Содержание




Введение.. 3

1. Понятие и элементы бюджетных правоотношений.. 4

1.1 Понятие бюджетного права и правоотношений. 4

1.2 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы  в Российской Федерации. 5

1.3 Субъекты бюджетных правоотношений. 8

2. Особенности бюджетных правоотношений.. 14

2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации. 14

2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации. 17

2.3 Местные бюджеты.. 20

Заключение.. 23

Список литературы... 24


Введение

Система бюджетных правоотношений – фактор, переоценить влияние которого на социально-экономическое развитие  сложно. От того насколько эффективно и целесообразно распределены обязанности и финансовые ресурсы для их выполнения между бюджетами, зависит возможность государства выполнять свои функции, а населения – быть обеспеченными бюджетными услугами.

Современное состояние взаимоотношений между субъектами бюджетных правоотношений характеризуется многочисленными проблемами. При этом данные проблемы чрезвычайно обострились в последнее время. Не случайно, что в Бюджетном послании Президента Российской Федерации этим проблемам уделено специальное внимание. В нем прямо указывается, что «существующая система межбюджетных отношений нуждается в глубоких преобразованиях».

Процесс реформирования правоотношений между бюджетами разных уровней бюджетной системы в последние годы был преимущественно ориентирован только на совершенствование механизма оказания финансовой помощи регионам посредством перераспределения финансовых ресурсов, централизуемых в федеральном бюджете. В федеральном бюджете в последнее время существенно выросло количество формируемых для этих целей фондов, число которых в настоящее время достигло пяти.

Таким образом, четкая система бюджетных правоотношений имеет важное экономическое, политическое и социальное значение для успешного развития России в целом и ее субъектов. Этим и обусловлена актуальность данной работы.

Целью данной работы является рассмотрение сущности бюджетных правоотношений в Российской Федерации.

Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:

-        Рассмотреть элементы и понятие бюджетных правоотношений;

-        Рассмотреть особенности бюджетных правоотношений


1. Понятие и элементы бюджетных правоотношений

1.1 Понятие бюджетного права и правоотношений

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий финансово-правовые нормы, устанавливающий структуру бюджетной системы, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок их распределения между бюджетами, регламентацию бюджетного процесса.

Нормы бюджетного права по содержанию делятся на:

Материальные - закрепляющие структуру бюджетной системы, перечень бюджетных доходов и расходов, распределение их между бюджетами.

Процессуальные - регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчетов об исполнение бюджета.

Общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

К ним относятся:

-              Отношения возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней.

-              Отношения возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.[1]

Бюджетные правоотношения являются частью финансовых правоотношений.

Бюджетное правоотношение не может длиться свыше 1 года и прекращаются в конце соответствующего года, что не исключает возникновение нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.


Источники бюджетного права:

       а). Конституция.

       б). БК РФ от 31.07.98г.

       в). ФЗ (о федеральном бюджете на соответствующий год).


1.2 Понятие и особенности бюджета и бюджетной системы  в Российской Федерации

Центральное место в системе государственных финансов занимает государственный бюджет – имеющий силу закона финансовый план государства на текущий финансовый год. Бюджетный кодекс Российской Федерации определяет бюджет как «форму образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления». Таким образом, аккумулируя с помощью государственного бюджета денежные средства, государство через финансовые механизмы осуществляет выполнение возложенных на него обществом политических, экономических и социальных функций, а именно содержание государственного аппарата, армии, правоохранительных органов, выполнение социальных программ, реализация приоритетных экономических задач и т.д. Необходимо отметить, что бюджет, как фонд денежных средств, в цельном виде никогда не существует, т.к. по мере поступления доходов они обращаются на покрытие расходов. Он является лишь планом образования и использования общегосударственного фонда денежных средств, то есть росписью доходов и расходов государства, согласованных друг с другом, как по объему, так и по срокам поступления и использования.[2]                         

Как правило, сложившиеся формы государственного управления и взаимоотношений между членами общества определяют и особенности финансовой системы. В странах с социалистической экономикой в силу монопольной государственной  собственности на средства производства и наличия мощного госаппарата, основной её задачей было обслуживание потребностей  государственной власти. Государственные финансы подчиняли себе и средства предприятий и организаций, и даже сбережения населения.

