Содержание
1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА.. 3
2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО.. 14
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО.. 29
4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО.. 35
5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО.. 43
Список литературы.. 48
1. ТЕОРИЯ ГОСУДАРСТВА И ПРАВА
Задание I. Дайте определения понятиям
1. Государство – это политическая организация общества, обеспечивающая его единство и целостность, осуществляющая посредством государственного механизма управление делами общества, суверенную публичную власть, придающая праву общеобязательное значение, гарантирующая права, свободы граждан, законность и правопорядок[1].
2. Форма государства – организация государственной власти, выраженная в форме правления, государственного устройства и политического (государственного) режима.
3. Право – это обусловленная природой человека и общества и выражающая свободу личности система регулирования общественных отношений, которой присущи нормативность, формальная определенность в официальных источниках и обеспеченность возможностью государственного принуждения.
4. Норма права – общеобязательное формально-определенное правило поведения, установленное и обеспеченное обществом и государством, закрепленное и опубликованное в официальных актах, направленное на регулирование общественных отношений путем определения прав и обязанностей их участников.
5. Правоотношения – возникающие на основе норм права общественные связи, участники которых имеют субъективные права и обязанности, обеспеченные государством.
6. Юридический факт - конкретное жизненное обстоятельство, с наступлением которого норма права связывает возникновение, изменение, прекращение правоотношений.
7. Правонарушения – это общественно вредные виновные деяния дееспособного субъекта, противоречащие требованиям правовых норм.
8. Юридическая ответственность – это применение к правонарушителю предусмотренных санкцией юридической нормы мер государственного принуждения, выражающихся в форме лишений личного, организационного либо имущественного характера.
9. Мораль – нравственность, особая форма общественного сознания и вид общественных отношений; один из основных способов регуляции действий человека в обществе с помощью норм.
10. Правовое государство – государство, в котором присущи принципы приоритета права, правовой защищенности человека и гражданина, единства права и закона, правового разграничения деятельности различных ветвей государственной власти[2].
Задание II. Ответьте на вопросы
1. Что в себя включает форма государства? Охарактеризуйте каждую из составляющих. Назовите форму государства Франции.
Понятие формы государства охватывает: а) организацию верховной государственной власти, источники ее образования и принципы взаимоотношений высших органов власти между собой и населением; б) территориальную организацию государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями; в) методы и способы осуществления государственной власти.
Форма правления раскрывает способ организации верховной государственной власти, порядок образования ее органов, их взаимодействия между собой и с населением, степень участия населения в их формировании.
Существуют две основные формы правления – монархия и республика. Их верховные органы отличаются друг от друга и по порядку образования, и по составу, и по компетенции.
Монархия – форма правления, где высшая государственная власть принадлежит единоличному монарху (королю, царю, императору, шаху и т. д.), который занимает престол по наследству и не несет ответственности перед населением.
Монархии бывают неограниченные (абсолютные) и ограниченные.
Республика – это форма правления, в которой высшая, государственная власть принадлежит выборным органам, избираемым на определенный срок и несущим ответственность перед избирателями.
Республики бывают парламентскими, президентскими и смешанные.
Форма государственного устройства – территориальная организация государственной власти, соотношение государства как целого с его составными частями.
При всем многообразии форм государственного устройства двумя основными среди них являются унитарная и федеративная. Третья форма государственного устройства – конфедерация, но она встречается намного реже по сравнению с двумя первыми.
Унитарное государство – (лат. unus – один) – это целостное централизованное государство, административно – территориальные единицы которого (области, провинции, губернии, округа и т. д.) не имеют статуса государственных образований, не обладают суверенными правами.
Федеративное государство (федерация) (от позднелат. foederatio - союз, объединение) – сложное союзное государство, части которого (республики, штаты, кантоны, земли, провинции и т. д.) являются государствами или государственными образованиями, обладающими суверенитетом.
Конфедерация (от позднелат. confoederatio – союз, объединение) – это союз суверенных государств, образуемый для достижения определенных целей (военных, экономических и др.). Здесь союзные органы лишь координируют деятельность государств – членов конфедерации и только по тем вопросам, для решения которых они объединились.
Политический режим – это методы осуществления политической власти, итоговое политическое состояние в обществе, которое складывается в результате взаимодействия и противоборства различных политических сил, функционирования всех политических институтов и характеризуется демократизмом или антидемократизмом.
Франция является демократической, унитарной республикой.
2. Раскройте признаки государства?
1. Территориальная организация населения и осуществление публичной власти в территориальных пределах. Государство имеет строго локализованную территорию, на которую распространяется его суверенная власть, а население, на ней проживающее, превращается в подданных или граждан государства. Возникают, таким образом, пространственные пределы государства, в которых появляется новый правовой институт – подданство или гражданство.
2. Публичная (государственная власть). Публичной она называется потому, что, не совпадая с обществом, выступает от его имени, от имени всего народа.
Олицетворенная в государственных органах и учреждениях, публичная власть становится государственной властью, то есть той реальной силой, которая обеспечивает государственное принуждение, насилие. Решающая роль в реализации принуждения принадлежит отрядам вооруженных людей и специальным учреждениям (армии, полиции и т. д.).
3. Государственный суверенитет. Суверенитет как свойство (атрибут) государственной власти заключается в ее верховенстве, самостоятельности и независимости.
4. Неразрывная связь государства и права. Право юридически оформляет государство и государственную власть и тем самым делает их легитимными, то есть законными. Государство осуществляет свои функции в правовых формах. Право вводит функционирование государства и государственной власти в рамки законности, подчиняет их конкретному правовому режиму.
3. Назовите признаки правового государства?
I. Правовое государство предполагает существование гражданского общества. Государство рассматривается как средство обеспечения условий для нормальной жизнедеятельности гражданского общества путем разрешения общих проблем государственной властью.
II. Разделение властей. Теория разделения властей исходит из того, что для обеспечения нормального функционирования государства в нем должны существовать относительно независимые друг от друга власти – законодательная, исполнительная и судебная.
III. Верховенство закона. Данный признак означает, что ни один государственный орган, должностное лицо, коллектив, государственная общественная организация, ни один человек не освобождается от обязанности подчиняться закону.
IV. Реальность прав и свобод граждан. В правовом государстве права и свободы граждан должны быть не только провозглашены, но и гарантированы государством.
V. Взаимная ответственность государства и личности. В правовом государстве как граждане несут ответственность перед государством, так и государство в лице своих органов и должностных лиц несет ответственность перед гражданами.
VI. Политический и идеологический плюрализм. Правовое государство немыслимо без существования многочисленных политических организаций, партий, оппозиции.
4. Дайте классификацию норм права.
1. Учредительные;
2. Регулятивные: управомочивающие, обязывающие, запрещающие;
3. Охранительные;
4. Декларативные, дефинитивные, оперативные, коллизионные;
5. Обеспечительные.
5. Раскройте структуру нормы права.
Структура правовой нормы – логически согласованное ее внутреннее строение, обусловленное фактическими общественными отношениями, характеризуемое наличием взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, реально выраженное в нормативно-правовых актах.
Гипотеза указывает на конкретные жизненные обстоятельства (условия), при наличии или отсутствии которых и реализуется норма.
Диспозиция содержит само правило поведения, согласно которому должны действовать участники правоотношения.
Санкция указывает на неблагоприятные последствия, возникающие в результате нарушения диспозиции правовой нормы.
6. Раскройте структуру правоотношения.
Правоотношение обладает сложной по составу элементов структурой. В нее входят субъекты – индивиды или организации, которые на основании юридических норм могут быть участниками правоотношений, то есть носителями субъективных прав и обязанностей; объект – то реальное благо, на использование или охрану которого направлены субъективные права и юридические обязанности; содержание правоотношения – субъективные юридические права и обязанности.
7. Раскройте структуру правонарушения.
