Содержание
Ситуация 2а |
3 |
Ситуация 3 |
9 |
Ситуация 5 |
11 |
Ситуация 6 |
16 |
Ситуация 7 |
18 |
Ситуация 8 |
20 |
Ситуация 13 |
22 |
Ситуация 15 |
25 |
2а) В Убинском райпо вводится в действие магазин площадью 650 м2. ассортиментный перечень включает следующие группы товаров: ткани, одежда, обувь, головные уборы, галантерейные товары, парфюмерно-косметические товары, часы, ювелирные изделия в широком ассортименте. Формы торгового обслуживания – по образцам, с открытой выкладкой, индивидуальное обслуживание через прилавок.
1. Дайте характеристику магазину по следующим признакам:
а) вид розничной торговой сети – стационарная торговая сеть.
Торговая сеть, расположена в специально оборудованном и предназначенном для ведения торговли здании[1].
б) вид розничного торгового предприятия – розничное торговое предприятие с полным обслуживанием.
Имеет продавцов, готовых лично помочь покупателю на всех этапах процесса поиска, сравнения и выбора товара. Большие затраты на содержание обслуживающего персонала, более высокий процент в их номенклатуре товаров особого спроса и товаров замедленного сбыта (модные изделия, ювелирные изделия), более либеральный подход к практике возврата купленных товаров, использование различных схем кредитования, обеспечение бесплатной доставки покупок - все это оборачивается для подобных магазинов высокими накладными расходами.
в) тип розничного торгового предприятия – универмаг.
Универмаг предлагает несколько ассортиментных групп товаров - обычно одежду, предметы домашнего обихода, хозяйственные товары. Каждой ассортиментной группой занимается специальный отдел универмага во главе со своими закупщиками или торговцами.
Некоторые специалисты считают, что универмаг вырос на фундаменте магазина смешанных товаров (поскольку в нем торгуют товарами нескольких ассортиментных групп). По мнению других, универмаг наследник магазина текстильных товаров (поскольку многие основатели универмагов до этого были владельцами магазинов текстильных товаров).
2. Перечислите функциональные группы помещений и виды, которые должны быть предусмотрены в этом магазине. Каким документом при этом следует пользоваться?
В торговом зале необходимо организовать рабочие места продавцов, кассиров.
Торговый зал следует разделить на следующие зоны или площади: установочную (занятая оборудованием); проходов для покупателей; рабочих мест продавцов и площадь зоны контрольно-кассового узла.
Склады представляют собой важнейшие подразделения магазина. Склад предназначен для накопления и хранения торгового ассортимента товарных запасов, комплектования торгового ассортимента товаров и составляют основной комплекс сооружений предприятий.
Склад подразделяется на подсортировочные, распределительные, транзитно-перевалочные, сезонного хранения, досрочного завоза и накопительные.
Склад делят на следующие группы:
· Основного производственного назначения;
· Вспомогательные;
· Подсобного назначения.
В данной ситуации необходимо пользоваться СниПом, санитарно-гигиенические нормами и правилами в соответствии с СанПиНом.
3. Предложите технологическую планировку для торгового зала магазина
Так как данный магазин розничной торговли и имеет большое количество покупателей, то для того чтобы не создавать «заторов» и не задерживать покупателей можно предложить смешанную планировку, т.е. расстановку оборудования в торговом зале с использованием комбинаций линейной и боксовой планировок, что позволит покупателям двигаться в одном направлении, не мешая друг другу.
Разместить рабочие места продавцов следует ближе к помещениям, в которых осуществляются хранение и подготовка к продаже товаров (для того, чтобы обеспечить быстрое обслуживание большого количества покупателей).
Планировка контрольно-кассового узла должна обеспечивать беспрепятственное направление движения покупательских потоков, исключать встречные потоки.
Рис. 1 Смешанная планировка
4. Определите дополнительные услуги для покупателей в магазине
Использование различных схем кредитования, обеспечение бесплатной доставки покупок, организация кафетерия - являются дополнительными услугами для покупателей в магазине.
