Бюджетный процесс: принципы, этапы


В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были исполь­зованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы[1]:

-         единства бюджетной системы;

-         принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;

-    принцип самостоятельности;

-    сбалансированности;

-    гласности;

-    достоверности;

-         адресности и целевого характера бюджетных средств[2].

Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетно­му процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном про­цессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы[3].

1.     Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).

2.     Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.

3.     Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня.  Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средст­вах массовой информации должны быть опубликованы необходи­мые сведения о причинах принятия такого решения.

4.     Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации1, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям.  В состав бюджетной классификация РФ входят:

—   классификация доходов бюджетов РФ;

—   функциональная классификация расходов бюджетов РФ;

—   экономическая классификация расходов бюджетов РФ;

—   классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;

—    классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;

—   классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;

—    классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;

—    ведомственная классификация расходов РФ.

Принцип специализации показателей бюджета осуществляет­ся на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классифи­кация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.

Этапы бюджетного процесса

Стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается снизу вверх, а утверждается сверху вниз[4]. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии.

Бюджетный процесс состоит из следующих этапов[5]:

  1. Составление проектов бюджетов

  2 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета

  3 Исполнение бюджета

     3.1. Исполнение бюджета по расходам

3.2. Казначейское исполнение федерального бюджета

3.3. Бюджетный учёт и отчётность

3.4. Аудит исполнения бюджета

   4. Бюджетный контроль


Список литературы


1.  Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98, №145-ФЗ // Информационно-справочная система «Гарант»

2.  Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник – М.: Логос, 2000  - с 364.

3.  Финансы. Учебник / под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – с 408.

4.  Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1999. – с 350

5.  Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1999 – с 387.

6.  Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 – с 341.


[1] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник – М.: Логос, 2000  - с 51.

[2] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98, №145-ФЗ // Информационно-справочная система «Гарант» -

ст.28

[3] Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1999 – с 187.


1 ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"

[4] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник – М.: Логос, 2000  - с.116

[5] Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1999. – с 52.