Содержание

Введение. 2

1.Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций. 3

2. Пути и меры по привлечению прямых иностранных инвестиций. 8

3. Особенности иностранных инвестиций России. 11

Заключение. 23

Список литературы.. 24

Введение

Факторы, которые помогли России быстро восстановиться после кризиса 1998 года, себя исчерпали. Для роста производства необходимы инвестиции, а для инвестиций - развитый банковский сектор.

Многие иностранные инвесторы считают инвестиционный климат в России неблагоприятным из-за политической и экономической нестабильности, неотработанности законодательства, обременительной налоговой системы, неразвитости инфраструктуры.

Так, они отмечают наличие в России противоречащих друг другу и быстро изменяющихся законодательных актов и постановлений, касающихся иностранных инвестиций, различное толкование или даже игнорирование их отдельными организациями и местными властями. На такие принципиальные вопросы, как право собственности на землю, механизмы реализации залоговых форм, иностранные инвесторы не получат однозначных ответов. Налоговая система не стимулирует инвестиционную активность.

Недостаток коммерческой информации о рынке в России, регионах и конкретных предприятиях, транспортной и телекоммуникационной системах, правовой базе также является препятствием на пути иностранного инвестирования в экономику России, особенно для малых и средних зарубежных компаний и фирм. В настоящее время открываются новые перспективы притока иностранных инвестиций в российскую экономику.

Цель работы показать сущность инвестиций. Задачи работы заключаются в том, чтобы показать иностранные инвестиции в России, особенности их развития.

 1.Инвестиционный климат в России и привлечение иностранных инвестиций

Общий объем иностранных инвестиций в Россию в первом полугодии 2002 года вырос на 25,2% по сравнению с аналогичным периодом прошлого года, при этом более 40% инвестиций приходится на предприятия торговли и общественного питания. Вместе с тем сокращается доля инвестиций в транспортную и машиностроительную отрасли, а также в финансовый и страховой секторы.

Иностранные инвесторы, стремящиеся вкладывать деньги в российскую экономику, сталкиваются со значительными проблемами. Наиболее серьезные из них связаны с разрешением экономических споров в судебных органах, постоянно меняющимся законодательством, а также с недостаточным обеспечением прав собственности и прав кредиторов. Большое беспокойство у иностранцев вызывает возможность значительных изменений в российской политической сфере. Существенные проблемы влекут за собой также неразвитый банковский сектор, российская система бухучета (отличная от международных стандартов) и бич отечественной экономики - коррупция.

Одна из основных проблем, мешающих инвестированию в российскую экономику, - различие российской и западной систем бухучета. Система GAAP дает представление о реальном положении дел на предприятии, в то время как отечественная система бухучета подобного представления не дает (особенно это касается такого понятия, как чистая прибыль).

Другая проблема заключается в том, что многие руководители наших компаний не понимают принципов инвестирования и этики общения с иностранными инвесторами. Это привело к появлению термина "красный директор", обозначающего руководителя, уровень мышления и методы управления которого соответствуют эпохе социализма. Не менее важной остается проблема коррумпированности российских чиновников, из-за которой многие проекты остаются нереализованными, особенно проекты среднего уровня.

К мотивам, по которым иностранные инвесторы предпочитают размещать свои инвестиции именно в России, прежде всего необходимо отнести значительный объем отечественного рынка, а также наличие дешевой рабочей силы, квалифицированных специалистов и, что немаловажно, - появившуюся в последнее время у нас в стране тенденцию к снижению торговых барьеров (в 2001-2002 годах, в преддверии вступления в ВТО, Россия частично либерализовала свои рынки).

Несмотря на сложности, с которыми иностранные инвесторы сталкиваются у нас в стране, Россия по-прежнему остается предметом их пристального внимания.

