Содержание

Раздел 1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций  .  .  .  .

3

Раздел 2. Аудит расчетов с подотчетными лицами    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

11

Раздел 3. Аудит расчетов по оплате труда   .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

20

Список использованной литературы    .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .  .

27

Раздел 1. Аудит денежных средств, кассовых и банковских операций

Денежные средства организаций находятся в кассе в виде наличных денег и денежных документов на счетах в банках, в выставленных аккредитивах и на открытых особых счетах, чековых книжках и т.д.

Основными задачами бухгалтерского учета денежных средств являются: точный, полный и своевременный учет этих средств и операций по их движению; контроль за наличием денежных средств и денежных документов, их сохранностью и целевым использованием; контроль за соблюдением кассовой и расчетно-платежной дисциплины; выявление возможностей более рационального использования денежных средств.[1]

Ведение кассовых операций возложено на кассира, который несет полную материальную ответственность за сохранность принятых ценностей. В кассе можно хранить небольшие денежные суммы в пределах установленного банком лимита для оплаты мелких хозяйственных расходов, выдачи авансов на командировки и других небольших платежей.

Превышение установленных лимитов в кассе допускается лишь в течение 3-х рабочих дней в период выплаты заработной платы работникам организации, пособий по временной нетрудоспособности, стипендий и премий (в районах Крайнего Севера – 5 дней).

Поступление денег в кассу и выдачу из кассы оформляют приходными и расходными кассовыми ордерами. Заработную плату, пенсии, пособия по временной нетрудоспособности, премии, стипендии выдают из кассы не по кассовым ордерам, а по платежным или расчетно-платежным ведомостям, подписанным руководителем организации и главным бухгалтером.

Все операции по поступлению и расходованию денежных средств кассир записывает в кассовую книгу, которая должна быть пронумерована, прошнурована и опечатана. Количество листов в ней заверяется подписями руководителя и главного бухгалтера.

В сроки, установленные руководителем организации, а также при смене кассиров производится внезапная ревизия денежных средств. Для этого назначается комиссия, которая сверяет остаток денежной наличности в кассе с данными учета по кассовой книге и составляет акт.

При проверке кассы и кассовых операций следует проверить:

1)       сохранность денежных средств и соответствие фактического наличия денежных средств данным бухгалтерского учета. Проверку начать с инвентаризации наличных денег, ценных бумаг и бланков строгой отчетности, находящихся в кассе, обеспечивая при этом внезапность проверки;

2)       соблюдение кассовой дисциплины и других требований, предусмотренных Порядком ведения кассовых операций в Российской Федерации.

Организация производит расчеты по своим обязательствам, как правило, в безналичном порядке через счета в банках. Организация может иметь неограниченное количество рублевых расчетных (текущих) счетов, сведения о которых в течение 10 дней должны быть представлены в налоговую инспекцию.

Основной формой расчетов являются расчеты платежными поручениями. Получение наличных денег с расчетного счета производится по чеку из чековой книжки организации, выданной обслуживающим банком. Деньги должны расходоваться на цели, указанные в чеке.

При осуществлении операций со средствами по расчетному счету происходит их движение, отражаемое в банковской выписке. Выписка с расчетного счета предприятия является банковским документом, дающим бухгалтеру достоверную информацию о состоянии счета и движении средств по счету предприятия.[2]

Проверка банковских операций должна обеспечить проверку соблюдения законности правил совершения операций по расчетному счету и другим счетам в банке.

Проверка банковских операций должна включать проверку правильности:

·        остатков и оборотов по расчетному счету, тождественности данных по записям предприятия и выпискам банка;

·        расходования денежных средств с расчетного счета;

·        операций по текущим счетам, аккредитивам, лимитированным и не лимитированным чековым книжкам;

·        порядка хранения и использования чековых книжек.

При проверке операций по расчетному счету могут вскрываться незаконные операции при списании денежных средств на счета затрат, в частности:

·        скрытое погашение дебиторской задолженности, которая должна быть отнесена на виновных лиц;

·        перечисление денежных средств за материальные ценности, которые не приходуются в учете;

·        перечисление сумм штрафов, наложенных на должностных лиц;

·        перечисление денежных средств в погашение депонентской или другой задолженности подставным лицам и организации и др.


Законодательные и нормативные акты:

·        Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96г.;

·        Порядок ведения кассовых операций в РФ (Решение совета директоров ЦБ РФ №40 от 22.09.98г.);

·        Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в РФ между юридическими лицами по одной сделке (Указание ЦБ РФ №1050-У от 14.11.01г.);

·        «О безналичных расчетах в РФ (Положение ЦБ РФ №2-П от 12.04.01г.) и т.д.

А К Т

аудиторской проверки движения денежных средств в кассе

г.Новосибирск                                                    «07»  февраля  2004г.