Она включает в себя субъекта правонарушения – деликтоспособное физическое лицо или организация; объект правонарушения – то, на что оно направлено, то есть ценности и блага, которым правонарушением нанесен ущерб; объективную сторону, которую характеризуют внешне выраженное деяние, его общественно вредные последствия и необходимая причинная связь между ними; субъективную сторону, которая сопряжена с понятием вины.
8. Назовите классификацию юридических фактов.
I. Правообразующие, правоизменяющие, правопрекращающие.
II. События, деяния (действия, бездействия): правомерные: индивидуальные акты, юридические поступки; неправомерные: преступления, проступки (административные, дисциплинарные, гражданско-правовые, процессуальные).
9. Назовите признаки юридического лица.
1) Организационное единство: а) объединение людей, б) наличие органа управления, в) наличие определенных целей, закрепленных в уставе и т. д. 2) Имущественная обособленность. 3) Самостоятельная имущественная ответственность. 4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени.
Задание III. Заполните таблицу № 1
Теории происхождения государства
Название теории, представители |
Сущность теории |
Преимущество теории |
Недостатки |
Теологическая теория (Сократ, Платон, Аристотель, Фома Аквинский, Ж. Местр) |
Государство существует вечно в силу божественной воли, а потому каждый обязан смиряться перед этой волей, подчиняться ей во всем. |
Придавая государству и государственной власти божественный ореол, она присущими ей средствами поднимала их престиж, сурово осуждала преступность, способствовала утверждению в обществе взаимопонимания и разумного порядка, способствовала оздоровлению духовной жизни и укреплению российской государственности. |
Проникнуть в тайну божественного замысла, постичь природу и сущность государства невозможно. Теория не является научной. |
Патриархальная теория (Аристотель, Н.К. Михайловский, М.Н. Покровский) |
Из патриархальной семьи как первоначальной ячейки общества произошли все другие общественные образования, включая государство. |
Государство представляет собой естественную форму человеческой жизни, вне государства общение человека с себе подобными невозможно |
Данная теория антидемократична, обрекает людей на пассивное ожидание чужих решений, подрывает уверенность в себе, снижает у народных масс социальную активность, ответственность за судьбу своей страны. Патернализм, вождизм порождает и многочисленных идеологических «оруженосцев». |
Теория договорного происхождения государства (Эпикур, Г. Гроций, Б. Спиноза, А. Радищев, Т. Гоббс, Дж. Локк, Ж. – Ж. Руссо) |
Государство возникло в результате договорного объединения людей с целью обеспечения справедливости. Соглашение людей – основа законной власти. |
Суверенитет принадлежит народу в целом, а правители – уполномоченные народа, обязанные отчитываться перед ним и сменяемые по его воле. Теория впервые показала, что государство возникает как результат сознательной и целенаправленной деятельности людей, и положила начало учению о народном суверенитете, о подконтрольности, подотчетности перед народом всех государственно-властных структур, их сменяемости. |
Теория не отвечает на вопросы, где, когда и каким образом состоялся общественный договор, кто был его участником или свидетелем, то есть данная теория страдает антиисторизмом. |
Учение о государстве Гегеля (Г. В. Гегель) |
В основе всех явлений природы и общества, а следовательно, государства и права, лежит абсолютное духовное и разумное начало – «абсолютная идея». |
В учении Гегеля государство изображается как воплощение высших нравственных ценностей. |
Гегель создает подлинный культ государства, подчиняя ему человека полностью. |
Теория насилия (завоевания) (Л. Гумплович, К. Каутский, Е. Дюринг) |
Мать государства – война и завоевание. |
Насилие, завоевание играло немаловажную роль в государствообра- зующем процессе. |
Закон жизни животных перенесен на человеческое общество, тем самым теория биологизирует социальные явления. Данная теория гипертрофировала роль насилия и игнорировала социально-экономические факторы. |
Марксистская теория (Ф. Энгельс) |
Теория связывает возникновение государства с частной собственностью, расколом общества на классы и классовым антагонизмом. |
Отличается четкостью и ясностью исходных положений, логической стройностью, для данной теории характерен последовательный материалистический подход. |
Государство нередко зарождалось и формировалось до возникновения классов, кроме того, на процесс государство- образования влияли и другие, более глубинные и общие факторы. |
Таблица № 2
Различия морали и права
Вопросы для сравнения |
Мораль |
Право |
1. Время появления |
Зародилась раньше политической и правовой форм сознания, раньше государственной организации общества. |
Состоит из норм, установленных в определенном порядке компетентными государственными органами и зафиксированных в юридических актах. |
2. Способ образования |
Нормы морали – продукт исторического развития человечества. Они сформировались в борьбе со злом, за утверждение добра, человеколюбия, справедливости, счастья людей. |
Выражает волю государства, правосознание народа, социальных групп, стоящих у кормила государственной власти. |
3. Степень детализации |
Величайшую нравственную ценность представляют собой основные права и свободы человека. Мораль охватывает область отношений более широкую, нежели сфера отношений, регулируемых правом. |
Нормы права характеризуются большой конкретностью, в правовых нормах в ряде случаев предусматриваются весьма подробные детали, связи. В правовых нормах выражен государственный подход к оценке конкретных общественных отношений. |
4. Форма выражения |
Они конкретизируются в виде норм, регулирующих поведений людей в определенных жизненных ситуациях. |
В виде правовых норм. |
5. Способ охраны от нарушений |
Нормы морали исполняются в силу личной убежденности, привычек человека. Внутренним гарантом морали выступает совесть человека, а внешним – общественное мнение. Меры – осуждение поступка человека, нравственное порицание, предупреждение, исключение из общественной организации. |
В качестве специфической гарантии имеет авторитет и силу государства, обеспечивается при необходимости мерами государственного принуждения. |
Таблица № 3
Виды юридической ответственности
|
Преступление |
Административное правонарушение |
Гражданское правонарушение |
Дисциплинарный проступок |
Объект защиты от правонарушения |
Обществен- ные отношения (Государственный или общественный порядок, собственность права и свободы граждан и др.) |
Государственный или общественный порядок, собственность, права и свободы граждан и др. |
Личность, имущество граждан, организации и др. |
Трудовая, служебная, учебная, воинская дисциплина. |
Общественная опасность |
Общественно опасное деяние |
Нет |
Нет |
Нет |
Наказание |
Лишение свободы |
Штраф |
Пени, возмещение вреда |
Выговор, увольнение |
Применяющий меры орган |
Суд |
Административные органы |
Суд |
Администрация предприятия |
2. КОНСТИТУЦИОННОЕ ПРАВО
Задание I. Дайте определения понятиям
Конституция – основной закон государства, имеющий высшую юридическую силу.
Гражданин – лицо, имеющее устойчивую правовую связь с государством, которая выражается в совокупности их взаимных прав и обязанностей.
Человек – субъект общественно-исторической деятельности и культуры.
Суверенитет – собирательный признак государства, выражающийся в независимости данного верховенства и государства по отношению к любым другим властям внутри страны, а также в сфере межгосударственных отношений.
Федерация – государство, состоящее из нескольких государств или государственных образований, на территории которого действуют федеральные и республиканские органы власти.
Республика – форма правления, при которой власть принадлежит избранным на определенный срок органам власти.
Избирательная система – совокупность правовых норм, регулирующих порядок предоставления избирательных прав, проведения выборов и определение результатов голосования.
Свобода совести – право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, то есть не верить в Бога.
Судебная система – взаимосвязанная и взаимообусловленная единая система (совокупность) всех судов государства, связанных между собой установленными законом взаимоотношениями.
Судебная власть – в соответствии с теорией «разделения властей» система судебных органов государства, осуществляющих правосудие.
Выборы – порядок избрания Президента, депутатов Государственной Думы, в иные федеральные государственные органы, органы местного самоуправления.
Референдум – всенародное голосование, проводимое в связи с принятием новой конституции, других важных законов или внесением в них изменений.
Идеология – система политических, правовых, нравственных, религиозных, эстетических и философских взглядов и идей, в которых осознаются и оцениваются отношения людей к действительности.
Основы конституционного строя – принципы организации государства в его соотношении с личностью и гражданским обществом.
