Содержание

Введение. 3

1.  Сущность стратегического планирования и факторы, формирующие стратегию   5

2. Виды конкурентных стратегий Портера. 14

3. Выбор и обоснование стратегии туристического агентства. 18

Заключение. 27

Список литературы.. 28

Приложение. 29

Введение

Стратегия организации — это указание о том, как перевести компанию оттуда, где она находится сейчас, туда, где она хочет находиться; это средство, достижения желаемых результатов.

Организациям необходимы стратегии, чтобы видеть путь достижения своих целей и выполнения миссии. Стратегия как таковая необходима как всей компании в целом, так и отдельным ее связующим звеньям — научные исследования, продажа, маркетинг, финансы, трудовые ресурсы и т.д.

При формировании стратегии из многих выполнимых вариантов менеджер, выступая в качестве индикатора, определенным образом реагирующего на изменения на рынке, изыскивает новые возможности и является своего рода синтезатором разных течений и подходов, взятых в разное время и в разных подразделениях компании. Стратегия организации постоянно развивается. Не всегда удается продумать заранее все до мелочей, и затем долгое время жить без изменений. Естественно, что процесс разработки стратегии всегда чувствителен и часто непредсказуемый характер конкуренции, многообещающие взлеты и падения цен, перестановки среди основных промышленных конкурентов, новое регулирование, снижение или расширение торговых барьеров и бесконечное число других событий могут способствовать устареванию стратегии[1].

Цель работы – разработка и обоснование стратегического плана туристического предприятия.

 Стратегия тур фирмы - план реализации стратегической концепции туристического предприятия, предполагает определение основных направлений распределения ограниченных ресурсов тур фирмы. Результатом стратегических решений должно быть появление у туристической компании долговременных конкурентных преимуществ.

Задачами, поставленными в работе, являются изучение понятийного аппарата по теме исследования, рассмотрение сущности и структуры модели управления, рассмотрение методик анализа процессов управления, разработка проекта мероприятий по совершенствованию системы управления на туристическом предприятии.

Объектом исследования является небольшая туристическая фирма «Галатея».

Предметом исследования является – разработка стратегии туристического предприятия на примере туристической фирмы «Галатея».

Теоретической и методологической основой исследования послужили труды отечественных и зарубежных авторов по проблемам разработки стратегий организаций.

1.  Сущность стратегического планирования и факторы, формирующие стратегию

Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление миссии организации и достижение ее целей. Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Военное происхождение этого термина не должно вызывать удивления. Именно strategos позволило Александру Македонскому завоевать мир.

Несколько основных тезисов, относящихся к стратегии, должны быть поняты и, что более важно, приняты высшим руководством. Прежде всего, стратегия большей частью формулируется и разрабатывается высшим руководством, но ее реализация предусматривает участие всех уровней управления. Стратегический план должен обосновываться обширными исследованиями и фактическими данными. Чтобы эффективно конкурировать в сегодняшнем мире бизнеса предприятие должно постоянно заниматься сбором и анализом огромного количества информации об отрасли, конкуренции и других факторах[2].

Недавно один из специалистов высказал мнение, что стратегия может быть полезна только для больших предприятий с численностью 500 - 1000 человек и более, а если в фирме работает менее двух десятков человек, тогда стратегия - вещь бесполезная. Если же речь идет о небольшом туристическом агентстве, где работает два-три человека, тогда стратегия даже вредна, поскольку ее разработка потребует достаточно много времени, которого из-за воза текущей работы у работников маленькой фирмы просто нет. Конечно, можно поспорить с этим специалистом, сославшись на компетентное мнение известных американских специалистов по вопросам корпоративной стратегии А.Томпсона и Дж. Стрикленда. Однако можно поступить по-другому и написать данную статью, посвященную различным аспектам разработки стратегии предприятия. Ниже мы рассмотрим различные определения термина стратегия применительно к небольшому туристическому агентству. Начинающего специалиста может напугать то, что количество определений понятия стратегия примерно равно числу книг, где она рассматривается. Ограничимся следующими 6-ю определениями этого достаточно сложного управленческого термина:

1. Стратегия - это общий план достижения долгосрочных целей компании - это наиболее общее определение стратегии.

2. Стратегия - это план распределения ограниченных ресурсов фирмы в выбранных направлениях - это хорошее инструментальное определение стратегии.

3. Стратегия - это инструмент координации стратегических ресурсов предприятия - это определение обосновывает пользу стратегического планирования.

4. Стратегия - это процесс приведения в соответствие сильных и слабых сторон компании с опасностями и возможностями во внешней среде - это определение достаточно подробно описывает последовательные шаги алгоритма стратегического планирования.

5. Стратегия - это долгосрочный план для реализации амбиций руководства компании - это определение характеризует одно из новых направлений развития теории стратегического управления.

6. Стратегия - это метод изменения системы предприятия для достижения более качественных параметров производимых им товаров и услуг - это определение заставляет посмотреть на стратегию с совершенно новой стороны[3].