Мною, аудитором  Дмитриенко Александром Георгиевичем  с участием главного бухгалтера  Сажина Петра Владиславовича  в присутствии кассира  Смирновой Юлии Борисовны  произведена проверка приходных и расходных документов по движению денежных средств за период с 04.01.2004 по 07.02.2004г.

Проверкой установлено:

Остаток денежных средств по данным учета по состоянию на 07.02.2004г составил   2323,39руб.

Совершены операции с денежными средствами в кассе:

Содержание операции

Денежные средства

Приход

Расход

Остаток денежных средств в кассе на 01.01.2004г.

3000


Получены денежные средства в кассу на командировочные расходы

Приходный кассовый ордер- ПКО, выписка банка

3100


Поступили в кассу денежные средства на хозяйственные нужды (приобретение МПЗ)

ПКО, выписка банка

15000


Поступила выручка от реализации продукции

ПКО

53100


Выручка от реализации из кассы внесена на расчетный счет

РКО, выписка банка


53100

Выдано Караваеву В.Л. под отчет на хозяйственные нужды (приобретение МПЗ)

РКО


15000

Выдан аванс Смелову Д.В. на командировочные расходы

РКО


3100

Получено в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам

ПКО, выписка банка

47500,00


Выдана из кассы заработная плата работникам организации

Расчетно-платежная ведомость


47366,61

Возвращены в кассу неизрасходованные суммы, выданные под отчет Караваеву В.Л. на основании авансового отчета №2

Авансовый отчет, приложения, ПКО

840


Возмещена сумма перерасхода по командировке Смелову Д.В.

РКО


180

Выдано Караваеву В.Л. под отчет на хозяйственные нужды (приобретение канц.товаров)

РКО


1500

Возвращены в кассу неизрасходованные суммы, выданные под отчет Караваеву В.Л. (без предоставления авансового отчета; без оформления ПКО)

Нет документов

30


Итого:

122570

120246,61

Остаток

2323,39

Х


Исправительные записи по приходу:

________________________________


Исправительные записи по расходу:

________________________________


Остаток денежных средств по данным инвентаризации по состоянию на

07.02.2004г. составил 2323,39руб.

Результат:

Недостача   1470руб.

Излишек ___________________ руб.

Приложения:

1.Объяснения кассира от 07.02.2004г.

2.Акт инвентаризации кассы от 07.02.2004г.


Аудитор                        _________________ Дмитриенко А.Г.


Гл.бухгалтер                _________________ Сажин П.В.


Кассир                           _________________ Смирнова Ю.Б.

Генеральному директору

ЗАО «ДАРКО»

Фроловой М.В.

от

кассира Смирновой Ю.Б.


Объяснительная


Мною, кассиром ЗАО «ДАРКО» Смирновой Ю.Б. был выдан аванс под отчет Караваеву В.Л. (на основании письменного заявления) на покупку канц.товаров в размере 1500 руб с оформлением расходного кассового ордера. Караваев В.Л. вернул в кассу из данной суммы 30 руб., на оставшуюся сумму им не было предоставлено ни одного оправдательного документа (авансовый отчет с приложениями). Мною были приняты 30 руб. без оформления приходного кассового ордера, списана с Караваева В.Л. сумма 1470 руб., затраченная на покупку канц.товаров (на основании его устного заявления).

Таким образом, из-за своей невнимательности и некомпетентности я нарушила правила работы с денежной наличностью, установленные Порядком ведения кассовых операций в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94г. №1006 (18).



07.04.2004г.                          _______________                  Смирнова Ю.Б.




Журнал хозяйственных операций

Дата

Наименование операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дт

Кт


Остаток наличных денег в кассе

3000

50


04.01.04

Получены денежные средства в кассу на командировочные расходы

(чек, выписка банка)

3100

50

51

19.01.04

Поступили в кассу денежные средства на хозяйственные нужды (приобретение МПЗ)

(чек, выписка банка)

15000

50

51

15.01.04

Поступила выручка от реализации продукции

а) общая сумма

б) в том числе НДС (18%)

(ПКО)



53100

8100



50

90-3



90-1

68

15.01.04

Выручка от реализации из кассы внесена на расчетный счет (РКО, выписка банка)

53100

51

50

20.01.04

Перечислены с расчетного счета в бюджет платежи по НДС (выписка банка)

8100

68

51

19.01.04

Выдано Караваеву В.Л. под отчет на хозяйственные нужды (приобретение МПЗ) (РКО)

15000

71

50

04.01.04

Выдан аванс Смелову Д.В. на командировочные расходы (РКО)

3100

71

50

01.02.04

Перечислена в бюджет сумма НДФЛ с расчетного счета (выписка банка)

6330,65

68

51

01.02.04

Перечислена сумма ЕСН во внебюджетные фонды (выписка банка)

18582,22

69

51

05.02.04

Получено в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам (чек, выписка банка)

47500,00

50

51

05.02.04

Выдана из кассы заработная плата работникам организации (расчетно-платежная ведомость)