Право на жизнь – провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом.
Инаугурация – торжественная процедура вступления в должность главы государства, коронации монарха.
Импичмент – особый порядок привлечения к ответственности и судебного рассмотрения дел о преступлениях высших должностных лиц.
Денонсация – в международном праве отказ одной из сторон международного договора от его исполнения.
Ратификация – утверждение верховным органом государственной власти международного договора, подписанного уполномоченным представителем государства.
Задание II. Ответьте на вопросы
1. Раскройте предмет и метод конституционного права
Предмет конституционного права охватывает две основные сферы общественных отношений: 1) охраны прав и свобод человека (отношения между человеком и государством); 2) устройства государства и государственной власти (властеотношения).
Императивный и диспозитивный методы.
2. Назовите основные черты, особенности и функции Конституции
Конституцию как нормативный правовой акт, занимающий самостоятельное и особое место в правовой системе современного демократического государства, от всех других правовых актов отличают следующие черты:
1) особый субъект, который устанавливает конституцию или от имени которого она принимается;
2) учредительный, первичный характер конституционных установлений;
3) всеохватывающий характер конституционный регламентации, т.е. тех сфер общественных отношений, воздействие на которые она распространяет;
4) конституцию отличают и особые юридические свойства. Они производны от перечисленных выше сущностных черт конституции и выражаются:
- в верховенстве конституции;
- в ее высшей юридической силе;
- в ее роли как ядра правовой системы государства и системы права;
- в особой охране конституции;
- в особом порядке принятия и пересмотра конституции, внесения в нее поправок.
3. Назовите основы конституционного строя
Нормы – принципы, включенные в главу «Основы конституционного строя», составляют определенную систему. Они могут быть разделены на четыре основные группы:
1) гуманистические основы конституционного строя;
2) основные характеристики Российского государства;
3) экономические и политические основы конституционного строя;
4) основы организации государственной власти.
4. Раскройте личные права и свободы человека и гражданина
Эти права и свободы, именуемые также гражданскими, составляют первооснову правового статуса человека и гражданина. Большинство из них носят абсолютный характер, т.е. являются не только неотъемлемыми, но и не подлежащими ограничению. Отсюда повышенный уровень гарантий и охраны этих прав и свобод, перечисленных в ст. 20-29 Конституции РФ.
1. Право на жизнь.
Это право провозглашается всеми международно-правовыми актами о правах человека и почти всеми конституциями стран мира как неотъемлемое право человека, охраняемое законом. Никто не может быть произвольно лишен жизни.
2. Достоинство личности.
Это качество человека равнозначно праву на уважение и обязанности уважать других. Оно достигается развитием личности, осознающей свою свободу, равенство и защищенность. Достоинство превращает человека из объекта воздействия в активного субъекта правового государства. Это государство дает человеку право на самооценку, «самоопределение» и охраняет его выбор жизненных ценностей.
Достоинство конкретизируется в правах человека, защита которых составляет назначение государства. Поэтому можно сказать, что в наиболее общей форме цель государства состоит в охране человеческого достоинства. Таким образом, когда говорят, что «государство должно служить народу», то это в первую очередь означает, что государство должно обеспечить защиту достоинства каждого человека.
3. Право на свободу и личную неприкосновенность.
Право на свободу есть не что иное, как сама свобода, т.е. возможность совершать любые правомерные действия. В этом праве заложено ограничение для свободы других людей, и особенно должностных лиц, обладающих возможностью применения принуждения к людям. В неразрывной связи с ним находится (но не совпадает) личная неприкосновенность человека, которая распространяется на его жизнь, здоровье, честь, достоинство. Никто не праве силой или угрозами принуждать человека к каким-то действиям, подвергать его истязанию, обыску или наносить вред здоровью. Человек вправе сам распоряжаться своей судьбой, выбирать свой жизненный путь (вступать в брак, участвовать в голосовании, поступать на работу и т.д.). Наиболее сильные гарантии свободы и безопасности личности выступают в форме уголовно-правового запрета любых обратных действий граждан и должностных лиц. Ограничения этой свободы допускаются только на основе закона и в законных формах, все меры принуждения должны находиться под судебным контролем.
4. Право на частную жизнь.
Частную жизнь составляют те стороны личной жизни человека, которые он в силу своей свободы не желает делать достоянием других. Это - своеобразный суверенитет личности, означающий неприкосновенность его «среды обитания». Презюмируется, что тайна в данном случае вовсе не прикрывает какую-то антиобщественную или противоправную деятельность. Она отражает естественное стремление каждого человека иметь собственный мир интимных и деловых интересов, скрытый от чужих глаз.
5. Неприкосновенность жилища.
По существу, это составная часть права на частную жизнь, являющаяся также непременным элементом личной свободы и достоинство человека.
Никто не вправе проникать в жилище против воли проживающих в нем лиц иначе, как в случаях, установленных федеральным законом, или на основании судебного решения.
Правом на охрану жилища обладают лица, являющиеся его собственниками, законными арендаторами или проживающие по договору найма. При этом жилищем признается и место временного пребывания (гостиница, дом-интернат, общежитие, пансионат). Неприкосновенность распространяется на личные вещи и бумаги, что исключает незаконные обыски и выемки документов. Но в жилище могут вселяться люди, имеющие на это право, - такие действия не являются нарушением его неприкосновенности даже в случаях несогласия остальных проживающих.
6. Национальная принадлежность.
Комплекс прав, связанных с национальностью, отражает специфику многонациональной России, в которой живет много этнически смешанного населения.
7. Свобода передвижений и места жительства.
Право свободно передвигаться, выбирать место пребывания и жительства принадлежит каждому, кто законно находится на территории Российской Федерации. Следовательно, этого права лишены лица, проникшие в страну в нарушение визового режима или законодательства о въезде. Закрепляя это право, государство тем самым признает территорию страны принадлежащей самим гражданам, которые в соответствии со своими интересами и без всяких пропусков могут переезжать из одной местности в другую и определять себе место жительства.
8. Свобода совести и вероисповедания.
Под свободой совести понимается право человека, как верить в Бога в соответствии с учением той или иной свободно выбранной им религии, так и быть атеистом, т.е. не верить в Бога. Эта свобода особенно важна в государствах, в которых признана государственная религия и, следовательно, существует определенное давление на человека с целью заставить его принять эту религию. В государствах без государственной религии свобода служит защитой для атеистов, а в тоталитарных атеистических государствах ею прикрывались официальная антирелигиозная пропаганда и гонения на церковь.
Свобода вероисповедания означает право человека на выбор религиозного учения и беспрепятственное отправление культов и обрядов в соответствии с этим учением. Эта свобода, таким образом, по своему содержанию уже первой. В субъективном смысле, т.е. как право человека, равнозначным является понятие свободы религии, но оно еще означает и право на существование всех религий и возможность каждой из них беспрепятственно проповедовать вероучение.
9. Свобода мысли и слова.
Мысль - неотъемлемое свойство человека, основа его действий и поступков. «Я мыслю - значит, я существую», - писал великий философ Декарт. Мысль всегда свободна, это ее имманентное состояние. В этом отношении законодательного закрепления свободы мысли не требуется. Лишение мысли ее свободы - заветная цель всех тиранов, но эта цель, в конечном счете, неосуществима. Можно заставить человека говорить не то, что он думает, но заставить его думать или не думать по указке невозможно.
5. Чем статус республик отличается от статуса других субъектов?
В отличие от других субъектов Федерации республики признаются государствами. Однако власть в этих государствах не является суверенной, республики самостоятельны только в рамках, установленных федеральной Конституцией. Республики не вправе нарушать государственную целостность России, единство системы государственной власти.
Конституция РФ не закрепляет право выхода республик из состава Федерации, чего не делает и ни одна другая федерация мира. Основания для этого носят не только юридический, но и этический характер. Экономика республик была создана на средства всего многонационального народа России, она может успешно функционировать только как составная часть всей экономики страны. С национальной точки зрения население республик давно носит смешанный характер, вследствие чего выделение той или иной республики в самостоятельное государство неизбежно породило бы дискриминацию и межнациональные конфликты.
