Содержание
Введение. 3
1. Информация, представляемая органам федерального казначейства для распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации. 4
2. Порядок распределения доходов, поступивших на счет N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства. 5
Заключение. 16
Список литературы.. 17
Введение
Для учета поступления и распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации и учета доходов федерального бюджета органам федерального казначейства в кредитных организациях открываются счета N 40101 "Налоги, распределяемые органами федерального казначейства"
Основанием для открытия указанных счетов являются совместные указания Центрального банка Российской Федерации, Министерства финансов Российской Федерации и Министерства Российской Федерации по налогам и сборам.
Счет N 40101 предназначен:
- для учета доходов, которые подлежат распределению органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации;
- для учета сумм единого налога на вмененный доход для определенных видов деятельности и подлежащих распределению между бюджетами разных уровней и государственными внебюджетными фондами по нормативам, установленным законодательством Российской Федерации.
Министерство финансов Российской Федерации ежегодно доводит до территориальных органов федерального казначейства указания о порядке зачисления налогов (сборов) и других обязательных платежей на счет N 40101.
Органы федерального казначейства доводят до налоговых органов реквизиты счетов N 40101 не позднее дня, следующего за днем их открытия или днем внесения в них изменений.
Таким образом, целью данной работы является рассмотрение особенностей распределения доходов, поступивших на счет N 40101 органами Федерального казначейства согласно Приказа Минфина РФ от 14 декабря 1999 г. № 91н.
1. Информация, представляемая органам федерального казначейства для распределения доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации
Распределение доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется органами федерального казначейства с учетом[1]:
а) сведений налоговых органов о плательщиках (на магнитных носителях) с указанием реквизитов (наименование плательщика и его идентификационного номера, идентификационного номера налогового органа, в котором состоит на учете данный плательщик), которые представляются не позднее чем за 10 дней до начала нового финансового года. Последующие изменения передаются ежемесячно не позднее 5 числа;
б) информации налоговых органов о льготах и отсрочках (рассрочках) по уплате доходов в соответствующие бюджеты, налоговых кредитах, инвестиционных налоговых кредитах, предоставленных в соответствии с законодательством Российской Федерации;
в) другой информации, касающейся порядка уплаты налогов (сборов) обязательных платежей, предоставляемой органам федерального казначейства в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Сведения, указанные в подпунктах "б" и "в" настоящего пункта, должны содержать:
- наименование плательщика и идентификационный номер (ИНН);
- вид налога или сбора (код бюджетной классификации);
- сумму задолженности по уплате доходов, по которым предоставляется отсрочка (рассрочка) по уплате налога (сбора) и обязательных платежей, сумму льготы по уплате доходов, налогового кредита или налогового инвестиционного кредита и начисляемых процентов за пользование указанными суммами;
- сроки действия отсрочек (рассрочек) по уплате налога (сбора) и обязательных платежей и льгот по уплате доходов, налогового кредита, налогового инвестиционного кредита;
- наименование соответствующего бюджета, по которому предоставлена льгота по уплате доходов, отсрочка (рассрочка) по уплате налога (сбора) и обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит;
- дату прекращения действия отсрочки (рассрочки) по уплате налога (сбора) и обязательных платежей или льготы по уплате доходов, налогового кредита или налогового инвестиционного кредита, в случае отмены их действия;
г) перечень плательщиков, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета;
д) перечень самих территориально обособленных структурных подразделений;
е) сведения о фактически уплаченных территориально обособленными структурными подразделениями в соответствующие бюджеты суммах доходов[2].
2. Порядок распределения доходов, поступивших на счет N 40101 «Налоги, распределяемые органами федерального казначейства»
Доходы, поступившие на счет N 40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий финансовый год.
Распределение доходов между бюджетами разных уровней производится по установленным нормативам отчислений в целом по сумме поступившего дохода (коду бюджетной классификации), за исключением платежей, поступивших от плательщиков, которым предоставлены льготы.
По плательщикам, которым предоставлены льготы по платежам в бюджеты, распределение доходов производится по каждому платежу по индивидуально рассчитанным нормативам.
Учет и распределение доходов органами федерального казначейства осуществляется в автоматизированном режиме на основании введенных в базу данных сведений из документов.
Органы федерального казначейства ежедневно получают в кредитных организациях выписки из счета N 40101 с приложениями одного экземпляра каждого платежного документа на уплату плательщиком доходов.
Данные выписки группируются по видам доходов в соответствии с кодами бюджетной классификации.
