Содержание

Введение. 3

1.Текст. Стили речи. 4

2.  Синтаксис. 9

3.    Научный стиль. 10

4. Публицистическое выступление. 15

Заключение. 18

Список литературы.. 19











Введение

В наше время мы очень часто сталкиваемся с проблемой связанной со стилистикой. Стилистика – это наука о высоком уровне речевой культуры , правильном употреблении слов и связей между ними . Предметом стилистики является стиль языка . Основная стилистическая единица – слово . С  этой   проблемой мы сталкиваемся при устройстве на работу , сдаче экзаменов , когда хотим выразить свой мысли , знакомства с новыми людьми и так далее .

В данной контрольной работе на тему: “Культура речи и современный русский язык”, мы будем рассматривать такие пункты как: текст,  стили речи, синтаксис и научный стиль.

Рассматривая эти пункты, попытаемся раскрыть многие вопросы касающиеся культуры речи.        











 

1.Текст. Стили речи

Текст, или сложное синтаксическое целое, - это сочетание нескольких взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений , служащих для более полного развития мысли.

Выделяют четыре способа построения текста:

1 Повествование – содержит рассказ о событиях, которые излагаются в хронологической последовательности. Этот способ используется в различных жанрах журналистики и в художественной литературе ;

2 Описание применяется для подробного изображения состоянии действительности с перечислением субъектов и их признака,; (портрет, пейзаж, интерьер). При описании, как правило, ис­пользуются однотипные формы сказуемого. Описание широко распространено в научной и художественной литературе, в не­которых газетных жанрах (очерк, статья, репортаж, заметка, фельетон);

3 Рассуждение — вид текста, в котором рассматриваются пред­меты или явления, раскрываются их признаки, доказываются оп­ределенные положения. Описание отличается логичностью и по­следовательностью;

4 Определение — вид текста, который раскрывает содержание по­нятия, называет его родовые и видовые признаки. Определение должно быть построено четко и логически последовательно.

Выделяют  следующие  способы  связи между предложениями  в тексте:

1 цепная связь отражает последовательность движения, развитие мысли. Цепная связь проявляется в структурной соотнесенно­сти двух предложений , которая выражается с помощью лекси­ческого повтора, местоимений, синонимов;

2 параллельная связь заключается в определенной соотнесенности соединяемых предложений. При параллельной связи построение предложений практически одинаково, то есть предложения од­нотипны по грамматической структуре, имеют одинаковый по­рядок слов, члены предложения выражены одинаковыми грамматическими формами. Предложения, соединенные с по­мощью параллельной связи, самостоятельны по содержанию и менее зависят от контекста;

3 присоединительная связь — способ соединения предложений, при котором синтаксическая связь между ними осуществляется по смыслу. Этот тип связи отличается отсутствием структурной со­отнесенности между соединяемыми предложениями. При та­ком, типе связи все предложения присоединяются друг к другу без союзов.

 При построении текста должны учитываться две характеристи­ки: тематичность и связность. В результате нарушения этих условий могут возникать следующие ошибки:

1 смещение плана изложения заключается в том, что при по­строении текста автор отклоняется от темы и перескакивает на другую;

2 пропуск логических связей между предложениями, входящими в текст, приводит к отсутствию между ними причинной связи. В та­ком случае требуется восстановление пропущенного логического элемента:

3 неверное членение на абзацы затрудняет восприятие текста. Правильное абзацное членение текста способствует восприятию его содержания и авторской мысли.

Стили речи представляют собой типологию речи на основании эмоционально – психологической окраски. Выделяют:

- высокий;

- средний;

- простой стили.

Теория трех стилей существует с античных времен. Для русской речевой культуры теорию трех стилей разработал М.В. Ломоносов. Деление на три стиля характерно для:

ораторской практики;

художественной литературы;

устной разговорной речи;

научной речи;

официально-деловой речи.

1. В высоком стиле используются:

самые высокие, неупотребительные слова (взирать, доблестный );

слова и выражения из состава церковнославянской лексики (величие, оплот, во истину);

фразеологические старославянизмы (беречь как зеницу ока);

стилистически нейтральные слова;

восклицательные предложения, придающие речи торжественность и возвышенность (Да восторжествует правда!);

периоды — особые структурно организованные и ритмизиро-ванные длинные фразы.

