Содержание
1. Роль делопроизводства в обеспечении деятельности предприятий. 3
2. Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД) 5
3. Организация документооборота на предприятии. 6
4. Характеристика конкретного предприятия (учреждения) 10
5. Состояние делопроизводства и организация труда делопроизводственного персонала. 11
6. Правила оформления реквизита «гриф ограничения доступа к документу». 12
Список литературы.. 14
Приложение. 15
1. Роль делопроизводства в обеспечении деятельности предприятий
Термин «документационное обеспечение управления» подчеркивает информационно-технологическую составляющую в современной организации делопроизводства и образован по аналогии с такими терминами, как «программное обеспечение», «информационное обеспечение», «лингвистическое обеспечение» и т. п.
Делопроизводство (ДОУ) предполагает, прежде всего создание документов, или документирование, под которым понимается запись информации на различных носителях по установленным правилам. Документирование - регламентированный процесс записи информации на бумаге или ином носителе, обеспечивающий ее юридическую силу. Документирование всегда осуществляется по определенным правилам, установленными правовыми нормативными актами или выработанными традицией[1].
В обществе документы являются основными носителями управленческой, научной, технической, статистической и иной социально значимой информации. Документы — носители первичной информации, именно в них информация фиксируется впервые. Это свойство и позволяет отличать документы от других источников информации -книг, газет, журналов и др., содержащих переработанную, вторичную информацию.
Любой документ, создаваемый в обществе, является элементом системы более высокого уровня и входит в соответствующую систему документации в качестве ее элемента. Под системой документации понимается совокупность документов, взаимосвязанных по признакам происхождения, назначения, вида, сферы деятельности, единых требований к их оформлению. Как буквы одного языка составляют алфавит, так и отдельные виды и разновидности документов составляют систему документации. До настоящего времени в документоведении не существует непротиворечивой классификации систем документации, видов и разновидностей документов, а используется эмпирически сложившееся разделение документов на системы документации Официальные документы в зависимости от обслуживаемой ими сферы человеческой деятельности разделяются на управленческие, научные, технические (конструкторские), технологические, производственные и др. Именно управленческие документы, обеспечиваю г управляемость объектов в рамках как государства, так и отдельной организации. Эти документы представлены комплексом систем, основными из которых являются:
организационно-правовая документация;
плановая документация;
распорядительная документация;
информационно-справочная и справочно-аналитическая документация;
отчетная документация;
договорная документация;
документация по обеспечению кадрами (поличному составу);
документация по обеспечению финансами (бухгалтерский учет и отчетность);
документация по материально-техническому обеспечению;
документация по документационному и информационному обеспечению деятельности учреждения;
документация, отражающая основную деятельность учреждения, организации или предприятия (на производственном предприятии это производственная документация, в лечебном учреждении - система медицинской документации, и вузе — система документации по высшему образованию и т. д.).
Документы, составляющие одну систему документации, характеризуются единством целевого назначения и в комплексе обеспечивают документирование той или иной управленческой функции или вида деятельности.
Документационное обеспечение документов предполагает не только создание документов, но и организацию работы с ними. Организация работы с документами — это организация документооборота учреждения, хранение документов и их использование в текущей деятельности.
Таким образом, роль делопроизводства в обеспечении деятельности предприятий очень высока. Делопроизводство обеспечивает функционирование как предприятие в целом, так и работу каждого отдела и подразделения в отдельности, кроме того путем составления единообразных документов представляет предприятие во внешних отношениях с другими организациями и предприятиями.
2. Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД)
Единая государственная система делопроизводства (ЕГСД) это система документационного обеспечения управленческой деятельности, определяющая типовые процессы документирования и организации работы с документами.
Материальный объект с информацией, закрепленной созданным человеком способом для ее передачи во времени и пространстве. В автоматизированных информационно-поисковых системах - любой объект, внесенный в память системы.