47366,61

70

50

20.01.04

Возвращены в кассу неизрасходованные суммы, выданные под отчет Караваеву В.Л. на основании авансового отчета №2

(ПКО, авансовый отчет, приложения)

840

50

71

10.01.04

Возмещена сумма перерасхода по командировке Смелову Д.В. (РКО)

180

71

50

25.01.04

Выдано Караваеву В.Л. под отчет на хозяйственные нужды (приобретение канц.товаров) (РКО)

1500

71

50

27.01.04

Возвращены в кассу неизрасходованные суммы, выданные под отчет Караваеву В.Л. (без предоставления авансового отчета и денежных документов; без оформления ПКО)

30

50

71

Выводы: При проведении аудиторской проверки денежных средств в кассе обнаружены ошибки по ведению документации. Выявлена недостача наличных денежных средств в размере 1470 рублей, в связи с нарушением кассиром организации Порядка ведения кассовых операций в соответствии с Указом Президента РФ от 23.05.94г. №1006 (18).

За несоблюдение условий работы с денежной наличностью с организации взимается следующий штраф - в 3-кратном размере неоприходованной суммы – за неоприходование или неполное оприходование в кассу денежной наличности; при непредоставлении оправдательных документов взыскать недостачу в размере 1470руб. с подотчетного лица - Караваева В.Л.

На руководителей организации, допустивших указанные нарушения, возлагается административный штраф в размере 50-кратной величины установленной минимальной месячной оплаты труда.[3]

При проведении аудиторской проверки расчетного счета организации ошибок и нарушений не обнаружено. Все операции ведутся в соответствии с законодательной и нормативной базой.





Раздел 2. Аудит расчетов с подотчетными лицами

Предприятия могут выдавать своим работникам наличные суммы под отчет, например, на приобретение канцелярских товаров, МПЗ, оплату командировочных расходов и т.д. Выдача наличных денег под отчет оформляется расходным кассовым ордером на основании заявления работника, приказа руководителя. Денежные средства, выданные под отчет, должны расходоваться строго по назначению (Письмо ГНС РФ от 20.10.95 №ПВ-4-17/69н).[4]

Информация о расчетах с работниками по суммам, выданным им под отчет ведется на счете 71 «Расчеты с подотчетными лицами». Основанием для заполнения аналитических документов по этому счету (ведомость, журнал-ордер) являются расходные и приходные кассовые ордера – при выдаче средств в подотчет и возврате их в кассу, а также авансовый отчет – при списании израсходованных сумм.[5]

На основании данных утвержденного авансового отчета бухгалтерией производится списание подотчетных денежных сумм в установленном порядке.

Основная задача проверки расчетов с подотчетными лицами – проверка обеспечения сохранности подотчетных сумм, установление целевого их использования и выявления незаконных, экономически нецелесообразных расходов.

При проверке расчетов с подотчетными лицами необходимо проверить: установлены ли распоряжением руководителя предприятия лица, которые имеют право получать денежные средства под отчет, а также размер выдаваемых средств и сроки. Неизрасходованные деньги должны быть возвращены в кассу не позднее трех дней по истечении срока, на который они были выданы или со дня возвращения работника из командировки.

Своевременно ли произведен отчет лица, получившего деньги под отчет, согласно авансовому отчету установленной формы. К авансовому отчету должны быть приложены документы, подтверждающие расход денежных средств. Авансовый отчет должен быть утвержден руководителем предприятия.

Расходы по командировкам подтверждаются следующим образом:

·        размер расходов по оплате за жилье – по приложенным документам организаций, предоставляющих жилье. При отсутствии документов – квартирные рассматриваются по установленным нормам;

·        транспортные расходы возмещаются согласно прилагаемым билетам; размер суточных определяется путем умножения количества дней пребывания в командировке, включая день выезда и день приезда, на установленный в данный период размер суточных;

·        остальные расходы возмещаются при наличии оправдательных документов, согласно установленному порядку.

При этом следует иметь в виду, что расходы по командировкам учитываются при налогообложении в соответствии с налоговым законодательством.

Сумма превышения нормы оплаты суточных расходов включается в доход физического лица в соответствии с действующим законодательством.

Кроме того, необходимо проверить правильно ли отнесены расходы, произведенные подотчетными лицами, на соответствующие счета, полно и своевременно ли отражены подотчетные суммы по счету 71 «Расчеты с подотчетными лицами» и не допускается ли покрытие дебиторской задолженности кредиторской задолженностью по этому счету.