Для высокого стиля также характерно использование  следующих

 фигур  речи:

перифраз  -  описательное   обозначение  чего-либо,  даваемое вместо однословного названия (Петра творенье — Петербург);

риторический вопрос — вопрос, не требующий немедленного ответа;

апостроф  -   обращение   не   к   непосредственному  слушателю или читателю, а к постороннему, отсутствующему лицу, к Бо­гу, к отвлеченному понятию пли явлению природы; градация — нарастание смысла от одного слова к другому в их однородном ряду:

анафора — длинное синтаксическое построение, части которо­го начинаются одним и тем же словом.

Выделяют следующие жанры, ориентированные на высокий стиль:

 трагедия;

ода;

героическая поэма;

гимн;

переложение в стихи библейского текста;

праздничная речь;

речь в честь павших за Отечество;

военно-патриотическая речь;

 речь защитника в суде;

 речь на митинге.      

 Высокий стиль делится на следующие подстили:

 величественный стиль — речь в торжественном, важном тоне

(проповедь, духовная беседа священника);

филиппики — стиль высокого обличения, больше всего политиче­ского характера;

панегирик — речь или художественное произведение, содержа­щие восторженную и неумеренную похвалу кому-либо или че­му-либо.

2. Средний стиль характеризуется средним уровнем эмоционально-психологической оценки. Для среднего стиля характерны следую­щие лексические особенности:

используются стилистически нейтральные, эмоционально окра­шенные слова, а также исконно русские (имя, можно, пошлый, толкать);

слова церковнославянского происхождения  (нелепый, отрицать);

слова, заимствованные из тюркских и других восточных языков, не имеющих эмоциональной окраски (товар , магазин);

слова западноевропейского происхождения (антипатия, апло­дировать); интернациональные термины (фрустрация);

стилистически окрашенные церковнославянские выражении (злачное место, на сон грядущий);

фразеологические кальки — дословные 'переводы французских вы­ражений (горячие головы, между нами говоря).

Для среднего стиля характерны следующие фигуры речи:

 простой повтор;

 аллюзия в разных видах;

 некоторые виды игры слов;

эвфемизм;

именительные представления;

 синонимические вариации;

сравнение;

  парадокс;

гипербола;

литота.

Выделяют следующие жанры, ориентированные на средний стиль:

поэзия (элегия, мадригал, лирическое стихотворение);

жанры прозы (роман, повесть, рассказ, драма);

жанры ораторства (дипломатическая речь, речь на собрании, со­вещании и парламентская речь);[1]

жанры публицистики ( газетная статья, обзор, информационное

сообщение, репортаж);

научная и официально-деловая речь.

3. Простому    стилю    свойственны    следующие    лексические    и синтаксические особенности:

слова с оттенком обыденности, непритязательности (нужно, сердиться);         стилистически нейтральные разговорные исконные русские слова;

вульгаризмы и жаргонизмы (поднатореть, сшиваться);

короткие предложения не громоздкой структуры;

много эмоциональных высказываний.

В простом стиле используются следующие фигуры речи:

грубые виды иронии;

каламбуры;       

элементы рифмы в прозаической речи;

деформация идиомы (перефразировка).

Простой стиль используется в бытовой , отчасти художественной сфере.

Выделяют следующие подстили художественного стиля:

Бурлеск – стиль существенность которого состоит в том , что “высокий” предмет изображается “низким” стилем и наоборот ;

Иронически насмешливый стиль – стиль в котором применяются грубые средства юмора ;

Стиль балагурства – стиль , напоминающий стиль народного театра .

2.  Синтаксис

Синтаксис – это связанные по смыслу словосочетания .