Итак, обратимся к первому определению - Стратегия - это общий план достижения долгосрочных целей компании. Спрашивается, зачем небольшому туристическому агентству разрабатывать план достижения долгосрочных целей компании, если, быть может, через это самое длительное время самого агентства уже не будет - мало ли как сложится конъюнктура туристического рынка. Однако такая точка зрения как раз и свидетельствует о том, что стратегия в первую очередь нужна как раз небольшому предприятию, такому, как "маленькое" туристическое агентство, если оно намерено победить на рынке, а не кануть в лету через год-полтора. Что касается "долгосрочных целей" такого агентства, то в их перечне обязательно следует сформулировать достижение долговременных конкурентных преимуществ тур фирмы - таких качеств предприятия, которые привлекут к нему туристов и позволят положительно отличиться фирме от ее ближайших конкурентов. Такими качествами может быть, например, отличное знание своего направления деятельности - например, работа по местным курортам. Как часто приходиться сталкиваться с ситуацией, когда менеджеры тур фирмы, продающие путевки в местные пансионаты, слабо представляют себе какая там природа, насколько хорошо кормят в конкретном пансионате и т.д. Когда у вас есть главные цели, тогда понятно, что нужно делать завтра и послезавтра, если же долгосрочных целей нет, тогда "любой ветер будет для вас попутным". Недостатком первого определения стратегии является однако то, что оно не дает четкого ориентира - что конкретно должно делать туристическое агентство, чтобы выжить на конкурентном рынке[4].

Для решения этой задачи обратимся ко второму определению рассматриваемого термина.

Одно из лучших инструментальных определений стратегии предприятия, заставляющее руководство серьезно подумать о важности своих ключевых ресурсов и возможных вариантах их применения, звучит так:

Стратегия - это план распределения ограниченных ресурсов фирмы в выбранных направлениях.

Вспомним, что термин стратегия пришел из военного искусства. А в войне, как известно, побеждает не тот, у кого количественно больше войска и оружия, а тот, кто своевременно сможет сконцентрировать в нужном месте свои людские и материальные ресурсы, выбор "правильных" направлений распределения этих ресурсов играет определяющую роль для победы над врагом.

Стратегический план придает предприятию определенность, индивидуальность, что позволяет ему привлекать определенные типы работников, и, в то же время, не привлекать работников других типов. Этот план открывает перспективу для предприятия, которое направляет его сотрудников, привлекает новых работников и помогает продавать изделия или услуги.

Наконец, стратегические планы должны быть разработаны так, чтобы не только оставаться целостными в течение длительных периодов времени, но и быть достаточно гибкими, чтобы при необходимости можно было осуществить их модификацию и переориентацию. Общий стратегический план следует рассматривать как программу, которая направляет деятельность фирмы в течение продолжительного периода времени, давая себе отчет о том, что конфликтная и постоянно меняющаяся деловая и социальная обстановка делает постоянные корректировки неизбежными[5].

Можно выделить несколько отличительных особенностей стратегии:

Процесс выработки стратегии не завершается каким-либо немедленным действием. Обычно он заканчивается установлением общих направлений, продвижение по которым обеспечит рост и укрепление позиций фирмы.

Сформулированная стратегия должна быть использована для разработки стратегических проектов, методов поиска. Роль стратегии в поиске состоит в том, чтобы, во-первых, сосредоточить внимание на определённых участках или возможностях, во-вторых, отбросить все остальные возможности как несовместимые со стратегией.

Необходимость в данной стратегии отпадает, как только реальный ход событий выведет организацию на желаемое развитие.

В ходе формулирования стратегий нельзя предвидеть все возможности, которые откроются при составлении проекта конкретных мероприятий. Поэтому приходится пользоваться сильно обобщённой, неполной и неточной информацией о различных альтернативах.

При появлении более точной информации может быть поставлена под сомнение обоснованность первоначальной стратегии. Поэтому необходима обратная связь, позволяющая обеспечить своевременное переформулирование стратегии.

Процесс реализации стратегии может быть разделён на два больших этапа:

а) процесс стратегического планирования - выработка набора стратегий, начиная от базовой стратегии предприятия и заканчивая функциональными стратегиями и отдельными проектами;

б) процесс стратегического управления - реализация определённой стратегии во времени, переформулирование стратегии в свете новых обстоятельств.

Стратегическое планирование есть систематизированный и логический процесс, основанный на рациональном мышлении. В то же время оно есть искусство прогнозирования, исследования, расчёта и выбора альтернатив. Процесс выбора стратегии состоит из этапов разработки, доводки и анализа (оценки). На первом этапе создаются стратегии, позволяющие достичь поставленных целей. Здесь важно разработать возможно большее число альтернативных стратегий. На втором — стратегии дорабатываются до уровня адекватности целям развития организации во всем их многообразии и формируется общая стратегия. На третьем — анализируются альтернативы в рамках общей выбранной общей стратегии фирмы и оцениваются по степени пригодности для достижения ее главных целей. На этом этапе происходит наполнение общей стратегии конкретным содержанием[6].

Очень многие факторы оказывают влияние на определение стратеги. Их взаимодействие носит специфический характер для каждой отрасли и компании и изменяется во времени[7].