При взаимодействии органа федерального казначейства с несколькими налоговыми органами обработка и передача платежных документов осуществляется отдельно по каждому налоговому органу (идентификационному номеру налогового органа - ИНН).
В случае поступления на счета органов федерального казначейства доходов, требующих уточнения (выяснения), суммы этих доходов отражаются в аналитическом учете как "Невыясненные поступления".
К "Невыясненным поступлениям" также относятся суммы поступивших платежей, указанные в выписке кредитной организации, но по которым отсутствуют платежные документы, а также платежи, поступившие от плательщиков, состоящих на учете в ином, чем указано в платежном документе, налоговом органе.
После выяснения принадлежности указанных платежей к определенному виду дохода или определенной территории, в которой плательщик состоит на учете, органом федерального казначейства производится операция перечисления указанных средств по назначению:
- на соответствующие счета бюджетов;
- отнесение невыясненного платежа на соответствующий код дохода бюджетной классификации при получении подтверждающих платежных документов из кредитной организации;
- возврат (средств) плательщику согласно заключению налогового органа.
При ошибочном зачислении платежей кредитной организацией органы федерального казначейства осуществляют возврат этих платежей кредитной организации на основании мемориального ордера казначейства.
После выяснения назначения платежа (поступления из кредитной организации платежных документов) поступившие платежи относятся на соответствующий код бюджетной классификации без оформления налоговыми органами заключения.
Платежи, поступившие на счет N 40101 и принадлежность которых к виду дохода не установлена, могут числиться как "Невыясненные поступления" не более двух месяцев со дня их зачисления, а платежи, поступившие в декабре, - до 25 декабря отчетного года. После истечения этих сроков невыясненные поступления, зачисленные на счет N 40101, перечисляются органами федерального казначейства с указанного счета в доход федерального бюджета на счет N 40102 и учитываются по коду 2090000 "Прочие неналоговые доходы" бюджетной классификации[3].
Органы федерального казначейства при распределении поступивших доходов производят следующие операции:
- осуществляют распределение поступивших за день доходов по их видам (кодам бюджетной классификации);
- определяют отдельно по видам доходов (кодам бюджетной классификации) сумму дохода, подлежащую перечислению в бюджеты
разных уровней
- осуществляют операции по возврату плательщикам излишне уплаченных или излишне взысканных сумм доходов на основании заключений налоговых органов, исходя из сумм ежедневных доходов, подлежащих перечислению в разные уровни бюджетов.
При недостаточности средств дохода какого-либо уровня бюджета при распределении доходов между бюджетами разных уровней допускается частичное исполнение заключений налоговых органов по возврату плательщику излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохода.
Возвраты излишне уплаченных или излишне взысканных сумм дохода, подлежащие перечислению плательщикам и не исполненные за текущий день, учитываются при распределении доходов между бюджетами разных уровней на следующий день;
- осуществляют операции по перерасчетам между бюджетами разных уровней и перечисление доходов в бюджеты разных уровней в пределах сумм текущих однодневных поступлений. При недостаточности доходов дня операция перераспределения доходов исполняется частично.
Перерасчеты между бюджетами, не исполненные на конец финансового года, осуществляются в следующем финансовом году за счет поступлений в новом финансовом году, если иное не установлено федеральным законом о федеральном бюджете на очередной финансовый год.
Если соответствующими законами или иными нормативными правовыми актами плательщикам предоставлены льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит по платежам в какой-либо из уровней бюджетов, то размер предоставленных налоговых кредитов, отсрочек и рассрочек по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей в бюджет полностью учитывается в доходах соответствующего бюджета.
Сумма перерасчета распределения доходов между бюджетами разных уровней определяется в следующем порядке.
Сумма льготы, отсрочки (рассрочки) по платежам, налогового кредита, налогового инвестиционного кредита, умноженная на сумму нормативов отчислений в бюджеты, в доходы которых производится распределение средств, равна сумме перерасчета (отражается со знаком "минус").
По бюджету, по которому предоставлены плательщикам льготы, отсрочки (рассрочки) по уплате налогов (сборов) и иных обязательных платежей, налоговый кредит, налоговый инвестиционный кредит, сумма перерасчета отражается со знаком "минус".
По бюджету, в пользу которого производится перераспределение средств, сумма перерасчета отражается со знаком "плюс".
Пример: Предприятию "А" начислен земельный налог в сумме 1000 рублей. Решением финансового органа субъекта Российской Федерации предприятию "А" предоставлена отсрочка по уплате земельного налога в бюджет субъекта Российской Федерации в сумме 200 рублей. Законодательством Российской Федерации о налогах и сборах и бюджетным законодательством Российской Федерации установлены следующие нормативы распределения земельного налога[4]:
- федеральный бюджет 30%
- бюджет субъекта Российской Федерации 20%
- местный бюджет 50%.
