СОДЕРЖАНИЕ


24. Контроль за соблюдением хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил………………………………………………………………………………...3


Задача № 24……………………………………………………………….………..13


Список используемых источников и литературы……………………..……..15


24. Контроль за соблюдением хранения, расходования и обращения денег. Ответственность руководителей предприятий, учреждений за нарушение этих правил

Порядок и сроки сдачи наличных денег предприятий, предпринимателей, лимиты остатка касс, порядок использования наличных денег из выручки предприятий устанавливаются ежегодно обслуживающими учреждениями банков по согласованию с руководителем предприятия. Лимит остатка (предельный остаток) кассы может быть пересмотрен в течение года на основании представленной заявки по обоснованной просьбе предприятия в случае изменения объемов кассовых оборотов, условий сдачи выручки и по другим причинам. Учреждения банков устанавливают размер расходования наличных денег из выручки, поступившей в кассу предприятия. Предприятиям, отдельным категориям предпринимателей, имеющим в своем составе мелко-розничную торговую сеть, пункты передвижной торговли, и иных уполномоченных лиц лимит остатка кассы устанавливается учреждением банка для предприятия в целом.

Госкомстатом России утверждены следующие формы первичных документов: по учету денежных расчетов с населением при осуществлении торговых операций с применением контрольно-кассовых машин, по учету торговых операций (общие), по учету торговых операций при продаже товаров в кредит, по учету торговых операций в комиссионной торговле, по учету операций в общественном питании – постановление Госкомстата России от 25.12.98 № 132.

Обращение наличных денег начинается с их эмиссии, т. е. выпуска в обращение. Наличные деньги (банковские билеты-банкноты и металлическая монета) являются безусловными обязательствами Банка России и обеспечиваются всеми его активами. 1

Образцы банкнот и монет утверждаются Банком России по согласованию с высшим представительным органом Российской Федерации. Официальные сообщения о выпуске в обращение банкнот и монет новых образцов Банк России публикует в средствах массовой информации.

При необходимости повысить техническую защищенность банкнот и монет от подделок (фальшивомонетничества) время от времени осуществляется их модификация (как правило, наиболее крупных достоинств).

В целях обеспечения максимальных удобств при обращении наличных денег могут вводиться денежные знаки новых достоинств.

Ответственность за покупюрный состав наличных денег, находящихся в обращении и необходимых для проведения бесперебойных расчетов наличными деньгами на территории Российской Федерации, возлагается на Банк России.

При безналичном, денежном обращении реальные денежные знаки как средство платежа между субъектами соответствующих отношений отсутствуют, а используются своего рода символы, то есть цифровые записи об обращающейся денежной массе.

Для хранения безналичных денег юридическое или физическое лицо открывает в банке или ином кредитном учреждении на свое имя счет (расчетный, текущий или иной).

В том случае, если первичный документ был составлен с нарушением предъявляемых к его форме и содержанию требований, организация может столкнуться с рядом налоговых последствий (связанных, прежде всего, с формированием налогооблагаемой базы по налогу на прибыль и с налогом на добавленную стоимость).

Прежде всего, первичные учетные документы должны в обязательном порядке подтверждать факт использования тех или иных ресурсов в процессе производства (факт совершения хозяйственной операции).

Отсутствие, скажем, подписи соответствующего должностного лица на первичных документах, послуживших основанием для отнесения затрат на себестоимость, может означать, что работы фактически не выполнялись, отсутствие даты – невозможность определить к какому отчетному периоду относится операция, отсутствие других обязательных реквизитов – нарушение требований действующего законодательства.

При использовании в расчетах наличных денежных средств организации обязаны, в частности, соблюдать следующие положения действующего законодательства: 1

1. Организации в обязательном порядке должны иметь кассу и вести кассовую книгу (пункт 3 Порядка ведения кассовых операций) по форме № КО-4 «Кассовая книга», утвержденной постановлением Госкомстата России от 18.08.98 № 88 «Об утверждении унифицированных форм первичной учетной документации по учету кассовых операций, по учету результатов инвентаризации» (в редакции изменений и дополнений).

