогда как, подождав немного, могла бы стать женой овдовевшего старого баронета - жадного, скупого и мелочного сэра Питера Кроули. Образ Бекки - дочери бедных родителей, ставшей, по словам автора, взрослой уже  с восьмилетнего возраста, - гипербола с начала и до конца. Гиперболически показана ее беззастенчивая погоня за теми жизненными благами, которые она намерена отвоевать, сражаясь с неблагоприятными для нее обстоятельствами.

При этом следует отметить, что Теккерей не судит недобрую и совершенно беззастенчивую молодую авантюристку. «Пожалуй, и я была бы хорошей женщиной, имей я пять тысяч фунтов годового дохода», - рассуждает Ребекка. Поведение Бекки Шарп в доме Седли, а потом Кроули он объясняет отсутствием маменьки: о Бекки некому позаботиться так, как заботятся о других девушках, устраивая их благополучие путем выгодного брака. Свое счастье Бекки пытается строить сама, причем ее представления о счастье ничем не отличаются от тех, что царят вокруг нее. В рисунке образа Бекки Теккерей перекликается с другим великим реалистом XIX века Бальзаком, сказавшим устами Вотрена: «Нет добродетелей, есть только обстоятельства».

«Ярмарка тщеславия» написана в своеобразной манере. Показывая нравы современной Англии и всем характером своего изображения подчеркивая свое отношение к ним, Теккерей не довольствовался одним повествованием и его драматизацией в диалоге. Роман пронизан авторским комментарием и авторскими рассуждениями о жизни и людях. Эти отступления чаще всего непосредственно связаны с текстом романа, но зачастую уводят читателя в мир авторской философии. Как правило, они лиричны по своей интонации.

Приемы изображения в «Ярмарке тщеславия» намного богаче и разнообразнее тех, что характеризовали ранние повести  Теккерея.  Определяется  это разнообразие новой установкой писателя, изображением того, что по прошествии столетия наша критика назвала диалектикой характера.

«Ярмарка тщеславия» показала, насколько чужд был Теккерею какой-либо мелодраматизм, какая-либо сентиментальность, характерные для большинства произведений его английских современников. Его стиль лаконичен, причем в особенности тогда, когда рисуются трагические моменты в жизни персонажей хроники. По словам самого писателя, он «опускал занавес» всякий раз, когда касался трагического или интимного или сталкивался с человечностью, которую так редко видел вокруг себя[2].

 

2. Воплощение романтизма в романе У. Теккерея «Ярмарка тщеславия»

 

Утверждение, что в «Ярмарке тщеславия» Теккерей  достиг  вершины сатирического обличения, не означает, что после выхода в свет этого романа, принесшего ему наконец давно заслуженное всеобщее признание, писатель не создал других значительных произведений.

Каков же замысел писателя? В одном из писем к матери он пишет: «Все, что я хочу, – это создать ряд лиц, живущих без Бога (только это – лицемерно-ханжеская фраза), жадных, напыщенных, низменных, совершенно самодовольных в своем большинстве и уверенных в своем превосходстве»[3]. Иными словами, он создает мир снобов, Ярмарку Тщеславия. «Писателю удается, рисуя начало прошлого века, представить его как аналог других исторических эпох. Он не мог бы сделать этого без театрализации повествования»[4].

Итак, принцип театрализации является очень важным для «Ярмарки Тщеславия» как элемент сатирического изображения мира.

В образ Ярмарки автор вкладывает, по крайней мере, три взаимосвязанных смысла: это «сатанинский», мирской соблазн, суетность всего земного, это образ города и торговли и, наконец, воплощение «театральности», то есть иллюзорности земного бытия»[5]. Нас интересует прежде всего третий момент, который и нашел отражение в «Ярмарке Тщеславия» Теккерея.

