Содержание

Введение

Налоги как основной источник образования государственных финансов через изъятие в виде обязательных платежей части общественного продукта известны с незапамятных времен. Причем налогообложение как элемент экономической культуры свойственен всем государственным системам как рыночного, так и нерыночного типа хозяйствования. В связи с этим о налогообложении можно говорить как о феномене человеческой цивилизации, как о ее неотъемлемой части.

История налогов насчитывает тысячелетия. Они выступили необходимым звеном экономических отношений с момента возникновения государства и разделения общества на классы, когда нарождающиеся социально-государственные механизмы первобытного общества потребовали соответствующего финансирования.

Российская система налогообложения на протяжении времени практически всегда складывалась, развивалась и претерпевала те или иные изменения, вместе с изменениями в ее политическом устройстве и вместе с историческими вехами, одной из которых является налоговая реформа 1930-1932 гг., которая продолжает владеть умами современных экономистов, что в свою очередь обозначает актуальность данной работы.

Цель работы – рассмотрение налоговой реформы 1930-1932 гг. Для достижения поставленной цели необходимо решить следующие задачи:

- выявить необходимость и предпосылки проведения налоговой реформы;

- дать общую характеристику налоговой реформы 1932 г.;

- определить роль и значение налоговой реформы для стабилизации финансовой и бюджетной системы государства.

Метод исследования – изучение научной и методической литературы, исторического материала.

1. Необходимость и предпосылки проведения налоговой реформы

После революции 1917 года основным доходом молодого советского государства выступили эмиссия денег, контрибуции и продразверстка, поэтому первые советские налоги не имели большого фискального значения и имели ярко выраженный характер классовой борьбы. Например, декретом СНК от 14 августа 1918 года был введен единовременный сбор на обеспечение семей красноармейцев, который взимался с владельцев частных торговых предприятий, имеющих наемных работников. Кроме того, декретом ВЦИК и СНК от 30 октября 1918 года был введен единовременный чрезвычайный десятимиллиардный революционный налог, которым была обложена городская буржуазия и кулачество.

Однако построение финансовой системы Советской республики основывалось на словах В. Ленина, сказанных им в 1919 году: "В области финансов РКП будет проводить прогрессивный подоходный и поимущественный налог во всех случаях, когда к этому представляется возможность... В эпоху диктатуры пролетариата и государственной собственности на важнейшие средства производства финансы государства должны строиться на непосредственном обращении известной части доходов от различных государственных монополий на нужды государства"[1]. Первые налоговые преобразования относятся к эпохе НЭПа. Интересно отметить, что переход на новые экономические отношения в Советской России начались с доклада В. Ленина от 15 марта 1921 года, посвященного в первую очередь налоговым преобразованиям - "О замене продразверстки продовольственным налогом". В этот же период закладываются основы налоговой системы советского государства.

Необходимо отметить, что на развитие советского налогообложения в начале 20-х годов большое влияние оказало налоговое устройство дореволюционной России вплоть до воспроизводства ряда ее черт. Среди прямых налогов выделялись промысловый налог, которым облагались торговые и промышленные предприятия, а также подоходно-имущественный налог. В отношении последнего необходимо отметить, что он выполнял и политическую функцию - по мере роста капитала и имущества ставка налога увеличивалась по прогрессии. Кроме того, характерными для того периода были двойное налогообложение и дистимулирующие налоги. В связи с непоследовательностью и бессистемностью проведения экономической политики к концу 20-х годов в СССР сложилась сложная и громоздкая система бюджетных взаимоотношений - действовало 86 видов платежей в бюджет, что вызывало необходимость совершенствования финансовой системы страны.

Начиная с 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшаются, налоги выполняют несвойственные им функции. Налоги используются как орудие политической борьбы с кулаками и частными сельхозпроизводителями. Постепенно, в связи с изменением и ужесточением внутренней политики СССР, свертывания НЭПа, индустриализацией и коллективизацией, система налогообложения была заменена административными методами изъятия прибыли предприятий и перераспределением финансовых ресурсов через бюджет страны. Фискальная функция налога практически утрачивает свое значение.  Переход на новые принципы хозяйствования на рубеже 20-х–30-х г., предусматривавшие повышение роли государственного планирования, потребовал новых форм управления местными финансами. В апреле 1928 г. вышло Положение о краевых (областных), окружных, районных съездах Советов и их исполнительных комитетах. Отдел финансов, как одно из 15 подразделений краевых (областных) исполкомов, должен был заниматься взиманием государственных налогов, прежде всего единого сельскохозяйственного, установлением сроков их уплаты и порядка взимания, составлением сводок доходов и расходов по сме­там; рассмотрением и утверждением смет и спецсредств по учреждениям, состоявшим на госбюджете; контролем за взиманием местных налогов; распределением надбавок и отчислений в местный бюджет; осуществлением мер по учету государственных фондов и имущества местного значения. Областной уровень позволял иметь довольно сложный по структуре аппарат (управление делами, подотделы: налоговый, бюджетный, валютный, неналоговых доходов, госфинконтроля, финансовая инспекция). При финотделе облисполкома действовали различные совещания (контрольное, бюджетное, особое валютное и по делам банков).