Социальные, политические, гражданские и регулирующие нормы ограничивают стратегические действия компании, которые она могла или должна предпринять.

Не всегда фирма может выбрать любую стратегию. Ее действия обычно ограничиваются различными социальными группами, статьями-расследованиями в СМИ, последствиями негативного общественного мнения о себе, страх перед неблагоприятными политическими мероприятиями, забота населения о своем здоровье и питании, озабоченность государства растущим пьянством и наркоманией, проблема переработки отходов, вероятность закрытия заводов, обеспокоенность правительств растущим объемом импортных товаров и дебаты о необходимости введения импортных тарифов и квот для замедления роста дефицита торгового баланса и т.д., и т.п.[8]

Все большему и большему числу компаний приходится считаться с общественными правами, ценностями и приоритетами, учитывать и следить за законодательством и регулирующими нормами в процессе анализа ситуации вокруг фирмы. Это становится все более необходимым в условиях нарастающего внимания и давления со стороны общественности и средств массовой информации. Задача сделать стратегию организации соответствующей социальным требованиям подразумевает:

üпроявление деловой активности в рамках границ, определенных нормами этики и интересами общества;

üпозитивное реагирование на социальные приоритеты и запросы общества;

üпостоянную готовность предпринять действия, чтобы из­бежать конфронтации с регулирующими нормами;

üподдержание баланса  между  интересами  акционеров  и общества в целом;

üобеспечение гражданской позиции компании в обществе.

Идея социальной адаптации хорошо просматривается в формулировках миссии компании. Например, "Стремясь выполнить нашу миссию, мы приложим все силы, чтобы продемонстрировать образец деловой этики и личной честности. Мы понимаем наши внутрикорпорационные обязанности как борьбу за социальное и экономическое благосостояние общества".

Стратегия компании должна максимально соответствовать специфике отрасли и конкурентной окружающей среде.

Привлекательность отрасли и уровень конкуренции — существенные факторы, определяющие стратегию. Оценка компанией этих факторов непосредственно влияет на то, какую позицию ей надо занимать на рынке, и какой будет стратегия конкурентной борьбы. Когда компания решает, что ее присутствие в данной отрасли становится все менее привлекательным и выгоднее направлять инвестиции в какую-либо другую сферу, она может выбрать стратегию замораживания и изъятия капиталовложений.

Если уровень конкуренции значительно усиливается, компания обязана предпринять какие-либо меры по защите своих позиций. Такими действиями могут быть, скажем, активное наступление на конкурентов, изменения в политике "цена—издержки—прибыль", внедрение новых технологий — все, что может существенно увеличить конкурентоспособность фирмы и послужить доказательством того, что фирма пересмотрела свою стратегию. Поэтому разработчику стратегии приходится, как студенту, постоянно учиться новым приемам и методам конкурентной борьбы в своей отрасли.

Стратегию необходимо строить так, чтобы реализовывалось как можно больше возможностей, особенно тех, которые связаны со стабильным конкурентным преимуществом и доходностью компании. Аналогично стратегия должна быть направлена на защиту компании от внешних угроз настоящему и будущему ее положению.

Для того чтобы стратегия была успешной, необходимо тесно увязать ее с возможностями рынка и угрозами внешней среды, что обычно означает разработку наступательных мероприятий по реализации наиболее привлекательных возможностей, предлагаемых рынком, и создание оборонительных рубежей для защиты долгосрочных конкурентных позиций фирмы и ее прибыльности.

Опыт показывает, что в процессе разработки стратегии критерием выбора альтернатив должно быть то, что компанией делается особенно хорошо. Следует избегать построения стратегии на основе видов деятельности, которыми в компании занимались мало или вообще не занимались. Бесполезно стремиться реализовать возможности компании без надлежащего опыта и ресурсов.

Одним из самых важных вопросов для компании является вопрос наличия у нее сил и опыта для проведения в жизнь выбранной стратегии. Учет сильных сторон компании очень важен, поскольку он:

1)           дает возможность максимально задействовать имеющиеся навыки и знания,

2)           позволяет получить преимущества в конкурентной борьбе,

3)           является фундаментом стратегии в целом.

Личные амбиции, философия бизнеса и этические воззрения менеджеров очень часто вплетены в стратегию, которую они разрабатывают. Амбиции, ценности менеджеров, их бизнес-философия, отношения к риску и этические воззрения оказывают сильное влияние на стратегию. Иногда это происходит намеренно, а порой подсознательно.

Отношение к риску тоже имеет большое влияние на выбор стратегии. Те, кто не любит рисковать, предпочитают консервативные стратегии, снижающие степень риска и дающие возможность получить прибыль в короткий срок. Менеджеры, предпочитающие риск, используют выгодные стратегии, по которым есть возможность получить сверхприбыль, но в долгосрочной перспективе. Они всегда ищут новые виды бизнеса и предпочитают стратегическое наступление обороняющемуся консерватизму.[9]

Ценностные ориентации менеджера также формируют этическое содержание стратегии. Менеджеры с сильно развитыми этическими убеждениями делают все возможное, чтобы компания не отходила от кодекса этических норм. Они категорически против таких мер, как дача или получение взяток, против практики недобросовестных действий по отношению к конкурентам и подкупа политических лидеров. Примером безразличия к этическим нормам могут послужить действия по начислению чрезмерных штрафов за овердрафт по кредитной карте, рекламирование и продажа небезопасной продукции и использование при производстве ингредиентов, вредных для здоровья.

