Оглавление
Введение. 3
1. Формы подготовки и реализации управленческих решений. 6
1.1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений. 6
1.2. Основные формы подготовки УР. 14
1.3. Основные формы реализации УР. 17
1.4. Механизм совместного использования форм подготовки и реализации УР. 19
2. Формы подготовки и реализации УР на примере органов местного самоуправления города Саяногорска. 20
2.1. Процесс принятия управленческих решений. 20
2.2. Структура органов местного самоуправления. 24
2.3. Городской Совет депутатов: его полномочия и решения. 24
2.4. Администрация города Саяногорска: ее полномочия. 27
2.5. Глава Администрации города: его полномочия, постановления и распоряжения 27
Заключение. 31
Список литературы.. 34
Введение
Ни один человек не может не познать на практике процесса принятия решений. Как способность к коммуникациям, так и способность принимать решения, это умение, развиваемое с опытом. Каждый из нас в течение дня принимает сотни, а на протяжении жизни – тысячи и тысячи решений.
Решение – это выбор альтернативы.
К решениям относится как малозначащий выбор одежды для работы или меню второго завтрака, так и выбор места работы или спутника жизни. Хотя зачастую альтернатив множество – в меню может быть 50 наименований, в университете свыше 100 основных специальностей – почти все каждодневные решения мы принимаем без систематичного продумывания. Что касается других решений, например, о том, куда направится жить после окончания колледжа или какой стиль жизни удовлетворит нас, то мы принимаем их после размышлений после размышлений, длящихся дни, месяцы, годы. Иногда в силу неосознаваемых психологических факторов мы уделяем непропорционально много внимания определенным решениям. Например, некоторые люди терзаются неделями по поводу покупки пары туфель и действуют, импульсивно приобретая автомобиль стоимостью 15 тыс. долл.
Но в управлении принятие решения более систематизированный процесс, чем в частной жизни. Ставки зачастую много выше. Частный выбор индивида сказывается, прежде всего на жизни его собственника и немногих связанных с ним людей. Менеджер выбирает направления действий не только для себя, но и для организации и других работников. Люди, находящиеся на верхних этажах крупной организации, порой принимают решения, связанные с миллионами долларов. Что еще важней – УР могут сильно влиять на жизнь многих людей, по меньшей мере, каждого из тех, кто работает с принявшим решение руководителем, и. Возможно, каждого в организации. Например, менеджер может принять решение штрафовать каждого работника, чей перерыв на кофе больше 10 минут или тех, кто занимается на работе общественной деятельностью. Другой руководитель может решить, что излишняя строгость в этих вопросах грозить стать причиной моральных проблем, результатом которых будет рост числа прогулов, текучести кадров и, возможно, ухудшение обслуживания потребителей, снижение производительности и качества продукции. Отказываясь от административных наказаний, руководитель решает, что будет больше проку от прямого, но твердого разговора с работником. Однако со временем повторяющиеся случаи опоздания на работу и снижение активности по причине бурной общественной деятельности могут заставить руководителя все же принять решение об увольнении работника. Если организация велика и влиятельна, решения ее высших руководителей могут определяющим образом изменять местное окружение. Некогда процветавшие города Новой Англии, к примеру, почти опустели, после того как текстильные и обувные предприятия, поддерживавшие благосостояние, переместились на юг или в другие страны. Некоторые управленческие решения буквально изменяют ход истории. Важные государственные решения, например, о применении атомной бомбы президентом Труменом, попадают в эту категорию.
Работа состоит из введения, основной части и заключения. Основная часть делится на две главы. В первой главе рассмотрена сущность УР, формы подготовки и реализации УР, во второй- формы подготовки и реализации УР на примере органов местного самоуправления города Саяногорска.
Цель данной курсовой работы – рассмотреть формы подготовки и реализации УР, а также механизм подготовки и реализации УР на примере администрации города Саяногорска.
Актуальность темы связана с видением автора проблем подготовки и реализации УР в современных российских условиях.
Задачи работы:
Рассмотреть сущность и содержание управленческих решений;
Определить основные формы подготовки и реализации управленческих решений;
Рассмотреть формы подготовки и реализации управленческих решений на примере муниципального образования – город Саяногорск.
Объект исследования – муниципальное управление – город Саяногорск.
Предмет исследования – деятельность администрации города Саяногорска
Работа основывается на обзоре мировой и отечественной литературы, использованы учебники, периодические издания.
1. Формы подготовки и реализации управленческих решений
1.1. Содержание и стадии процесса принятия управленческих решений
Управленческое решение — это результат конкретной управленческой деятельности менеджмента. Принятие решений является основой управления. Выработка и принятие решений — это творческий процесс в деятельности руководителей любого уровня, включающий:
- выработку и постановку цели;
- изучение проблемы на основе получаемой информации;
- выбор и обоснование критериев эффективности (результативности) и возможных последствий принимаемого решения;
- обсуждение со специалистами различных вариантов решения проблемы (задачи); выбор и формулирование оптимального решения; принятие решения;
- конкретизацию решения для его исполнителей.
Технология менеджмента рассматривает управленческое решение как процесс, состоящий из трех стадий: подготовка решения: принятие решения; реализация решения.
На стадии подготовки управленческого решения проводится экономический анализ ситуации на микро и макроуровне, включающий поиск, сбор и обработку информации, а также выявляются и формируются проблемы, требующие решения.
На стадии принятия решения осуществляется разработка и оценка альтернативных решений и курсов действий, проводимых на основе многовариантных расчетов; производится отбор критериев выбора оптимального решения; выбор и принятие наилучшего решения.
