Содержание

Задание 1. 3

Задание 2. 4

Список литературы.. 12

Задание 1

• Какие инструменты, используемые для реализации приро­доохранной политики, могут способствовать притоку инвестиций для «коричневых» проектов: разрешения на выбросы или технологические стандарты? Почему?

• При осуществлении «зеленых» проектов часто возникают серьезные проблемы со справедливым распределением их ре­зультатов среди групп населения. Можете ли Вы привести свои соображения в отношении справедливого распределения в том случае, когда значительная территория коммерчески используе­мого леса присоединяется к национальному парку?

Ответ

Разрешения на выбросы или технологические стандарты конечно будут способствовать к реализации «коричневых» инвестиционных проектов но это сильно ударит по экологии данного региона и по земному шару в целом.

Когда значительная часть территории присоединяется к национальному парку это конечно хорошо, но есть и свои минусы для экономики цены на дерево возрастают расходы на содержание леса и т.д. Но по состоянию на сегодняшний день лучше всего часть коммерческих лессов присоединить к национальному парку, так как на земле с каждым годом портится воздух и наблюдается парниковый эффект.


Задание 2

Экономический анализ работы очистных сооружений сточных вод, сбрасываемых в речной бассейн

На рассматриваемой территории действуют 10 предприятий (число 10 взято произвольно), сточные воды которых поступают на центральную станцию очистки сточных вод, принадлежащую местным властям. В этих стоках содержится загрязняющее веще­ство (х), которое не может быть удалено при помощи сущест­вующих очистных установок.

Сброс загрязнителя х в речной бассейн вызывает две экологиче­ские проблемы: существенно сокращает коммерческий лов рыбы в реке и делает речную воду непригодной для орошения близлежащих посевных площадей сахарной свеклы. В связи с этим река становит­ся менее привлекательной для рыболовов-любителей. Также под­вергаются опасности некоторые популяции животных.

500 семей имели возможность выручать ежегодно около 3500 тыс. долларов США от продажи рыбы, пойманной в данной реке, до того как рассматриваемое вещество стало попадать в нее вме­сте со стоками. Сейчас эти семьи зарабатывают только 1500 дол­ларов, прилагая те же усилия, что и прежде.

6000 га посевной площади отведено под разведение сахарной свеклы, которая должна орошаться речной водой, но по причине ее непригодности для этих целей оросительные установки не ис­пользуются. При орошении урожаи сахарной свеклы (объем чис­той продукции) составляют около 14 т с гектара, без орошения -10 т. Чистый доход составляет 50 долларов США за тонну.

Учеными подсчитано, что абсорбционная способность реки равна приблизительно 1 000 000 кг загрязнителя в год. В настоя­щем сброс загрязнителя х составляет около 5 000 000 кг в год, т. е. 500,000 от каждого предприятия. Таким образом, для восста­новления реки необходимо 80%-ное сокращение сброса загрязни­теля х.

Подсчитано, что если в течение одного года сброс х умень­шится на 20 %, фермеры смогут использовать воду для орошения и улов рыбы возрастет на третий год после сокращения сброса.

Для сокращения сброса загрязнителя х в реку на 20 % сущест­вует специальная технология очистки. Стоимость необходимых очистных сооружений равна 4 000 000 USD в инвестициях. Еже­годные производственные затраты составят 200 000 USD. Данная установка имеет десятилетний срок службы и может быть уста­новлена немедленно.

В настоящее время компании должны платить за сброс х 0.1 USD за 1 кг. Местные власти не очень внимательно следят за собираемостью платежей. Таким образом, собираются только по­лучается только 50 % от общего объема установленных выплат.

Вопрос 1

Госрегулирование и социальный анализ «затра­ты-выгоды»

Природоохранные органы озабочены негативным воздействи­ем данного загрязнения на доходы фермеров и рыбаков и рас­сматривают вопрос о вложении денег в дополнительные очист­ные установки, способные сократить сброс х на 80 %. Перед тем как принять решение о финансировании, власти должны провести социальный анализ «затраты-выгоды».

• Назовите основания вмешательства официальных властей в деятельность компании?.

Ответ

Основная цель государственного регулирования - увеличение или максимизация благосостояния общества в тех случаях, когда рынок не может самостоятельно достичь этого состояния. Эта цель не всегда достигается на практике, поскольку могут возникнуть другие задачи и факторы воздействия на принятие решений:

- справедливое распределение доходов (социальная справед­ливость);

- национальная безопасность;

- государство может начать перераспределять получаемые выгоды между различными влиятельными группами населения за счет других членов общества;

- принятие решений под давлением общественности.

