Содержание




Введение. 3

1. Понятие бюджета и  бюджетных правоотношений. 4

2. Нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения. 6

3. Основные понятия, связанные с бюджетными правоотношениями. 7

4. Регулирование бюджетных правоотношений. 10

4.1 Компетенция органов государственной власти в  области регулирования  бюджетных правоотношений. 10

4.2 Компетенция органов государственной власти в области регулирования бюджетных правоотношений. 13

4.3 Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений. 14

5. Бюджетные правоотношения  и межбюджетные правоотношения. 15

Заключение. 20

Практическое задание. 21

Список литературы.. 22


Введение

Ведущую, определяющую роль в формировании и развитии экономической структуры любого современного общества играет государственное регулирование, осуществляемое в рамках избранной властью экономической политики. Одним из наиболее важных механизмов, позволяющих государству осуществлять экономическое и социальное регулирование, является финансовый механизм - финансовая система общества, главным звеном которой является государственный бюджет. Именно посредством финансовой системы государство образует централизованные и воздействует на формирование децентрализованных фондов денежных средств, обеспечивая возможность выполнения возложенных на государственные органы функций.

Экономические и политические реформы, проводимые в России с начала девяностых годов, также не могли не затронуть сферу государственных финансов, и, в первую очередь, бюджетную систему. Государственный бюджет, являясь главным средством мобилизации и расходования ресурсов государства, дает политической власти реальную возможность воздействовать на экономику, финансировать ее структурную перестройку, стимулировать развитие приоритетных секторов экономики, обеспечивать социальную поддержку наименее защищенным слоям населения.

Целью данной работы является рассмотрение основных аспектов бюджетных правоотношений в Российской Федерации.

Для достижения данной цели необходимо решить следующие задачи:

-            Рассмотреть понятие бюджета и бюджетных правоотношений;

-            Описать нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения;

-            Раскрыть основные понятия, связанные с бюджетными правоотношениями;

-            Рассмотреть особенности регулирования бюджетных правоотношений;

-            Описать бюджетные правоотношения в системе межбюджетных отношений.



1. Понятие бюджета и  бюджетных правоотношений

По своему материальному содержанию бюджет представляет собой фонд централизованных финансовых ресурсов. По своей роли - регулятор производства и потребления в обществе. По социальной природе - система денежных и иных общественных отношений между государством, юридическими и физическими лицами.

Таким образом, бюджет - форма образования и расходования денежных средств для обеспечения функций органов государства. Федеральный бюджет - основной финансовый план государства, в котором расписаны его доходы и расходы.

Его разработка осуществляется на основе прогноза социально-экономического развития страны на конкретный год.

Ст. 71 конституции РФ: федеральный бюджет находится в ведении РФ. Этому бюджету придается высшая юридическая сила, он утверждается в форме ФЗ.

Средства федерального бюджета должны направляться на:

-             государственное управление

-             международную деятельность

-             национальную оборону

-             правоохранительную деятельность

-             судебную систему

-             здравоохранение

-             образование и др.

Эти направления закреплены в ФЗ. Бюджет реализуется в документе - в форме высшего плана, что по сути является раскладкой денежных доходов и расходов на определенный период времени. Он разрабатывается ежегодно и утверждается в форме ФЗ, носит комплексный характер, т.к. включает все виды доходов и расходов государства (кроме внебюджетных)

Бюджетное право - основной раздел финансового права, включающий финансово-правовые нормы, устанавливающий структуру бюджетной системы, перечень бюджетных доходов и расходов, порядок их распределения между бюджетами, регламентацию бюджетного процесса.

Нормы бюджетного права по содержанию делятся на:

Материальные - закрепляющие структуру бюджетной системы, перечень бюджетных доходов и расходов, распределение их между бюджетами.

Процессуальные - регламентирующие порядок составления, рассмотрения, утверждения и исполнения бюджетов государства и местных бюджетов, а также порядок составления и утверждения отчетов об исполнение бюджета.

