Содержание
15. Международная миграция рабочей силы в России. 3
38. Негосударственные источники права (торговые обычаи, обыкновения) в регулировании ВЭД. 7
61. Критерии выбора иностранного контрагента. 9
84. Организация платежно-расчетных отношений в ВЭС.. 12
Задание № 15. 16
Список литературы.. 18
15. Международная миграция рабочей силы в России
Вхождение России как
равноправного партнера в мировое экономическое сообщество неизбежно связано,
помимо других факторов, с таким многогранным процессом, как международная
миграция рабочей силы.
Россия с запозданием включилась в международные процессы миграции населения.
Импортируя рабочую силу, она лишь в начале 90-х годов открыла вопрос об
экспорте своей рабочей силы.
С принятием "Закона о занятости" (
По прогнозам, сделанным в
начале 90-х годов, число российских эмигрантов к
Цифры реальной эмиграции рабочей силы свидетельствуют о следующем: в 1990-1995 гг. среднегодовая численность эмигрантов составляла 100-105 тыс. человек. В это число не включены выезжающие на временную работу, часто без соответствующего оформления. Какая-то часть выехала за рубеж по "своим каналам". Так что миллионы выезжающих работников из России - это пока только прогноз и предположения.
Экономическая миграция из России определяется следующими факторами: во-первых, более высоким уровнем жизни в промышленно развитых странах и выгодными материальными условиями, предлагаемыми другими странами; во-вторых, ограничением численности выезжающих емкостью рынков труда принимающих стран и в целом сравнительно низким уровнем квалификации рабочей силы в Российской Федерации, непризнанием большинством стран мира дипломов о высшем образовании, языковым барьером. Поэтому выезжать будет преимущественно высококвалифицированная и мобильная часть населения. Признавая необходимость экспорта рабочей силы за рубеж (хотя есть и его противники), к числу положительных факторов, сопровождающих этот процесс, относят следующие:
- снижение давления на внутренний рынок труда; - минимизация существующих в его структуре дисбалансов; - уменьшение безработицы;
- финансовые поступления от мигрантов;
- повышение профессионального и культурного уровня работников-мигрантов.
Для упорядочения российской трудовой миграции, осуществления социальной защиты наших сограждан российское правительство предприняло ряд шагов. Так, заключены межправительственные и межведомственные соглашения с Германией, Польшей, Швейцарией, Финляндией, Словакией, Китаем и многостороннее соглашение государств - участников СНГ.
Практически все соглашения с государствами Западной и Восточной Европы содержат квоты, в соответствии с которыми ежегодно в этих странах могут работать не более 4 тыс. россиян.[1]
Выход России на международный рынок труда осложняется рядом факторов и, прежде всего, неблагоприятной конъюнктурой этого рынка в последние годы (высокой конкуренцией со стороны стран-экспортеров рабочей силы).
Несмотря на определенные сложности в освоении
нового международного рынка, Россия должна приложить максимум усилий для его
освоения. Такой вывод определяется расчетами российских экономистов, которые
показывают, что валютная эффективность экспорта рабочей силы значительно выше,
чем валютная эффективность товарного экспорта.
Для планомерного и эффективного освоения международного рынка рабочей силы
нужна единая государственная концепция экспорта рабочей силы. По расчетам
экономистов для охвата 10% основных мировых рынков рабочей силы России потребуется
около 10 лет. В перспективе Россия могла бы держать за рубежом 1-1,5 млн.
человек, получая ежегодно 10-20 млрд. долл.