На стадии реализации решения принимаются меры для конкретизации решения и доведения его до исполнителей, осуществляется контроль за ходом его выполнения, вносятся необходимые коррективы и дается оценка полученного результата от выполнения решения. Каждое управленческое решение имеет свой конкретный результат, поэтому целью управленческой деятельности является нахождение таких форм, методов, средств и инструментов, которые могли бы способствовать достижению оптимального результата в конкретных условиях и обстоятельствах.
Управленческие решения могут быть обоснованными, принимаемыми на основе экономического анализа и многовариантного расчета, и интуитивными, которые, хотя и экономят время, но содержит в себе вероятность ошибок и неопределенность.
Принимаемые решения должны основываться на достоверной, текущей и прогнозируемой информации, анализе всех факторов, оказывающих влияние на решения, с учетом предвидения его возможных последствий.
Руководители обязаны постоянно и всесторонне изучать поступающую информацию для подготовки и принятия на ее основе управленческих решений, которые необходимо согласовывать на всех уровнях внутрифирменной иерархической пирамиды управления.[1]
Основные признаки управленческих решений:
1. Субъект управления принимает решение исходя не из собственных потребностей, а в целях урегулирования конкретной ситуации или проблемы.
2. Разработка, принятие и реализация управленческих решений осуществляется субъектами управления в пределах закрепленной законом компетенции.
3. Для принятия управленческого решения необходимо наличие профессионализма, специальных знаний, компетентности.
4. Разделение труда заключается в том, что решение возникающих проблем, разработку и принятие управленческих решений осуществляют управляющие субъекты (руководители, менеджеры), а их реализацией заняты исполнительные структуры.
5. Последствия реализации управленческого решения могут оказать влияние как на лиц, принимающих и исполняющих его, так и на простых граждан.
Классификация управленческих решений.
1. Плановые (стратегические) – это директивные акты, направляющие, организующие и мотивирующие коллективные действия людей для достижения стратегических целей. Стратегическое планирование включает в себя разработку муниципальной политики в различных сферах, определяющих жизнь муниципального образования; разработку программ и проектов; прогнозирование и определение социально-экономического развития, что является необходимым элементом согласования интересов местных сообществ в отношении ключевых вопросов муниципального развития.
2. Оперативные решения связаны с осуществлением текущих целей и задач. По времени они рассчитаны на период, не превышающий месяца.
3. Организационные решения - это выбор, который должен сделать руководитель, чтобы выполнить обязанности, обусловленные занимаемой им должностью:
1) Запрограммированные решения – результат реализации определенной последовательности шагов или действий, подобных тем, что принимаются при решении математического уравнения. Руководство зачастую программирует решения под ситуации, повторяющиеся с определенной регулярностью
2) Незапрограммированные решения требуются в ситуациях, которые в определенной мере новы, внутренне не структурированы или сопряжены с неизвестными факторами. Например, как усовершенствовать структуру управленческого подразделения; как усилить мотивацию подчиненных и др.
3) Интуитивные решения - это выбор, сделанный только на основе ощущения того, что он правилен. В сложной организационной ситуации возможны тысячи вариантов выбора. У руководителя, который полагается исключительно на интуицию, с точки зрения статистики, шансы на правильный выбор без какого-либо приложения логики невысоки.
4) Решения, основанные на суждениях - это выбор, обусловленный знаниями или накопленным опытом. Человек использует знание о том, что случилось в сходных ситуациях ранее, чтобы спрогнозировать результат альтернативных вариантов выбора в существующей ситуации. Однако отметим, что руководитель, чрезмерно приверженный суждению и накопленному опыту, может сознательно и бессознательно избегать взаимодействия с новыми технологиями и разработками, что приводит к принятию нерациональных решений.
5) Рациональные решения обосновываются с помощью объективного аналитического процесса.
II. В зависимости от способа фиксации:
1. Документированные решения закрепляются и доводятся до исполнителей в письменной форме.
По своему функциональному значению служебные документы делятся на несколько больших групп:
1) Личные – это акты, устанавливающие, изменяющие или отменяющие права и обязанности конкретных лиц или рассчитанные на однократное применение (например, приказ - решение руководителя, наделенного властью в организации, обязательное для исполнения);
2) Директивные и распорядительные. К распорядительным документам относятся:
- постановление - правовой акт, принимаемый субъектом управления в целях разрешения наиболее важных и принципиальных задач развития и жизнедеятельности управляемого объекта;
- распоряжение - правовой акт управления, издаваемый должностными лицами в пределах их компетенции и определенный правовыми документами. Распоряжение - решение руководителя, не наделенного властью административными функциями, обязательное для исполнения непосредственно подчиненными;
- решение - правовой акт, принимаемый по результатам деятельности коллегиальных органов. Приказ - правовой акт, издаваемый руководителями подразделений, действующими на основе единоначалия по решению оперативных задач;
- поручение - документ, издаваемый для решения срочных вопросов руководства хозяйственной деятельностью на территории управляемого объекта (муниципального образования) и его социально-экономического развития;
3) Административно – организационные (регламенты, уставы, положения, инструкции);
4) Организационно – распорядительные (протоколы, договоры, трудовые соглашения);
5) Информационно – справочные (справки, докладные записки, акты, объяснительные записки, служебные и сопроводительные письма, письма – приглашения);
6) Деловые письма;
7) Финансовые документы;
8) Учетные документы.
2. Устные решения составляют наиболее оперативную часть деятельности управленческого и производственного аппарата. Такие решения могут касаться важных вопросов и должны подкрепляться ответственностью за исполнение.
3. Кодированные решения применяются в автоматизированных системах. Они наносятся на специальные документы, перфокарты, различные магнитные носители.
По функциональной направленности выделяют планирующие, организующие, координирующие и контролирующие управленческие решения.
