Содержание
Введение. 3
1. Кадры управления (менеджеры) и их роль в процессе деятельности предприятия. 4
2. Подготовка и повышение квалификации менеджеров, задачи и методы оценки их деловых качеств. 8
3. Характеристика предприятия. 10
4. Анализ состава и деловых качеств менеджеров (руководителей и специалистов) предприятия. 13
5. Предложения по организации кадровой работы с менеджерами. 14
6. Задача. 15
Заключение. 19
Список литературы.. 20
Введение
Управление персоналом на предприятии – это вид деятельности, который позволяет реализовывать, обобщить широкий спектр вопросов адаптации индивида к внешним условиям, учет личного фактора в построении системы управлений персоналом предприятия.
В связи с этим можно обозначить особенности, характеризующие актуальность данной проблемы. Во-первых, это повышение роли управленческого персонала в современном производстве принципиальные изменения в содержании труда, вызванные применением новых техники, технологий и методов производственной деятельности.
Вторым фактором повышения роли управленческого персонала в современном обществе является изменение возможностей контроля за сотрудниками и повышение значимости самоконтроля и самодисциплины. Повышение роли самодисциплины и самоконтроля в трудовом процессе изменяет соотношение различных методов мотивации работника, повышает удельный вес более сложных технологий управления персоналом, по сравнению с методом «награждение-наказание» по схеме «стимул-реакция», мотивации в управлении персоналом.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение управления руководящим персоналом в организации.
Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:
- Дать понятие кадрам управления и описать их роль в процессе деятельности предприятия;
- Рассмотреть особенности подготовки и повышения квалификации менеджеров, задачи и методы оценки их деловых качеств;
- Охарактеризовать конкретное предприятие (ОАО «Сибгипрошахт»);
- Проанализировать состав и деловые качества менеджеров (руководителей и специалистов) предприятия (учреждения);
- Внести предложения по организации кадровой работы с менеджерами.
1. Кадры управления (менеджеры) и их роль в процессе деятельности предприятия
Характеризуя понятие "управленческий труд", следует отметить, что сферой его приложения является управление производством или другими объектами.
Управление представляет собой область деятельности, направленную на обеспечение согласованной и эффективной работы трудового коллектива, создающего материальные ценности или производящего услуги. Оно включает в себя выполнение различных функций. По своему содержанию эти функции можно свести в несколько основных групп. Так, применительно к управлению деятельностью коллектива (предприятие, объединение и др.) НИИ труда выделяет семь групп, различающихся объектом воздействия, преимущественной стадией его осуществления и содержанием управленческой деятельности.
Таблица 1
Функции управленческих кадров[1]
Группа функций |
Объекты управления и стадии процесса управления, формирующие группу функций |
Содержание управленческой деятельности |
||
Объект воздействия |
Стадии процесса управления |
|||
Планирование |
Экономическое и социальное развитие предприятия |
Планирование |
Составление долгосрочных прогнозов и планов экономического и социального развития предприятия и структурных подразделений, составление текущих планов выпуска продукции и оказания услуг исходя из портфеля заказов и имеющихся мощностей и предложений коллективов подразделений, доведение планов до структурных под разделений и до каждого работника |
|
Финансирование |
Финансовое положение предприятия |
Анализ использования финансовых Ресурсов предприятия, планирование финансов |
Обеспечение предприятия необходимыми финансовыми ресурсами: изучение и анализ формирования и использования хозрасчетного дохода предприятия (прибыли), выявление необходимости привлечения банковского кредита и анализ его использования |
|
Организация средств производства и стимулирование улучшения их использования |
Техническое развитие предприятия и его структурных подразделений, обеспечение материальными ресурсами |
Организация и стимулирование выполнения заданий |
Формирование и использование материально-вещественных факторов производства для решения экономических и социальных задач, стоящих перед предприятием: ускорение научно-технического прогресса, повышение качества и конкурентоспособности продукции, техническое перевооружение и реконструкция, обеспечение оборудованием и материалами, эксплуатация основных фондов, реализация продукции и услуг и т.п. |
|
Организация и стимулирование труда |
Обеспечение трудовыми ресурсами |
Организация и стимулирование выполнения заданий |
Формирование и использование человеческого фактора (трудового потенциала): комплектование кадров рабочих и управленческого персонала, их подбор и расстановка, повышение квалификации, анализ использования кадров, решение вопросов их мобильности, выбор или разработка форм организации и оплаты труда, моральных мотивов и стимулов, координация действий участников совместного процесса труда |
|
Информационное обеспечение и учет |
Все направления деятельности предприятия (техническо-экономического, социального развития) |
Переработка информации, учет и передача информации |
Предоставление всем звеньям и работникам предприятия необходимой информации (технической, экономической, правовой и др.), полученной с использованием соответствующей техники — централизованных автоматизированных систем и индивидуальных средств (персональных компьютеров, АРМ и др.); оперативный и бухгалтерский учет |
|
Контроль, регулирование и оценка деятельности |
Все направления деятельности предприятия |
Анализ деятельности, оперативный контроль |
Контроль за ходом производства, за рациональным использованием всех видов ресурсов; внесение изменений в текущий ход работ по выполнению планов, заказов в установленные сроки и требуемого качества, оценка деятельности звеньев управления и выявление резервов повышения ее эффективности, оценка социального развития |
|
Управленческий труд по сравнению с трудом рабочих имеет свои существенные особенности. Прежде всего это преимущественно умственный труд. Различают три вида умственного труда: эвристический, административный и операторный.