Журнал хозяйственных операций

Дата

Наименование операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дт

Кт

04.01.04

Получены денежные средства в кассу на командировочные расходы

3100

50

51

04.01.04

Выдан аванс Смелову Д.В. на командировочные расходы

3100

71

50

19.01.04

Поступили в кассу денежные средства на хозяйственные нужды (приобретение МПЗ)

15000

50

51

19.01.04

Выдано Караваеву В.Л. под отчет на хозяйственные нужды (приобретение МПЗ)

15000

71

50

20.01.04

Утвержден авансовый отчет Караваева В.Л.  Списано из подотчета на приобретение МПЗ:

а) общая сумма

б) в том числе НДС (18%)




14160

2160




10

19




71

71

20.01.04

Возвращены в кассу неизрасходованные суммы, выданные под отчет Караваеву В.Л. на основании авансового отчета №2

840

50

71

10.01.04

Утвержден авансовый отчет №1 Смелова Д.В. (3280руб.):

Произведены расходы, в т.ч.

а) Проездные – 1333руб.; квартирные – 1000руб.; суточные – 480руб.

б) НДС (на проездные – 267руб.; квартирные – 200руб.)




2813


467




26


19




71


71

10.01.04

Принят к зачету с бюджетом НДС

467

68

19

10.01.04

Возмещена сумма перерасхода по командировке Смелову Д.В.

180

71

50


Законодательные и нормативные акты:

·        Федеральный закон «О бухгалтерском учете» №129-ФЗ от 21.11.96г.;

·        Положение по ведению бухгалтерского учета и бухгалтерской отчетности в РФ (Приказ Минфина РФ);

·        «Об установлении норм возмещения командировочных расходов на территории РФ» (Приказ Минфина РФ №49н от 06.07.01г.);

·        «О размерах выплаты суточных при краткосрочных командировках на территории ряда зарубежных стран» (Письмо Минфина РФ №110 от 27.12.96г.);

·        Трудовой кодекс РФ;

·        Налоговый кодекс РФ и т.д.[6]



Унифицированная форма № АО-1

Утверждена постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 №55






Код





Форма по ОКУД

0302001


                                     ЗАО «ДАРКО»

по ОКПО




Наименование организации


Утверждаю

АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Номер

Дата

Отчет в сумме _________________3280 руб.  00 коп. _______




2

05.01.04

Руководитель Ген.директор  ______    М.В.Фролова

                                           Должность                подпись                        расшифровка


Структурное подразделение _________АУР________________________________________

Подотчетное лицо _________________Смелов Д.В. _______________________________________________

                                                                                                                                           Фамилия, инициалы

Профессия (должность)___Коммерческий директор___  Назначение аванса ____Командировка____


Наименование показателя

Сумма, руб., коп.

Бухгалтерская запись

Предыдущий аванс

Остаток


Дебет

Кредит

Перерасход


Счет, субсчет

Сумма, руб. коп.

Счет, субсчет

Сумма, руб. коп.

Получен аванс 1. Из кассы

3100-00





1а. В валюте (справочно)



26

2813-00

71

2813-00

2.


19

467-00

71

467-00







Итого получено

3100-00





Израсходовано

3280-00





Остаток






Перерасход

180-00











Приложение ____3____ документов _______3_______ листах

Отчет проверен. К утверждению в сумме __  Три тысячи двести восемьдесят рублей 00 коп. ___

Главный бухгалтер ____________________________  ______Сажин П.В.____

                                                                            Подпись                                                         расшифровка подписи

Бухгалтер ____________________________  _________________________

                                                              Подпись                                   расшифровка подписи


Остаток внесен




в сумме



180




Руб.



00




коп. по кассовому ордеру № 35 от «10» января 2004г.

Перерасход выдан


Бухгалтер (кассир) ______________________   Смирнова Ю.Б.                                           10» января 2004г.

                                                              Подпись                                        расшифровка подписи


ЛИНИЯ ОТРЕЗА

РАСПИСКА

Принят к проверке от ___________ Смелова Дмитрия Валентиновича _________________________

Авансовый отчет № 2 от «10» января  2004г.

На сумму Три тысячи двести восемьдесят руб. 00 коп., количество документов __3__ на __3__ листах


Бухгалтер ______________________  Сажин П.В.              .                                                 10» января 2004г.

                                                    Подпись                                 расшифровка подписи



Оборотная сторона

№ п/п

Документ, подтверждающий произведенные расходы

Наименование документа (расхода)

Сумма расхода

Дебет счета, субсчета

Дата

Номер

По отчету

Принятая к учету





в руб.коп.

в валюте

в руб.коп.

в валюте


1

2

3

4

5

6

7

8

9

1

07.01.04


Билет №009857

1333-00


1333-00


26

2

07.01.04


Квитанция гостиницы №3570

1000-00


1000-00


26

3

07.01.04


Чек №001257

480-00


480-00


26




в т.ч. НДС

467-00


467-00


19























































































































































































































ИТОГО


3280-00



3280-00





Подотчетное лицо ______________________________         _________Смелов Д.В._____

                                                                   Подпись                                                                       расшифровка подписи







Унифицированная форма № АО-1

Утверждена постановлением Госкомстата России от 01.08.2001 №55






Код





Форма по ОКУД

0302001


                                     ЗАО «ДАРКО»

по ОКПО




Наименование организации


Утверждаю

АВАНСОВЫЙ ОТЧЕТ

Номер

Дата

Отчет в сумме ____________15000руб.  00 коп. ___________




7

20.01.04

Руководитель ____ Директор _________  М.В.Фролова

                                           Должность              подпись                        расшифровка


Структурное подразделение _________Отдел снабжения________________________________________

Подотчетное лицо _________________Караваев В.Л.______________________________________________

                                                                                                                                           Фамилия, инициалы

Профессия (должность)____Начальник отдела____  Назначение аванса ____Приобретение МПЗ__


Наименование показателя

Сумма, руб., коп.