Одной из болезненных проблем
российской трудовой миграции за рубеж является интеллектуальная миграция или
"утечка умов". С 1989 по
Основные потоки интеллектуальной миграции идут в Германию, Израиль, США (96,3%, в том числе 9,6% - научные кадры и преподаватели). Как правило, уезжают программисты, химики, электронщики, механики, физики-теоретики, специалисты по физике твердого тела, молекулярной биологии, прикладной механике, математике, представители перспективных направлений медицинской науки.[2]
Возможности российской миграции рабочей силы достаточно велики и в развивающиеся страны. В советский период эта миграция носила плановый характер. В страны "третьего мира" на контрактной основе направлялись врачи, инженеры, преподаватели и другие специалисты. Теперь наибольшим спросом пользуются ученые и специалисты в области прикладных исследований. При этом особая заинтересованность проявляется в отношении ученых-естественников, специалистов военно-промышленного комплекса и технологий двойного назначения. Весьма заинтересованы в импорте российского интеллектуального потенциала Южная Корея, КНДР, Бразилия, Аргентина, Мексика, ряд арабских стран. К концу 90-х годов в процессе международной интеллектуальной миграции появились новые черты и особенности.
Во-первых, на смену "утечки мозгов" пришла их миграция. Хотя США остаются общепризнанным центром притяжения для профессионалов, в то же время квалифицированные специалисты едут на временную работу в некоторые развивающиеся страны.
Во-вторых, движение квалифицированных специалистов происходит не только "к капиталу", но и "одновременно с капиталом или вслед за ним". Этот процесс тесно связан с деятельностью международных корпораций, имеющих сеть филиалов по всему миру.
В-третьих, миграция профессионалов часто принимает форму охоты, переманивания ведущих специалистов из различных сфер науки, управления, изобретательства. В-четвертых, миграция профессионалов связана с интеграцией системы высшего образования. Это предполагает продолжение обучения студентов во многих регионах мира. Закончив курс обучения, выпускники часто остаются на длительный период для работы в этой стране, а иногда навсегда связывают с ней свою жизнь.
Рассматривая безвозвратную российскую трудовую миграцию, как негативный момент в ходе либерализации международных экономических отношений, следует вместе с тем признать, что временная легальная трудовая миграция (в том числе и интеллектуальная) может быть целесообразной, выгодной для (государства и общества при условии, что она не угрожает национальной безопасности России.
38. Негосударственные источники права (торговые обычаи, обыкновения) в регулировании ВЭД.
Международный обычай это правило, сложившееся в результате длительного применения в отношениях между всеми или некоторыми государствами.
Является источником права в тех случаях, когда отношения не урегулированы международным договором.
Необходимым условием признания международного обычая источником права или, как его называют, обычной нормой международного права, является признание его всеми или некоторыми государствами, выраженное либо в активной форме (в виде определенных действий), либо путем воздержания от действий.
Обычаи, в основе которых лежат принципы суверенитета и равенства, обязательны для всех стран. Другие обычаи действуют для признавших их государств. В международной практике признаются также "торговые обычаи".
Существенное влияние на содержание обязательств сторон по договору купли-продажи оказывают принятые в международной практике торговые обычаи. Они играют решающую роль при разрешении споров между сторонами в арбитраже. Под торговым обычаем понимается сложившееся в международной торговле единообразие, общепризнанное правило, заключающее в себе ясное и определенное положение по вопросам, которых оно касается. К торговым обычаям относятся также торговые или деловые обыкновения ("а мы всегда делаем так"), именуемые узансами.
Торговые обычаи определяют содержание некоторых условий контрактов (чаще при наличии в контрактах неясностей и неточностей или отсутствии согласованного сторонами условия). В тех случаях, когда в контракте имеется прямое указание о применении торговых обычаев, они могут заменять соответствующую норму права, регулирующую вопросы контракта, если последняя носит диспозитивный характер (т.е. когда в тексте самой нормы указано, что она может применяться только при отсутствии иного соглашения сторон).
Обычаи (обыкновения) должны отвечать следующим требованиям:
иметь характер общего правила (т.е. соблюдаться во всех или в подавляющем большинстве случаев, к которым он применим);
быть достаточно известным в соответствующей области торговли, определенным по своему содержанию и разумным.
Важным условием применения торгового обычая (обыкновения) является знание его сторонами, совершающими сделку.
