Содержание

1. Учет заработной платы в бюджетных организациях.................................... 3

2. Корреспонденция бухгалтерских счетов по учету заработной платы....... 11

Список литературы........................................................................................... 16


1. Учет заработной платы в бюджетных организациях

Система оплаты труда в организациях, находящихся на бюджетном финансировании, устанавливается законами и иными правовыми актами.

В настоящее время для всех организаций бюджетной сферы обязательно применение тарифной системы. За исключением отдельных организаций бюджетной сферы, которые финансируются из федерального бюджета и на которые не распространяется Единая тарифная сетка (см. Постановление Правительства РФ от 24 августа 1995 г. N 824 "О повышении должностных окладов работников отдельных организаций бюджетной сферы").[1]

Существует также немалое количество нормативных актов (в том числе ведомственных), устанавливающих работникам бюджетных организаций различные надбавки, доплаты и вознаграждения (также являющиеся частью системы оплаты труда).

Суть тарифной системы состоит в том, что дифференциация оплаты труда различных категорий работников осуществляется на основе установленных нормативов.

Бюджетные организации при определении размеров оплаты труда работников обязаны руководствоваться Единой тарифной сеткой (см. ст.143 ТК РФ).

Тарифная сетка - это шкала, разделенная на разряды, которая позволяет рассчитать размер тарифной ставки (оклада) для оплаты труда работника в зависимости от сложности выполняемых работ и их квалификации.

Единая тарифная сетка (ЕТС) состоит из 18 разрядов. Тарифные ставки второго и последующих разрядов определяются путем умножения тарифной ставки первого разряда (600 руб. в месяц) на соответствующий нужному разряду тарифный коэффициент.

Межразрядные тарифные коэффициенты установлены Постановлением Правительства РФ от 14 октября 1992 г. N 785 "О дифференциации в уровнях оплаты труда работников бюджетной сферы на основе Единой тарифной сетки" (далее - Постановление N 785):


Разряды     оплаты труда

7

9

Тарифные    коэффициенты

1,00

1,11

1,23

1,36

1,51

1,67

1,84

2,02

2,22


Разряды     оплаты труда

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные    коэффициенты

2,44

2,68

2,89

3,12

3,36

3,62

3,9

4,2

4,5


Однако в настоящее время работодателям не нужно самостоятельно рассчитывать ставки второго и последующих разрядов ЕТС. Правительство рассчитало их самостоятельно (при этом слегка округлив).

В результате тарифные ставки ЕТС, применяемые с 1 октября 2003 г., выглядят следующим образом (см. Приложение к Постановлению Правительства РФ от 2 октября 2003 г. N 609 "О повышении тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы"):[2]


Разряды     оплаты труда

7

9

Тарифные    ставки     

600

670

740

820

910

1010

1110

1220

1340


Разряды     оплаты труда

10

11

12

13

14

15

16

17

18

Тарифные    ставки     

1470

1610

1740

1880

2020

2180

2340

2520

2700


Чтобы определить, по какому разряду оплачивать конкретные виды работ, работодателю необходимо произвести тарификацию работ, т.е. отнести виды труда к соответствующим тарифным разрядам в зависимости от сложности труда (ст.129 ТК РФ).

Сложность выполняемых работ определяется с учетом тарифно-квалификационных справочников (ст.143 ТК РФ).

В настоящее время работодателям, применяющим ЕТС, следует руководствоваться соответствующими разделами Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, утвержденными до принятия Трудового кодекса РФ, а также Квалификационным справочником должностей руководителей, специалистов и других служащих, утвержденным Постановлением Минтруда России от 21 августа 1998 г. N 37).

Такие справочники содержат подробные характеристики основных видов работ (профессий, должностей) и требований, которым должен соответствовать работник определенной квалификации.

Разряды оплаты труда по общеотраслевым должностям служащих и по основным должностям служащих отраслей бюджетной сферы установлены Приложениями 2 и 3 к Постановлению N 785. Однако в указанных Приложениях названы, безусловно, далеко не все возможные должности служащих. Поэтому Минтруд России вправе утверждать дополнительные списки по представлению соответствующих отраслевых федеральных органов исполнительной власти (п.2 Постановления N 785).