Управленческие решения могут приниматься как единолично полномочным субъектом, так и в коллегиальном составе. Могут быть направлены на урегулирование часто повторяющихся отношений или новой возникшей проблемы. Решения принимаются в различных условиях: условиях риска, полной – неполной, качественной или некачественной информации.
Выделяют также решения:
1) Жестко обусловленные (детерминированные), которые основаны на предписаниях и распоряжениях, принятых вышестоящим органом;
2) Инициативные, которые принимаются полномочным субъектом управления в соответствии с ситуацией. Их эффективность зависит от компетентности, управленческого опыта, личных качеств принимающего субъекта.
Функции управленческих решений:
1) Направляющая, которая состоит в том, что решение принимается исходя из долговременной стратегии развития организации: это целеполагание, выбор и обоснование стратегии развития;
2) Организующая функция проявляется в необходимости согласования действий исполнителей, частей и элементов управляемой системы для реализации решений в запланированные сроки и необходимого качества;
3) Мотивирующая функция заключается в согласовании интересов каждого члена организации и нацеливание их на выполнение задач организации.
На основании вышеизложенного можно сделать вывод, что управленческое решение – понятие сложное и многогранное, включающее в себя различные критерии оценки. Общими признаками для всех управленческих решений являются их целенаправленность и принятие в рамках компетенции управляющего субъекта.
В управленческом решении в той или иной степени пересекаются и концентрируются все виды управленческой деятельности. Именно поэтому решения – центральный элемент управления и организации. Они принимаются уполномоченными субъектами управления и направлены на регулирования широкого круга подведомственных отношений.[2]
Субъекты и объекты управленческих решений
Субъектами управленческих решений выступают лица, полномочные принимать эти решения в процессе управленческой деятельности.
Для данного исследования в качестве основных субъектов управленческих решений рассматриваются исполнительные органы местного самоуправления – аппарат управления, реализующий властные функции и направляющий свою деятельность на достижение целей муниципального образования; их должностные лица.
К данным субъектам относятся: глава муниципального образования; руководители муниципальных органов исполнительной власти; первые заместители и заместители главы муниципального образования, муниципальных органов исполнительной власти; заместители глав муниципальных образований и руководителей муниципальных органов исполнительной власти - управляющие делами и их заместители; руководители, заместители руководителей самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами, а также руководители, заместители руководителей комитетов исполнительных органов муниципального образования; начальники структурных отделов исполнительного органа муниципального образования и структурных отделов самостоятельных управлений, комитетов, отделов и иных органов, являющихся юридическими лицами.
Вышеперечисленные лица осуществляют исполнительно – распорядительную деятельность; наделены оперативной самостоятельностью; имеют, как правило, постоянные штаты. Основное содержание их деятельности реализуется через решение управленческих задач на всех этапах выполнения управленческих функций. В соответствии со ст.19 Федерального закона «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» данные субъекты имеют право принимать управленческие решения в соответствии с предоставленной компетенцией, рамки которой четко обозначены в требованиях формальной структуры.
Синтезируя различные компоненты, управленческие решения выступают способом постоянного воздействия управляющей подсистемы на управляемую - субъекта на объект управления.
Объект управленческих решений – система отношений и вопросов, для урегулирования, изменения которых данные управленческие решения принимаются.
Управленческие решения регулируют широкий круг вопросов как внутреннего, так и внешнего управления и принимаются по различным основаниям:
1. осуществление текущих целей и задач управляющего субъекта;
2. необходимость изменений в самой организации под влиянием как внешних так и внутренних факторов;
3. решение возникшей проблемы, требующей оперативного или долговременного разрешения;
4. необходимость поиска и выявления новых ресурсов деятельности организации;
5. прогнозирование и определение социально – экономического развития;
6. разработка программ и проектов, планирование, стратегическое управление.
Итак, управленческие решения принимаются определенными полномочными субъектами и всегда направлены на изменение, совершенствование, рационализацию внешних и внутренних отношений организации. Регулируют различные вопросы, связанные с процессом управленческой деятельности, которая всегда предполагает значительную ответственность управленцев. Последние должны обладать определенными качествами: компетентность, профессионализм, опыт, предусмотрительность, уравновешенность, способность реагировать на изменяющиеся процессы и объективно подходить к анализу и решению возникающих ситуаций; рациональное отношение к нововведениям.
Если управленческое решение принимается коллегиально полномочными субъектами, то необходима согласованность процесса.
Эффективность управленческого решения определяется полнотой регулирования ситуации или разрешения проблемы.[3]
Механизм принятия управленческих решений
Технология менеджмента имеет следующий механизм:
1. Общее руководство принятия решений.
2. Правила принятия решений.
3. Планы в принятии решений.
4. Принятие двусторонних решений руководителями одного уровня на основе индивидуального взаимодействия.
5. Целевые группы и их роль в принятии решений (групповое взаимодействие на равных уровнях).
6. Матричный тип взаимодействия.
Первые три составляющие обеспечивают вертикальную взаимосвязь между уровнями управления, последние три - горизонтальную связь в координации принимаемых решений.[4]
1.2. Основные формы подготовки УР
Акт – решение широкого круга государственных и общественных организаций. Акт может быть международным.
Акцепт – решение о приеме предложения о заключении сделки на предложенных в оферте условиях. Акцепт – это вторая сторона контракта. Оферта и акцепт составляют контракт.
Бюллетень – решение руководителя о кратком сообщении (оповещении) подчиненных по поводу событий, имеющих общественное значение.
Декларация – торжественное программное заявление руководителя.
Договор – решение о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств в коммерческих и некоммерческих сферах деятельности.
Закон – решение высшей государственной власти, носящая общеобязательный и непреложный характер.
Заявление – официальное сообщение руководителя высшего ранга.