Общественные правоотношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

Согласно Бюджетному кодексу РФ, к бюджетным правоотношениям относятся:                     

-      правоотношения, возникающие между субъектами бюджетных  правоотношений  в  процессе  формирования  доходов и осуществления расходов  бюджетов  всех  уровней  бюджетной  системы   Российской Федерации и бюджетов государственных   внебюджетных  фондов, осуществления  государственных  и   муниципальных   заимствований, регулирования государственного и муниципального долга; 

-      правоотношения, возникающие  между субъектами бюджетных правоотношений  в  процессе  составления  и  рассмотрения проектов бюджетов всех  уровней  бюджетной  системы  Российской  Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, контроля за их исполнением.[1] 

Бюджетное правоотношение не может длиться свыше 1 года и прекращаются в конце соответствующего года, что не исключает возникновение нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.


2. Нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения

1. Президент  Российской Федерации издает указы, регулирующие бюджетные правоотношения, указанные в пункте 1 статьи 1 Бюджетного Кодекса.   Указы  Президента Российской Федерации не могут противоречить Бюджетному Кодексу и иным актам,  указанным в статье 2 Бюджетного Кодекса.                                             

2. На основании  и  во  исполнение  Бюджетного  Кодекса,  иных актов,  указанных  в  статье  2  Бюджетного Кодекса,  Правительство  Российской  Федерации  принимает нормативные правовые акты, регулирующие бюджетные правоотношения, предусмотренные статьей 1 Бюджетного Кодекса.

3. Федеральные органы исполнительной  власти  принимают  акты, регулирующие  бюджетные правоотношения,  предусмотренные статьей 1 Бюджетного Кодекса. 

4. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации  принимают  нормативные  правовые   акты,   регулирующие бюджетные правоотношения, в пределах своей компетенции.           

5. Органы  местного   самоуправления   принимают   нормативные правовые акты,  регулирующие бюджетные правоотношения,  в пределах своей компетенции.[2]

Бюджетные правоотношения, бюджетное устройство и бюджетный процесс в РФ регламенти­руются положениями Конституции РФ, Законами «Об основах бюджетного устройства и бюджетного процесса в РФ», «Об ос­новах бюджетных прав и прав по формированию и использова­нию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, авто­номной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправле­ния» и целым рядом других законов и нормативных докумен­тов. Кроме того, ежегодно принимаются: федеральный закон о федеральном бюджете на соответствующий год; правовые акты местных представительных органов власти о бюджетах на очеред­ной финансовый год; другие федеральные законы, законы субъ­ектов Федерации, нормативно-правовые акты местных органов власти по бюджетным вопросам.


3. Основные понятия, связанные с бюджетными правоотношениями

Бюджет - форма образования и расходования фонда денежных средств, предназначенных для финансового обеспечения задач и функций государства и местного самоуправления[3].

Консолидированный бюджет - свод  бюджетов всех  уровней бюджетной системы Российской Федерации на соответствующей территории.

Государственный внебюджетный фонд - форма образования и расходования денежных средств, образуемых вне федерального бюджета и бюджетов субъектов Российской Федерации.

Бюджетная система Российской Федерации - основанная на экономических  правоотношениях и государственном устройстве Российской Федерации, регулируемая нормами права  совокупность федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации, местных бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.

Доходы бюджета - денежные средства, поступающие в безвозмездном и безвозвратном порядке в соответствии с законодательством Российской Федерации в распоряжение органов государственной власти Российской Федерации, органов государственной власти субъектов Российской Федерации и органов местного самоуправления.

Расходы бюджета - денежные средства, направляемые на финансовое обеспечение задач и  функций государства и местного самоуправления.

Дефицит бюджета - превышение расходов бюджета над его доходами.

Профицит бюджета - превышение доходов бюджета над его расходами.

Дотации - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации на безвозмездной и безвозвратной основах для покрытия текущих расходов[4].

