Содержание

2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «АмурТревел». 3

2.1. Общая характеристика. 3

2.2. Анализ основных и оборотных фондов. 7

2.3. Анализ себестоимости. 14

2.4. Анализ трудовых ресурсов. 17

2.5. Анализ рентабельности. 22

3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности. 24

Список литературы.. 27


2. Анализ хозяйственной деятельности ООО «АмурТревел»

2.1. Общая характеристика

В настоящей работе отражены показатели деятельности туристического агентства «АмурТревел». Агентство имеет правовой статус Общества с Ограниченной Ответственностью. 

Размер вкладов учредителей в Уставный фонд Общества на момент его учреждения составляет:


Ф.И.О.

Размер вклада в рублях

В процентах

В долях

1

Королёв С.А.

150.000

50%

2

2

Скопинов Д.А.

75.000

25%

1

3

Пронин И.В.

75.000

25%

1


Офис агентства расположен в городе Хабаровске на улице Тихоокеанской 26.

Целью деятельности Общества является получение прибыли от не запрещенной законом деятельностью.

Предметом деятельности Общества является:

·        организация обслуживания иностранных туристов в РФ, и продажа поездок иностранным туристам на коммерческой основе, разработка и внедрение новых маршрутов туризма, организация и продажа гражданам – членов СНГ поездок за границу и иностранным гражданам в третьи страны;

·        организация и предоставление услуг гидов-переводчиков, обеспечение встречи–проводов, экскурсионное обслуживание, театрально-зрелищных и иных мероприятий, транспортные и другие услуги туристам, включая обслуживание транзитных туристов на всех видах транспорта;

·        осуществление на договорной основе бронирования транспортных, гостиничных и иных услуг и обеспечение предоставления на территории РФ согласованного и оплаченного туристами обслуживания;

·        оформление виз и паспортов;

·        оказание посреднических услуг внутри страны и за ее пределами;

·        осуществление мероприятий по повышению экономической эффективности иностранного туризма и туризма за границей, качества и конкурентоспособности производимых услуг при наименьших затратах;

·        производство и продажа сувениров;

·        оптовая и розничная торговля;

·        посредническая деятельность;

·        операции с недвижимостью, коммерческие и посреднические услуги, брокерская и дилерская деятельность;

·        организация работы коммерческих магазинов, реализация собственной и закупной продукции;

·        оказание научно-технических, агентских, лизинговых, рекламных, патентно-лицензионных, информационных и представительских услуг;

·        работа в сфере общественного питания (эксплуатация ресторанов, кафе и столовых);

·        индустрия развлечений (казино, парки, аттракционы, концертная деятельность, кафе и столовых).

Общество вправе также осуществлять любые иные виды деятельности, не запрещенные законодательством РФ

Все виды деятельности, подлежащие лицензированию, осуществляются Обществом только после получения соответственной лицензии. Лицензии на осуществление основной деятельности регулярно переоформляются, согласно законодательству РФ и Хабаровского края

Краткое описание производственной деятельности «АмурТревел»

При имеющемся спросе на какой-либо тур клиента тщательно информируют о ценах, условиях проживания, особенностях страны, дают информацию об отелях, дают рекомендации и дельные советы, предоставляют буклеты и рекламные проспекты.

Эту работу выполняет менеджер по продаже или директор, в зависимости от направления, также туриста знакомят с правилами предоставления услуг и возможностями оплаты.

Затем при клиенте делается заявка тур оператору для получения информации  о наличии мест. При утвердительном ответе клиент должен оплатить выбранное путешествие в размере 50% от стоимости путешествия или же целиком.

Директор или менеджер, каждый по своему направлению посылает оператору заявку на бронирование и в течение 3 дневного срока получает подтверждение тура.

Деньги за тур отправляются оператору после подтверждения тура, по цене представленной в прайс-листе, за минусом процента комиссионных.

Присылается конверт, содержащий ваучер на проживание, авиабилеты (ж/д билеты, в зависимости от выбранного тура), медицинская  страховка. Конверт можно также получить перед отправлением. В таком случае представитель от тур оператора приходит к назначенному времени в назначенное место (например: перед вылетом из аэропорта все представители фирм тур операторов встречают туристов под табло).

Также выдается путевка, заключается договор между туристическим агентством и клиентом.