Эвристический труд — творческая составляющая умственной деятельности. По своему функциональному назначению он характеризуется как труд по исследованию, анализу и разработке различных вопросов (разработка планов и анализ их выполнения, определение направлений совершенствования конструкции и состава продукции, технологии, организации производства и труда, решение социальных проблем). По содержанию эвристический труд связан с выполнением аналитических и конструктивных операций и направлен на разработку и принятие решений.
Административный труд — вид умственного труда, функциональным назначением которого является непосредственное управление деятельностью и поведением людей. По содержанию он достаточно разнообразен и включает выполнение различных организационно-административных операций (координационных, распорядительных, контрольных). Этот вид умственного труда призван обеспечить координацию деятельности отдельных участников и трудовых коллективов (различных отделов заводоуправления, цехов и т. п.).[2]
Операторный труд - это труд по выполнению стереотипных (постоянно повторяющихся) операций детерминированного (предопределенного) характера. По содержанию это информационно-техническая работа, включающая документационные операции (оформление документов, их копирование, размножение, хранение, обработка корреспонденции и т. п.), первично-счетные и учетные, ввод данных в ЭВМ, переработка информации по заранее разработанной программе, вычислительные операции.
Преобладание тех или иных видов умственных нагрузок определяет в значительной степени специфику организации управленческого труда в отношении методов выполнения работ, видов норм, способов регламентации, факторов условий труда.[3]
Рассматривая особенности управленческого труда, следует подчеркнуть, что, так же как труд рабочих, он является необходимым и производительным трудом. Но вместе с тем он имеет особую производительную форму. Занятые управленческим трудом непосредственно не создают материальных ценностей, но, осуществляя техническую и организационную подготовку производства, совершенствуя методы планово-экономической работы, формы материального стимулирования, решая коммерческие задачи, они реализуют свою деятельность в продукте труда совокупного работника. Без их труда невозможно современное производство.
Специфичен и предмет управленческого труда, в качестве которого выступает различного рода информация. В силу этого управленческий труд носит информативный характер. Информация по форме может быть устной и документированной (чертежи, технологические карты, планы, проекты и т.п.), по функциональной принадлежности - технической, трудовой, бухгалтерской, коммерческой, она различается и по используемым носителям (документы, перфокарты, магнитные ленты).
Особенность результатов управленческого труда состоит в том, что они трудно поддаются количественной оценке.
Результаты труда руководителей, как правило, оцениваются косвенно — по показателям производственной деятельности возглавляемых ими коллективов, труда специалистов и технических исполнителей — по показателям работы отдела (бюро). Это своего рода конечные результаты, между временем достижения которых и моментом приложения труда существует значительный разрыв.