В рамках организации хранения наличных денежных средств организации должны руководствоваться и исполнять положения «Рекомендаций по обеспечению сохранности денежных средств при их хранении и транспортировке» и «Единых требований по технической укрепленности и оборудованию сигнализацией помещений касс предприятий», утвержденных Порядком ведения кассовых операций.

2. Наличные средства, числящиеся в кассе организаций, должны составлять сумму, не превышающие лимит наличных средств, установленный учреждениями банков по согласованию с руководителем организации (пункт 5 Порядка ведения кассовых операций).

Для установления лимита остатка наличных денег в кассе организации представляют в учреждение банка, осуществляющее его расчетно-кассовое обслуживание, расчет по установленной Положением о наличном обращении форме.

При наличии у организации нескольких счетов в различных учреждениях банков, они вправе по своему усмотрению обратиться с расчетом на установление лимита в одно из обслуживающих учреждений банков. Установление лимита подтверждается уведомлением, выдаваемым кредитной организацией, которое направляется организацией в другие учреждения банков, в которых ей открыты банковские счета.

По организациям, не представившим расчет на установление лимита остатка наличных денег в кассе ни в одно из обслуживающих учреждений банка, лимит остатка кассы считается нулевым, а не сданная в учреждения банков денежная наличность – сверхлимитной с наложением штрафных санкций за нарушения правил наличного денежного обращения.

Сверхлимитная по состоянию на конец каждого рабочего дня (за исключением сумм, предназначенных для выплаты заработной платы, которые могут храниться сверх установленных лимитов в течение 3-х рабочих дней, а в районах Крайнего Севера и приравненных к ним местностях – в течение 5-ти рабочих дней) наличность должна быть сдана в порядке, согласованном с обслуживающими организацию банками, в дневные и вечерние кассы банковских учреждений, инкассаторам, в объединенные кассы организаций для последующей сдачи в банк, а также учреждениям связи для перечисления на счета в банках.

3. Если организация имеет постоянную наличную выручку, то она вправе использовать ее на хозяйственные цели, в том числе и на оплату приобретаемых товаров, только по согласованию с обслуживающими их банками.

В соответствии с пунктом 2.7 Положения о наличном обращении согласование с учреждением банка на расходование денежной выручки из кассы организации оформляется на бланке расчета по форме 0408020 (приложение № 1 к Положению). При наличии у организации счетов в нескольких банках, согласование производится с одним из них, а остальные учреждения уведомляются о наличии такого согласования. 1

По такому расчету средства могут испрашиваться организациями, в частности, на оплату труда, хозяйственные нужды, а также на командировочные расходы (пункт 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1212 «О мерах по повышению собираемости налогов и других обязательных платежей и упорядочению наличного и безналичного денежного обращения» (в редакции изменений и дополнений)).

Следует учитывать, что обязательность согласования использования сумм полученной выручки на хозяйственные расходы, в том числе на приобретение товаров, подтверждена Решением Верховного Суда РФ от 29.07.99 № 99-552.

Если соответствующего согласования с банковскими учреждениями у организации нет, то и использовать полученную наличную выручку она права не имеет. В таких случаях наличные средства могут быть переведены с банковских счетов, или могут быть сняты с банковских счетов в кассу организации, и после этого израсходованы на эти цели в порядке наличного обращения.

4. В оплату приобретаемых товаров (продукции, работ, услуг) организации не могут переводить наличные денежные средства на расчетные счета продавцов (пункт 9 Указа Президента РФ от 18.08.96 № 1212) – наличные средства могут вноситься только в кассы организаций-продавцов или непосредственно в пользу продавцов – физических лиц.

5. При расходовании наличных денежных средств организациям необходимо соблюдать предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами. 1

Согласно указаниям Центробанка России от 14.11.01 № 1050-У «Об установлении предельного размера наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке установлен в размере 60 тысяч рублей.

При этом письмом МНС России от 01.07.02 № 24-2-02/252 и Центробанка России от 02.07.02 № 85-Т разъяснено, что установленный предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать установленный предельный размер расчетов наличными деньгами.

В соответствии с пунктом 6 «Указаний о порядке составления и представления бухгалтерской отчетности», утвержденных приказом Минфина РФ от 13.01.2000 № 4н, организация вправе принять решение о представлении отчетности по утвержденным Минфином РФ формам, если показатели, приведенные в этих образцах форм, позволяют соблюдать требования к бухгалтерской отчетности, определенные ПБУ 4/99.