Заявку, как правило, делают заранее, но непосредственно перед путешествием проводиться инструктаж, если клиент в этом нуждается (таможенные формальности, визовые формальности, объяснение специфики страны прибывания), предлагается приобрести специальную литературу (карты местности, путеводители, разговорники, словари и т.д.).

2.2. Анализ основных и оборотных фондов

Таблица 1.

Баланс предприятия (в агрегированном виде)

Актив

На начало периода

На конец периода

Пассив

На начало периода

На конец периода

I. Иммобилизованные средства (внеоборотные активы) - F

17

351

I. Источники собственных средств - Ис

414

1044

II. Мобильные средства (оборотные активы) - Ra

1079

1689

II. Кредиты и заемные средства - K

683

996

Запасы и затраты - Z

151

349

Долгосрочные кредиты и заемные средства - Kт

0

0

Дебиторская задолженность - ra

644

1147

Краткосрочные кредиты и  заемные средства - Kt

683

996

Денежные средства и краткосрочные финансовые вложения – Д

285

192

Кредиторская задолженность - Rp

683

996

Баланс - B

1097

2040

Баланс - B

1097

2040

            Для аналитических исследований и качественной оценки динамики финансово-экономического состояния предприятия рекомендуется объединять статьи баланса в отдельные специфические группы (табл.1). Цель -  создание агрегированного баланса, который используется для определения важных характеристик финансового состояния предприятия и расчета ряда основных финансовых коэффициентов.

            Под активами обычно понимают имущество (ресурсы предприятия), в которое инвестированы деньги (5, стр. 120). Статьи актива располагают в зависимости от степени ликвидности (подвижности) имущества, т.е. от того насколько быстро данный вид актива может приобрести денежную форму. Разделы актива баланса также строятся в порядке возрастания ликвидности (рисунок 2).

1.     Внеоборотные активы (иммобилизованные средства):

·        нематериальные активы (патенты, авторские права, лицензии, торговые марки и другие ценные, но не овеществленные активы, контролируемые предприятием);

·        основные средства (имущество, здания, оборудование, земля, т.е. материальные активы с относительно долгим сроком полезной службы);

·        капиталовложения (незавершённое строительство, долгосрочные финансовые вложения и др.).

2.     Оборотные активы (мобильные средства):

·        запасы товарно-материальных ценностей и затраты (совокупность статей, которые характеризуют имущество):

а) хранящиеся для реализации;

б) находящиеся в процессе производства для реализации;

в) постоянно расходующиеся на производство продукции);

·        дебиторская задолженность;

·        краткосрочные финансовые вложения (капиталовложения в ценные бумаги, инвестиции и др.);

·        денежные средства.

Оборотные активы более ликвидны, чем внеоборотные. Это обусловлено тем, что внеоборотные активы представляют ту часть имущества предприятия, которая не предназначена для продажи, а постоянно используется для производства, хранения и транспортировки продукции. Оборотные активы участвуют в постоянном цикле превращения их в денежные средства. В свою очередь их также можно разделить по степени ликвидности: наиболее ликвидные оборотные активы - денежные средства, ценные бумаги, далее по степени убывающей ликвидности следует дебиторская задолженность, запасы и затраты.

                                                                                                      


                                                                                           Таблица 2.

Анализ состава и структуры актива баланса

Актив баланса

На начало периода

На конец периода

Абсолютное отклонение, тыс. руб.

Темп роста, %

тыс. руб.

% к итогу

тыс. руб.

% к итогу

Иммобилизованные средства (внеоборотные активы)

Нематериальные активы

0,82

0,07%

0

0,00%

-0,82

0,00%

Основные средства

16,46

1,50%

351,4

17,23%

334,94

2134,87%

Незавершенное строительство

0

0,00%

0

0,00%

0

-

Долгосрочные финансовые вложения

0

0,00%

0

0,00%

0

-

Прочие внеоборотные средства

0

0,00%

0

0,00%

0

-

Итого

17,28

1,58%

351,4

17,23%

334,12

2033,56%

Мобильные средства (оборотные активы)

