Содержание

1.     Задание первое                                                                                     2

2.     Задание второе                                                                                     5

3.     Задание третье                                                                                      9

4.     Задание четвёртоё                                                                                11

5.     Задание пятое                                                                                       14

Список литературы                                                                                  16

1.     Выписать из словаря следующие понятия:

Архэ – (греч. arche – начало), первопричина, принцип.

Атом – (от греч. atomos – неделимый), мельчайшие составные частицы материи, из которых состоит всё сущее, в том числе и душа, образованная из тончайших атомов (Демокрит, Эпикур). Атомы вечны, они не возникают и не исчезают, пребывая в постоянном движении; различаются по форме и величине, порядку и положению.

Апейрон – (греч. apeiron – бесконечное, беспредельное), термин древнегреческой философии; у ранних философов – свойство первоэлементов, у Платона и пифагорейцев – синоним материи.

Бытие – философская категория, обозначающая независимое от сознания существование объективного мира, материи, природы, а в обществе – процесса материальной жизни людей.

Диалектика – теория и метод познания явлений действительности в их развитии и самодвижении, наука о наиболее общих законах развития природы, общества и мышления; Диалектика противоположна метафизике.

Движение – способ существования материи, важнейший её атрибут; в самом общем виде – изменение вообще, всякое взаимодействие материальных объектов.

Детерминизм – (от лат. determino – определяю), философское учение об объективной закономерной взаимосвязи и причинной обусловленности всех явлений; противостоит индетерминизму, отрицающему всеобщий характер причинности.

Знание – проверенный практикой результат познания действительности, верное её отражение в мышлении человека.

Космос – (греч. kosmos – Вселенная), мир, мыслимый как упорядоченное единство (в противоположность хаосу); первоначало – то же самое, порядок, устроение.

Космоцентризм – тип мировоззренческой системы; отличительная черта наиболее древней (досократической) философии. За видным бесконечным многообразием тел и явлений природы эллинские мудрецы стремились распознать единую сущность.

Идея – (греч. idea – идея, образ), форма отражения в мысли явлений объективной реальности. Постигая действительность, идея включает в себя сознание цели дальнейшего познания и практического преобразования мира. Идеи обобщают опыт предшествующего развития знаний и служат в качестве принципов объяснения явлений. Реакционные идеи искажают действительность, выступают тормозом общественного развития. Передовые идеи, выражающие интересы прогрессивных классов, способствуют общественному прогрессу.

Логос – (греч. logos - слово), одно из основных понятий древнегреческой философии; одновременно «слово» («предложение», «высказывание», «речь») и «смысл» («понятие», «суждение», «основание»). Введено Гераклитом: логос, как универсальная осмысленность, ритм и соразмерность бытия, тождественная первостихии огня.

Натурфилософия – (нем. Naturphilosophie), философия природы, умозрительное истолкование природы, рассматриваемой в её целостности. Ранняя древнегреческая натурфилософия досократовского периода (милетская школа и др.) явилась по существу первой исторической формой философии вообще.

Рациональность – точка зрения рассудка, соответственно – разума; совокупность философских направлений, делающих центральным пунктом анализа разум, мышление, рассудок – с субъективной стороны, а разумность, логический порядок вещей – с объективной.

Субъективность – всё то, что относится к субъекту (всему его психологическому состоянию) и более или менее совпадает с его взглядами, интересами, вкусами и т. д.; зависимость от субъекта; противоположность – объективность.

Фатализм – (от лат. fatalis – роковой, fatum – рок, судьба), представление о неотвратимой предопределённости событий в мире; вера в безличную судьбу (античный стоицизм), в неизменное божественное предопределение (особенно характерна для ислама) и т. п.

2.     «Атомистическая концепция Демокрита – вершина и завершение натурфилософского периода античной философии» (сочинение)

Характеристика атомов как первокирпичиков мироздания. Утверждение материалистической позиции в философии.

Сложным вопросом атомистики Демокрита являлся вопрос о том, какой представлял себе Демокрит предельную величину атомов. Вообще говоря, атомы по учению Демокрита, - настолько малые частицы вещества, что непосредственно, при помощи чувств, их существование не может быть обнаружено, о нём мы только заключаем на основании доказательств или доводов ума.

Однако сохранились свидетельства, из которых видно, будто Демокрит допускал существование не только весьма малых, чувственно не воспринимаемых атомов, которые, согласно его учению, по-видимому, составляют большинство, но допускал также и существование атомов любой величины, в том числе и весьма больших. Имеющиеся по этому вопросу тексты не ясны, даже противоречивы. О признании Демокритом существования весьма больших атомов говорит Эпикур, который творил в конце IV – нач. III в. до нашей эры.