При этом все нижестоящие финансовые органы стремились, несмотря на соответствующие инструкции НКФ, копировать структуры вышестоящих: окружные – у областных, сельские и городские – у окружных и районных. Постоян­ное несоблюдение правил, регламентированных наркоматами финансов Союза и республик, множило недостатки в работе местного финансового аппарата.

Непомерное разрастание финансо­вой системы на местах неизбежно порождало параллелизм в деятельности отдельных структур, дублирование функций. Особенно разбухал налоговый аппарат – наряду с налоговыми комиссиями (положение о которых было утверждено ЦИК и СНК СССР 9 мая 1928 г.) действовали налоговые инспекции по прямым и косвенным налогам (согласно постановлению ЦИК и СНК СССР от 14 марта 1928 г.)[2].

Управления НКФ СССР, в частности государственного страхования и трудовых сберегательных касс, располагали на местах своими конторами, агентствами, кассами, которые, несмотря на четко определенные функции, постоянно вторгались в сферу деятельности местных финансовых органов, что приводило к разногласиям в толковании действующих инструкций относительно непосредственной практики страховых или вкладных операций. Все это затрудняло руководство финансами, вынуждая местные органы порой скрывать истинное положение дел, порождало массу злоупотреблений, о которых не раз сообщали Контрольно-ревизионное управление НКФ и НК РКИ.

В июле 1930 г. вышло постановление ЦИК и СНК СССР о завершении районирования страны, а в октябре – Основные положения о районных съездах Советов и районных исполнительных комитетах, согласно которым бюджетные права райисполкомов были расширены. Одновременно правительствам союзных республик было предоставлено право перераспределения части отчислений от прибы­ли местных предприятий между отдельными местными бюджетами в целях их регулирования. Республиканские бюджеты (особенно бюджет РСФСР) лишались некоторых закрепленных за ними доходов с частичной их передачей в местные бюджеты; кроме того, часть их унифициро­валась в налоге с оборота и единой государственной пошлине. Подобные мероприятия ослабляли устойчивость республиканских и местных бюджетов, усиливали неравномерность доход­ной базы отдельных бюджетов.[3]

Все это свидетельствовало о необходимости проведения налоговой реформы. Это было связано с тем, что действовавшая в 20-е годы система налогообложения практически полностью выполнила стоявшие перед ней политические задачи: был ликвидирован частный сектор в промышленности и торговле, а его доля в сельском хозяйстве оставалась минимальной. Соответственно утратила свое значение вся сложная система прямого налогообложения частного сектора, направленная на свертывание процессов капиталистического накопления и изъятие капитализированных доходов.

2. Общая характеристика налоговой реформы 1932 г.

В 1930-1932 г.г. в СССР была проведена кардинальная налоговая реформа (постановление ЦИК и СНК СССР от 2 сентября 1930 года), в результате которой была полностью упразднена система акцизов, а все налоговые платежи предприятий (около 60) были унифицированы в двух основных платежах - налоге с оборота и отчислениях от прибыли. Были объединены некоторые налоги с населения и значительное их число отменено. Вся прибыль промышленных и торговых предприятий, за исключением нормативных отчислений на формирование фондов, изымалась в доход государства. Таким образом, доход государства формировался не за счет налогов, а за счет прямых изъятий валового национального продукта, производимых на основе государственной монополии.

Налоговая реформа 1930-1932 гг. положила конец налоговой системе периода НЭПа.  Налоговая система стала еще сложнее, это выразилось в множественности налоговых ставок. В государственный бюджет поступали также таможенные доходы - таможенные пошлины и сборы, налог со зрелищ, лесной доход и другие. Среди налогов, взимаемых с граждан, наибольшее значение имел подоходный налог с населения. После налоговой реформы 1930-1932 гг. официальный общесоюзный перечень местных налогов включал налог со строений и земельную ренту.

Но поскольку предприятия функционировали на основе обязательных плановых заданий, то налоги уже не осуществляли свою регулирующую роль, а всего лишь обеспечивали доходы для государственной казны. Все остальные виды налогов стали ненужными, и их просто ликвидировали.