Так, страной, благоприятной для инвестиций, считает Россию британская компания "Бритиш Петролеум". В июле 2002 года ее вице-президент Роберт Дадли на встрече с министром энергетики РФ Игорем Юсуфовым заверил, что компания "имеет опыт и привержена идее инвестирования в Россию". По его убеждению, президент РФ Владимир Путин "сделал многое для создания в стране благоприятных и понятных для иностранных инвесторов условий капиталовложения".

Причинами того, что иностранцы все с большим энтузиазмом инвестируют свои капиталы в Россию, являются устойчивый рост российской экономики, значительное улучшение макроэкономических показателей, структурные реформы и, самое главное, - рост внутреннего потребления.

На фоне этих факторов вопрос о вступлении России в ВТО имеет второстепенное значение. Основное - это то, что потенциал роста объемов потребления в России все еще значителен и объемы потребления будут активно расти еще как минимум пять лет. Следующий важный фактор роста инвестиций - репатриация капиталов, пришедшая на смену вывозу[1].


 









Рисунок 1 – Динамика иностранных инвестиций в Россию (по данным Госкомстата), млн. долл. США

В первом полугодии 2002 года темпы прироста общего объема иностранных инвестиций в экономику России составили 25,2% по сравнению с аналогичным периодом 2001 года и достигли 8368 млн долл. США. (Из них прямые инвестиции1 составили 1872 млн долл. США, портфельные2 - 199 млн долл. США, прочие инвестиции3 - 6297 млн долл. США.) Это ниже, чем данный показатель первого полугодия 2001 года, когда темпы прироста общего объема иностранных инвестиций составляли 40%.

Тенденция увеличения общего объема иностранных инвестиций в Россию проявилась после 1999 года (рис.1).

Первое, самое главное направление привлечения иностранного капитала - освоение с его помощью невостребованного научно-технического потенциала России, особенно на конверсируемых предприятиях оборонной промышленности.

Второе направление - расширение и диверсификация экспортного потенциала России.

Третье направление - создание импортозамещающих производств, развитие производства товаров народного потребления, продовольственных товаров, медикаментов.

Четвертое направление - сфера транспорта и связи, отрасли инфраструктуры.

Пятое направление - содействие притоку иностранных инвестиций в трудоизбыточные регионы, в восточные районы страны, обладающие богатыми природными запасами.

От российского правительства требуются вполне конкретные практические меры по улучшению работы с иностранными инвесторами - в области законодательства, кредитно-финансовой и налоговой политики, в организационной и информационной сферах. Существующее законодательство об иностранных инвестициях не отражает экономические реалии страны и требует доработок, по степени риска вложения капитала Россия находится на одном из последних мест. Поэтому правительство должно принять ряд новых акций по привлечению иностранных инвестиций.

Учитывая, что вопросами регулирования и координации привлечения иностранных инвестиций в экономику России до последнего времени занимались многие министерства и ведомства, что затрудняло работу иностранных инвесторов в России и вызывало обоснованные нарекания, правительство России приняло решение о возложении функций по координации деятельности федеральных органов исполнительной власти РФ и органов исполнительной власти субъектов РФ по вопросам сотрудничества с иностранными инвесторами на Министерство Экономики России. Указанное решение облегчит практическую деятельность иностранных инвесторов на территории РФ. Для этого Министерство Экономики России должно обеспечить: - систематическую, увязанную с другими направлениями экономической политики правительства, разработку предложений в сфере международного финансово-инвестиционного сотрудничества; - формирование и реализацию государственной политики по привлечению иностранных инвестиций, а также координацию сотрудничества в инвестиционной сфере с международными финансовыми организациями; - работу по заключению международных договоров о поощрении и взаимной защите капиталовложений, организации и проведению международных тендеров, заключению концессионных договоров и соглашений о разделе продукции, наполнению кредитов, получаемых от международных финансовых организаций и иностранных государств, конкретными инвестиционными проектами, созданию свободных экономических зон и регулированию в них деятельности иностранных инвесторов[2].