Так, например, утверждены:[3]

- разряды оплаты труда и тарифно-квалификационные характеристики по должностям работников учреждений государственной службы медико-социальной экспертизы и отдельным должностям работников бюджетных организаций социального обслуживания РФ (см. Постановление Минтруда России от 5 апреля 2000 г. N 28);

- квалификационные характеристики должностей служащих государственных предприятий телевизионных и радиовещательных компаний (см. Постановление Минтруда России от 4 октября 2000 г. N 67) и др.

Обычно нормативные акты устанавливают соответствие определенной работы (профессии) диапазону тарифных разрядов.

Для того чтобы определить, по какому именно разряду оплачивать труд конкретного работника, используются тарифно-квалификационные характеристики.

Тарифно-квалификационные характеристики состоят из трех разделов: "Должностные обязанности", "Должен знать" и "Требования к квалификации по разрядам оплаты".

Пример. Необходимо определить тарифный разряд для оплаты труда медицинского психолога, имеющего I квалификационную категорию.

Профессии "медицинский психолог" соответствуют разряды ЕТС в диапазоне от 11-го до 14-го (см. разд.2.2 Приложения 2 к Постановлению Минтруда России от 27 августа 1997 г. N 43 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик по должностям работников здравоохранения Российской Федерации").

В тарифно-квалификационной характеристике профессии "медицинский психолог" установлены в том числе следующие требования к квалификации по разрядам оплаты:

11-й разряд - медицинский психолог, не имеющий квалификационной категории;

12-й разряд - медицинский психолог, имеющий II квалификационную категорию;

13-й разряд - медицинский психолог, имеющий I квалификационную категорию;

14-й разряд - медицинский психолог, имеющий высшую квалификационную категорию.

Следовательно, труд работника необходимо оплачивать по 13-му разряду ЕТС. Относительно квалификационных характеристик важно также сказать следующее.

Постановлению Минтруда России от 6 июля 1996 г. N 32 "Об утверждении разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по общеотраслевым должностям служащих" Письмом Минюста России от 18 сентября 2003 г. N 07/9454-ЮД отказано в государственной регистрации.

Этим же Письмом отказано в регистрации Постановлениям Минтруда России от 24 мая 1996 г. N 31 "О согласовании дополнений в разряды оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников культуры Российской Федерации" и от 17 августа 1995 г. N 46 "О согласовании разрядов оплаты труда и тарифно-квалификационных характеристик (требований) по должностям работников учреждений образования Российской Федерации".

Отказ в государственной регистрации нормативного акта означает, что он не соответствует законодательству РФ (см. п.14 Правил подготовки нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти и их государственной регистрации, утвержденных Постановлением Правительства РФ от 13 августа 1997 г. N 1009). В соответствии с п.15 названных Правил Минтруд России в течение 10 дней со дня получения отказа в государственной регистрации должен был отменить вышеперечисленные Постановления, однако же он этого не сделал.[4]

Отметим также, что все иные постановления об утверждении тарифно-квалификационных характеристик Минтруд России и не пытался зарегистрировать в Минюсте России, хотя они все, безусловно, относятся к нормативно-правовым актам, подлежащим государственной регистрации.

Нормативные правовые акты федеральных органов исполнительной власти, не прошедшие государственную регистрацию, не влекут правовых последствий, как не вступившие в силу, и не могут служить основанием для регулирования соответствующих правоотношений (п.10 Указа Президента РФ от 23 мая 1996 г. N 763 "О порядке опубликования и вступления в силу актов Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации и нормативных правовых актов федеральных органов исполнительной власти").