Торговые обычаи излагаются в биржевых правилах, составляемых комитетами бирж, в специальных сборниках торговых палат, в материалах рабочих комиссий Комитета содействия внешней торговле и других организаций, действующих в рамках ООН, в типовых контрактах, в решениях третейских судов по отдельным вопросам.
Обыкновения это общая практика государств, за которой не признается юридически обязательный характер. Этим обыкновение отличается от обычая международно-правового. К обыкновениям относятся и нормы международной вежливости. Примером обыкновения могут служить посольский и морской церемониалы (в частности, церемониал встречи главы государства или правительства; взаимные салюты кораблей в открытом море). Обыкновение сможет стать нормой международного права (т.е. юридически обязательным для всех участников международного общения правилом поведения) путем превращения его в международно-правовой обычай или в договорную норму права.[3]
61. Критерии выбора иностранного контрагента
Иностранный контрагент это иностранное лицо, фирма или организация, являющаяся противоположной стороной в коммерческой сделке. Контрагентом продавца (экспортера) является покупатель (импортер), подрядчика - заказчик и т.д.
Чтобы минимизировать негативные последствия, нужно иметь достоверную информацию о финансовом положении и деловой репутации иностранного контрагента. Если его финансовое положение и репутация не вызывает сомнений, можно быть уверенным, что допущенная техническая ошибка будет исправлена. Например, сумма ошибочно произведенной выплаты возвращена обратно в банк. В противном случае возможны и другие варианты развития событий. Поэтому устойчивое финансовое положение иностранного контрагента и его безупречная деловая репутация являются одним из основополагающих критериев.
Рассмотрим правила выбора иностранного контрагента на примере внешнеэкономической деятельности банков.
Финансовый институт, обслуживающий клиентов из числа внешнеторговых организаций и компаний, следует собственным стратегическим установкам Его цель — не только привлечь новых клиентов, но и завоевать репутацию организации, обладающей специализацией и экспертизой в сфере финансирования международной торговли. В условиях активного развития клиентских операций и партнерских связей с иностранными банками отсутствие опыта сотрудничества в сфере финансирования торговых операций неизбежно приводит к необходимости обращаться прежде всего к тем финансовым институтам, которые имеют международную репутацию банков-специалистов. Сотрудничество с ними предоставляет в распоряжение российского корреспондента банковскую экспертизу, высокое качество услуг и новейшие банковские технологии, минимизирующие сроки осуществления операций. Таким образом, следующим по значимости критерием становится специализация иностранного банка-партнера в области торгового финансирования.
К сожалению, последствия августовского кризиса продолжают негативно сказываться на развитии взаимоотношений с иностранными банками. Вряд ли в настоящий момент стоит рассчитывать на плодотворное сотрудничество с банком, если на уровне его руководства принято решение о свертывании операций в России,. То же можно сказать и о банках, которые в недавнем прошлом активно сотрудничали с крупнейшими финансовыми институтами России: открывали кредитные линии, участвовали в синдикациях и размещении еврооблигаций — то есть в операциях, связанных с принятием российского риска в серьезных масштабах, но в результате событий августа 1998 года понесли серьезные убытки. В этих условиях желание иностранных банков остаться на российском рынке, проведение политики последовательного развития сотрудничества с российскими контрагентами и отсутствие внутренних препятствий такого развития становится важным критерием выбора зарубежных партнеров.
Принципиально отличается от предыдущего критерия позиционирование иностранного института как участника российского финансового рынка. Открывая в России собственный банк, иностранный финансовый институт меняет приоритеты деятельности: на первый план выходит развитие собственных операций и создание конкурентных преимуществ в данной стране, а не сотрудничество с другими местными банками. Пытаясь развивать собственный бизнес, иностранный банк всячески подталкивает корреспондентов к своей российской структуре. Некоторые банки даже пытались перенести центр открытия кредитных лимитов в Россию, а условием получения кредитных линий для российских корреспондентов ставили начало осуществления операций с местным банком. Однако подтверждение аккредитива банками в Москве или головной конторой за рубежом — не одно и то же с точки зрения партнеров по внешнеторговой сделке и авизующих банков за рубежом.