Запасы и затраты

140,3

12,79%

270,74

13,27%

130,44

192,97%

Налог на добавленную стоимость

10,49

0,96%

78,3

3,84%

67,81

746,43%

Дебиторская задолженность

643,65

58,69%

1147,1

56,23%

503,45

178,22%

Краткосрочные финансовые вложения

0

0,00%

0

0,00%

0

-

Денежные средства

284,96

25,98%

192,36

9,43%

-92,6

67,50%

Прочие оборотные активы

0

0,00%

0

0,00%

0

-

Итого

1079,4

98,42%

1688,5

82,77%

609,1

156,43%

Всего активов

1096,68

100,00%

2039,9

100,00%

943,22

186,01%

Анализ финансово-экономического состояния предприятия следует начинать с общей характеристики состава и структуры актива (имущества) и пассива (обязательств) баланса (5, стр. 129). Анализ актива баланса дает возможность установить основные показатели, характеризующие производственно-хозяйственную деятельность предприятия:

1.     Стоимость имущества предприятия, общий итог баланса.

2.     Иммобилизованные активы, итог раздела I баланса.

3.     Стоимость оборотных средств, итог раздела II баланса.

На основании данных аналитической таблицы №2 можно сделать следующие выводы:

1) Общая стоимость имущества повысилась за отчетный период на 86,01% (100,00-186,01), что свидетельствует о незначительном росте хозяйственной деятельности предприятия.

2) Увеличение стоимости имущества на 943,22 тысяч рублей, сопровождалось внутренними изменениями в активе: при увеличении стоимости основных средств на 334,94 тысячи рублей.

Из всех групп оборотных активов наблюдается отсутствие краткосрочных финансовых вложений.

3) Уменьшение наблюдается в расчетах с денежными средствами — убыток денежных средств составил 67,50%. В начале периода они были равны 284,96 тысячи рублей, а к концу периода уменьшились до 9,43 тысяч рублей, т.е. убыток составил 92,6тысячи рублей.

4)Увеличение стоимости оборотных активов в целом произошло вследствие  прироста запасов и затрат на 130,44 тысяч рублей. Увеличилась также дебиторская задолженность на 503,45 тысячи рублей (ее удельный вес в стоимости всех активов составил 56,23%); налог на добавленную стоимость увеличился на 67,81 тысяч рублей (удельный вес 3,84%).

На основании общей оценки баланса выявлено снижение производственного потенциала предприятия. Это изменение сопровождалось незначительным увеличением финансирования оборотных средств, что расценивается как положительная тенденция: предприятие наращивает, возможно, реализацию своей продукции.

Вывод: За прошедший период в имущественном положении ООО «Амур Тревел» наблюдается значительный рост. Стоимость активов выросла на 943 тыс. руб. Как положительный фактор такого роста можно выделить рост мобильных средств (оборотных активов) на 610 тыс. руб., рост запасов и затрат на 198 тыс. руб., а также рост дебиторской задолженности на 503 тыс. руб., и рост внеоборотных активов на 334 тыс. руб. Положительным фактором можно также считать то, что рост имущества предприятия на 630 тыс. руб., произошел за счет собственных источников финансирования и лишь на 313 тыс. руб. за счет заемных, это свидетельствует об экономическом росте и укреплении самостоятельности предприятия. Отрицательными можно назвать уменьшение денежных средств на 93 тыс. руб., - что приводит к снижению текущей платежеспособности предприятия.

2.3. Анализ себестоимости

          Основным направлением деятельности нашего турагенства является организация экскурсионных и туристических поездок в различные страны мира, следователь продуктом нашей компании будет являться путёвка в ту или иную страну. Ниже приведена калькуляция себестоимости ряда путёвок и анализ общего экономического эффекта.

Направление – Кипр

Расчётный объём – 50 путёвок

1.  Проезд

100$

2.  Проживание

50$

3.  Трансфер

50$

4.  Экскурсии

100$

5.  Страховка

50$

6. Дополнительные  услуги

33$

7.  Комиссия

45$

8.  Сумма  затрат

22$

ИТОГ

450$


Направление – Египет

Расчётный объём – 50 путёвок

1.  Проезд

80$

2.  Проживание

100$

3.  Трансфер

50$

4.  Экскурсии

80$

5.  Страховка

50$

6.  Дополнительные услуги

23$

7.  Комиссия

45$

8.  Сумма затрат

22$

ИТОГ

450$


Направление – Турция

Расчётный объём – 100 путёвок

1.  Проезд

100$

2.  Проживание

80$

3.  Трансфер

50$

4.  Экскурсии

50$

5.  Страховка

50$

6.  Дополнительные услуги

53$

7.  Комиссия

45$

8.  Сумма затрат

22$

ИТОГ

450$


Основываясь, на данных приведённых выше проведём калькуляцию и анализ себестоимости продукции.