Важным этапом стало
издание 25 июля
Реализация этой идеи
началась с подготовки в
Авторы ЕГСД обобщили
передовой опыт своего времени и предложили оптимальную технологию выполнения
управленческих операций и их документирования. ЕГСД носила комплексный
характер, т. е. включала не только вопросы делопроизводства, но и рекомендации
по НОТ служащих, структуре делопроизводственных служб и их техническому
оснащению. Реализация ее положений повысила общую культуру управления,
содействовала улучшению качества принимаемых решений, оптимизации структуры,
штатной численности управленческого аппарата. Но новые информационные технологии
работы с документами с применением вычислительной техники в ЕГСД представлены
не были. Этот пробел был отчасти восполнен позже при переработке ЕГСД и издании
ее новой редакции — Государственной системы документационного обеспечения
управления (ГСДОУ), одобренной коллегией ГАУ в
3. Организация документооборота на предприятии
По определению, документооборот — это движение документов с момента их получения или создания до завершения исполнения, отправки адресату или сдачи их на хранение. Документооборот, или порядок движения документов в организации, можно разделить на следующие этапы (вопросы регистрации документов выделены в самостоятельный раздел):
1) экспедиционная обработка документов, поступающих в организацию
Корреспонденция, доставляемая курьерами, поступающая по почте, факсом, телеграфом или иным путем, должна приниматься и обрабатываться специально выделенным должностным лицом: секретарем фирмы, работником службы ДОУ (канцелярии, общего отдела и др.). Для обеспечения создания полноценной информационно-поисковой системы и их учета этому же лицу должны передаваться и документы, полученные сотрудниками организации за ее пределами (в командировках, на совещаниях, оказавшимися в конкретном случае в роли курьера), так как цель первого этапа - зафиксировать сам факт (при необходимости и время) поступления документов.
При получении корреспонденции, прежде всего, должны быть проверены правильность ее доставки и целостность упаковки. Ошибочно доставленная корреспонденция без задержки должна быть отправлена адресату. При поврежденной упаковке особенно тщательно проверяются полнота присланных материалов и наличие механических повреждений. При необходимости к документам следует приложить перечень выявленных дефектов.
2) предварительное рассмотрение документов службой ДОУ:
Предварительное рассмотрение поручается достаточна опытному сотруднику службы ДОУ, хорошо знающему структуру организации и должностные обязанности сотрудников. Эффективную помощь при предварительном рассмотрении оказывает разработка серии справочных материалов: примерного перечня документов, требующих обязательного рассмотрения руководством; перечня должностных лиц и их обязанностей; технологических графических cxем последовательности экспедиционной обработки и распределением различных поступающих документов и т. д.
При рассмотрении поступившего документа учитываются:
важность его содержания;
сложность и новизна поставленных вопросов;
авторство, т. е. общественное положение лица, автора документа место учреждения-отправителя в структуре управления, роль общеественной организации в жизни общества;
реальная срочность исполнения документа;
вид документа: закон, распоряжение, письмо, отчет и др.
После введения в информационно-поисковую систему всех необходимых сведений о поступивших документах, т. е. регистрации, документы передаются исполнителям. При наличии нескольких исполнителей документ передается ответственному исполнителю, а при отсутствии такового - первому из состава исполнителей. Необходимость размножения документа для его исполнения и количество копий определяется лицом, организующим исполнение.
3) организация рационального движения документов внутри организации:
В целях оптимизации документопотоков целесообразно также установить единый порядок передачи документов для обработки, на пример через лицо, ответственное за документационное обеспечение в структурном подразделении.
Ознакомление ряда должностных лиц с одним экземпляром документа следует поручать специально выделенному сотруднику, а если это не предоставляется возможным — составить график сроков и последовательности прохождения документа в организации. Этот график может быть принят руководителем службы ДОУ по согласованию с руководителем организации как типовой.
Такой же типовой график может быть разработан для ознакомления с текущей информацией вместо подготовки и распространении в организации различного рода типовых приглашений на собрания, заседания и другие мероприятия.
Для оптимизации и сокращения документопотоков целесообразны разработка технологических инструкций (схем), в которых в наглядной графической форме определена последовательность подготовки проектов наиболее распространенных документов, их согласования, подписания и утверждения. На схемах могут указываться альтернативные решения, местонахождение конкретных должностных лиц и даже часы приема поданному вопросу.
4) экспедиционная обработка исполненных и отправляемых документов:
Экспедиционная обработка отправляемых документов включает в себя сортировку, упаковку, оформление почтового отправления и сдачу в отделение связи. Она осуществляется в соответствии с действующими Правилами оказания услуг почтовой связи и должна проводиться в тот же день или не позднее следующего рабочего дня.
Отправка документов на машинных носителях, посылок и бандеролей должна производиться в упаковке, соответствующей техническим требованиям и сохранности носителей и записанной на них информации. Ответственность за упаковку документов должен нести создатель документа совместно со службой ДОУ. Обязательная сопроводительная документация к документам на машинных носителях, документам, в которых не предусмотрено проставление даты, регистрационного индекса и адреса получателя, посылкам и бандеролям проходит экспедиционную обработку на общих основаниях.