Приток иностранных инвестиций жизненно важен и для достижения среднесрочных целей - выхода из современного общественно-экономического кризиса, преодоления спада производства и ухудшения качества жизни россиян. При этом необходимо иметь ввиду, что интересы российского общества, с одной стороны, и иностранных инвесторовс другой, непосредственно на совпадают. Россия заинтересована в восстановлении, обновлении своего производственного потенциала, насыщение потребительского рынка высококачественными и недорогими товарами, в развитии и структурной перестройке своего экспортного потенциала, проведении антиимпортной политики, в привнесение в наше общество западной управленческой культуры. Иностранные инвесторы, естественно, заинтересованы в новом плацдарме для получения прибыли за счет обширного внутреннего рынка России, ее природных богатств, квалифицированной и дешевой рабочей силы, достижений отечественной науки и техники и... даже ее экологической беспечности. Поэтому перед нашим государством стоит сложная и достаточно деликатная задача: привлечь в страну иностранный капитал, не лишая его собственных стимулов и направляя его по мерам экономического регулирования на достижение общественных целей.

2. Пути и меры по привлечению прямых иностранных инвестиций

Привлечение иностранных инвестиций в российскую экономику является важным средством устранения инвестиционного "голода" в стране. По оценке премьер-министра России В. Черномырдина, данной им в Давосе, потребность страны в иностранных инвестициях составляет 10-12 млрд. долларов в год. Однако для того, чтобы иностранные инвесторы пошли на такие вложения, необходимы очень серьезные изменения в инвестиционном климате.

Механизм привлечения и использования иностранных инвестиций составляет лишь небольшую часть указанных проблем. Однако роль его весьма существенна, если учесть возможность приобретения иностранными инвесторами значительной собственности в России, их участия в разработке природных ресурсов, конверсии военных производств, экспорте дефицитных видов сырья и топлива, масштабных валютных операциях. Все это связано с общим и неоднозначным воздействием мирохозяйственных отношений на развитие страны.

В условиях социализма административная система решала эту задачу просто - наращивание военной мощи, минимальный объем внешнеэкономических связей, в основном посредством торговли, огромные зоны на территории страны, закрытые не только для иностранцев, но и для собственных граждан. Прямые иностранные инвестиции, связанные с получением контроля над предприятием, никак не вписывались в схему централизованных капиталовложений.

Такое понимание национальных интересов обернулось для страны труднопреодолимым отставанием в ключевых направлениях научно-технического прогресса, стагнацией экономики и консервацией ее устаревшей структуры.

Рыночные преобразования предполагают интеграцию российской экономики в мировую систему. Для развитых стран Запада именно прямые инвестиции стали главным элементом взаимных экономических связей, в разные периоды способствуя восстановлению экономики, росту научно-технического потенциала, структурной перестройке хозяйства. Сейчас уже нет необходимости доказывать заметную роль иностранных инвестиций в процессе перехода к рынку, которая видна на примере ряда стран Восточной Европы, Китая. В этой связи главный вопрос для России - четко определить, наконец, какова должна быть ее стратегия в области иностранных инвестиций, с тем чтобы она соответствовала национальным интересам.

При выработке инвестиционной стратегии должны быть учтены по крайней мере четыре важных фактора.

Первый - непосредственные цели, которые могут быть достигнуты благодаря привлечению иностранных инвестиций. Речь идет не только о стремлении добиться конкретных результатов в переходный период, но и о том, чтобы поставленные цели были достижимы и не противоречили друг другу. Экономическим интересам России отвечало бы участие иностранных инвесторов прежде всего в решении следующих проблем: изыскание дополнительных источников финансирования капиталовложений; эффективная приватизация как посредством перехода государственных активов к новым собственникам, так и путем увеличения доли частных фирм в общем числе российских предприятий и объеме выпускаемой продукции; структурные сдвиги в экономике, преодоление отсталости структуры за счет создания новых производств; модернизация и техническое перевооружение действующих предприятий.

Второй - механизм привлечения и использования иностранных инвестиций. Именно здесь должно в полной мере проявиться понимание национальных интересов и то, каким образом должен сочетаться с ними режим для иностранных инвестиций. Прежде всего это касается принципов формирования самого режима, включая его правовую и административную стороны, ясность, открытость, стабильность.