Кредитование – предоставление товара в рассрочку на определенный промежуток времени. Например, в магазине можно организовать акцию «Беспроцентный кредит на 10 месяцев». Т.е. покупателю предоставляется товар в кредит на десять месяцев за 0%. Если покупателю необходим более длительный срок, то по истечении 10 месяцев он будет платить за кредит 5%.
Бесплатная доставка покупок – при покупки крупногабаритного товара в магазине обеспечивается бесплатная доставка. К крупногабаритным товарам относятся, например, холодильники, стиральные машины, телевизоры, микроволновые и электрические печи, посудомоечные машины, а также товары приобретенные мелким оптом.
Организация кафетерия – для того, чтобы покупатели могли отдохнуть в магазине предусмотрено кафе. Это также необходимо, для того, чтобы покупатель мог находиться в магазине максимальное время.
Также можно предоставить такие услуги как: хранение купленных товаров; упаковку товаров (в том числе и в праздничную упаковку); парковку личных автомашин покупателей на организованную автостоянку у магазина; организацию работ по послепродажному обслуживанию (установка технически сложных товаров на дому у покупателя, сборка мебели и др.).
5. Какую работу должен выполнить заведующий магазином до его открытия?
Заведующий руководит планово-экономической работой, занимается подбором кадров и организует повышение их квалификации, обеспечивает охрану труда, технику безопасности и пожарную безопасность, организует выполнение наказов пайщиков. Ему же подчинены службы, занимающиеся вопросами труда и заработной платы, бухгалтерского учета и финансов.
Перед открытием магазина заведующий должен составить заявки на завоз товара, принять товар по количеству и качеству, обеспечить сохранность материально-технических ценностей, проконтролировать способы выкладки товаров в торгово-технологическом оборудовании.
6. Прокомментируйте качества, которым должен соответствовать обслуживающий персонал. Какими документами следует руководствоваться при выполнении задания?
При определении качеств, которыми должен соответствовать обслуживающий персонал, следует руководствоваться ГОСТ «Требования к обслуживающему персоналу».
К обслуживающему персоналу предъявляются следующие требования:
- обеспечивать безопасность оказываемых услуг торговли и технологических процессов для жизни и здоровья покупателей, сохранность их имущества и охрану окружающей среды;
- иметь профессиональную подготовку и соответствовать квалификационным требованиям, установленным данной профессии;
- знать и соблюдать санитарно-гигиенические нормы и правила в соответствии с СанПиН 2.3.5.02;
- при поступлении на работу и в период работы на предприятиях продовольственной торговли персонал обязан проходить предварительные и периодические медицинские осмотры в соответствии с СанПиН 2.3.5.021;
- иметь навыки к руководству (для заведующего отделом, секцией и т.п.).
Обслуживающий персонал должен обеспечивать надлежащее качество торгового обслуживания покупателей в соответствии с обязательными требованиями стандартов[2].
7. Разработайте макет вывески магазина, информационной таблички.
Вывеска данного магазина может выглядеть следующим образом[3]:
8. Разработайте текст рекламного сообщения об открытии магазина для размещения в СМИ
|
9. Какими способами можно осуществить строительство, ремонт, реконструкцию магазина. Какой способ предпочтительней и почему? Опишите порядок приемки в эксплуатацию данного объекта (этапы и виды приемки, состав комиссии, документальное оформление).
Строительство магазина можно осуществить следующими способами: подрядным или хозяйственным. Подрядный способ наиболее приемлем, так как строительные работы организации являются постоянно действующими организациями, оснащенными необходимой строительной техникой. При хозяйственном же способе строительство ведется силами и средствами застройщиков.
Ремонт может быть текущим и капитальным. В зависимости от капитальности зданий и условий их эксплуатации капитальный ремонт может проводиться с периодичностью от 5 до 20 лет.
Реконструкции подвергаются предприятия торговли в том случае, если есть необходимость повышения технического уровня предприятия, внедрения современной технологии, улучшения условий труда работников магазина.
Приемка осуществляется в два этапа: предварительная приемка – рабочей комиссией и окончательная – приемочной комиссией.