Проектирование рациональной системы документооборота основывается на положениях, выработанных, как правило, практиком делопроизводства и научной организации труда, например:
исключение или крайнее ограничение возвратного движения документов;
однократность пребывания документа в одном структурном подразделении или у одного исполнителя;
пребывание документа в той или иной инстанции должно быть обусловлено только необходимостью его обработки;
параллельное выполнение различных операций в целях сокращения времени движения документов и повышения оперативности их исполнения;
передача учетно-информационных сведений о ходе движения и исполнения документов, результатах контроля и других сведений в службу документационного обеспечения с помощью регистрационных карточек, бездокументными способами, исключающими возвратное движение самих документов;
необходимость предусмотрения всех возможных вариантов движения документов.
Вычленение из системы документооборота конкретных технологических операций может осуществляться только на основе анализа его структуры. Естественно, что само структурирование должно иметь прикладное прагматическое значение, поскольку только в таком случае оно может получить реальное применение.
4. Характеристика конкретного предприятия (учреждения)
Туристическая фирма ООО «Восток-тур» находится в городе Хабаровске учреждена в 1997 году в настоящее время в фирме работают 9 человек.
В связи с тем, что деятельности фирмы связана с туризмом как внутри страны, так и за рубежом то делопроизводству отводится особое место. От качества документов напрямую зависит будущее компании.
Делопроизводство в фирме ведут два работника это секретарь и коммерческий директор.
Секретарь занят внутренним делопроизводством сюда включено:
1. Кадровое делопроизводство (подготовка приказов о приеме на работу, увольнении, отпуске и др., ведение личных дел работников);
2. Обеспечение функционирования офиса (первичная обработка корреспонденции, ведение журналов входящих и исходящих документов)
3. Обеспечение деятельности руководителя (планирование рабочего дня директора, подготовка деловой переписки и др.)
4. Хранение документов подлежащих временному и постоянному хранению, составление номенклатуры дел.
Коммерческий директор в связи с тем, что фирма небольшая по мимо своих основных функций выполняет еще некоторые функции делопроизводителя по отдельным направлениям работы. Это, прежде всего подготовка документов для работы с иностранными и российскими партнерами (курорты, дома отдыха, гостиницы, развлекательные центры, аэропорты и т.д.), ведение деловой переписки по вопросам предоставления виз, бронирования номеров гостиниц и др. Коммерческий директор тесно взаимодействует с бухгалтером вопросам оформления финансовых документов и юристом по вопросам подготовки договоров с клиентами и партнерами по бизнесу.
5. Состояние делопроизводства и организация труда делопроизводственного персонала
Организация рабочего места делопроизводственного персонала — это система мероприятий по оснащению рабочего места средствами и предметами труда. Основными факторами при разработке планировки являются технология и характер выполняемых работ, взаимосвязи делопроизводственного персонала в процессе труда.
В инструкции по делопроизводству может быть представлена схема рабочего места делопроизводственного персонала, дан перечень средств труда, которыми пользуется работник отдела делопроизводства[4].
Примерный перечень оргтехники и средств вычислительной техники, применяемых в работе делопроизводственного персонала:
средства малой оргтехники (письменные принадлежности: ручки, бумага, карандаши, ластики и т. п.);
средства составления и изготовления текстовых документов (пишущие машины, ПЭВМ, диктофон, принтер, сканер);
средства обработки бумажных документов (склеивающие и скрепляюшие машины, конвертовскрываюшее и резательное оборудование, адресовальное и штемпельное оборудование, машина для уничтожения документов);
средства хранения и поиска документов (картотеки различного типа, шкафы и полки, сейфы);
средства связи (телефон, радиотелефон, радио, телетайп, факс, локальные конторские сети, средства оперативной диспетчерской связи, электронная почта, модем);
копировальные средства и аппараты;
офисная мебель и оборудование.
Средства малой оргтехники необходимы при любом уровне автоматизации работы делопроизводственного персонала.
Из средств составления и изготовления текстовых документов все чаще используется компьютер, даже при очень небольшом документообороте. Созданные с его помощью документы имеют более привлекательный вид благодаря наличию различных шрифтов и цветового оформления, что не может не сказаться на отношении к документу и помогает создать благоприятное впечатление об авторе документа.
6. Правила оформления реквизита «гриф ограничения доступа к документу»
Своевременное установление грифа конфиденциальности сведений, подлежащих включению в будущий документ, — первый и основной элемент защиты документированной информации, позволяющий обеспечить относительно надежную безопасность тайны фирмы[5].