Нельзя наделять свойствами конечного результата управленческого труда его промежуточные результаты — расчеты, чертежи, разрабатываемую техническую и организационную документацию, другую информацию. Иначе создается абсурдная ситуация: чем больше выполнено или подготовлено расчетов, различных документов, тем плодотворнее труд, а это далеко не так. Отсюда и важное свойство производительной формы управленческого труда: его эффективность должна оцениваться не по количеству подготовленных документов и изданных распоряжений, а по результативности и прогрессивности принимаемых технических, организационных, экономических решений — по их влиянию на результаты деятельности работников, непосредственно занятых производством продукции или услуг. Эта специфика определяет такие требования к организации управленческого труда, как необходимость тщательного анализа объема и форм информации, методов и средств выполнения трудовых процессов с целью выявления и устранения документационных излишеств. Все указанные отличительные качества управленческого труда обусловливают особый подход к его организации.[4]
2. Подготовка и повышение квалификации менеджеров, задачи и методы оценки их деловых качеств
Подготовка сводится к развитию навыков и умений, необходимых служащим для эффективного выполнения своих должностных обязанностей или производственных заданий в будущем. На практике систематические программы подготовки наиболее часто используют для того, чтобы готовить руководителей к продвижению по службе. Для успешной подготовки руководящих кадров, как и для обучения вообще, нужны тщательный анализ и планирование.
Посредством оценки результатов деятельности организация, прежде всего должна определить способности своих менеджеров. Затем, на основе анализа содержания работы, руководство должно установить – какие способности и навыки требуются для выполнения обязанностей на всех линейных и штабных должностях в организации. Это позволяет организации выяснить, кто из руководителей обладает наиболее подходящей квалификацией для занятия тех или иных должностей, а кто нуждается в обучении и переподготовке. Решив все эти вопросы, руководство может разработать график подготовки конкретных лиц, намечаемых к возможному продвижению по службе или переводу на другие должности.[5]
Подготовка руководящих кадров в основном ведется для того, чтобы руководящие работники овладели умениями и навыками, требующимися для реализации целей организации. Другим соображением, неотделимым от предыдущего, является необходимость удовлетворения потребностей более высокого уровня: профессионального роста, успеха, испытания своих сил. К сожалению, многие организации не предоставляют достаточных возможностей для удовлетворения таких потребностей путем повышения ответственности и продвижения по службе. Исследования показали, что выпускники министерских курсов обучения бизнесу отмечали большое расхождение между их личными ожиданиями на рост и продвижение по службе и тем, что им смогли предоставить в действительности. Если эти ожидания имеют для человека большое значение, то он обычно увольняется с такой работы. Нет необходимости говорить о нежелательности текучести управленческих кадров в силу высокой стоимости их найма и адаптации в организации. Замена такого служащего может обходиться в несколько его месячных окладов.
Подготовка управленческих кадров может проводиться путем организации лекций, дискуссий в составе небольших групп, разбора конкретных деловых ситуаций, чтения литературы, деловых игр и ролевого тренинга. Вариантами этих методов являются организуемые ежегодно курсы и семинары по проблемам управления. Другим широко применяемым методом является ротация по службе. Перемещая руководителя низового звена из отдела в отдел на срок от трех месяцев до одного года, организация знакомит нового руководителя со многими сторонами деятельности. В результате, молодой менеджер познает разнообразные проблемы различных отделов, уясняет необходимость координации, неформальную организацию и взаимосвязь между целями различных подразделений. Такие знания жизненно необходимы и для успешной работы на более высоких должностях, но особенно полезны для руководителей низших уровней управленческой иерархии.[6]
В одном из исследований была установлена тесная связь между уровнем требований в процессе обучения новых менеджеров и их последующим продвижением по службе. Те лица, перед которыми с самого начала ставились более трудные задачи, выработали в себе более высокие рабочие качества и оказались лучше подготовленными к будущим задачам, чем те, которым давались менее сложные задания. Первая группа менеджеров и по службе продвигалась тоже быстрее.
3. Характеристика предприятия
Открытое акционерное общество «Сибгипрошахт» является правопреемником государственного института «Сибгипрошахт», который 75 лет занимается вопросами комплексного проектирования угольных предприятий, в основном, в регионах Сибири, Дальнего Востока, Якутии.