Изменение – решение о коренных переменах в какой либо деятельности.
Кодекс – свод законов.
Контракт – решение, обычно коммерческого характера, о проведении совместных работ с указанием взаимных прав и обязательств. Контракт является подвидом соглашения.
Концепция – система взглядов руководителя, отраженная в каком-либо документе.
Модель какого-либо процесса или явления – это решение, включающее набор определенных элементов и связей, которые с заданной точностью воспроизводят реакции реального процесса или явления на входные воздействия. Например, модель завода включает: справочные данные (например, полные данные о потенциальных поставщиках и их продукции); имитационную модель организации; методики экономического расчета и прогнозирования; информацию о решениях в аналогичных ситуациях других организаций и реальных полученных при этом результатах; набор законодательных актов и др.
Норма – узаконенный государством, отраслью или компанией порядок действия в какой-либо отрасли, например, норма права, норма поведения.
Норматив – организационный, технологический, экономический, социальный показатель нормы в соответствии с которыми осуществляется деятельность.
Обзор – сжатое сообщение о каких-либо процессах или явлениях.
Оферта – решение, обычно коммерческого характера, о предложении конкретному или любому лицу заключить сделку на указанных условиях. Оферта является одной из двух сторон контракта.
Перечень – сообщение, классифицированное по какому-либо порядку.
План – решение, отражающее цели и конкретные задачи деятельности, средства, методы и время их реализации.
Положение – решение, представляющее набор законов, правил и инструкций, регламентирующих какую-либо деятельность.
Порядок (распорядок) – документ о целесообразном расположении объектов для правильно налаженной деятельности.
Постановление – коллективное или индивидуальное решение высшего органа власти для какой-либо организации. Обычно статус постановления выше статуса приказа.
Правила – решение, учитывающее традиции организации и представляющее набор устоявшихся норм поведения и деятельности определенных групп работников, предлагаемых для исполнения.
Прейскурант – справочник, включающий цены, тарифы на товары и услуги.
Пресс-релиз – специальный бюллетень для срочной публикации в средствах массовой информации. Формируется правительственными учреждениями, международными организациями и пресс-бюро.
Приказ (письменный или устный) – решение руководителя, облеченного властью в организации или крупном его подразделении. Приказ обязателен для исполнения его подчиненными и может готовиться по вопросам, входящим в компетенцию руководителя. Приказ – это нормативный документ, который должен храниться в архиве; он может быть обжалован в более высоких управленческих инстанциях или в суде.
Протокол – решение об отражении каких-либо событий.
Распоряжение – решение руководителя, не наделенного административными функциями. Распоряжение обычно касается вопросов технологии, организации труда и техники безопасности. Оно обязательно для исполнения непосредственными подчиненными руководителя.
Соглашение – решение, формирующее общую позитивную инфраструктуру какой-либо деятельности. Например, соглашение о намерениях, соглашение между РФ и США об избежании двойного налогообложения.
Указ – решение главы государства, утвержденное парламентом. Указ имеет силу закона.
Указание – решение, носящее методический, технологический характер, реализуется в форме наставления или разъяснения.
Устав – набор правил, регулирующих деятельность каких-либо организаций.[5]
1.3. Основные формы реализации УР
Выписка – законченный фрагмент какого-либо документа.
Деловая беседа – специально организованная руководителем встреча с подчиненным или группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для компании.
Деловая игра (тренинг) – специально организованная интенсивная деятельность работников по подготовки и реализации Ур на основе имитационных моделей реальных процессов. В процессе деловой игры закрепляются навыки РУР за счет многократного повторения однотипных ситуаций, методов и технологий РУР.
Деловое слово – твердое решение руководителя, данное подчиненному в устной форме, подкрепленное авторитетом руководителя как среди подчиненных, так и среди вышестоящего руководства.
Заседание – узкопрофессиональное совещание для решения в основном организационных вопросов (например, заседание профкома, президиума).
Информационное письмо – набор уточняющих сведений к договору, соглашению, оферте и т.д., отправляемых заинтересованным лицам.
Личный пример – действия руководителя в среде подчиненных по заранее подготовленному сценарию, для развития у них эффекта подражания авторитетам в технике выполнения УР.
Методика – совокупность методов для профессионального выполнения какой-либо деятельности.
Наставление – деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения УР.
Обучение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения какой-либо деятельности.
Отчет – решение специалиста о результатах индивидуальной или коллективной проделанной работы по выполнению УР. Отчет может быть устным или письменным.
Письмо – текст какого-либо сообщения, посылаемого заинтересованным лицам или организациям.
Предписание – официальное извещение, направленное какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении решения в установленный срок.
Принуждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью заставить работника выполнить УР путем угроз или повышенного вознаграждения.
Разъяснение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание УР.
Рекомендательное письмо – решение авторитетного специалиста поручиться за какого-либо человека, компанию или деятельность перед потенциальным или конкретным работодателем, поставщиком или потребителем.
Совет – деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на пути выполнения УР. Совет не обязателен для исполнения подчиненными.
Совещание – коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач, использования коллективного разума, обмена информацией и накопленным опытом для выполнения важных УР.
Сообщение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения УР.
Убеждение – деловая беседа, проводимая руководителем с целью сформировать у подчиненного требуемые прочные взгляды или понятия по содержанию УР для его выполнения. Например, убеждение в необходимости соблюдения техники безопасности на рабочем месте, убеждение в необходимости использования современных информационных технологий при РУР.