Главный вопрос, который требует решения, это выбор режима. Будет ли это национальный или преференциальный режим - от этого во многом зависит, придут ли в страну иностранные инвесторы. Двухлетний российский опыт лишний раз подтвердил вывод, следующий из мировой практики: в условиях нестабильности, отсутствия развитой рыночной инфраструктуры идея "чистого" национального режима несостоятельна. В

России она обернулась реальной дискриминацией иностранных инвесторов при общем крайне неблагоприятном инвестиционном климате.

Третий - задачи, наиболее тесно связанные с обеспечением национальных интересов, но достижение которых может ограничить приток иностранных инвестиции. В число таких задач входят обеспечение национальной безопасности, суверенитет над природными ресурсами, сохранение контроля над ключевыми секторами экономики, охрана культурного достояния страны. Очевидно, что в данном случае речь идет именно о таких сферах, где иностранные инвестиции должны быть запрещены совсем или ограничены. В отношении национальной безопасности это касается прежде всего оборонных предприятий, выпускающих различные виды вооружений и располагающих основным технологическим потенциалом России. Наряду с обороной, закрытой областью для иностранных инвесторов могут быть объекты культуры (архитектурные ансамбли, музеи, театры), представляющие для нации несомненную историческую и культурную ценность. Здесь возможно самое широкое международное сотрудничество, включая участие иностранных партнеров в восстановлении памятников российской культуры, но вряд ли целесообразны инвестиции, связанные с приобретением собственности.

Четвертый - интересы и цели потенциальных иностранных инвесторов. Это - весьма существенный фактор, которому пока не уделяется должного внимания. Дело в том, что разрабатываемые в России меры по привлечению финансовых ресурсов слабо учитывают состояние международного рынка капиталов и поведение самих инвесторов. Правительство и законодатели отдают себе отчет, что на мировом рынке существует жесткая конкуренция. Россия же с ее низким рейтингом в силу огромных рисков выглядит крайне неблагоприятно на фоне других стран - потенциальных реципиентов капитала. Необходимо, однако, понять, что Россия вообще не рассматривается пока частными инвесторами за рубежом как участник конкурентной борьбы за международные инвестиции, поскольку в ней не создано стандартных условий для приема инвестиций. Наши преимущества - потенциально емкий рынок, разнообразные природные ресурсы, научно-техническая база и сравнительно квалифицированная рабочая сила - станут конкурентоспособными только после устранения экономических и организационно-административных барьеров на пути инвестиций.

Поэтому, оценивая перспективы притока иностранного капитала, следует также принять во внимание подход самих инвесторов к выбору сфер вложения капитала: стратегия компаний, исходящая из возможности завоевания новых рынков, сокращения издержек, трансферта технологии, в том числе устаревшей, использования преимуществ кооперации и привлечения новых партнеров, интеграции создаваемых в России предприятий в глобальную (или региональную) сеть своего производства; оценка инвесторами ситуации в России - стабильность инвестиционного климата, "цена" вхождения в экономику, инвестиционная привлекательность страны в целом и отдельных регионов, анализ и определение удельного веса важнейших факторов риска: оценка иных сфер приложения капитала в сравнении с Россией, исходя из краткосрочных целей и долгосрочной стратегии компании.

Инвестиционная привлекательность некоторых регионов даже на фоне общей нестабильности в России может сыграть очень важную роль при сравнении со странами Балтии, Восточной и Центральной Европы, отчасти Китаем.

3. Особенности иностранных инвестиций России

По сравнению с январем - июнем 2001 года в аналогичном периоде текущего года в общем объеме иностранных инвестиций значительно снизилась доля прямых иностранных инвестиций - с 37,5 до 22,4%, портфельных инвестиций - с 3,6 до 2,4%. Вместе с тем доля прочих инвестиций выросла с 58,9 до 75,2%.

