2. Анализ организационного поведения ООО РИА «ВИС»

2.1. Характеристика деятельности ООО РИА «ВИС»


Исследуемый объект – Общество с ограниченной ответственностью РИА «ВИС», обеспечивает услугами рекламной деятельностью для физических и юридических лиц г. Новосибирска. Было создано на основе Гражданского Кодекса Российской Федерации. ООО РИА «ВИС» создано на основании решения учредителей от 4.07.2001г.

Юридический адрес ООО РИА «ВИС»: Россия, 630049, г. Новосибирск, Красный проспект, 220, корп. 10.

Основная цель деятельности – получение прибыли путем выполнения установленных задач.

Задачи предприятия:

1)   Обеспечение бесперебойного работы предприятия при необходимом качестве.

2)   Обеспечение максимальной экономичности работы предприятия.

3)   Внедрение и освоение новых и прогрессивных технологий в области рекламы.

С целью выполнения собственных задач ООО РИА «ВИС» заключает договора с юридическими и физическими лицами, обязуется качественно  выполнять договорные условия заказчиков.

Важным направлением деятельности предприятия является урегулирование трудовых отношений.

Трудовые отношения работников ООО РИА «ВИС» возникают на основе заключения трудовых договоров и регулируются законодательством о труде.

Формы, системы и размер оплаты труда работников предприятия, а также другие виды доходов устанавливаются предприятием самостоятельно. ООО РИА «ВИС» обеспечивает гарантированный законом минимальный размер оплаты труда, условия труда и меры социальной защиты работников. Социальное обеспечение, условия труда, обязательное социальное и медицинское  страхование работников ООО РИА «ВИС» регулируется законодательством РФ.

Предприятие обязано обеспечить своим работникам безопасные условия труда и несет ответственность в установленном законодательством порядке за ущерб, причиненный их здоровью и трудоспособности.

ООО РИА «ВИС» самостоятельно устанавливает для своих работников дополнительные социальные льготы (отпуска, сокращенный рабочий день и т.п.).

В организационную структуру ООО РИА «ВИС» входят.

В состав аппарата управления предприятием  входят:

Главный директор, осуществляющий координацию и контроль над деятельностью отделов. Главный директор непосредственно является руководителем отдельных подразделений предприятия.

Отдельное  хозяйственное подразделение ООО РИА «ВИС» - подразделение специалистов - экономистов, обеспечивающих бесперебойную работу.

В экономическом отделе (ЭО) заняты специалисты, осуществляющие планирование деятельности предприятия по объемам деятельности; планирование численности персонала.

Отдел кадров (ОК) является непосредственным функциональным звеном, осуществляющим учет кадров, оформление найма персонала, организация профобучения; участие в собраниях трудового коллектива, являясь представителем его интересов.

Бухгалтерия занимается финансовой деятельностью, учетом соотношений плановых показателей деятельности с фактическими, определением фактического финансового состояния предприятия Данные отделы координируют свою деятельность с учетом результатов работы других отделов данного подразделения. Все отделы подчиняются главному директору предприятия.

Численность аппарата управления (АУП) на конец 2003 г. составляла в общем 22 чел.

Поставщики предприятия ООО РИА «ВИС» являются различные телевизионные компании, журналы, газеты, радио станции, полиграфические центры и другое СМИ поставщики  выбираются в зависимости от того где клиент хочет разместит свою рекламу или информацию.

Конкурентов на рынке рекламно информационных услуг в нашем городе множество но все же предприятии ООО РИА «ВИС» ведет конкурентную борьбу и показывает хорошие экономические показатели.

Основные конкуренты предприятия ООО РИА «ВИС» самый крупный конкурент и безусловный лидер в отрасли по новосибирской области компания ООО «РИМ» имеющий примерно 35 % емкости рынка. Есть более мелкие конкуренты это ООО «Маэстро» имеющая 15 % емкости рынка. А остальные 50% емкости рынка разбросаны на другие рекламно информационные предприятия в эти 50% входит и наше предприятие ООО РИА «ВИС».

Основные параметры развития предприятия ООО РИА «ВИС» представлены в табл. 2.1.

Как показывают данные таблицы, оборот предприятия возрос по сравнению с прошлым годом на 151,5% и составил величину 2725779 руб.,  в т.ч.  оборот по рекламным услугам возрос на 151,1% до 2579122,4 руб. Увеличение объема оборота вызвало рост абсолютной суммы издержек: за отчетный период оборот возрос на 1642105 руб., а издержки – на 166561 руб., что и обусловило снижение уровня на 4,7% к обороту (размер снижения уровня расходов). Так как издержки растут менее высокими темпами (185,6%) чем выручку (251,5%), это привело к снижению уровня издержек.

Также в связи с ростом выручки наблюдается рост валового дохода на 10,07% и прибыли от продаж на 14,8%.

За анализируемый период произошло увеличение численности работников на 6 человек, и с учетом роста оборота предприятия наблюдается рост производительности труда на 97,6%, или на 48091,3 руб. Среднегодовая заработная плата возросла с 16434,5 руб. на 100,9% и составила 33021,4 руб.


Таблица 2.1.

Показатели деятельности ООО РИА «ВИС» за 2002-2003г.г.

Показатели

Ед.изм.

Периоды

Отклонение (+;-)

Темп изменения, %

прошлый год (2002г.)

отчетный год (2003г.)

Выручка (всего),

руб.

1083674

2725779

1642105

251,5

в т.ч. от рекламной деятельности

руб.

1026989,8

2579122,4

1552132,6

251,1

Валовой доход

% к обороту

35,84

45,91

10,07

-

Сумма издержек обращения

руб.

194552

361113

166561

185,6

Издержки обращения

% к обороту

17,95

13,25

-4,7

-

Прибыль от продаж

% к обороту

17,89

32,66

14,77

-

Численность работников

чел.

22

28

6

127,3

Производительность труда

руб.

49257,9

97349,3

48091,3

197,6

Среднегодовая заработная плата

руб.

16434,5

33021,4

16586,9

200,9


Особое внимание уделяется изучению динамики выручки с подразделением на выручку рекламной деятельности других видов деятельности.

Расчеты в табл. 2.2 показывают, что по сравнению с прошлым годом в действующих ценах наблюдается рост та по общему объему на 151,5%, в том числе по рекламных услуг – на 151,1%, по другим услугам – на 158,7%, т.е. наиболее медленные темпы роста отмечены по оказанию рекламных услуг. Если проанализировать выручку в сопоставимых ценах, то по другим услугам он увеличился на 99%, а по рекламным услугам – на 93,2%. Это обусловило снижение доли рекламных услуг по сравнению с прошлым годом на 0,15% и соответственно увеличение доли реализации других услуг.


Таблица 2.2.

Динамика и состав выручки ООО РИА «ВИС»  за 2002-2003 г.г., руб.

