Содержание
Введение. 3
1. «Полтава» - как историческая и социально-психологическая поэма. 4
2. Проблематика «Полтавы». Характеры героев. 6
3. Образ Петра I, его личность и историческая судьба России. 10
Заключение. 12
Список литературы.. 13
Введение
Один из любимых исторических героев А.С. Пушкина - Петр I. Ему посвящены многие произведения Пушкина, в частности, поэма «Полтава», которая сочетает в себе лирические мотивы и мотивы исторической эпопеи о Петре. В ней описывается победа русских над шведским войском в 1709 году при Полтаве. Перед началом битвы Петр обратился к своим войскам с речью. Мысль его была ясной: защита Отечества, слова его запали в душу каждому солдату: «Воины! Пришел час решить судьбу отечества. Вы не должны помышлять, что сражаетесь за Петра, но за государство, ему врученное, за отечество, за нашу веру и Церковь. А о Петре ведайте, что ему жизнь не дорога, лишь бы жила Россия в славе и благоденствии».
На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями. Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.
Пушкин избрал для своей поэмы одно из замечательных событий в истории родины, героем которого выступает народ-защитник родины. Несмотря на то, что из полутора тысяч строк лишь сто с лишним посвящены Петру, его образ словно витает над поэмой и ощущается в каждой песне.
«Полтава» была новаторским произведением, не понятым ни современниками, ни позднейшей критикой. В пределах одной поэмы Пушкин захотел объединить несколько важных политических и личных тем, волновавших его в ту эпоху.
Цель данной работы – рассмотреть проблематику и стиль поэмы А.С.Пушкина «Полтава».
1. «Полтава» - как историческая и социально-психологическая поэма
Осуществлением замысла Пушкина создать большое историческое произведение из эпохи Петра 1 явилась написанная в 1828 году поэма «Полтава», которая не только в финальной своей части, но и в целом была вдохновлена мыслью о Петре. Отсюда многие важные особенности поэмы – идейные и стилевые. Тень великого Петра легла на все создание Пушкина и определила общую расцветку исторической картины. Она определила, в частности, авторское отношение ко всем героям поэмы. Сознательно или бессознательно Пушкин судит всех героев именем Петра и его же именем выносит им приговор. С этим связана несвойственная Пушкину в других случаях некоторая одноплановость и однозначность в изображении героев.[1] Белинский писал об этом применительно к Мазепе: «… в Мазепе мы видим одну низость интригана, состарившегося в кознях»[2].
Произведение Пушкина «Полтава» исполнена не только исторического, но и морализаторского пафоса. Эта поэма одноцентровая, в известном смысле «одногеройная». В ней все так или иначе связано с Петром, устремлено на Петра, все им проверяется. С точки зрения нравственной и исторической в поэме существует безусловная положительная ценность – Петр и все, что ему близко, что служит его делу. Противники его дела при таком подходе становятся злодеями, исторически ничтожными и ущербными. Именно таким и является Мазепа. В нем все вызывает в читателе отталкивание, чувство неприязни. И даже любовь, внушенная им Марии, представляется странной и, главное почти вовсе лишенной поэзии.
Подлинно высокой поэзии исполнена третья часть поэмы, целиком посвященная Петру. Эта часть поистине венчает поэму, для Пушкина она самая главная. С самого начала и до конца, и в описании Полтавской битвы, и в последующих картинах и рассуждениях, она звучит как высокая ода Петру, как хвала Петру и его делам.
В «Полтаве» Пушкин дал произведение совершено нового типа – реалистическую историческую поэму, синтетически вобравшую в себя элементы не только эпопеи и романтической поэмы, но и трагедии (сцены-диалоги между Мазепой и Марией, монологи Мазепы) и романа. Причем широкий синтез самых разнообразных жанров был осуществлен Пушкиным в значительной степени именно на основе романа, романтическая фабула беззаконной любви Марии и Мазепы дала возможность развернуть яркую картину данной исторической эпохи. В предисловии к первому изданию «Полтавы» и в последующих заметках о ней поэт настойчиво подчеркивает, что в совей поэме он стремился быть полностью верным истории. Так это и было на самом деле. В романтической фабуле своей поэмы, хотя она и основана на реальных событиях, Пушкин, правда, допускает элементы художественного домысла и даже в отдельных случаях отступает от исторических фактов (например, замена имени героини, которая на самом деле звалась Матреной). Зато во всем остальном он полностью опирается на тщательно изученные им исторические источники и материалы, какими он только мог в ту пору располагать.[3]
Высокий общественный пафос, патриотический дух, выбор поэтом в качестве предмета изображения события огромного национально-исторического значения в сочетании с глубоким историзмом – правильным освещением эпохи, исторического хода вещей (в частности, утверждением нерушимой связи русского и украинского народов), исторических характеров – во всем этом сказывается новое качество «Полтавы» по сравнению со всеми предшествовавшими ей поэмами как самого Пушкина, так и его предшественников и современников. В этом подлинная народность поэмы, органически проявляющаяся и в ее стиле. Больше того, в историческом оптимизме «Полтавы», воссоздавшей один из самых героических моментов русской истории, пронизанной патриотической верой в мощь и крепость становящейся русской нации, в силы народа, поэт обрел могучее противоядие тем настроениям отчаяния и тоски, тем пессимистическим мотивам, которые окрасили собой ряд его стихотворений 1826-1828 гг.