Каждая республика обеспечивает свою территориальную целостность, а границы республики, находящиеся в режиме не государственных, а административных границ, не могут быть изменены без ее согласия.
Республики самостоятельны в определении своих государственных языков. В органах государственной власти, органах местного самоуправления, государственных учреждениях республик эти языки употребляются наряду с государственным языком Российской Федерации, т.е. русским языком.
Конституции республик обычно предусматривают свое гражданство, хотя подчас не учитывают, что гражданство в РФ относится к ведению Федерации. Так, в силу того, что это гражданство одновременно означает и гражданство Российской Федерации, правом принятия в гражданство обладает только Российская Федерация.
Республики самостоятельно утверждают свою государственную символику - герб, флаг, гимн, определяют столицу.
Республики вправе учреждать свои почетные звания и государственные награды.
6. Назовите полномочия Президента, случаи отрешения от должности
Президент РФ: а) назначает с согласия Государственной Думы Председателя Правительства РФ; б) имеет право председательствовать на заседаниях Правительства РФ; в) принимает решение об отставке Правительства РФ и др.
Конституция РФ предусматривает возможность принудительного отрешения Президента от должности на основании обвинения в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления. Начало процедуры отрешения Президента РФ от должности сопряжено с выполнением двух условий. Обвинение Государственной Думой президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления должно быть подтверждено:
1) заключением Верховного суда РФ о наличии в действиях Президента РФ признаков преступления;
2) заключением Конституционного Суда РФ о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения.
Сама процедура отрешения имеет две стадии:
1) Государственная Дума двумя третями голосов от общего числа депутатов (т. е. 300 голосов) принимает решение о выдвижении обвинения. При этом инициатива должна быть проявлена не менее чем одной третью депутатов Государственной Думы (т. е. 150 депутатами) и должно быть вынесено заключение специальной комиссии, образованной Государственной Думой (большинством голосов, т. е. 226 депутатами);
2) Решение об отрешении Президента РФ от должности выносит другая палата парламента – Совет Федерации – двумя третями голосов от общего числа членов (т. е. 119 голосами) не позднее чем в трехмесячный срок после выдвижения Государственной Думой обвинения против Президента. Если в этот срок решение Совета Федерации не будет принято, обвинение против Президента считается отклоненным.
7. Охарактеризуйте порядок принятия закона
В Российской Федерации законодательный процесс состоит из следующих основных стадий:
1. законодательная инициатива и предварительное рассмотрение;
2. рассмотрение законопроектов и принятие законов Государственной Думой;
3. рассмотрение советом Федерации законов, принятых Государственной Думой;
4. рассмотрение законов в согласительной комиссии при возникновении разногласий;
5. повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Советом Федерации;
6. повторное рассмотрение Государственной Думой законов, отклоненных Президентом РФ;
7. повторное рассмотрение Советом Федерации законов, отклоненных Президентом РФ;
8. подписание и обнародование законов Президентом РФ.
Разумеется, некоторые из этих стадий являются только возможными, а не обязательными. Так, повторное рассмотрение закона в Государственной Думе возможно только в случае неодобрения этого закона Советом Федерации или отклонения Президентом РФ, то же самое - в отношении повторного рассмотрения закона в Совете Федерации и создания двухпалатной согласительной комиссии.
8. В каких случаях Президент не может распустить Государственную Думу?
В Конституции РФ (ст.109) есть гарантии против произвольного употребления Президентом РФ своего права роспуска Государственной Думы. Таких гарантий четыре, они не допускают роспуска Думы в следующих случаях:
1) в связи с выражением ею недоверия Правительству в течение года после ее избрания;
2) с момента выдвижения ею обвинения против Президента РФ до принятия соответствующего решения Советом Федерации;
3) в период действия на всей территории Российской Федерации военного или чрезвычайного положения;
4) в течение шести месяцев до окончания срока полномочий Президента РФ.
9. Как пересматриваются положения глав 1, 2, 9?
Согласно ст. 135 Конституции положения глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации не могут быть пересмотрены Федеральным Собранием.
Если предложение о пересмотре положений глав 1, 2 и 9 Конституции Российской Федерации будет поддержано тремя пятыми голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, то в соответствии с федеральным конституционным законом созывается Конституционное Собрание.
Конституционное Собрание либо подтверждает неизменность Конституции Российской Федерации, либо разрабатывает проект новой Конституции Российской Федерации, который принимается Конституционным Собранием двумя третями голосов от общего числа его членов или выносится на всенародное голосование. При проведении всенародного голосования Конституция Российской Федерации считается принятой, если за нее проголосовало более половины избирателей, принявших участие в голосовании, при условии, что в нем приняло участие более половины избирателей.
10. Как принимаются поправки к главам 3 – 8?
Согласно ст. 136 Конституции РФ поправки к главам 3-8 Конституции Российской Федерации принимаются в порядке, предусмотренном для принятия федерального конституционного закона, и вступает в силу после их одобрения органами законодательной власти не менее чем двух третей субъектов Российской Федерации.
Изменения в статью 65 Конституции Российской Федерации, определяющую состав Российской Федерации, вносятся на основании федерального конституционного закона о принятии в Российскую Федерацию и образовании в ее составе нового субъекта Российской Федерации, об изменении конституционно-правового статуса субъекта Российской Федерации.
В случае изменения наименования республики, края, области, города федерального значения, автономной области, автономного округа новое наименование субъекта Российской Федерации подлежит включению в статью 65 Конституции Российской Федерации.
11. Назовите и охарактеризуйте принципы судебной власти
Верховенство Конституции РФ и федеральных законов над иными нормативными правовыми актами; приоритет прав и свобод человека и гражданина, их непосредственное действие; обязанность органов судебной власти признавать, соблюдать и защищать права и свободы человека и гражданина; единство системы судебной власти; разграничение предметов ведения между РФ и субъектами РФ; разделение законодательной, исполнительной и судебной власти; обязательность для нижестоящих судов решений, принятых вышестоящими судами; единство основных требований, предъявляемых к органам судебной власти и судьям; профессионализм и компетентность судей и др.
12. Компетенция Конституционного Суда
а) Разрешение дела о соответствии Конституции РФ: федеральных законов, нормативных актов Президента РФ, Совета Федерации, Государственной Думы, Правительства РФ, конституций республик, уставов, а также нормативных актов субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти РФ и совместному ведению органов государственной власти РФ и органов государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, договоров между органами государственной власти субъектов РФ, не вступивших в силу международных договоров РФ; б) разрешение споров о компетенции: между федеральными органами государственной власти; между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ; между высшими государственными органами субъектов РФ; проверка конституционности закона, примененного или подлежащего применению судом в конкретном деле; в) дача толкования Конституции РФ; г) дача заключения о соблюдении установленного порядка выдвижения обвинения Президента РФ в государственной измене или совершении иного тяжкого преступления; д) выступление с законодательной инициативой и др.
13. Назовите случаи ухода Правительства в отставку.
Правительство Российской Федерации может подать в отставку, которая принимается или отклоняется Президентом Российской Федерации.
Президент Российской Федерации может принять решение об отставке Правительства Российской Федерации.
Государственная Дума может выразить недоверие Правительству Российской Федерации. Постановление о недоверии Правительству Российской Федерации принимается большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. После выражения Государственной Думой недоверия Правительству Российской Федерации Президент Российской Федерации вправе объявить об отставке Правительства Российской Федерации либо не согласиться с решением Государственной Думы. В случае если Государственная Дума в течение трех месяцев повторно выразит недоверие Правительству Российской Федерации, Президент Российской Федерации объявляет об отставке Правительства либо распускает Государственную Думу.
Председатель Правительства Российской Федерации может поставить перед Государственной Думой вопрос о доверии Правительству Российской Федерации. Если Государственная Дума в доверии отказывает, Президент в течение семи дней принимает решение об отставке Правительства Российской Федерации или о роспуске Государственной Думы и назначении новых выборов.