Перемены в экономике России и её политическом строе, произошедшие в  начале 90-х годов, вызвали серьезные изменения в её финансовом механизме. Появление новых форм собственности, новых субъектов хозяйствования повлекло изменения в системе денежных доходов и расходов; финансовые потоки стало возможным регулировать в основном косвенными методами. Одним из важнейших направлений реформирования государственных финансов стало расчленение единого госбюджета на три самостоятельных части: федеральный бюджет, бюджеты субъектов федерации и местные бюджеты. Это стало важным шагом к демократизации финансовых отношений. В этом же направлении действовали переход к налогам, как главному способу обеспечения доходов бюджета, отмена монополии на внешнюю торговлю и валютные отношения, приватизация государственной собственности и т.п. Все это привело к принципиальным изменениям в бюджетной системе Российской Федерации, и её бюджетном устройстве.

Бюджетный кодекс РФ дает следующее определение:  «бюджетная система - основанная  на экономических отношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов». Под бюджетным устройством принято понимать организацию бюджетной системы и принципы её построения.

Организационное построение бюджетной системы всецело зависит  от формы государственного устройства. Бюджетная система унитарных государств включает в себя два уровня: государственный бюджет и местные бюджеты. У государств с федеративным устройством, наряду с федеральным и местными бюджетами, выделяются бюджеты субъектов федерации (штатов в США, Бразилии, Индии; земель в Германии; республик, краёв, областей и автономных округов в России). Однако и в унитарных, и в федеративных государствах бюджеты нижестоящих уровней не входят в бюджеты вышестоящих уровней.

Таким образом, бюджетная система  России, как федеративного государства состоит из трёх уровней:

-              первый уровень  - федеральный бюджет Российской Федерации и бюджеты государственных внебюджетных фондов;

-              второй уровень - бюджеты субъектов РФ (89 бюджетов - 21 республиканский бюджет, 55 краевых и областных бюджетов, 10 окружных бюджетов автономных округов, бюджет автономной Еврейской области, городские бюджеты Москвы и Санкт-Петербурга) и бюджеты территориальных государственных внебюджетных фондов;

-              третий уровень - местные бюджеты (около 29 тысяч городских, районных, поселковых и сельских бюджетов).

Совокупность бюджетов всех уровней образует консолидированный бюджет. Консолидированный бюджет определяется Бюджетным кодексом как свод бюджетов всех уровней на соответствующей территории.

Консолидированный бюджет субъекта РФ  составляют бюджет самого субъекта и свод бюджетов находящихся на его территории муниципальных образований.          

Таким образом, бюджетное устройство государства и особенности бюджетных правоотношений определяются его государственным устройством, закрепленным в Конституции РФ: «РФ - это демократическое, федеративное, правовое государство с республиканской формой правления»[3], т.е. РФ состоит из: республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области и автономного округа - субъектов РФ.

                   

1.3 Субъекты бюджетных правоотношений

Субъектами бюджетных правоотношений являются:

            а). РФ

            б). Ее субъекты

            в). Местное самоуправление

            г). Органы государственной власти всех ветвей

            д). Государственные юридические лица

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся[4]:

-            установление общих  принципов  организации  и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

-            разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

-            определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

-            установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления;

-            осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

-            установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

-            предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

-            установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;

-            установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

-            утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

-            установление  единых  форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            формирование, обеспечение  погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

-            определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

-            установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

В области  регулирования  бюджетных  правоотношений  к ведению субъектов Российской Федерации относятся[5]:

-            установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации,  утверждения и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации,  составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

-            составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации,  утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении  бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

-            распределение доходов от региональных налогов и сборов,  иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

-            определение порядка направления в бюджет  субъекта  Российской Федерации доходов от использования собственности  субъекта Российской  Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных  доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

-            разграничение полномочий по осуществлению расходов  между бюджетом  субъекта Российской Федерации и местными бюджетами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-            установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий  предоставления  финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

-            определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

-            предоставление финансовой  помощи  и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

-            установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

-            определение перечня и  порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

-            осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

В области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся[6]:

-            установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов,

-            осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

-            составление и рассмотрение проектов местных бюджетов,

-            утверждение и исполнение местных бюджетов,  осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

-            определение порядка  направления  в местные бюджеты доходов от использования  муниципальной  собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

-            определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

-            предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

-            определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

-            осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.