Имела «Полтава» и важное общественное значение. Победно торжествующий тон поэмы, подчеркиваемый самим звучанием ее стиха – мажорного четырехстопного ямба, обогащенного всем несравненным стихотворным пушкинским мастерством, исполненного энергии и вместе с тем простоты, - все это в период тяжелой общественной депрессии вселяло бодрость в сердца, порождало уверенность в том, что силы нации не сломлены, что молодая Россия, отстоявшая на поле Полтавского боя свое право на существование, давшая достойный отпор внешнему врагу, сумеет перетерпеть и выпавшие на ее долю новые испытания, одолеет тяжкий гнет реакции и порабощения.
2. Проблематика «Полтавы». Характеры героев
Пушкинская поэма с самого начала вводит читателя в судьбу частных лиц: Кочубея, Марии, Мазепы. В первых же стихах поэмы завязывается любовный сюжет, развитие которого долгое время занимает первый план. До конца поэмы прослеживает Пушкин развитие этой сюжетной линии.
Место любовной интриги в «Полтаве» настолько значительно, что приходится констатировать: в отношении темы и сюжета пушкинская поэма не удовлетворяет строгим требованиям классической эпопеи, где любовные истории допускались только как побочные эпизоды.
Частные отношения, с изображения которых начинается «Полтава», в своем дальнейшем развитии влекли автора к историческим, политическим событиям. Новеллистический сюжет неизбежно вырастал в исторический.
Проследим логику сюжета. Мазепа сватается к дочери Кочубея, но получает от родителей невесты отказ. Тогда он тайно увозит Марию. Оскорбленный Кочубей доносит Петру о политических замыслах Мазепы. Так в орбиту действия вовлекается русский царь, а вместе с тем выступает и вторая сюжетная линия: политическая борьба Мазепы. Петр не верит доносу и выдает доносчиков Мазепе. Интересы любовника оказываются в противоречии с интересами гетмана. Мазепа решает, что «любовник гетману уступит», и обрекает Кочубея на казнь. Это событие входит одновременно в обе сюжетных линии: Мазепа устраняет своего политического врага, но тем самым вырывает пропасть между собой и любимой женщиной. Новеллистическая сюжетная линия развязывается исчезновением Марии после казни отца, с эпилогом — встречей бегущего гетмана с помешанной любовницей. Историческая линия сюжета имеет свое продолжение, несмотря на то осложнение ее, которое было вызвано вторжением в нее событий личной жизни:
Души глубокая печаль Стремиться дерзновенно в даль Вождю Украйны не мешает.[4]
Мазепа открыто переходит на сторону Карла и выступает против Петра. Историческая линия сюжета приводит к кульминации — Полтавской битве, где решается исход политической борьбы. Бегством Мазепы и его союзника сюжет развязывается.
Это сплетение в «Полтаве» двух сюжетных линий и давало повод критике упрекать пушкинскую поэму в двойственности сюжета, в отсутствии цельности.
Критики, знавшие исторические сюжеты эпопей и новеллистические сюжеты романтических поэм, не поняли того, что в «Полтаве» Пушкин создал сюжет нового качества, органически объединив в нем события частной и общественной жизни.
В «Полтаве присутствует фактическая точность художественного историзма – наличие в ней подлинно исторических, то есть обусловленных эпохой и ее в себе олицетворяющих, образов-характеров.
В биографии Мазепы особенно потрясли Пушкина эпизоды обольщения стариком-гетманом своей крестницы и казни им ее отца. Они были восприняты поэтом как «разительная историческая черта», дававшая психологический ключ к пониманию характера самого Мазепы. Этот трагический эпизод Пушкин и положил в основу своей поэмы, разработав его с исключительной силой и глубиной.