В последнее время ОАО «Сибгипрошахт» занимается:
- вопросами реконструкции и технического перевооружения угольных предприятий Кузбасса, КАТЭКа и Якутии и других регионов Сибири и Дальнего Востока на основе внедрения новых передовых технологий и оборудования, внедрения новых материалов как зарубежного так и отечественного производства;
- проектирует производства, связанные с изготовлением взрывчатых веществ, подготовкой заводского производства на предприятиях-потребителях, а так же складов и пунктов погрузки и разгрузки взрывчатых материалов;
- разрабатывает проекты по закрытию и ликвидации неперспективных и убыточных предприятий угольной отрасли;
- ведет обследования зданий и сооружений, находящихся в эксплуатации длительное время, и разрабатывает проекты по их реконструкции и усилению;
- разрабатывает бизнес-планы и проекты инвестиций на все виды указанных проектных услуг.[7]
На все это у института имеются соответствующие лицензии, выданные органами Госстроя и Госгортехнадзора России.
Производственная структура ОАО «Сибгипрошахт» в соответствии со штатным расписанием следующая:
- Руководство и аппарат при руководстве;
- Юридический отдел;
- Отдел кадров;
- Спецчасть;
- Бухгалтерия;
- Бюро ГИПов;
- Комплексный Технологический Отдел;
- Отдел промышленно-гражданского строительства;
- Отдел экономики, инвестиций и смет;
- Отдел инженерного обеспечения и охраны природы;
- Технический отдел и архив;
- Отдел автоматизации проектирования и выпуска проектов;
- Эксплуатационно-технический отдел;
- Гараж.
ОАО «Сибгипрошахт» занимает одну из лидирующих позиций в области проектирования угольных предприятий. Анализ общеэкономических показателей ОАО «Сибгипрошахт» приведен ниже (Таблица 2).
Таблица 2
Кадровые и экономические показатели деятельности ОАО «Сибгипрошахт»[8]
№ п/п |
Наименование показателя |
Единица измерения |
Динамика по годам |
||
2001 |
2002 |
2003 |
|||
1. |
Общеэкономические показатели Объем производства |
млн.р. |
17 |
34 |
48 |
2. |
Величина основных фондов |
млн.р. |
17 |
17 |
17 |
3. |
Удельный вес основных фондов непроизводственного назначения |
% |
- |
- |
- |
4. |
Производительность труда |
млн.р. |
0,0072 |
0,0145 |
0,0205 |
5. |
Прибыль |
млн.р. |
-0,3 |
-2,4 |
-4,0 |
6. |
Удельный вес фонда потребления в прибыли |
% |
|
|
|
7. |
Кадровые показатели Численность персонала, всего в том числе по категориям: рабочие руководители специалисты прочие служащие |
чел. |
160 |
137 |
136 |
чел. |
26 |
24 |
28 |
||
чел. чел. чел. |
6 120 8 |
7 92 14 |
8 91 9 |
||
12. |
Текучесть кадров |
чел. |
39 |
54 |
38 |
13. |
Образовательный состав персонала: - неполное среднее - общее среднее - среднеспециальное незаконченное высшее высшее |
чел. |
12 19 26 1 102 |
10 16 18 1 92 |
7 18 18 1 92 |
14. |
Возрастной состав персонала: - до 18 лет - 18-25 лет - 26-36 лет - 37-50 лет - свыше 50 лет |
чел. |
- 9 11 56 84 |
- 4 10 46 77 |
- 8 14 42 71 |
15. |
Средний возраст работающих |
лет |
50 |
50 |
50 |
16. |
Структура персонала по полу: -женщин - мужчин |
% |
56,8 43,2 |
57,6 42,4 |
63,9 36,1 |
17. |
Распределение ППП по стажу: - до 1 года - 1-3 года - 3-5 лет - 5-10 лет более 10 лет |
чел. |
37 18 6 9 90 |
29 14 3 4 87 |
38 19 3 4 72 |
18. |
Квалификационный состав персонала (по тарифным разрядам) |
чел. |
|
|
|
19. |
Уровень профессиональной подготовки: рабочие: - до 1 год - 1-2 года - более 2 лет руководители, специалисты, прочие служащие: - высшее образование - среднее специальное - практики |
% |
- - 16,25 63,7 16,25 3,8 |
- - 17,5 67 13 2,5 |
- - 19,2 67,6 13,2 - |
1. |
Показатели, характеризующие мотивацию трудовой деятельности Фонд заработной платы ППП |
тыс.руб. |
3044 |
7809 |
9753 |
2. |
Средняя заработная плата на одного работника ППП |
тыс.руб. |
1,5 |
4 |
5,7 |
3. |
Затраты на обучение персонала, повышение квалификации |
тыс.руб. |
- |
- |
- |
4. |
Затраты на осуществление льгот для персонала |
тыс.руб. |
- |
- |
- |
5. |
Количество прогулов на одного работника |
час. |
- |
- |
32 |
Как видно из приведенных показателей предприятие находится в убыточном положении. Прибыль снижается ежегодно: 2001 год - -0,3 млн. руб.; 2002 год - -2,4 млн. руб.; 2003 год – -4,0 млн. руб.