Бухгалтерская запись

Предыдущий аванс

Остаток


Дебет

Кредит

Перерасход


Счет, субсчет

Сумма, руб. коп.

Счет, субсчет

Сумма, руб. коп.

Получен аванс 1. Из кассы

15000-00





1а. В валюте (справочно)



10

12000-00

71

12000-00

2.


19

2160-00

71

2160-00







Итого получено

15000-00





Израсходовано

14160-00





Остаток

840-00





Перерасход












Приложение ____1____ документов _______1_______ листах

Отчет проверен. К утверждению в сумме Четырнадцать тысяч сто шестьдесят руб.   00 коп.

Главный бухгалтер ____________________________  ______Сажин П.В.____

                                                                            Подпись                                                         расшифровка подписи

Бухгалтер ____________________________  _________________________

                                                              Подпись                                   расшифровка подписи


Остаток внесен

в сумме

840


Руб.

00



коп. по кассовому ордеру № 75 от «20» января 2004г.

Перерасход выдан


Бухгалтер (кассир) ______________________   Смирнова Ю.Б.                                           20» января 2004г.

                                                              Подпись                                        расшифровка подписи


ЛИНИЯ ОТРЕЗА

РАСПИСКА

Принят к проверке от ___________ Караваева Владислава Леонидовича_________________________

Авансовый отчет № 7от «20» января  2004г.

На сумму Четырнадцать тысяч сто шестьдесят руб. 00 коп., количество документов 1 на 1 листах


Бухгалтер ______________________  Сажин П.В.              .                                                 20» января 2004г.

                                                    Подпись                                 расшифровка подписи



Оборотная сторона

№ п/п

Документ, подтверждающий произведенные расходы

Наименование документа (расхода)

Сумма расхода

Дебет счета, субсчета

Дата

Номер

По отчету

Принятая к учету





в руб.коп.

в валюте

в руб.коп.

в валюте


1

2

3

4

5

6

7

8

90

1

19.01.04


Счет-фактура №0045

12000-00


12000-00


10




в т.ч. НДС

2160-00


2160-00


19























































































































































































































ИТОГО


14160-00



14160-00





Подотчетное лицо ______________________________         _________Караваев В.Л._____

                                                                   Подпись                                                                       расшифровка подписи




Аудиторская проверка расходов по командировке:

Коммерческий директор Смелов Д.В. направлен в командировку из г.Новосибирска в г.Омск сроком на 4 дня с 05.01.2004г. по 08.01.2004г. включительно в связи с производственной необходимостью.

Сумма аванса – 3100руб., исходя из следующего расчета:

·        Проезд в оба конца 1600руб. (включая страховые платежи по государственному обязательному страхованию пассажиров на транспорте, плату за пользование постельными принадлежностями в поезде и оплату услуг по предварительной продаже билетов);

·        Проживание в гостинице – 1100руб. (550руб. * 2 дня), суточные – 400руб (100руб. * 4 дня).

Фактические расходы по окончании командировки составили 3280руб. Учитывая ходатайство Смелова Д.В. на имя генерального директора организации об увеличении размера суточных в связи с более высоким уровнем цен в г.Омске, в соответствии с решением генерального директора суточные были установлены в размере 120руб. в день, а всего на 480руб.

(120 * 4 дня).

Кроме того, Смелов Д.В. представил в бухгалтерию квитанцию об оплате за проживание в гостинице на сумму 1200руб. (600руб. * 2 дня.).

В учете произведенные расходы в пределах действующих норм составили:   100руб. * 4 дня + 550руб. * 2 дня + 1600руб. = 3100руб.;

сверх норм: 3280 – 3100 = 180руб.

Однако, принимая во внимание, что в 2004 году следует руководствоваться гл.25 ч.2 НК РФ, согласно которой в себестоимость для целей налогообложения можно включать всю сумму произведенных расходов по найму жилых помещений, включая и оплату дополнительных услуг, оказываемых в гостиницах, сумма превышения за проживание в размере 100ру. (1200руб. – 1100руб.) не должна учитываться как доход работника. Сумма командировочных расходов только сверх установленных норм (80руб.) рассматривается как доход работника. Она включается в его совокупный годовой доход, с которого должен быть исчислен налог на доходы физических лиц.