Состав выручки

Прошлый год (2002г.)

Отчетный год (2003г.)

Отклонение (+,-)

В % к прошлому году

сумма

уд. вес, %

сумма

уд. вес, %

1. Выручка (стр.2+стр.3):

 

 

 

 

 

 

а) в действующих ценах

1083674

100,0

2725779

100,0

+1642105

251,5

б) в сопоставимых ценах

1083674

100,0

2096753,1

100,0

+1013079,1

193,5

2. Рекламные услуги







а) в действующих ценах

1026989,8

94,77

2579122,4

94,62

+1552132,6

251,1

б) в сопоставимых ценах

1026989,8

94,77

1983940,3

94,62

+956950,5

193,2

3.Другие услуги:

 

 

 

 

 

 

а) в действующих ценах

56684,2

5,23

146656,6

5,38

+89972,4

258,7

б) в сопоставимых ценах

56684,2

5,23

112812,8

5,38

+56128,6

199,0


Расчет влияния двух факторов на прирост выручки в отчетном году производится следующим образом:

1. Рост цен. В отчетном году цены на услуги повысились на 30%. Индекс цен 1,3. Оборот отчетного года в ценах предшествующего будет равен 2096753,1 руб. (2725779 : 1,3). Следовательно, за счет роста цен оборота возрос на 629025,9 руб. (2725779-2096753,1).

2. Физическая масса реализованных услуг в отчетном году увеличилась на 1013079,1 руб. (2096753,1-1083674).

Совокупное влияние двух факторов на изменение суммы оборота отчетного года достигло 1642105 руб. (629025,9 + 1013079,1).

Таким образом, прирост оборота в отчетном году произошел за счет роста цен на 38,3%, а за счет увеличения объема услуг – на 61,7% или на 1013079,1 руб. оборота.

Анализ финансовых результатов деятельности ООО РИА «ВИС»  Анализ финансовых результатов на предприятии начинается с оценки валового дохода. Он включает реализованные торговые надбавки и наценки. Размер наценок зависит от категории предприятия, места и времени реализации рекламных услуг и других услуг. За счет валового дохода предприятие уплачивает налог на добавленную стоимость, акцизы, другие обязательные платежи.

Анализ валового дохода предприятия проводится по его сумме и уровню. В процессе анализа изучается его динамика, измеряется влияние факторов на его размер. В результате анализа определяются резервы роста валового дохода.

Данные табл. 2.3 показывают, что по сравнению с 2002 годом общая величина валового дохода в динамике возросла на 863043 руб., т.е. практически в 3 раза.

Как положительное следует отметить повышение среднего уровня валового дохода по сравнению с прошлым годом на 10,07% к обороту. Аналогичная закономерность наблюдается и по валовому доходу, остающемуся в распоряжении предприятия. Его сумма увеличилась по сравнению с прошлым годом на 564402 руб.  На динамику реализованных надбавок и наценок, остающихся в распоряжении предприятия, положительно повлиял рост общей суммы валового дохода (на  863043 руб.) и отрицательно – увеличение налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода (на 126046 руб.).

Таблица 2.3.

Динамика валового дохода ООО РИА «ВИС» за 2002-2003 г.г., руб.

Показатель

Прошлый год (2002г.)

Отчетный год (2003г.)

Отклонение (+;-)

В % к 2002г.

Общий объем оборота

1083674

2725779

1642105

251,53

Общая сумма валового дохода от оказания рекламных услуг и других услуг

388433

1251476

863043

322,19

Уровень валового дохода в % к обороту

35,84

45,91

10,07

 

Уровень валового дохода по рекламным услугам, %

-

48,29

-


 Уровень валового дохода по другим услугам, %

 -

2,75

 

Сумма налогов и других обязательных платежей, взимаемых за счет валового дохода

67115

193161

126046

287,81

Налоги и другие обязательные платежи, взимаемые за счет валового дохода в % к обороту

6,19

7,09

0,89

 

Сумма валового дохода, остающаяся в распоряжении предприятия

124201

688603

564402

554,43

Уровень валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия в % к обороту

11,46

25,26

13,80

 


На изменение суммы дохода основное влияние оказало увеличение объема продаж. Рост или снижение выручки ведет к соответствующему изменению валового дохода. При увеличении или уменьшении среднего уровня валового дохода пропорционально изменяется и его сумма.

В табл. 2.4 представлено влияние факторов на сумму валового дохода.

Таблица 2.4.

Влияние факторов на сумму валового дохода ООО РИА «ВИС», руб.

Фактор

Влияние на динамику валового дохода

Расчет

Сумма

Изменение общего объема выручки в действующих ценах

+164210535,84 : 100

+588597,5

В том числе за счет изменения продажных цен на рекламные услуги другие услуги

(2725779-2096753,1)35,84 : 100

+225442,9

Изменение среднего уровня валового дохода

+10,072725779 : 100

+274445,5

Всего

-

+863043,0


Большое влияние на валовой доход оказывает изменение цен на рекламные услуги и другие услуги. При повышении цен соответственно растет сумма реализованных надбавок и наценок, и наоборот. За отчетный период индекс цен равен 1,3.

В отчетном году по сравнению с предшествующим валовой доход агентства за счет изменения оборота в текущих ценах возрос на 588597,5 руб., в т.ч. за счет изменения продажных цен на рекламные услуги и другие услуги он возрос на 225442,9 руб.

В связи с ростом физического объема выручки валовой доход возрос по сравнению с прошлым годом на 363087,5 руб. (225442,9 – 588597,5), или на 13,32% к обороту (363087,5 : 2725779  100).

Таким образом, основная доля прироста валового дохода за счет объема продаж достигнута в результате роста физического объема оборота.

На сумму валового дохода влияет изменение его среднего уровня. В этом факторе находит отражение воздействие уровня цен, структуры оборота, источников поступления товаров, эффективности заключенных коммерческих сделок.

Влияние уровня валового дохода на изменение его суммы можно рассчитать следующим образом:

DВД(уд) = = +274485,9 руб.

По сравнению с предшествующим периодом уровень доходности в рассматриваемом предприятии увеличился на 10,07% к обороту. В результате увеличения уровня доходности сумма валового дохода возросла за отчетный период на 274485,9 руб.

Также рассчитывается влияние факторов на величину валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия.

Таблица 2.5.

Расчет влияния факторов на сумму валового дохода, остающегося в распоряжении ООО РИА «ВИС», руб.

Фактор

Влияние на динамику валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия

расчет

сумма

Изменение объема выручки

+164210511,46 :100

+188203,4

В том числе за счет изменения цен на рекламные услуги и другие услуги

(2725779-2096753,1)11,46 : 100

+72086,4

Изменение среднего уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия

+13,82725779 : 100

+376198,6

Всего

-

+564402


Данные табл. 2.5 показывают, что величина валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия, увеличилась на 376198,6 руб., в т.ч. за счет изменения цен на рекламные услуги другие услуги - на 72086,4 руб., в первую очередь за счет роста уровня валового дохода, остающегося в распоряжении предприятия.