В рабочую комиссию входят представители застройщика (заказчика), генерального подрядчика и субподрядных организаций, профсоюзной организации заказчика, проектной организации, органов государственного санитарного и пожарного надзора.
Все выявленные дефекты и недоделки заносят в дефектную ведомость.
Состав приемочной комиссии - представители застройщика (заказчика), генерального подрядчика, проектной организации, технической инспекции профсоюзов, органов государственного санитарного и пожарного надзора.
По результатам работы приемочной комиссии составляют акт о приемки объекта в эксплуатацию.
В данной ситуации необходимо пользоваться СниПом, санитарно-гигиенические нормами и правилами в соответствии с СанПиНом.
3) Режим работы магазина «Хозяйственные товары» Кубовинского сельпо Новосибирского РПС с 10 до 19 часов.
Заведующая магазином, учитывая, что в субботу не было покупателей, распорядилась снять показания контрольно-кассовой машины в 18-40. В магазин в 18-50 зашел покупатель, но в обслуживании ему отказали, так как касса не работала. На просьбу покупателя дать ему Книгу отзывов и предложений, пояснили, что книга находится на проверке у председателя правления Кубовинского сельпо.
1. Поясните понятие «режим работы торгового предприятия»
Режим работы предприятия – промежуток времени обслуживания потребителей, установленные по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления.
2. Какими нормативными актами регламентируется режим работы торгового предприятия?
Согласованность режима работы магазина с режимом труда и отдыха его работников достигается путем разработки рациональных графиков выхода на работу.
Режим работы торгового предприятия регламентируется уставом данного предприятия.
3. Кто определяет режим работы магазина? Какие факторы необходимо учитывать при определении режима работы?
Режим работы государственной организации устанавливается по решению соответствующих органов исполнительной власти или органов местного самоуправления[4].
В случае временного приостановления своей деятельности (для проведения плановых санитарных дней, ремонта и в других случаях) продавец обязан своевременно предоставить покупателю информацию о дате и сроках приостановления деятельности[5].
4. Какие требования предъявляются к оформлению информации о режиме работы розничного торгового предприятия?
Вывески розничного торгового предприятия должны иметь следующую информацию: название магазина, отвечающее типу предприятия, фирменный знак, а также указатель времени работы магазина.
5. Какие права потребителя нарушены в данной ситуации? Оцените действия работников магазина.
В Законе РФ «О защите прав потребителей» оговорено, что режим работы продавца доводится до сведения потребителей и должен соответствовать установленному. Т.к. покупатель пришел в рабочее время в магазин, но его отказались обслуживать, то были нарушены права потребителя[6].
6. Оформите вывеску с информацией о режиме работы магазина[7]
5) Начальник отдела оргтехники Слепынина А.Р. и начальник торгового отдела Остянко Е.П. Искитимского ПТПО выехали с плановой проверкой в розничные торговые предприятия Искитимского ПТПО.
1. Назовите нормативные акты, регламентирующие правила работы торговых предприятий
Основным актом, регламентирующим правила работы торговых предприятий является Закон Российской Федерации «О защите прав потребителей», Правила продажи отдельных видов товаров.
2. Перечислите органы контроля за работой торговых предприятий и их функции
Контроль за работой предприятий осуществляется органами и службами, имеющими на это право в соответствии с законодательством в пределах своей компетенции, а также общественными организациями потребителей при проверках правил торгового обслуживания и соблюдения прав потребителей на основании ст. 43 Закона РФ «О защите прав потребителей»[8].
Контроль в торговле осуществляется органами Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации, Государственного комитета Российской Федерации по стандартизации и метрологии, Государственного комитета санитарно-эпидемиологического надзора Российской Федерации, Министерства Российской Федерации по антимонопольной политике и поддержке предпринимательства и другими органами государственного управления в пределах своей компетенции.
Функции этих органов заключаются в следующем:
· Участие в разработке предложений по совершенствованию правил торговли;
· Осуществление непосредственного контроля за продавцом, изготовителем;
· Разработка методических материалов, инструкций, рекомендаций по организации работы;
· Осуществление контроля за наличием у продавца, изготовителя сертификата на реализуемые товары их соответствием их требованиям стандартов или других нормативных документов.
