ОГЛАВЛЕНИЕ

Вопрос № 1_ 3

Вопрос №2_ 11

Вопрос № 3_ 15

Список использованной литературы_ 16

Вопрос № 1


Слово «диалектика» впервые применил Сократ (469-399 г.г. до н.э.). ОН обозначал им свой метод философствования, который по-сути является искусством. В споре вскрываются внутренние противоречия  в мыслях противника, которые ведут к ложным следствиям. Отбрасывая такие противоречивые мнения Сократ помогал рождению истины.

Но еще ранее, до появления слова «диалектика» и понимания ее как метода философии, складывалась диалектическая теория в философии.Уже древние мыслители исходили из представления о мире в котром происходят непрерывные процессы изменения, становления. Мир (космос) мыслится как совмещающий в себе , противоположности покоящегося и изменчивого. Непрерывный процесс движения лежит в основе бытия. В нем всякая вещь и свойство переходят в свою противоположность. Так Гераклит утверждал «В одну и ту же реку нельзя войти дважды» подчеркивая всеобщность изменений. Источникомизмений является борьба, «война». Но поскольку космос мыслится как завершенный иединый то противоположности перетекают друг в друга  (твердое в жидкое, жидкое в газообразное, земля в воду, вода в воздух, воздух в огонь, огонь в эфир )без порождения чего-либо нового. Отсюда и утверждение о тождестве противоположностей: «Добро и зло - одно итоже»

Оппозицией Гераклиту стали взгляды Парменида и Зенона, которые обосновывали невозможность движения и изменения в  виду их абсурдности. «Ахиллес никогда не догонет черепаху», утвердал Зенон. Но и этим своим парадоксом в отрицатеельной форме поставил вопрос о диалектической природе движения.[1]

Платон (427-347 г.г. До н.э.) представлял диалектику как движение мысли от многообразных конкретных значений к общим понятиям и обратно.

Аристотель впервые ставит проблему изменения как проблему развития. Диалектика Аристотеля в изучении о причинах порождения из первосубстанции других вещей. Развитие есть такое изменение в котором каждый последующий этап несводим к предыдущему. Оно порождается активностью присущей вещам формы.

Как искусство спора диалектика развивается в средние века . Для отыскивания истины в споре спорящие опирались на формальную логику , которая противопоставлялась риторике и называлась тогда диалектикой.

В новое время идеи диалектики развивались в мышлении таких философов как Декарт, Спиноза, Лейбниц, Дидро, Руссо. Декарлд утверждал, что природа развивается самостоятельно , порождая новые формы, ему вторит С пиноза в своем учении о субстонции. Лейбниц учил о непрерывности развития , о появлении нового как единства противоположностей. Руссо и Вольтер переносят развитие в историю общества, а Кондорсе дополняет его учением о непрерывном прогрессе.[2]

В философии Канта диалектика апеллирует уже не кпредметам , а к отношениям. Кант ставит вопрос о истории природы, о происхождении солнечной системы из туманности, рассматривая идею бесконечности. Понять развитие, противоречивое  по своей природе возможно диалектикой разума.

Важные диалектические идеи содержит философия Фихте и Шеллинга.

Развернутую систему диалектики создал Г. В.Ф. Гегель. Он провел в систему понятийный аппарат диалектики, он выводит одну категорию из другой. Формирует закономерности отражающие универсальные связи мира, познания и мышления. Причем категории мышления, абсолютны, они привносятся в мир, а не берутся из мира.

Он видит источник движения в борьбе противоположностей внутри объекта, в отрицании старого новым.

К числу наиболее значительных концепций развития относятся диалектико-материалестическая концепция. Она сложилась в 40х г. Прошого века в учении Маркса и Энгельса. Развитие осуществляется как «отрицание отрицания», по спирали , а не по прямой линии , как «перерывы постепенности», превращения количества в качество , внутренние импульсы к развитию даются противоречием. Эта концепция била политизирована во в взглядах Ленина и Сталина , которые абсолютизировали элемент борьбы , отрицания , скачки взрывного характера - революции.

Наряду с такой концепцией возможна и иная интерпретация диалектики - гуманистическая. Превращая людей не в пассивные элементы своего класса, а разрешающая диалектику единичного и общего в истории в пользу человека.