Бюджетные учреждения и некоммерческие организации наряду с ведением уставной деятельности могут осуществлять и деятельность, связанную с получением доходов от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов. Ведение такими учреждениями и организациями учета полученных доходов в виде средств целевого финансирования, целевых поступлений и произведенных за счет этих доходов (расходов), а также сумм доходов и расходов от деятельности, связанной с производством и (или) реализацией товаров, работ, услуг и имущественных прав, и доходов и расходов от внереализационных операций производится раздельно.

Пункт 3 ст.236 НК РФ применяется только по отношению к выплатам и вознаграждениям, производимым физическим лицам за выполнение работ по трудовым договорам, договорам гражданско-правового характера, предметом которых является выполнение работ (оказание услуг), авторским договорам за счет доходов учреждения от реализации товаров, работ, услуг и имущественных прав, а также внереализационных доходов.

Ведение указанными учреждениями и организациями деятельности, связанной с обеспечением целей и задач, определенных их учредительными документами, производится за счет средств целевого финансирования, в том числе грантов, целевых поступлений и средств, полученных в виде безвозмездной помощи (содействия), в порядке, установленном Законом от 04.05.1999 N 95-ФЗ (в ред. от 10.01.2003) "О безвозмездной помощи (содействии) Российской Федерации и внесении изменений и дополнений в отдельные законодательные акты Российской Федерации о налогах и об установлении льгот по платежам в государственные внебюджетные фонды в связи с осуществлением безвозмездной помощи (содействия) Российской Федерации".

На выплаты, производимые в пользу физических лиц за счет средств целевого финансирования, целевых поступлений и других доходов, не учитываемых при определении налоговой базы некоммерческих организаций, указанных в ст.251 НК РФ, исчисление единого социального налога производится в общеустановленном порядке без применения п.3 ст.236 НК РФ. На выплаты, начисляемые организациями за счет нераспределенной прибыли прошлых лет, начисление налога с 2002 г. не производится только при условии, что такие выплаты отнесены к расходам, не уменьшающим налоговую базу по налогу на прибыль.

Согласно ст.3 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" (далее - Закон N 167-ФЗ) страховые взносы на обязательное пенсионное страхование являются индивидуально возмездными обязательными платежами, которые уплачиваются в бюджет ПФР и целевым назначением которых является обеспечение права застрахованного гражданина на получение пенсии по обязательному пенсионному страхованию в размере, эквивалентном сумме уплаченных страховых взносов.

Статьей 7 Закона N 167-ФЗ определено, что к застрахованным лицам, на которых распространяется обязательное пенсионное страхование, относятся граждане Российской Федерации, а также проживающие на территории России иностранные граждане и лица без гражданства:

- работающие по трудовому договору или договору гражданско-правового характера, предметом которого является выполнение работ и оказание услуг, а также по авторскому договору;

- самостоятельно обеспечивающие себя работой (индивидуальные предприниматели, адвокаты);

- иные категории граждан, у которых отношения по обязательному пенсионному страхованию возникают в соответствии с Законом N 167-ФЗ.

Письмом ПФР от 23 мая 2002 г. N КА-16-25/4653 даны разъяснения о том, что пенсионное обеспечение военнослужащих производится по нормам и в порядке, предусмотренном Законом РФ от 12 февраля 1993 г. N 4468-1 "О пенсионном обеспечении лиц, проходивших военную службу, службу в органах внутренних дел, учреждениях и органах уголовно-исполнительной системы, и их семей", в соответствии со ст.10 которого выплата пенсий указанным лицам и их семьям обеспечивается за счет средств федерального бюджета. При этом расходы на выплаты пенсий военнослужащим финансируются в установленном порядке.

Таким образом, нормы, установленные Законом N 167-ФЗ, распространяются только на застрахованных лиц, указанных в ст.7 данного Закона, и не распространяются на военнослужащих.

На основании изложенного страховые взносы в ПФР на денежное довольствие военнослужащих не начисляются.