 Сумма затрат на каждый тур.

138.575 x  30.70 = 4513$

4513$ : 200 = 22$

Комиссия с продажи одной путёвки = 45$

450$ x  10 : 100 = 45$

TR=219.285 тыс. рублей.

TR=QP

(13815*50)+(13815*50)+(13815*100)= 2763000

Процент комиссии = 10%

2763000*10% : 100% = 276300


Реализация без НДС:

     263142,86 : 120% × 100% = 219.285 рублей.

TR=QP

219.285 = 219.285

Вывод. На основе проведенного анализ себестоимости ряда путевок можно сделать выводы о том, что большая часть себестоимости является переменными затратами организации, что не позволяет делать преждевременные выводы о прибыли предприятия и производимых затратах. Однако включение в себестоимость каждой путевки доли общих расходов компенсируют такую нестабильность.


2.4. Анализ трудовых ресурсов

Для определения полезного  фонда рабочего времени работы одного работника, необходимо составить баланс рабочего времени одного работника, по данным за 2003 год.

 

Таблица 3. Баланс рабочего времени одного работника

Показатели

Всего

1 кв.

2 кв.

3. кв.

4 кв.

1.              Календарный фонд времени.

В т.ч.

Праздничные;

Выходные.

366



8

85

91



2

21

91



2

25

92



2

20


92



2

19


2. Номинальный фонд времени, дней

273

68

64

70

71

1.              Неявки, дней

В т.ч.

Отпусков;

Прогулов;

Простоев


31,2


30

0,7

0,5

0,3


-

0,2

0,1


0,3


-

0,3

-

30,4


30

-

0,4

0,2


-

0,2

-

2.              Число фактических рабочих дней

241,8

90,7

90,7

61,6

91,6

3.              Средне плановая продолжительность рабочего дня

7,67





4.              Потери в связи с сокращением длительности рабочего дня

0,05

0,01

0,01

0,02

0,01

5.              Средне фактическая продолжительность рабочего дня

7,62





6.              Полезный фонд времени работы, ч

1842,5





 

Номинальный фонд рабочего времени рассчитывается: 

Календарный фонд рабочего времени – праздничные – выходные = 366-8-85=273 дня.

Число фактических рабочих дней рассчитывается:

Номинальный фонд времени – неявки = 273-31,2=241,8

Средне фактическая продолжительность рабочего дня определяется следующим образом: от средне плановой продолжительности рабочего дня вычитаются потери в связи с сокращением длительности рабочего дня, следовательно, 7,67-0,05=7,62.

Полезный фонд рабочего времени равен: Средне фактическая продолжительность рабочего дня, умноженная на число фактических рабочих дней. 7,62*241,8=1842,5.

Баланс рабочего времени работника заполняется поквартально и суммируется по каждому из показателей как годовое значение.

Плановый фонд рабочего времени находится в пределах требований трудового законодательства.


Таблица 4. заполняется на основании расчетов таблицы 3.  

Категории работников

2004

2005

2006

Потребность, чел

Среднгодов. З/п, руб.

Затраты на з/п, руб.

Начисле-ния на з/п, руб.

Затраты на з/п, руб.

Начисле-ния на з/п, руб.

Затраты на з/п, руб.

Начисле-ния на з/п, руб.

1

2

3

4

5

6

7

8

9

1.Административно-управленческая служба

3

12000

36000

13860

36720

14137,2

37440

14399

2. Служба работы с клиентами

8

5550

44400

17094

45288

17435,88

46176

17777,76

3. Вспомогательная служба

5

2880

14400

5544

14688

5654,88

14976

5765,76

Итого

16


94800

36498

96696

37227,96

98592

37942,52


Размер заработной платы на 2005, 2006 гг. определяется с учетом коэффициентов  инфляции, условно соответствующих росту цен – 1,02; 1,04.

Таблица 5. Затраты на заработную плату

Должность

Число работников, чел

Затраты на заработную плату, руб.

