Содержание
Задание 1. 3
Задание 2. 4
Список литературы.. 12
Задание 1
• Какие инструменты, используемые для реализации природоохранной политики, могут способствовать притоку инвестиций для «коричневых» проектов: разрешения на выбросы или технологические стандарты? Почему?
• При осуществлении «зеленых» проектов часто возникают серьезные проблемы со справедливым распределением их результатов среди групп населения. Можете ли Вы привести свои соображения в отношении справедливого распределения в том случае, когда значительная территория коммерчески используемого леса присоединяется к национальному парку?
Ответ
Разрешения на выбросы или технологические стандарты конечно будут способствовать к реализации «коричневых» инвестиционных проектов но это сильно ударит по экологии данного региона и по земному шару в целом.
Когда значительная часть территории присоединяется к национальному парку это конечно хорошо, но есть и свои минусы для экономики цены на дерево возрастают расходы на содержание леса и т.д. Но по состоянию на сегодняшний день лучше всего часть коммерческих лессов присоединить к национальному парку, так как на земле с каждым годом портится воздух и наблюдается парниковый эффект.
Задание 2
Экономический анализ работы очистных сооружений сточных вод, сбрасываемых в речной бассейн
На рассматриваемой территории действуют 10 предприятий (число 10 взято произвольно), сточные воды которых поступают на центральную станцию очистки сточных вод, принадлежащую местным властям. В этих стоках содержится загрязняющее вещество (х), которое не может быть удалено при помощи существующих очистных установок.
Сброс загрязнителя х в речной бассейн вызывает две экологические проблемы: существенно сокращает коммерческий лов рыбы в реке и делает речную воду непригодной для орошения близлежащих посевных площадей сахарной свеклы. В связи с этим река становится менее привлекательной для рыболовов-любителей. Также подвергаются опасности некоторые популяции животных.
500 семей имели возможность выручать ежегодно около 3500 тыс. долларов США от продажи рыбы, пойманной в данной реке, до того как рассматриваемое вещество стало попадать в нее вместе со стоками. Сейчас эти семьи зарабатывают только 1500 долларов, прилагая те же усилия, что и прежде.
6000 га посевной площади отведено под разведение сахарной свеклы, которая должна орошаться речной водой, но по причине ее непригодности для этих целей оросительные установки не используются. При орошении урожаи сахарной свеклы (объем чистой продукции) составляют около 14 т с гектара, без орошения -10 т. Чистый доход составляет 50 долларов США за тонну.
Учеными подсчитано, что абсорбционная способность реки равна приблизительно 1 000 000 кг загрязнителя в год. В настоящем сброс загрязнителя х составляет около 5 000 000 кг в год, т. е. 500,000 от каждого предприятия. Таким образом, для восстановления реки необходимо 80%-ное сокращение сброса загрязнителя х.
Подсчитано, что если в течение одного года сброс х уменьшится на 20 %, фермеры смогут использовать воду для орошения и улов рыбы возрастет на третий год после сокращения сброса.
Для сокращения сброса загрязнителя х в реку на 20 % существует специальная технология очистки. Стоимость необходимых очистных сооружений равна 4 000 000 USD в инвестициях. Ежегодные производственные затраты составят 200 000 USD. Данная установка имеет десятилетний срок службы и может быть установлена немедленно.
В настоящее время компании должны платить за сброс х 0.1 USD за 1 кг. Местные власти не очень внимательно следят за собираемостью платежей. Таким образом, собираются только получается только 50 % от общего объема установленных выплат.
Вопрос 1
Госрегулирование и социальный анализ «затраты-выгоды»
Природоохранные органы озабочены негативным воздействием данного загрязнения на доходы фермеров и рыбаков и рассматривают вопрос о вложении денег в дополнительные очистные установки, способные сократить сброс х на 80 %. Перед тем как принять решение о финансировании, власти должны провести социальный анализ «затраты-выгоды».
• Назовите основания вмешательства официальных властей в деятельность компании?.
Ответ
Основная цель государственного регулирования - увеличение или максимизация благосостояния общества в тех случаях, когда рынок не может самостоятельно достичь этого состояния. Эта цель не всегда достигается на практике, поскольку могут возникнуть другие задачи и факторы воздействия на принятие решений:
- справедливое распределение доходов (социальная справедливость);
- национальная безопасность;
- государство может начать перераспределять получаемые выгоды между различными влиятельными группами населения за счет других членов общества;
- принятие решений под давлением общественности.
- наличие провалов рынка;
- результаты вмешательства должны быть лучше рыночных или улучшить функционирование рынка;
- выгоды государственного регулирования должны превышать расходы на эту деятельность, т. е. планирование, обеспечение выполнения устанавливаемых норм (административные расходы).
