Содержание


1. Федеральные конституционные законы и Федеральные законы Российской федерации, направленные на преодоление кризисных ситуаций в экономике и обществе. 3

2. Подзаконные нормативные правовые акты, направленные на преодоление кризисных ситуаций в экономике и обществе. 8

Список литературы.. 12


1. Федеральные конституционные законы и Федеральные законы Российской федерации, направленные на преодоление кризисных ситуаций в экономике и обществе


1. Федеральный конституционный закон от 30 мая 2001 г. N 3-ФКЗ "О чрезвычайном положении" // Собрание законодательства Российской Федерации от 4 июня 2001 г., N 23, ст.2277

В настоящий Федеральный конституционный закон внесены изменения следующими документами: ФКЗ от 30 июня 2003 г. N 2-ФКЗ

Введение чрезвычайного положения является временной мерой, применяемой исключительно для обеспечения безопасности граждан и защиты конституционного строя Российской Федерации.

Целями введения чрезвычайного положения являются устранение обстоятельств, послуживших основанием для его введения, обеспечение защиты прав и свобод человека и гражданина, защиты конституционного строя Российской Федерации.


2. Федеральный конституционный закон от 30 января 2002 г. N 1-ФКЗ "О военном положении" // "Российская газета" от 2 февраля 2002 г. N 21

 Целью введения военного положения является создание условий для отражения или предотвращения агрессии против Российской Федерации.

 В соответствии с частью 2 статьи 87 Конституции Российской Федерации основанием для введения Президентом Российской Федерации военного положения на территории Российской Федерации или в отдельных ее местностях является агрессия против Российской Федерации или непосредственная угроза агрессии.

Для целей настоящего Федерального конституционного закона в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права агрессией против Российской Федерации признается применение вооруженной силы иностранным государством (группой государств) против суверенитета, политической независимости и территориальной целостности Российской Федерации или каким-либо иным образом, несовместимым с Уставом ООН.


3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. N 114-ФЗ "О противодействии экстремистской деятельности" // Собрание законодательства Российской Федерации от 29 июля 2002 г., N 30, ст. 3031

Настоящим Федеральным законом в целях защиты прав и свобод человека и гражданина, основ конституционного строя, обеспечения целостности и безопасности Российской Федерации определяются правовые и организационные основы противодействия экстремистской деятельности, устанавливается ответственность за ее осуществление.

Противодействие экстремистской деятельности осуществляется по следующим основным направлениям:

принятие профилактических мер, направленных на предупреждение экстремистской деятельности, в том числе на выявление и последующее устранение причин и условий, способствующих осуществлению экстремистской деятельности;

выявление, предупреждение и пресечение экстремистской деятельности общественных и религиозных объединений, иных организаций, физических лиц.


4. Федеральный закон от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" // "Российская газета" от 2 ноября 2002 г. N 209-210

Данный ФЗ был принят в целях стабилизации экономического положения на смену устаревшему Закону который не отвечал реальной ситуации в сфере хозяйственной деятельности.

В соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации настоящий Федеральный закон устанавливает основания для признания должника несостоятельным (банкротом), регулирует порядок и условия осуществления мер по предупреждению несостоятельности (банкротства), порядок и условия проведения процедур банкротства и иные отношения, возникающие при неспособности должника удовлетворить в полном объеме требования кредиторов.

 Действие настоящего Федерального закона распространяется на все юридические лица, за исключением казенных предприятий, учреждений, политических партий и религиозных организаций.

Отношения, связанные с несостоятельностью (банкротством) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, регулируются настоящим Федеральным законом. Нормы, которые регулируют несостоятельность (банкротство) граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, и содержатся в иных федеральных законах, могут применяться только после внесения соответствующих изменений и дополнений в настоящий Федеральный закон.

 Если международным договором Российской Федерации установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, применяются правила международного договора Российской Федерации.

К регулируемым настоящим Федеральным законом отношениям с участием иностранных лиц в качестве кредиторов применяются положения настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено международным договором Российской Федерации.

 Решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации в соответствии с международными договорами Российской Федерации.

При отсутствии международных договоров Российской Федерации решения судов иностранных государств по делам о несостоятельности (банкротстве) признаются на территории Российской Федерации на началах взаимности, если иное не предусмотрено федеральным законом.