2004

2005

2006

1. Административ-но-управлен-ческая служба





1.     Исполнитель-ный директор

2.     Администра-тор

3.     Главный бухгалтер



1


1


1



12000


12000


12000




12240


12240


12240



12480


12480


12480

Итого

3

36000

36720

37440

2. Служба работы с клиентами






1.     Менеджер различных квалификаций

2

2

4

16800

10800

16800

17136

11016

17136

17472

11232

17472

Итого

8

44400

45288

46176

3. Вспомогатель-ная служба





1.     Горничная

2.     Завхоз

3.     Охранник

2

1

2

7200

2400

4800

7344

2448

4896

7488

2496

4992

Итого

5

14400

14688

14976

Всего


94800

96696

98592

 

Вывод. По результатам проведенного анализа можно сделать вывод о том, что улучшение трудовой дисциплины и повышение производительности труда офис-менеджеров, а также улучшение организации труда рекламных агентов является резервом увеличения прибыли предприятия.

2.5. Анализ рентабельности

          Сведём расчёт показателей рентабельности в таблицу:


Показатель

Расчёт

01.02

01.03

1

Рентабельность всего капитала (совокупных активов) по бухгалтерской (балансовой) прибыли

Стр. 140 ф.2 / (0,5 * (стр. 300 н.г. плюс стр. 300 к.г.) баланса)

0,006

2

Общая рентабельность собственного капитала по бухгалтерской (общей) прибыли

Стр. 140 ф.2 / (0, 5 * (сумма стр. 490, 640, 650 к.г.) баланса)

0,024

3

Рентабельность продаж по чистой прибыли

Стр. 190 ф.2 / стр. 010 ф.2

0,04

0,004

4

Рентабельность продаж по прибыли от реализации

Стр. 050 ф.2 / стр. 010 ф.2

0,16

0,18

5

Рентабельность собственного капитала по чистой прибыли

Стр. 190 ф.2 / (0, 5 * (сумма стр. 490, 640, 650 н.г. плюс сумма стр. 490, 640, 650 к.г.) баланса)

0,0145

 

Вывод. За прошедший период коэффициент рентабельности продаж повысился (с 0,16 до 0,18) —повышение прибыли на рубль реализованной продукции свидетельствует о повышении спроса на продукцию предприятия.

Коэффициент рентабельности всего капитала повысился (с 0,10 до 0,14), что говорит о некотором повышении эффективности использования имущества предприятия.

Рентабельность внеоборотных активов снизилась с 1,3 до 0,9 за счет увеличения незавершенного строительства. Рост коэффициента рентабельности собственного капитала (с 0,47 до 0,6) вызван ростом прибыли.

Коэффициент рентабельности перманентного капитала возрос (с 0,47 до 0,6) в силу практического отсутствия долгосрочных кредитов и увеличения доли собственного капитала.

3. Мероприятия по повышению эффективности деятельности

         Основной целью деятельности каждой организации в условиях рыночной экономики является получение прибыли.

          Пути увеличения прибыли предприятия:

·        Рост доходов от реализации (выручки)  продукции;

·        Оптимизация затрат;

·        Повышение уровня рентабельности продукции.

          Рост доходов от реализации зависит от цен на продукцию, ее ассортимента и качества, от маркетинговых действий  по увеличению спроса, кредитной политики предприятия и т.п. Специфика отрасли, в которой осуществляет свою деятельность ООО «АмурТревел», заключается в том, что цены на продукцию снижаются в следствии сезонных колебаний и появление на рынке более прогрессивной и новых направлений, поэтому  уровень цен на услуги обычно нестабилен и зависит от множества факторов.

          Кроме того, на увеличение спроса влияет не только  потребность населения в отдыхе, но и  соотношение цены и качества услуг,  активность рекламы; возможность приобретения путёвок в рассрочку, предоставление  коммерческих кредитов (в разумных пределах  на небольшие сроки), скидки за увеличение объема  заказанных туров – внедрение подобных мероприятий  даст возможность  предприятию увеличить поступление выручки от реализации продукции.

          Второй задачей, стоящей перед предприятием, является  снижение расходов предприятия.

          Оптимизация затрат  проводится посредством сокращения излишних затрат, запасов ценностей, совершенствование их структуры. Основными источниками резерва снижения  себестоимости продукции являются:

1.     Повышение уровня производительности труда офис-менеджеров;

2.     Повышение производительности труда, улучшение организации труда рекламных агентов;

3.     Сокращение коммерческих расходов;

4.     Поиск поставщиков и контрагентов с более низкими ценами на товары и услуги, оптимизации денежных потоков от предприятия к поставщикам с целью достижения определенного объема закупок для получения скидок по услугам, получения товарных кредитов и т.п.