Наряду с диалектикой существовали другие методы мышления: это - софистика, эклектика, метафизика, дот манизм

Софистика как совокупность видов аргументации , в использовании правил логики приводила к псевдо-истине , поскольку софизм - преднамеренное нарушение правил логики для доказательства не истинного , а желаемого. Но в движении познания софистика способствует выявлению проблемы логического противоречия системы знаний.

Эклектика - есть механическое соединение фактов и формулировок, элементов, относящихся к разным сторонам объекта, что ведет к ложному отражению мира. Эклектики подменяют логическое основание сообразное поставленной целью. Сегодня эклектика применяется в рекламе, в средствах массовой информации.

Метафизика - способ мышления противоположный диалектическому. Как метод она имеет ряд принципов:

1) Объекты рассматриваются вне связи друг с другом.

2) Признается развитие, но не видит причины саморазвития, самодвижения; признаются изменения предметов, процессов количественного, но не качественного.

3) Истина абсолютна , застывшая , конечная она не есть процесс.

      Долгое время метафизика обслуживала теологию, потом понималась как анти-диалектика.

С точки зрения соответствия содержания науки конца ХХ века и исторической практике человечества материалистическая диалектика наиболее предпочтительна, диалектический материализм определяет диалектику как учение о развитии природы , общества и мышления, то есть о развитии его наиболее полном и глубоком виде. Диалектика предметов, процессов окружающего мира, природы и общества является объективной , отражение в сознании объективной диалектики превращает ее в субъективную , диалектику познания мира и диалектику мира и диалектику мышления. Таким образом субъективная диалектика вторична, она совпадает с объективной по содержанию, но различна по форме.

Такое понимание диалектики делает ее наукой, в которой совпадают:

1) Диалектика бытия - становящаяся теорией развития мира на уровне природных проявлений и общественного бытия.

2) Диалектика отраженного мира в двух формах - диалектика как теория познания, раскрывающая как достигаются знания и диалектика как логика, раскрывающая законы диалектического мышления.

Диалектика как наука имеет своим объектом бытие как объективное так и субъективное, предметом ее являются связи и развитие этого бытия (мира). Как наука, как  система знаний диалектика включает понятия, категории, принципы и законы.

Принцип - наиболее общая идея, итог познания объективных закономерностей, вокруг которой формируется теория. Основные принципы диалектики:

*                    принцип всеобщей связи;

*                    принцип развития;

*                    принципы историзма, причинности, системности.[3]

Рассмотрим три основополагающих закона диалектики:

---  Закон единства и борьба противоположностей,

---  закон взаимного перехода количественных и качественных изменений,

---  закон отрицания отрицания.

 Из этого нельзя сделать вывод о том , что будто бы законы этим и ограничеваются.

Испокон веков внимание разума привлекали как противоречивость характеризуют диалектическую суть взаимодействия элементов бытия, мировоззрения и методологии познанания и действия. Противоречивость бытия познается лучше тогда, когда мы знаем  что такое противоречие. Противоречие представляет собой определенный тип взаимодействия различных и противоположных сторон ,свойств, тенденций в составе той, или иной системы или между системами ,процесс столкновения противоположных стремлений и сил .

  Абсолютно тождественных вещей не бывает: они различны внутри себя и между собой.

  Диалектическими противоположностями называются одновременно взаимо –исключающие и взаимопредполагающие друг друга стороны, тенденции того или иного целостного, изменяющегося предмета (явления, процесса).  Формула "Единства и борьбы" противоположностей выражает напряженное взаимодействие "полярных" свойств, изложений движения, развития.

  "Растение, животное, каждая клетка в каждое мгновение в своей жизни тождественны с собой и тем не мение отличаются от самих себя благодаря усвоению и выделению веществ ,благодаря знанию, образованию и отмиранию клеток, благодаря происходящему процессу циркуляции -словом, благодаря сумме непрерывных молекулярных изменений

которые составляют жизнь и общие итоги которых выступают воочию, в виде жизненных фаз : эмбриональная жизнь, юность, половая зрелость ,процесс размножения, старость, смерть".