Прямые иностранные инвестиции - капитал менее мобильный, чем портфельные инвестиции, которые весьма быстро реагируют на изменения конъюнктуры, могут в короткие сроки заполнить фондовый рынок страны с целью скупки акций перспективных компаний, а при ухудшении положения - также быстро его покинуть. Попадая в страну, такой капитал увеличивает ликвидность вложений, являясь своеобразным индикатором состояния предприятия или отрасли.

Так, портфельные инвестиции быстрее прямых отреагировали на банковский кризис в России в 1998 году и на экономический рост в 2000-2001 годах. В 1995 году портфельные инвестиции составляли 1,3% в общем объеме иностранных инвестиций, в 1997 году достигли своего пика (5,5%), резко снизились в 1999 году - 0,3% (реакция на кризис 1998 года) и довольно стремительно выросли в 2001 году, составив 3,2% от всех иностранных инвестиций (рост ВВП в 2000 году составил 9%, а в 2001 году - 5%) (рис. 2).











Рисунок 2 – Структура иностранных инвестиций в Россию (по данным Госкомстата)

Рост портфельных инвестиций в России в 2001 году эксперты считали одним из показателей выхода страны из кризиса. К тому же увеличение данного

Рисунок 3 – Отраслевая структура иностранных инвестиций по итогам первого полугодия 2002 года

вида инвестиций, как правило, влечет за собой рост прямых инвестиций, которые сегодня очень важны для России. Однако в первом полугодии 2002 года удельный вес портфельных инвестиций снова начал сокращаться и составил всего 2,4% (199 млн долл. США) от общего объема иностранных инвестиций в Россию. Причиной такого сокращения стали не только "проблемы" в США, но и менее удачный, чем предыдущий, в экономическом отношении год для России. В результате в первом полугодии 2002 года сложилась ситуация, когда иностранцы, с одной стороны, не могли, а с другой - не хотели вкладывать средства в ценные бумаги российских компаний.

Говоря о сокращении объемов портфельных инвестиций, можно заметить, что летом объем таких инвестиций всегда сокращается.





Назвать 2002 год менее удачным в экономическом плане нельзя - по предварительным данным Госкомстата России, темпы роста ВВП в нынешнем году могут увеличиться с 3,2 до 4%. Это достаточно оптимистичный прогноз, тем более что он касается не только сырьевого сектора, но и сектора производства и обработки. Проблема выплат внешнего долга России не является серьезной - об этом говорит рост котировок еврооблигаций.

В 2002 году по-прежнему будут сокращаться удельный вес и объем прямых иностранных инвестиций. В лучшем случае они останутся на уровне 2001 года. Тем более что тенденция к сокращению прямых иностранных инвестиций сейчас прослеживается во всем мире.

По данным Организации экономического сотрудничества и развития (ОЭСР), объем прямых иностранных инвестиций в развитые страны в 2001 году снизился на 56% до 565 млрд долл. США (по сравнению с более чем 1 трлн долл. США годом ранее). Наиболее значительно (на 57%) сократился объем прямых иностранных инвестиций в США, составив 131 млрд долл. США, что является самым низким показателем с 1997 года. Прямые иностранные инвестиции в экономику Германии, Японии, Швеции и Великобритании в прошлом году также существенно сократились. По данным The Wall Street Journal, объем инвестиций, вероятнее всего, и в текущем году будет уменьшаться.


Рисунок 4 – Отраслевая структура инвестиций, поступивших от иностранных инвесторов по основным отраслям (расчеты ЦЭА «Интерфакс» по данным Госкомстата)

Резкое уменьшение объема прямых иностранных инвестиций - пример взаимозависимости мирового рынка акций, который сейчас падает, и реальной экономики. По оценкам ОЭСР, из-за того, что активность на рынке корпоративных слияний-поглощений значительно снизилась, объем прямых иностранных инвестиций в 2002 году сократится еще на 25%.