Субвенция - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации или юридическому лицу на безвозмездной и безвозвратной основах на осуществление определенных целевых расходов.

Субсидия - бюджетные средства, предоставляемые бюджету другого уровня бюджетной системы Российской Федерации, физическому или юридическому лицу на условиях долевого финансирования целевых расходов.

Бюджетный процесс - регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением.

Бюджетная роспись - документ о поквартальном распределении доходов и расходов бюджета и поступлений из источников финансирования дефицита бюджета, устанавливающий распределение бюджетных ассигнований между получателями бюджетных средств и составляемый в соответствии с бюджетной классификацией Российской Федерации[5].

Бюджетные ассигнования - бюджетные  средства, предусмотренные бюджетной росписью получателю или распорядителю бюджетных средств;

Минимальные государственные социальные стандарты - государственные услуги, предоставление которых гражданам на безвозмездной и безвозвратной основах за счет финансирования из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации и бюджетов государственных внебюджетных фондов гарантируется государством на определенном минимально допустимом уровне на всей территории Российской Федерации.

Минимальная бюджетная обеспеченность - минимально допустимая стоимость государственных или муниципальных услуг в денежном выражении, предоставляемых органами государственной власти или органами местного самоуправления в расчете на душу населения за счет средств соответствующих бюджетов.

Бюджетный кредит - форма финансирования бюджетных  расходов, которая  предусматривает  предоставление средств юридическим лицам или другому бюджету на возвратной и возмездной основах.

Целевой иностранный кредит (заимствование) - форма финансирования проектов,  включенных в Программу государственных внешних заимствований Российской Федерации, которая предусматривает предоставление средств в иностранной валюте на возвратной и возмездной основах путем оплаты товаров, работ и  услуг в соответствии с целями этих проектов. Целевые иностранные кредиты включают связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм, а также нефинансовые кредиты международных финансовых организаций.

Связанные кредиты правительств иностранных государств, банков и фирм - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок товаров, работ и услуг за счет средств правительств иностранных государств, банков и фирм в основном в стране кредитора.

Нефинансовые кредиты международных финансовых организаций - форма привлечения средств на возвратной и возмездной основах для закупок преимущественно на конкурсной основе товаров, работ и услуг в целях осуществления инвестиционных проектов или проектов  структурных  реформ при участии и за счет средств международных финансовых организаций.

Бюджетная ссуда - бюджетные средства, предоставляемые другому бюджету на возвратной, безвозмездной или возмездной основах на срок не более шести месяцев в пределах финансового года.

Государственный или  муниципальный заем (заимствование) - передача в собственность Российской Федерации, субъекта Российской Федерации или муниципального образования денежных средств, которые Российская Федерация, субъект Российской Федерации или муниципальное образование обязуется возвратить в той же сумме с уплатой процента (платы) на сумму займа[6].

Государственный или муниципальный долг - обязательства, возникающие из государственных или муниципальных займов (заимствований), принятых на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием гарантий по обязательствам третьих лиц, другие обязательства, а также принятые на себя Российской Федерацией, субъектом Российской Федерации или муниципальным образованием обязательства третьих лиц.

Внешний долг - обязательства, возникающие в иностранной валюте.

Внутренний долг - обязательства, возникающие в валюте Российской Федерации.


4. Регулирование бюджетных правоотношений

4.1 Компетенция органов государственной власти в  области регулирования  бюджетных правоотношений

В области регулирования бюджетных правоотношений к ведению Российской Федерации относятся[7]:

-            установление общих  принципов  организации  и функционирования бюджетной системы Российской Федерации;

-            разграничение налогов и других доходов между уровнями бюджетной системы, а также распределение в порядке межбюджетного регулирования доходов от федеральных налогов и сборов, иных доходов федерального бюджета между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            определение основ составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения и исполнения бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации, утверждения отчетов об их исполнении и осуществления контроля за их исполнением;