На протяжении 1930-32-х годов фактически было покончено с рыночными методами и в кредитной системе. Кредит как таковой, т.е. предоставление подлежащих возврату ссуд под процент, был заменен централизованным финансированием. Был запрещен коммерческий кредит между предприятиями, отменялось вексельное обращение. Упразднялся долгосрочный кредит для государственных предприятий, ему на смену пришло безвозвратное финансирование на инвестиционные цели. Долгосрочное кредитование сохранялось только для колхозов, промысловой и потребительской кооперации. Банки по своей сути уже больше не являлись кредитными учреждениями. На их счетах находились лишь собственные финансовые ресурсы государственных предприятий и бюджетные ассигнования, предназначенные для капитальных вложений, к тому же эти ресурсы можно было использовать только в строгом соответствии с планом.

Таким образом, налоговая реформа 1930 г., стала логическим завершением периода НЭПа, отражающая экономическую основу нового этапа развития страны – индустриализации. Влияние же этой реформы на местные налоги выразилось в том, что десять налогов из всего количества существовавших были включены в налог с оборота, семь – в государственную пошлину. Остались лишь следующие налоги: [4]

·                     налог с транспортных средств;

·                     сбор с ресторанных счетов;

·                     налог со скота в городских поселениях;

·                     сбор с лиц, лишенных права быть сельскими исполнителями;

·                     регистрационный сбор с владельцев собак;

·                     сбор за спуск сточных вод.

В 1931 г. СНК и ЦИК было принято Постановление «О республиканских и местных бюджетах» (21.12.31 г.), в соответствии с которым была расширена доходная база указанных бюджетов. В соответствии с этим документом закреплялись твердые доходные источники и устанавливались отчисления от налога с оборота предприятий республиканского и местного значения, а также с оборота тех предприятий общесоюзного значения, взимание налога с которых поручалось мест­ным финансовым органам.

В ходе реализации основных положений налоговой реформы 1930 г. была создана также единая система областных, районных и городских налоговых инспекций. Систему местного налогообложения в СССР после налоговой реформы составляли преимущественно те налоги, которые государство не могло эффективно контролировать из единого центра. Эти налоги полностью поступали в местные бюджеты, и полномочия по их введению или не введению предоставлялись местным Советам соответствующих территорий.

Общесоюзным законодательством устанавливались нормы только четырех видов местного обложения (обложение строений и земельных участков налогом со строений и земельной рентой, сбор с грузов, привозимых в города Москву и Ленинград и вывозимых из них, и с 1932 г. разовый сбор с торговли колхозников и единоличников). В отношении остальных местных налогов общесоюзная регламентация ограничивалась указанием на то, что правительства союзных республик могли предоставлять местным Советам право «устанавливать и взимать другие налоги и сборы с объектов, не облагаемых общегосударственным и местными налогами».[5]

Таким образом, местные Советы могли вводить или не вводить те налоги, которые предусмотрены в общесоюзном и республиканском законодательстве. Союзным же законодательством устанавливались предельные размеры и порядок уплаты.

Например, дополнительным видом местного налогообложения в СССР стал косвенный налог с нетоварных операций, представлявший собой изъятие части денежных доходов государственных, кооперативных, общественных предприятий и организаций от реализации услуг и нетоварных работ (услуги транспортных предприятий, парикмахерских, предприятий стирки и крашения, ремонта вещей, по изготовлению изделий из материалов заказчика и т.п.).

Этот налог был введен налоговой реформой 1930–1932 гг. (постановление ЦИК и СНК СССР от 3.08. 1931г.) в дополнение к налогу с оборота. Он уплачивался с полной налоговой выручки от нетоварных операций, фактически полученной в месяц. Ставка дифференцировалась от 1 до 10 % в зависимости от вида работ и услуг. Налог зачислялся в доходы местных бюджетов (с 1.01. 1958 г. налог с нетоварных операций как самостоятельный платеж отменен).

В 1931 г. установлен налог с оборота кинотеатров, который взимался с валовой выручки от продажи билетов кинотеатров по ставке 30 %, как и налог со зрелищ.

К налогам, дополнительно введенным реформой, относился также налог с совхозов. Налог с совхозов исчислялся по валовому доходу (т.е. обороту) от продажи сельскохозяйственной продукции на сторону, сдачи ее по своему объединению, тресту и т.п., а также в свои торговые и промышленные предприятия, от отпуска этой продукции своим рабочим и служащим. Была установлена единая ставка налога в размере 1 % валового дохода. Налог с совхозов, взимавшийся в совокупности с налогом с оборота, нарушал принцип однократности обложения товара: продукция, переданная в торговые предприятия совхоза (или в объединение) и уже обложенная налогом с совхозов по этой передаче, вторично облагалась налогом с оборота при реализации ее торговым предприятием (объединением).