- наличие провалов рынка;

- результаты вмешательства должны быть лучше рыночных или улучшить функционирование рынка;

- выгоды государственного регулирования должны превышать расходы на эту деятельность, т. е. планирование, обеспечение вы­полнения устанавливаемых норм (административные расходы).

Если вмешательство государства оказывает непреднамерен­ное отрицательное влияние на функционирование других секто­ров экономики или состояние среды улучшилось меньше, чем предусматривалось, или даже ухудшилось, подобное явление на­зывают «провалом государственной политики».

• Какие виды выгод и затрат должны быть включены для про­ведения анализа «затраты-выгоды»? Подсчитайте затраты и вы­годы, поддающиеся цифровому исчислению. Данные внесите в табл. 1.

• Проведите анализ «затраты-выгоды» при ставке дисконта в 10 % в год. Данные внесите в табл. 1.

Для подсчета текущей стоимости (ТС) будущего платежа этот платеж должен быть дисконтирован. Дисконтирование будущих платежей рассчитывается по формуле

ТС = Пг = (1+д)-t

где ТС - текущая стоимость; Пг - платеж в год; д - ставка дис­конта; t - количество лет, прошедших с настоящего момента; (1 + д) -f - фактор дисконта.

Для упрощения расчета ТС в табл. 1. представлены факторы дисконтирования для различных сочетаний количества лет, в те­чение которых должно произойти дисконтирование платежей и ставки дисконта.

Таблица 1

Чистая текущая стоимость

Затраты на очистку, $

Дисконтирование

Год

Инвестиции

ПЗ

Коэффициент

ЧТС,$

0


-200000

1

-200000

1


-200000

0,91

-182000

2


-200000

0,83

-166000

3


-200000

0,75

-150000

4


-200000

0,68

-136000

5


-200000

0,62

-124000

6


-200000

0,56

-112000

7


-200000

0,51

-102000

8


-200000

0,47

-94000

9


-200000

0,42

-84000

10


-200000

0,39

-78000




Всего


Для подсчета чистой текущей стоимости (ЧТС) проекта необ­ходимо дисконтировать ежегодный размер платежей. Однако в случае, если платежи идентичны, эту операцию можно упростить путем использования так называемого коэффициента ежегодной ренты. Ежегодная рента - это последовательность идентичных платежей в течение определенного ряда лет (или равных времен­ных отрезков):

ТС = К(д,г)П,

где ТС - текущая стоимость; П - сумма ежегодной выплаты; К (д, г) - фактор ежегодной ренты, величина которого зависит от ставки дисконта и количества лет, в течение которых выплачива­ется равная сумма платежей.

Платежи выплачиваются в конце каждого года, первый пла­теж выплачивается год спустя после указанного времени, для ко­торого производились подсчеты текущей стоимости.

Вопрос 2

Платежи за природопользование

• Значение и применение принципа «платит пользователь» в данном контексте?

Принцип «пользователь платит» созвучен принципу «загряз­нитель платит». В данном случае вопрос состоит в том, что поль­зователь природоохранных услуг или природных ресурсов дол­жен оплачивать расходы по предоставлению подобных услуг или пользованию ресурсом. Оплата услуг подобного рода должна воз­лагаться на пользователей, а не включаться в государственный бюджет или бюджеты других источников финансирования (т. е. субсидироваться из них). Более того, если пользователь полностью оплачивает общественные издержки, то у него появляется эконо­мический стимул, способствующий экономному использованию экологических услуг или рациональному потреблению ресурсов.

Полному применению принципа «загрязнитель платит» пре­пятствует целый ряд негативных факторов: не закончена пере­стройка экономической структуры, нацеленная на формирование частного сектора в экономике, слабо развиты рынки капитала, сохраняются недостатки в банковской и законодательной систе­мах. Поэтому экологические платежи служат в основном как ме­ханизмы по мобилизации средств для централизованного финан­сирования природоохранных мероприятий. Организованное обеспечение такого финансирования на основе аккумулирования экологических платежей и целевого расходования полученных финансовых средств осуществляется с 2001 г. в рамках консоли­дированных бюджетов различных уровней. В этих условиях для стимулирования природоохранной деятельности необходимо:

- установление размера базовых ставок платежей за загрязне­ние окружающей среды на уровне затрат на предотвращение не­гативного воздействия на природную среду;

-  увеличение финансовой помощи со стороны федерального бюджета для проведения средозащитных мероприятий, требую­щих больших капитальных вложений природоохранного назна­чения в виде дотаций, субсидий;

-  использование дополнительных механизмов финансирова­ния, включая займы, субсидирование процентных ставок по кре­дитам, гарантирование экологических кредитов, долевое финан­сирование экологических проектов и их совместное осуществле­ние, а также возможное направление средств на выполнение кон­кретных природоохранных мероприятий в счет погашения внеш­него долга, которое нашло практическую реализацию в некото­рых странах Восточной Европы;

-  привлечение внебюджетных источников для реализации проектов, являющихся окупаемыми в финансовом отношении, и развитие рынка экологических услуг;

- предоставление льгот предприятиям, выполняющим приро­доохранные мероприятия по платежам за загрязнение окружаю­щей среды (например, льгот по налогу на имущество, прибыль,( льготы на амортизационные отчисления и т. д.).