Сумма перерасчета по указанному налогу определяется следующим образом:
200 руб. х (30% + 50%) = 160 руб.
а) по бюджету субъекта Российской Федерации, по которому предоставлена отсрочка, сумма перерасчета берется со знаком "минус": -160 руб.;
б) по бюджетам, в пользу которых производится перераспределение средств, сумма перерасчета вычисляется как
200 руб. х (30%) = 60 руб. - для федерального бюджета;
200 руб. х (50%) = 100 руб. - для местного бюджета.
С учетом предоставленной отсрочки по уплате земельного налога предприятие осуществляет уплату земельного налога в размере 800 рублей.
В этом случае органы федерального казначейства по действующим нормативам осуществляют распределение поступившего платежа по уровням бюджетов следующим образом:
- федеральный бюджет 240 рублей (30%)
- бюджет субъекта Российской Федерации 160 рублей (20%)
- местный бюджет 400 рублей (50%)
Всего: 800 рублей
После осуществления данной операции сумма земельного налога, поступившего от плательщика, будет распределена по уровням бюджетов, с учетом распределения суммы предоставленной отсрочки по указанному налогу, следующим образом:
- федеральный бюджет 300 рублей (240 рублей + 60 рублей);
- бюджет субъекта
Российской Федерации 0 рублей (160 рублей - 160 рублей);
- местный бюджет 500 рублей (400 рублей + 100 рублей).
Всего: 800 рублей.
Если условиями предоставления отсрочки (рассрочки) плательщиков предусмотрено единовременное погашение отсроченных (рассроченных) налогов и сборов, расчеты в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляются следующим образом.
От предприятия "А" поступил платеж по земельному налогу после окончания срока действия отсрочки в сумме 1200 рублей.
Производится распределение по установленным нормативам:
- федеральный бюджет 360 рублей (30%);
- бюджет субъекта Российской Федерации 240 рублей (20%);
- местный бюджет 600 рублей (50%).
Всего: 1200 рублей.
Так как по платежу земельного налога в бюджет субъекта Российской Федерации предоставлена отсрочка и в период ее действия производилось перераспределение средств (в форме перерасчетов между уровнями бюджетов), распределение поступившего платежа после окончания срока действия отсрочки должно быть осуществлено с учетом ранее произведенных перерасчетов. Для этого необходимо сумму, полученную при перерасчете в период действия отсрочки по уплате земельного налога, отразить с обратным знаком:
- федеральный бюджет 60 рублей (30%) со знаком "минус";
- бюджет субъекта
Российской Федерации 160 рублей (20%) со знаком "плюс";
- местный бюджет 100 рублей (50%) со знаком "минус".
После исполнения данной операции платеж в сумме 1200 рублей распределится следующим образом:
- федеральный бюджет 300 рублей (360 - 60);
- бюджет субъекта Российской Федерации 400 рублей (240 + 160);
- местный бюджет 500 рублей (600 - 100).
Всего: 1200 рублей.
В тех случаях, когда условиями предоставления отсрочки (рассрочки) по платежам предусмотрено поэтапное погашение отсроченных (рассроченных) доходов, расчеты в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляются в аналогичном порядке с учетом графика погашения задолженности[5].
Если в срок действия отсрочки по уплате соответствующих доходов перерасчет произведен не полностью, то по окончании срока действия отсрочки по уплате этих доходов учитывается только исполненный перерасчет в срок действия отсрочки.
Если предприятие платит по земельному налогу 320 рублей, то в соответствии с действующими нормативами распределение поступившего платежа по уровням бюджетов осуществляется следующим образом:
- федеральный бюджет 96 рублей (30%)
- бюджет субъекта Российской Федерации 64 рубля (20%)
- местный бюджет 160 рублей (50%)
(В данной ситуации предприятие использовало отсрочку по уплате земельного налога не полностью, а только на 80 рублей).
Сумма перерасчета, которая может быть исполнена в данном случае, определяется следующим образом:
- для бюджета
субъекта Российской Федерации 64 рубля со знаком "минус"
- для федерального бюджета 24 рубля со знаком "плюс"
- для местного бюджета 40 рублей со знаком "плюс"
После осуществленного перерасчета сумма земельного налога, поступившего от плательщика, распределится следующим образом:
- федеральный бюджет 120 рублей (96 рублей + 24 рубля);
- бюджет субъекта
Российской Федерации 0 рублей (64 рубля - 64 рубля);
- местный бюджет 200 рублей (160 рублей + 40 рублей).