-            определение основ формирования доходов, осуществления расходов из бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            определение основ осуществления государственных и муниципальных заимствований, а также основ управления государственным и муниципальным долгом;

-            установление порядка составления и рассмотрения проекта федерального бюджета, утверждения и исполнения федерального бюджета, осуществления контроля за его исполнением, составления отчетности об исполнении и утверждения отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            составление и рассмотрение проекта федерального бюджета, утверждение и исполнение федерального бюджета, осуществление контроля за его исполнением и утверждение отчетов об исполнении федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            установление федеральными законами порядка осуществления заимствований Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и органами местного самоуправления, управления долгом Российской Федерации, субъектов Российской  Федерации и органов местного самоуправления;

-            осуществление государственных заимствований Российской Федерации и предоставление кредитов иностранным государствам, а также управление государственным долгом Российской Федерации;

-            установление порядка формирования доходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            осуществление расходов федерального бюджета и бюджетов государственных внебюджетных фондов;

-            установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

-            предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов Российской Федерации и местным бюджетам;

-            установление общих принципов и условий предоставления бюджетных кредитов;

-            установление минимальных государственных социальных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных или муниципальных услуг;

-            утверждение бюджетной классификации Российской Федерации;

-            установление  единых  форм бюджетной документации и отчетности для бюджетов всех уровней бюджетной системы Российской Федерации;

-            формирование, обеспечение  погашения и обслуживание внешнего долга, определение перечня и порядка осуществления государственных внешних заимствований;

-            определение перечня и порядка формирования государственных внебюджетных фондов, управление их деятельностью;

-            установление оснований и порядка привлечения к ответственности за нарушение бюджетного законодательства Российской Федерации.

4.2 Компетенция органов государственной власти в области регулирования бюджетных правоотношений

В области  регулирования  бюджетных  правоотношений  к ведению субъектов Российской Федерации относятся[8]:

-            установление порядка составления и рассмотрения проектов бюджетов субъектов Российской Федерации,  утверждения и исполнения бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении бюджетов субъектов Российской Федерации,  составление отчета об исполнении консолидированного бюджета субъекта Российской Федерации;

-            составление и рассмотрение проектов бюджетов субъектов Российской Федерации и консолидированных  бюджетов субъектов Российской Федерации,  утверждение и исполнение бюджетов субъектов Российской Федерации, осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении  бюджетов субъектов Российской Федерации и бюджетов территориальных государственных внебюджетных фондов;

-            распределение доходов от региональных налогов и сборов,  иных доходов субъектов Российской Федерации между бюджетом субъекта Российской Федерации и местными бюджетами;

-            определение порядка направления в бюджет  субъекта  Российской Федерации доходов от использования собственности  субъекта Российской  Федерации, доходов от налогов и сборов субъекта Российской Федерации, иных  доходов бюджета субъекта Российской Федерации;

-            разграничение полномочий по осуществлению расходов  между бюджетом  субъекта Российской Федерации и местными бюджетами в соответствии с законодательством Российской Федерации;

-            установление совместно с органами государственной власти Российской Федерации порядка и условий  предоставления  финансовой помощи бюджетам субъектов Российской Федерации;

-            определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

-            предоставление финансовой  помощи  и бюджетных ссуд из бюджета субъекта Российской Федерации местным бюджетам;

-            установление порядка и условий предоставления бюджетных кредитов;

-            определение перечня и  порядка осуществления государственных внутренних заимствований субъектов Российской Федерации;

-            осуществление государственных внутренних и внешних заимствований субъекта Российской Федерации и управление государственным долгом субъекта Российской Федерации.