  Используя закон единства и борьбы противоположностей всеобщего и вообще любой объект в частности, можно расценивать их как соединение двух гипотетических начал - мужского и женского. Мужчина и женщина отнюдь не демонстрируют наличие сугубых противоположностей, напротив, человек с любой точки зрения - анатомической, психологической,

Философской - есть подвижный результат двух начал. Даже если вспомнить миф о Меркурии – две Земли переплетаются в не поддающихся узорах, и только тогда, когда Апполон бросает золотой жезл, они образуют вокруг него гармоническую фигуру.

  Любая ориентация, стремление определяет мужское в мужчине, женское в женщине.

Движение слева направо, вверх, от центра к периферии - мужское.

Справа влево, вниз, от периферии - женское.

 Отсюда минимум два вывода:

 1) любое "слева" уже подразумевает "направо";

 2) любое "вверх" имеет смысл, если известен "низ".

Все направления легитимны (-по закону) тогда, когда имеется центр.

 Противоречие - выражает внутренний источник всякого развития, движения. Познание внутреннего ( сущностного ) и внешнего (формального) противоречия отличает диалектику от метафизики. "Диалектика есть изучение противоречия в самой сущностей предметов"

 "Диалектическое противоречие есть единство взаимоисключающих (взаимно друг друга обуславливающих), т.е. взаимодействующих противоположностей". "Единство тождества

и различия - такова диалектическая форма противоречия"

  Противоположности характеризуются как взаимообусловленные и взаимодействующие стороны диалектического противоречия. Противоположности ,по словам Гегеля, "имеют

против себя" не просто иное, а "свое иное ".Диалектика противоречия отражает двойственное отношение внутри целого:

1.Единство противоположностей.

2.Их борьбу.

  Типы (виды) противоречий:

 а) внутренние и внешние. Внутренние противоречия -это противоречия между элементами структуры; а внешние -это противоречия различных систем, явлений. Общество и природа, организм и среда.

 б) Основные и не основные ,главные и неглавные. Пример: Взаимные превращения нейтрона, протона, электрона, мезона в ядре атома представляют собой процесс непрерывного возникновения и разрешения противоречий, но это не приведет к изменению атома - полярность ядра электронные оболочки остаются!

  В материалистической диалектике отрицание рассматривается как необходимый момент развития, условие качественного изменения вещей.

  Отрицание означает превращение одного предмета в другой при одновременным переходе первого на положение подчиненного и преобразованного элемента в составе второго, что называется снятием.

  Диалектическое отрицание включает в себя триединный процесс:

1) деструкции (разрушения, преодоления, изживания ), прежнего;

2) кумуляции (накопление, суммирование ) - (частичного сохранения, препятственности, трансляции );

3) конструкции (формирования ,создания нового).

  Отрицание отрицания предполагает цикличность, относительную повторяемость, поступаемость.

 Примеры диалектического отрицания в истории России:

1.Переход от языческой веры к православной - Крещение Руси - это поворот к Западу отрицанием Востока.

2. Татаро-монгольское иго -переход от феодального Запада к азиатскому Востоку.

3. Петровские реформы - ориентировка России с Востока на Запад.

4. Революция 1917 года -вектор времени снова направляется с Запада на Восток.

5. Идет перестройка - признаки идеализации Запада.

 Закон количественных и качественных изменений имеет категории:

  1. Качество-это совокупность свойств, указываемых на то ,что представляет собой вещь, чем она является.

  1. Количество-это совокупность свойств, характеризующих величину вещи, ее размеры.

  2. Качество -такая определенность предмета (явления, процесса), которая характеризует его как данный предмет, обладающий совокупностью присущих ему свойств и принадлежащий к классу однотипных с ним предметов.

  2. Количество-характеристика по степени развития или интенсивности присущих им свойств, выражаемая в величинах и числах.

  Каждая отдельная вещь обладает бесчисленным количеством свойств, единство которых, означает ее качество.



 

Вопрос №2

Клетка — основная структурная и функциональная единица организма.

Долгое время биология изучала свойства животных и растений  основе их макроскопического строения (видимого невооруженным глазом). Глубже в строение и функции организмов она проникла после открытия их клеточного строения и изучения клетки как основной структурной и функциональной единицы.