При этом, объем производства постоянно растет: 2001 год - 17 млн. руб.; 2002 год – 34 млн. руб.; 2003 год – 48 млн. руб.
4. Анализ состава и деловых качеств менеджеров (руководителей и специалистов) предприятия
- Средний возраст: 50 лет
- физическое и психическое здоровье: более 50 % персонала это люди старше 50 лет предпенсионного возраста, имеющих достаточно слабое физическое здоровье, что, безусловно, сказывается на качестве работы
- общеобразовательная и профессиональная подготовка: 67% сотрудников имеют высшее образование
- способность профессионального роста: в силу того, что люди старше 50 лет достаточно негативно воспринимают нововведения, наблюдается низкая обучаемость новым технологиям, отсюда низкая способность к профессиональному росту;
- отношение к труду: в целом персонал достаточно ответственно относится к труду;
- стаж работы по специальности: в среднем по предприятию не менее 20 лет, что, безусловно, является большим плюсом
- семейное положение: порядка 98% сотрудников имеют семьи (дети, внуки), что является по большей части позитивным при оценке трудового потенциала.
Анализ управленческих кадров целесообразно начать с оценки обеспеченности ОАО «Сибгипрошахт» специалистами и руководителями в 2003 г. (см. табл. 3)
Таблица 3
Обеспеченность ОАО «Сибгипрошахт» управленческими кадрами за 2002 - 2003 гг. (чел.)
Категория менеджеров |
2002 |
2003 |
Среднесписочная численность управленческого персонала, чел. |
108 |
104 |
В том числе специалисты и инженеры, чел. |
91 |
89 |
Непосредственные руководители |
17 |
15 |
Таблица 4
Распределение управленческого персонала по трудовому стажу
Группы персонала по стажу, лет |
Численность персонала на конец года, чел. |
Удельный вес, % |
||
До 1 |
29 |
38 |
21 |
28 |
От 1 до 3 |
14 |
19 |
10 |
14 |
От 3 до 5 |
3 |
3 |
2 |
2 |
От 5 до 10 |
4 |
4 |
3 |
3 |
Свыше 10 |
87 |
72 |
64 |
53 |
Итого |
108 |
104 |
100 |
100 |
Таким образом, состав и деловые качества руководителей и специалистов ОАО «Сибгипрошахт» соответствуют требованиям проектного института и способствуют эффективному функционированию предприятия.
5. Предложения по организации кадровой работы с менеджерами
Анализ кадровой работы со специалистами и руководителями в ОАО «Сибгипрошахт», позволяет выделить следующие направления совершенствования кадровой работы:
- непосредственная и тесная связь с достигнутыми успехами в работе в виде дохода от роста прибыли, выраженного в процентах для каждого специалиста и руководителя ОАО «Сибгипрошахт»;
- заранее согласованные принципы, вознаграждения за перевыполнение плана, внесенные в систему бухгалтерского учета;
- отсутствие «потолка» для премий, основанных на участии в прибылях;
- соответствие зарплаты реальному вкладу сотрудника в успех конкретного проекта;
- ограничение базовых окладов для руководителей высшего уровня;
- жесткая схема начисления премий, включающая только три категории оценок результатов работы для каждого специалиста и руководителя (хорошо, удовлетворительно, плохо), рейтинг работы;
- каждая премия вручается непосредственным начальником и сопровождается беседой и поздравлениями; с сотрудниками, не получившими премии, беседа по поводу основания для лишения премии проводится обязательно и наедине;
- не должно быть никаких выплат, независящих от результатов работы; лучше не премировать вообще никого;
- плохие сотрудники не могут быть премированы ни в каком случае и ни каким образом; никогда нельзя наказывать материально работников, которые допустили ошибки по вине руководства, даже в дни кризисов. Если сотрудник выполняет работу на своем участке отлично, он должен быть поощрен.
