Бюджетный процесс: принципы, этапы
В основе бюджетного процесса лежат определенные принципы, соблюдение которых дает возможность изначально правильно составить, утвердить и исполнить бюджет, чтобы средства государства были использованы экономно и с максимальной пользой для развития общества. В настоящее время в бюджетном законодательстве РФ для всей бюджетной системы предусмотрены следующие общие принципы[1]:
- единства бюджетной системы;
- принцип разграничения доходов и расходов бюджетов;
- принцип самостоятельности;
- сбалансированности;
- гласности;
- достоверности;
- адресности и целевого характера бюджетных средств[2].
Все эти принципы в той или иной мере присущи и бюджетному процессу. Однако некоторые из них имеют в бюджетном процессе свою интерпретацию и, кроме того, бюджетному процессу присущи также свои собственные принципы[3].
1. Принцип последовательности вступления в бюджетный процесс органов исполнительной и представительной власти. Стадии бюджетного процесса делятся примерно поровну между органами исполнительной власти (они составляют проект бюджета и исполняют бюджет) и представительной власти (а они рассматривают и утверждают проект бюджета и после исполнения бюджета, рассматривают и утверждают отчет об исполнении бюджета - в этом и выражается последовательность).
2. Принцип ежегодности бюджета - бюджет должен быть утвержден до начала планируемого бюджетного года. Кроме того, ежегодность дает возможность более точно выявить тенденции рыночного развития, более полно учесть происходящие изменения в темпах роста производства, внутреннего валового продукта, национального дохода, курса рубля и т.д.
3. Принцип публичности и гласности - имеет особое значение, т.к. бюджетный процесс, процедура абсолютно публичная и гласная, бюджет обсуждается в представительных органах открыто, освещается в СМИ, существует необходимость опубликовать закон "О бюджете" того или иного уровня, а также закон "Об исполнении бюджета" того или иного уровня. Гласным должно быть и отклонение бюджета. В случае принятия решения об отклонении проекта бюджета или о неутверждении отчетов об исполнении бюджетов в средствах массовой информации должны быть опубликованы необходимые сведения о причинах принятия такого решения.
4. Принцип специализации бюджетных показателей - он основан на бюджетной классификации1, на документе, который группирует все доходы и расходы бюджета по определенным основаниям. В состав бюджетной классификация РФ входят:
— классификация доходов бюджетов РФ;
— функциональная классификация расходов бюджетов РФ;
— экономическая классификация расходов бюджетов РФ;
— классификация источников внутреннего финансирования дефицитов бюджетов РФ;
— классификация источников внешнего финансирования дефицитов федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ;
— классификация видов государственных внутренних долгов РФ и субъектов РФ, видов, муниципального долга;
— классификация видов государственных внешних долгов РФ и субъектов РФ, а также государственных внешних активов РФ;
— ведомственная классификация расходов РФ.
Принцип специализации показателей бюджета осуществляется на всех стадиях бюджетного процесса. Бюджетная классификация — специальный юридический акт, лежащий в основе всей бюджетной деятельности финансовых органов. Следует иметь в виду, что бюджетная классификация имеет значение не только для процессуальных норм бюджетного права, но и лежит в основе материальных норм бюджетных права.
Этапы бюджетного процесса
Стадии бюджетного периода имеют строгую очередность, осуществляются последовательно и этот порядок изменению не подлежит. Могут меняться потребности государства, субъектов, муниципальных образований в размерах финансирования, но стадий это не касается. Бюджет разрабатывается снизу вверх, а утверждается сверху вниз[4]. На каждой стадии бюджетного процесса решаются те вопросы, которые не могут быть решены либо в другое время, либо на другой стадии.
Бюджетный процесс состоит из следующих этапов[5]:
1. Составление проектов бюджетов |
2 Рассмотрение и утверждение проекта бюджета |
3 Исполнение бюджета |
3.1. Исполнение бюджета по расходам |
3.2. Казначейское исполнение федерального бюджета |
3.3. Бюджетный учёт и отчётность |
3.4. Аудит исполнения бюджета |
4. Бюджетный контроль |
Список литературы
1. Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98, №145-ФЗ // Информационно-справочная система «Гарант»
2. Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник – М.: Логос, 2000 - с 364.
3. Финансы. Учебник / под редакцией М.В. Романовского, О.В. Врублевской. – М.: Юрайт, 2000. – с 408.
4. Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1999. – с 350
5. Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1999 – с 387.
6. Финансы. Денежное обращение. Кредит: учебник для вузов. Под ред. проф. Л. Дробозиной - М.: Финансы, ЮНИТИ, 2001 – с 341.
[1] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник – М.: Логос, 2000 - с 51.
[2] Бюджетный кодекс РФ от 31.07.98, №145-ФЗ // Информационно-справочная система «Гарант» -
ст.28
[3] Финансы. Под ред. В. М. Родионовой - М.: Финансы и статистика, 1999 – с 187.
1 ФЗ от 15.08.1996 г. № 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации"
[4] Грачева Е.Ю., Соколова Э.Д. Финансовое право: Учебник – М.: Логос, 2000 - с.116
[5] Финансы, денежное обращение, кредит. / Л.А. Дробозина и др.-М., Финансы ЮНИТИ, 1999. – с 52.