В случае, если это не достигается, организация самостоятельно разрабатывает формы бухгалтерской отчетности, с соблюдением требований, предъявляемых к составу показателей отчетности действующим законодательством.

При разработке и принятии форм бухгалтерской отчетности организацией должны быть сохранены коды строк итоговых строк и коды строк итоговых разделов и групп статей бухгалтерского баланса (форма

№ 1), приведенных в образце его формы в приложении 2 к приказу Минфина РФ № 4н.

Организации могут в Отчете о прибылях и убытках (форма № 2) показатели, приведенные в разделе «Расшифровка отдельных прибылей и убытков» образца формы, приведенного в приложении 2 к приказу Минфина РФ № 4н, представлять в виде расшифровок к соответствующим статьям отчета («в том числе» или «из них»).

Кроме того, необходимо учитывать, что данные бухгалтерской отчетности должны включать показатели деятельности всех филиалов, представительств и иных подразделений, включая выделенные на отдельные балансы.

При наличии у организации дочерних и зависимых обществ, они формируют сводную бухгалтерскую отчетность, включающую показатели отчетов данных обществ. Исходя из этого, по сфере охвата выделяется три вида балансов: отдельный баланс; баланс предприятия и сводный баланс. Под отдельным балансом понимается система показателей, формируемая подразделением организации и отражающая его имущественное и финансовое положение на отчетную дату для нужд управления предприятия, в том числе составления бухгалтерской отчетности. Во всех случаях структурные подразделения предприятий обязаны составлять отчетность в соответствии с установленным законодательством порядке с учетом потребностей и требований головной организации. 1

Требование существенности заключается в обособленном в отчетных формах отражении существенных показателей об отдельных активах, обязательствах, доходах, расходах, хозяйственных операциях и составляющих капитала.

При этом показатель считается существенным, если его нераскрытие может повлиять на экономические решения заинтересованных пользователей, принимаемые на основе отчетной информации организации. Решение же организацией вопроса, является ли данный показатель существенным, зависит от оценки показателя, его характера и конкретных обстоятельств возникновения.

Расшифровка соответствующих показателей групп статей бухгалтерского баланса или статей отчета о прибылях и убытках по существенным показателям могут приводиться организацией непосредственно в вышеуказанных формах (как «в том числе» или «из них» к соответствующим группам статей или статьям) или в пояснениях к бухгалтерскому балансу (форма № 5) и отчету о прибылях и убытках. При этом следует иметь в виду, что существенной признается сумма, отношение которой к общему итогу соответствующих данных за отчетный год составляет не менее пяти процентов (вместе с этим организация может принять решение о применении для целей отражения в бухгалтерской отчетности существенной информации критерий, отличный от вышеназванного).

Кроме того, обособленному отражению подлежат показатели, без знания которых заинтересованными пользователями невозможна оценка финансового положения организации или финансовых результатов ее деятельности.

Несущественные показатели могут объединяться и не представляться отдельно (за исключением случаев, когда те или иные группы статей баланса или отчета о прибылях и убытках предусмотрены ПБУ 4/99).

Нейтральность отчетности обеспечивается исключением одностороннего удовлетворения интересов одних групп заинтересованных пользователей отчетности перед другими. Если посредством отбора или формы представления, информация влияет на решения и оценки пользователей с целью достижения предопределенных результатов, информация не является нейтральной.

Требование сравнимости заключается в следующем – при составлении бухгалтерской отчетности организация обязана придерживаться принятых ею в установленном порядке содержания и форм бухгалтерской отчетности от одного отчетного года к другому. При этом в случае незаполнения той или иной статьи (строки, графы), предусмотренной в принятой организацией форме, ввиду отсутствия у организации в отчетном периоде соответствующих активов, обязательств, доходов, расходов, хозяйственных операций эта статья (строка, графа) прочеркивается.

Требование сопоставимости или последовательности означает тот факт, что по каждому числовому показателю бухгалтерской отчетности (кроме отчета, составляемого вновь созданной организацией за первый отчетный период), в отчетности должны быть приведены данные как минимум за два года – отчетный и предшествующий отчетному).