3. Опишите порядок допуска лиц для проверки торгового предприятия
Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации. Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде[9].
Мероприятие по контролю может проводиться только тем должностным лицом (лицами), которое указано в распоряжении (приказе) о проведении мероприятия по контролю.
Продолжительность мероприятия по контролю не должна превышать один месяц.
В исключительных случаях, связанных с необходимостью проведения специальных исследований (испытаний), экспертиз со значительным объемом мероприятий по контролю, на основании мотивированного предложения должностного лица, осуществляющего мероприятие по контролю, руководителем органа государственного контроля (надзора) или его заместителем срок проведения мероприятия по контролю может быть продлен, но не более чем на один месяц.
В целях проверки выполнения юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями обязательных требований органом государственного контроля (надзора) в пределах своей компетенции проводятся плановые мероприятия по контролю. В отношении одного юридического лица или индивидуального предпринимателя каждым органом государственного контроля (надзора) плановое мероприятие по контролю может быть проведено не более чем один раз в два года.
Должностные лица органов государственного контроля (надзора) при проведении мероприятий по контролю обязаны:
· своевременно и в полной мере исполнять предоставленные в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия по предупреждению, выявлению и пресечению нарушений обязательных требований;
· соблюдать законодательство Российской Федерации, права и законные интересы юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· посещать объекты (территории и помещения) юридических лиц и индивидуальных предпринимателей в целях проведения мероприятия по контролю только во время исполнения служебных обязанностей при предъявлении служебного удостоверения и распоряжения органов государственного контроля (надзора) о проведении мероприятия по контролю;
· не препятствовать представителям юридического лица или индивидуального предпринимателя присутствовать при проведении мероприятия по контролю, давать разъяснения по вопросам, относящимся к предмету проверки;
· предоставлять должностным лицам юридического лица или индивидуальным предпринимателям либо их представителям, присутствующим при проведении мероприятия по контролю, относящуюся к предмету проверки необходимую информацию;
· знакомить должностных лиц юридического лица или индивидуального предпринимателя либо их представителей с результатами мероприятий по контролю;
· при определении мер, принимаемых по фактам выявленных нарушений, учитывать соответствие указанных мер тяжести нарушений, их потенциальной опасности для жизни, здоровья людей, окружающей среды и имущества, а также не допускать необоснованные ограничения прав и законных интересов граждан, юридических лиц и индивидуальных предпринимателей;
· доказывать законность своих действий при их обжаловании юридическими лицами и индивидуальными предпринимателями в порядке, установленном законодательством Российской Федерации[10].
4. Поясните последовательность действий проверяющих при совершении контрольной покупки
Сначала проверяющие покупают какой-нибудь товар.
Предъявив удостоверения, проверяющие в присутствии продавца и представителя администрации фирмы (руководителя, его заместителей, предпринимателя) повторно обмеривают закупленный товар или взвешивают его на контрольных весах.
Результаты контрольной закупки проверяющие отражают в акте, которые подписывают все «покупатели», продавец и представитель администрации фирмы.
Если обнаружено нарушение, ревизоры составляют протокол. При этом они просят нарушителя дать объяснения.
5. Какие документы должны быть в магазине для занесения записей о результатах проверки? Расскажите правила их ведения
В предприятиях ведется контрольный журнал, в который проверяющие вносят записи о результатах проверки. Администрация обязана оказывать содействие проверяющим и принимать меры к устранению недостатков и нарушений[11].
6. Поясните порядок документального оформления результатов проверки
Результаты проверки заносятся в акт. Этот акт дают прочитать продавцу. Если продавец прочитал и не согласен с прочитанным, он не должен подписывать акт, пока не будут внесены исправления. Перед тем как подписывается документ, следует обязательно поставить прочерки в незаполненных графах. Документ составляется в двух экземплярах. Один экземпляр остается у ревизоров, другой – передается продавцу.
7. Составьте памятку для членов комиссии по проверке правил торгового обслуживания в магазине
- Работники контролирующих органов проводят проверки предприятий по предъявлении служебного удостоверения.