Предисловие романа озаглавлено «Перед занавесом». В нем мир представляется как Ярмарка, на которой в балагане и разыгрывается представление, занимающее основное место в романе. Кукольник созывает зрителей, представляя им некоторых кукол: Ребекку, Эмилию, Доббина. Как заправский зазывала он приглашает людей посмотреть зрелище, в котором есть все: «кровопролитные сражения, величественные и пышные карусели, сцены из великосветской жизни, а также из жизни очень скромных людей, любовные эпизоды для чувствительных сердец, а также комические, в легком жанре».

Герои, действующие в романе, это всего лишь куклы, марионетки, которыми руководит Кукольник, дергая за ниточки тщеславия. Они же думают, что действуют абсолютно автономно. Например, Ребекка даже вообразила себя Кукольником, разыгрывая куклами смешные сценки перед зрителями, умело играя на чувствах людей, на их слабостях для достижения цели (Родон Кроули, Эмилия). Бекки, чувствуя всю пустоту светского общества, сама признается, что самым уместным для нее было бы «надеть усыпанный блестками костюм и танцевать на ярмарке». Она всю жизнь ведет сложную игру с окружающими и с собой, лицемерит и играет разные роли смотря по обстоятельствам: «Когда на нее нападали, Бекки ловко принимала вид застенчивой ingenue (простушки) и под этой маской была особенно опасна». «Какое бесстыдство проявляет эта женщина», – говорили одни… «Что за честное и добродушное существо!» - говорили другие. «Какая хитрая кривляка!» - говорили третьи. Все они, вероятно, были правы»[6].

Гораздо меньше в романе моментов, когда Ребекка Шарп ведет себя естественно. Так, например, когда она осознает, что, выйдя замуж за Родона Кроули, упустила шанс стать миледи, миссис Кроули: «На протяжении нашего романа мы еще ни разу не видели, чтобы она теряла присутствие духа. Но теперь это произошло, и она заплакала самыми неподдельными слезами, какие когда-либо лились из ее глаз»[7]. Примером так же является сцена скандала в доме полковника Кроули. Здесь искренни все. Лорд Стейн разоблачен, Родон и Бекки неожиданно оказываются способны на сильные чувства: «Все произошло раньше, чем Ребекка могла вмешаться. Она стояла подле, трепеща всем телом. Она любовалась своим супругом, сильным, храбрым – победителем!»[8].

Чем же обусловлена постоянная игра героев романа?

Снобизм, в понимании Теккерея, - это емкая социально-психологическая категория, которая связана с отчуждением и является одним из аспектов театрализации жизни. Сноб – человек, явно завышающий значение ценностей социальной иерархии и играющий чуждые естеству роли в обществе. В снобизме две взаимосвязанные стороны – низкопоклонство перед вышестоящими и презрение к низшим.

На Ярмарке Тщеславия в погоне за деньгами, почестями, положением в обществе забываются истинные ценности. Человек ценится по счету в банке, титулу и возможности что-то дать: «В ваших дружеских чувствах к богачу столько же искренности, как и в его ответном к вам расположении. Вы любите деньги, а не самого человека!»[9]. Потому и заискивают родственники перед богатой мисс Кроули, потому и расторгает Осборн-старший помолвку своего сына с дочерью обанкротившегося дельца. «Подобно многим состоятельным людям, мисс Кроули привыкла пользоваться услугами низших до тех пор, пока это было ей нужно, и, нимало не задумываясь, отпускала их от себя, едва эта надобность проходила. Некоторым богатым людям органически несвойственна благодарность»[10].

Как только человек перестает быть нужным, он отодвигается в сторону. Таковы планы мисс Кроули в отношении Ребекки, так Ребекка поступает с сыном и Родоном.

Таков мир пьесы, разыгрываемой Кукольником, таков мир Ярмарки Тщеславия. И автор ни на миг не позволяет читателю, вернее, зрителю забыть о том, что и он находится на этой Ярмарке, что и он кукла, руководимая тщеславием. Очень часто он обращается к зрителям и говорит: «…Я не думаю, сударыни, что мы вправе хоть сколько-нибудь осуждать ее…», поскольку повсюду «ловят» женихов, ублажают сварливую, но богатую родственницу, аристократы, ничего из себя не представляющие, кичатся своими героическими предками, продают себя за возможность стать женой баронета девушки, имеющие шанс стать счастливыми в браке с равными себе по общественному положению.