В соответствии с действующим законодательством вся сумма расходов по командировке – 3280руб. подлежит отнесению в состав текущих издержек предприятия. Одновременно сумма превышения их против установленной нормы – 80руб. возмещается за счет чистой прибыли предприятия.


Выводы: По результатам аудиторской проверки расчетов с подотчетными лицами ошибок и нарушений не обнаружено. Расчеты с подотчетными лицами в данной организации ведутся в соответствии с законодательной базой.

Подотчетные суммы выдаются на основании заявления подотчетного лица, приказа руководителя организации. Авансовые отчеты составлены правильно и в полном объеме в соответствии с предъявляемыми к данным документам требованиями.

Перерасход и излишек подотчетных сумм оформлен соответствующими бухгалтерскими проводками при наличии оправдательных документов.







Раздел 3. Аудит расчетов по оплате труда

Заработная плата каждого работника зависит от его квалификации, сложности выполняемой работы, количества и качества затраченного труда. Максимальный размер оплаты труда не ограничивается. При этом месячная оплата труда работника, отработавшего за этот период норму рабочего времени и выполнившего нормы труда не может мыть ниже установленного федеральным законом минимального размера оплаты труда.[7]

Основными аспектами проверки расчетов по оплате труда являются:

·        проверка состояния учета труда и заработной платы;

·        выявление фактов приписок и искажений в учете произведенной продукции (работ, услуг);

·        проверка правильности расчетов по оплате труда в соответствии с действующим законодательством.

Цель аудиторской проверки расчетов с персоналом по оплате труда – выявление полноты и правильности оплаты труда работников, привлекаемых предприятием для выполнения хозяйственных операций.

Аудит указанных расчетов ведется по следующим направлениям:

·        оплата труда основного персонала по категориям работников;

·        оплата труда работников, привлекаемых по договорам гражданско-правового характера и получающих авторское вознаграждение;

·        выплаты, производимые работнику в соответствии с действующим законодательством за неотработанное время;

·        прочие выплаты, производимые работнику, как включаемые в ФОТ, так и не включаемые;

·        выплаты заработной платы в натуральной форме;

·        наличие материальной выгоды, возникающей у работника предприятия при определенных расчетах (займы).

Аудитору следует проверить лицевые счета и налоговые карточки, открываемые на каждого работника предприятия (как штатного, так и совместителя). Они оформляются на каждого работника на календарный год (либо с момента приема на работу – до окончания календарного года, с 1 января – до момента увольнения в текущем календарном году).

Совместно с налоговыми карточками и лицевыми счетами выборочной проверке подвергаются документы, подтверждающие перемещение работника на предприятии, изменение уровня оплаты его труда и квалификации:

·        приказы о приеме на работу и увольнение;

·        договоры гражданско-правового характера, трудовые соглашения;

·        соглашения о полной или частичной материальной ответственности;

·        приказы об отпусках (основных, дополнительных, учебных) или записки об отпусках;

·        приказы о переводе;

·        приказы об изменении оклада (тарифной ставки);

·        приказы на премию, доплаты и иные дополнительные выплаты.

По итогам проверки начисления заработной платы проводится проверка обоснованности и правильности произведенных удержаний из сумм, начисленных работнику. В первую очередь проверяется их документальная обоснованность:

·        наличие законодательной базы по обязательным удержаниям (законы, постановления Правительства и иные аналогичные документы);

·        договоры на предоставление займов работнику;

·        договоры на приобретение работниками товаров в кредит;

·        заявления на внеочередные авансы и документы, подтверждающие их выплаты;

·        выплаченные под отчет суммы, расход или возврат которых не подтвержден документально;

·        письменные заявления работников на дополнительные удержания.

Отдельной проверке со стороны аудитора подлежит правильность исчисления налога на доходы физических лиц и обоснованность тех или иных вычетов по указанному налогу.

В соответствии с действующим законодательством расчет и взыскание подоходного налога возлагаются на работодателя, начисляющего в пользу работника определенный доход, однако документальное подтверждение вычетов осуществляется непосредственно работником-получателем дохода.

Документами, подтверждающими наличие вычетов и желание работника их использовать, являются:

·        заявление работника об использовании имеющихся вычетов;

·        копии документов, подтверждающих обоснованность вычетов.

При контроле начислений, которые рассчитываются с использованием среднего заработка, прежде всего необходимо установить, правильно ли определен средний заработок. Если ошибки не обнаружены, то дальнейшие расчеты можно не проверять.

Помимо расчетов по оплате труда необходимо проверить правильность расчета единого социального налога и своевременность его перечисления в бюджет.