4.3 Компетенция органов местного самоуправления в области регулирования бюджетных правоотношений

В области  регулирования бюджетных правоотношений к ведению органов местного самоуправления относятся[9]:

-            установление порядка составления и рассмотрения проектов местных бюджетов, утверждения и исполнения местных бюджетов,

-            осуществления контроля за их исполнением и утверждения отчетов об исполнении местных бюджетов;

-            составление и рассмотрение проектов местных бюджетов,

-            утверждение и исполнение местных бюджетов,  осуществление контроля за их исполнением и утверждение отчетов об исполнении местных бюджетов;

-            определение порядка  направления  в местные бюджеты доходов от использования  муниципальной  собственности, местных налогов и сборов, иных доходов местных бюджетов;

-            определение порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

-            предоставление финансовой помощи и бюджетных ссуд из местных бюджетов;

-            определение порядка осуществления муниципальных заимствований;

-            осуществление муниципальных заимствований и управление муниципальным долгом.


5. Бюджетные правоотношения  и межбюджетные правоотношения

Все бюджеты, входящие в бюджетную систему страны, взаимосвязаны в рамках межбюджетных правоотношений. Межбюджетные правоотношения – это правоотношения между органами государственной власти РФ, органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления по поводу:

-         Разграничения расходных полномочий и доходных источников между бюджетами всех уровней;

-         Распределения и перераспределения средств между бюджетами различных уровней бюджетной системы;

-         Объединения средств для финансирования расходов в интересах разных уровней власти и территорий одного уровня власти.

Характеризуя бюджетные правоотношения между федеральным центром и субъектами федерации, принято использовать специальный термин «бюджетный федерализм». Под бюджетным федерализмом понимается механизм организации и регулирования межбюджетных отношений в федеративном государстве. Этот механизм формируется на основе установленной законодательно и применяемой на практике системы связей между федеральным центром и субъектами федерации.

В целом, бюджетный федерализм – сочетание принципов централизации и децентрализации во взаимоотношениях государственных органов власти РФ, субъектов РФ и органов местного самоуправления в сфере государственной бюджетной политики, бюджетного устройства, бюджетного процесса, и межбюджетных отношений при высокой степени самостоятельности бюджетов всех уровней и на основе единства общегосударственных интересов граждан. Сущность бюджетного федерализма заключается в нормативно-законодательном установлении бюджетных прав и обязанностей двух равноправных сторон – федеральных и региональных органов государственной власти и управления, правил их взаимодействия на всех стадиях бюджетного процесса, методов частичного перераспределения бюджетных ресурсов между уровнями бюджетной системы и регионами.

Общие принципы организации межбюджетных правоотношений в РФ установлены следующими нормативными актами:

-         Конституцией РФ;

-         Налоговым кодексом Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ

-         Федеральным законом «Об основах бюджетных прав и прав по формированию и использованию внебюджетных фондов представительных и исполнительных органов государственной власти республик в составе РФ, автономной области, автономных округов, краев, областей, городов Москвы и Санкт-Петербурга, органов местного самоуправления» от 15.04.1993 г. № 4807-1;

-         Федеральным законом «Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ» № 131-ФЗ от 6.10.2003 г.;

-         Федеральным законом «О финансовых основах местного самоуправления Российской Федерации» от 25. 09. 1997г. №126;

-         Бюджетным кодексом РФ от 31.07.1998 г.№145-ФЗ.

Межбюджетные правоотношения существуют в любом государстве, имеющем административно-территориальное деление, но складываться они могут на разных основах (принципах).

Так, в Бюджетном кодексе РФ установлено, что межбюджетные правоотношения основываются на следующих принципах:

-         Распределения и закрепления расходов бюджетов по определенным уровням бюджетной системы РФ;

-         Разграничения (закрепления) на постоянной основе и распределения по временным нормативам регулирующих доходов по уровням бюджетной системы РФ;

-         Равенства бюджетных прав субъектов РФ, равенства бюджетных прав муниципальных образований;

-         Выравнивания уровней минимальной бюджетной обеспеченности субъектов РФ, муниципальных образований;

-         Равенства всех бюджетов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом, равенство местных бюджетов во взаимоотношениях с бюджетами субъектов РФ.