 В экспрессивной речи широко используются различные синтаксические фигуры. К ним относятся:

1 эмфаза - это эмоциональное, взволнованное построение оратор­ской и лирической речи. Эмфатическая интонация в основном свойственна поэзии;

2 риторические восклицания усиливают напряженность речи;     

3 риторический вопрос — утверждение, оформленное в виде во­проса, не требующего ответа;

4 анафора - повторение первых слов предложения;

5 эпифора - повторение последних слов предложения;

6 смешение синтаксических конструкций - один из способов на­рушения замкнутости предложения;

7 присоединительные конструкции - конструкции, благодаря ко­торым фразы соединяются друг с другом;

8 именительный представления - присоединительная конструк­ция, стоящая на первом месте и называющая тему последую­щей фразы;

9 эллипсис — фигура, состоящая в намеренном пропуске какого-либо члена предложения, который подразумевается из контекста;

10 умолчание — оборот речи, состоящий в том, что автор созна­тельно не досказывает мысль, предоставляя возможность дога­даться, какие слова не произнесены;

11 многосоюзие - фигура, использующаяся для интонационного и логического подчеркивания;

12 градация — расположение слов, при котором каждое последую­щее усиливает значение предыдущего;

13 период — сложная синтаксическая конструкция, характеризую­щаяся особой ритмичностью и упорядоченностью частей.

3.    Научный стиль

 Научный стиль — это язык науки.[2] Научную речь отличают сле­дующие особенности:

 подчеркнутая информативность;

 обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;

 отвлеченность и обобщенность;

 точность, однозначность и единообразие высказывания;

 экономное использование образных и эмоционально-экспрес­сивных средств;

 логичность, последовательность повествования. Научный стиль используется в следующих сферах:

 научная;

 производственная;

 учебная и преподавательская деятельность.

 Научный стиль обладает свойствами, отличаютщими его от других стилей речи:

 научный стиль реализуется в письменной форме , реже — в уст­ной. В устной научной речи встречаются разговорные элемен­ты, например, именительные представления (Состав воздуха — он неоднороден), разговорный связочный элемент "и вот" (И вот теперь мы стоим перед альтернативой);

 для научного стиля типичен монолог. Диалог в научном стиле представляет собой дискуссию;

 авторская индивидуальность в научном стиле проявляется в го­раздо меньшей степени, чем в других стилях.

Для  аучного стиля характерны некоторые лексические, грамматические и синтаксические особенности :

общекнижная лексика ( дифференцировать ,категория ) ;

большое количество терминов и других обозначении (коронарный): повышенное употребление отглагольных существительных (те­чение, состояние);

 широкое использование абстрактной лексики, как правило, в ее прямом значении; интернациональная лексика;

 использование сложных прилагательных в качестве терминов;

 клишированные словосочетания (так называемый , по преимуществу);

 преимущественное использование кратких форм;

использование формы единственного числа существительного  в значении множественного числа;

употребление вещественных и отвлеченных существительных

во множественном числе (смешение масел, сибирские нефти);

 употребление глагольно - именных конструкций вместо глагольных в функции сказуемого (провести оценку уровня);

 использование определенно-личных предложений со сказуемым в форме первого лица множественного числа (покажем , рассмотрим);

использование безличных конструкций (следует указать);

 простые предложения с существительными в роли подлежащего и сказуемого;

 сложноподчиненные предложения с придаточными изъяснительными, следствия, уступки, определительными;

использование в качестве связи частей сложного предложения

 сложных  подчинительных  союзов   и   союзных   конструкций

(вследствие того что; в связи с тем, что);

 большое количество обособленных определений и обстоятельств;

 широкое использование ссылок, цитат и сносок;

 обилие вводных конструкций (итак, таким образом);

 хорошо выраженная формальная организация текста: четкое разделение на абзацы, параграфы.

 Выделяют несколько подстилей научного стиля:

академический (собственно-научный). Для этого подстиля харак­терно повышенное употребление различных терминов, цитат;

научно - популярный подстиль представляет собой научную ин­формацию в доступном  виде для широкой аудитории.  Как правило, все термины объясняются, не допускаются громозд­кие синтаксические конструкции;

 научно-учебный подстиль — ослабленный академический стиль. Для - него свойственны небольшое количество терминов, нали­чие иллюстраций;

 научно-технический подстиль. В нем используются различные специфичные для каждой области науки термины, также гра­фики, таблицы, диаграммы;

 естественнонаучный подстиль;

 подстиль некоторых гуманитарных наук (история, этнография, литературоведение). Для данного стиля характерно употребле­ние фигур речи, слов в переносном значении, разнообразного синтаксиса;

 подстиль физико-математических наук. В данном стиле встре­чается большое количество формул, отдельных знаков, симво­лов соответствующих знаковых систем.