Замечательным художественным достижением автора «Полтавы» является образ Марии с ее женским очарованием и «неженской душой» - один из самых чарующих образов женщин в пушкинском творчестве. Образ Марии - тема частного человека, раздавленного колесом истории. Мария — сильная и страстная женщина. Преодолев и религиозные препятствия, и проклятие родителей, и позор в глазах общества, она завоевывает себе счастье, но неожиданно и невинно погибает жертвой игры грандиозных и страшных исторических событий. Выделенная поэтом в конце поэмы (и в конец эпилога), драма Марии придает трагический характер и всему произведению.
Но дочь преступница … преданья
Об ней молчат. Ее страданья,
Ее судьба, ее конец
Непроницаемою тьмою
От нас закрыты. Лишь порою
Слепой украинский певец,
Когда в селе перед народом
Он песни гетмана бренчит,
О грешной деве мимоходом
Казачкам юным говорит.[5]
В своем роде не менее значителен и характер Мазепы, «развитый» Пушкиным во всей его мрачной и вместе с тем трагической глубине. Эпизод из личной жизни Мазепы – «губителя» отца Марии и ее самой – объясняет его политический облик. Романтическая фабула художественно закономерно сплетается, как это имело место и в историческом романе, с повествованием о важнейших исторических событиях эпохи, которыми автор по всему ходу поэмы как бы аккомпанирует рассказ о любви Марии и Мазепы и которые после трагического исхода этой любви начинают звучать во весь голос, образуют собой мажорный финал. Злодей в личной жизни, Мазепа выступает и как злодей политический. Обманщик и предатель своей возлюбленной в 3-ей и последней песне поэмы – картине Полтавской битвы – предстает как обманщик и предатель своей страны, народа.
Другая тема, которая не могла не встать перед Пушкиным как государственным мыслителем, — тема многонациональности русского государства, исторической закономерности объединения разных наций в пределах одного государства и прочности их связи с русским народом и государством. Эту тему Пушкин развивает на примере Украины, поставив в центре образ Мазепы, пытавшегося при помощи шведских войск оторвать Украину от России. В поэме Пушкин (в строгом соответствии с историей) показывает Мазепу не как патриота, борющегося за освобождение своей родины, а как коварного властолюбца, на деле презирающего и свободу и родину. Эту национальную тему Пушкин, видимо, сначала хотел выдвинуть на первое место, назвав в рукописи свою поэму «Мазепа».
Исключительно яркое, динамическое описание Полтавской битвы не является чужеродным эпопейным привеском к романтической поэме, а составляет важнейшую, органическую часть всего идейно-художественного замысла автора.
Уж на равнине, по холмам
Грохочут пушки. Дым багровый
Кругами всходит к небесам
Навстречу утренним лучам.
Полки ряды свои сомкнули.
В кустах рассыпались стрелки.
Катятся ядра, свищут пули;
Нависли хладные штыки.[6]
3. Образ Петра I, его личность и историческая судьба России
Главная тема «Полтавы» — судьба русского государства среди других европейских государств, способность русского народа отстоять свою самостоятельность в борьбе с сильнейшими противниками. Эта тема (борьба Карла XII с Петром) связывалась в сознании Пушкина с недавними, памятными еще ему событиями — нашествием Наполеона и поражением его, «когда падением ославил муж рока свой попятный шаг». Пушкин считал, что, победив в тяжкой борьбе с могучим врагом, Россия показала свою внутреннюю крепость и силу.
Но в искушеньях долгой кары, Перетерпев судеб удары, Окрепла Русь. Так тяжкий млат, Дробя стекло, кует булат.
Героем, стоящим в центре этой темы в «Полтаве», является Петр, а центральным эпизодом — Полтавский бой и пир после победы.
На боевом духе солдат сказалось не только напутственное слово царя, но и то, что Петр I лично участвовал в сражении, находясь в самых опасных местах: его шляпа и седло были прострелены вражескими пулями.
Далече грянуло ура:
Полки увидели Петра.
Шведам не удалось сломить сопротивление русских и отбить их атаки: враг вынужден был отступить под мощным натиском.
Описание боя дается Пушкиным с точного указания места и времени, где он произошел. Образ «горит восток зарею новой» имеет скрытый смысл: образ зари как начала новой жизни, победы Востока над Западом. Армия шведов была непобедимой, сильной, хорошо вооруженной и подготовленной, поэтому Пушкин называет шведов «сынами любимыми победы».