- Допуск лиц, осуществляющих проверки, за прилавок, в кассу, подсобные помещения разрешается только в сопровождении администрации.
- Проверка рабочих мест продавцов и помещений для хранения продуктов производится только в санитарной одежде.
- Перечень вопросов, соблюдение которых будет проверяться:
а) соблюдение правильности продажи отдельных видов товаров;
б) правильность эксплуатации контрольно-кассовых машин;
в) правильность организации торгово-технологического процесса в магазине и обслуживания покупателей.
- Результаты проверки вносятся в контрольный журнал[12].
6) В Универсаме Венгеровского НТПО сотрудниками Госторгинспекции была выявлена реализация соусов «Чесночный» и «Томатный», срок годности которых истек 4 месяца назад, а также семечек соленых жареных (фасовка по 250 г) и воздушной кукурузы (фасовка по 25 г), просроченных на 7 дней. В кладовых было обнаружено 14 бутылок пива «Мартовское»: пиво мутное, с ярко выраженным осадком. Товары сняты с реализации.
1. Назовите нормативные акты, в соответствии с которыми комиссия приняла данное решение
Комиссия приняла данное решение на основании санитарных правил.
2. Поясните виды товарных потерь в магазине, порядок их списания
Существует два вида потерь: естественная убыль и актируемые потери.
Действующие нормы убыли установлены на реализуемые вразвес стандартные продовольственные товары в процентах к их розничному обороту на возмещение потерь, образующихся при хранении в магазине. Действующие нормы естественной убыли не применяются к штучным товарам, к фасованным товарам.
Списание недостачи может производиться только после инвентаризации товаров. Порядок списания недостач, хищений и потерь от порчи ценностей регулируется законодательством и учредительными документами предприятия.
3. К какому виду товарных потерь следует отнести испорченные продукты?
Испорченные продукты следует отнести к актируемым потерям.
4. Как следует поступить с испорченными продуктами в данном магазине
Товары испорчены по вине персонала магазина.
Списание убыли производится только после инвентаризации продукции. Расчет убыли на продукты, продаваемые в розницу, составляется в следующем порядке. К сумме естественной убыли на фактические остатки товаров на начало отчетного периода добавляется сумма исчисленной убыли по документам на поступившие за этот же период продукты и исключается убыль на продукты, отпущенные другим организациям.
5. Разработайте памятку для материально-ответственных лиц по соблюдению правил хранения продовольственных товаров
Для предупреждения порчи и снижения потерь массы каждому продукту должны быть созданы оптимальные условия хранения.
Кондитерские и бакалейные продукты – нельзя допускать перепадов температур.
Плоды – повышенный углекислый газ и пониженное количество кислорода (модифицированная газовая среда).
Для продуктов с содержанием жира – полимерные, газонепроницаемые пленки.
К памятке также можно сделать приложение режима хранения продуктов (требуемая оптимальная температура).
6. Оформите ценник на пиво, соус «Чесночный»[13]
7) 8 апреля товароведом Доволенского ПТПО Иванцовым В.Г. была проведена организация торговли в магазине «Продукты». В результате проверки было выявлено следующее…
1. Оформить результаты проверки магазина «Продукты»
В результате проверки магазина «Продукты», расположенного по адресу: с. Доволенское, ул. Строителей, 25, было выявлено следующее:
На фасаде магазина имеются вывески, на которых отсутствует юридический адрес торгового предприятия, также отсутствует название магазина.
Товар должным образом подготовлен к продаже. На все реализуемые товары имеется сертификат.
Однако же, ценники оформлены не должным образом. Например, на ценнике Кофе «Вдохновение» отсутствует масса продукта, а на ценнике Колбаса «Докторская» отсутствует пометка, что цена указана за килограмм, отсутствует сорт колбасы. Также на всех ценниках отсутствует наименование предприятия.
При проверке торгового инвентаря выяснилось, что в данном магазине отсутствуют контрольные весы.
Весы и гири установлены правильно.
При контрольной проверке веса и стоимости расфасованных товаров в магазине, отклонений от данных, указанных на ценнике, не обнаружено.