Научный стиль и его различные подстыли реализуются в следую­щих жанрах.

- монография — научный труд, посвященный глубокому и об­стоятельному исследованию одной темы;

- диссертация — научно-исследовательская работа, подготовлен­ная для публичной защиты ее положений;

- трактат — научный жанр, в котором рассматривается отдель­ный вопрос или проблема;

- научная статья - статья, отличающаяся сугубо научным из­ложением информации, отсутствием эмоциональности;

- словарные и энциклопедические статьи;

-  рецензия - отзыв на научную работу;

- аннотация — краткая характеристика содержания научного произведения;

- тезисы — кратко выраженные положения научного произведения;

- дипломная работа — исследовательская работа студента-вы­пускника;

- курсовая работа — учебный научный жанр, похожий на диплом­ную работу, но меньшего объема и с меньшим охватом темы;

- лекция (академическая, учебная, научно-популярная);

- научный доклад;

- реплика  - выступление по прослушанному докладу.

Разновидности научного стиля речи :

Жанр - форма организации речевого материала в рамках того или иного стиля речи. В жанровом отношении научная речь является одной из наиболее богатых разновидностей русской речи.[3] Жанровое многообразие научного стиля обусловлено, прежде всего, наличием в нем множества типов текстов. Ученые-филологи, специалисты по культуре речи выделяют разное количество подстилей внутри научного стиля и дают им несовпадающие определения-наименования. Например, Д.Э. Розенталь утверждал, что научный стиль имеет свои разновидности (подстили) (Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1987. С. 33):

научно-популярный,

научно-деловой,

научно-технический (производственно-технический),

научно-публицистический,

учебно-научный.

В учебнике для вузов "Культура русской речи" (М.: НОРМА, 2001. С. 195) функционально-стилевая классификация научного стиля речи представлена такими его разновидностями, как

собственно научный,

научно-информативный,

научно-справочный,

учебно-научный,

научно-популярный.

 Опираясь на данную классификацию, предлагаем описание научных текстов

различных жанров, соответствующих выделенным разновидностям научного стиля.

Таблица 1

Научный стиль речи

Функционально-стилевая классификация

Жанровая классификация

Собственно научный стиль

Монография, статья, доклад, курсовая работа, дипломная работа, диссертационная работа

Научно-информативный

Реферат, аннотация, конспект, тезисы, патентное описание

Научно-справочный

Словарь, справочник, каталог

Учебно-научный

Учебник, словарь, методическое пособие, лекция, конспект, аннотация, устный ответ, объяснение

Научно-популярный

Очерк, книга, лекция, статья


Научные тексты различных жанров строятся по единой логической схеме. В основании этой схемы находится главный тезис - утверждение, требующее обоснования; тезис включает в себя предмет речи (то, о чем говорится в тексте) и главный анализируемый признак (то, что говорится об этом предмете). Доказательствами главного тезиса являются аргументы (доводы, основания, приводимые в доказательство), количество которых зависит от жанра и объема научного текста. Для более полной аргументации тезиса необходимы также иллюстрации - примеры, подтверждающие выдвинутые теоретические положения.          Текст научного стиля завершается выводом (резюме), в котором содержится аналитическая оценка проведенного исследования, намечаются перспективы дальнейших изысканий.


4. Публицистическое выступление

Кто такой Путин?

Данное выступление посвящено действующему Президенту РФ В.В. Путину и имеет целью «познакомить» слушателей с самым известным человеком страны.

Родился Владимир Владимирович  Путин 7 октября 1952 года в Ленинграде. Учился в обычной питерской школе на канале Грибоедова. Там его теперь  никто не помнит.

Конкурс на  юрфак  Ленинградского  государственного университета, да еще на отделение международного права был бешеный - 40 человек  на место.

Но Володя  поступил с  первого раза, сдав все экзамены  на отлично. В ЛГУ его тоже помнят смутно. Все  свободное  время проводил в библиотеке. А  с четвертого курса Путин  вообще  решил обучаться по индивидуальному плану.

Типичная студенческая молодость карьериста.