Демокрит полагал, что число атомов бесконечно. В обосновании их учения о бесконечном числе атомов, населяющих вселенную, есть чрезвычайно важная черта. По сообщению Симплиция Демокрит постулировал существование бесконечного множества атомов потому, что бесконечность их числа необходима для объяснения всех явлений, наблюдаемых чувствами в физическом мире: «Они заявляли, - пишет Симплиций, - что при [принятии] бесконечного числа начал разумно объясняются все состояния и сущности, отчего и как всё возникает. Поэтому они говорят, что только тем, кто считает элементы бесконечно многими, удаётся всему дать разумное объяснение». Здесь в классически ясной форме выступает возникновение научной гипотезы. Теория бесконечного числа атомов – не плод досужей фантазии, а необходимое научное предположение. Необходимо же оно потому, что с точки зрения Демокрита – только при этом предположении наука может разрешить свою задачу – рационально объяснить всю сумму наблюдаемых в природе физических явлений.

Согласно учению Демокрита, одно из существенных различий между атомами – различие между ними по форме. Атомы – «маленькие сущности», имеющие различные формы. Именно различиями в форме атомов Демокрит объяснял и соединение атомов во временно устойчивые образования, т. е. в миры:

«Будучи весьма разных форм, они сцепляются между собой, и таким образом атомы производят и мир и [все] явления в нём, или, лучше сказать, [производят] бесчисленные миры».

Важность этого свойства атомов – различия форм отразилась и в терминологии Демокрита. Свои первоначальные частицы Демокрит называет не только «атомами», но и «неделимыми формами». Но в греческом языке понятие формы часто выражалось посредством слова, означающего «вид». «Форма тела – «вид» тела.

Если атомы – невидимые по своей чрезвычайной малости сущности или формы, то, естественно, возникает вопрос: какими свойствами или качествами обладают эти формы? И в частности: обладают ли атомы теми же качествами, какие наши чувства показывают в физических телах окружающего нас «макромира» - цветом, теплотой, запахом, звучанием и т. д., или, быть может, качества атомов – совсем иные?

Для суждения о том, как Демокрит отвечал на этот вопрос, мы имеем, во-первых, дошедшее до нас высказывание самого Демокрита; во-вторых, достаточно надежные свидетельства, в которых высказывания Демокрита несколько обобщаются.

Из высказываний самого Демокрита видно, что, согласно его учению, чувственно воспринимаемые качества тел не существуют в телах в действительности. Различия между телами по цвету, температуре, вкусу и т. д. не отвечают природе самих вещей. В атомах действительны не эти качества, а только различия между ними по форме, по величине, по порядку и по положению в пространстве. Эти качества, различные у различных атомов, да ещё пустота, в которой движется обладающие этими качествами атомы, - всё, что существует в действительности.

Высказывание самого Демокрита по этому вопросу – ясное, но, к сожалению, слишком короткое, дошло в цитатах Секста Эмпирика и Галена. Секст выписал из Демокрита фразу, где Демокрит говорит: «[Лишь] в общем мнении горькое, в мнении тёплое, в мнении холодное, в мнении цвет, в действительности же [существуют] атомы и пустота».

Комментируя мысль Демокрита, Гален поясняет, что слова Демокрита в «общем мнении» означают «… то же, что «согласно с общепринятым мнением» и «для нас», не по природе самих вещей; природу же самих вещей он, в свою очередь, обозначает [выражением]: «в действительности».

Весь смысл самого [этого] учения должен быть таков. [Лишь] у людей признаётся что-либо белым, чёрным, сладким, горьким и всем прочим в этом роде, по-истине же всё есть «что» и «ничто». И это опять его собственные выражения, а именно, он называл атомы «что», а пустоту «ничто». Итак, атомы суть всевозможные маленькие тела, не имеющие качеств…»

Мысль о свойствах атомов, общую не только для Демокрита, но и для всего атомистического материализма – для Эпикура и для римского последователя Эпикура – Лукреция, выражает Эпикур в письме к Геродоту:

«… следует думать, что атомы не обладают никакими свойствами предметов, доступных чувственному восприятию, кроме формы, веса, величины и всех тех свойств, которые по необходимости соединены с формой. Ибо всякое свойство изменяется, а атомы нисколько не изменяются, потому что при разложениях сложений [сложных предметов] должно оставаться нечто твёрдое и неразложимое, что производило бы перемены… посредством перемещений некоторых частиц, и прихода и отхода некоторых».