Важнейшими факторами роста валового дохода являются увеличение объема выручки в сопоставимых ценах, рациональная ценовая политика предприятия, эффективная работа с поставщиками сырья и товаров, достижение эффекта от произведенной закупки сырья и товаров.

Деятельность предприятий рекламной сферы, отвечающая потребностям рыночной экономики, должна приносить им прибыль. Прибыль в условиях рынка – это конечная цель и движущий мотив развития предприятия. Для рассматриваемого предприятия прибыль выступает источником финансовых ресурсов; источником материального стимулирования трудового коллектива; источником образования имущества, капитала; источником трудовых и социальных льгот для работников предприятия.

Получение прибыли для агентства – это результат реализация услуг, являющихся основным видом его деятельности. Кроме того, источниками образования прибыли являются внедрение различных инноваций в производственный процесс, достижение оптимальных объемов деятельности, удачно складывающаяся конъюнктура рынка.

После уплаты налогов и других обязательных платежей оставшаяся часть прибыли (чистая прибыль) идет на удовлетворение экономических интересов предприятия. За счет этой прибыли решаются производственные и социальные задачи его развития, осуществляется материальное стимулирование и социальные выплаты работникам. Организация имеет следующие данные по прибыли (табл. 2.6).

Таблица 2.6.

Динамика прибыли ООО РИА «ВИС» за 2002-2003 г.г., руб.

Показатели

Прошлый год (2002г.)

Отчетный год (2003г.)

Отклонение (+;-)

В % к 2002г.

Общий объем оборота

1083674

2725779

1642105

251,5

Общая сумма валового дохода

388433

1251476

863043

322,2

Валовой доход в % к обороту

35,8

45,9

10,1

 -

Сумма налогов и налоговых платежей, взимаемых за счет валового дохода

67115

193161

126046

287,8

Налоги и налоговые платежи в % к обороту

6,2

7,1

0,9

 -

Сумма издержек производства и обращения

194552

361113

166561

185,6

Издержки производства и обращения в % к обороту

18,0

13,2

-4,7

 -

Сумма прибыли от реализации

193881

890363

696482

459,2

Прибыль от реализации в % к обороту

17,9

32,7

14,8

 -

Сумма чистой прибыли

124201

688603

564402

554,4

Чистая прибыль в % к обороту

11,5

25,3

13,8

 -


Данные  табл. 2.6 показывают, что в динамике сумма прибыли от реализации рекламных услуг и других услуг увеличилась на 696482 руб., по уровню – на 14,77% к обороту, чистая прибыль по сравнению с прошлым годом – на 564402 руб., или на 13,8% по уровню.

Прибыль от реализации зависит от изменения объема выручкуа, среднего уровня валового дохода, уровня издержек и уровня налогов, взимаемых за счет валового дохода. Необходимо принять во внимание, что выручку, валовой доход оказывают на прибыль прямо пропорциональное влияние, а издержки и налоги, отчисляемые за счет валового дохода, - обратно пропорциональное.

Для измерения влияния факторов на прибыль производятся следующие расчеты (табл. 2.7).

Таблица 2.7.

Расчет влияния факторов на динамику прибыли по ООО РИА «ВИС», руб.

Фактор

Влияние на динамику прибыли

расчет

сумма

Изменение общего объема оборота в действующих ценах

+1642105 17,9 : 100

+293790,3

В том числе за счет повышения цен на рекламные услуги и другие услуги.

(2725779-2096753,1) 17,9 : 100

+112595,6

Изменение уровня валового дохода в % к обороту

2725779  (+10,1) : 100

+274445,5

Изменение уровня налогов и налоговых платежей, взимаемых за счет валового дохода

2725779  (+0,9) : 100

-24532

Изменение уровня издержек производства и обращения в % к обороту

2725779  (-4,7) : 100

+130837,4

Всего

890363,0 – 193881,0

+696482


За отчетный период индекс цен составил 1,3. Тогда выручку в сопоставимых ценах составит 2096753,1 (2725779 : 1,3).

Многие из факторов положительно повлияли на динамику прибыли. Так, за счет роста выручки прибыль возросла на 293790,3 руб. Однако прирост выручки на 629025,9 руб. обусловлен ростом цен, а следовательно, увеличилась прибыль от рекламных услуг и других услуг. В связи с повышением продажных цен прибыль возросла на 112595,6 руб. Увеличение физического объема выручки произошло на 1013079,1 руб. (2096753,1-1083674), что привело к росту прибыли на 181341,2 руб. (1013079,117,9 : 100). Следует отметить, что такой расчет неточен, так как учитывает влияние только изменения цен на товары, а изменение тарифов, ставок, цен, влияющих на издержки, здесь не отражено. Поэтому необходимо рассчитывать издержки предприятия с учетом этих факторов.

В результате роста уровня валовых доходов на 10,1% к обороту прибыль предприятия возросла на 274445,5 руб. В то же время значительное влияние на изменение прибыли оказали такие факторы, как снижение уровня издержек производства и обращения и повышение налогов и платежей, взимаемых за счет валового дохода. Так, снижение уровня издержек на 4,7% к обороту привело к росту прибыли на 130837,4 руб., а повышение уровня отчислений от валового дохода на 0,9% - к снижению прибыли на 24532 руб.

Значительное влияние на прибыль оказывает повышение производительности труда, обеспечивающее рост выручки, а, следовательно, и прибыли. Благодаря росту производительности труда объем выручки предприятия по сравнению с прошлым годом увеличился на 1346557,5 руб. Рост производительности труда в динамике обеспечил увеличение прибыли на 241033,8 руб. (1346557,517,9 : 100).

Таким образом, положительное влияние на прибыль от оказания рекламных услуг и других услуг агентства оказали рост оборота и снижение уровня издержек. Повышение уровня налогов и платежей, взимаемых за счет валового дохода отрицательно повлияло на рентабельность продаж и прибыль.

Для оценки эффективности работы предприятия недостаточно использования показателя прибыли, поскольку наличие прибыли еще не означает, что предприятие работает эффективно. В этой ситуации целесообразно прибегнуть к расчету показателя рентабельности. Этот показатель является одним из основных критериев оценки эффективности работы предприятия; рост рентабельности способствует повышению финансовой устойчивости предприятия.

Для оценки рентабельности агентства «ВИС» производится анализ динамики этого показателя (табл. 2.8).

Таблица 2.8.

Динамика рентабельности ООО РИА «ВИС» за 2002-2003 г.г., %

Показатели рентабельности

Прошлый год (2002г.)