Таким образом, особенности правоотношений между субъектами определяется организацией бюджетной системы.

-            Взаимодействие между субъектами бюджетных правоотношений основывается на принципах бюджетной системы:

-            Единство бюджетной системы РФ.

-            Разграниченность доходов и расходов между уровнями бюджетов РФ.

-            Самостоятельность бюджетов.

-            Полнота отражения доходов и расходов бюджета, бюджетов государственных внебюджетных фондов.

-            Сбалансированность бюджетов.

-            Эффективности и экономности использования денежных средств.

-            Общее покрытие расходов бюджетов.

-            Гласность.

-            Достоверность бюджета.

-            Адресность и целевой характер бюджетной системы.

Бюджетные права РФ, субъектов РФ и муниципальных образований – это вверенные им полномочия в лице соответствующих органов государственной власти или местного самоуправления по формированию и расходованию собственного бюджета и регулирующие бюджетные отношения на своей территории в определенных законом пределах.

Содержание бюджетных прав субъектов бюджетных правоотношений составляют права на:

-            Собственный бюджет.

-            Получение закрепленных и регулирующих бюджетных доходов и внесение их в данный бюджет.

-            Использование средств собственного бюджета для финансирования потребностей государства и его территориальных подразделений.

-            Самостоятельное определение направлений расходов собственного бюджета.

-            Распределение собственных бюджетных доходов между субъектами данной территории.

-            Формирование и использование в размерах собственного бюджета целевых и резервных фондов.

-            Объединение средств собственного бюджета со средствами других бюджетов и иных финансовых ресурсов.

-            Привлечение в бюджет заемных средств.

-            Оказание финансовой поддержки нижестоящим бюджетам.

-            Компенсация за счет средств вышестоящего бюджета в случае увеличения доходов и расходов.

-            Самостоятельное распоряжение дополнительно выявленными или сэкономленными средствами.

-            Правовое регулирование отношений, касающихся собственности бюджетов.

-            Судебная защита бюджетных прав.

Бюджетные права имеют свои особенности и различны по содержанию.


2. Особенности бюджетных правоотношений

2.1 Федеральный бюджет Российской Федерации

Основные функции управления государством возложены на центральные органы власти. Для выполнения ими их обязанностей, для финансового обеспечения общегосударственных мероприятий формируется централизованный финансовый фонд – федеральный бюджет. В ст. 71 Конституции РФ зафиксировано, что в ведении РФ находятся федеральный бюджет, федеральные налоги и сборы, федеральные фонды регионального развития. Федеральный бюджет Российской Федерации входит в первый уровень бюджетной системы РФ. Федеральный бюджет – основной финансовый план государства, утверждаемый Федеральным Собранием в виде федерального закона. Именно федеральный бюджет является основным орудием перераспределения национального дохода и ВВП, через него мобилизуются финансовые ресурсы, необходимые для регулирования экономического развития страны и реализации социальной политики на территории всей России. При составлении проекта бюджета учитываются не только данные о прогнозируемых размерах доходов бюджета и необходимых государственных расходов; бюджет строится с учетом необходимости осуществления избранной экономической политики. Для осуществления своих функций за федеральным бюджетом закреплены собственные  налоговые и неналоговые доходы.

Доходы федерального бюджета:

К налоговым доходам федерального бюджета относятся:

–       Федеральные налоги и сборы, перечень и ставки которых определяются налоговым законодательством РФ, а пропорции их распределения в порядке бюджетного регулирования между бюджетами разных уровней бюджетной системы РФ утверждаются федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год;

–       Таможенные пошлины, таможенные сборы и иные таможенные платежи;

–       Государственная пошлина в соответствии с законодательством РФ.