5. Федеральный закон от 21 июля 1997 г. N 119-ФЗ "Об исполнительном производстве" // "Российская газета" от 5 августа 1997 г

В настоящий ФЗ внесены изменения следующими документами: ФЗ от 10 января 2003 г. N 8-ФЗ; ФЗ от 24 декабря 2002 г. N 176-ФЗ

Настоящий Федеральный закон направлен на укрепление законности в сфере разрешения споров в судебном порядке, определяет условия и порядок принудительного исполнения судебных актов судов общей юрисдикции и арбитражных судов, а также актов других органов, которым при осуществлении установленных законом полномочий предоставлено право возлагать на граждан, организации или бюджеты всех уровней обязанности по передаче другим гражданам, организациям или в соответствующие бюджеты денежных средств и иного имущества либо совершению в их пользу определенных действий или воздержанию от совершения этих действий.

 Требования судебного пристава-исполнителя по исполнению судебных актов и актов других органов обязательны для всех органов, организаций, должностных лиц и граждан на всей территории Российской Федерации.

 В случае невыполнения требований судебного пристава-исполнителя он применяет меры, предусмотренные настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.

Сопротивление судебному приставу-исполнителю при осуществлении им функций по исполнению судебных актов и актов других органов влечет ответственность, предусмотренную законодательством Российской Федерации.


6. Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" // Собрание законодательства Российской Федерации, от 26 декабря 1994 г., N 35, ст. 3648.

Целями настоящего Федерального закона являются:

-  предупреждение возникновения и развития чрезвычайных ситуаций;

- снижение размеров ущерба и потерь от чрезвычайных ситуаций;

- ликвидация чрезвычайных ситуаций.

Единая государственная система предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций объединяет органы управления, силы и средства федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления, организаций, в полномочия которых входит решение вопросов по защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.



2. Подзаконные нормативные правовые акты, направленные на преодоление кризисных ситуаций в экономике и обществе

 

1.Указ Президента Российской Федерации от 5 сентября 1995 г. N 898 "О дополнительных компенсационных выплатах лицам, пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике" // Собрание законодательства Российской Федерации, 1995, N 37, ст.3586; 2001, N 7, ст.629

2.Постановление Правительства РФ от 4 июля 2003 г. N 404 "О порядке осуществления компенсационных выплат за утраченное жилье и имущество пострадавшим в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике гражданам, постоянно проживающим на ее территории" // Собрание законодательства Российской Федерации от 14 июля 2003 г. N 28 ст. 2929

Во время боевых действий в Чеченской республике многое жители оказались в бедственном социальном положении, лишились жилья и средств к существованию.

Настоящий Указ и принятое во исполнение указа Постановление определяет категории граждан, имеющих право на получение компенсационных выплат за утраченное в результате разрешения кризиса в Чеченской Республике жилье и имущество (далее именуются - компенсационные выплаты), а также устанавливает порядок осуществления компенсационных выплат.

            3. Указ Президента Российской Федерации «о деятельности исполнительных органов до преодоления кризиса власти» от 20 марта 1993 г. N 379

Институт Президента республики введен по прямому волеизъявлению народа Российской Федерации;

     В данном указе  отмечено, что  VII Съезд народных депутатов Российской Федерации не принял решений по совершенствованию системы государственной  власти Российской Федерации,     основанной     на    принципах    разделения законодательной, исполнительной и  судебной  властей,  что  усугубляет кризис в экономике и структурах власти.

    Учитывая остроту политической конфронтации в обществе, усиление

сепаратизма, национализма, преступности, президент  счел необходимым предпринять ряд неотложных мер, направленных на стабилизацию   обстановки,   создание   условий   для  эффективного проведения реформ, и постановил:

            Назначить на 25  апреля  1993  года  голосование  о  доверии Президенту Российской Федерации.

  Провести одновременно   с  голосованием  о  доверии  Президенту Российской Федерации  голосование   по   проекту   новой   Конституции Российской Федерации   и   проекту  закона  о  выборах  в  федеральный

парламент.                      