Отчетный год (2003г.)

Отклонение (+;-)

Общий объем оборота, руб.

1083674

2725779

1642105

Прибыль от реализации, руб.

193881

890363

696482

Балансовая прибыль, руб.

191316

881764

690448

Чистая прибыль, руб.

124201

688603

564402

Рентабельность продаж в % к обороту:

 

 

 

исходя из прибыли от оказания рекламных услуг и других услуг, %

17,89

32,66

14,77

исходя из балансовой прибыли, %

17,65

32,35

14,69

исходя из чистой прибыли, %

11,46

25,26

13,80

Среднегодовая стоимость активов, руб.

144168

320186,5

176018,5

Рентабельность активов, %

132,70

275,39

142,69

Среднегодовая стоимость оборотных активов, руб.

97196,5

209359

112162,5

Рентабельность оборотного капитала, %

127,78

328,91

201,13

Рентабельность средств на оплату труда, %

34,35

74,48

40,12

Среднегодовая стоимость основных фондов, руб.

46971

110027,5

63056,5

Рентабельность основных фондов, %

264,42

625,85

361,43

Рентабельность совокупных ресурсов, %

24,56

55,35

30,80

Рентабельность текущих затрат, %

63,84

190,69

126,85


Результаты расчетов свидетельствуют о значительном росте рентабельности агентства. Рентабельность продаж увеличилась с 17,89% в прошлом году до 32,66% в отчетном году, или на 14,77%, также произошел рост этого показателя исходя из балансовой прибыли на 14,69% и исходя из чистой прибыли – на 13,8%.

За анализируемый период особенно резко увеличилась рентабельность основных фондов – на 361,43%, активов - на 142,69%, а также рентабельность фонда заработной платы – на 40,12%., что обусловлено опережающим ростом прибыли над ростом фонда заработной платы.

Предприятие достаточно эффективно использует оборотный капитал, поэтому его рентабельность увеличилась  на 201,13%, а рентабельность совокупных ресурсов - на 30,80%.

Такая же ситуация наблюдается и в соотношении прибыли к издержкам (рост на 126,85%).

Все показатели рентабельности имеют тенденцию роста. Это является следствием эффективной работы агентства в рассматриваемом периоде. Сохранение существующих тенденций будет способствовать дальнейшему улучшению позиций организации на рынке предоставления услуг рекламного агентства.

Анализ показал, что полученные результаты являются достаточно высокими и что в данный момент нет необходимости предпринимать серьезные действия по их улучшению.

В данной ситуации резервами роста прибыли и рентабельности, главным образом, являются сокращение издержек производства и обращения, повышение производительности труда.


2.2. Анализ поведенческих отношений между руководителями и подчиненными


В этом разделе мы будем рассматривать поведенческие отношения между руководителем и подчиненными на предприятии ООО РИА «ВИС»

Руководитель – ключевой фактор производства и успешность деятельности, поведение работников в организации зависит от руководителя организации.

Объектом в данном исследовании является директор предприятия ООО РИА «ВИС» Николайчев Михаил Евгеньевич.

Понимание того, как раскрываются и как блокируются ресурсы работников в организационном поведении, хорошо демонстрируется при описании результатов одного из таких опросов, который был проведен в ООО РИА «ВИС» в начале 2004 года. Работникам подразделения были заданы вопросы  в анкетной форме. Образец анкеты представлен в приложении 1

Ключ к анкете

Качества

Х

Y

Постоянство

®


Выдержка


­

Свобода действий

¬


Общительность


­

Исполнительность

¬


Переменчивость



Чувствительность


­

Знание своих возможностей

¬


Соблюдение семейных традиций


¯

Склонность к воображению

¬


Самомнение


¯

Мастерство



Бережливость


¯

Организованность

¬


Изворотливость


¯

Инициативность


­

Целеустремленность


¯

Настойчивость

¬


Умение слушать собеседника



Искренность

®


Самостоятельность


¯

Эрудированность


¯

Стремление к успеху

®


Деловитость

¬



Входе анализа вывели ключ анкеты что он ставит точку равную заинтересованность 3 по вере способности 3 ставим точку. По заинтересованности по блокировки способности 7 по заинтересованность 3 ставим точку. По блокировки способности 7 по заставить 6 ставим точку. По вере способности 3 по заставить 6 ставим точку. Соединим точки, и получается модель управленческих отношений показана на рисунке 2.1. (форма квадрата)

После анализа анкет построили графические зависимости их можно изобразить как модель управленческих отношений, обнажающих основное управленческое противоречие организации (рис. 2.1). С помощью такой полярной модели можно понять, где скрываются поведенческие ресурсы управления и как они могут блокироваться.

На вопросы о том, что приобретается, и что теряется при типе руководства были даны ответы после модели.

рис. 2.1. Полярная модель основного управленческого отношения.

Результаты опроса о типе руководителя вывел, что директор ООО РИА «ВИС» Николайчев М.Е. Опрос вывел следующие и на этих данных была построена модель представленная на рисунке  2.1. Что он авторитет, поскольку в данном случае каждый сотрудник лучше знает научные и производствен­ные возможности коллектива, зна­ет к кому, если необходимо, можно обращаться за консультацией Сплоченность коллектива. Со­трудник чувствует свою ограни­ченность, а это может привести к развитию комплекса неполноцен­ности, что не способствует взаим­ному сотрудничеству. Авторитет и доверие коллектива. Коллектив и руководитель могут правильно и рационально распре­делить права, обязанности и ответ­ственность между сотрудниками. Перспективу развития деловых и социальных отношений в коллек­тиве. При этом обогащается как личность, привносит в конечном итоге существенный и зачастую оригинальный вклад в развитие науки и техники, нравственных ценностей. Это происходит в ре­зультате природных способностей руководителя, а также хорошо ус­военной культуры управления в коллективе, где он трудится. Стабильное выполнение постав­ленных задач, так как каждый оказывается на своем месте. Друзей и настоящих помощников в работе. Поддерживая все поло­жительное в работнике, и даже его малые достижения, руководитель тем самым настраивает его на ра­боту с наибольшей отдачей и формирует команду настоящих помощников для выполнения по­ставленных задач. Работоспособный коллектив, сплачи­вая его для решения поставленных задач. Инициативу, свежие идеи, отлич­ный морально-психологический климат и хорошую работу. Работ­ники чаще высказывают привле­кательные идеи, возникает дух конкуренции, развивается спло­ченный делом коллектив. Возможность следовать по опти­мальному пути развития подразде­ления, потому что ограничивает сферу проявления инициативы. Он не верит в работников и ему не верят. Такой подход вносит неуверенность в действия коллек­тива, отодвигает работу на задний план, разваливает коллектив. Авторитет среди работников, спо­собность воспитывать квалифици­рованные кадры, расширение воз­можностей каждого сотрудника. Руководитель вскрывает резервы для выполнения новых задач, под­держивает уверенность сотрудни­ков в их решении, а главное — воспитывает в людях веру в себя, в коллектив, в дело.