Если вмешательство государства оказывает непреднамеренное отрицательное влияние на функционирование других секторов экономики или состояние среды улучшилось меньше, чем предусматривалось, или даже ухудшилось, подобное явление называют «провалом государственной политики».
• Какие виды выгод и затрат должны быть включены для проведения анализа «затраты-выгоды»? Подсчитайте затраты и выгоды, поддающиеся цифровому исчислению. Данные внесите в табл. 1.
• Проведите анализ «затраты-выгоды» при ставке дисконта в 10 % в год. Данные внесите в табл. 1.
Для подсчета текущей стоимости (ТС) будущего платежа этот платеж должен быть дисконтирован. Дисконтирование будущих платежей рассчитывается по формуле
ТС = Пг = (1+д)-t
где ТС - текущая стоимость; Пг - платеж в год; д - ставка дисконта; t - количество лет, прошедших с настоящего момента; (1 + д) -f - фактор дисконта.
Для упрощения расчета ТС в табл. 1. представлены факторы дисконтирования для различных сочетаний количества лет, в течение которых должно произойти дисконтирование платежей и ставки дисконта.
Таблица 1
Чистая текущая стоимость
Затраты на очистку, $ |
Дисконтирование |
|||
Год |
Инвестиции |
ПЗ |
Коэффициент |
ЧТС,$ |
0 |
|
-200000 |
1 |
-200000 |
1 |
|
-200000 |
0,91 |
-182000 |
2 |
|
-200000 |
0,83 |
-166000 |
3 |
|
-200000 |
0,75 |
-150000 |
4 |
|
-200000 |
0,68 |
-136000 |
5 |
|
-200000 |
0,62 |
-124000 |
6 |
|
-200000 |
0,56 |
-112000 |
7 |
|
-200000 |
0,51 |
-102000 |
8 |
|
-200000 |
0,47 |
-94000 |
9 |
|
-200000 |
0,42 |
-84000 |
10 |
|
-200000 |
0,39 |
-78000 |
|
|
|
Всего |
|
Для подсчета чистой текущей стоимости (ЧТС) проекта необходимо дисконтировать ежегодный размер платежей. Однако в случае, если платежи идентичны, эту операцию можно упростить путем использования так называемого коэффициента ежегодной ренты. Ежегодная рента - это последовательность идентичных платежей в течение определенного ряда лет (или равных временных отрезков):
ТС = К(д,г)П,
где ТС - текущая стоимость; П - сумма ежегодной выплаты; К (д, г) - фактор ежегодной ренты, величина которого зависит от ставки дисконта и количества лет, в течение которых выплачивается равная сумма платежей.
Платежи выплачиваются в конце каждого года, первый платеж выплачивается год спустя после указанного времени, для которого производились подсчеты текущей стоимости.
Вопрос 2
Платежи за природопользование
• Значение и применение принципа «платит пользователь» в данном контексте?
Принцип «пользователь платит» созвучен принципу «загрязнитель платит». В данном случае вопрос состоит в том, что пользователь природоохранных услуг или природных ресурсов должен оплачивать расходы по предоставлению подобных услуг или пользованию ресурсом. Оплата услуг подобного рода должна возлагаться на пользователей, а не включаться в государственный бюджет или бюджеты других источников финансирования (т. е. субсидироваться из них). Более того, если пользователь полностью оплачивает общественные издержки, то у него появляется экономический стимул, способствующий экономному использованию экологических услуг или рациональному потреблению ресурсов.
Полному применению принципа «загрязнитель платит» препятствует целый ряд негативных факторов: не закончена перестройка экономической структуры, нацеленная на формирование частного сектора в экономике, слабо развиты рынки капитала, сохраняются недостатки в банковской и законодательной системах. Поэтому экологические платежи служат в основном как механизмы по мобилизации средств для централизованного финансирования природоохранных мероприятий. Организованное обеспечение такого финансирования на основе аккумулирования экологических платежей и целевого расходования полученных финансовых средств осуществляется с 2001 г. в рамках консолидированных бюджетов различных уровней. В этих условиях для стимулирования природоохранной деятельности необходимо:
- установление размера базовых ставок платежей за загрязнение окружающей среды на уровне затрат на предотвращение негативного воздействия на природную среду;
- увеличение финансовой помощи со стороны федерального бюджета для проведения средозащитных мероприятий, требующих больших капитальных вложений природоохранного назначения в виде дотаций, субсидий;
- использование дополнительных механизмов финансирования, включая займы, субсидирование процентных ставок по кредитам, гарантирование экологических кредитов, долевое финансирование экологических проектов и их совместное осуществление, а также возможное направление средств на выполнение конкретных природоохранных мероприятий в счет погашения внешнего долга, которое нашло практическую реализацию в некоторых странах Восточной Европы;
- привлечение внебюджетных источников для реализации проектов, являющихся окупаемыми в финансовом отношении, и развитие рынка экологических услуг;
- предоставление льгот предприятиям, выполняющим природоохранные мероприятия по платежам за загрязнение окружающей среды (например, льгот по налогу на имущество, прибыль,( льготы на амортизационные отчисления и т. д.).