К неналоговым доходам федерального бюджета относятся:

–       Доходы от использования имущества, находящегося в государственной собственности, доходы от платных услуг, оказываемых бюджетными учреждениями, находящимися в ведении органов государственной власти РФ;

–       Доходы от продажи имущества, находящегося в государственной собственности – в порядке и по нормативам, которые установлены федеральными законами и другими нормативными правовыми актами органов государственной власти РФ;

–       Часть прибыли унитарных предприятий, созданных РФ, остающейся после уплаты налогов и иных обязательных платежей – в размерах, устанавливаемых Правительством РФ;

–       Прибыль Банка России – по нормативам, установленным федеральными законами;

–       Доходы от внешнеэкономической деятельности;

–       Доходы от реализации государственных запасов и резервов.[7]

Федеральными признаются налоги и сборы, обязательные к уплате на всей территории РФ,  такие как: налог на добавленную стоимость; акцизы на отдельные виды товаров (услуг) и отдельные виды минерального сырья; налог на прибыль (доход) организаций; налог на доходы от капитала; подоходный налог с физических лиц; взносы в государственные социальные внебюджетные фонды; государственная пошлина; таможенная пошлина и таможенные сборы; налог на пользование недрами; налог на воспроизводство минерально-сырьевой базы; налог на дополнительный доход от добычи углеводородов; сбор за право пользования объектами животного мира и водными биологическими ресурсами; лесной налог; водный налог; экологический налог; федеральные лицензионные сборы.

Главным источником доходов федерального бюджета являются налоговые доходы (76%). Наиболее весомые налоги – налог на добавленную стоимость и акцизы – более 40% всех доходов бюджета, налог на прибыль составляет лишь 10%, налоги на внешнюю торговлю и внешнеэкономические операции – около 8%, в их числе главное место занимают импортные пошлины. Вторую группу составляют неналоговые доходы – 12%. В их числе: доходы от государственной собственности, от продажи принадлежащего государству имущества, от реализации государственных запасов, от внешнеэкономической деятельности.

Третья группа – поступления от целевых бюджетных фондов – 11% (Федеральный дорожный фонд,  Федеральный экологический фонд, Фонд развития таможенной системы и др.). Кроме перечисленных налоговых и неналоговых доходов, для покрытия бюджетного дефицита используются внешние и внутренние заимствования.

Расходы федерального бюджета

В соответствии с действующим в РФ законодательством исключительно из федерального бюджета  финансируются следующие основные виды расходов:

–       Обеспечение деятельности органов исполнительной власти РФ и их территориальных органов;

–       Функционирование Федеральной судебной системы;

–       Осуществление международной деятельности;

–       Национальная оборона и ликвидация последствий чрезвычайных ситуаций;

–       Формирование федеральной собственности;

–       Обслуживание и погашение государственного долга РФ;

–       Финансовая поддержка субъектов РФ;

–       Проведение выборов и референдумов;

–       Обеспечение правоохранительной деятельности и противопожарной безопасности;

–       Обеспечение социальной защиты населения;

–       Обеспечение охраны окружающей среды;

–       Прочие расходы.

Спецификой федерального бюджета является финансирование за счет этого бюджета общегосударственных расходов. Через федеральный бюджет происходит финансирование 100% общегосударственных расходов на оборону и международную деятельность, 93% - на фундаментальные научные исследования, 76% - на правоохранительную деятельность, 89% - на предупреждение и ликвидацию ч/с.

Наибольший объем средств в расходах федерального бюджета занимает ассигнования на национальную оборону, вместе с расходами на правоохранительную деятельность (33%). 14% занимают расходы на социальные мероприятия. В объеме общегосударственных расходов на высшее образование средства федерального бюджета превышают 90%. На социальную политику – 50%, культуру и искусство, более 20%, 9% - ассигнования на обслуживание государственного долга. Затраты на поддержку отраслей народного хозяйства составляют примерно 8% всех расходов. В тоже время в общегосударственных расходах на промышленность, энергетику, строительство расходы превышают 40%, на сельское хозяйство свыше 30%.

Федеральный бюджет является важным инструментом межрегионального перераспределения общегосударственных средств. За счет федеральных налогов формируется Фонд финансовой поддержки регионов, из федерального бюджета субъектам РФ выделяются дотации и субвенции.


2.2 Бюджеты субъектов Российской Федерации

Бюджеты субъектов Российской Федерации входят во второй уровень бюджетной системы Российской Федерации. Бюджет субъекта РФ - это форма образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения субъекта РФ. Бюджет субъекта РФ и свод бюджетов муниципальных образований, находящихся на его территории, составляют консолидированный бюджет субъекта РФ.