Условие – отдельный документ или текст в документе, отражающий требования, предъявляемые сторонами договора, соглашения.[6]
1.4. Механизм совместного использования форм подготовки и реализации УР
Для успешного выполнения УР необходимо для каждой формы подготовки решения найти соответствующую ей форму реализации. Форма реализации – это механизм выполнения подготовленного решения. Сам по себе приказ или закон не создает механизма его выполнения. Обычно руководители ограничиваются только формами подготовки. Например, после того как руководитель издал приказ о начале выполнения какой-либо работы, необходимо оповестить исполнителей, провести инструктаж и т.д. Иначе работа не будет выполнена качественно и в срок.
Каждая форма подготовки УР имеет ряд наиболее приемлемых форм реализации.
Для акцепта, договора, контракта, оферты, соглашения и устава – это деловое слово, информационное письмо, отчет, письмо, предписание, совещание, убеждение и условие.
Для инструкции, кодекса, положения, протокола, правила и указания – это деловая беседа, деловое слово, наставление, обучение, принуждение, разъяснение, совет и сообщение.
Для закона, постановления, приказа, распоряжения и указа – это выписка, заседание, личный пример, методика, наставление, предписание, принуждение, разъяснение, убеждение и условие.
Для акта, декларации, концепции, модели, плана и пресс-релиза – это деловая беседа, деловая игра, заседание, обучение, методика, отчет и разъяснение.[7]
2. Формы подготовки и реализации УР на примере органов местного самоуправления города Саяногорска
2.1. Процесс принятия управленческих решений
Основанием для подготовки и принятия полномочными субъектами управленческих решений являются:
1) Необходимость исполнения предписаний вышестоящих органов (органов государственной власти и местного самоуправления);
2) Необходимость осуществления собственной исполнительно – распорядительной деятельности, вытекающей из задач и функций исполнительных органов местного самоуправления на основе: квартальных планов нормотворческой деятельности; поручений руководителя или его заместителей; инициативы руководителей структурных подразделений исполнительного органа или подведомственных предприятий (учреждений); исполнения ранее принятых решений полномочных субъектов.
Функции руководителей и аппарата управления по организации разработки решения заключаются в управлении общим процессом выработки решений; определении сущности задачи, участии в ее конкретизации, в выборе критериев оценки решений; окончательном выборе решения; организации его исполнения. При необходимости выбирается управленческая стратегия, которая всегда предлагает ответить на вопросы целесообразности принятия управленческого решения в той или иной ситуации.
Сущность управленческих решений:
1. Организационная - состоит в том, что к их разработке и реализации привлекается персонал организации. Значит, необходимо сформировать работоспособный коллектив, разработать инструкции, наделить работников полномочиями, определить их права и обязанности, ответственность и формы контроля, выделить ресурсы и скоординировать весь процесс. Это самая существенная часть получения управленческого решения.
2. Технологическая - проявляется в возможности обеспечения процесса разработки решений техническими, информационными средствами. Устаревшая, неполная информация, отсутствие вычислительных средств не дают возможности принять качественные решения.
3. Правовая - состоит в необходимости точного соблюдения законодательных актов, обязательств, уставов и т.д.
Собрав и изучив необходимые материалы (в том числе, ранее изданные по какому-либо вопросу решения), определив цель принятия управленческого решения, исполнитель приступает к подготовке его проекта.
Для процедуры разработки управленческого решения руководителю и аппарату управления необходимо осуществить следующие действия:
1. Оформить документацию о начале выполнения работ с указанием конкретного задания, состава персонала и системы его подчинения, времени исполнения решений, промежуточных этапов контроля и размера выделяемых ресурсов.
2. Разработчикам решения разъяснить права, ответственность и полномочия; содержание организационных документов о начале выполнения работ по разработке решения.
3. Обсудить с разработчиками неучтенные детали для успешного выполнения работ. Акцентировать внимание на важности задания и значении его качественного исполнения.
4. Установить соответствие решения действующему законодательству и уставным документам организации.
После вышеперечисленных этапов управленческое решение принимается. Следующим этапом является его реализация, которая представляет собой совокупность мероприятий, направленных на достижение установленных целей и сроков.
Процедуры организации выполнения управленческого решения включают в себя оформление необходимой документации, разъяснение исполнителям их полномочий и сущности задачи, организацию контроля за реализацией, мотивационной и при необходимости – поощрительной деятельности.
Основные формы реализации управленческих решений:
1. Предписание - официальное извещение какому-либо должностному лицу об обязательном выполнении приведенного решения в установленный срок.
2. Деловая беседа - специально организованная встреча с подчиненным, группой подчиненных для обмена мнениями по заранее оговоренной теме, актуальной для организации.
3. Убеждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью добиться у подчиненных требуемых прочных взглядов по содержанию управленческого решения для его выполнения.
4. Разъяснение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью объяснить, сделать более понятным суть и содержание управленческого решения.
5. Принуждение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью осознанно заставить работника выполнить решение путем угроз или повышенного вознаграждения.
6. Наставление - деловая беседа, проводимая руководителем с целью научить, передать опыт для успешного выполнения решения.
7. Сообщение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью передачи дополнительной информации, необходимой для выполнения решения.
8. Обучение - деловая беседа, проводимая руководителем с целью дать новые знания или информацию для выполнения решений.
9. Совет - деловая беседа, проводимая руководителем с целью поделиться собственными взглядами на выполнение решений.
10. Тренинг - специально организованная деятельность по разработке и реализации решений, в ходе которой закрепляются навыки разработки решений.
11. Совещание - коллективная деловая беседа, проводимая руководителем с целью оперативного доведения до подчиненных конкретных задач; это форма использования коллективного разума, обмена информацией и опытом.
12. Заседание - узкопрофессиональное совещание для решения организационных задач.
13. Отчет - сообщение специалиста о результатах проделанной работы по выполнению решения.
14. Деловое слово - твердое решение руководителя, данное подчиненным в устной форме.