Эффективное использование платежей за пользование природными ресурсами (для наглядности будем иметь в виду плату за водоснабжение и водоотведение) на основе принципа полного возмещения затрат сдерживается прежде всего слабостью институциональной инфраструктуры. Сюда относится отсутствие должным образом разработанных контрактов между водоканалами и потребителями, выполнение которых может гарантировано. Кроме того, отсутствие контроля со стороны пользователей за качеством предоставляемой услуги сдерживает готовность пользователей платить. Платежи за пользование водными ресурсами не компенсируют затрат водоканалов и не обеспечивают развитие их материальной базы.
• Платежи за природопользование могут взиматься с предприятий различными способами: либо в виде ежегодных фиксированных выплат либо путем оплаты сброса килограмма вещества х. Каковы различия?
Отличие фиксированных выплат от килограммных выплат заключается в следующем в фиксированной выплате раз заплатил и хоть сколько скидывай а в килограммной выплате только за скиданные килограммы при фиксированной выплате выгодно предприятию но не выгодно экологии а при киллограмной не выгодно предприятию и экологии наносит не значительный ущерб.
Вопрос 3
Экономические стимулы и ответная реакция промышленности
В распоряжении предприятий имеется несколько способов сокращения сброса загрязнителя х. Проведенное экологическое аудирование, при помощи которого были исследованы производственный процесс и варианты совершенствования ведения хозяйственной деятельности, выявило следующие способы сокращения содержания загрязнителя х в сбросах предприятия:
- совершенствование системы управления. Предприятие должно сократить сброс: на 20 % при ограниченных финансовых ресурсах. Чистые издержки должны при этом составить около 0,05 USD/кг устраненного вещества х;
- повторное использование вещества х. Это возможно путем установки оборудования для сбора и повторного использования х. Количество х должно сократиться на 40 % от первоначальных объемов. Чистые затраты на такого рода мероприятия примерно равны 0,10 USD/кг устраненного вещества х;
- удаление вещества х из стоков предприятий. Предприятия могут установить маленькую станцию повторной очистки, сокращающую содержание х в стоках предприятия на 80 %. Затраты по этому варианту будут равны приблизительно 0,30 USD/кг вещества х.
• Начертите кривую ПНИ (предельных природоохранных издержек) для конкретного предприятия, основываясь на вышеупомянутых затратах на сокращение содержания х в стоках.
• Начертите кривую ППИ для всего сектора, т. е. для десяти рассматриваемых предприятий.
• Сколько финансовых ресурсов удастся сэкономить каждому предприятию ежегодно при проведении мероприятий по сокращению содержания х до оптимального уровня?
Ответ предприятиям удастся сэкономить 1000000 USD.
Список литературы
1. Одум Ю. Экология: В 2 т: Пер с англ. - М.: Мир,1986. 1. Акимова Т.А., Кузьмин А.П., Хаскин В.В. Экология. Природа - Человек -Техника: Учебник для вузов. - М.: ЮНИТИ - ДАНА, 2001. - 343 с.
2. Бобылев С.Н., Ходжаев А.Щ. Экономика природопользования. Учеб. пособие. - М.: ТЕИС, 1997. - 272 с.
3. Водный кодекс РФ от 16. 11. 1995г. N 167 - ФЗ;
4. Гирусов Э.В., Бобылев С.Н., Новоселов А.Л., Чепурных Н.В. Экология и экономика природопользования: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Э.В. Гиру-сова. - М.: Закон и право, ЮНИТИ, 1998. - 455 с.
5. Голуб А.А., Струкова Е.Б. Экономика природопользования. М.; 1995. -188с.
6. Диксон Д., Скура Л., Карпентер Р., Шерман П. Экономический анализ воздействия на окружающую среду. Пер. с англ. - 272 с.
7. Закон «Об охране окружающей природной среды» от 02.06.1993. №5076-1.
8. Закон РФ «О плате за пользование водными объектами», 1998 г.
9. Закон «О плате за пользование водными объектами», 1998 г.
10. Козельцев МЛ, Грюнвалд Л., Бейкер Д. и др. Экономика природопользования. Электронная версия. - М., 2001.
11. Налоговый кодекс РФ. Ч. 2 от 5.08, 2000 г. № 118 - ФЗ.