2.3. Анализ поведенческих отношений между коллегами


В данном разделе мы будем рассматривать организационное поведение между коллегами на предприятии ООО РИА «ВИС»

Но когда фирма разрастается, захватывая новые рыночные сегменты, и возникает конкурентная внешняя среда, тогда на­ступает необходимость в организационной внутрифирменной упорядоченности. Появляются специализированные отделы (маркетинга, рекламы и связей с общественностью, логистики, управления персоналом и др.), которые включаются в общую работу всех подразделений. А это предполагает широкий спектр согласования с разными по положению работниками всех уровней и звеньев управления. Они вынуждены «прятать» те проблемы, которые постоянно возникают на «стыках» подразделений. И чем больше «разрабатывается» фирма, тем больше подобных проблем возникает. В этой ситуации обостряется потребность в отлаживании координирующих сил организации, особенно там, где подразделения очень «завязаны» между собой, но их работники не могут договориться, а также тогда, когда какое-то подразделение очень зависит от других, но на них повлиять не может.

Проблемы нарастают сильнее, если в фирме культивируется иерархическая заданность служебных отношений. И тогда воз­никает острое противоречие между субординационным и коор­динационным характером организационного поведения. С од­ной стороны, работники подразделений «зашорены» решением своих функциональных задач, нередко в ущерб общему делу. Но, с другой стороны, интересы общего дела требуют взаимо­согласованной работы всех подразделений, где отлаживаются их «деловые связки» в решении совместных проблем. Такое проти­воречие является основным в организационной системе управ­ления фирмой, поэтому необходимо найти оптимальное сочета­ние субординационных и координационных сил во времени и пространстве. Консультационная практика подтверждает, что эта проблема может быть успешно решена в том случае, если работ­ники переживают состояние приобщенности к делам той орга­низации, в которой работают.

Для определения поведенческих отношений между коллегами на предприятии ООО РИА «ВИС» были розданы анкеты. Образец анкеты представлен в приложении 2.

После анкетирования было проведен анализ и выявлено следующие. Для фирмы, ООО РИА «ВИС» где доминирует приобщенный тип работника, характерен высокий уровень взаимосогласованности: модель его поведения оказывается сплачивающей, поскольку решаются «стыковые» проблемы.

Ключ к анкете

Свойства психологического климата

Х

Y

1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения

®


2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

®

­

3. В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание

¬

­

4. Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

®

¯

5. Успехи или неудачи товарищей вызывает сопереживание


­

6. С уважением относитесь к мнениям других

®

1

7. Достижения и неудача группы переживают как собственные

¬

­

8. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение

®

¯

9. Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство


­

10. Группа активна, полна энергии

®

¯

11. Участливо и доброжелательно относятся к новичкам

¬

­

12. В группе существует справедливое отношение

®

¯

13. Совместные дела увлекают всех

®

­


Входе анализа вывели ключ анкеты, что он ставит точку равную панораме видения 7 по взаимосогласованности 7 ставим точку. По взаимосогласованности 7 по узкофункциональному виденью 4 ставим точку. По узкофункциональному виденью 4 по рассогласованность 4 ставим точку. По рассогласованность 4 по панораме видения 7 ставим точку. Соединим точки, и получается модель управленческих отношений показана на рисунке 2.2. (форма квадрата)

Этим двум разнородным моделям организационной ориента­ции поведения соответствуют определенные социокультурные отношения: «мыши в норах» и «общий дом» (рис. 2.2.).

Рис. 2.2. Модель организационной ориентации поведения сплачивающее

На графике изображено основное ор­ганизационное поведение в коллективе предприятия ООО РИА «ВИС», которое фиксирует степень в социокультурных отношениях.

Работники переживают состояние приобщенности к организа­ции тогда, когда считают ее «своей». А это бывает только в том случае, если созданы все условия для их самововлеченности в рабочие процессы. Такая культура отношений базируется на прин­ципе, что главная ценность — это люди, особенно профессионалы. Показателем этой культуры являются типичные высказыва­ния: «Работать» интересно», «Коллектив очень хороший», «С ру­ководителем приятно работать», «Меня ценят и уважают», «Мы все постоянно учимся», «Организация заботится о нас», «Хорошие ус­ловия труда», «Вокруг интересные люди», «Обстановка творческая». В такой среде работники готовы делить успехи и неудачи органи­зации вместе с руководителями. Они могут уйти в конкурирую­щую фирму, на большую оплату труда, но не уходят, поскольку в своей фирме работать интереснее.

Состояние приобщенности может про­являться весьма противоречиво. Полнота приобщенности работ­ника к делам фирмы зависит прежде всего от того, насколько организация ООО РИА «ВИС» в лице ее руководителя Николайчева М.Е. стимулирует его к само­раскрытию своих возможностей и самоотдаче. Ведь человек мо­жет работать и из чувства долга, и из чувства увлеченности сво­им делом. Если человек работает увлеченно, а руководители ор­ганизации никак на это не реагируют, но у него появляется комплекс непризнанности его собственного «Я». Возникает па­радокс, когда он, делая свое любимое дело, все более отчуждает­ся от организации, что проявляется в болезненном переживании раздвоенности его социального статуса, который одновременно и высок, и низок.



2.4. Анализ поведенческих отношений между руководителями


Анализ поведенческих отношений между руководителями на предприятии ООО РИА «ВИС»

После проведения анкетирования по выявлению поведенческих отношениях между руководителями на предприятии ООО РИА «ВИС» можно сделать следующий анализ. Образец анкеты представлен в приложении 3

Можно с полным основанием заявить, что большая часть того, что мы наблюдаем в организации, является коммуникациями. По оценкам, менеджеры проводят в различного рода совещаниях, пе­реговорах и пр. от 70 до 80 процентов времени. Коммуникации - это гораздо более сложное явление, чем просто процесс получе­ния информации.

В предприятии ООО РИА «ВИС» бывает так, что должностные лица, особенно руководители, не всегда делают то, что им предписано, и делают то, что не предписано, но необходимо по работе.

Но бывают случаи, когда должностное лицо делает то, что не зафиксировано в инструктивных документах, подчиняясь диктату руководителя, например; при делегировании ему «сверху» правомо­чий решать какие-либо вопросы или тогда, когда оно добровольно берет на себя их решение. Желательно, чтобы все эти случаи нахо­дили отражение в оценочных санкциях и вознаграждениях.

В соответствии с этим в организациях возникают и воспро­изводятся на стыках правомочности и неправомочности три раз­новидности поведения должностных лиц: обязательное (по при­нуждению); должное (по договору), желательное (по собственной воле). Они некоторым образом компенсируют недостаток инст­руктивных документов в определении ответственности за рас­ширение круга (объема) задач.