Современный уровень технологий, применяемый в ОАО «Сибгипрошахт», предъявляет высокие требования к обновлению конкретных знаний и навыков не только рабочих, но и других категорий промышленно-производственного персонала. Поэтому другим важным направление кадровой работы с руководителями и специалистами является система повышения квалификации. Главная задача повышения квалификации руководителей и специалистов – обеспечить быструю реализацию новых научных, технических, организационных и экономических идей в практику деятельности предприятия. Один из путей совершенствования системы повышения квалификации этой категории работников – переход от сложившейся практики периодического (а чаще всего – эпизодического) обучения к непрерывному пополнению и обновлению знаний. Поэтому повышение квалификации руководителей, специалистов и служащих должно стать составной частью системы непрерывного образования – в том числе, и с подключением сюда системы высшего и среднего специального образования страны.
6. Задача
Разработать и апробировать профессионально-квалификационную модель специалиста. Внести предложения по кадровым перестановкам руководителей и специалистов.
Проведем анализ состава менеджеров в Комплексно-технологическом отделе ОАО «Сибгипрошахт» (таблица 5).
Таблица 5
Анализ состава специалистов и руководителей Отдела
№ п/п |
Ф.И.О. |
Должность |
Образование |
Стаж работы |
Повышение квалификации |
|
Общий |
В данной должности |
|||||
1. |
Кравченко М.В. |
Руководитель отдела |
Высшее |
15 |
3 |
Учебные курсы для руководителей проектного института; Курсы управления персоналом |
2. |
Сергеев Н.М. |
Помощник руководителя |
Высшее |
9 |
3 |
Курсы управления персоналом Семинар по горному делу с присвоением квалификации |
3. |
Булычев Д.С. |
Ведущий инженер |
Высшее |
11 |
4 |
Семинар по проектированию строительных работ Семинар по горному делу |
4. |
Угольников Д.М. |
Ведущий инженер |
Высшее |
10 |
3 |
Семинар по проектированию строительных работ Учебные курсы по минералогии и горному делу |
5. |
Свиридов А.П. |
Ведущий инженер |
Высшее |
7 |
3 |
Семинар по горному делу с присвоением квалификации Семинар по проектированию строительных работ |
6. |
Ким Ю.В. |
Ведущий инженер |
Высшее |
12 |
6 |
Семинар по информационным технологиям проектирования Учебные курсы по информационным технологиям проектирования |
Как видно из приведенных данных все специалисты и руководители отдела имеют высшее специальное образование, большой стаж работы и прошли повышение квалификации по направлениям деятельности.
На основе этих данных разработаем профессионально-квалификационную модель специалиста (таблица 6.).
Таблица 6
Профессионально-квалификационной модели специалиста (руководителя отдела)
Состав модели |
Руководитель |
Специалисты категории |
||
1 |
2 |
3 |
||
1. Общие требования |
1.1 Высшее специальное образование; 1.2 Высшее образование в области управления; 1.2 Возраст не менее 40 лет. |
1.1 Высшее инженерное образование; 1.2 Возраст не менее 30 лет. |
1.1 Высшее инженерное образование; 1.2 Возраст не менее 30 лет. |
1.1 Высшее инженерное образование; 1.2 Возраст не менее 30 лет. |
2. Должен иметь |
2.1 Стаж работы по специальности ведущего инженера в области проектирования шахт – 6 лет; 2.2 Стаж работы в должности руководителя – 2 года. |
2.1 Стаж работы по специальности ведущего инженера в области проектирования шахт – 2 года. |
2.1 Стаж работы по специальности ведущего инженера в области проектирования шахт – 3 года. |
2.1 Стаж работы по специальности ведущего инженера в области проектирования шахт – 4 года. 2.2 Пройти курсы повышения квалификации по направлению деятельности. |
3.Должен уметь |
3.1 Владеть информационными технологиями проектирования шахт; 3.2 Организовывать корпоративную работу в своем подразделении. |
3.1 Владеть информационными технологиями проектирования шахт; |
3.1 Владеть информационными технологиями проектирования шахт; 3.2 Знать и разбираться в строении горных пород, геологии. |
3.1 Владеть информационными технологиями проектирования шахт; 3.2 Знать и разбираться в строении горных пород, геологии. |
4. Индивидуальные качества |
4.1 Работоспособность; 4.2 Ответственность; 4.3 Дисциплинированность. |
4.1 Работоспособность; 4.2 Ответственность; 4.3 Дисциплинированность. |
4.1 Работоспособность; 4.2 Ответственность; 4.3 Дисциплинированность. |
4.1 Работоспособность; 4.2 Ответственность; 4.3 Дисциплинированность. |
Итого баллов |
100 |
70 |
80 |
90 |
Оценим по данной модели Руководителя Комплексно-технологического отдела ОАО «Сибгипрошахт» Кравченко М.В. Используем 10-ти бальную шкалу
Высшее специальное образование - 10;
Возраст не менее 40 лет – 10;
Стаж работы по специальности ведущего инженера в области проектирования шахт – 6 лет - 10;
Стаж работы в должности руководителя – 2 года – 10;
Владеть информационными технологиями проектирования шахт - 5;
Организовывать корпоративную работу в своем подразделении – 7;
Работоспособность - 4;
Ответственность - 8;
Дисциплинированность - 6.