Внутрифирменные традиции, воззрения, отношения, устоявшиеся методы выполнения работы составляют культуру компании. Стратегические действия компании отражают ее культурные и управленческие ценности. Иногда взгляды и культурные ценности доминируют при выборе стратегических шагов. Это является результатом того, что ценности и воззрения настолько внедряются в сознание менеджера, что становятся определяющим фактором того, как фирма реагирует на окружающую обстановку. Сильное влияние культурных ценностей частично просматривается в деятельности компаний, которые добились превосходства в технологических разработках, постоянно внедряют новую продукцию на рынок, поставили все на карту производства продукции первоклассного качества, ориентируются на человеческий фактор и для которых важно полное удовлетворение запросов своих клиентов.

2. Виды конкурентных стратегий Портера

Под общими стратегиями Портер имеет в виду стратегии, обладающие универсальной применимостью или выведенные из некоторых базовых постулатов.

М. Портер представляет три вида общих стратегий, направленных на повышение конкурентоспособности. Компания, которая хочет создать себе конкурентные преимущества, должна сделать стратегический выбор, чтобы не "потерять своего лица". Для этого имеются три базовые стратегии: 1) лидерство в снижении издержек;

2) дифференциация;

3) фокусирование (особое внимание).

Чтобы удовлетворять первому условию, компания должна удерживать издержки на более низком уровне, чем у конкурентов. Для обеспечения дифференциации она должна быть в состоянии предложить что-то в своем роде уникальное.

Третий вариант стратегии, предложенный Портером, предполагает, что компания сосредоточивает свое внимание на определенной группе покупателей, определенной части продукции или на определенном географическом рынке.

Производство с низкими издержками - это нечто большее, чем простое движение вниз по "кривой опыта". Производитель продукции должен находить и использовать каждую возможность получения преимуществ в издержках. Как правило, эти преимущества получаются путем продажи стандартной продукции без добавленной стоимости, когда производятся и реализуются товары массового спроса и когда компания располагает сильными распределительными цепочками.

Далее Портер указывает, что компания, завоевавшая лидерство в снижении издержек, не может позволить себе игнорировать принципы дифференциации. Если потребители не считают продукцию сравнимой с продукцией конкурентов или приемлемой, лидеру придется делать скидки к ценам, чтобы ослабить своих конкурентов и терять при этом свое лидерство. Портер заключает, что лидер в снижении издержек в области дифференциации продукции должен быть на равных со своими конкурентами или, по крайней мере, недалеко от них.

Дифференциация, по Портеру, означает, что компания стремится к уникальности в каком-либо аспекте, который считается важным большим количеством клиентов. Она выбирает один или несколько таких аспектов и ведет себя таким образом, чтобы удовлетворить запросы потребителей. Ценой такого поведения являются более высокие издержки производства продукции.

Из вышесказанного следует, что параметры дифференциации специфичны для каждой отрасли. Дифференциация может заключаться в самой продукции, в методах доставки, в условиях маркетинга или в каких-либо других факторах. Компания, делающая ставку на дифференциацию, должна изыскивать пути для повышения эффективности производства и снижения издержек.

Существуют два вида стратегии фокусирования. Компания в пределах выбранного сегмента либо пытается достичь преимуществ в снижении издержек, либо усиливает дифференциацию продукции, пытаясь выделиться среди других компаний, действующих в отрасли. Таким образом, она может добиться конкурентных преимуществ, концентрируя внимание на отдельных сегментах рынка. Размер целевой группы зависит от степени, а не от вида фокусирования, при этом суть рассматриваемой стратегии состоит в работе с узкой группой потребителей, которая отличается от других групп. По Портеру, любой из трех основных видов стратегии может быть использован как эффективное средство достижения и сохранения конкурентных преимуществ.

Приведенный ниже отрывок взят из "Стратегии конкуренции" М. Портера. "Три основные стратегии представляют собой альтернативы надежных подходов к конкуренции. Один из отрицательных выводов, которые можно сделать из предшествующих рассуждений, состоит в том, что фирма, не сумевшая направить свою стратегию по одному из трех путей, фирма, застрявшая на полпути", оказывается в чрезвычайно плохом стратегическом положении. Ее доля на рынке оказывается недостаточной, она испытывает нехватку инвестиций, ей приходится идти либо на снижение издержек или дифференциацию продукции в масштабе всей отрасли, чтобы избежать конкуренции затрат, либо на снижение издержек и дифференциацию продукции, но уже в пределах более ограниченной сферы. Фирме, застрявшей "на полпути", почти гарантируется низкая норма прибыли. Либо она теряет многочисленных потребителей, требующих установления низких цен, либо должна пожертвовать прибылью, чтобы оторваться от фирм, предлагающих низкую цену. Она также теряет возможность вести высокодоходный бизнес, т. е. лишается сливок, оставляя их фирмам, которые смогли сфокусировать свои усилия на получении высоких доходов или добились дифференциации. Фирме, застрявшей "на полпути", вероятно, свойственны невысокий уровень корпоративной культуры и противоречивость организационного устройства и системы стимулирования.