Размеры клеток обычно порядка нескольких микрометров 1 мкм - 0,001 мм); самые мелкие—от 0,5 до 1,2 мкм, что делает  недоступными для изучения невооруженным глазом. Открытие исследование клетки тесно связано с изобретением и усовершенствованием микроскопа.

В 1665 г. английский естествоиспытатель Роберт Гук с помощью микроскопа впервые установил «клеточное строение» на случайно выбранном для наблюдения растительном объекте — мертвой Щи, пробке. Он ввел понятие «клетка» для обозначения наблюдения в пробке пустых ячеек, поэтому свойства живой материи Гук ошибочно связывал с клеточной стенкой.

В последней трети XVII в. в работах голландского ученого А.. Левенгука были описаны выдающиеся открытия, в частности клеточное строение животных, но только в 30-е годы прошлого столетия было установлено, что клетки не полые пузырьки, а за­полнены полужидким содержимым — «протоплазмой». В 1831 г. Р. Броун впервые описал ядро.[4]

В 1838 г. немецкий ботаник М. Шлейден пришел к заключению, что ядро является обязательным компонентом всех растительных клеток. Его соотечественник зоолог Т. Шванн в середине XIX столетия на основе уже многочисленных знаний о клетке сформулировал клеточную теорию . Он обобщил имевшиеся знания о клетке и показал, что клетка представляет основную единицу строения всех живых организмов, что клетки животных и растений сходны по своему строению. Эти положения явились важнейшими доказательствами единства происхождения всех живых организмов, единство всего органического мира. Т. Шван внес в науку правильное понимание клетки как самостоятельной единицы жизни, наименьшей единицы живого: вне клетки нет жизни.

В 1858 г. немецкий ученый Р. Вирхов внес в клеточную теорию важное дополнение. Он доказал, что число клеток в организме увеличивается в результате их деления, так как клетка происходит только от клетки.

Открытие клеточного строения у живых организмов Ф. Энгельс отнес к числу трех важнейших открытий XIX столетия в области естествознания наряду с законом сохранения энергии и эво­люционным учением Ч. Дарвина. Хотя клеточная теория не сразу получила всеобщее признание, тем не менее она явилась мощным стимулом интенсивного изучения клетки. Появились новые заме­чательные открытия. В 1877—1881 гг. Э. Руссов и И. Горожанкин впервые наблюдали и описали цитоплазматические соединения между растительными клетками — плазмодесмы. Позднее их формирование и структуру изучали немецкие ботаники Э. Страс­бургер и Ю. Сакс. Таким образом были доказаны взаимосвязь кле­ток в тканях и органах и, следовательно, материальная основа целостности организма.[5]

Целая эпоха в развитии наших знаний о внутриклеточной структуре и физиологии клетки связана с открытием и изучением деления ядер — кариокинеза — и деления клеток - цитокинеза (работы П. Чистякова, Э. Страсбургера, Л. Гиньяра и др.).

Развитие наших знаний о клеточном строении основывалось на данных светового микроскопирования. Но разрешающая способ­ность светового микроскопа ограничена. С помощью светового микроскопа нельзя рассматривать ультраструктуры клетки, изме­ряемые нанометрами (1 нм - 0,001 мкм). С открытием же элек­тронного микроскопа, который позволяет увеличивать тонкие структуры клетки в 100 000 раз и больше, возможности изучения клетки резко возросли.

  Изучение химической организации клетки привело к выводу, что именно химические процессы лежат в основе ее жизни, что клетки всех организмов сходны по химическому составу, у них однотипно протекают основные процессы обмена веществ. Данные о сходстве химического состава клеток еще раз подтвердили единство всего органического мира.

Современные методы исследования позволяют учитывать взаимосвязь структуры и функции, т.е. изучать клетки в единстве с физиологией. Так, один из биохимических методов — хроматография — позволяет установить не только качественные, но и количественные соотношения внутриклеточных компонентов; метод фракционного центрифугирования — изучить отдельные компонен­ты клетки — ядро, пластиды, митохондрии, рибосомы и др.