Федеральный закон о федеральном бюджете на каждый год содержит перечень регулирующих и закрепленных федеральных налогов и платежей субъектов РФ. Например, ст. 21 ФЗ «О федеральном бюджете на 2004 год» установлено, что в бюджеты субъектов РФ в 2004 году зачисляются поступления от следующих федеральных налогов:

-         налога на прибыль (доход) предприятий и организаций - по установленным ставкам в соответствии с действующим законодательством (реально - 22 %);

-         НДС на товары (работы, услуги), производимые (выполняемые, оказываемые) на территории РФ, за исключением налога на добавленную стоимость на драгоценные металлы и драгоценные камни, отпускаемые из Государственного фонда драгоценных металлов и драгоценных камней РФ, - в размере 25 процентов доходов;

-         акцизов на спирт этиловый из всех видов сырья, водку и ликероводочные изделия, спиртосодержащие растворы, производимые на территории Российской Федерации, - в размере 50 процентов доходов;

-         акцизов на остальные товары, производимые на территории РФ, за исключением акцизов на нефть (включая газовый конденсат), акцизов на услуги по ее перекачке и акцизов на природный газ, бензин автомобильный и легковые  автомобили, - в размере 100 процентов доходов;

-         лицензионных и регистрационных сборов - в соответствии с действующим законодательством;

-         подоходного налога с физических лиц - в размере 100 процентов доходов;

-         налога на покупку иностранных денежных знаков и платежных документов, выраженных в иностранной валюте, - в размере 40 процентов доходов;

-         платежей за пользование природными ресурсами - по нормативам, установленным действующим законодательством;

-         платы за пользование объектами животного мира и водными биологическими ресурсами - в размере 60 процентов доходов;

-         лесного налога - в размере 100 процентов доходов;

-         платы за пользование водными объектами - в размере 60 процентов доходов;

-         налога с розничных продаж - в размере 100 процентов доходов;

-         прочих налогов, сборов, пошлин и других платежей, подлежащих зачислению в бюджеты субъектов РФ в соответствии с законодательством .

Согласно Бюджетному кодексу РФ расходы бюджетов субъектов  Федерации направлены на следующие пункты:

-         Функционирование органов законодательной и исполнительной власти субъектов РФ;

-         Обслуживание и погашение государственного долга субъектов РФ;

-         Реализация  региональных и целевых программ;

-         Формирование государственной собственности субъектов РФ;

-         Международные и внешнеэкономические связи субъектов РФ;

-         Содержание и развитие предприятий и организаций, находящихся в собственности субъектов РФ;

-         Оказание финансовой помощи местным бюджетам;

-         Прочие расходы, связанные с особенностями развития региона.

Кроме того, существуют статьи расходов, которые совместно финансируются из федерального бюджета и бюджетов субъектов РФ и местных бюджетов. К ним, прежде всего, относятся:

-         Государственное обеспечение правоохранительной деятельности;

-         Обеспечение противопожарной безопасности;

-         Государственная поддержка промышленности, строительства, сельского хозяйства, автомобильного и речного транспорта, связи и дорожного хозяйства, метрополитена;

-         Финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских, проектно изыскательных работ;

-         Обеспечение охраны окружающей среды;

-         Обеспечение предупреждения и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций и стихийных бедствий межрегионального масштаба;

-         Развитие рыночной инфраструктуры.

Тем регионам, в которых среднедушевой доход по бюджету за предыдущий год ниже, чем в целом по России, и у которых собственных доходов и средств, полученных из федерального бюджета, недостаточно для финансирования текущих расходов, предоставляется помощь из Федерального фонда поддержки субъектов Федерации. Регионам, в которых сбор федеральных налогов на одного жителя менее 95 % от средне российского уровня и условная сумма расходов менее 100 % плановых расходов регионального бюджета, предоставляется статус региона, особо нуждающегося в поддержке. В настоящее время большинству регионов РФ осуществляется помощь из федерального бюджета путем перечисления трансфертов, выделения бюджетных ассигнований.


2.3 Местные бюджеты

Местные бюджеты составляют третий уровень бюджетной системы Российской Федерации. БК РФ определяет бюджет муниципального образования (местный бюджет) как форму образования и расходования денежных средств, предназначенных для обеспечения задач и функций, отнесенных к предметам ведения местного самоуправления[8].