И зрители играют роли уже в своей жизни. Таким образом, воплощается фраза Шекспира: жизнь – это театр, и люди в нем актеры.

Действие романа отнесено к началу XIX века, полному важных исторических событий. Но на судьбы героев они влияют только в том случае, когда непосредственно их касаются (смерть Джорджа). В своем большинстве герои живут как обычно. Нет обусловленности характеров исторической эпохой. Отсутствие принципиальной разницы между историческим и современным романом у Теккерея объясняется тем, что прошлое он воспринимал как вариант настоящего и будущего. Герои «Ярмарки Тщеславия» – это снобы «всех времен и народов», живущие по закону достижения успеха любыми путями в любой стране и в любую эпоху.

Гротескно выведенный Джоз Седли, расхваливающий свои подвиги в битве при Ватерлоо, это Хвастливый Воин Плавта. Ребекка предстает перед нами Психеей, Клитемнестрой. Но трагические образы низводятся в ее лице до фарса. Амур, стоявший на коленях перед Психеей, это отвратительный старый сэр Питт. Клитемнестра убивает мужа, мстя за дочь, принесенную в жертву, а Ребекка из жадности предает Родона.

Заключение

 

«Ярмарка тщеславия» прославила имя Теккерея во всех цивилизованных странах мира, но английская критика долго не могла примириться с этим необычным произведением литературного искусства.

Все в нем было «не по правилам»: не было счастливого конца, не было героя, не было пылких чувств и неиссякаемых слез... А когда начинала плакать Эмилия, даже преданный ей Доббин вспоминал об открывшемся кране водопровода.

И все же гениальное произведение сломало предрассудки консервативной критики, смертельно испугавшейся нарушенного стереотипа.

Герои книги – актеры, которых легко перенести в любой период истории. И именно принцип театрализации дает возможность запечатлеть в героях, представителях конкретной исторической эпохи, общечеловеческие качества.

Все в романе вольно или невольно играют какие-то роли, обманывая и себя и других. Таков принцип Ярмарки Тщеславия. Роман стал для Теккерея экспериментальной сценой, на которой он поставил и разыграл трагикомический спектакль Ярмарки Тщеславия».

Романист видит жизнь в ее стоминутной конкретности и под знаком вечности.

 

Список литературы

 

1.     Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов: Издательство «Миг», 1984.

2.     Ивашева В. Теккерей – гуманист и сатирик. М.: Высшая школа, 1991.

3.     Медянцев И.Т. Английская сатира XIX века (типология и традиции). Ярославль: Новость, 1974.

4.     Соловьева Н.А., Миловидов В.А., Спицына Л.С. Английская литература. Реализм. М.: Высшая школа, 1991.

5.     Теккерей У. Ярмарка Тщеславия. М.: Художественная литература, 1983.

 


[1] Ивашева В. Теккерей – гуманист и сатирик. М.: Высшая школа, 1991. С. 14.


[2] Соловьева Н.А., Миловидов В.А., Спицына Л.С. Английская литература. Реализм. М.: Высшая школа, 1991. С. 73-79.

[3] Медянцев И.Т. Английская сатира XIX века (типология и традиции). Ярославль: Новость, 1974. С. 100.

[4] Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов: Издательство «Миг», 1984. С. 75.

[5] Там же. С. 68.

[6] Вахрушев В.С. Творчество Теккерея. Саратов: Издательство «Миг», 1984. С. 72.

[7] Теккерей У. Ярмарка Тщеславия. М.: Художественная литература, 1983. С. 169.

[8] Там же. С. 567.

[9] Теккерей У. Ярмарка Тщеславия. М.: Художественная литература, 1983. С. 160.

[10] Там же.