Фирме, застрявшей "на полпути", следует принять фундаментальное стратегическое решение. Она должна: или сделать шаги к достижению лидерства в снижении издержек, или, по крайней мере, выйти на средний уровень, что обычно влечет за собой активные инвестиции в модернизацию и, возможно, необходимость затрат на завоевание большей доли рынка, или выбрать определенную цель, т. е. сосредоточить усилия на каком-либо аспекте, либо достичь некоторой уникальности (дифференциации). Последние две альтернативы вполне вероятно могут вызвать сокращение доли компании на рынке и даже объем продаж".

Риск, связанный с лидерством в снижении издержек Фирма, лидирующая в снижении издержек, стремясь сохранить свое положение, испытывает постоянное давление. Это означает, что лидер должен делать инвестиции в современное оборудование, безжалостно заменять устаревшие средства, противостоять искушению расширить ассортимент и внимательно следить за техническими новинками. Снижение издержек никоим образом не следует автоматически за расширением объема производства, без постоянной бдительности, невозможно также пользоваться преимуществами экономии на масштабах.

Необходимо иметь в виду следующие опасные моменты:

1) технологические достижения, которые сводят на: нет ценность сделанных инвестиций и ноу-хау;

2) новые конкуренты и Ваши последователи, которые достигают такого же преимущества в издержках путем имитации или инвестиций в современное оборудование;

3) неспособность уловить необходимость смены продукции или рынка в результате погруженности в проблемы снижения издержек;

4) инфляционный рост издержек, который подрывает способность компании поддерживать достаточно высокий дифференциал цен, чтобы свести на нет усилия конкурентов или другие преимущества дифференциации.

Дифференциация сопряжена с некоторыми опасностями. Среди них:

1) разрыв в издержках компании, дифференцирующей свою продукцию, и теми конкурентами, которые избрали стратегию лидерства в снижении издержек, может оказаться слишком большим для того, чтобы скомпенсировать его особым ассортиментом, услугами или престижем, которые данная компания может предложить своим покупателям;

2) потребность покупателей в дифференциации продукции может снизиться, что возможно с ростом их информированности;

3) имитация может скрыть ощутимую разницу, что вообще характерно для отраслей, достигающих этапа зрелости.

Первое обстоятельство настолько важно, что заслуживает особого комментария.

Компания может дифференцировать свою продукцию, но дифференциация может лишь превзойти разницу в цене. Итак, если дифференцированная компания слишком отстает в снижении издержек в связи с изменениями в технологии или по простой невнимательности, компания с низкими издержками может перейти в сильную атакующую позицию.

Со стратегией фокусирования также связаны различного рода опасности:

1) усиление различий в издержках между компаниями, выбравшими стратегию фокусирования, и другими производителями может свести на нет преимущества, связанные с обслуживанием узкой целевой группы, или же перевесить эффект дифференциации, достигнутой путем фокусирования;

2) различия между видами продукции и услуг, требуемыми стратегической целевой группой и рынком в целом, могут сократиться;

3) конкуренты могут найти целевые группы внутри целевой группы, обслуживаемой компанией, избравшей стратегию фокусирования, и преуспеть в их новом начинании.

Многие бизнесмены-практики считают теории Портера слишком общими для того, чтобы с их помощью объяснять реальные жизненные ситуации. Тем не менее несомненно, что соотношение между потребительской оценкой качества товара и ценой является центральным вопросом. Это и получило отражение в концепции общих стратегий, выдвинутой Портером.

3. Выбор и обоснование стратегии туристического агентства

Зададимся вопросом, какими ресурсами обладает небольшое туристическое агентство? Это персонал тур фирмы, качество управления предприятием, имидж фирмы, ее известность, опыт проведения научно-исследовательских работ, месторасположение агентства, финансовые ресурсы, наконец, время.

Спрашивается, какие варианты стратегии может выбрать туристическое агентство? В литературе по стратегическому управлению можно встретить различные группы стратегических действий, например:

Группа стратегий роста - быстрый рост, ограниченный рост, сокращение ("отрицательный" рост) или сочетание различных типов стратегий роста для различных направлений деятельности. Так, занимаясь одновременно местными курортами и зарубежным туризмом, тур фирма решает усилить работу по местным курортам (направить на развитие этого направления свои ограниченные ресурсы), а зарубежный туризм "пустить на самотек". В качестве "усиливающих" мер может быть оказание большего внимания руководства фирмы этому направлению, активная реклама (использование ограниченных финансовых ресурсов), дополнительное стимулирование работников, отвечающих за работу данного направления и др.

Группа конкурентных стратегий (известных как стратегии М.Портера) - лидерство по низким ценам, дифференциация турпродукта, стратегия фокусирования на выбранном сегменте рынка. Например, фирма может принять решение активизировать работу по местным курортам, при этом одновременно направить свои ограниченные ресурсы (лучших работников, финансы) на расширение своих предложений для туристов.