4. Постановление Государственной Думы Федерального Собрания РФ от 10 июня 1998 г. N 2564-II ГД "О кризисном социальном положении военнослужащих Вооруженных Сил Российской Федерации" // Собрание законодательства Российской Федерации от 22 июня 1998 г., N 25, ст. 2855

В данном Постановлении содержатся сведения о том что в армии и на флоте продолжает неуклонно расти число погибших военнослужащих, в том числе и от самоубийства, растет количество преступлений, в армии и на флоте практически прекратилась боевая подготовка, увеличивается количество неисправной техники, инженерно-коммуникационные сооружения, здания и жилой фонд военных городков ветшают и приходят в негодное состояние. Данные процессы вязаны с низким уровнем финансирования.

Для преодоления сложившийся кризисной ситуации в армии и на флота Государственная Дума Федерального Собрания Российской Федерации постановляет:

 Просить Президента Российской Федерации, Правительство Российской Федерации:

прекратить сокращение Вооруженных Сил Российской Федерации под видом их "реформирования" до решения проблемы финансового обеспечения с учетом полного погашения задолженности перед Министерством обороны Российской Федерации по всем статьям расходов федерального бюджета и создания необходимой правовой базы для проведения военной реформы;

добиться от всех органов государственной власти Российской Федерации, органов местного самоуправления субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления и их должностных лиц неукоснительного соблюдения законодательства Российской Федерации в отношении военнослужащих, граждан, уволенных с военной службы, и членов их семей.

Просить Генерального прокурора Российской Федерации:

провести проверки соответствия требованиям Федерального закона "О статусе военнослужащих" постановлений Правительства Российской Федерации, приказов Министра обороны Российской Федерации и иных нормативных правовых актов Российской Федерации;

провести проверки всех случаев гибели и самоубийств военнослужащих, причиной которых явилось недостаточное финансирование Вооруженных Сил Российской Федерации, и дать правовую оценку действиям должностных лиц.

Поручить Счетной палате Российской Федерации провести проверку законности исполнения федерального бюджета на 1997 год в части финансирования расходов Министерства обороны Российской Федерации.


5. Постановление Государственной  Думы Федерального Собрания Российской Федерации «О кризисном положении в российской науке» 25 марта 1994 года N 77-I ГД

В условиях  общего кризиса в стране,  сопровождающегося резким сокращением масштабов государственной поддержки науки, значительным уменьшением  объемов  бюджетного  финансирования  фундаментальных и приоритетных  прикладных   исследований   в   научных   учреждениях Российской академии наук (РАН),  отраслевых академий,  министерств, ведомств и в вузах, сложилась ситуация, граничащая с катастрофой. Из науки  ушли  в  иные  сферы  деятельности,  уехали за рубеж многие  высококвалифицированные  ученые  и  талантливая   молодежь. Закрываются  лаборатории и сокращаются исследования по приоритетным направлениям. Уменьшились  объемы  исследований  по  созданию  новой  техники   и технологий,   масштабы  строительства  институтов  и  оснащения  их оборудованием,  приборами и реактивами.  Заработная плата ученых  - докторов  и  кандидатов  наук  - в настоящее время существенно ниже среднего ее уровня по стране.  Создавшаяся в науке ситуация  грозит непоправимыми  последствиями  для государства,  вызывает повышенную социальную напряженность в коллективах научных учреждений и  высших учебных заведений и требует принятия неотложных мер, в    целях  выхода  науки  из  кризиса

Государственная   Дума   Федерального Собрания Российской Федерации

 постановила:

Предложить  Правительству  Российской Федерации рассмотреть вопросы:

об обеспечении   сохранения  и  развития  научного  потенциала страны на основе  приоритетного  финансирования  фундаментальных  и перспективных  прикладных  исследований за счет увеличения расходов бюджетов всех уровней на эти цели путем соответствующего расширения доходной  базы федерального бюджета прежде всего за счет сокращения расходов  на  содержание  государственного  аппарата   и   масштаба субвенций  территориям,  обеспечив  покрытие  многократно возросших расходов на электроэнергию и коммунальные услуги,  повышение уровня заработной  платы  ученых,  укрепление материально-технической базы науки,  закупку специальной литературы  за  рубежом,  содержание  и развитие научных библиотек;

     о включении затрат на  проведение  научно-исследовательских  и опытно-конструкторских работ (НИОКР) в состав затрат.., 

и другие меры.


Список литературы


1.Российская газета 2002 г. N 21; 209-210;

2. Собрание законодательства Российской Федерации 1994 г., N 35; 1995, N 37; 2001 г., N 7, 23; 2002 г., N 30; 2003 г. N 28