Бывает и так, что должностное лицо отказывается выполнять круг (объем) задач, не зафиксированных в Положении о подраз­делении или в должностных инструкциях. И тогда руководство оценивает его поведение как нежелательное. Более того, в расту­щих и развивающихся фирмах, банках, некоммерческих учрежде­ниях от работника ожидают добровольного принятия на себя но­вых обязательств. Он уже начинает нести ответственность за то, что мог бы сделать, но не сделал. А поэтому и оценивается больше по упущенным возможностям, чем по результатам. Для предпри­нимательской ориентации поведения (менеджер по продажам) это оказывается относительно нормальным. Однако так бывает в тех случаях, когда должностное лицо все реже выходит на запланиро­ванный в бизнес-плане результат. И тогда руководитель все чаще начинает упрекать его в том, что он упускает шанс за шансом. Так может возникать осуждаемое поведение, которое воспроизво­дится на грани правомочного и неправомочного.

Осуждаемое поведение бывает и в тех случаях, когда круг обязанностей не соответствует правам должностного лица. На­пример, величина обязанностей оказывается у него в несколько раз больше, чем величина прав. При таком раскладе он может скорректировать их, испросив для себя полномочия у руководи­теля, которому подотчетен. Если это не получается, то возмож­ны четыре варианта его поведения: подает заявление об уходе; работает, ставя себе ограничения (продержаться сколько мож­но); самовольно наделяет себя полномочиями; фальсифицирует отчетность, скрывая то, что не смог выполнить, и приукрашивая то, что выполнил.

В последних двух случаях он рискует и может отказаться в ситуации «без вины виноватый», так как не смог выполнить какую-то часть работы из-за отсутствия необходимых полномочий по вине руководителя. А получается, что руководитель свою вину перекладывает на подчиненного. Чтобы не возникало таких ситуаций, подчиненным всегда важно оговаривать, в каких слу­чаях руководитель может делить свои полномочия с подчинен­ными. Если же возникают конфликтные ситуации по этому по­воду, то можно констатировать незрелость управленческого мышления руководителей. В этой ситуации они оправдывают себя, обвиняя подчиненных в ошибках, в нежелании работать. Так формируется негативная управленческая установка на под­чиненных. На этой основе возникает отстраненный тип поведе­ния руководителя («Это ваши проблемы!»), и тогда подчиненные начинают обвинять его в некомпетентности, черствости, бюро­кратизме, безответственности. Все это приводит к организаци­онной неразберихе. Феномен взаимных обвинений глубоко мас­кирует истинную причину дезорганизации: .нарушение соотно­шения обязанностей и прав в инструктивных документах. Это нарушение и переводит служебные отношения в межличност­ные, которые перерастают в конфликтное поведение.

Но бывает, что соотношение обязанностей и прав перевеши­вает в пользу слишком больших полномочий. Это оправданно в критических ситуациях, когда от усилий руководителя зависит их быстрое разрешение. Однако это вряд ли оправданно в обыч­ных ситуациях: в таком случае он будет использовать свои полномочия произвольно, ведь они не сбалансированы его обязан­ностями. Более того, эти полномочия могут проявляться в его поведении авторитарно. Вмешиваясь в управленческие процессы так, как ему кажется правильным, он будет блокировать обрат­ные связи от нижестоящих руководителей, навязывая им свою волю. И, тогда неминуемы ошибки по его вине, которые будут исправлять подчиненные. Иногда они скрывают их от выше­стоящего руководителя, а иногда выставляют их через некоторое время напоказ («Ваши ошибки — по вашей вине!»). Однако он может вывернуть ситуацию «наизнанку»: «А что же вы меня раньше не предупредили!?». Так вину за свои ошибки он пере­носит на них. Такое произвольное поведение характерно для вла­дельца фирмы, который, по должности числится президентом, но глубоко не вникает в процессы управления, часто отъезжая по своим личным делам.

Если права и обязанности должны быть сбалансированы, то тем более должны быть сбалансированы права и ресурсы. Иногда нельзя выполнить работу, потому что у руководителя (нет необходимой свободы маневра (мало работников, они недоста­точно компетентны, запаздывает поступление денег, износилось оборудование и др.). Зачастую он бывает виноват сам, потому что во-время об этом не позаботился, не так просчитал будущую ситуацию в своем бизнес-плане, ошибся в подборе сотрудников или уволил самого компетентного. А иногда ресурсы подразде­ления оказываются исчерпаны потому, что глава фирмы зало­жил в показатели ее быстрый рост, боясь наступления конкурентов. Но сработав на опережение, он оставил подразделения без ресурсов. Это может быть нехватка наличных денег для вы­платы зарплаты, увольнения специалистов, вынужденное со­кращение расходов на рекламу, отказ от работы с консультанта­ми. Ресурсы определяют маневренность поведения руководителя. Если он не имеет ресурсов, он уже не руководитель

Должностные лица, особенно руководящие, включаются в ра­боту организации через осознание своей ответственности, которая становится главным регулятором их организационного поведения. Эта регуляция происходит как сужение пределов ответственности («За что я отвечаю конкретно?») и как их расширение под задачи с неопределенным исходом (За что я отвечать не могу?»). Его от­ветственность выходит за узкие пределы, поскольку лучше осоз­нается необходимость подключения к решению «стыковых» про­блем. В организациях постоянно возникают ситуации, когда ра­ботник ограничивает пределы ответственности своим участком работ, а если организация (фирма) развивается, то невольно рас­ширяются и пределы его ответственности. Возникает расширен­ный диапазон ответственного поведения. Однако в этом случае возможны два поведенческих варианта: ответственность может «растворяться» в ее перекладывании друг на друга или усиливать­ся под влиянием группового давления всех на каждого.

В практике управления встречаются искаженные способы от­ветственности поведения. Так, могут возникать ситуации, когда руководитель (или должностное лицо) оказывается подотчетным сразу нескольким руководителям вышестоящего уровня («веерная» ответственность). А может быть одновременно подот­четен и своему руководителю, и тому, кто стоит на более высокой ступени иерархической лестницы (инстантная ответственность). Например, руководитель среднего звена, подготовивший отчет за месяц, представляет его сначала своему функциональному руко­водителю, а потом исполнительному Директору или президенту фирмы. Такая ответственность не предписана должностными инструкциями: она формируется по прецеденту. Поэтому в органи­зациях возникают и прецедентные варианты ответственности поведения, которые могут запутывать отношения подотчетности.