Санитарное состояние торгового зала удовлетворительное, соответствует требованиям, установленным органами Госсанэпиднадзора. Также установлено, что работники проходят медицинское освидетельствование.
В кладовой обнаружено неправильное хранение муки. При хранении муку следует укладывать на подворотники и штабеля высотой 6-14 рядов.
Просрочены сроки колбасы «Докторская», «Краковская», «Студентческая», «Молочная».
Торговое измерительное оборудование несвоевременно подвергается поверке и клеймению.
В магазине также обнаружены весы электронные с просроченным клеймом.
Расчет в магазине осуществляется путем приема денег непосредственно кассиром и одновременным учетом поступившей суммы с помощью кассовой машины.
2. Оформить ценник на кофе «Вдохновение»[14]
8) Покупательница Князева И.В. купила в Универмаге Убинского райпо 21.03 т.г. отрезки ткани для пошива делового костюма. Через месяц она обратилась в магазин с просьбой принять ткань обратно и вернуть ей деньги, так в ателье, где она собиралась шить костюм, при раскрое были обнаружены дефекты – полосатость ткани.
1. Назовите нормативные акты, регулирующие продажу тканей и права потребителей
Продажа тканей и защита прав потребителей регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров и Законом РФ «О защите прав потребителей», также к нормативным актам, регулирующим продажу тканей можно отнести Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
2. Какой нормативный акт Вы будете использовать для разрешения данной ситуации?
В данной ситуации нужно руководствоваться Правилами продажи отдельных видов товаров и Законом РФ «О защите прав потребителей».
3. Вправе ли потребитель требовать расторжения договора купли-продажи в конкретной ситуации?
Согласно п. 1 ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе требовать расторжения договора купли-продажи, по требованию продавца и за его счет потребитель должен возвратить товар с недостатками[15].
4. Какие методы могут быть рекомендованы для продажи тканей? Дайте характеристику одному из методов продажи
Можно порекомендовать продажу тканей по образцам. В торговом зале для обозначения выставляются образцы (стенды с отрезками).
Каждый образец товара снабжается ценником и аннотацией с указанием изготовителя и других характеристик.
5. Расскажите об особенностях продажи (отмеривания) различных видов тканей. Каким нормативным актом Вы при этом руководствуетесь?
В соответствии с Правилами продажи отдельных товаров отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производиться также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента[16].
6. Какие дополнительные услуги для покупателей можно предложить в отделе по продаже тканей?
В качестве дополнительных услуг для покупателей в отделе по продаже тканей можно предложить раскрой ткани и подгон одежды по соответствующему размеру.
7. Оформите ценник на ткань[17]
13) В магазин «Ткани» обратилась покупательница с просьбой заменить отрез ткани на платье, который она купила 3 дня назад в этом магазине. Ткань приобреталась дочери в подарок и ей не понравился цвет ткани. Кассовый чек покупательница предъявила.
1. Назовите нормативные акты, регулирующие продажу тканей и права потребителей
Продажа тканей и защита прав потребителей регулируются Правилами продажи отдельных видов товаров и Законом РФ «О защите прав потребителей», также к нормативным актам, регулирующим продажу тканей можно отнести Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации.
2. Какие права имеет потребитель, если товар не подошел ему по размеру, фасону или другим причинам, не позволяющим использовать товар по назначению?
Покупатель вправе в течение 14 дней с момента передачи ему непродовольственного товара надлежащего качества, обменять в месте покупки, купленный товар на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации, произведя в случае разницы в цене необходимый пересчет с продавцом.
При отсутствии у продавца необходимого для обмена товара покупатель вправе возвратить приобретенный товар продавцу и получить уплаченную за него денежную сумму или обменять его на аналогичный товар при первом поступлении соответствующего товара в продажу[18].
3. Вправе ли потребитель требовать обмена в данной ситуации?
В данной ситуации покупатель не вправе требовать обмена. Т.к. согласно Перечня непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар, в котором говорится, что текстильные товары и другие товары, отпускаемые на метраж надлежащего качества обмену не подлежат[19].