После кризиса 1998 года отраслевая структура иностранных инвестиций в отечественную экономику претерпела значительные изменения. Резко сократилось количество инвестиций в такие области, как финансы, кредит, страхование, пенсионное обеспечение (рис. 3).

Последние несколько лет наиболее привлекательной для иностранцев по-прежнему остается сфера торговли и общественного питания. В первом полугодии 2002 года иностранные инвестиции в эту отрасль составили 3596 млн долл. США, что на 44,6% больше, чем за аналогичный период 2001 года (рис. 4).

Инвестиции в топливную промышленность увеличились по сравнению с первым полугодием 2001 года в 2,7 раза и составили 821 млн долл. США. На 30% вырос объем денежных вложений в связь, составив в январе - июне 2002 года 277 млн долл. США.

Наряду с этим инвестиции в машиностроение сократились на 12,5% и за первые шесть месяцев текущего года составили 279 млн долл. США. Инвестиции в транспорт составили всего 73 млн долл. США (сократились в 5,4 раза по сравнению с первым полугодием 2001 года), в пищевую промышленность - 701 млн долл. США (сократились на 8,4%), в финансы, кредит, страхование - 41 млн долл. США (уменьшились в 2,4 раза).

Иностранные инвестиции будут направляться, прежде всего, в те компании, в которых работают профессиональные менеджеры, привнесшие в работу фирмы западные методы учета и управления.

Большая часть предприятий, которые были бы привлекательны для иностранных инвесторов, - это промышленные предприятия, например текстильные, пищевые, фармацевтические, химические. Но главной причиной, препятствующей вложению средств в эти компании, является их непрозрачная отчетность и отсутствие грамотно функционирующих структурных подразделений.

В ближайшее время в России должны появиться новые компании, привлекательные для инвесторов. По моим оценкам, более 70% инвестиций в последние годы были направлены в нефтяной сектор. Всего существует 10-15 компаний, акциями которых ежедневно торгуют на биржах, но их круг в скором времени непременно расширится.













Рисунок 5 – Распределение иностранных инвестиций по регионам (расчеты ЦЭА «Интерфакс» по данным Госкомстата)[3]

Чтобы привлечь инвестора, предприятие должно перейти на международные стандарты отчетности или хотя бы вести параллельный учет, так как отчетность - это первое, на что обращает внимание каждый инвестор. Кроме того, западные методы управления позволяют российским компаниям стать полноправными членами мирового сообщества, а не восприниматься как некая экзотика, привносящая необоснованно высокие риски.

Лидером по объему иностранных инвестиций остается Москва, на долю которой по итогам первого полугодия 2002 года пришлось 44,4% общего объема иностранных инвестиций, поступивших в Россию. Объясняется это тем, что российская столица по-прежнему является крупнейшим промышленным и финансовым центром с развитой инфраструктурой и наиболее высоким платежеспособным спросом населения.

Общая сумма поступивших в Москву инвестиций по итогам января - июня 2002 года составила 3 718 673 тыс. долл. США, увеличившись по сравнению с аналогичным периодом 2001 года на 26,4%. Из них на долю прямых инвестиций пришлось 779 924 тыс. долл. США; на долю портфельных инвестиций - 92 613 тыс. долл. США; на долю прочих инвестиций - 2 846 136 тыс. долл. США (рис. 5).

Кроме того, возрос объем иностранных инвестиций в Омскую область - с 314 млн долл. США в первом полугодии 2001 года до 735,8 млн долл. США в первом полугодии 2002 года (в 2,3 раза); в Сахалинскую область - с 153 млн долл. США до 264,9 млн долл. США (в 1,7 раза).

Между тем, в январе - июне 2002 года сократился объем инвестиций в предприятия Санкт-Петербурга с 509 млн долл. США до 498,8 млн долл. США (на 2%) и Челябинской области - с 380 млн долл. США до 312,5 млн долл. США (на 17,8%).

Неравномерность распределения иностранных инвестиций по регионам связана со слабой региональной политикой в области их привлечения, а также с плохой осведомленностью иностранных инвесторов о существующих инвестиционных проектах.