Учение Демокрита было совершенно новой точкой зрения, впервые введённой в древнегреческую философию и науку. Оно оставило глубокий след в развитии всей последующей физики, химии и философского понимания природы.

Учение это было вытеснено в науке феодального общества физикой, которая полагала, будто качества, непосредственно воспринимаемые нашими чувствами в телах, принадлежат самим этим телам. Это была качественная физика. Опорой для неё стала физика Аристотеля.

Напротив, в XVII столетии в молодом тогда капиталистическом обществе, нуждающемся для развития своих производительных сил в развитии новой науки о природе – в развитии механики, физики, астрономии, - появился ряд крупных учёных и мыслителей (Галилей в Италии, Декарт во Франции, Гоббс в Англии), которые вернулись к учению Демокрита о различии двух видов качеств: есть наблюдаемые нами качества, которые объективно принадлежат не только телам, но и составляющим тела атомам. Эти качества – коренные, или основные, физические свойства материальных элементов всего существующего. И есть качества, которые нам только представляются находящимися в самих телах, но в действительности не принадлежат ни телам, ни атомам. Они воспринимаются нами в зависимости от особого отношения между основными первичными свойствами атомов и органами нашего чувственного восприятия.

3.     Выделить в схеме основные принципы материалистического понимания мира Демокритом и кратко охарактеризовать их.

Принципы материалистического понимания мира

Характерные черты, особенности

1. Атомы

В мире все тела состоят из мельчайших частиц – атомов. Атомы настолько малы, что никакими чувствами их обнаружить не удаётся. Но атомы не бесконечно малы, они имеют вполне определённые размеры. По этой причине тела состоят не из бесконечного числа частиц, а из конечного. Любое тело можно «расщеплять» на всё более мелкие и мелкие частицы. Но существует предел, до которого можно «уменьшать» тело. Предел этот – атом – неделимый.

2. Жизнь

Жизнь на Земле возникла из неживой материи путём спонтанной генерации из влажной земли. От солнечной теплоты «поверхность вздулась, а некоторые влажные вещества вспучились во многих местах; в этих местах возникли гнилостные пузыри, покрытые тонкой кожицей…». Вследствие нагревания они «стали нести живой плод». А когда «увеличились до надлежащих размеров, оболочки лопнули под влиянием солнечного жара, и появились на свет различные виды животных».

3.Познание

В познании человека Демокрит видел отражение подлинной реальности, существующей объективно вне нашего сознания. Процесс познания состоит как из ощущений, так и из разумного познания.

4.Время

Время – вечно. Вечность времени была для Демокрита средством доказательства того, что существует невозникшее. Материальные начала – атомы – всегда были, есть и будут.


4.     Логические задачи, упражнения, комментарии.

«Ныне не стрелами яркого дня и не солнца лучами

Надо рассеивать ужасы и помрачения духа.

Но изученьем и толкованьем природы» (Лукреций Кар. «О природе вещей»).

1)    Какую мировоззренческую установку своего времени выразил поэт?

-   Дидактическая поэма  «О природе вещей», единственное полностью сохранившееся систематическое изложение материалистической философии древности, популяризирует учение Эпикура. Эпикур следовал в физике атомистике Демокрита. В это время (1 в. до н. э.) появляется новое мировоззрение – атомистика Демокрита. В данной поэме поэт хочет сказать, что наукой пора заниматься серьёзно – не полагаясь на мифы и т. п. На науку следует смотреть рационально и логически.

Лукреций Кар говорит, что не надо при каких-то неизвестных явлениях природы или, по крайней мере, не объяснимых, всё присваивать «деятельности» богов и других сверхъестественных сил. Наука способна объяснить всё, что происходит в мире. Следует задаться вопросом: «Почему такое происходит?» и логически, опираясь на точные факты, на науку, найти ответ.

2)    Как она представлена в философии Демокрита?

-   Одновременно с учением Анаксагора, предложившего гипотезу универсальной, бесконечно делимой материи, возникла противоположная теория – атомистическая. Её сторонники считали, что кроме вещества существует небытие – бесконечная пустота, в которой движутся бесчисленные неделимые частицы – атомы. Они сталкиваются, соединяются в разных сочетаниях, образуют разнообразные вещества и вещи. Так рождаются и миры, которых в необъятной Вселенной должно быть бесконечное множество.