Ключ к анкете

Х

Y

1. Кто по вашему мнению, из членов руководства является авторитетом и примером:

®


а) Как специалист,


¯

б) по отношению к работе,

¬

¯

в) по отношению к товарищам по работе,

®


г) по поведению в быту,


­

2. С кем из члена руководства вы наиболее охотно работаете:

¬

¯

а) на одной операции,

®


б) на один наряд в бригаде,


­

в) в коллективе,

¬

¯

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе:

¬


4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями,

®


5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время,


¯

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего,

®

­


Входе анализа вывели ключ анкеты, что он ставит точку равную пограничное 5 по 10 точка равна 3 ставим точку. По 10 точка равна 3  по противовесное 4 ставим точку. По противовесное 4 по внерамочное 5 ставим точку. По внерамочное 5 по пограничное 5 ставим точку. Соединим точки, и получается модель управленческих отношений показана на рисунке 2.3. (форма квадрата)

Рис. 2.3. Вариативные модели организационного поведения

В организациях могут быть четыре типа поведения (рис. 2.3.): «рамках должностных инструкций (рамочное) и вне их (внерамочное), на грани их нарушений (пограничное) и нарушающее их значимость (противовеское). Эти варианты можно замерять, поскольку организационное поведение всегда изменя­ется, имея тенденцию либо к отходу от должностных инструк­ций, либо к подчинению им.

Проводим анализ выявления результатов случая быть информированным и быть хорошо информированным. Предприятие ООО РИА «ВИС» производит небольшие рекламы для деловых и развлекательных целей. С недавнего времени, терпит бедствие из-за проб­лем, связанных с оборотом, прогулами и предполагаемым сабота­жем. Директор предприятия ООО РИА «ВИС» Николайчев Михаил собрал своих начальников отделов и спросил их, в чем, по их мнению, зак­лючается проблема. После продолжительной дискуссии они решили, что рабочие чувствуют себя слишком загруженными работой и слишком мало оплачиваемыми, и все согласились с тем, что долж­на быть введена некоторая система премий. Сычевой Натальи, начальнику отдела кадров, поручили разработать и внедрить такую систему.

Наталья стало очевидно, что чтобы иметь хорошую систему преми­рования необходимо сначала разработать хороший способ оценки производительности труда. Имея это в виду, она проинтервьюиро­вала некоторое количество менеджеров на предмет того, как ве­дут себя на производстве те, кто выполняет работу хорошо, и те, кто плохо, после чего был разработан оценочный лист, описывающий поведение хороших и плохих работников. Система премий была связана с рейтингом в оценочном листе, так что те работники, чье поведение соответствовало описанному в листе, получали премии, тогда как те, кто вел себя иначе, не получали ничего.

Прежде чем вводить эту систему, Наталья организовала две встре­чи. Во-первых, она провела заседание с начальников отделов и объяснила им, что она сделала. Копии оценочного листа были розданы, рассмотрены и обсуждены. Начальники отделов казались за­нятыми другими проблемами, но в целом реакция группы была одобрительной. Хотя и без особого энтузиазма и волнения, груп­па предложила Наталья продолжить работу над программой. Второе со­вещание собрало группу менеджеров среднего звена и бригадиров (first-line supervisors). Это были те люди, которым предстояло использовать новую форму. Прошел некоторый ропот и переговоры шепотом, но открытых возражений никто не высказал. Несколько человек высказали мнение, что форма не покрывает всех выполня­емых видов работы, но на этом пункте не настаивали. Когда Наталья упомянула, что начальники отделов поддержали идею, она снова по­лучила зеленый свет для продолжения работы.

Короткий меморандум, описывающий новую систему, был расп­ространен среди работников, и новая система была внедрена. Оценочные листы были розданы всему наблюдающему и управлен­ческому персоналу с просьбой оценивать всех подчиненных в те­чение последующих трех месяцев и потом возвратить формы Натальи. Она должна была переработать информацию и распределить премии.

Прошло немного времени, и Наталья поняла, что что-то не так. Вместо положительных отчетов об отношении работников к системе премиальных, Наталья начала получать совершенно противоположные. Работники были рассержены тем, что за ними наблюдают и их оце­нивают. Им не нравилось, что их поведение оценивается и ранжи­руется, особенно по схеме, которую они раньше не видели и в разработке которой они не принимали участия. Использование только одной формы выглядело глупым и слишком упрощенным.

Данные также служили источником проблем. Только небольшой процент всех форм действительно заполнялся. А в тех, что были заполнены, почти каждый оценивался высоко. При таком положении дел каждый получил бы премию. Наталья была убеждена, что критерий оценки с научной точки зрения был правилен. Если бы его пра­вильно использовали, люди получали бы премии действительно за хорошую работу. Однако каким-то образом процесс внедрения системы был испорчен из-за неумелого проведения. Поддержки и энтузиазма, на которые она рассчитывала, не оказалось. Вся система должна была быть переделана.

Приложение 1

Образец анкеты опроса сотрудников о руководителе предприятия ООО РИА «ВИС». Николайчеве М.Е.

Качества

Ответы

Постоянство


Выдержка


Свобода действий


Общительность


Исполнительность


Переменчивость


Чувствительность


Знание своих возможностей


Соблюдение семейных традиций


Склонность к воображению


Самомнение


Мастерство


Бережливость


Организованность


Изворотливость


Инициативность


Целеустремленность


Настойчивость


Умение слушать собеседника


Искренность


Самостоятельность


Эрудированность


Стремление к успеху


Деловитость



Заполнение осуществляется ставится плюс если ты это видишь в своем руководители т.е. Николайчеве М.Е. и минус если нету это качества. Если другой ответ то напиши его письменно


Ответы проведенного опроса на предприятии ООО РИА «ВИС»

Качества

Ответы респондентов

1. Андреева А.Н.

2. Алексеева Н.В.

3. Никифоров А.Н.

4. Борисов М.С.

5. Лебедев Н.С.

6. Николаев М.Е.

Постоянство

+



+


+

Выдержка


+





Свобода действий


+



+


Общительность



+




Исполнительность

+


+



+

Переменчивость




+



Чувствительность


+



+


Знание своих возможностей

+



+


+

Соблюдение семейных традиций


+

+




Склонность к воображению

+





+

Самомнение


+


+



Мастерство




+

+


Бережливость







Организованность

+



+


+

Изворотливость


+

+




Инициативность





+


Целеустремленность


+





Настойчивость

+



+


+

Умение слушать собеседника


+





Искренность

+




+


Самостоятельность


+

+




Эрудированность




+


+

Стремление к успеху

+

+


+



Деловитость

+

+



+




Приложение 2

Образец анкеты опроса служащих предприятия ООО РИА «ВИС»

Свойства психологического климата

Оценка

1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения


2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии


3. В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание


4. Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности


5. Успехи или неудачи товарищей вызывает сопереживание


6. С уважением относитесь к мнениям других


7. Достижения и неудача группы переживают как собственные


8. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение


9. Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство


10. Группа активна, полна энергии


11. Участливо и доброжелательно относятся к новичкам


12. В группе существует справедливое отношение


13. Совместные дела увлекают всех



В графу оценку нужно поставить баллы от 1 до 5 по вашему мнению.