Законодательные и нормативные акты:

·        Федеральный закон «О бухгалтерском учете»;

·        Трудовой кодекс РФ;

·        Положение об условиях работы по совместительству;

·        Порядок начисления процентных надбавок к заработной плате лицам, работающим в районах Крайнего Севера, приравненных к ним местностям, в южных районах Восточной Сибири, Дальнего Востока и коэффициентов (районных и т.д.);

·        Унифицированные формы первичной учетной документации по учету труда и его оплаты;

·        Налоговый кодекс РФ;

·        Формы отчетности по НДФЛ и т.д.[8]




Аудиторская проверка расчета заработной платы

за январь 2004г.:

 

1. Саможенов Н.П. – рабочий (совместитель)

Оклад – 5000 руб.

Стаж работы – 7 лет

Дети – 1чел.

Работником предоставлена справка с постоянного места работы, из которой следует начислять НДФЛ по ставке 13%.

Январь

Наименование

Сумма, руб.

Оклад

5.000,00

Стандартные налоговые вычеты[9]

(400+300)

700,00

ФОТ

5.000 * 1,25 = 6250,00

Районный коэффициент (25%)

5000 * 0,25 = 1250,00

НДФЛ (13%)

(6250 – 700) * 0,13 = 721,50

ЕСН (35,6%)[10]

6250 * 0,356 = 2225,00

Отчисления в ПФ РФ (28%)

1750,00

Отчисления в ФСС (4%)

250,00

Отчисления в ФОМС фед. (0,2%)

12,50

Отчисления в ФОМС тер. (3,4%)

212,50

Итого к выдаче:

6250 – 721,5 = 5528,50


2. Парфенов А.В. – рабочий (постоянный)

Оклад – 7000 руб.

Стаж работы – 5 лет

Дети – нет

Выдана материальная помощь– 1500 руб. (не облагается налогом сумма до 2000 руб. – Налоговый кодекс РФ)

Январь

Наименование

Сумма, руб.

Оклад

7000,00

Стандартные налоговые вычеты

400

400,00

Материальная помощь

1500,00

ФОТ

7000 * 1,25 = 8750,00

Районный коэффициент

7000 * 0,25 = 1750,00

НДФЛ

(8750 – 400) * 0,13 = 1085,50

ЕСН (35,6%)

8750 * 0,356 = 3115,00

Отчисления в ПФ РФ (28%)

2450

Отчисления в ФСС (4%)

350,00

Отчисления в ФОМС фед. (0,2%)

17,50

Отчисления в ФОМС тер. (3,4%)

297,50

Итого к выдаче:

8750 + 1500 – 1085,5 = 9164,50


3. Добрынин Н.С. – рабочий (постоянный)

Оклад (300+ 75руб./день) - Приказ руководителя

Стаж работы – 10 лет

Дети – 2чел.

В связи с необходимостью быстрого выполнения работ работник был занят в сверхурочное время: менее 2 часов в день – 1,5 х 375 х 9ч.св./8ч. = 632,81руб.

Январь (19 р/дней)

Наименование

Сумма, руб.

Оклад (300+ 75руб./день) - Приказ руководителя

375,00 х 19дн. = 7125,00

Стандартные налоговые вычеты[11]

400 + 300 + 300

1000,00

Оплата сверхурочных (для повременщиков)

375 х 1,5 х 9ч.св./8ч. = 632,81

ФОТ

(7125 + 632,81)х1,25 = 9697,26

Районный коэффициент

1939,45

НДФЛ

(9697,26 – 1000)*0,13 =1130,65

ЕСН (35,6%)

3452,22

Отчисления в ПФ РФ (28%)

2715,23

Отчисления в соц.фонд РФ (4%)

387,89

Отчисления в фед.мед.фонд (0,2%)

19,39

Отчисления в тер.мед.фонд РФ (3,4%)

329,71

Итого к выдаче:

9697,26 – 1130,65 = 8566,61


4. Караваев В.Л. – начальник отдела снабжения

Оклад – 7000 руб.

Стаж работы – 15 лет

Дети – 2чел.

Январь

Наименование

Сумма, руб.

Оклад

7000,00

Стандартные налоговые вычеты

400+300+300

1000,00

ФОТ

7000 * 1,25 = 8750,00

Районный коэффициент

7000 * 0,25 = 1750,00

НДФЛ

(8750 – 1000) * 0,13 = 1007,50

ЕСН (35,6%)

8750 * 0,356 = 3115,00

Отчисления в ПФ РФ (28%)

2450

Отчисления в ФСС (4%)

350,00

Отчисления в ФОМС фед. (0,2%)

17,50

Отчисления в ФОМС тер. (3,4%)

297,50

Итого к выдаче:

8750 – 1007,50 = 7742,50


5. Смелов Д.В. – коммерческий директор

Оклад – 15000 руб.

Стаж работы – 7 лет

Дети – нет

Январь

Наименование

Сумма, руб.