Живости, динамичности повествования полтавской битвы поэт достигает глаголами, которые подчеркивают быстроту движения: рассыпались, катятся, свищут, рвутся, летят, гремит, пылает.
Волнуясь, конница летит; Пехота движется за нею И тяжкой твердостью своею Ее стремление крепит...
В словах часто встречается глухой согласный [т], что создает ощущение топота. Петр I уверен в своих силах и в стремлении завоевать победу; внушает эту уверенность своим солдатам.
Браздами, саблями звуча... Бросая груду тел на груду, Шары чугунные повсюду Меж ними прыгают, разят, Прах роют и в крови шипят...
Использование звонких и шипящих звуков создает ощущение звона, грохота оружия, снарядов.
Петр I изображен в реалистических тонах, он сохраняет черты символа новой России - стихийной, неопределимой, гнетущей силы неизбежного исторического процесса.
Когда Россия молодая,
В бореньях силы напрягая,
Мужала с гением Петра.
Петр предстает перед нами блестящим полководцем, отстаивающим честь России. Карл видит перед собой не «несчастных нарвских беглецов», а:
Нить полков блестящих, стройных,
Послушных, быстрых и спокойных,
И ряд незыблемый штыков.
В Петре Пушкин поднимает на щит не самодержавие, а государственный гений, державный труд, военные подвиги.
В «Полтаве» нашла свое выражение та же концепция Петра, которая содержится и в ряде других произведений Пушкина. Петр для Пушкина был прежде всего государственным преобразователем, создателем «молодой», новой России, мощно двинувшим ее по пути европеизации.
Заключение
Победа под Полтавой была критическим, решающим моментом в истории всего петровского времени. От исхода борьбы с Карлом XII зависело существование России как великой державы. Тем недопустимее и преступнее была продиктованная личными, корыстно-эгоистичными целями измена Мазепы. И вот «честолюбцу, закоренелому в коварствах и злодеяниях», не любящему родины и готовому предать народ, контрастно противопоставляется Пушкиным в 3-ей песне «Полтавы» фигура героя-полководца, царя-патриота Петра, за которым ощутимо стоит и вся мужающая, крепнущая, закаляющаяся, как булат под «тяжким млатом» суровых исторических испытаний, «Россия молодая».
Петр как исторический деятель и как личность – полная противоположность и Карлу и Мазепе. Карл – «воинственный бродяга», исторический авантюрист, который возмечтал по-своему повернуть ход исторических событий: разорвать на куски и подчинить себе созидающееся могучее, многонациональное российское государство.
Изменник Мазепа в своих действиях движим только личными честолюбивыми замыслами, и он одинок: украинские народные массы его не поддержали, за ним пошла только небольшая кучка его приверженцев.
Петр делает свое дело для народа вместе со всей Россией. Из душного и мрачного мира мелких интересов, эгоистических целей и узколичных страстей - мира Мазепы, поэт выводит нас на просторы большого национально-исторического и народного подвига. В этом и смысл необычного построения поэмы Пушкина, с полной отчетливостью раскрывающийся в ее эпилоге. Все, что движимо узколичными, эгоистическими целями, хищническими и корыстными страстями, преходит, теряется без остатка. Только большими делами на благо родины и народа исторический деятель может создать себе вовеки нерушимый «огромный памятник» - вот что говорит поэт не только сюжетом, образами, но и самой композицией своей героико-патриотической поэмы.
Список литературы
1. Белинский В.Г. Полное собр. Соч., т. 7.
2. Благой Д. Вступительная статья. А. Пушкин: стихотворения, поэмы, сказки. – М.: Художественная литература, 1977
3. Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: НАУКА, 1984.
4. Пушкин А.С. Стихотворения, поэмы, сказки. – М.: Художественная литература, 1977.
5. Бурцева Е.Н. Русская литература XIX века: Энциклопедическое издание. – М.: Глория, 2003.
[1] Маймин Е.А. Пушкин. Жизнь и творчество. – М.: НАУКА, 1984. – с. 180
[2] Белинский В.Г. Полное собр. Соч., т. 7. – с. 409
[3] Благой Д. Вступительная статья. А. Пушкин: стихотворения, поэмы, сказки. – М.: Художественная литература, 1977. – с. 27
[4] Пушкин А.С. Стихотворения, поэмы, сказки. Полтава – М.: Художественная литература, 1977. – с. 579
[5] Пушкин А.С. Стихотворения, поэмы, сказки. Полтава – М.: Художественная литература, 1977. – с. 590
[6] Пушкин А.С. Стихотворения, поэмы, сказки. Полтава – М.: Художественная литература, 1977. – с. 583