В редких случаях есть и положительные наработки — когда все переговоры по условиям подтверждаемых аккредитивов ведутся в Москве, а российским сотрудникам банка предоставлено право устанавливать размеры комиссии по операциям, применять льготные ставки.
Поступательное развитие сотрудничества представляет собой движение партнеров от простых операций к более сложным, к использованию нескольких банковских продуктов. Структурированные банковские продукты, комбинирующие отдельные элементы разных банковских услуг, — будущее банковского бизнеса не только за рубежом, но и в России. Уже сейчас участники внешнеэкономической деятельности — как наиболее искушенная в общении с банками часть клиентуры — настаивают не только на персонифицированном подходе обслуживающего банка к своим потребностям, но и на разработке новых банковских продуктов в соответствии с особенностями конкретного внешнеторгового контракта. Решение такой задачи для российских коммерческих банков существенно облегчается в условиях тесного сотрудничества с иностранным банком-корреспондентом, работе которого присуща инновационность и высокая технологичность банковских продуктов и услуг. Адаптируя их к российским условиям, коммерческий банк имеет возможность быть на шаг впереди конкурентов, использовать такое сотрудничество для создания серьезных преимуществ на российском рынке, среди которых инновационность и технологичность играют далеко не последнюю роль.
Перечисленные критерии выбора иностранных банков-контрагентов в сфере торгового финансирования и международных расчетов представляют собой далеко не закрытый перечень, но являются наиболее важными для оценки российскими банками в процессе развития международной корреспондентской сети и построения адекватной системы обслуживания внешнеторговых клиентов.[4]
84. Организация платежно-расчетных отношений в ВЭС
Документарный аккредитив – обязательство банка произвести по просьбе и в соответствии с указаниями импортера платеж экспортеру (при наличных расчетах) или акцептовать тратту, выставленную экспортером (при расчетах в кредит), в пределах суммы и срока и против предусмотренных документов (коносамента, страхового полиса, счет-фактуры).
По операциям с аккредитивами все заинтересованные страны имеют дело только с документами, но не с товарами или другими видами исполнения обязательств, к которым могут относиться документы.
Аккредитивная форма расчетов имеет существенные преимущества для экспортеров, так как они имеют возможность получить оплату за поставленный товар в короткий срок.
Импортер должен произвести оплату либо за счет собственных оборотных средств, либо за счет банковского кредита. При этом возникают расходы на уплату банковской комиссии, открытию и продлению аккредитива, его операционному ведению. Весьма желательно использовать аккредитивную форму расчетов для организаций, отправляющих свою продукцию на экспорт.
В расчетах по аккредитиву с наибольшей гарантией возможно получение валюты платежа, так как в большинстве стран открытию аккредитива предшествует получение импортером разрешения на перевод валютных платежей за границу. При этом банки в первую очередь погашают задолженность по открытым у них аккредитивам. По признаку “Степень ответственности банков” аккредитивы бывают отзывные и безотзывные, подтвержденные и неподтвержденные. Отзывной аккредитив может быть в любой момент аннулирован как импортером, так и открывшим его банком, поэтому он не обеспечивает необходимых гарантий и редко применяется во внешней торговле. Безотзывной аккредитив - твердое обязательство банка перед экспортером - не может быть изменен или аннулирован без согласия экспортера.
Для более полной гарантии платежей в условиях контракта включаются обязательства открывать не только безотзывные, но и подтвержденные аккредитивы. Особенно это важно для мелких и средних банков. Подтвержденные аккредитивы осуществляется другим, более крупным банком.
Для удобства работы с товарами, если трудно установить объем и стоимость каждой партии, покупатель может открыть делимый аккредитив с правом частичных отгрузок, что позволяет оплачивать каждую часть поставки.