2. Корреспонденция бухгалтерских счетов по учету заработной платы

Утвержденная Федеральным законом от 15.08.1996 N 115-ФЗ "О бюджетной классификации Российской Федерации" (с последующими изменениями и дополнениями) экономическая классификация расходов бюджетов Российской Федерации является основой для планирования и организации бухгалтерского учета расходов бюджетных учреждений. Федеральным законом от 05.08.2000 N 115-ФЗ структура экономической классификации расходов была оптимизирована путем объединения более мелких статей в более крупные.

Федеральным законом от 08.08.2001 N 127-ФЗ действие Закона "О бюджетной классификации Российской Федерации" было продлено на 2001 г., а Федеральным законом от 07.05.2002 N 51-ФЗ регламентировано действие бюджетной (в том числе и экономической) классификации Российской Федерации начиная с 1 января 2002 г.

Основные правила применения экономической классификации расходов бюджетных учреждений определены Приказом Минфина России от 25.05.1999 N 38н. Рассмотрим действующие в настоящее время правила применения отдельных статей экономической классификации расходов бюджетов Российской Федерации с учетом разъяснений Минфина России по отдельным ее статьям (кодам).

Код 110100 "Оплата труда". Данное название, утвержденное Федеральным законом от 08.08.2001 N 127-ФЗ, заменило прежнее ("Оплата труда государственных служащих"), формально исключающее из экономической классификации затрат на оплату труда гражданских служащих бюджетных учреждений, не являющихся согласно Федеральному закону от 31.07.1995 N 119-ФЗ "Об основах государственной службы Российской Федерации" государственными служащими.

Вместе с тем объединение расходов на оплату труда государственных и прочих служащих бюджетных учреждений в единую статью экономической классификации дает бюджетным учреждениям возможность выплачивать дополнительные премии государственным служащим за счет средств фонда потребления (субсчет 240): в соответствии с п.7 Указа Президента Российской Федерации от 09.04.1997 N 310 (далее - Указ N 310) финансирование расходов на выплату денежного вознаграждения и денежного содержания федеральных государственных служащих, на иные социальные выплаты (кроме предусмотренных федеральными законами) осуществляется за счет средств федерального бюджета.

Привлечение для этого средств внебюджетных источников (включая средства, получаемые от оказания платных услуг) не допускается, кроме случаев, когда указанные средства учитываются при определении объема расходов федерального бюджета.

Вместе с тем указанное положение регламентирует порядок использования внебюджетных средств для осуществления выплат государственным служащим недостаточно четко. В частности, согласно п.6 ст.21 Федерального закона от 31.07.1995 N 119-ФЗ гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, т.е. фонд оплаты труда формировался на основании КЗоТ РФ, а в соответствии со ст.70 Бюджетного кодекса Российской Федерации бюджетным учреждениям разрешено производить оплату труда в соответствии с заключенными трудовыми договорами. Более того, согласно п.2 Указа N 310 размер премий федерального государственного служащего максимальными размерами не ограничивается. Положение о порядке образования для федеральных государственных органов фонда оплаты труда государственных служащих не утверждено. Указ N 310 устанавливает лишь ограничения в формировании данного фонда по объемам бюджетного финансирования.[5]

Следовательно, при соблюдении последнего из перечисленных в п.7 Указа N 310 условий учета внебюджетных средств, используемых для выплат денежных вознаграждений (премий) государственным служащим, при определении объема расходов федерального бюджета нет формальных оснований для запрета таких выплат.

На основании изложенного можно сделать вывод о том, что до включения сметы доходов и расходов бюджетного учреждения после налогообложения в утвержденную единую смету доходов и расходов выплаты дополнительных премий и иных вознаграждений федеральным государственным служащим за счет внебюджетных средств могут производиться в следующем порядке:[6]

условия выплаты регламентируются коллективным договором;

на внебюджетные средства, полученные от разрешенной бюджетному учреждению предпринимательской деятельности, начисляются установленные действующим законодательством налоги, после чего часть оставшихся средств в соответствии с положением о фондах материального поощрения зачисляется на субсчет 240 "Средства на материальное поощрение и социальные выплаты";

руководством бюджетного учреждения утверждается смета доходов и расходов по данным средствам, в которой предусматриваются премиальные и иные социальные выплаты федеральным государственным служащим в соответствии с коллективным договором;

на основании приказов руководителя учреждения производятся предусмотренные сметой доходов и расходов выплаты с удержанием из них сумм налога на доходы физических лиц;

произведенные государственным служащим выплаты учитываются и отражаются в бухгалтерской отчетности учреждения в составе общего фонда оплаты труда.