Задание III. Заполните таблицу
Федеральное собрание РФ
Критерии |
Совет Федерации |
Государственная Дума |
1. состав палат |
Входят по два представителя от каждого субъекта РФ: по одному от представительного и исполнительного органов государственной власти. |
450 депутатов |
2. порядок формирования палат |
Устанавливается федеральным законом |
Порядок выборов депутатов устанавливается федеральным законом |
3. возможность досрочного роспуска |
|
Может быть распущена. |
4. права и обязанности депутатов |
Определены в федеральных законах |
|
5. внутренняя организация |
Основной формой работы являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Совета Федерации, палата вправе проводить закрытые заседания. Совет Федерации избирает из своего состава Председателя Совета Федерации и его заместителей. Председатель Совета Федерации и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Совет Федерации образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Палата принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. |
Основной формой работы являются его заседания, проводимые открыто. В случаях, предусмотренных Регламентом Государственной Думы, палата вправе проводить закрытые заседания. Государственная Дума избирает из своего состава Председателя Государственной Думы и его заместителей. Председатель Государственной Думы и его заместители ведут заседания и ведают внутренним распорядком палаты. Государственная Дума образует комитеты и комиссии, проводит по вопросам своего ведения парламентские слушания. Палата принимает свой регламент и решает вопросы внутреннего распорядка своей деятельности. |
6. компетенция |
1. утверждение изменения границ между субъектами Российской Федерации; 2. утверждение указа Президента Российской Федерации о введение военного положения; 3. утверждение указа Президента Российской Федерации о введение чрезвычайного положения; 4. решение вопроса о возможности использования Вооруженных Сил РФ за пределами территории РФ; 5. назначение выборов Президента РФ; 6. отрешение Президента РФ от должности; 7. назначение на должность судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ; 8. назначение на должность и освобождение от должности Генерального прокурора РФ; 9. назначение на должность и освобождение от должности заместителя Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов. |
1. дача согласия Президенту РФ на назначение Председателя Правительства РФ; 2. решение вопроса о доверии Правительству РФ; 3. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Центрального банка РФ; 4. назначение на должность и освобождение от должности Председателя Счетной палаты и половины состава ее аудиторов; 5. назначение на должность и освобождение от должности Уполномоченного по правам человека, действующего в соответствии с федеральным конституционным законом; 6. объявление амнистии; 7. выдвижение обвинения против Президента РФ для отрешения его от должности. |
7. порядок деятельности |
Основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. |
Основывается на принципах коллективного свободного обсуждения и решения вопросов. |
Различия Федерального Конституционного закона и Федерального закона
ФКЗ |
ФЗ |
Федеральные конституционные законы принимаются по вопросам, предусмотренным Конституцией Российской Федерации. Федеральный конституционный закон считается принятым, если он одобрен большинством не менее трех четвертей голосов от общего числа членов Совета Федерации и не менее двух третей голосов от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный конституционный закон в течение четырнадцати дней подлежат подписанию Президентом Российской Федерации и обнародованию. |
Федеральные законы принимаются большинством голосов от общего числа депутатов Государственной Думы, если иное не предусмотрено Конституцией Российской Федерации. Принятые Государственной Думой федеральные законы в течение пяти дней передаются на рассмотрение Совета Федерации. Федеральный закон считается одобренным Советом Федерации, если за него проголосовало более половины от общего числа членов этой палаты либо, если в течение четырнадцати дней он не был рассмотрен Советом Федерации. В случае отклонения федерального закона Советом Федерации палаты могут создать согласительную комиссию для преодоления возникших разногласий, после чего федеральный закон подлежит повторному рассмотрению Государственной Думой. В случае несогласования Государственной Думы с решением Совета Федерации федеральный закон считается принятым, если при повторном голосовании за него проголосовало не менее двух третей от общего числа депутатов Государственной Думы. Принятый федеральный закон в течение пяти дней направляется Президенту Российской Федерации для подписания и обнародования. Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней подписывает федеральный закон и обнародует его. Если Президент Российской Федерации в течение четырнадцати дней с момента поступления федерального закона отклонит его, то Государственная Дума и Совет Федерации в установленном Конституцией Российской Федерации порядке вновь рассматривают данный закон. Если при повторном рассмотрении федеральный закон будет одобрен в ранее принятой редакции большинством не менее двух третей голосов от общего числа членов Совета Федерации и депутатов Государственной Думы, он подлежит подписанию Президентом Российской Федерации в течение семи дней и обнародованию. |
3. ГРАЖДАНСКОЕ ПРАВО
Задание I. Дайте определения понятиям
Договор – в п. 1 статьи 420 ГК дается понятие договора как соглашения (согласования воль) - юридического факта, влекущего установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей. Из других статей ГК (см. п. 1 ст. 339, п. 3 ст. 429, п. 1 ст. 560 и др.) следует, что договор понимается и как документ.
Правоспособность – право субъекта иметь права и нести обязанности.
Дееспособность – способность своими действиями (бездействием) создавать для себя права и юридические обязанности.
Юридическое лицо – организация, которая имеет в собственности, хозяйственном ведении или оперативном управлении обособленное имущество, отвечает по обязательствам своим имуществом, может от своего имени приобретать и осуществлять имущественные и личные неимущественные права, нести обязанности, быть истцом и ответчиком в суде (ст. 48 ГК).
Предпринимательская деятельность – самостоятельная производственная деятельность, осуществляемая на свой риск и направленная на систематическое получение прибыли (ст. 2 ГК).
Физическое лицо – граждане, лица без гражданства и иностранцы, участвующие в гражданских правоотношениях.
Несостоятельность (банкротство) – признанная арбитражным судом неспособность должника в полном объеме удовлетворить требования кредиторов по денежным обязательствам и (или) исполнить обязанность по уплате обязательных платежей.
Эмансипация – новое основание для признания несовершеннолетнего, достигшего 16 лет, полностью дееспособным. Для этого необходимо, чтобы несовершеннолетний имел самостоятельный доход на основе постоянной работы по трудовому договору или предпринимательской деятельности.
Опека – совокупность норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов малолетних и недееспособных.
Попечительство – совокупность норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов лиц от 14 до 18 лет, а также ограниченно дееспособных.
Ценная бумага – документ установленной формы, удостоверяющий имущественные права, осуществление или передача которых возможна только при его предъявлении.
Моральный вред – физические или нравственные страдания.
Сделка – это волевое правомерное юридическое действие субъектов (участников) гражданских правоотношений, направленное на установление, изменение или прекращение гражданских прав и обязанностей.
Доверенность – письменное уполномочие, которое одно лицо выдает другому для представительства перед третьими лицами.
Исковая давность – срок для защиты права по иску лица, право которого нарушено.
Задание II. Ответьте на вопросы
1. Охарактеризуйте содержание права собственности.
Содержание права собственности принято характеризовать правомочиями собственника: владение – основанная на законе возможность иметь у себя данное имущество, содержать его у себя в хозяйстве; пользование – возможность эксплуатации путем извлечения из него полезных свойств или его потребление; распоряжение – возможность определять юридическую судьбу имущества путем изменения его принадлежности, состояния, назначения.
2. Назовите виды собственности
Частная собственность (граждан и юридических лиц), государственная собственность (федеральная и субъектов), муниципальная.
3. Условия и порядок становления гражданина индивидуальным предпринимателем
Необходимым условием для занятия гражданином предпринимательской деятельностью является его дееспособность и государственная регистрация в качестве предпринимателя. Государственная регистрация производится на основании его заявления, в котором указываются виды деятельности, которыми гражданин намерен заниматься.
4. Организационно-правовые формы предпринимательской деятельности, их особенности
Индивидуальные предприниматели могут вести производственную деятельность коллективно на основании договора простого товарищества, в силу которого двое или несколько лиц обязуются соединить свои вклады и совместно действовать без образования юридического лица для извлечения прибыли. Статья 23 признает предпринимателем главу крестьянского (фермерского) хозяйства. Такое хозяйство может быть создано только одним гражданином или совместно с членами семьи, либо партнерами.