Оклад

15000,00

Стандартные налоговые вычеты 400

400,00

ФОТ

15000 * 1,25 = 18750,00

Районный коэффициент (25%)

3750,00

НДФЛ (13%)

2385,50

ЕСН (35,6%)

6675,00

Отчисления в ПФ РФ (28%)

5250,00

Отчисления в ФСС (4%)

750,00

Отчисления в ФОМС фед. (0,2%)

37,50

Отчисления в ФОМС тер. (3,4%)

637,50

Итого к выдаче:

18750 – 2385,50 = 16364,50

 

Итого за январь:

начислена з/п (основное производство):26197,26

начислена з/п (АУР):27500,00

к выдаче з/п: 47366,61

НДФЛ: 6330,65

ЕСН: 18582,22


Журнал хозяйственных операций

Дата

Наименование операции

Сумма, руб.

Корр.счета

Дт

Кт

30.01.04

Начислена заработная плата основным работникам за январь

26197,26

20

70

30.01.04

Начислена заработная плата АУР за январь

27500,00

26

70

30.01.04

Удержан НДФЛ из суммы оплаты труда за январь

6330,65

70

68

30.01.04

Начислен ЕСН за январь по оплате труда основных работников

8792,22

20

69

30.01.04

Начислен ЕСН за январь по оплате труда АУР

9790

26

69

01.02.04

Перечислена в бюджет сумма НДФЛ с расчетного счета

6330,65

68

51

01.02.04

Перечислена сумма ЕСН во внебюджетные фонды

18582,22

69

51

05.02.04

Получено в кассу с расчетного счета для выплаты заработной платы работникам

47500,00

50

51

05.02.04

Выдана из кассы заработная плата работникам организации

47366,61

70

50


Выводы: По результатам аудиторской проверки расчетов по оплате труда работников данной организации ошибок не обнаружено.

Заработная плата начислена и выдана в полном объеме, согласно штатному расписанию, должностным окладам сотрудников.

Применение стандартных налоговых вычетов ведется согласно Налоговому кодексу РФ. Налог на доходы физических лиц исчисляется по ставке 13%, согласно НК РФ. Налоговой базой для исчисления единого социального налога является ФОТ, ставка ЕСН – 35,6%. Данные ставки налогов (НДФЛ, ЕСН), а также стандартные налоговые вычеты правомерно учитывать в январе, так как совокупный доход (нарастающим итогом с начала года) вышеуказанных работников не превышает 20000 рублей (НК РФ). В последующие месяцы возможно использовать иные ставки, согласно НК РФ.

Перечисление налогов в бюджет и внебюджетные фонды ведется своевременно в указанные сроки и в полном объеме.

Список использованной литературы

1.     Астахов В.П. Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. – 832с.

2.     Бухгалтерские документы. – М.: ЗАО «Книга сервис», 2003. – 112с.

3.     Кожинов В.Я. План и корреспонденция счетов бухгалтерского учета. 7000 типовых проводок. – М.: Издательство «Экзамен», 2002. – 512с.

4.     Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 640с. –Серия «Высшее образование»).

5.     Кочинев Ю.Ю. Аудит. 2-е изд. – Спб: Питер, 2003. – 304с.: ил. – (Серия «Бухгалтеру и аудитору»).

6.     Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – 416с.

7.     Справочник бухгалтера. Заработная плата. – М.: «Книга сервис», 2002. – 272с.

8.     Трудовой кодекс Российской Федерации. Официальный текст. – Новосибирск, Сибирское предприятие «Наука» РАН, 2002. – 194с.

9.     Холоденко Е.М., Ростовцев А.В. Составление бухгалтерских документов. – М.: Издательство «Экономика-Пресс», 2003. –112с. – (Серия «Практика бухгалтерского учета»).

10.                        Шеремет А.Д., Суйц В.П. Аудит: Учебник. – 3-е изд., доп. и перераб. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 360с.



[1] Астахов В.П, Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - с.175.

[2] Астахов В.П, Бухгалтерский (финансовый) учет: Учебное пособие. Ростов н/Д: Издательский центр «МарТ», 2002. - с.187.

[3] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. –Серия «Высшее образование»).с.348.

[4] Кондраков Н.П. Бухгалтерский учет: Учебное пособие. – 4-е изд., перераб. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2004. –Серия «Высшее образование»).с.419.

[5] Холоденко Е.М., Ростовцев А.В. Составление бухгалтерских документов. – М.: Издательство «Экономика-Пресс», 2003. – (Серия «Практика бухгалтерского учета»).с.96.

[6] Кочинев Ю.Ю. Аудит. 2-е изд. – Спб: Питер, 2003.: ил. – (Серия «Бухгалтеру и аудитору»).с.223.

[7] Справочник бухгалтера. Заработная плата. – М.: «Книга сервис», 2002. –с.10

[8] Кочинев Ю.Ю. Аудит. 2-е изд. – Спб: Питер, 2003.: ил. – (Серия «Бухгалтеру и аудитору»).с.219.

[9] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.212.

[10] Налоговый кодекс Российской Федерации. Части первая и вторая: Официальный текст, действующая редакция. – М.: Издательство «Экзамен», 2004. – с.235.

[11]