По данным Госкомстата России, накопленный объем иностранных инвестиций в экономику России к концу июня 2002 года составил 38 150 млн долл. США, что на 12,7% больше, чем в первом полугодии 2001 года. Наибольший удельный вес в накопленном иностранном капитале приходится на прямые иностранные инвестиции - 48,7%, или 18 579 млн долл. США. Доля прочих инвестиций, осуществляемых на возвратной основе (кредиты международных финансовых организаций, торговые кредиты и пр.), составила 47,5%, или 18 129 млн долл. США, портфельных - 3,8%, или 1442 млн долл. США. На долю прямых иностранных инвестиций в общем объеме накопленного иностранного капитала приходилось 51,9%, портфельных инвестиций - 3,0%, прочих инвестиций - 45,1%.

На конец июня 2002 года на промышленность приходилось 14 830 млн долл. США, или 38,9% всего накопленного иностранного капитала в экономике России, а на торговлю и общественное питание - 11 873 млн долл. США, или 31,1%.

По итогам первого полугодия 2002 года 81% (30 895 млн долл. США) общего объема накопленного в российской экономике иностранного капитала приходился на девять крупнейших стран-инвесторов ( рис. 6). Первое место по


Рисунок 6 – Объем накопленных иностранных инвестиций по основным странам-инвесторам на конец июня 2002 года (по данным Госкомстата) данному показателю в настоящее время занимает Германия, которая к концу июня 2002 года инвестировала в российскую экономику 7164 млн долл. США. Второе место - США (5356 млн долл. США), третье - Кипр 4807 млн долл. США)[4].

Удельный вес инвестиций из США, поступивших в Россию в первом полугодии 2002 года, сократился с 11,3% в 2001 году до 6,6%, что обусловлено снижением общей инвестиционной активности в Соединенных Штатах, связанным с экономическим кризисом в этой стране и массовыми корпоративными скандалами, значительно подорвавшими доверие инвесторов (рис. 7 на с. 68).

Рисунок 7 – Инвестиции, поступившие от трех крупнейших стран-инвесторов (расчеты ЦЭА «Интерфакс» по данным Госкомстата)

Рисунок 7 – Инвестиции, поступившие от трех крупнейших стран-инвесторов (расчеты ЦЭА «Интерфакс» по данным Госкомстата)[5]

Доля инвестиций, поступивших из Кипра, также сократилась с 16,4% (в 2001 году) до 13,3% в первом полугодии 2002 года. Давно известен тот факт, что декларируемые в России иностранные инвестиции из Кипра в действительности имеют не кипрское происхождение. Их источник - российский капитал, владельцы которого сначала вывозят его из России, а затем в виде иностранных инвестиций ввозят обратно. Однако в свете изменений в налоговом законодательстве Кипра объем подобных инвестиций из этой страны в дальнейшем может сокращаться.

Значительно возрос удельный вес инвестиций, поступивших из Германии, - с 8,7% в 2001 году до 19,4% в первом полугодии 2002 года. Однако весьма вероятно, что во второй половине 2002 года объем инвестиций из этой страны уменьшится, так как немецкие партнеры могут сократить или приостановить финансирование ряда проектов. Причина этого - наводнение в Германии в августе 2002 года.

Учитывая ситуацию в Германии и США, можно предположить, что во второй половине 2002 года инвестиции из Кипра по объему могут выйти на первое место. При этом общий объем иностранных инвестиций в российскую экономику к концу текущего года, вероятно, окажется ниже уровня, прогнозируемого Минэкономразвития России.