Основу присвоения документу грифа конфиденциальности должен составлять: перечень конфиденциальных сведений фирмы, требования партнеров, а также перечень конфиденциальных документов фирмы. Система грифирования (маркирования) документов не гарантирует сохранность информации, однако, позволяет четко организовать работу с документами, в частности сформировать систему доступа к документам персонала.
Гриф конфиденциальности, или гриф ограничения доступа к традиционному, машиночитаемому или электронному документу, представляет собой реквизит (элемент, служебную отметку, помету, пометку) формуляра документа, свидетельствующий о конфиденциальности содержащихся в документе сведений и проставляемый на самом документу и (или) сопроводительном письме к нему.
Информация и документы, отнесенные к коммерческой (предпринимательской) тайне, имеют несколько уровней грифа ограничения доступа, соответствующих различным степеням конфиденциальной информации:
первый, массовый уровень — грифы «Конфиденциально», «Конфиденциальная информация». Не следует ставить гриф «Коммерческая тайна», так как грифом обозначается не вид тайны, а характер ограничения доступа к документу;
второй уровень (достаточно редкий) - грифы «Строго конфиденциально», «Строго конфиденциальная информация», «Конфиденциально. Особый контроль»; они присваиваются документу лично первым руководителем фирмы, им изменяются или отменяются. Использование и хранение документов с грифом второго уровня также организуется первым руководителем с возможным привлечением руководителя службы КД.
На документах, содержащих сведения, отнесенные к служебной тайне, ставится гриф «Для служебного пользования».
Написание грифа ограничения доступа, указываемого на документе, не сокращается. Под обозначением грифа указываются номер экземпляра документа, срок действия грифа и иные условия его снятия. Гриф располагается в соответствии с ГОСТ Р 6.30-97 на первом и титульном листах документа, а также на обложке дела (тома) в правом верхнем углу. На электронных документах и документах, записанных на любых машинных носителях, гриф обозначается на всех листах. Ниже грифа или ниже адресата могут обозначаться ограничительные пометы: «Лично», «Только в руки», «Только адресату», «Лично в руки» и др. При регистрации конфиденциального документа к его номеру добавляется сокращенное обозначение грифа конфиденциальности, например № 45к, 56ск, 97дсп.
Список литературы
1. Межотраслевые укрупненные нормативы времени на работы по документационному обеспечению управления. - М.: Изд-во Министерства труда, 1995.
2. Организация работы с документами / под ред. В.А. Кудрявцева М.; 2002.-
3. Пшенко А. В. Делопроизводство и основные нормативные требования к документам. - М.: Изд-во «Юр. колледж МГУ», 1994.
4. Пшенко А.В. Основные нормативные требования к документам и документационному обеспечению управлении: Учебное пособие для вузов/ГУУ. - М.: ЗАО «Финстатинформ», 1999.
5. Стеннжов М.В. Справочник по делопроизводству. — М.: ПРИОР, 1997.
6. Типовая инструкция но делопроизводству в министерствах и ведомствах Российской Федерации. — М.: Росархив, 1995.
Приложение
————————————
| Код |
|————————————|
Форма по ОКУД | 0301005 |
______________ООО «ВОСТОК-ТУР»_______________ по ОКПО |————————————|
наименование организации | |
————————————
—————————————————————————————————
| Номер документа | Дата |
|————————————————————|————————————|
| 36 | 12.07.04
Приказ —————————————————————————————————
(распоряжение)
о предоставлении отпуска работнику
—————————————————
Предоставить отпуск | Табельный номер |
|—————————————————|
Шумаковой Ольге Олеговне 6
————————————————————————————————————————————————————————————————————————
фамилия, имя, отчество
Бухгалтер
_________________________________________________________________________
наименование профессии (должности)
_________________________________________________________________________
наименование структурного подразделения
ежегодный
_________________________________________________________________________
вид отпуска (ежегодный оплачиваемый, учебный,
за период работы с "10 "июня 2003 года по "10" июня 2004 года
———————————————
на | 28 | календарных дней
———————————————
с "20 " июля 2004 года по "17" августа 2004 года
Руководитель организации _________________ __________ _____________
должность подпись расшифровка
подписи
С приказом (распоряжением) ознакомлен _________ "__"_______ 20__года
подпись
работника
[1] Организация работы с документами / под ред. В.А. Кудрявцева М.; 2002.-
[2] Организация работы с документами / под ред. В.А. Кудрявцева М.; 2002.-
[3] Организация работы с документами / под ред. В.А. Кудрявцева М.; 2002.- с.28
[4] Организация работы с документами / под ред. В.А. Кудрявцева М.; 2002.-
[5] Организация работы с документами / под ред. В.А. Кудрявцева М.; 2002.-