5. Признаки юридического лица
1) Организационное единство: а) объединение людей, б) наличие органа управления, в) наличие определенных целей, закрепленных в уставе и т. д. 2) Имущественная обособленность. 3) Самостоятельная имущественная ответственность. 4) Выступление в гражданском обороте от собственного имени.
6. Охарактеризуйте виды сделок
II. 1) Реальные – требуется обязательная передача имущества. 2) Консенсуальные – передачи имущества не требуется.
III. 1) Договоры в пользу контрагента – то есть другой стороны. 2) Договоры в пользу третьего лица – третье лицо не участвует в заключении договора, а право требования возникает именно у нее.
IV. 1) Условные. Условия: отлагательные – возможные, но не неизбежные; отменительные – наступление которых в будущем прекращает действие сделки.
V. 1) Возмездные; 2) безвозмездные.
VI. 1) Срочные; 2) бессрочные.
7. Зачем необходима доверенность?
Доверенность выдается для подтверждения полномочий добровольного представительства.
8. Назовите основания прекращения права собственности
Право собственности прекращается при отчуждении собственником своего имущества другим лицам, отказе собственника от права собственности, гибели или уничтожении имущества и при утрате права собственности на имущество в иных случаях, предусмотренных законом.
9. Ответственность за нарушения обязательств
Основные: - возмещение убытков, - неустойка; дополнительные: - % за пользование чужими денежными средствами, - ответственность за счет обеспечения обязательств, - передача вещи в натуральной форме добровольно.
10. Охарактеризуйте условия договора
По своему юридическому значению все условия делятся на существенные, обычные и случайные. Существенными признаются условия, которые необходимы и достаточны для заключения договора. Обычные условия не нуждаются в согласовании сторон. Обычные условия предусмотрены в соответствующих нормативных актах и автоматически вступают в действие в момент заключения договора. Случайными называются такие условия, которые изменяют либо дополняют обычные условия.
11. Заключение и прекращение договора
Заключение договора осуществляется в двух стадиях: 1. Оферта – предложение заключить договор; 2. Акцепт – ответ о принятии оферты. Договор считается заключенным, когда оферент получил акцепт от акцептанта.
Расторжение договора возможны по соглашению сторон, если иное не предусмотрено законодательством или договором (ст. 450 – 453 ГК). По требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: при существенном нарушении договора другой стороной и в иных случаях, предусмотренных законодательством или договором. Основанием для расторжения или изменения договора является существенное изменение обстоятельств, из которых стороны исходили при заключении договора.
Задание III. Заполните таблицу
Название договора |
Наименование сторон |
Содержание договора (№ статьи) |
Ответственность сторон |
1. договор купли-продажи |
Продавец Покупатель |
Ст. 454 |
Ответственность продавца: ст. 461, 462, 463, 464, 466, 468, 476, 480, 482. Ответственность покупателя: 484, 486, 487, 488, 489. |
2. договор поставки |
Поставщик- продавец покупатель |
Ст. 506 |
Ст. 507, 509, 511, 515, 518, 519, 520, 521, 524. |
3. договор продажи недвижимости |
Продавец Покупатель |
Ст. 549 |
Ст. 551, 556, 557. |
4. договор мены |
Продавец (покупатель) Продавец (покупатель) |
Ст. 567 |
Ст. 571. |
5. договор аренды |
Арендодатель арендатор |
Ст. 606 |
Ст. 611, 612, 613, 614, 615, 621, 622. |
6. договор подряда |
Подрядчик Заказчик |
Ст. 702 |
Ст. 704, 706, 708, 714, 715, 716, 717, 718, 719, 720, 723, 724. |
7. транспортные договора а) перевозки груза б) перевозки пассажиров |
а) Перевозчик Отправитель груза, получатель б) Перевозчик пассажир |
Ст.785, 786 |
Ст. 793, 794, 795, 796, 800. |
8. договор банковского вклада |
Банк Вкладчик |
Ст. 834 |
Ст. 840. |
9. договор хранения |
Хранитель Поклажедатель |
Ст. 886 |
Ст. 888, 894, 898, 901, 902, 903. |
10. договор страхования |
Страхователь Страховщик |
Ст. 927 |
Ст. 931, 932, 937, 939, 946 и др. |
4. СЕМЕЙНОЕ ПРАВО
Задание I. Дайте определения понятиям
Семья – основанная на браке связь двух людей, которые связаны общностью быта, взаимной помощью и моральной ответственностью.
Брак – юридически оформленный союз мужчины и женщины, имеющий целью создание и поддержание семейных отношений и порождающий права и обязанности супругов[3].
Материнство – свойственное матери сознание родственной связи ее с детьми.
Расторжение брака – прекращение брака при жизни супругов (развод).
Недействительность брака – таковым брак признается при нарушении условий, установленных статьями 12-14 и пунктом 3 статьи 15 Семейного кодекса, а также в случаях заключения фиктивного брака, то есть если супруги или один из них зарегистрировали брак без намерения создать семью.
Брачный договор – соглашение лиц, вступающих в брак, или соглашение супругов, определяющее имущественные права и обязанности супругов в браке и (или) в случае его расторжения.
Родители – отец и мать по отношению к детям.
Алименты – средства, которые в установленных законом случаях одни члены семьи обязаны выплачивать на содержание других.
Усыновление (удочерение) – принятие на воспитание детей, лишившихся попечения родителей, с установлением между усыновленным и усыновителем правовых отношений, существующих между родителями и детьми.
Опека – совокупность норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов малолетних и недееспособных.
Попечительство – совокупность норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов лиц от 14 до 18 лет, а также ограниченно дееспособных[4].
Задание II. Ответьте на вопросы
1. Раскройте порядок заключения брака
Заключение брака производится в личном присутствии лиц, вступающих в брак, по истечении месяца со дня подачи ими заявления в органы записи актов гражданского состояния.
При наличии уважительных причин орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации заключения брака может разрешить заключение брака до истечения месяца, а также может увеличить этот срок, но не более чем на месяц. Государственная регистрация заключения брака производится в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
2. Охарактеризуйте условия для заключения брака
Для заключения брака необходимы взаимное добровольное согласие мужчины и женщины, вступающих в брак, и достижение ими брачного возраста. Брак не может быть заключен при наличии обстоятельств, указанных в статье 14 Семейного кодекса.
3. Какую фамилию может приобрести будущая супруга?
Согласно ст. 32 СК супруги по своему желанию выбирают при заключении брака фамилию одного из них в качестве общей фамилии, либо каждый из супругов сохраняет свою добрачную фамилию, либо, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ, присоединяет к своей фамилии фамилию другого супруга.
4. Охарактеризуйте имущественные права супругов
В имущественные права супругов входят право владения, пользования и распоряжения общим имуществом.
5. Как будет производиться раздел имущества супругов?
Согласно ст. 38 СК раздел общего имущества супругов может быть произведен как в период брака, так и после его расторжения по требованию любого из супругов, а также в случае заявления кредитором требования о разделе общего имущества супругов для обращения взыскания на долю одного из супругов в общем имуществе супругов. Общее имущество супругов может быть поделено между супругами по их соглашению. В случае спора раздел имущества, а также определение долей производятся в судебном порядке. В случае раздела общего имущества в период брака та часть имущества, которая не была разделена, а также имущество, нажитое супругами в период брака в дальнейшем, составляют их совместную собственность.
6. Как можно установить происхождение ребенка?
Происхождение ребенка от матери (материнство) устанавливается на основании документов, подтверждающих рождение ребенка матерью в медицинском учреждении, а в случае рождения ребенка вне медицинского учреждения – на основании медицинских документов, свидетельских показаний или на основании иных доказательств.