Рассмотрим стратегию одной из нижегородских туристических фирм.

Краткая характеристика предприятия:

Название: туристическая фирма «Галатея».

Юридический адрес: 603001, Нижний Новгород площадь Маркина, д. 3, телефон: +7 (8312) 303607[10]

Виды предоставляемых услуг: продажа речных путевок. Организация отдыха в санаториях и пансионатах, зарубежный туризм

В действиях нижегородского тур агентства "Галатея", которое предложило своим туристам речные круизы сразу от всех нижегородских туроператоров, организовав своеобразный "магазин речных круизов" можно увидеть пример удачно выбранной стратегии дифференциации.

 При этом фирма активно использовала свое удачное месторасположение - офис фирмы находится на берегу Волги недалеко от Речного вокзала, в своих действиях опиралась на свой старый опыт работы (пусть и кратковременный) в качестве туроператора речных круизов, потратила свое время, чтобы договориться о взаимовыгодной работе со всеми нижегородскими туроператорами речных круизов.

Туристическая фирма в качестве своей корпоративной стратегии может избрать путь "усиления" одного или нескольких своих имеющихся ресурсов:

Например, потратить достаточно много времени и денег на серьезное повышение квалификации своего персонала;

Избрать путь повышения качества управления своим предприятием, потратив свое ограниченное время на серьезное обучение в области менеджмента или прибегнув к услугам дорогостоящего внешнего консультанта;

Целенаправленными действиями сформировать привлекательный для туристов имидж надежного турагента;

Повысить свою известность активной и достаточно длительной рекламной кампанией;

Разработать совместно с партнерами новые оригинальные маршруты для своих туристов;

Приобрести или взять в аренду новый офис с удачным месторасположением

- во всех перечисленных вариантах стратегии фирма приобретает конкурентные преимущества, которые не только могут положительно сказаться на уровне работы фирмы с туристами, но и будут иметь долговременный характер, поскольку конкурентам, чтобы добиться таких же преимуществ, придется пройти достаточно длительный путь развития своих ресурсов, в течение которого турагенство, конечно же, на месте стоять не будет.

"Инструментальное" определение понятия стратегии облегчает руководству поиск возможных вариантов собственных действий, однако при этом возникает проблема оптимального согласования различных стратегий, чтобы усилив одно полезное для победы на рынке качество фирмы, не навредить при этом другому.

На практике встречаются случаи, когда руководство фирмы, затратив достаточно времени на теоретическую разработку стратегии своего предприятия, наталкивается на сложнейшие проблемы проведения в жизнь намеченных преобразований. На этом этапе полезно вспомнить, что стратегия - это еще и инструмент координации стратегических ресурсов предприятия.

Можно обратится к начальному этапу реализации выработанной стратегии на примере небольшого туристического агентства.

После того, как стратегия турфирмы выработана, необходимо ее "перевести" на язык, понятный руководителям функциональных подразделений, или тех, кто несет ответственность за соответствующие функциональные области - маркетинг, финансы, производство и т.д. В теории стратегического управления это называется разработать вытекающие из корпоративной стратегии функциональные стратегии предприятия.

Предположим, что руководство тур фирмы принимает стратегическое решение заняться деловым туризмом. Такое решение требует соответствующей маркетинговой стратегии, одна из важнейших составляющей которой - стратегия позиционирования тур фирмы в новом качестве. Новый для фирмы тур продукт требует предварительной его разработки, возможная стратегия НИОКР - формирование готового тур продукта из имеющихся на рынке составляющих его необходимых компонентов. Если на первом этапе фирма планирует ограничиться проведением семинаров для деловых людей в местных пансионатах, тогда в качестве стратегии производства нового продукта может быть ориентация на высококачественный сервис проведения таких семинаров. Стратегия персонала может исходить из альтернативы найма опытных специалистов по деловому туризму или подготовки таких специалистов из своих менеджеров. Само собой разумеется, что планы останутся лишь на бумаге, если не назначить ответственного за новый проект и не предусмотреть соответствующее финансирование намеченных мероприятий по реализации данной стратегии фирмы[11].

В реализации намеченной стратегии фирмы всегда сложно сделать первый шаг, однако этот шаг значительно облегчается, если переводится на язык функциональных стратегий.

Теория менеджмента утверждает, что для хорошей координации деятельности фирмы (постановки "правильного" менеджмента) нужно добиваться, чтобы у всех членов коллектива была выработана одна общая цель, однако практика показывает, что личные цели человека всегда ему ближе, чем цели корпоративные. Но попробуйте перевести корпоративную стратегию на язык соответствующих действий (стратегий) в тех конкретных областях, где работают ваши специалисты, и вы ощутите практическую пользу стратегического планирования - вы увидите, что не решаемая проблема слаженной координации коллектива после некоторых усилий станет вполне разрешимой.

Стратегия - это процесс приведения в соответствие сильных и слабых сторон компании с опасностями и возможностями во внешней среде - это определение достаточно подробно описывает последовательные шаги алгоритма стратегического планирования.