Если желаете можете написать свою фамилию.


Ответы проведенного опроса на предприятии ООО РИА «ВИС»

Свойства психологического климата

Ответы респондентов

1. Андреева А.Н.

2. Алексеева Н.В.

3. Никифоров А.Н.

4. Борисов М.С.

5. Лебедев Н.С.

6. Николаев М.Е.

1. Преобладает добрый жизнерадостный тон настроения

3

0

0

2

2

2

2. Доброжелательность в отношениях, взаимные симпатии

3

3

3

0

3

3

3. В отношениях между группировками внутри вашего коллектива существует взаимное расположение, понимание

0

1

2

0

0

2

4. Членам группы нравится вместе проводить время, участвовать в совместной деятельности

1

3

3

1

3

3

5. Успехи или неудачи товарищей вызывает сопереживание

0

2

1

0

0

3

6. С уважением относитесь к мнениям других

3

1

3

3

3


7. Достижения и неудача группы переживают как собственные

2

2

0

0

2

2

8. В трудные дни для группы происходит эмоциональное единение

3

3

3

2

1

1

9. Чувство гордости за группу, если ее отмечает руководство

0

3

0

2

0

0

10. Группа активна, полна энергии

2

2

2

2

2

2

11. Участливо и доброжелательно относятся к новичкам

3

1

0

0

0

0

12. В группе существует справедливое отношение

1

0

0

0

0

2

13. Совместные дела увлекают всех

1

1

3

3

3

3


Приложение 3

Образец анкеты опроса руководителей различных подразделений предприятия ООО РИА «ВИС».


1. Кто по вашему мнению, из членов руководства является авторитетом и примером:

а) Как специалист, -

б) по отношению к работе, -

в) по отношению к товарищам по работе, -

г) по поведению в быту, -

2. С кем из члена руководства вы наиболее охотно работаете:

а) на одной операции, -

б) на один наряд в бригаде, -

в) в коллективе, -

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе: -

4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями, -

5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время, -

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего, -

Если желаете укажите, пожалуйста, вашу фамилию.

Ответ после дефиса впишите фамилию имя отчества.

Ответы проведенного опроса на предприятии ООО РИА «ВИС»

1. Кто по вашему мнению, из членов бригады является авторитетом и примером:

а) Как специалист, - Алексеева Н.В.

б) по отношению к работе, - Борисов М.С.

в) по отношению к товарищам по работе, - Лебедев Н.С.

г) по поведению в быту, - Андреева А.Н.

2. С кем из члена коллектива вы наиболее охотно работаете:

а) на одной операции, - Лебедев Н.С.

б) на один наряд в бригаде, - Борисов М.С.

в) в коллективе, - Андреева А.Н.

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе: Алексеева Н.В.

4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями, - Лебедев Н.С.

5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время, - Лебедев Н.С.

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего, - Никифоров А.Н.

Резидент Николаев М.Е.

 

1. Кто по вашему мнению, из членов бригады является авторитетом и примером:

а) Как специалист, - Борисов М.С.

б) по отношению к работе, - Андреева А.Н.

в) по отношению к товарищам по работе, - Николаев М.Е.

г) по поведению в быту, - Никифоров А.Н.

2. С кем из члена коллектива вы наиболее охотно работаете:

а) на одной операции, - Николаев М.Е.

б) на один наряд в бригаде, - Андреева А.Н.

в) в коллективе, - Борисов М.С.

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе: Алексеева Н.В.

4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями, - Борисов М.С.

5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время, - Никифоров А.Н.

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего, - Николаев М.Е.

Резидент Лебедев Н.С.

1. Кто по вашему мнению, из членов бригады является авторитетом и примером:

а) Как специалист, - Андреева А.Н.

б) по отношению к работе, - Николаев М.Е.

в) по отношению к товарищам по работе, - Никифоров А.Н.

г) по поведению в быту, - Лебедев Н.С,

2. С кем из члена коллектива вы наиболее охотно работаете:

а) на одной операции, - Николаев М.Е.

б) на один наряд в бригаде, - Андреева А.Н.

в) в коллективе, - Борисов М.С.

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе: Андреева А.Н..

4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями, - Андреева А.Н.

5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время, - Никифоров А.Н.

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего, - Николаев М.Е.

Резидент Борисов М.С.

1. Кто по вашему мнению, из членов бригады является авторитетом и примером:

а) Как специалист, - Николаев М.Е.

б) по отношению к работе, - Николаев М.Е.

в) по отношению к товарищам по работе, - Лебедев Н.С.

г) по поведению в быту, - Алексеева Н.В.

2. С кем из члена коллектива вы наиболее охотно работаете:

а) на одной операции, - Андреева А.Н.

б) на один наряд в бригаде, - Андреева А.Н.

в) в коллективе, - Борисов М.С.

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе: Алексеева Н.В.

4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями, - Андреева А.Н.

5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время, - Андреева А.Н.

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего, - Николаев М.Е.

Резидент Никифоров А.Н.

1. Кто по вашему мнению, из членов бригады является авторитетом и примером:

а) Как специалист, - Андреева А.Н.

б) по отношению к работе, - Николаев М.Е.

в) по отношению к товарищам по работе, - Лебедев Н.С.

г) по поведению в быту, - Алексеева Н.В.

2. С кем из члена коллектива вы наиболее охотно работаете:

а) на одной операции, - Андреева А.Н.

б) на один наряд в бригаде, - Николаев М.Е

в) в коллективе, - Борисов М.С.

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе: Никифоров А.Н.

4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями, - Андреева А.Н.

5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время, - Андреева А.Н.

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего, - Николаев М.Е.

Резидент Алексеева Н.В.

1. Кто по вашему мнению, из членов бригады является авторитетом и примером:

а) Как специалист, - Борисов М.С.

б) по отношению к работе, - Николаев М.Е.

в) по отношению к товарищам по работе, - Лебедев Н.С.

г) по поведению в быту, - Борисов М.С.

2. С кем из члена коллектива вы наиболее охотно работаете:

а) на одной операции, - Борисов М.С.

б) на один наряд в бригаде, - Николаев М.Е

в) в коллективе, - Николаев М.Е

3. К какому из товарищей вы предпочитаете обратиться с вопросами по работе: Никифоров А.Н.

4. С кем из товарищей вы могли бы поделиться своими переживаниями, - Андреева А.Н.

5. С кем из членов коллектива вы хотели бы проводить свое свободное время, - Андреева А.Н.

6. С кем из членов коллектива вы не хотели бы иметь ничего общего, - Николаев М.Е.

Резидент Андреева А.Н.