Код 110200 "Начисления на оплату труда" включает единый социальный налог, расходы на обязательное социальное страхование от несчастных случаев на производстве и на государственное пенсионное страхование.

С 2005г. в действие вводится новая инструкция по бюджетному учету Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа  2004 г.  № 70н в котором для ведения расчетов по заработной плате определены следующие счета:

На счете 030402000 “Расчеты с депонентами” учитываются суммы заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий, не полученные в установленный срок.

Учет депонированных сумм по заработной плате и стипендиям ведется в Книге аналитического учета депонированной заработной платы, денежного довольствия военнослужащих и стипендий.

Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями:

– суммы заработной платы и стипендий, не полученные в срок, отражаются по кредиту 030402730 “Увеличение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами” и дебету счета 030201830 “Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда”;

– суммы выданной депонентской задолженности отражаются по дебету счета 030402830 “Уменьшение кредиторской задолженности по расчетам с депонентами” и кредиту счета 020104610 “Выбытия из кассы”.

На счете 030403000 “Расчеты по удержаниям из заработной платы” учитываются расчеты по удержаниям из заработной платы и денежного довольствия, стипендий; безналичным перечислениям на счета во вклады сотрудников учреждения; взносам по договорам добровольного страхования; взносам на пенсионное страхование; суммам членских профсоюзных взносов; исполнительным листам и другим документам.

Удержания производятся на основании соответствующих документов: письменных заявлений работников, договоров добровольного страхования, исполнительных листов и других документов. Аналитический учет по счету  ведется в Карточке учета средств и расчетов.

 Операции по счету оформляются следующими бухгалтерскими записями: суммы, удержанные из заработной платы и стипендий, отражаются по дебету счетов 030201830 “Уменьшение кредиторской задолженности по оплате труда”, 030216830 «Уменьшение кредиторской задолженности по прочим расходам» и кредиту счетов 030403730 «Увеличение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы», 030301730 «Увеличение кредиторской задолженности по налогу на доходы физических лиц», соответствующих счетов аналитического учета  счета 020800000 “Расчеты с подотчетными лицами”;  перечисление удержанных сумм отражается по дебету счета 030403830 “Уменьшение кредиторской задолженности по удержаниям из заработной платы” и кредиту счетов 020101610 “Выбытия денежных средств учреждения с банковских счетов”,  030405210 “Расчеты по платежам из бюджета с органами, организующими исполнение бюджетов, по оплате труда и начислениям на выплаты по оплате труда”.

Список литературы



1.            "Экономика и жизнь", N 3, 2003.

2.            Кирьянова З.В. Теория бухгалтерского учета: Учебник для вузов по спец. «Бухучет и аудит». – 2-е изд., перераб. и доп., - М.: Финансы и статистика, 2000, 256 с.

3.            Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000, 543 с.

4.            "Налоговые известия Московского региона", N 6, 2003.

5.            Приказ Министерства финансов Российской Федерации от 26 августа  2004 г.  № 70н.

6.            Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 496 с.

7.            "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, 2002.



[1] Соколов Я.В. Основы теории бухгалтерского учета. – М.: Финансы и статистика, 2000. – 349 с

[2] "Налоговые известия Московского региона", N 6, 2003


[3] "Налоговые известия Московского региона", N 6, 2003


[4] "АКДИ "Экономика и жизнь", N 3, 2003


[5] Кутер М.И. Теория и принципы бухгалтерского учета: Уч. пос. для втузов по эк. спец.– М.: Финансы и статистика, Экспертное бюро, 2000, 417 с.


[6] "Финансовая газета. Региональный выпуск", N 39, 2002