Давайте обратимся к этому алгоритму с практической точки зрения.

Сегодня на туристическую фирму может придти работать человек, который имеет специальное управленческое образование. Это, конечно, очень здорово. Однако одно дело знать, что написано в умных книгах, другое - уметь прочитанное применить на практике. Вся беда в том, что менеджмент - это сплошное моделирование. И всякий автор книги по теории управления норовит предложить читателю свою модель, например модель стратегического планирования. А поскольку авторов много, то и моделей великое множество, какую из них выбрать?

Молодой дипломированный специалист-менеджер скорее всего начнет применять на практике ту модель процесса стратегического планирования туристической фирмы, что он изучал по конкретному учебнику в вузе (а если он учился в филиале вуза, где с учебниками было туго, то, возможно, обратиться к своим лекциям). Стоит ли бояться этого руководителям туристических фирм, которые не успели пройти управленческую переподготовку? Нет, не стоит. Как это ни странно, нет правильных и неправильных моделей стратегического управления. Любая модель - это некий специфический взгляд ее автора на проблему, и трудно предугадать, какой из существующих в литературе взглядов на процесс разработки стратегии фирмы (туристической в том числе) будет наиболее удачным. Так что, дорогу молодым специалистам!

Стратегия - это долгосрочный план для реализации амбиций руководства компании, это определение характеризует одно из новых направлений развития теории стратегического управления[12].

Попробуем применить SWOT - анализ для оценки возможностей новой концепции стратегического управления. В приложении к работе представлена матрица, в которой сила и слабость стратегии, основанной на высоких амбициях, сопоставляются с опасностями и возможностями, которые она в себе таит.

Сила

Если небольшое туристическое агентство возьмет на вооружение новую стратегическую концепцию, очевидно, что ограничения при выборе стратегических действий значительно уменьшаются. Если рассматриваемая тур фирма желает  стать туроператором номер один по одному из направлений - в этом случае проблемы недостаточных оборотных средств отодвигаются на второй план, и тур фирма начинает разрабатывать новый маршрут, намечая на самое ближайшее время переговоры с солидными партнерами по новому бизнесу.

Возможности

Как только фирма начинает творить свое будущее, исходя из высоких амбиций, выясняется, что нехватка рекреационных ресурсов (в вашем городе мало исторических мест или, быть может, комфортабельных гостиниц?) становится просто невидимой. Туристическая фирма, занимающаяся речными круизами по Волге в одном из провинциальных городов, начинает понимать, что теперь она может представить иностранным туристам новые экскурсионные маршруты по двум столицам России (куда она их доставит по лучшей российской реке), почему бы и нет?

Опасности

Однако, как только тур фирма объявляет о своих амбициозных намерениях рынку, конкуренты могут не на шутку рассердиться и начнут замечать ее. Туристическому предприятию начинают отказывать в аренде помещения, ваших работников начинают сманивать нескромными зарплатами. Нужно к этому быть готовым.

Слабость

Стратегия, основанная на высоких амбициях, требует дополнительного количества ресурсов - денег, людей, времени, которых и так-то всегда не хватало.

Рассмотрим последнее определение стратегии, из тех шести, что мы решили представить руководству небольших туристических агентств: "Стратегия - это метод изменения системы предприятия для достижения более качественных параметров производимых им товаров и услуг".

Известный американский специалист в области качества У.Э. Деминг утверждает, что если действующая производственная система обеспечивает нормальный разброс параметров изделий, это свидетельствует об отсутствии "вредной" постоянной составляющей. В этом случае, улучшить качество выпускаемых изделий возможно лишь изменяя саму систему. Откуда следуют, на первый взгляд, "дикие" выводы. Так, если туристическое агентство, изучив статистику штрафных санкций, связанных с неудовлетворенностью своих клиентов, начнет применять драконовские меры в отношении к своим сотрудникам (например, материально наказывать менеджеров за каждую ошибку, которая может послужить причиной претензий туристов), количество ошибок и как показатель - штрафных санкций к агентству, не уменьшится, а наоборот - увеличится. Наказанный работник начнет нервничать, переживать по поводу своего депремирования (часто незаслуженного - он мог допустить небольшую ошибку из-за того, что был перегружен работой, объем которой руководитель часто просто не представляет). В результате испуга перед очередным наказанием он будет на всякий случай многократно, разумеется, дольше обычного, проверять заполненные документы для туриста. Однако вместо улучшения ситуации, в офисе начнет скапливаться очередь, посетители начнут дополнительно нервировать менеджеров, а те, в свою очередь, допускать еще большее количество ошибок[13].

А уж если говорить о количестве оригинальных идей, которые до введения материального наказания за небольшие промахи исходили от менеджеров турагентства, то их количество упадет до самого низкого уровня. Что делать?

Деминг советует - не ухудшайте существующую систему, если она работает. Лучше изучите, как она функционирует, и попытайтесь найти принципиально новые формы построения организации (в первую очередь, связанные с улучшением менеджмента), обеспечивающие снижение брака. Речь идет о стратегии, когда ее менеджмент направляет свои ограниченные ресурсы (деньги, специалистов, предпринимательские способности работников и др.) на изменение самой системы предприятия.