4. Какие методы могут быть рекомендованы для продажи тканей? Дайте характеристику одного из методов продажи
Можно порекомендовать продажу тканей по образцам. В торговом зале для обозначения выставляются образцы (стенды с отрезками).
Каждый образец товара снабжается ценником и аннотацией с указанием изготовителя и других характеристик.
5. Расскажите об особенностях продажи (отмеривания) различных видов тканей. Каким нормативным актом Вы при этом руководствуетесь?
В соответствии с Правилами продажи отдельных товаров отмеривание шерстяных тканей, ватина и других тяжелых, объемных тканей при продаже покупателю производится путем наложения жесткого стандартного метра на ткань, лежащую на прилавке (столе) в свободном состоянии без складок. Тонкие и легкие ткани отмериваются жестким стандартным метром путем отбрасывания ткани на прилавок при свободном без натяжения приложении ткани к метру.
Отмеривание всех видов тканей, кроме шерстяных тканей и трикотажных полотен, может производиться также способом наложения ткани на прилавок (стол), на одной из сторон которого вмонтирована клейменая металлическая мерная лента.
Запрещается добавление к покупке отрезной ткани, а также продажа кусков ткани с фабричным ярлыком и клеймом, если нарушена фабричная отделка и клеймо поставлено не с изнаночной стороны[20].
6. Какие дополнительные услуги для покупателей можно предложить в отделе по продаже тканей?
Можно предложить раскрой купленных в магазине тканей подгонка одежды по соответствующему размеру, прием заказов на пошив одежды из приобретенных тканей. Было бы очень удобно, если в отделах по продаже тканей были журналы с выкройками, для того чтобы покупатель мог определиться с фасоном.
8. Оформите ценник на ткань[21]
15) Покупательница приобрела в супермаркете «Зебра» красное вино «Алазанская долина» на день рождения. Разливая за столом вино, покупательница обратила внимание, что вино мутное, водянистое, с неприятным вкусом и запахом, на поверхности вина заметила красновато-желтого цвета пленку. Покупательница пришла в магазин и требует возврата денег за некачественное вино.
1. Укажите, какими нормативно-инструктивными документами необходимо руководствоваться при продаже данной группы товаров
Правительством Российской Федерации утверждены Правила продажи алкогольной продукции на территории Российской Федерации, которые регулируют отношения, возникающие между продавцом и покупателем при продаже алкогольной продукции в розничной торговле.
2. Расскажите основные правила продажи алкогольной продукции
Реализация алкогольной продукции может осуществляться только в местах, определяемых органами местного самоуправления.
Действующими Правилами установлено, что реализуемая на территории Российской Федерации алкогольная продукция, в том числе импортная, сопровождается информацией на руссом языке о сертификации, наименовании производителя и страны происхождения алкогольной продукции, знаке соответствия, наименовании государственных стандартов или других нормативных документов, обязательным требованием которых эта продукция должна соответствовать.
Продажа алкогольной продукции должна осуществляться с применением контрольно-кассовых машин. Продавец обязан выдавать покупателю погашенный кассовый чек или иной документ, удостоверяющий факт покупки.
Продавец несет ответственность за ненадлежащее исполнение договора розничной купли-продажи алкогольной продукции в соответствии с Гражданским кодексом Российской Федерации и Законом Российской Федерации «О защите прав потребителей».
3. Вправе ли покупатель возвратить покупку в магазин?
Продовольственные товары, купленные в розничной торговой сети, обмениваются в случае установления скрытых дефектов[22].
Согласно ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» покупатель вправе возвратить покупку в магазин.
4. Перечислите статьи Закона РФ «О защите прав потребителей», которыми следует руководствоваться
В данной ситуации следует пользоваться следующими статьями Закона РФ «О защите прав потребителей»: ст. 13 «Ответственность продавца (изготовителя, исполнителя) за нарушение прав потребителей; ст. 18 «Последствия продажи товара ненадлежащего качества»; ст. 19 «Сроки предъявления требований в отношении недостатков товаров»[23].
5. Вправе ли продавец при возврате уплаченной за товар суммы удержать из нее сумму, на которую понизилась стоимость товара из-за частичного использования и потери товарного вида?