При этом организация вправе принять решение о раскрытии по каждому числовому показателю данных более чем за два (три и более) года. Для этого должны быть предусмотрены соответствующие графы отчетных форм, и сопоставимость отчетных показателей за все приведенные периоды.

Сравнительная информация по каждому числовому показателю может включаться непосредственно в принятые организацией формы отчетности (в том числе в виде отдельных таблиц, включенных непосредственно в формы бухгалтерского баланса или отчета о прибылях и убытках после показателей; в приложение к бухгалтерскому балансу (форма № 5); в формы, разработанные и принятые организацией самостоятельно) или в пояснительную записку.

Сопоставимость показателей за прошлые периоды достигается формированием отчетных показателей (в том числе за прошлые периоды) по принципам, использованным при формировании отчетного показателя за последний отчетный период (в том числе исходя из принятых изменений в учетную политику организации, а также изменений, принятых действующим законодательством). Каждая существенная корректировка должна быть раскрыта в пояснениях к бухгалтерскому балансу и отчету о прибылях и убытках вместе с указанием причин, вызвавших эту корректировку.

В бухгалтерской отчетности не допускается зачет между статьями активов и пассивов, статьями прибылей и убытков, кроме случаев, когда такой зачет предусмотрен соответствующими положениями по бухгалтерскому учету.

Действующим в настоящее время законодательством утрата первичных учетных документов может повлечь за собой административную и налоговую ответственность организаций или их должностных лиц. 1

С 1 июля 2002 года административная ответственность установлена КоАП РФ (Федеральный закон от 30 декабря 2001 года № 195-ФЗ).

В частности, согласно статье 15.11 КоАП РФ грубое нарушение порядка и сроков хранения учетных документов влечет за собой наложение административного штрафа на должностных лиц в размере от двадцати до тридцати минимальных размеров оплаты труда.

За нарушение правил хранения, комплектования, учета или использования архивных документов, статьей 13.20 КоАП РФ установлена ответственность в виде предупреждения или наложения административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц организаций — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Кроме того, согласно статье 15.6 КоАП РФ непредставление в установленный законодательством о налогах и сборах срок либо отказ от представления в налоговые органы, таможенные органы и органы государственного внебюджетного фонда оформленных в установленном порядке документов и (или) иных сведений, необходимых для осуществления налогового контроля, а равно представление таких сведений в неполном объеме или в искаженном виде, влечет за собой наложение административного штрафа на граждан в размере от одного до трех минимальных размеров оплаты труда, а на должностных лиц — от трех до пяти минимальных размеров оплаты труда.

Для целей исчисления сумм штрафов в соответствии с Федеральным законом от 19 июня 2000 года № 82-ФЗ «О минимальном размере оплаты труда» (в редакции изменений и дополнений) минимальный размер оплаты труда должен приниматься в сумме равной 100 рублям.

Налоговое законодательство отсутствие первичных учетных документов в соответствии со статьей 120 НК РФ причисляет к грубому нарушению правил учета доходов и расходов и объектом налогообложения, что влечет за собой взыскание штрафа в размере 5 000 рублей.

Если же такие деяния совершены в течение более одного налогового периода, сумма штрафа составляет 15 000 рублей, а если это повлекло за собой занижение налоговой базы , сумма штрафа составляет 10 процентов от суммы неуплаченного налога, но не менее 15 000 рублей. Кроме того, за каждый непредставленный в установленный срок организацией в налоговые органы документ, согласно статье 126 НК РФ наступает ответственность в размере 50 рублей за каждый непредставленный документ.

Задача № 24

Условие:

ООО «Икар» заключило с ЗАО «Мера» договор поставки товара. Ввиду того, что у ЗАО «Мера» были заблокированы банковские счета, расчеты по сделке были осуществлены в наличной денежной форме.

Дайте понятие наличной формы расчетов.

Имеются ли какие – либо ограничения для наличной формы расчетов по сделке заключенной ООО «Икар» заключило с ЗАО «Мера»?

Решение:

Наличная форма расчетов – операции банка с денежной наличностью, которые проводятся с юридическими и физическими лицами.