Эффективное использование платежей за пользование при­родными ресурсами (для наглядности будем иметь в виду плату за водоснабжение и водоотведение) на основе принципа полного возмещения затрат сдерживается прежде всего слабостью инсти­туциональной инфраструктуры. Сюда относится отсутствие должным образом разработанных контрактов между водоканала­ми и потребителями, выполнение которых может гарантировано. Кроме того, отсутствие контроля со стороны пользователей за качеством предоставляемой услуги сдерживает готовность поль­зователей платить. Платежи за пользование водными ресурсами не компенсируют затрат водоканалов и не обеспечивают развитие их материальной базы.

• Платежи за природопользование могут взиматься с пред­приятий различными способами: либо в виде ежегодных фикси­рованных выплат либо путем оплаты сброса килограмма вещест­ва х. Каковы различия?

Отличие фиксированных выплат от килограммных выплат заключается в следующем в фиксированной выплате раз заплатил и хоть сколько скидывай а в килограммной выплате только за скиданные килограммы при фиксированной выплате выгодно предприятию но не выгодно экологии а при киллограмной не выгодно предприятию и экологии наносит не значительный ущерб.

Вопрос 3

Экономические стимулы и ответная реакция промышленности

В распоряжении предприятий имеется несколько способов сокращения сброса загрязнителя х. Проведенное экологическое аудирование, при помощи которого были исследованы производ­ственный процесс и варианты совершенствования ведения хозяй­ственной деятельности, выявило следующие способы сокращения содержания загрязнителя х в сбросах предприятия:

- совершенствование системы управления. Предприятие должно сократить сброс: на 20 % при ограниченных финансовых ресурсах. Чистые издержки должны при этом составить около 0,05 USD/кг устраненного вещества х;

- повторное использование вещества х. Это возможно путем установки оборудования для сбора и повторного использования х. Количество х должно сократиться на 40 % от первоначальных объ­емов. Чистые затраты на такого рода мероприятия примерно рав­ны 0,10 USD/кг устраненного вещества х;

- удаление вещества х из стоков предприятий. Предприятия могут установить маленькую станцию повторной очистки, со­кращающую содержание х в стоках предприятия на 80 %. Затра­ты по этому варианту будут равны приблизительно 0,30 USD/кг вещества х.

• Начертите кривую ПНИ (предельных природоохранных из­держек) для конкретного предприятия, основываясь на вышеупо­мянутых затратах на сокращение содержания х в стоках.

• Начертите кривую ППИ для всего сектора, т. е. для десяти рассматриваемых предприятий.

• Сколько финансовых ресурсов удастся сэкономить каждому предприятию ежегодно при проведении мероприятий по сокра­щению содержания х до оптимального уровня?

Ответ предприятиям удастся сэкономить 1000000 USD.


Список литературы


1.     Одум Ю. Экология: В 2 т: Пер с англ. - М.: Мир,1986. 1. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа - Человек -Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 343 с.

2.     Бобылев С.Н., Ходжаев А.Щ. Экономика природопользования. Учеб. по­собие. - М.: ТЕИС, 1997. - 272 с.

3.     Водный кодекс РФ от 16. 11. 1995г. N 167 - ФЗ;

4.     Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Э.В. Гиру-сова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 455 с.

5.     Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.; 1995. -188с.

6.     Диксон Д., Скура Л., Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ воздействия на окружающую среду. Пер. с англ. - 272 с.

7.     Закон  «Об  охране  окружающей  природной  среды»  от  02.06.1993. №5076-1.

8.     Закон РФ «О плате за пользование водными объектами», 1998 г.

9.     Закон «О плате за пользование водными объектами», 1998 г.

10.                       Козельцев МЛ, Грюнвалд Л., Бейкер Д. и др. Экономика природополь­зования. Электронная версия. - М., 2001.

11.                       Налоговый кодекс РФ. Ч. 2 от 5.08, 2000 г. № 118 - ФЗ.