По оценкам экспертов, в ближайшие годы России потребуются инвестиции в размере 100-150 млрд долл. США. В настоящее время инвестиционный климат в нашей стране после кризиса 1998 года начинает постепенно улучшаться. Иностранные инвесторы положительно оценивают изменения в налоговом и таможенном законодательствах, а также принимаемые российским правительством меры по реструктуризации экономики. Так, директор Всемирного банка по России Джулиан Швайцер заявил, что, благодаря изменениям в российском законодательстве, сделан важный шаг по улучшению инвестиционного климата, однако потенциальные инвесторы должны убедиться, что новые законы работают. Дж. Швайцер также отметил, что принятие закона об обороте сельхозземель, пакета законов по дебюрократизации экономики, проведение налоговой реформы - серьезный шаг вперед. Благодаря этому изменилось отношение к России за рубежом. Теперь необходимо привлечь больший объем инвестиций. Бизнесмену недостаточно знать, что законы, улучшающие предпринимательский климат, одобрены. Ему необходимо убедиться, что законы работают там, куда он собирается вкладывать деньги.

По мнению Дж. Швайцера, факторы, которые помогли России быстро восстановиться после кризиса 1998 года, себя исчерпали. Сейчас курс рубля сбалансирован, цены на нефть держатся на достаточно высоком уровне. В таких условиях надо создавать нормальную экономику, чтобы избежать получения дохода только от сырьевых отраслей. Это означает, что следует развивать производственные отрасли. Но тут можно попасть в замкнутый круг, считает Дж. Швайцер, поскольку для роста производства необходимы инвестиции, а для инвестиций - развитый банковский сектор[6].

Заключение

Таким образом, первая задача в сфере привлечения иностранного капитала в экономику России состоит в прекращении оттока российских капиталов за рубеж и – в идеале - в возврате российского капитала из-за рубежа. Однако, если первая часть данной задачи решается относительно легко средствами ужесточения законодательства, регулирующего отток капиталов за рубеж, разработки эффективных мер контроля и жестких санкций по отношению к нарушителям законодательства и применением их невзирая на лиц, то для решения второй ее части необходимо всерьез создавать условия выгодного размещения капиталов внутри страны и последовательно в течение ряд лет проводить политику "амнистии" для возвращенных в страну капиталов.

Второй важный аспект создания благоприятного инвестиционного климата состоит в стабильной налоговой системе, предусматривающей невысокое обложение прибылей и построенной на тех же логических принципах, что и системы налогообложения в развитых капиталистических странах. Необходимость рационально построенной налоговой системы осознается в России уже давно, ее отсутствие в значительной мере является причиной нынешнего состояния экономики страны и, по всей видимости, предпринимаемые меры по изменению сложившейся ситуации должны оказать позитивное воздействие после принятия Налогового кодекса Российской Федерации. Не касаясь далее проблем построения налоговой системы, отметим, что наибольшее влияние на незначительную привлекательность России для западных инвесторов оказывает не высокий уровень налогов, полный произвол в области введения и отмены налогов, противозаконная налоговая инициатива местных властей, пытающихся таким образом как-то свести расходы и доходы.






Список литературы

1. Хейне. П., “Экономический образ мышления”, С-инфо, М, 2001.-265с.

2. М. Портер, "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2002.-321с.

3. Материалы агентства “Интерфакс” за 1999-2002 гг.

4.Алексеева М. М. Планирование деятельности фирмы. - М.: Финансы и статистика, 2003.-356с.

5.Балабанов И. Т. Анализ и планирование финансов хозяйствующего субъекта. -М.: Финансы и статистика, 2001.-254с.

6. Банковское дело: Учебник для ВУЗов/ Под ред. Лаврушина О. И. – М.: Финансы и статистика, 2002.-498с.

7. Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -М.: Финансы и статистика, 2002.-396с.



[1] Хейне. П., “Экономический образ мышления”, С-инфо, М, 2001.-265с.


[2] Ковалев В. В. Финансовый анализ: Управление капиталом. Выбор инвестиций. Анализ отчетности. -М.: Финансы и статистика, 2002.-396с.


[3] Материалы агентства “Интерфакс” за 1999-2002 гг.

[4] М. Портер, "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2002.-321с.


[5] Материалы агентства “Интерфакс” за 1999-2002 гг.

[6] М. Портер, "Международная конкуренция", С-инфо, М, 2002.-321с.