Если ребенок родился от лиц, состоящих в браке между собой, а также в течение трехсот дней с момента расторжения брака признания его недействительным или с момента смерти супруга матери ребенка, отцом ребенка признается супруг (бывший супруг) матери, если не доказано иное. Отцовство супруга матери ребенка удостоверяется записью об их браке.
Отцовство лица, не состоящего в браке с матерью ребенка, устанавливается путем подачи в орган записи актов гражданского состояния совместного заявления отцом и матерью ребенка; в случае смерти матери, признания ее недееспособной, невозможности установления места нахождения матери или в случае лишения ее родительских прав – по заявлению отца ребенка с согласия органа опеки и попечительства, при отсутствии такого согласия – по решению суда.
При наличии обстоятельств, дающих основания предполагать, что подача совместного заявления об установлении отцовства может оказаться после рождения ребенка невозможной или затруднительной, родители будущего ребенка, не состоящие в браке, вправе подать такое заявление в орган записи актов гражданского состояния во время беременности матери. Запись о родителях ребенка производится после рождения ребенка.
Установление отцовства в отношении лица, достигшего восемнадцати лет, допускается только с его согласия, а если оно признано недееспособным, - с согласия его опекуна или органа опеки и попечительства.
7. Охарактеризуйте права несовершеннолетних детей
Глава 11 СК посвящена правам несовершеннолетних детей. К правам ребенка относятся: право ребенка жить и воспитываться в семье. Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье, насколько это возможно, право знать своих родителей, право на их заботу, право на совместное с ними проживание. Право ребенка на общение с родителями и другими родственниками. Ребенок имеет право на общение с обоими родителями, дедушкой, бабушкой, братьями, сестрами и другими родственниками. Право ребенка на защиту. Ребенок имеет право на защиту своих прав и законных интересов. Защита прав и законных интересов осуществляется родителями (лицами, их заменяющими), органами опеки и попечительства, прокурором и судом. Право ребенка выражать свое мнение. Ребенок вправе выражать свое мнение при решении в семье любого вопроса, затрагивающего его интересы, а также быть заслушанным в ходе любого судебного или административного разбирательства. Учет мнения ребенка, достигшего возраста десяти лет, обязателен, за исключением случаев, когда это противоречит его интересам. Ребенок имеет право на имя, отчество и фамилию. Имя ребенку дается по соглашению родителей, отчество присваивается по имени отца, если иное не предусмотрено законами субъектов РФ или не основано на национальном обычае. Фамилия ребенка определяется фамилией родителей.
Изменение имени и фамилии ребенка. По совместной просьбе родителей до достижения ребенком возраста четырнадцати лет орган опеки и попечительства исходя из интересов ребенка вправе разрешить изменить имя ребенку, а также изменить присвоенную ему фамилию на фамилию другого родителя.
Имущественные права ребенка.
Ребенок имеет право на получение содержания от своих родителей и других членов семьи. Ребенок имеет право собственности на доходы, полученные им, имущество, полученное им в дар или в порядке наследования, а также на любое другое имущество, приобретенное на средства ребенка.
8. Процедура лишения родительских прав
Лишение родительских прав производится в судебном порядке. Дела о лишении родительских прав рассматриваются по заявлению одного из родителей, прокурора, а также по заявлениям органов или учреждений, на которые возложены обязанности по охране прав несовершеннолетних. Дела рассматриваются с участием прокурора и органа опеки и попечительства. Суд решает вопрос о взыскании алиментов на ребенка с родителей, лишенных родительских прав. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда направить выписку из этого решения в орган записи актов гражданского состояния по месту государственной регистрации рождения ребенка.
9. Кто имеет право на получение алиментов?
Несовершеннолетние дети, супруги, несовершеннолетние и нетрудоспособные совершеннолетние братья и сестры, внуки, бабушки, дедушки, фактические воспитатели, отчим, мачеха.
10. Соглашение об уплате алиментов
Соглашение об уплате алиментов (размере, условиях и порядке выплаты алиментов) заключается между лицом, обязанным уплачивать алименты, и их получателем, а при недееспособности лица, обязанного уплачивать алименты, и (или) получателя алиментов – между законными представителями этих лиц. Не полностью дееспособные лица заключают соглашение об уплате алиментов с согласия их законных представителей. Соглашение об уплате алиментов заключается в письменной форме и подлежит нотариальному удостоверению.
11. Охарактеризуйте порядок усыновления детей
Усыновление производится судом по заявлению лиц (лица), желающих усыновить ребенка. Рассмотрение дел об установлении усыновления ребенка производится судом в порядке особого производства по правилам, предусмотренным гражданским процессуальным законодательством. Дела об установлении усыновления детей рассматриваются судом с обязательным участием самих усыновителей, органов опеки и попечительства, а также прокурора. Для установления усыновления ребенка необходимо заключение органа опеки и попечительства об обоснованности усыновления и о его соответствии интересам усыновляемого ребенка с указанием сведений о факте личного общения усыновителей с усыновляемым ребенком. Порядок передачи детей на усыновление, а также осуществления контроля за условиями жизни и воспитания детей в семьях усыновителей на территории Российской Федерации определяется Правительством РФ. Суд обязан в течение трех дней со дня вступления в законную силу решения суда об установлении усыновления ребенка направить выписку из этого решения суда в орган записи актов гражданского состояния по месту вынесения решения. Усыновление ребенка подлежит государственной регистрации в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния.
12. В чем различие между опекой и попечительством?
Опека – совокупность норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов малолетних и недееспособных.
Попечительство – совокупность норм, регулирующих отношения по защите прав и законных интересов лиц от 14 до 18 лет, а также ограниченно дееспособных.
Задание III. Заполните таблицу № 1
Прекращение брака (условия, порядок, последствия)
В органах ЗАГСа |
В суде |
|
При взаимном согласии на расторжение брака супругов, не имеющих несовершеннолетних детей. Расторжение по заявлению одного из супругов производится, если другой супруг: признан судом безвестно отсутствующим, признан судом недееспособным, осужден за совершение преступления к лишению свободы на срок свыше трех лет. Расторжение брака и выдача свидетельства производятся по истечении месяца со дня подачи заявления о расторжении брака. Государственная регистрация производится органом ЗАГС в порядке, установленном для государственной регистрации актов гражданского состояния. |
По инициативе одной из сторон Расторжение брака производится, если судом установлено, что дальнейшая совместная жизнь супругов и сохранение семьи невозможны. Суд вправе принять меры к примирению супругов и вправе отложить разбирательство дела, назначив супругам срок для примирения в пределах трех месяцев. Расторжение брака производится, если меры по примирению оказались безрезультатными и супруги (один из них) настаивают на расторжении брака. |
По инициативе двух сторон При наличии взаимного согласия на расторжение брака супругов, суд расторгает брак без выяснения мотивов развода. Расторжение брака производится судом не ранее истечения месяца со дня подачи супругами заявления о расторжении брака. |
Таблица № 2
Режим имущества супругов |
|
Законный режим имущества супругов Режим совместной собственности в отношении всего имущества супругов означает, что любое имущество, принадлежащее супругам до вступления в брак, объединяется и на него устанавливается право общей совместной собственности, полностью исключающее возможность раздельной собственности супругов. |
Договорной Режим общей совместной собственности в отношении одной или нескольких вещей имеет смысл только применительно к тем вещам, которые при законном режиме собственности в совместную собственность не поступают. При таком режиме в отношении всего остального имущества, специально не оговоренного в брачном договоре, сохраняется законный режим имущества. Режим долевой собственности – режим, при котором долевая собственность устанавливается в отношении, как общего имущества, так и раздельного имущества, если иное не оговорено особо. Режим раздельной собственности в отношении всего имущества предполагает, что никакой общей собственности между ними не образуется, все имущество тут же делится и признается собственностью одного из супругов. |
5. УГОЛОВНОЕ ПРАВО
Задание I. Дайте определения понятиям
Преступление – преступлением признается виновно совершенное общественно опасное деяние, запрещенное УК под угрозой наказания (ст. 14 УК РФ).