Нет, продавец не может понизить стоимость товара. Т.к. в соответствии со ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» потребитель вправе потребовать полного возмещения убытков, причиненных ему вследствие продажи товара ненадлежащего качества[24].
6. Оформите ценник на вино «Алазанская долина»[25]
7. Особенности рекламы алкогольной продукции. Какой документ регламентирует правила рекламирования данной продукции
Реклама алкогольной продукции, распространяемая любыми способами, не должна:
- содержать демонстрацию процессов потребления алкогольной продукции, а также не должна создавать впечатление, что употребление алкогольной продукции имеет важное значение для достижения общественного, спортивного или личного успеха либо для улучшения физического или психического состояния;
- дискредитировать воздержание от употребления алкогольной продукции, содержать информацию о положительных терапевтических свойствах алкогольной продукции и представлять их высокое содержание в продукте как достоинство;
- обращаться непосредственно к несовершеннолетним, а также использовать образы физических лиц в возрасте до 35 лет, высказывания или участие лиц, пользующихся популярностью у несовершеннолетних и лиц в возрасте до 21 года;
- распространяться в любой форме в радиопередачах, телепрограммах, при кино- и видеообслуживании, в печатных изданиях для несовершеннолетних;
- распространяться на первой и последней полосах газет, а также на первой и последней страницах и лицевых сторонах обложек журналов;
- распространяться в детских, учебных, медицинских, спортивных, культурных организациях, а также ближе 100 метров от них.
Правила рекламирования алкогольной продукции регламентируются Федеральным Законом «О рекламе»[26].
[1] См.: ГОСТ Р 51303-99 Термины и определения» // Торговая газета. № 9, 2000. С.8.
[2] См.: ГОСТ Р 51305-99 «Требования к обслуживающему персоналу» // Торговая газета. № 3, 2000. С.8.
[3] Образец оформления распорядка работы магазина / Приложение к постановлению совета облпотребсоюза от 9 января 2001 года № 1-С.
[4] См. ст. 11 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.
[5] Правила продажи отдельных видов товаров от 06.02.2002 // В ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104.
[6] См. ст. 11 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.
[7] Образец оформления распорядка работы магазина / Приложение к постановлению совета облпотребсоюза от 9 января 2001 года № 1-С.
[8] Правила продажи отдельных видов товаров от 06.02.2002 // В ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104.
[9] Правила продажи отдельных видов товаров от 06.02.2002 // В ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104.
[10] Федеральный закон «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при проведении государственного контроля (надзора)». Принят Государственной Думой 14 июля 2001 года.
[11] См.: Письмо № 1-314/32-9 от 17 марта 1994 г. «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети».
[12] Правила продажи отдельных видов товаров от 06.02.2002 // В ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104.
[13] Рекомендации по оформлению ценников // Письменная консультация
[14] Рекомендации по оформлению ценников // Письменная консультация
[15] Ст. 18 Закона РФ «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.
[16] Правила продажи отдельных видов товаров от 06.02.2002 // В ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104.
[17] Рекомендации по оформлению ценников // Письменная консультация
[18] Правила продажи отдельных видов товаров от 06.02.2002 // В ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104.
[19] Перечень непродовольственных товаров надлежащего качества, не подлежащих возврату или обмену на аналогичный товар других размера, формы, габарита, фасона, расцветки или комплектации (п. 4 в ред. Постановления Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222).
[20] Правила продажи отдельных видов товаров от 06.02.2002 // В ред. Постановлений Правительства РФ от 20.10.1998 № 1222, от 02.10.1999 № 1104.
[21] Рекомендации по оформлению ценников // Письменная консультация
[22] См.: Письмо № 1-314/32-9 от 17 марта 1994 г. «О примерных правилах работы предприятия розничной торговли и основных требованиях к работе мелкорозничной торговой сети».
[23] Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.
[24] Федеральный закон «О защите прав потребителей» от 7 февраля 1992 года.
[25] Рекомендации по оформлению ценников // Письменная консультация
[26] См.: Закон Российской Федерации «О рекламе» / 18 июля 1995 года № 108-ФЗ.