          Резервы сокращения затрат  устанавливаются по каждой  статье расходов  за счет конкретных мероприятий, к которым можно отнести:

·        улучшение организации труда;

·        усиление контроля за состоянием бухгалтерии и финансовой отчётности;

·        систематическое проведение  инвентаризаций;

·        контроль обоснованностью  списания расходных материалов;

·        сравнение прайс-листов поставщиков;

·        проведение переговоров по поводу снижения расценок на товары;

·        заключение договоров поставки с более выгодными для предприятия условиями;

·        и т.п.

          Проведение подобных мероприятий позволит сократить расходы  предприятия, и, как следствие, увеличить показатели прибыли и рентабельности.

          Еще одна задача, стоящая перед руководством предприятия ООО «АмурТревел» - улучшение показателей ликвидности баланса. Основной путь для этого – стабилизация денежных потоков для увеличения денежных средств на расчетном счете предприятия и в кассе. Оптимизация денежных потоков предприятия и увеличение денежных средств на балансе предприятия позволит увеличить показатели абсолютной ликвидности баланса. Основной  путь для оптимизации денежных потоков – сокращение разрыва времени между выдачей товара и получением оплаты за него, проведение систематической  инвентаризации дебиторской задолженности. 

          Кроме того, предприятию необходимо периодически проводить инвентаризацию кредиторской задолженности, и вовремя погашать  свои долги перед поставщиками и покупателями, работниками по заработной плате, задолженность перед бюджетом по налогам и сборам; что приведет к сокращению объема кредиторской задолженности, и также улучшит показатели абсолютной ликвидности баланса ООО «АмурТревел».


Список литературы

1.     Абрамов А. Е. Основы анализа финансовой, хозяйственной и инвестиционной деятельности предприятия в 2-х ч. М.: Экономика и финансы АКДИ, 1994-96 .

2.     Баканов М.И. Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М.: Финансы и статистика, 1994.

3.     Балабанов И.Т. Финансовый менеджмент. - М.: Финансы и статистика, 1994.

4.     Бланк И.А. Управление прибылью. Киев: Ника-Центр; Эльга, 2002.

5.     Грачев А.В. Анализ и управление финансовой устойчивостью предприятия. М.: Финпресс, 2004.

6.     Гуляев В.Г., Организация туристической деятельности, М.: Инфра-М, 1997 г.

7.     Ефимова О.В. Финансовый анализ - М. : Бухгалтерский учет, 1996.

8.     Инструкция Министерства финансов Российской Федерации от 19.10.95. N115.

9.     Ковалев В.В. Финансовый анализ. - М.: Финансы и статистика,1996.

10.            Ковалева А.М. Финансы в управлении предприятием. - М.: Финансы и статистика, 1995.

11.            Моляков Д. С. Финансы предприятий отраслей народного хозяйства. - М.: Финансы и статистика, 1996.

12.            Положение по бухгалтерскому учету Бухгалтерская отчетность организации (ПБУ 4/96), утв. Приказом Министерства финансов РФ от 08.02 96. N10

13.            Положение о составе затрат по производству и реализации продукции (работ, услуг), и о порядке формирования финансовых результатов, учитываемых при налогообложении прибыли, утвержденное постановлением Правительства РФ от 05.08.92 N552, с учетом изменений и дополнений, утвержденных Правительством РФ от 01.07.95. N661.

14.      Савицкая Г.В. Анализ хозяйственной деятельности предприятия. Мн.: Новое знание, 2003.

15.      Финансовый менеджмент / Е.С. Стоянова, Т.Б. Крылова, И.Т. Балабонов; Под общ. ред. Е.С. Стояновой. 5-е изд., перераб. и доп. М.: Перспектива, 2002.

16.            Хеддевик К. Финансово-экономический анализ деятельности предприятий. - М: Финансы и статистика, 1996.

17.            Холт Роберт Н. Основы финансового менеджмента. - Пер. с англ. - М : Дело, 1993.

18.            Чеботарь Ю.М., Туристический бизнес, М.: ЮНИТИ, 1998 г.

19.            Шеремет А. Д. Теория экономического анализа. - М: Финансы и статистика, 1994.