Такие принципы составляют бюджетный федерализм. Данный термин по непонятным причинам, не упоминается в Бюджетном кодексе, однако именно о нем идет речь при установлении принципов бюджетных отношений. В соответствии с этими принципами отдельные виды бюджетных расходов могут передаваться из федерального бюджета в бюджеты субъектов Федерации и из бюджетов субъектов Федерации – в местные бюджеты. В основе процесса распределения расходов и доходов между звеньями бюджетной системы заложен принцип равенства бюджетов субъектов РФ во взаимоотношениях с федеральным бюджетом и местных бюджетов с региональными бюджетами, который предполагает использование единой методики расчета нормативов финансовых затрат на предоставление государственных и муниципальных услуг, нормативов расчета финансовой помощи территориальным бюджетам, а также единый порядок уплаты федеральных и региональных налогов. Бюджетным кодексом РФ (ст.48) установлено, что при распределении налоговых доходов по уровням бюджетной системы налоговые доходы бюджетов  субъектов РФ должны составлять не менее 50% от суммы доходов консолидированного бюджета РФ.

Для обеспечения расходов территориальных бюджетов они должны иметь соответствующие доходы. Доходы территориальных бюджетов состоят из собственных и регулирующих. Собственные доходы бюджетов – виды доходов, закрепленные на постоянной основе полностью или частично за соответствующими бюджетами законодательством Российской Федерации. Это налоговые доходы, закрепленные за соответствующими бюджетами, бюджетами государственных внебюджетных фондов законодательством РФ, и неналоговые доходы, определенные нормативными актами, а также безвозмездные перечисления. Собственные доходы составляют меньшую часть доходов территориальных бюджетов. Для финансового обеспечения выполнения возложенных на региональные и местные органы власти функций экономического и социального развития территорий, сбалансированности территориальных бюджетов им из бюджетов вышестоящего уровня в порядке бюджетного регулирования передаются регулирующие доходы. Регулирующие доходы – федеральные и региональные налоги и иные платежи, по которым устанавливаются нормативы отчислений (в процентах) в бюджеты субъектов РФ или местные бюджеты на очередной финансовый год, а также на долговременной основе (не менее чем на три года) по разным видам таких доходов. В соответствии со ст.48 Бюджетного кодекса РФ нормативы отчислений определяются законом о бюджете того уровня бюджетной системы Российской Федерации, который передает регулирующие доходы. К регулирующим доходам территориальных бюджетов относятся также трансферты – средства, средства, поступающие из федерального и регионального фондов финансовой поддержки регионов, размер которых рассчитывается по установленной правительством методике и формуле.

Модель межбюджетных отношений упрощенно выглядит следующим образом[10]: снизу вверх  по уровням бюджетной системы (местный, региональный и федеральный бюджет) распределяются налоговые поступления, а сверху вниз направляются дополнительные финансовые средства на бюджетное выравнивание для достижения единых государственных стандартов потребления государственных услуг. Это достигается за счет трансфертов, дотаций, субсидий, субвенций, различного рода кредитов.

Таким образом, далее необходимо рассмотреть каждый из уровней бюджетной системы РФ.

 На уровне местных бюджетов осуществляется лишь регулирование процесса формирования и исполнения местных бюджетов. Система межбюджетных отношений в РФ выглядит следующим образом.

Бюджетным кодексом РФ полномочия органов государственной власти РФ в области регулирования бюджетных правоотношений по уровням бюджетной системы распределены следующим образом.

На федеральном уровне осуществляется разграничение полномочий по осуществлению расходов между бюджетами различных уровней бюджетной системы РФ; разграничение доходного потенциала по уровням бюджетной системы; установление минимальных государственных стандартов, норм и нормативов финансовых затрат на единицу предоставленных государственных и  муниципальных услуг; установление порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд из федерального бюджета бюджетам субъектов РФ и местным бюджетам.