При равномерных поставках товаров, растянутых во времени, выгодно открывать аккредитивы на суммы, автоматически пополняемые по мере осуществления расчетов за очередные партии товаров. Такие аккредитивы называются револьверными.
Аккредитивы бывают трансферабельными (переводными) с точки зрения использования средств аккредитива для расчетов с несколькими поставщиками. По трансферабельному аккредитиву организация-экспортер, не являющаяся поставщиком всей партии товаров, передает свои права на получение средств полностью или частично третьим лицам в своей стране или за рубежом и дает необходимые указания исполняющему банку.
По способу обеспечения валютными ресурсами аккредитивы делятся на покрытые и непокрытые. К покрытым относятся аккредитивы, при открытии которых банк-эмитент переводит одновременно валютные средства, являющиеся обеспечением и источником платежа по этому аккредитиву. В случае отсутствия предварительного перевода ресурсов аккредитив считается непокрытым. По валютному законодательству многих стран валютное покрытие является обязательным.
Иногда предприятия-экспортеры при поставках машин и оборудования производят расчеты на основе аккредитивов с рассрочкой платежа. В этом случае экспортер после передачи документов в банк получает не всю стоимость отгружаемого товара, а только лишь определенную часть, остальная сумма выплачивается в порядке и сроки, предусмотренные платежными документами.
Аккредитив с рассрочкой платежа только в том случае обеспечивает интересы экспортера, тогда банк-эмитент (банк, выставивший аккредитив), кроме платежа предусмотренного процента стоимости товара против документов, принимает на себя дополнительное обязательство по оплате оставшегося товара, изложенное в условиях аккредитива.
Важным элементом аккредитивной формы расчетов является срок открытия и срок действия аккредитива. Аккредитивы, как правило, открываются заблаговременно перед отгрузкой товара. Экспортер стремиться достигнуть более ранних сроков открытия при длительном сроке его действия. Важно предусмотреть различные санкции за несовременное открытие аккредитива импортером, что влечет за собой убытки из-за расходов по хранению товаров и приводит к замедлению оборачиваемости средств экспортера.
Аккредитивы в международной торговле открываются на сумму фактурной стоимости проданного и отгруженного товара. К этой сумме добавляются расходы по оплате процентов за пользование кредитом.
Все расходы, связанные с проведением аккредитивной операции, несет импортер. Это условие в контракте должно быть предусмотрено. Ставка банковских комиссий при осуществлении аккредитивной операции выше, чем по инкассовым операциям.[5]
Инкассо - банковская операция, посредством которой банк по поручению своего клиента получает на основании расчетных документов причитающиеся ему денежные средства от предприятий, объединений, организаций, учреждений за отгруженные в их адрес товарно-материальные ценности и оказанные услуги и зачисляет эти средства на его счет в банке.
По характеру документов инкассо делится на чистое (инкассо переводных и простых векселей, чеков и других платежных документов) и документарное или срочное (инкассо коммерческих документов - счетов, различных сертификатов, отгрузочных и страховых документов и т.д.). С точки зрения внешнеторговых расчетов наибольший интерес представляет инкассо товарных документов, т.е. документарное, при котором экспортер, отгрузив товар, оформляет необходимую документацию и передает ее в банк на инкассо При этом экспортер дает банку точные инструкции о том, когда предъявлять документы для платежа, передаются ли они импортеру против платежа или акцепта тратты, как должен поступить банк в том случае, если импортер откажется выкупить документы или дать акцепт и другие необходимые инструкции. Банк экспортера пересылает документы своему корреспонденту, и тот передает их импортеру, выполняя все условия, указанные экспортером в инкассовом поручении.
Банки выполняют при этом лишь посреднические функции, т.е. не проверяют полученные документы и действуют только в пределах условий, поставленных клиентом, и не несут ответственности за оплату.
Банки взимают комиссионные за выполнение инкассо Порядок совершения инкассо регламентируется унифицированными правилами, изданными Международной Торговой Палатой, их придерживается большинство коммерческих банков мира.