Информационное обеспечение - важнейший элемент успешного функционирования аппарата управления и процесса принятия решений. Содержание информационных сообщений определяется потребностями управленческих звеньев и сущностью вырабатываемых решений. Информация для принятия решений должна отвечать таким требованиям, как краткость и четкость формулировок, своевременность поступления, точность и достоверность и т.д.
Язык и стиль управленческих решений (служебных документов) заключается в том, что все документы составляются официальным, литературным языком. Рекомендации:
- Недопустимость употребления неологизмов, ненормативной лексики, местных диалектов, метафор, преувеличений (гипербол), сравнений.
- Когда приходится составлять документы с множеством технических терминов, используются специальные термины, но их надо расшифровывать, а название терминов написать вплоть до печатных букв.
- Если употребляются аббревиатуры, то первый раз в документе ее надо расшифровывать. Также, аббревиатура должна быть благозвучной.
Мы рассмотрели основания для принятия управленческих решений, функции принимающих субъектов, основные этапы и формы разработки, принятия и осуществления управленческих решений, их сущность и требования к изложению.
Принятие управленческих решений – достаточно сложный и ответственный процесс, включающий несколько этапов, занимающий, порой, много времени и требующий создания специальных служб. Так например, выборочные исследования показывают, что 70 - 80% времени работников аппарата управления расходуется на подготовку, принятие и выполнение собственных, а также поступивших сверху решений. Важным является и организация информационной оснащенности процесса принятия управленческих решений.[8]
2.2. Структура органов местного самоуправления
Деятельность по осуществлению городского самоуправления осуществляют:
- представительный орган городского самоуправления – городской Совет депутатов;
- Глава администрации города;
- Исполнительный орган городского самоуправления – Администрация города;
- Органы территориального общественного самоуправления.
2.3. Городской Совет депутатов: его полномочия и решения
Основной формой работы городского Совета является сессия. По вопросам, рассматриваемым на сессии, городской Совет депутатов принимает решения. Городской Совет депутатов может избрать из числа депутатов на срок своих полномочий постоянные комиссии, которые осуществляют предварительное рассмотрение и подготовку вопросов, относящихся к ведению городского Совета, а также содействуют выполнению его решений, федеральных законов и законов, решений, постановлений Республики Хакасия, осуществлению, в пределах компетенции городского Совета, контрольных функций.
Полномочия городского Совета депутатов:
1. принимает общеобязательные правила по предметам ведения муниципального образования,
2. принимает городские нормативные акты,
3. утверждает и контролирует бюджет города и отчет Администрации города об его исполнении
4. принимает планы и программы развития города, утверждает отчеты об их исполнении,
5. устанавливает в соответствии с действующим законодательством городские налоги и сборы,
6. устанавливает порядок управления и распоряжения муниципальной собственностью,
7. осуществляет контроль за деятельностью Администрации города,
8. принимает устав города, осуществляет контроль его соблюдением,
9. образует целевые, внебюджетные и валютные фонды,
10. учреждает СМИ,
11. согласовывает кандидатуры по должности заместителя главы администрации.
12. определяет прядок и условия приватизации муниципальных предприятий и муниципального имущества,
13. принимает решения о выпуске и размещении городских лотерей, займов,
14. определяет льготы и преимущества, в т.ч. налоговые, в целях стимулирования отдельных видов предпринимательской деятельности,
15. определяет порядок предоставления земельных участков,
16. запрещает проведения на территории города мероприятий, которые могут вызвать неблагоприятные экологические изменения,
17. утверждает правила благоустройства города,
18. утверждает планы земельно-хозяйственного устройства,
19. утверждает планы и правила застройки города,
20. принимает решения о выделении дотаций, субвенций, ссуд и займов из средств городского бюджета,
21. утверждает структуру городской администрации,
22. вносит представление о награждении государственными наградами России за особо выдающиеся заслуги перед городом, а также о присвоении звания «Почетный гражданин города»,
23. принимает решение об административно-территориальном устройстве города и правовом режиме пригородной зоны,
24. устанавливает порядок назначения на должность и освобождения от нее руководителей муниципальных предприятий , учреждений и организаций,
25. устанавливает порядок содержания и использования муниципального жилого фонда,
26. присваивает наименования улицам, площадям и др. частям города,
27. обладает правом законодательной инициативы,
Решения Городского Совета депутатов:
1. Городской Совет депутатов в пределах своих полномочий и в коллегиальном порядке принимает решения;
2. Решения Совета, затрагивающие права, свободы, обязанности граждан, вступают в силу после их официального опубликования;
3. Решение Совета должно содержать указания на финансовые и организационные средства для обеспечения выполнения этого решения, срок вступления его в силу;
4. Решения Совета, предусматривающее ответственность юридических и физических лиц, вступает в силу после его опубликования;
5. Правовые акты Совета, изданные в пределах его компетенции, обязательны для исполнения всеми гражданами, предприятиями, учреждениями и организациями, расположенными на соответствующей территории, и не нуждаются в утверждении какими-либо органами гос. власти;
6. Решения Совета могут быть отменены Советом, либо признаны недействительными по решению суда;
7. Невыполнение решений Совета влечет административную ответственность должностных лиц и граждан в размере от 1-го до 10-ти установленных Законом размеров минимальной месячной оплаты труда, налагаемого в судебном порядке.[9]
2.4. Администрация города Саяногорска: ее полномочия
Исполнительным органом является Администрация города, которая действует на основании и во исполнение Конституции РФ, Федеральных законов. Конституции РХ, законов РХ, решений органов государственной власти РХ, представительного органа города, принятых в пределах их полномочий, обеспечивает права и законные интересы города и его граждан. Администрация города состоит из Главы Администрации, иных должностных лиц Администрации, структурных подразделений Администрации.