Местными признаются налоги и сборы, устанавливаемые и вводимые в действие в соответствии  с  настоящим кодексом, нормативными правовыми актами представительных органов местного самоуправления и обязательные к уплате на территории соответствующих муниципальных образований, к ним относятся:

–       Земельный налог;

–       Налог на имущество физических лиц;

–       Налог на рекламу;

–       Налог на наследование или дарение;

–       Местные лицензионные сборы.

Устанавливая местный налог, представительные органы местного самоуправления определяют в нормативных правовых актах следующие элементы налогообложения: налоговые льготы, налоговую ставку в пределах, установленных налоговым кодексом, порядок и сроки уплаты налога, а также определяют форму отчетности по данному местному налогу.

К основным задачам, реализуемым за счет местного бюджета относятся следующие направления финансирования:

–       Содержание органов местной власти;

–       Формирование и содержание муниципальной собственности;

–       Организация, содержание и развитие учреждений образования, здравоохранения, культуры и других учреждений муниципальной собственности;

–       Содержание муниципальных органов охраны общественного порядка;

–       Содержание и развитие муниципального жилищно-коммунального хозяйства;

–       Финансирование муниципального дорожного строительства и содержание дорог местного значения;

–       Организация транспортного обслуживания населения;

–       Обеспечение противопожарной безопасности;

–       Финансирование охраны окружающей среды на муниципальных территориях;

–       Реализация целевых муниципальных программ;

–       Обслуживание и погашение муниципального долга;

–        Прочие расходы, связанные с особенностями развития муниципального образования.

За последние годы на местные бюджеты были переложены, дополнительны расходы по финансированию социальной инфраструктуры и ряд других расходов, однако их доходная база не была расширена. Существующая практика, при которой до 60 % от суммы налогов, собранных в муниципальном образовании, уходят в региональный и федеральный бюджеты, а собственные расходы покрываются иногда лишь на 10 %, превращает органы местного самоуправления в постоянных просителей. Очевидно, что для создания работоспособного местного самоуправления необходимо решить задачу финансового обеспечения этого уровня власти. На практике же за последние 5 лет доля местного самоуправления в доходах консолидированного бюджета РФ сократилась с 28 % до 21 %, а доля расходов возросла с 29 % до 31 %.

Из общих расходов бюджетов всех уровней сегодня приходится: 42 % всех расходов на социальную политику, 57 % - на здравоохранение и физкультуру, 42 % - на культуру и искусство, 66 % - на жилищно-коммунальное хозяйство, 67 % - на образование.[9] Таким образом, важнейшие направления государственной политики финансируются не с федерального, а с местного уровня. В качестве одной из мер для решения вопроса бюджетного обеспечения местных бюджетов в РФ принят закон «О финансовых основах местного самоуправления в Российской Федерации», установивший единую методологию формирования местных бюджетов для всех субъектов РФ. Однако без закрепления за местными бюджетами реальных размеров доходов, отвечающих потребностям бюджетов муниципальных образований, проблему решить невозможно (в настоящее время БК РФ - ст. 60 -закрепил за местными бюджетами в полном размере только государственную пошлину и местные налоги и сборы).


Заключение

В результате проделанной работы была рассмотрена сущность бюджетных правоотношений в Российской Федерации.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие задачи:

-        Рассмотрены элементы и понятие бюджетных правоотношений;

-        Рассмотрены особенности бюджетных правоотношений на разных уровнях бюджетной системы.

Итак, общественные правоотношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, к бюджетным правоотношениям относятся:                      

-      правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений  в  процессе  формирования  доходов и осуществления расходов  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы   Российской Федерации и бюджетов государственных   внебюджетных  фондов, осуществления  государственных  и   муниципальных   заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; 

-      правоотношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений  в  процессе  составления  и  рассмотрения проектов бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением. 

Бюджетное правоотношение не может длиться свыше 1 года и прекращаются в конце соответствующего года, что не исключает возникновение нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.


Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант.

2.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант.

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант.

4.     Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003.

5.     Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003.

6.     Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.



[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст. 1.

[2] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003. – с. 102.

[3] Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант. – ст.1.

[4] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003. – с. 254.

[5] Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 187.

[6] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с. 96.

[7] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003. – с. 154.

[8] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст.14.

[9] Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 312.