В соответствии с ч. 1 ст. 861 ГК РФ расчеты с участием граждан, не связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, могут производиться наличными деньгами (статья 140) без ограничения суммы или в безналичном порядке.

Ч. 2 ст. 861 ГК РФ указывает на то, что расчеты между юридическими лицами, а также расчеты с участием граждан, связанные с осуществлением ими предпринимательской деятельности, производятся в безналичном порядке. Расчеты между этими лицами могут производиться также наличными деньгами, если иное не установлено законом.

Законодательство устанавливает ограничения для наличной формы расчетов по сделке заключенной ООО «Икар» заключило с ЗАО «Мера».

Центральный банк Российской Федерации Указанием от 14.11.2001 года N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке» установил в Российской Федерации предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами по одной сделке в сумме 60 тыс. руб. 1

В соответствии со статьей 153 Гражданского кодекса Российской Федерации («ГК РФ»), сделками признаются действия граждан и юридических лиц, направленные на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Для заключения договора необходимо выражение согласованной воли двух сторон (двусторонняя сделка) либо трех или более сторон (многосторонняя сделка) (п. 3 ст. 154 ГК РФ).

Таким образом с момента вступления в силу Указания ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами в сумме 60 тыс. руб. установлен по одной сделке, т.е. по одному договору. 1

Это означает, что если договором на выполнение ремонтно-строительных работ предусмотрены этапы выполнения работ, предельный размер расчетов наличными деньгами между юридическими лицами должен применяться в отношении всех этапов выполненных работ, произведенных на основании одного договора, т.е. совершенных в рамках одной сделки - договора на выполнение ремонтно-строительных работ.

В связи с изложенным, под одной сделкой при применении Указания ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У понимается один договор, даже при заключении длительных договоров, в том числе и тех, при выполнении которых подписываются дополнительные соглашения о выполнении и оплате отдельных этапов (частей) договора.

Кроме того, как разъяснено в совместном письме Банка России от 02.07.2002 года N 85-Т и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам от 01.07.2002 года N 24-2-02/252 предельный размер расчетов наличными деньгами относится к расчетам в рамках одного договора, заключенного между юридическими лицами. Расчеты наличными деньгами, осуществляемые между юридическими лицами по одному или нескольким денежным документам по одному договору, не могут превышать предельный размер расчетов наличными деньгами (т.е. 60 тыс. руб.).

Список используемых источников и литературы


1. Федеральный закон от 21.11.96 N 129-ФЗ (ред. от 10.01.2003) «О бухгалтерском учете».


2. Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».


3. Гейц И. В. «Налогообложение коммерческих организаций» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г. С. 65.


4. «Завершение отчетного периода» // «Консультант бухгалтера», № 12, 2002 г.

«Формирование отчетных показателей годовой бухгалтерской отчетности, составление и предоставление отчетности» // "Бухгалтерский учет и налоги", № 4. 2003 г.


5. Карасева М.В., Финансовое право. Общая часть: Учебник. – М.: Юристъ, 2000.


6. Финансовое право: Учебник / Отв. ред. Н.И. Химичева. 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 1999.


7. Финансовое право: Учебник / Под ред. О. Н. Горбуновой. – 2-е изд., перераб. и доп. – М.: Юристъ, 2002.



1 «Формирование отчетных показателей годовой бухгалтерской отчетности, составление и предоставление отчетности» // "Бухгалтерский учет и налоги", № 4. 2003 г. С. 18.

1 Гейц И. В. «Налогообложение коммерческих организаций» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г. С. 65.

1 Гейц И. В. «Налогообложение коммерческих организаций» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г. С. 67.

1 Гейц И. В. «Налогообложение коммерческих организаций» // «Бухгалтерский учет и налоги», № 2, 2003 г. С. 68.

1 «Завершение отчетного периода» // «Консультант бухгалтера», № 12, 2002 г. С. 12.

1 «Завершение отчетного периода» // «Консультант бухгалтера», № 12, 2002 г. С. 15.

1 Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».

1 Указание ЦБ РФ от 14.11.2001 года N 1050-У «Об установлении предельного размера расчетов наличными деньгами в Российской Федерации между юридическими лицами по одной сделке».