Полномочия Администрации города:
Осуществляет полномочия в области:
1. Планирование бюджета, финансов и учета;
2. в области управления муниципальной собственности;
3. В области использования земли и др. природных ресурсов, охраны природы;
4. В области строительства, транспорта, дорожного хозяйства и связи;
5. В сфере коммунального, торгового и бытового обслуживания;
6. В области социально-культурного обслуживания населения;
7. В сфере социальной защиты населения;
8. В сфере обеспечения законности, правопорядка и безопасности, охраны прав и свобод граждан.
2.5. Глава Администрации города: его полномочия, постановления и распоряжения
Работу городской Администрации возглавляет Глава Администрации. Глава Администрации руководит работой городской Администрации и осуществляет свои полномочия на основе принципа единоначалия, ответственности за осуществление полномочий, установленным действующим законодательством.
Полномочия Главы Администрации муниципального образования:
1. обеспечивает выполнение на территории местного самоуправления федерального законодательства и законодательства РХ решений соответствующего представительного органа, а также собственных актов;
2. руководит деятельностью Администрации, в соответствии с утвержденной структурой определяет штаты, организует работу с кадрами;
3. назначает на должность и освобождает от нее руководителей структурных подразделений, а также руководителей муниципальных предприятий и учреждений;
4. отменяет приказы руководителей органов и структурных подразделений администрации;
5. заключает договоры и соглашения с органами государственной власти и местного самоуправления, коммерческими и некоммерческими организациями;
6. распоряжается средствами местного бюджета и внебюджетных фондов, открывает и закрывает счета в банковских учреждениях, является распорядителем кредитов, подписывает финансовый документ;
7. вносит в представительный орган проект местного бюджета и внебюджетных фондов, представляет отчет об исполнении местного бюджет и расходовании средств внебюджетных фондов;
8. управляет муниципальной собственностью;
9. представляет представительному органу ежегодный отчет о деятельности местной Администрации;
10. представляет кандидатуры на должности, замещение которых осуществляется в порядке обязательного согласования с представительным органом в соответствии с уставом муниципального образования;
11. организует прием граждан, рассматривает предложения, заявления, жалобы граждан, принимает по ним решения;
12. рассматривает и учитывает в деятельности местной администрации предложения органов территориального общественного самоуправления;
13. представляет интересы населения и соответствующего органа местного самоуправления, принимает меры по обеспечению и защите территорий местного хозяйства в суде, а также в соответствующих органах государственной власти;
14. применяет меры поощрения, привлекает к дисциплинарной ответственности руководителей и сотрудников органов и структурных подразделений местной администрации;
15. оказывает содействие избирательным комиссиям в осуществлении ими своих полномочий по подготовке и проведению выборов депутатов, референдумов и иных избирательных мероприятий;
16. вносит в представительный орган предложения об образовании и составе специальных комиссий: административный, наблюдательный, по делам несовершеннолетних, по охране памятников истории и культуры;
17. выполняет иные полномочия в соответствии с действующим законодательством и решениями городского Совета депутатов.
Постановления и распоряжения Главы администрации города
1. Глава администрации города в пределах своей компетенции издает Постановления и Распоряжения;
2. По вопросам компетенции Администрации города принимаются Постановления, подписываемые наименованием должности – Глава администрации города;
3. По вопросам внутриорганизационной деятельности органов и структурных подразделений Администрации города принимаются Распоряжения, подписываемые наименованием должности – Глава администрации города;
4. Постановления и Распоряжения Главы администрации города принятые в пределах его компетенции, вступают в силу с момента их подписания;
5. Постановления Главы администрации города, затрагивающие права, свободы, обязанности граждан, вступают в силу после их официального опубликования;
6. Постановления Главы администрации города обязательны для исполнения всеми расположенными на территории города Саяногорска предприятиями, учреждениями, организациями, независимо от форм собственности, должностными лицами и гражданами;
7. Постановления Главы администрации города, противоречащие законодательству, решениям городского Совета депутатов или принятые за пределами его компетенции, могут быть отменены Главой администрации или признаны недействительны по решению суда.[10]
Заключение
Исходя из анализа сложившейся практики принятия УР можно сформулировать направления совершенствования подготовки и принятия УР:
1. Необходимо преодолеть стремление подогнать готовящееся решение под заранее запланированный результат. Для этого следует использовать независимую экспертизу, рассматривать различные точки зрения, анализировать разные альтернативные варианты готовящихся решений. Здесь уместно напомнить высказывание философов древности: «Пессимизм сознания, оптимизм воли». Имеется в виду, что при принятии УР надо рассматривать все важнейшие альтернативы, учитывать не только положительные качества всех вариантов, но также и их недостатки. Выбрав же окончательный вариант, необходимо проявить максимум воли и настойчивости для его реализации.
2. Важным аспектом улучшения практики подготовки УР является усиление их социальной направленности.
3. В условиях динамичных политических, экономических, социальных и других процессов, протекающих в нашем обществе, надо уметь предвидеть вновь нарождающиеся тенденции, смену факторов, определяющих характер протекающих процессов, и учитывать это при подготовке УР.
4. Требует улучшения информационно-методического обеспечения процедур подготовки и принятия УР.
5. Важную роль в подготовке и принятии УР должны играть новейшие компьютерные системы поддержки УР. В этом случае появится возможность без проведения специальных совещаний, а находясь на своих рабочих местах, готовить и принимать УР по широкому кругу проблем.