Современная клеточная теория включает следующие поло­жения: клетка — основная единица строения и развития всех живых организмов, наименьшая единица живого; клетки всех одноклеточных и многоклеточных организмов сходны по своему строению, химическому составу, основным проявлениям жизнеде­ятельности и обмену веществ; размножаются клетки путем деления, каждая новая клетка образуется в результате деления исходной (материнской) клетки; в многоклеточных организмах клетки специализированы по выполняемой ими функции и образуют ткани; из тканей состоят органы.

  Исследования клетки имеют большое значение для разгадки заболеваний. Именно в клетках начинают развиваться патологические изменения, приводящие к возникновению заболеваний. Чтобы понять роль клеток в развитии заболеваний, приведем несколько примеров. Одно из серьезных заболеваний человека - сахарный диабет. Причина этого заболевания - недостаточная деятельность группы клеток поджелудочной железы, вырабатывающих гормон инсулин, который участвует в регуляции сахарного обмена организма. Злокачественные изменения, приводящие к развитию раковых опухолей, возникают также на уровне клеток. Возбудители кокцидиоза - опасного заболевания кроликов, кур, гусей и уток - паразитические простейшие - кокцидии проникают в клетки кишечного эпителия и печени, растут и размножаются в них, полностью нарушают обмен веществ, а затем разрушают эти клетки. У больных кокцидиозом животных сильно нарушается деятельность пищеварительной системы и при отсутствии лечения животные погибают. Вот почему изучение строения, химического состава, обмена веществ и всех проявлений жизнедеятельности клеток необходимо не только в биологии, но также в медицине и ветеринарии.[6]

Теория   клеточного строения   живых организмов /П.Ф.  Горянинов  - 1809 г., Ян Пуркинье  - 1816 г., Т.Шванн и М.Я.Шлейден   -   1816   г./   разрушила   представление   о существование непреодолимой грани между различными видами животных, а также между животными и растительным миром и способствовала зарождению идеи органического единства всего живого, о саморазвитии живой природы.

 Значение клеточной теории заключается в том, что она доказывает единство происхождения всех живых организмов на Земле.

Вопрос № 3


Аксиома теологии. Во время рабовладельческого строя, феодализма и капитализма религия нужна правительствам для того, чтобы народ держать в повиновении, а народу потерявшему всякую надежду на лучшее – для снятия стрессовых ситуаций.

Согласно данной аксиоме религия представляется как инструмент управления обществом. Например в дореволюционной  России власть царя, согласно, религии была дарована от бога, соответственно его власть была неоспоримой. А народ согласно этой же аксиоме, любые решения царя принимал как должное, даже если они его не устраивали.   

Закон аллометрии. В системе одновременно присутствуют подсистемы, бурно прогрессирующие, стабильные и регрессирующие. То есть одни подсистемы развиваются быстрее, другие - медленнее. Стремление подогнать темпы развития одной подсистемы под темпы развития другой будет явным нарушением этой общеприродной закономерности и положительных результатов от реализации такого намерения ждать не приходится. Также данный закон справедлив и применяется для анализа организма человека, как целостной системы.

Список использованной литературы



1.     "Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г. – 412 с.

2.     В.Г.Афанасьев "Основы философских знаний",Москва, "Мысль", 1987 г.- 325 с.

3.     Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введениев философию", Москва - 1990 г.- 427 с.

4.     Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис, М. Рэфф, К. Робертс, Дж. Уотсон Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994, Т. 1-3

5.     “Хрестоматия по философии”, Москва, 1998 – 310 с.

6.     Блинников Л.В. “Великие философы”, Москва, 1997 – 301 с.



[1] Ведение в философию" 2 т., Москва, 1989 г.С.125

[2] Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введениев философию", Москва - 1990 г. С.211


[3] Квасова И.И. "Учебное пособие по курсу "Введениев философию", Москва - 1990 г.С.234


[4] Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис, М. Рэфф, К. Робертс, Дж. Уотсон Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994, Т. 1-3


[5] Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис, М. Рэфф, К. Робертс, Дж. Уотсон Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994, Т. 1-3


[6] Б. Албертс, Д. Брей, Дж. Льюис, М. Рэфф, К. Робертс, Дж. Уотсон Молекулярная биология клетки. М.: Мир, 1994, Т. 1-3