В ЛГУ нынешний  и.о. президента России познакомился с будущим патроном - у студента Володи Путина некоторое время занятия вел  ассистент кафедры хозяйственного права Толя Собчак. Это  непримечательное событие потом определило весь жизненный путь ВВ.

На последнем курсе Путин попал на карандаш "покупателям" из КГБ. Все его однокурсники мечтали о карьере следователей, только Володя пошел своим путем. Многие  недоумевали, почему именно Путину предложили после университета перейти на работу в органы, ведь он был такой неприметный.

В 1975 году Путин успешно закончил юридический факультет ЛГУ. В этом   же 1975 году поступил в школу КГБ СССР.

По распределению  его потом направили  в УКГБ по Ленинграду и Ленинградской области. Работал в подразделении, которое занималось научно-технической разведкой,  активно  контактировал  с  прибывающими  в Ленинград иностранными спецами и фирмачами. Женился на сестре своего однокурсника.

Затем Путину повезло - его отправили  в служебную загранкомандировку в ГДР. По утверждению газеты "Франкфуртер  Рундщау" в восточно-германской резидентуре ВВ  осуществлял  контроль  за  секретарем дрезденского обкома СЕПГ Хансом Модровым и отслеживал антикоммунистические акции протеста. Но   хорошего знания  немецкого  оказалось  недостаточно  для успешной карьеры  разведчика.

За время работы  в ГДР ничем  особенным ВВ себя  не  зарекомендовал, конкретных результатов в  оперативной работе не добился. В коллективе вел  себя замкнуто, авторитетом не пользовался. Серьезными, глубокими знаниями ни в одной области не обладал. Часто свое незнание и боязнь принять решение пытался скрыть под маской "глубокомысленного молчания". Старался четко придерживаться простого принципа: не спешить в принятии решений, выяснить обстановку и мнение  всех  заинтересованных лиц. Был готов выполнить любое указание и  сослаться потом на приказ. Получив карт-бланш, старался добиваться поставленных целей, не взирая на нормы морали и этики.

Говоря сухим языком служебных характеристик, в  оперативном плане ВВ оказался посредственным  сотрудником.  Впрочем, те качества, которые были бесполезными в работе опера, очень пригодились Путину в  бытность его чиновником, а затем и в карьерном взлете политика.









Заключение

В данной контрольной работе на тему: ”Культура речи и  современный русский язык” , были рассмотрены   пункты : текст , стили речи , синтаксис и научный стиль .

 Текст - это сочетание нескольких взаимосвязанных по смыслу и синтаксически предложений , служащих для более полного развития мысли.

Выделяют четыре способа построения текста:

1 Повествование

2  Описание

3  Рассуждение

4  Определение

  Стили речи представляют собой типологию речи на основании эмоционально – психологической окраски. Выделяют:

- высокий;

- средний;

- простой стили.

Синтаксис – это связанные по смыслу словосочетания .

Научный стиль — это язык науки. Научную речь отличают сле­дующие особенности:

 подчеркнутая информативность;

 обращение к ограниченной группе подготовленных собеседников;

 отвлеченность и обобщенность;

 точность, однозначность и единообразие высказывания;

 экономное использование образных и эмоционально-экспрес­сивных средств;





Список литературы

1 . Столярова Е.А.  Стилистика русского языка .Конспект лекций . М- 2004 г . -146 с.

2 .Голуб И.Б. Стилистика русского языка .Издание 3-е , исправленное . – М . Рольф , 2001 . – 448 с .

3 . Кожина Н. М. Стилистика русского языка . – М . “Просвещение “ , 1977 – 300 с .

4 . Романова Н.Н. Филиппов А . В . Стилистика и стили . Московский государственный университет сервиса , 2001 . – 168 с .

5 . Розенталь Д.Э. Практическая стилистика русского языка. - М.: Высшая школа, 1987. С. 33

6 . Учебник   для вузов "Культура русской речи" М.: НОРМА , 2001. С. 195



[1] Столярова Е.А.  Стилистика русского языка .Конспект лекций . М- 2004 г . -146 с.

[2] .Романова Н .Н . Филиппов А . В . Стилистика и стили . Московский государственный университет сервиса , 2001 . – 168 с .


[3]  Романова Н .Н . Филиппов А . В . Стилистика и стили . Московский государственный университет сервиса , 2001 . – 168 с .