Демокрит был первым, кто сделал такой огромный шаг того времени, придумав атомистическую теорию. Естественно, для её развития и укрепления в то время не было никаких возможностей. Но, тем не менее, уже в то время Демокрит пытался объяснить процессы в природе с помощью атомизма. Не удивительно, что доводы у него получались самые логичные и, главное, обоснованные.

Демокрит опередил время на много веков, выдвинув теорию атомизма.

Демокрит также пытался объяснить строение не только «своей» Земли, но и других миров – всей Вселенной. Атомисты утверждали возможность появления порядка из беспорядка. Действительно, атомы сталкиваются в случайных сочетаниях, но из них только удачные оказываются устойчивыми. Они-то и накапливаются, взаимодействуют, образуют сложные соединения.

Автор III в н. э. Ипполит так описывает астрономические взгляды знаменитого философа-атомиста Демокрита: «Он говорил… что миры бесчисленны и различны по величине. В одних нет ни Солнца, ни Луны, в других – Солнца и Луна больше, чем у нас, а в некоторых мирах их большее число. Расстояния между мирами неодинаковые; кроме того, в одном месте миров больше, в другом – меньше. Одни миры растут, другие достигли расцвета, третьи уже идут на убыль… Уничтожаются же они, сталкиваясь друг с другом».

В этих высказываниях поразительно много реального. Вселенная действительно огромна. Каждая звезда с окружающими её планетами – мир. В галактике звёзд миллиарды, а во Вселенной  миллиарды галактик. Все они имеют различный возраст. При их столкновении происходит разрушительная катастрофа – конец.


3)    Чем демокритовское рассуждение о природе отличается от предшествующих?

- Идея атомизма – была новой и удивительной для античной науки. До Демокрита подобных идей не высказывалось. Отчасти поэтому все попытки объяснения явлений окружающего мира казались полуфантастическими. Так, примером может служить учение Анаксагора, предложившего гипотезу универсальной, бесконечно делимой материи. В этой теории все вещества, все тела в мире не состоят из каких бы то ни было мельчайших неделимых частиц. По его мнению любое тело можно разделять бесконечное число раз. Это, конечно бессмыслица, иначе тогда бы все тела могли бы просто исчезнуть вне куда.

5.     Тестовая проверка знаний.

1)    Какая из философских позиций противоположна монизму?

- в) дуализм, г) плюрализм.

2)    Что изучает онтология?

- г) Бытие.

3)    Впишите пропущенное слово в высказывание Протагора:

«… есть мера всех вещей».

- человек.

4)    Выделите принципы, согласно которым основным мотивом человеческих поступков и целью жизни является счастье других.

- б) альтруизм.

5)    Кто из древнегреческих мыслителей сформулировал правило «золотой середины»: «Прекрасна надлежащая мера во всём. Излишек и недостаток мне противны»?

- Анаксимен.

6)    Кому из древнегреческих философов принадлежит суждение:

«Число есть основа сущего», «лучшие числовые отношения – гармония»?

- Пифагору.

7)    «Всё течёт, всё изменяется» - этот принцип отрицания пребывающего бытия есть основное положение философии:

- б) Гераклита.

8)    Впишите ключевое слово:

«… есть душевное состояние человека, когда определённые события, положения принимаются бездоказательно, оцениваются из глубин человеческого состояния»

- вера.

9)    Как правильно сказать?

А) философия – универсальное учение;

Б) философия – учение об универсальном;

- философия – учение об универсальном.

10)     Кто из названных мыслителей относится к представителям милетской школы?

- Фалес, Анаксимандр.

Список литературы

1.     Советский Энциклопедический Словарь. / Гл. ред. А. М. Прохоров, - М.: «Советская энциклопедия». – 1990.

2.     Философский энциклопедический словарь. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 576 с.

3.     Асмус В. Ф. Демокрит. М., Изд-во Моск. ун-та, 1960, - 75 с.

4.     Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов / Ред. тома и авт. вступ. ст. А. Ф. Лосев; Перевод М. Л. Гаспарова. – 2-е изд. – М.: Мысль, 1986. – 571 с. – (Филос. наследие)

5.     Философия: учебник для высших учебных заведений. – Ростов н/Д.: «Феникс», 1998. – 576 с.

6.     Философия: Учебник, 2-е изд., перераб. и доп. Отв. редакторы: Ф. Д. Губин, Т. Ю. Сидорина, В. П. Филатов. – М.: ТОН-Остожье, 2002. – 704 с.