Итого 70 баллов.
Можно сделать вывод, что руководитель не полностью соответствует требование данной модели.
Порядок проведения оценивания:
- Специалистов отдела оценивает руководитель отдела по согласованию с руководителем предприятия и кадровой службой. Руководителя отдела и его помощника оценивает руководитель предприятия и сотрудник кадровой службы.
- Оценка специалистов и руководителей с учетом ответственности и специфичности производимого продукта должна производиться раз в пол года.
- Результаты оценки будут использоваться в области кадровой политики ОАО «Сибгипрошахт».
Заключение
В результате проделанной работы были рассмотрены некоторые особенности управления руководящим персоналом в организации.
При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:
- Дано понятие кадрам управления и описана их роль в процессе деятельности предприятия;
- Рассмотрены особенности подготовки и повышения квалификации менеджеров, задачи и методы оценки их деловых качеств;
- Охарактеризовано предприятие ОАО «Сибгипрошахт»;
- Проанализирован состав и деловые качества менеджеров (руководителей и специалистов) предприятия (учреждения);
- Внесены предложения по организации кадровой работы с менеджерами.
Одна из важнейших составных управленческой деятельности – управление персоналом, которое вбирает в себя все остальные аспекты управленческой деятельности, т.к. все работы в организации выполняются прежде всего людьми и от слаженности этой работы зависит эффективность деятельности организации.
Персонал – наиболее сложный объект управления в организации, поскольку в отличие от вещественных факторов производства является “одушевленным”, обладает возможностью самостоятельно решать, критически оценивать предъявляемые к нему требования, действовать, имеет субъективные интересы, чрезвычайно чувствителен к управленческому воздействию, реакция на которое неопределенна.
Список литературы
1. Ильин Е. П. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов.- СПб. и др.: Питер, 2000.- 508 с.
2. Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2004.
3. Алехина О.Е. Структура управления ОАО «Сибгипрошахт». // Управление персоналом. – 2004. - № 1. – С. 50-59.
4. Бачурин А. Управление персоналом организации. // Экономист. 2002. № 4. С. 28-31.
5. Белкин В., Белкина Н. Кадровая работа с управленческим персоналом // Социальная защита.- 2001.- № 7. - с. 44-54.
6. Блинов А. Кадровая политика: Цели и основные направления // Маркетинг.- 2001.- № 1. - С. 88-101.
[1] Ильин Е. П. Управление персоналом: Учеб. пособие для вузов.- СПб. и др.: Питер, 2000. – с. 105.
[2] Кабушкин Н.И. Основы менеджмента. - Минск: БГЭУ, 2004. – с. 211.
[3] Там же. – с. 212.
[4] Бачурин А. Управление персоналом организации. // Экономист. 2002. № 4. С. 28.
[5] Белкин В., Белкина Н. Кадровая работа с управленческим персоналом // Социальная защита.- 2001.- № 7. - с. 48.
[6] Белкин В., Белкина Н. Кадровая работа с управленческим персоналом // Социальная защита.- 2001.- № 7. - с. 50.
[7] Алехина О.Е. Структура управления ОАО «Сибгипрошахт». // Управление персоналом. – 2004. - № 1. – С. 50.
[8] Алехина О.Е. Структура управления ОАО «Сибгипрошахт». // Управление персоналом. – 2004. - № 1. – С. 51.