 

3. Роль и значение налоговой реформы для стабилизации финансовой и бюджетной системы государства

Существовавшая до налоговой реформы система регулирования местных бюджетов строилась на началах варьирования процентных отчислений от отдельных госналогов и госдоходов между краями и областями, а внутри них между отдельными дифференцированными бюджетами. Лишь очень незначительная часть отчислений шла в фонды регулирования и распределялась в качестве дотации наименее мощным единицам, доходы которых после предоставления всех 100 % отчислений от регулирующих источников все же оставались недостаточными. Эта гибкая система позволяла производить регулирование всей системы местных бюджетов, прибегая к прямым дотациям лишь в весьма редких случаях, и тем самым сохраняла прямую заинтересованность всех местных советов в извлечении доходов государственного значения.

С проведением налоговой реформы новое разграничение доходов между государственным и местными бюджетами резко отделило доходы местного бюджета от государственных (кроме отчислений от займов и некоторых других), местные бюджеты не принимали участия в извлечении доходов, поступавших в госбюджет, в связи с чем местные советы лишились дополнительного стимула и заинтересованности в более полном и своевременном поступлении этих доходов.

Изучение ситуации развития правового регулирования самообложения позволяет сделать вывод, что с принятием указанных правовых актов центральная государственная власть охватила своим влиянием последнюю неурегулированную форму местного налогообложения. На этом завершился длительный исторический этап постепенного встраивания центральной власти в некогда исключительную компетенцию общины – установление и введение собственных налогов и сборов.

В целом развитие финансовой системы, в том числе и местных финансов, в исследуемый период в силу сложившихся принципов управления подстраивалось под новую планово-директивную систему хозяйствования, аккумулируя в себе основные ее элементы в области бюджета, налогообложения, кредитования и направляя их экономический потенциал в русло первых пятилеток.

С 30-х годов роль и значение налогов в СССР резко уменьшается. В результате налоговых реформ 1930-1932 гг. все налоговые платежи предприятий были сведены к двум основным платежам: налог с оборота и отчисления от прибыли, которые по своей природе были весьма далеки от налоговых платежей. Значительно сократилось подоходное налогообложение граждан. Таким образом, советское общество законодательно провозгласило курс на построение первого в мире государства без налогов. В период социализма практикой общественного хозяйствования была почти уничтожена финансовая наука, получившая ярлык «буржуазной».[6]

Заключение

С учетом изложенного в данной работе можно сформулировать основные выводы:

1. В соответствии с генеральной линией налоговой реформы 1930-1932 гг. множество налогов как общих, так и местных, были отменены, и им на смену пришли два основных налога с государственных социалистических предприятий – налог с оборота и отчисления от прибыли, а также один универсальный – государственная пошлина.

2. Налоговая и кредитная реформы 1930-1932 гг. окончательно ликвидировали нэповский плюрализм в финансово-кредитной сфере, твердо сориентировав ее на жесткое государственное управление экономическим и социальным развитием страны. Отказ от НЭПа, переход к административным методам руководства, реализации плана “любой ценой”, не считаясь с финансовыми возможностями и потребностями страны, привели к необоснованному умалению значения главного финансового органа страны.

3. В ходе налоговой реформы 30-х годов в СССР возникает качественно новая как для советской, так и для мировой налоговой практики экономическая ситуация: налоговая система перестает функционировать как самостоятельный экономический институт и трансформируется в один из элементов механизма централизованного планового регулирования экономики. Значение регулирующей функции постепенно снижается, а превалирующей в налоговой политике становится реализация фискальной функции в форме изъятия запланированной части доходов у государственных предприятий и населения с целью их последующего перераспределения через систему централизованного планового регулирования социалистической экономики.

Список литературы

1.     Архипкин И.В. Законодательные предпосылки и правовой аспект налоговой реформы 30-х годов в сфере налогообложения // Сибирский юридический вестник, 2004 №2. С. 15

2.     Ленин В. Полн. собр. соч., 5 изд., Т.29. - С.118.

3.     Марьяхин Г. Л. Бюджет и национальная политика СССР. М.,1938. С.59

4.     Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики доходов. - М:, ИНФРА-М, 1996.

5.     Сокольников Г. Я. Новая финансовая политика: на пути к твердой валюте. М.,  1991.


[1]Ленин В. Полн. собр. соч., 5 изд., Т.29. - С.118.

[2]Сис­тематическое собрание постановлений, циркуля­ров и инструкций НКФ СССР. В 3-х т. М., 1929.

[3]Архипкин И.В. Законодательные предпосылки и правовой аспект налоговой реформы 30-х годов в сфере налогообложения // Сибирский юридический вестник, 2004 №2. С. 15

[4]Архипкин И.В. Законодательные предпосылки и правовой аспект налоговой реформы 30-х годов в сфере налогообложения // Сибирский юридический вестник, 2004 №2. С. 15

[5]Марьяхин Г. Л. Бюджет и национальная политика СССР. М.,1938. С.59

[6]Пушкарева В.М. История финансовой мысли и политики доходов. - М:, ИНФРА-М, 1996. – с. 123