Задание № 15
Ваша фирма планирует импорт цветных телевизоров с диагональю менее 72 см. из Японии, с которой РФ имеет РНБ. По какой ставке будет уплачена импортная пошлина по данной импортной сделке? Какие документы для её осуществления потребуются?
Решение:
Код товара: 8528 аппаратура приемная для телевизионной 20% (от таможенной стоимости) связи, совмещенная или не совмещенная с радиовещательным приемником или аппаратурой, записывающей или воспроизводящей звук или изображение; видеомониторы и видеопроекторы
кроме:
8528 12 200 0 аппаратура, совмещенная с видеозаписывающей или видеовоспроизводящей аппаратурой 20% (от таможенной стоимости), но не менее 51 евро за 1 шт.
8528 12 520 0 не более 42 см 20% (от таможенной стоимости), но не менее21 евро за 1 шт.
8528 12 540 0 более 42 см, но не более 52 см 20% (от таможенной стоимости), но не менее 28 евро за 1 шт.
8528 12 560 0 более 52 см, но не более 72 см 20% (от таможенной стоимости), но не менее 34 евро за 1 шт.[6]
Для осуществления импортной сделки, нужно подготовить некоторые документы.
Рассмотрим наиболее важные из них.
1. Внешнеэкономический контракт с иностранным партнером (подробнее о нем смотрите раздел "Внешнеэкономический контракт").
2. Грузовые таможенные декларации (ГТД), лицензии, квоты, сертификаты и международные транспортные накладные.
Подробнее об этих документах смотрите раздел "Таможенное оформление".
3. Паспорт импортной сделки.
Фирмы, перечисляющие валюту в оплату товаров (работ, услуг) иностранному поставщику, должны оформить паспорт импортной сделки (ПСи).
На основании паспорта и платежных документов банк перечисляет валюту иностранному партнеру.
Для ПСи предусмотрен типовой бланк. Его форма утверждена совместной инструкцией Центрального банка РФ и ГТК России от 4 октября 2000 г. N 01-11/28644, 91-И.
Паспорт импортной сделки оформляют на каждый импортный контракт.
Чтобы оформить ПСи, вам необходимо представить в банк следующие документы.
1. Два экземпляра заполненного ПСи.
2. Заверенную копию контракта, на основании которого был составлен ПСи.
Если контракт составлен на иностранном языке, вы также должны представить в банк его заверенный перевод на русском языке.
Если текст контракта занимает более пяти листов, импортер с согласия банка может вместо копии контракта представить выписки из него.
3. Заверенные копии разрешений (лицензий) на осуществление валютных операций.
Список литературы
1. Таможенный кодекс Российской Федерации от 28 мая 2003 г. N 61-ФЗ
2. Федеральный закон от 13 октября 1995 г. N 157-ФЗ "О государственном регулировании внешнеторговой деятельности"
3. Таможенный тариф Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830)
4. Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 - 264
5. Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой.-СПб., изд-во СПУ, 1996.
6. Международные экономические отношения / Под ред. ВуЕ. Рыбалкина.- М., 1997.
7. Мировой рынок труда.- М.: Наука, 1994.
8. Основы внешнеэкономических знаний / Под ред. И. П. Фаминского.- М., 1994.
[1] Мировой рынок труда.- М.: Наука, 1994 с. 79
[2] Мировой рынок труда.- М.: Наука, 1994. с. 132
[3] Международное право / под ред. К.А. Бекяшева М.; 2003.- с19
[4] Международные экономические отношения / Под ред. С. Ф. Сутырина, В. Н. Харламовой.-СПб., изд-во СПУ, 1996. ст.352
[5] Авдокушин Е. Ф. Международные экономические отношения: Учеб. пособие.- 4-е изд., перераб. и доп.- М.: ИВЦ "Маркетинг", 1999 -
[6] Таможенный тариф Российской Федерации (утв. постановлением Правительства РФ от 30 ноября 2001 г. N 830)