Субъект преступления – физическое, вменяемое лицо, достигшее возраста, установленного УК применительно к различным видам преступлений[5].
Субъективная сторона – совокупность предусмотренных уголовным законом признаков, характеризующих внутреннюю, психическую сторону преступления.
Объект – общественные отношения, то, на что посягает лицо, совершающее преступление и чему причиняется вред в результате преступления.
Объективная сторона – совокупность предусмотренных уголовным законом признаков, характеризующих внешнюю сторону преступления.
1. Чем административное правонарушение отличается от преступления?
От преступления административное правонарушение отличается меньшей степенью общественной опасности. Административная ответственность наступает за правонарушения только в том случае, если они не влекут за собой уголовной ответственности.
2. Охарактеризуйте состав преступления.
Состав преступления – совокупность необходимых и достаточных признаков для признания того, что лицо совершило конкретное преступление.
Признаки состава преступления:
I. Объективные признаки:
1. объект преступления;
2. объективная сторона;
II. Субъективные признаки:
1. субъект;
2. субъективная сторона.
3. Охарактеризуйте обстоятельства смягчающие и отягчающие ответственность.
Сами обстоятельства, смягчающие наказание, в основном остались прежними, в то же время некоторые из них стали обладать более широкими признаками и степенью выраженности.
Смягчающими обстоятельствами признаются:
а) совершение впервые преступления небольшой тяжести вследствие случайного стечения обстоятельств;
б) несовершеннолетие виновного;
в) беременность;
г) наличие малолетних детей у виновного;
д) совершение преступления в силу стечения тяжелых жизненных обстоятельств либо по мотиву сострадания;
е) совершение преступления в результате физического или психического принуждения либо в силу материальной, служебной или иной зависимости;
ж) совершение преступления при нарушении условий правомерности необходимой обороны, задержания лица, совершившего преступление, крайней необходимости, обоснованного риска, исполнения приказа или распоряжения;
з) противоправность или аморальность поведения потерпевшего, явившегося поводом для преступления;
и) явка с повинной, активное способствование раскрытию преступления, изобличению других соучастников преступления и розыску имущества, добытого в результате преступления;
к) оказание медицинской и иной помощи потерпевшему непосредственно после совершения преступления, добровольное возмещение имущественного ущерба и морального вреда, причиненных в результате преступления, иные действия, направленные на заглаживание вреда, причиненного потерпевшему.[6]
Отягчающими обстоятельствами признаются:
а) неоднократность преступлений, рецидив преступлений;
б) наступление тяжких последствий в результате совершения преступления;
в) совершение преступления в составе группы лиц, группы лиц по предварительному сговору, организованной группы или преступного сообщества (преступной организации);
г) особо активная роль в совершении преступления;
д) привлечение к совершению преступления лиц, которые страдают тяжелыми психическими расстройствами либо находятся в состоянии опьянения, а также лиц, не достигших возраста, с которого наступает уголовная ответственность;
е) совершение преступления по мотиву национальной, расовой, религиозной ненависти или вражды, из мести за правомерные действия других лиц, а также с целью скрыть другое преступление или облегчить его совершение;
ж) совершение преступления в отношении лица или его близких в связи с осуществлением данным лицом служебной деятельности или выполнением общественного долга;
з) совершение преступления в отношении женщины, заведомо для виновного находящейся в состоянии беременности, а также в отношении малолетнего, другого беззащитного или беспомощного лица либо лица, находящегося в зависимости от виновного;
и) совершение преступления с особой жестокостью, садизмом, издевательством, а также мучениями для потерпевшего;
к) совершение преступления с использованием оружия, боевых припасов, взрывчатых веществ, взрывных или имитирующих их устройств, специально изготовленных технических средств, ядовитых и радиоактивных веществ, лекарственных и иных химико-фармакологических препаратов, а также с применением физического или психического принуждения;
л) совершение преступления в условиях чрезвычайного положения, стихийного или иного общественного бедствия, а также при массовых беспорядках;
м) совершение преступления с использованием доверия, оказанного виновному в силу его служебного положения или договора;
н) совершение преступления с использованием форменной одежды или документов представителя власти.
В УК РФ значительно изменилось и расширилось содержание обстоятельств, отягчающих наказание.
4. Охарактеризуйте обстоятельства, освобождающие от уголовной ответственности.
УК предусматривает 7 видов оснований освобождения от уголовной ответственности:
1) в связи с деятельным раскаянием (ст. 75 УК);
2) в связи с примирением с потерпевшим (ст. 76 УК);
3) в связи с изменением обстановки (ст. 77);
4) в связи с истечением сроков давности (ст. 78);
5) по амнистии (ст. 84);
6) в связи с применением к несовершеннолетнему принудительных мер воспитательного воздействия (ст. 90);
7) включает в себя специальные виды освобождения от уголовной ответственности (в особенной части УК).
Список литературы:
1. Конституция РФ. – М.: «Проспект», 2000 г. 48 с.
2. Семейный кодекс Российской Федерации. – М.: ООО «ТК Велби», 2002 г. 71 с.
3. Гражданский кодекс РФ (часть 1, 2). – М., СПб., 1998. – 430 с.
4. Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях от 30. 12. 2001 № 195 – ФЗ (ред. от 20. 08. 2004), принят ГД ФС РФ 20. 12. 2001. ( с изм. и доп., вступающими в силу с 1 окт. 2004 г.);
5. Федеральный конституционный закон от 17. 12. 1997 № 2 – ФКЗ (ред. от 19. 06. 2004) «О Правительстве Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 14. 05. 97);
6. Федеральный конституционный закон от 21. 07. 1994 № 1 – ФКЗ (ред. от 07. 06. 2004) «О Конституционном Суде Российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12. 07. 94);
7. Федеральный конституционный закон от 28. 04. 95 № 1 – ФКЗ (с изм. от 25. 03. 2004) «Об арбитражных судах в российской Федерации» (одобрен СФ ФС РФ 12. 04. 95);
8. Положение о полномочном представителе Президента Российской Федерации в Федеральном округе. Утверждено Указом Президента Российской Федерации т 05. 10. 2004 № 1272;
9. Баглай М. В. Конституционное право Российской Федерации, М., 2002 г. 784 с.
10. Борисов Б. А. Комментарий к Семейному кодексу, М., 1998 г. 261 с.
11. Венгеров А. Б. Теория государства и права: Учебник. – 3-е изд. М., 1999. – 528 с.
12. Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть. – М., 1999. – 415 с.
13. Козлова Е. И., Кутафин О. Е. Конституционное право России, М., 2000 г.
14. Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. Ред. В. М. Лебедев. – М.: Юрайт – М, 2003. – 736 с.
15. Коммерческое право. В 2 ч.: Учебник / Под ред. В.Ф. Попондопуло, В.Ф. Яковлевой. 3-е изд., перераб. и доп. М., 2002. Ч. 1.
16. В. М. Корельский, В. Д. Перевалов. Теория государства и права, М., 2000 г. 558 с.
17. Марченко М. Н. Теория государства и права, М., 1998 г. 475 с.
18. Пчелинцева В. К. Комментарий к Семейному кодексу, М., 2000.
19. Тихомиров С. В. Административное право Российской Федерации. Учебное пособие. М.: Издательство «Юрлитинформ», 2003. – 608 с.
20. Эбзеев Б.Б. Гражданский оборот: понятие и юридическая природа // Государство и право. 1999. N 2.
[1] Марченко М. Н. Теория государства и права, М., 1998 г. 475 с.
[2] Марченко М. Н. Теория государства и права, М., 1998 г. 475 с.
[3] Пчелинцева В. К. Комментарий к Семейному кодексу, М., 2000.
[4] Пчелинцева В. К. Комментарий к Семейному кодексу, М., 2000.
[5] Ветров Н. И. Уголовное право. Общая часть. – М., 1999. – 415 с.
[6] Комментарий к Уголовному кодексу Российской Федерации: Научно-практический комментарий / Отв. Ред. В. М. Лебедев. – М.: Юрайт – М, 2003. С. 124.