 










Система межбюджетных правоотношений в РФ. Рис.1

За уровнем субъектов РФ закрепляются права, регулирующие взаимоотношения между субфедеральным уровнем государственного управления и органами местного самоуправления, в том числе передача собственных доходов бюджетам других уровней, включая определения порядка и условий предоставления финансовой помощи и бюджетных ссуд.

Заключение

В результате проделанной работы были рассмотрены основные аспекты бюджетных правоотношений в Российской Федерации.

При рассмотрении данного вопроса были решены следующие вопросы:

-            Рассмотрено понятие бюджета и бюджетных правоотношений;

-            Описаны нормативные акты, регулирующие бюджетные правоотношения;

-            Раскрыты основные понятия, связанные с бюджетными правоотношениями;

-            Рассмотрены особенности регулирования бюджетных правоотношений;

-            Описаны бюджетные правоотношения в системе межбюджетных отношений.

Таким образом, общественные отношения, урегулированные нормами бюджетного права, приобретают форму бюджетных правоотношений.

К ним относятся:

Отношения возникающие между субъектами  бюджетных правоотношений в процессе формирования доходов и осуществления расходов бюджетов всех уровней.

Отношения возникающие между субъектами бюджетных правоотношений в процессе составления и рассмотрения проектов бюджетов всех уровней, утверждения исполнения бюджетов, контроля за их исполнением.

Бюджетные правоотношения являются частью финансовых правоотношений, но имеют особенности:

-            Субъектами бюджетных правоотношений являются: РФ; Ее субъекты; Местное самоуправление; Органы государственной власти всех ветвей; Государственные юридические лица.

-            Бюджетное правоотношение не может длиться свыше 1 года и прекращаются в конце соответствующего года, что не исключает возникновение нового бюджетного правоотношения между теми же субъектами.

Практическое задание

Выписать шесть элементов расходов из экономической классификации. Оформить в виде таблицы:[11]

Элемент

Подстатья

Предметная статья

Подгруппа

Группа

110000

110700

110720

110720

100000

120000

120200

120220

120221

100000

130000

130100

130150

130151

100000

240000

240100

240110

240118

200000

270000

270100

270110

270111

200000

380000

380100

380110

380113

300000


Три элемента из группы «Текущие расходы» (из разных подгрупп), два элемента из группы «капитальные расходы» (из разных подгрупп), один элемент из группы «предоставление бюджетных кредитов (ссуд)».


Список литературы

1.     Конституция Российской Федерации от 12 декабря 1993 года (в ред. от 25.07.2003). – Справочная система Гарант.

2.     Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант.

3.     Налоговый кодекс Российской Федерации  от 31 июля 1998 года N 146-ФЗ (ред. от 29.07.2004). – Справочная система Гарант.

4.     Федеральный Закон «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 года  N 115-ФЗ (в ред. От 26.05.2004). – Справочная система Гарант.

5.     Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003.

6.     Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003.

7.     Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002.




[1] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст.1

[2] Бюджетный кодекс Российской Федерации от 31 июля 1998 года N 145-ФЗ (ред. от 23.12.2003). – Справочная система Гарант. – ст.3.

[3] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с. 24.

[4] Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. –с. 84.

[5] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003. – с. 201.

[6] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с. 144.

[7] Общая теория финансов: Учебник /Л.А. Дробозина, Ю.Н. Константинова, Л.П. Оукена и др.; Под ред. Л.А. Дробозиной. – М.: Банки и биржи. ЮНИТИ, 2003. – с. 254.

[8] Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – с. 187.

[9] Теория финансов: Учебное пособие /Н.Е. Заяц, М.К. Фисенко, Т.Е. Бондарь и др.- 2-е изд., стереотип.- Мн.: Выш.шк., 2003. – с. 96.

[10] Финансы: Учебное пособие /Под ред. проф. А.М. Ковалевой. – М.: Финансы и статистика, 2002. – c. 198.

[11] Федеральный Закон «О бюджетной классификации РФ» от 15 августа 1996 года  N 115-ФЗ (в ред. От 26.05.2004). – Справочная система Гарант.