Для туристической фирмы это может быть:

Введение автоматизированной системы бронирования номеров в пансионате, что уменьшит накладки, связанные с ошибками рядовых менеджеров.

Найм дополнительного технического персонала, что освободит старших менеджеров от рутинной работы, позволит улучшить уровень концентрации их внимания на ответственной работе за счет своевременного восстановления их работоспособности.

Обучение менеджеров всех уровней в сфере психологии и управления, обеспечивающее снижение коммуникативных проблем в туристической фирме, чаще всего являющихся главным источником межличностных конфликтов.

Начало работы по новым направлениям деятельности туристической фирмы, что повысит мотивацию персонала, у которого открываются новые перспективы карьерного роста.

Формирование управленцев среднего звена, уменьшающее нагрузку на главного руководителя и одновременно обеспечивающее повышение инициативы работников.

Найм внешнего консультанта, что обеспечит своевременную оценку открывающихся рыночных возможностей, направленных на лучшее удовлетворение растущих потребностей туристов и, как результат, увеличение дохода турфирмы[14].

Заключение

В работе рассмотрена разработка и обоснование стратегического плана туристического предприятия на примере тур фирмы «Галатея».

Рассматриваемая тур фирма успешно применяет стратегию дифференциации. Данная стратегия означает, что компания стремится к уникальности в каком-либо аспекте, который считается важным большим количеством клиентов. Она выбирает один или несколько таких аспектов и ведет себя таким образом, чтобы удовлетворить запросы потребителей. Ценой такого поведения являются более высокие издержки производства продукции. Туристическая фирма «Галатея» в качестве такого уникального аспекта предложила своим туристам речные круизы сразу от всех нижегородских туроператоров, организовав своеобразный "магазин речных круизов". При этом фирма активно использовала свое удачное месторасположение - офис фирмы находится на берегу Волги недалеко от Речного вокзала, в своих действиях опиралась на свой старый опыт работы (пусть и кратковременный) в качестве туроператора речных круизов, потратила свое время, чтобы договориться о взаимовыгодной работе со всеми нижегородскими туроператорами речных круизов.

Выбранная стратегия сопряжена с некоторыми опасностями. Среди них:

1) разрыв в издержках компании, дифференцирующей свою продукцию, и теми конкурентами, которые избрали стратегию лидерства в снижении издержек, может оказаться слишком большим для того, чтобы скомпенсировать его особым ассортиментом, услугами или престижем, которые данная компания может предложить своим покупателям;

2) потребность покупателей в дифференциации продукции может снизиться, что возможно с ростом их информированности;

3) имитация может скрыть ощутимую разницу, что вообще характерно для отраслей, достигающих этапа зрелости.


Список литературы

1. Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: Наука, 2000.

2. Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1999.

3. Любинова Н. Г. Менеджмент - путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 2000.

4. http://303607.8312.ru

5. Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1999.

6. В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство «Прогресс», 1999.

7. Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ «Банки и биржи», 1999.

8. Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятий. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2000.

9. Майкл Мескон и др., «Основы менеджмента», - М., 2000.

10. Организация, планирование, управление деятельностью промышленных предприятий: учебник для вузов. / С. Е. Каменипера, Ф. М. Русинова - М.: Высшая школа, 1999.

11. Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М. К. Искусство управления. Лениздат, 1999.

12. Петров А. Н. Стратегическое планирование развития предприятия: учебное пособие. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2000

Приложение

Матрица SWOT

Сила

Слабость

Снижение психологических барьеров

Высокая мотивация персонала перспективами будущего

Нехватка собственных ресурсов из-за быстрого роста

Снижение мотивации из-за недостаточного поощрения в настоящем

Возможности

Опасности

Использование ресурсов далеко за пределами предприятия

Использование новых качеств своего персонала

Ужесточение действий со стороны конкурентов

Уход персонала к конкурентам, предоставляющих лучшую оплату труда




[1] Герчикова И. Н. Менеджмент: учебник для вузов. М.: ЮНИТИ «Банки и биржи», 1999.


[2] В. Хойер. Как делать бизнес в Европе. М.: Издательство «Прогресс», 1999.


[3] Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятий. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2000.


[4] Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1999.


[5] Ансофф И. Стратегическое управление. - М.: Экономика, 1999.


[6] Буров В.Н. и др. Стратегическое управление фирмами. Моделирование. Практикум. Деловые игры. - М.: Наука, 2000.


[7] Гусев Ю. В. Стратегия развития предприятий. - СПб.: Изд-во СПбУЭФ, 2000.

[8] Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1999.

[9] Любинова Н. Г. Менеджмент - путь к успеху. М.: ВО Агропромиздат, 2000.

[10] http://303607.8312.ru

[11] Современный менеджмент: принципы и правила. Дайджест, Н. Новгород, ИКЧП, 1999.


[12] Майкл Мескон и др., «Основы менеджмента», - М., 2000.

[13] Майкл Мескон и др., «Основы менеджмента», - М., 2000.


[14] Паркинсон, С. Нортког, Рустомжи М. К. Искусство управления. Лениздат, 1999.