Главный недостаток в управленческой деятельности администрации местного самоуправления - это не плохое решение, а отсутствие решения. Выделим следующие причины некачественных решений: значительный объем принимаемых решений, что не позволяет каждое из них тщательно разрабатывать и обосновывать; несогласованность вновь принимаемых решений с ранее принятыми, что вызывает дублирование, рассогласование действий и конфликтность; принятие «расплывчатых» решений, не носящих конкретного содержания, отражающих только общую установку: обратить внимание, повысить, принять необходимые меры (таких решений в практике управления до 10 %); недостаточное информационное обеспечение, следствием чего является выработка слабых решений, реализация которых не снимет сути той или иной проблемы.
Администрация, принимающая управленческие решения, должны ориентироваться в главных организационных предпосылках, которые могут помочь повысить качество решений, тем самым способствовать повышению эффективности управления в целом.
Чтобы обеспечить эффективность процесса разработки и принятия решений администрации города Саяногорска, предлагаются следующие рекомендации:
- люди предпочитают не брать на себя ответственность добровольно, и этого ждать от них не следует;
- нельзя пускать на самотек процессы согласования на всех этапах, включая совещания и заседания;
- нельзя во всем полагаться на память, многое рекомендуется фиксировать в записной книжке или иных материальных носителях;
- необходимо осваивать и пополнять знания по теории разработки управленческих решений.
Важную проблему составляет низкая мотивация исполнителей управленческого решения в администрации города Саяногорска. Для решения этого вопроса в настоящее время рекомендуется своевременно доводить решения до исполнителей для предупреждения потери принятым управленческим решением своей актуальности; повысить мотивацию через расширение привлечения населения территорий, городов и районов к разработке концепций, парадигм, ключевых положений, стратегий, а не только путем согласования с ним сформированных решений; формировать общественное мнение по проблемам через средства массовой информации, проводить конференции, семинары, симпозиумы; создавать системы кадрового обеспечения реализации решений; организовывать контроль за исполнением решения, что позволит руководству города, района вносить своевременно необходимые коррективы. Правильным на все времена решение быть не может, так как любая социально-экономическая система движется во времени и пространстве, меняется ситуация внутри нее. В новой ситуации возникают иные проблемы, стратегический курс корректируется, принимается новое решение. Так начинается очередной управленческий цикл. Поэтому необходимо стремиться к гибкости управления и принятия управленческих решений.
На эффективность управленческих решений в администрации города Саяногорска значительное влияние оказывает информационное обеспечение, которое должно быть комплексным и охватывать весь процесс принятия решений.
Важная роль также принадлежит системе планирования. Распространение данного процесса на все уровни управления гарантирует прозрачность деятельности подразделений, позволяет установить характеристики результативности работы. Планы должны лечь в основу оперативных совещаний, оценки деятельности подразделений и их руководителей, анализа объема исполняемых функций, эффективности использования бюджетных средств и т. д.
Поэтому необходимым является повышение эффективности управленческих решений, что является главной предпосылкой рационального управления всего муниципального образования.
Список литературы
1. ФЗ РФ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации». Собрание законодательства Российской федерации. 1995. № 35. Ст. 3506; 1996. № 17. Ст. 1917; 1996. № 49. Ст. 5500; 1997. № 12. Ст. 1378; 2000. № 32. Ст. 3330.
2. ФЗ РФ «Об основах муниципальной службы в РФ». Комментарий к Федеральному закону «Об основах муниципальной службы в Российской Федерации» /Рук. Авт. Кол., отв. ред. проф. В.И.Шкатулла. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 463 с.
3. Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений. -М.: Калита, 2002. – 275 с.
4. Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 2003. -311 с.
5. Лаптева Л.Е. Региональное и местное управление в России. – М.: Академии правового института при ИГП РАН; 2003. – 151 с.
6. Ларичев О.И. Наука и искусство принятия решений. - М.: Наука, 1999. – 287 с.
7. Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ, 2002. -328 с.
8. Никольский А.А. Технология принятия управленческих решений. - М.: МГАГП, 2003. -349 с.
9. Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 . – 376 с.
10. Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. - М.: ЮНИТИ, 2004. – 120 с.
11. Четвериков В.С. Муниципальное право. – М.: ИНФРА-М, 2003. – 183 с.
12. Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2001. – 304 с.
13. Попов А.В. Административно – территориальное управление и новая политическая роль регионов.// Социально – гуманитарное знание, 2004, № 5. – С. 29-38
14. Попов А.В. Специфика самоуправления – в единстве государственного и муниципального управления.// Социально – гуманитарное знание, 2003, № 2. –С.20-27
15. Шуменкова Н.В. Муниципальный менеджмент.//Социально – гуманитарное знание, 2003, № 4. – С.41-49
[1] Смирнов Э.А. Разработка управленческих решений. - М.: ЮНИТИ, 2004. – С. 9
[2] Ременников В.В. Разработка управленческого решения. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002 . – С.25
[3] Иванов А.И., Малявина А.В. Разработка управленческих решений. -М.: Калита, 2002. – С.41
[4] Карданская Н.Л. Принятие управленческого решения. - М.: ЮНИТИ, 2003. – С. 37
[5] Литвак Б.Г. Управленческие решения. М.: ТАНДЕМ, 2002. – С.53
[6] Чудновская С.Н. Разработка управленческих решений. – Тюмень: Тюменский государственный университет, 2001. – С.79
[7] Никольский А.А. Технология принятия управленческих решений. - М.: МГАГП, 2003. – С.60
[8] Шуменкова Н.В. Муниципальный менеджмент.//Социально – гуманитарное знание, 2003, № 4. – С.41-49
[9] Попов А.В. Специфика самоуправления – в единстве государственного и муниципального управления.// Социально – гуманитарное знание, 2003, № 2. –С.20-27
[10] Попов А.В. Административно – территориальное управление и новая политическая роль регионов.// Социально – гуманитарное знание, 2004, № 5. – С. 29-38