Всего: 320 рублей.
После окончания срока действия отсрочки перерасчет, произведенный в период действия отсрочки, будет учтен на сумму 64 рубля.
Доходы, поступившие от плательщиков, в состав которых входят территориально обособленные подразделения, не имеющие отдельного баланса и расчетного (текущего, корреспондентского) счета, распределяются следующим образом.
Поступившие от плательщика по месту постановки на учет доходы распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней с учетом сведений, представляемых налоговыми органами о фактически уплаченных суммах в федеральный бюджет, бюджет субъекта Российской Федерации и местные бюджеты по месту нахождения территориально обособленных подразделений плательщика.
Платежи, перечисленные головным предприятием (организацией) на счета органов федерального казначейства по месту нахождения территориально обособленных подразделений, подлежат зачислению в бюджеты субъекта Российской Федерации и местного бюджета.
В тех случаях, когда территориально обособленные подразделения расположены на территориях разных субъектов Российской Федерации, то платежи, перечисленные на счета органов федерального казначейства по месту нахождения этих подразделений, подлежат зачислению в бюджет субъекта Российской Федерации и местного бюджета - по нормативам, действующим на территории субъекта Российской Федерации.
По результатам проведенного распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации органами федерального казначейства формируются платежные документы (поручения, чеки) на перечисление средств со счета N 40101.
Доходы в бюджеты разных уровней органы федерального казначейства перечисляют не позднее следующего рабочего дня после получения выписки банка из счета N 40101.
Доходы, поступающие на счет N 40101 в текущем финансовом году, подлежат распределению по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации на момент зачисления средств на указанный счет.
Штрафы и иные суммы принудительного изъятия, пени, а также суммы начисленных процентов за пользование отсрочкой (рассрочкой) по уплате налога, сбора, налоговым и инвестиционным налоговым кредитом распределяются по нормативам и в порядке, установленном законодательством Российской Федерации, и учитываются по соответствующим кодам бюджетной классификации.
Заключение
Таким образом, в ходе работы были рассмотрены особенности распределения доходов, поступивших на счет N 40101 органами Федерального казначейства согласно Приказа Минфина РФ от 14 декабря 1999 г. № 91н
Настоящий Приказ устанавливает единый порядок ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации, поступивших на счета органов федерального казначейства Министерства финансов Российской Федерации, открытые в учреждениях Банка России и иных кредитных организациях
Распределение доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации осуществляется органами федерального казначейства.
Доходы, поступившие на счет N 40101, распределяются органами федерального казначейства между бюджетами разных уровней в соответствии с налоговым и бюджетным законодательством Российской Федерации, по нормативам отчислений (в процентах), устанавливаемых на соответствующий финансовый год федеральными законами о федеральном бюджете, законами субъектов Российской Федерации о бюджете на текущий финансовый год и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления о местных бюджетах на текущий финансовый год.
Учет и распределение доходов органами федерального казначейства осуществляется в автоматизированном режиме на основании введенных в базу данных сведений из документов.
Доходы, поступающие на счет N 40101 в текущем финансовом году, подлежат распределению по нормативам, установленным бюджетным законодательством Российской Федерации на момент зачисления средств на указанный счет.
Список литературы
1. Приказ Минфина РФ «Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» от 14 декабря 1999 г. № 91н.
2. Акперов И. Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2002.
3. Иванова Н.Г., Маковник Т.Д. Казначейская система исполнения бюджетов. - Спб.: Питер, 2001.
4. Макавенко В.В. Казначейская система исполнения бюджета: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2000.
5. Нестеренко Т.Г. Федеральное казначейство // Финансы, 2003 - №3. –с 41-43.
6. Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм, 2003. - №2. – с 34
[1] Приказ Минфина РФ «Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» от 14 декабря 1999 г. № 91н.
[2] Акперов И. Г., Коноплева И.А., Головач С.П. Казначейская система исполнения бюджета в РФ: Учебное пособие. – Финансы и статистика, 2002. – с 48.
[3] Приказ Минфина РФ «Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» от 14 декабря 1999 г. № 91н.
[4] Смирнов А. Возрождение и развитие казначейской системы исполнения бюджета //Федерализм, 2003. - №2. – с 34
[5] Приказ Минфина РФ «Об утверждении инструкции о порядке ведения учета доходов федерального бюджета и распределения в порядке регулирования доходов между бюджетами разных уровней бюджетной системы Российской Федерации» от 14 декабря 1999 г. № 91н.